На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовая политика в советский период 1917-1985гг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 
Глазовский  инженерно- экономический институт (филиал)
государственного  образовательного учреждения
высшего профессионального образованию
« Ижевский государственный технический университет» 
 
 

РЕФЕРАТ 

 
по учебной  дисциплине «История денег»
на тему: «Финансовая политика в советский период 1917-1985гг.» 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка
1 курса, гр. 2221з_____________________________________
                                                          (подпись)                                                                        

Проверил ____________________________________________                                                                                   
(оценка, подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глазов 2011 г. 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение                                                                                                 3 

1. Финансы России  в годы Гражданской войны                                3 

2. Преобразование  банковской системы после 1917г.  и ее развитие в советский период                                                                                  6 

3. Таможенная  система в светский период                                        8 

4. Советский  период российского налогообложения                       9 

5. Финансы государственных предприятий и организаций, исторический аспект их развития                                                                               15 

6. Бюджетная  система, распределение доходов  и расходов между ее звеньями, бюджетные права в советский период                             17 

Заключение                                                                                           21 

Список использованной литературы                                                  24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение
Важнейшим показателем  благосостояния государства и всего  населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финансы Российского государства  имеют длительную историю. Можно  выделить несколько этапов становления  и развития финансов: история финансов дореволюционной России, развитие финансов в советский период и положение финансов на современном этапе в рыночной экономике. На каждом из этих этапов финансы страны претерпевали существенные изменения. На финансовое состояние России оказывали влияние как объективные, так и субъективные факторы: первая мировая война, Гражданская война, революции 1917 г., политика партии большевиков, переход к рынку и реформы Горбачёва и Ельцина, и иных государственных деятелей. При этом финансы стали главным рычагом государственного регулирования экономики. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. Состояние финансов Российского государства на современном этапе это результата развития финансовой системы на протяжении длительного времени. Необходимо помнить историю развития финансовых отношений в своей стране, чтобы объективно оценивать современную денежную и финансовую политику. Исходя из этого, история развития финансов в России является интересной и актуальной темой для исследования. 
 

    Финансы России в годы Гражданской войны.
 
 
На территории Российской империи в это время  образовались национальные государства, которые впоследствии вошли в  Советский союз, другие сохранили  независимость (страны Балтии, Финляндия, Польша). Гражданская война, инфляция вызвала появление местных и региональных денег. Правительства, банки, группы лиц печатавшие и пускавшие в обращение особые деньги, преследовали 3 главные цели:
Собственные деньги подтверждают легитимность, престижность власти. К этому неизменно стремились правительства национальных государственных образований, военные и гражданские власти, не признавшие большевиков.
Для этих правительств и властей эмиссия была важным, а нередко единственным доступным  источником финансирования.
Помимо этих политических и финансовых целей, были потребности обращения. Во многие регионы деньги центрального советского правительства не поступали или поступали не регулярно
Мир денег Гражданской  войны необозрим. Книга “Всё о  деньгах России” указывая 10 тысяч  видов и до 20 тысяч разновидностей, рассказывает о деньгах Сибири (ряд антисоветских правительств, включая Омское правительство А. В. Колчака), Юга России (разные казачьи правительства, власти А.И. Деникина) и Северо-запада (правительство Н.В. Чайковского в Архангельске). 

Деньги центрального советского правительства России имели  разные названия. Особенно отличались многообразием региональные и местные  деньги. На них писали: кредитный  билет, билет государственного казначейства, денежный, расчётный, разменный знак, краткосрочное обязательство, чек, бон (а), квитанция, купон. На деньгах можно встретить совершенно анекдотические надписи. Например, на боне спорторганизации “Сокол” напечатано: “За подделку этих знаков никто не наказывает, т.к. и за настоящие ничего не купишь”; на московской купюре 1918 г. номиналом 5 руб. сделана надпечатка в стихах: “Обманули комиссары, кучу денег надавали, а теперь за эти знаки ты не купишь и собаки. Ленинские деньги”. Известны выпуски денег Хивинского ханства на шёлку или шёлковой бумаге. Практически на всех территориях формировалось смешанное обращение разных денег, иногда десятков видов. Работа банков и других финансовых учреждений в таких условиях была невозможной, безналичного расчёта не существовало, все платежи производились наличными бумажными деньгами. Товарообмен между территориями, на которых преобладали разные деньги оказался затруднительным. 

      Отсюда следует, что денежное обращение в годы Гражданской войны было полностью нарушено. Существовали многообразные региональные и местные деньги, но они не выполняли функции денег в полном объёме. Разрушались товарно – денежные отношения между регионами и городами. 

Военным коммунизмом  принято называть социально-экономическую  и политическую систему, действовавшую  в РСФСР примерно с середины 1918г. до весны 1921 г., когда начался переход к новой экономической политике (нэпу). Фактически же месяцы с ноября 1917 г. и весь 1921 год мало отличались от времени военного коммунизма.
Первая мировая  война сильнее подорвала хозяйство  и финансы России, чем других воевавших стран. Ко времени Октябрьской революции масса денег в обращении примерно в 10 раз превышала показатель 1914 г., индекс розничных цен повысился в 13 раз. Экономическая разруха ухудшала снабжение городов продовольствием. Временное правительство, управлявшее страной с марта по ноябрь 1917 г. (по новому стилю), впервые в истории России ввело рационирование (карточное распределение) хлеба и некоторых других продуктов для городского населения. Оно выпустило собственные бумажные деньги,
 слившиеся с царскими деньгами в одну обесценивающуюся массу. 

В рамках политики революционного насилия захват Государственного банка и национализация коммерческих банков были одними из первых мероприятий  советской власти. Овладение Госбанком  означало непосредственно, во-первых, переход в руки большевиков той части золотого запаса России, которая хранилась в Петрограде, во-вторых, контроль над эмиссией бумажных денег. Как известно, недостаток денег был серьезной проблемой консолидации власти в первые недели после переворота. 

Госбанк и коммерческие банки были вскоре слиты в Народный банк, которому первоначально отводились важные функции в контроле. В частности, конфискации подлежало все, что  хранилось в частных сейфах в  помещениях банков. Это было частью всеобъемлющей программы конфискации практически любых форм денежного капитала и сбережений. Аннулирование внешних: займов имело большие и сложные политические последствия, которые не урегулированы полностью до сих пор. Были аннулированы и любые частные ценные бумаги — акции, облигации, закладные листы, страховые полисы.
Единственной  формой «сбережений», доступной населению, оказались бумажные деньги. Реальности большой инфляции не сразу стали  очевидны народу, особенно крестьянству. Припрятывание денег, особенно царских выпусков, продолжалось в значительных размерах, хотя это теперь рассматривалось как контрреволюция и нередко жестоко каралось. С первых месяцев после революции местные органы власти стали облагать буржуазию денежной контрибуцией.
До Первой мировой войны в обращении находилось золотой монеты почти на 500 миллионов рублей и высокопробной серебряной монеты более чем на 100 миллионов .Эта монета исчезла из обращения уже в первые месяцы войны и осела преимущественно в частных тайниках. На руках у населения находилось также некоторое количество иностранной валюты в банкнотах. Декретами от 25 июля и 3 октября 1918 г. владение драгоценными металлами и иностранной валютой было запрещено под угрозой жесточайших наказаний; эти ценности подлежали сдаче в учреждения Народного банка. Система военного коммунизма в большой мере диктовалась необходимостью мобилизации всех сил и средств для Гражданской войны.
Проблемой для  большевиков была деревня, которая  не вписывалась в государственное  хозяйство и в насквозь бюрократизированную систему распределения. Правда, кое-где появлялись коммуны и колхозы, но они оставались островками в море единоличных хозяйств. Советская власть продразверсткой изымала у крестьян всю продукцию сверх физически необходимой части (а часто и эту часть). Она пыталась дать крестьянству в порядке продуктообмена промышленные товары, но этих товаров катастрофически не хватало. Карточное снабжение, дифференцированное по классовому признаку, производилось по искусственно низким твердым ценам, которые не имели ничего общего с ценами вольного рынка. Далее выяснилось, что эти цены и оплата пайка стали просто излишними, ибо многих случаях продукты стали выдавать без оплаты. Заработная плата становилась все более безде­нежной, натуральной. В 1920 г. была отменена оплата транспорта, жилья, коммунальных и почтово-телеграфных услуг. 

Таким образом, военный коммунизм зашел в  тупик. Чем больше чиновников пыталось все планировать и распределять, тем меньше оставалось того, что  можно было распределить. Государственные предприятия работали из рук вон плохо, значительная часть квалифицированных рабочих разошлась по деревням. Продразверстка на корню подрезала всякие стимулы к труду и производству: все равно заберут. Безденежное хозяйство оказалось невозможным. Военно-политическая обстановка тоже требовала изменения курса. Полномасштабная гражданская война завершилась к концу 1920 г. С другой стороны, крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж в марте 1921 г., недовольство рабочих давали ясно понять Кремлю, что откладывать реформы опасно. Ответом большевиков стала новая экономическая политика, почти сразу названная нэпом; возрождение денег стало ее важнейшей составной частью. 

    Преобразование  банковской системы после 1917 г. и  ее развитие в советский период.
 
27 ноября 1917 г. специальным декретом Советской власти банковское дело в России было объявлено государственной монополией, и все 59 существовавших к тому времени коммерческих банков должны были быть объединены с Государственным банком. Акционерный капитал частных банков был конфискован, акции аннулированы. На основе слияния этих банков образовался Единый народный банк Республики. К концу 1919 г. слияние банков завершилось. На баланс Народного банка было передано ценностей почти на 13 млрд. руб., что составило 94% валюты баланса коммерческих банков.
Национализация  земли привела к ликвидации ипотечного кредита. В декабре 1917 г. упразднены Дворянский, Земельный и Крестьянский банки. Их ликвидация была поручена Государственному банку. В декабре 1918 г. были закрыты  филиалы иностранных банков (Лионского кредита и Сити нэйшнл банка).
Захват Госбанка, а потом и национализация частных  коммерческих банков наряду с введением  рабочего контроля рассматривались  как важная переходная мера к обобществлению производства и обращения. Банки стали превращаться в часть государственного аппарата.
 В.И. Ленин  требовал полного сосредоточения  банковского дела и всего денежно-торгового  оборота в руках государства.
 В 1919 г.  в условиях обесценивания денег  и натурализации хозяйства отпала  необходимость в существовании банков, и банки слились с финансовыми органами. В начале 1920 г. Народный банк был упразднен, а в конце года ликвидирована система государственного страхования. Однако государственный бюджет сохранялся. 

 После окончания  гражданской войны началось восстановление народного хозяйства. Был осуществлен переход к новой экономической политике (нэпу). Стали развиваться товарно-денежные отношения, послужившие основой для связей между отраслями народного хозяйства. В этих условиях предстояло обеспечить поступление регулярных доходов, сократить расходы государственного бюджета и добиться стабилизации рубля.
В октябре 1921 г. был восстановлен Государственный  банк, призванный стать центром кредитования народного хозяйства и государственного регулирования денежного обращения. 16 ноября 1921 г. новый банк начал свои операции. В положении об этом банке указывалось, что он учреждается с целью способствовать кредитами и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также концентрации денежных оборотов и проведению других мер, направленных на установление правильного денежного обращения.
 При создании  Государственного банка предполагалось, что он будет единственным  кредитным институтом страны, но  скоро выяснилось, что в условиях недостаточно развитой кредитной системы одного банка мало. С 1922 по 1925 г. были образованы отраслевые и территориальные специальные банки. В 1922 г. создан Промышленный банк в качестве акционерного общества для предоставления долгосрочных ссуд на срок от одного до трех лет, срочных ссуд — до трех месяцев и совершения других операций. В 1924 г. он был переименован в Торгово-промышленный банк.
В конце 1922 г. было организовано акционерное общество «Электрокредит», реорганизованное в  конце 1924 г. в Акционерный банк электрификации — Электробанк, созданы коммунальные банки, находившиеся в ведении местных органов власти, а также Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства. Для развития потребительской кооперации сформировались Банк потребкооперации (Покобанк) и Всеукраинский потребительский кооперативный банк. По мере развития других форм кооперации (промысловой, охотничьей, рыболовецкой) Покобанк включал эти организации в число своих пайщиков и предоставлял им кредиты. В 1923 г. Покобанк был преобразован во Всекобанк (Всероссийский кооперативный банк). Территориальные банки были созданы на Дальнем Востоке и в Средней Азии.
 В те годы  была предпринята попытка создания  государственно-капиталистических  банков. Так, в 1922 г. были учреждены Российский коммерческий банк (Роскомбанк) в Москве и Юго-Восточный коммерческий банк в Ростове-на-Дону с участием частного капитала. В Роскомбанке часть акций приобрели шведские капиталисты, но уже в 1924 г. правительство выкупило их у шведов, а сам банк был преобразован в Банк внешней торговли СССР.
В 1922 г. на основе декрета от 19 октября Государственному банку было предоставлено право  выпуска новых денежных знаков. Это  послужило началом денежной реформы 1922-1924 гг. С завершением денежной реформы возросла ведущая роль Государственного банка, он стал кассовым центром страны, и все кредитные учреждения обязывались хранить в нем свои кассовые резервы. Происходило усиление централизованного государственного руководства кредитной системой. 

15 июня 1927 г.  правительством было принято  постановление «О принципах построения  кредитной системы», в котором  вновь подчеркивалось доминирующее  значение Государственного банка  и его руководящая роль по  отношению к остальным кредитным  учреждениям. Важным этапом в перестройке кредитной системы явилось объединение в 1928 г. Промбанка с Электробанком и создание на их базе Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. При этом четко разграничивались функции банков: краткосрочные кредитные операции Промбанка и Электробанка перешли к Государственному банку, Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства стал заниматься долгосрочным кредитованием промышленности и предоставлением средств за счет бюджета, собственных накоплений и других источников. 

В 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, в  процессе которой был ликвидирован коммерческий кредит, введены новые  формы безналичных расчетов, усилились  принципы срочности и целевого характера  банковского кредита, завершалась организация специальных банков, которые превратились в банки долгосрочных вложений. Реформа закрепляла и развивала дальше жесткое административно-централизованное управление всей кредитной системой и по существу создавала монополию всего кредитного дела государства в лице единого Государственного банка. 

3. Таможенная система в советский период 

События первой мировой войны самым пагубным образом сказались на таможенном деле. К осени 1917 года таможенная система  страны оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Департамент таможенных сборов бездействовал.
 Около года таможенным делом в России руководил профсоюз таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 года.
      В мае 1918 года управление всеми  таможенными учреждениями страны  было передано Наркомату финансов. Местные органы советской власти  утратили контроль за деятельностью  таможен. Они могли лишь назначать  при таможнях комиссаров, осуществляющих  общий надзор.
 В отличие от других государств Советская Россия не добивалась превращения таможенных пошлин в источники поступления финансов в бюджет, доля таможенных пошлин в бюджете была невысокой, всего 3-4%. Невысоким она оставалась и в последующие годы. И это было объяснимо. Таможенное дело практически не работало, а таможенники ограничивались лишь сборами за таможенные процедуры.
 В дальнейшем проводимая в нашей стране таможенная политика перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, тек как таможенные пошлины на импортируемые товары стали покрываться из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.
 С конца  20-х и в 30-е годы деятельность  таможенной службы была сведена лишь к контролю и пропуску товаров, грузов и пассажиров. Таможенный механизм регулирования внешней торговли и производства товаров не работал. Эти функции взяло на себя государство.
 В марте 1922 года Совнарком утвердил положение о местных таможенных учреждениях – был определен состав таможенных округов, все таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго и третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 году было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, Западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов.
 Сложившаяся  к концу 30-х годов структура  таможенных органов с незначительными  изменениями просуществовала до  середины 80-х годов.
Середина 80-х  годов ознаменовалась началом организационно-правового  обновления таможенной системы. 

4. Советский период российского налогообложения. 

В результате революций 1917 г. - февральской и октябрьской  произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы. Характерными чертами деятельности советского правительства в финансовой сфере с 1917 г. по 1921 г. являлись:
1) использование  инструментов налоговой политики  не в фискальных, а в социально-политических  целях (о чем было открыто  заявлено в Конституции РСФСР  1918 г.);
2) стремление  перевести страну на натуральное обложение;
3) постепенная  отмена существовавших ранее  налогов.
 Основным  доходом молодого советского  государства выступили эмиссия  денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги  не имели большого фискального  значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Декретом СНК от 24 октября 1917 г. "О взимании прямых налогов" был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.
 Одним из  элементов налоговой политики  советского государства в начальный  его период является введение чрезвычайных революционных налогов. Так, Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г., было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии.
 Например, Декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.
 В 1918 г.  для сельских хозяев был введен  натуральный налог, который строился  по принципу подоходного налога (взимался с излишков продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков). Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.
 В 1919 г.  в общегосударственном масштабе  была введена продовольственная  разверстка. В соответствии с  ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.
 Помимо этого,  советским правительством были  предприняты и другие попытки  налоготворчества. Особого внимания  заслуживает проведенная Декретом  от 21 ноября 1918 г. реформа косвенного обложения, по которой продукты, произведенные на национализированных и взятых на учет фабриках, сдавались на основании плана использования главному управлению продуктораспределения Наркомпрода. К ценам, устанавливаемым самим государством в лице так называемого "комитета цен", прибавлялись начисления в пользу государства, которым подлежало большинство продуктов. Система просуществовала немногим более года и была отменена Декретом от 17 января 1920 г., поскольку реальные поступления от начислений в бюджет за первое полугодие 1919 г. оказались меньше запланированных более чем в 27 раз. Несмотря на тот факт, что эксперимент полностью провалился, предполагалось, что надбавочная система будет использоваться и в дальнейшем в целях сокращения размеров ассигнований Компроду по его расходным сметам и, следовательно, сокращения дефицита бюджета.
 В результате  проводимой финансовой политики  к началу 1921 г. страна была почти  полностью переведена на натуральное  обложение, огромная эмиссия привела  к обесцениванию рубля, а следовательно, обесцениванию налогов. Циркуляром НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных и местных налогов было приостановлено.
 С переходом  весной 1921 г. к новой экономической  политике появилась необходимость  возврата к еще недавно отмененным приемам финансовой политики. Налоговая система России 1920-х гг. была во многом идентична дореволюционной налоговой системе, в частности, в силу того обстоятельства, что многие ее создатели являлись представителями научного мира дореволюционной России с уже сформированными научными взглядами. Советским правительством предполагалось, что:
1) восстановление  денежных налогов создаст спрос  на деньги, увеличит значение  денег в хозяйстве;
2) денежные налоги  будут нести определенную социально-воспитательную роль (заставят население использовать более совершенные приемы труда и отчуждать некоторую часть своих доходов на нужды государства).
 В период  новой экономической политики  наиболее четко просматривается  роль налоговой политики в  общей экономической политике страны, когда наряду с использованием других механизмов налоговая политика позволила в короткие сроки коренным образом изменить положение в сельском хозяйстве и в экономике страны в целом. Наряду с введением большого количества ставок в отношении крестьянства и коллективных хозяйств при взимании сельскохозяйственного налога широко принималась система специальных фондов финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Говоря о развитии сельскохозяйственного налога, следует отметить, что первоначально он складывался как налог, основанный на поземельном принципе, в дальнейшем с каждым годом он формировался как поземельно-поимущественный налог.
 Возродив  частную торговлю и промышленность  и восстановив тем самым объекты  обложения, правительство, несмотря на возражение, что введение налогов приведет к расширению бюрократического аппарата, приступило к формированию механизма обложения дополнительного дохода граждан.
 Признавая  принцип концентрации обложения  как более желательный в дальнейшем, руководство страны на первом этапе пошло по пути создания достаточно разветвленной налоговой системы, постепенно отсекая те налоги, непригодность которых выявлялась в процессе развития.
 К концу  1922 г. ее построение принципиально  было закончено. Из действовавших на тот момент двадцати налогов (кроме продналога) пять были прямыми и четырнадцать - косвенными. В последующие годы было введено не так много новых налогов, поскольку основные усилия законодателей были направлены на усовершенствование уже существующих. В 1928 г. налоговая система состояла в основном из семи прямых и семнадцати косвенных налогов. Таким образом, 1922 г. можно назвать годом фактического формирования налоговой системы России.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.