На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие структур управления в условиях рыночной экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный  университет 
низкотемпературных  и пищевых технологий
 
 

 
 

Кафедра экономики промышленности и организации производства.  

Менеджмент  и маркетинг. 

Контрольная работа  

Вариант № 9. 

«Развитие структур управления в условиях рыночной экономики». 
 
 

                                                                             
 

Выполнила:
                                                                                    
 

Санкт-Петербург

                                                     2011

 

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Понятие предприятия, цели и  направления деятельности…………...5

     2. Понятие и функции управления………………………………………..6

     3. Структура предприятия………………………………………………7

     3.1  Организационные структуры управления…………………………...7

     3.2  Производственные структуры управления…………………………12

     Заключение………………………………………………………………..22

     Список  использованной литературы…………………………………….23

 

    Введение

     Движителем  рыночной экономики принято считать  предпринимателей как деловых, инициативных, творчески мыслящих, наконец предприимчивых людей, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, на свой страх и  риск, под собственную имущественную ответственность и направленную на получение прибыли. Предпринимательство предполагает наличие новаторской экономической деятельности, касающейся не только нахождения новых источников сырья и рынков сбыта, реорганизации производства и освоения новых видов продукта, но и внедрения широкого круга инноваций.
     Развитие  предпринимательства является основой  для становления рыночной экономики, и сегодня, так или иначе, оно  получает широкое развитие. Наряду с этим разрешенными становятся многие другие виды деятельности, ранее подвергавшиеся запрету и преследованию.
     Именно  предприниматель представляется главным  действующим лицом рыночной экономики, реализующим в процессе своей  деятельности присущие ей экономические  отношения собственности.
     И само управление (или менеджмент) понимается как проявление предпринимательской  способности направлять используемые ресурсы в ту сферу, где существует возможность получение наилучших  результатов. В условиях рыночной экономики  пестрая картина успехов бизнеса является прежде всего результатом успешности управленческой деятельности, предприимчивости руководства фирм.
     Характерной особенностью современного состояния  рынка является общий рост конкуренции  на многих его сегментах. Это приводит к тому, что ранее проводимые мероприятия по повышению конкурентоспособности организации на рынке не приводят к желаемым результатам. Самое время предпринимать кардинальные действия по общему повышению эффективности функционирования предприятия. В наше время успешность функционирования фирмы, в конечном счете, целиком зависит от правильности принятия решений высшим управленцем, и возрастает степень его ответственности за каждое принимаемое решение, направленное на поиск эффективных путей адаптации системы управления к условиям обостряющейся конкурентной борьбы. В связи с этим требуется большая глубина проработанности в управленческой аналитике, которая невозможна без применения современных методов анализа управленческой деятельности.
     Несмотря  на то, что теоретические основы управления исследовались многими учеными, до сих пор нет общепринятого определения понятия «управление». Систему управления и ее структуру можно рассматривать в различных аспектах, каждый из которых имеет свою специфику исследования.
     В исследованиях систем управления широко используются подходы выделения структуры управления по функциям, по этапам принятия решения, по контурам управления, по подсистемам, элементам, и т.д.
 

      1. Понятие предприятия,  цели и направления  деятельности

     В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.   
     Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект  производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
     Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и  т.п.   
     Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.
     На  основе общей миссии предприятия  формируются и устанавливаются  общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней  средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.
     Каждое  предприятие - это сложная производственно-экономическая  система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:
     1) комплексное изучение рынка (маркетинговая  деятельность);
     2) инновационная деятельность (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных,  управленческих и других новшеств в производство);
     3) производственная деятельность (изготовление  продукции, выполнение работ и  оказание услуг, разработка номенклатуры  и ассортимента адекватных спросу  на рынке);
     4) коммерческая деятельность предприятия  на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);
     5) материально-техническое обеспечение  производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение  всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);
     6) экономическая деятельность предприятия  (все виды планирования, ценообразования,  учет и отчетность, организация  и оплата труда, анализ хозяйственной  деятельности и т.п.);
     7) послепродажный сервис продукции  производственно-технического и  потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);
     8) социальная деятельность (поддержание  на надлежащем уровне условий  труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.). 
 

     2. Понятие и функции управления
     Управление  представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей  с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.
     Главной задачей управления является обеспечение  роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования  технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия.
     В основе управления предприятием лежат  принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления.
     К общим функциям управления относятся:
    планирование - это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели;
    организация - это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, или право использовать ресурсы предприятия;
    мотивация (активизация) - это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе;
    контроль и учет - это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.
 
 
     3. Структура предприятия
     Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия организационной, производственной и общей структур управления. 

     3.1  Организационные структуры управления
     Существуют следующие организационные структуры управления:
    Линейная;
    Многолинейная (функциональная);
    Линейно-штабная.
     Линейная  организационная  структура управления – это одна из  простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
     При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о по объектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.
     Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Схематически линейная структура управления представлена на рис.1. 

       
                              Линейные исполнители                             
       
   
                                   Исполнители                                  
                       
 
А1
 
 
А2
 
 
А3
 
 
Б1
 
 
Б2
 
 
Б3
 
 
      
 

Преимущества Недостатки
1) Четкое  разграничение ответственности  и компетенции; 1) Высокие профессиональные  требования к руководителю;
2) Простой  контроль; 2) Сложные коммуникации  между исполнителями;
3) Быстрые  и экономичные формы принятия  решения; 3) Низкий уровень  специализации руководителей;
4) Простые  иерархические коммуникации; 4) Ярко выраженный  авторитарный стиль руководства;
5) Персонифицированная  ответственность. 5) Перегрузка  руководителя.
     Рисунок 1
     Как видно из рисунка 1, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).
     Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
     Линейная  организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (См. рис.1).
     Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены многолинейной структурой.
     Многолинейная (функциональная) организационная  структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
     Идея  состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления  (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.
     В организации, как правило, специалисты  одного профиля объединяются в отделы, например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.
     Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

                А

 

                Б 

 

                В

 
 
Функциональные  службы 

 
 
Исполнители 

Преимущества Недостатки
1) Высокий  профессиональный уровень подготовки решений; 1) Сложность  подготовки и согласования решений;
2) Быстрая  коммуникация; 2) Отсутствие  единого руководства;
3) Разгрузка  высшего руководства; 3) Дублирование  распоряжений и коммуникаций;
4) Профессиональная  специализация руководителя. 4) Сложность  отсутствия контроля;
5) Уменьшение  потребности в специалистах широкого  профиля. 5) Относительно  застывшая организационная форма,  с трудом реагирующая на изменения.
Рисунок 2
     Как видно из рис.2, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
     Как и линейная, многолинейная  структура имеет свои преимущества и недостатки (См. рис.2).
     Недостатки  как линейной, так и многолинейной  структур управления в значительной степени устраняются линейно-штабной структурой.
     Линейно-штабная  организационная  структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
     В данном случае функциональные структуры  подразделений находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят  в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
     Таким образом, линейно-штабная структура включает в себя специальные функциональные подразделения (штабы) при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации (См. рис.3). 
 
 

Линейные службы
 
 
                       
А1
 
 
А2
 
 
А3
 
 
Б1
 
 
Б2
 
 
Б3
 
Исполнители
Преимущества Недостатки
1) Снижение  загрузки линейных руководителей; 1) Увеличение  штатов за счет штабных структур;
2) Повышение  качества подготовки решений  за счет привлечения специалистов; 2) Опасность  конфликтов линейных и функциональных  структур;
3) Улучшение  горизонтальной координации; 3) Сложность  вертикальных коммуникаций;
4) Баланс  функционального и линейного  руководства. 4) Нечеткость  процедур принятия решений.
     Рисунок 3
      Линейно-штабная структура так же имеет свои положительные моменты  и недостатки (См. рис.3). 

     3.2  Производственные структуры управления
     Помимо  организационных структур управления имеются и производственные структуры управления. Данная структура управления предприятия определяется составом его производственных звеньев и формой их взаимосвязи при осуществлении производственных процессов. В зависимости от характера закрепляемых за подразделениями и службами заданий различают следующие классические формы производственных структур управления, а именно:
     Дивизиональная структура управления–совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные  вопросы.
     Схема дивизиональной структуры управления представлена на рис.4.
     При территориальном подходе к построению структуры такой организации, каждое из входящих в нее подразделений (предприятий) специализируется на производстве полного набора продукции и услуг для нужд данного региона. Это позволяет сэкономить средства за счет сосредоточения в одном месте коммерческих операций, лучше учитывать местные условия, поддерживать  личные контакты.
     Рыночный  подход к формированию организационной  структуры состоит в том, что каждое подразделение выпускает продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующих рынок.
     Таким образом, область применения дивизиональной структуры управления:
     - Многопрофильные предприятия;
     - Предприятия, расположенные в различных регионах;
     - Предприятия, осуществляющие сложные инновационные процессы.
     Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями.
     Крупные современные организации, имеющие  дивизиональную структуру, существуют, как правило, в форме акционерных обществ и их объединений (акционерные компании, холдинги, финансово-промышленные группы).
     Преимущества  и недостатки дивизиональной структуры  управления указаны на рис.4.
 
 
 
Преимущества Недостатки
1) Четкое  разграничение ответственности; 1) Высокая потребность  в руководящих кадрах;
2) Высокая  гибкость и адаптивность системы; 2) Сложная координация;
3) Высокая  самостоятельность структурных единиц; 3) Повышенные  затраты за счет дублирования  функций;
4) Разгрузка  высшего менеджера; 4) Сложность  осуществления единой политики;
5) Простота  коммуникационных сетей;  5) Разобщенность  персонала;
6) Кадровая  автономия, высокая мотивация. 6) Слабый синергетический  эффект.
Рисунок 4 

     Функциональная  структура управления – структура, сформированная в соответствии с основными направлениями деятельности организации, где подразделения объединяются в блоки. Схема функциональной структуры управления представлена на рис.5.
 
 
 
Преимущества Недостатки
1) Профессиональная  специализация руководителей подразделений; 1) Отсутствие  единого технического руководства по продуктам, проектам;
2) Снижение  риска ошибочных явлений; 2) Снижение персональной  ответственности за конечный  результат;
3) Высокий  профессиональный авторитет специалистов; 3) Сложность  контроля за ходом процесса  в целом и по отдельным проектам;
4) Высокие  возможности координации; 4) Размытость  ответственности и границ компетенции.
5) Простота  формирования и реализации единой  инновационной политики.  
Рисунок 5 

     Для большинства средних и крупных предприятий или организаций основным подходом к формированию подразделений является функциональный. Под функциями в данном случае понимаются главные направления деятельности, например, производство, финансы, сбыт и т.п. В соответствии с функциями образуются блоки подразделений – производственный, управленческий, социальный.
     В производственный блок входят основные подразделения, связанные с выпуском профильной продукции или оказанием услуг; вспомогательные, обеспечивающие необходимые условия для нормального функционирования основных подразделений; подразделения, обслуживающие основные и вспомогательные процессы; экспериментальные подразделения, где изготавливаются опытные образцы продукции.
     К управленческому блоку относятся  предпроизводственные подразделения (НИОКР и пр.); информационные (библиотека, архив); сервисные, занимающиеся вопросами маркетинговых исследований, сбыта, гарантийного обслуживания; административные (дирекция, бухгалтерия, плановая служба, юридический отдел); совещательные (комитеты и комиссии, работающие над совершенствованием организации и технологии производства и управления).
     Наконец, третий блок функциональной структуры организации составляют подразделения социальной сферы – оздоровительные центры, клубы, детские учреждения, базы отдыха.
     Функциональному подходу соответствует структура гигантов индустрии, создававшихся до начала второго этапа современной НТР, то есть до 1970-х гг., например, Уралмаша, Магнитогорского металлургического комбината и  т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.