На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория и методика обучения географии в 6 классе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
    Учащийся, получая географическое образование, должен овладеть основами науки, включая знания и умения, которые потребуются ему для самообразования и ориентации в жизни по вопросам экологии, экономики и политики в глобальном, страноведческом и краеведческом аспектах.
    Начальный курс физической географии  содержит богатые возможности  формирования у школьников диалектико-материалистического  мировоззрения, поскольку он знакомит  учащихся с материальным миром,  в котором явления действительности  взаимосвязаны друг с другом  и находятся в непрерывном движении и изменении.
     

    Цель курсовой работы: Рассмотреть  теорию и методику обучения  географии в 6 классе.
    Для достижения цели были поставлены  следующие задачи:
    1. На основе научной литературы  выявить цель и образовательно-воспитательные  задачи курса.
    2. Охарактеризовать специфику учебного процессу по усвоению начального курса физической географии.
    3. Рассмотреть основные формы  организации процесса обучения.
    При написании работы применялся метод теоретического анализа и синтеза научной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Цель и образовательно-воспитательные задачи курса.
    В общей системе географического образования некоторые ученые-географы и учителя рассматривают начальный курс физической географии как основы общего землеведения. Фактически они формально переносят структуру вузовского географического образования в среднюю школу и, соответственно, предъявляют к содержанию и логике построения начального курса требования как к аналогу курса общее землеведение без учета того, что дети 11 — 12 лет в VI классе впервые встречаются с географией и не подготовлены к усвоению основ этой науки.
     Начальный курс физической географии является лишь частью учебного предмета физическая география, разработанного для изучения в течение трех лет (VI—VIII классы). В нем система общеземлеведческого содержания в той или иной мере представлена в каждом из трех курсов. Программой предусмотрена связь и преемственность между этими курсами в направлении расширения и углубления, обобщения знаний и приемов учебной работы как по содержанию теоретического характера (общие понятия, знания о связях между компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека), так и по региональным разделам.
    Главной целью выделения начального курса является обеспечение первого этапа физико-географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география. При этом учащиеся должны приобрести некоторые знания и приемы учебной работы на относительно завершенном уровне и подготовиться к усвоению следующего курса таким образом, чтобы не было необходимости отвлекаться от его основных задач и нарушать логику изучения материков, океанов, стран отступлениями на изучение элементарных знаний (о сферах Земли, делении
Населения Земли на расы, на формирование картометрических приемов учебной работы и т.д.). [2]
     При изучении начального курса географии решаются следующие задачи:
    • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
    • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
    • формирование  представлений  о   разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
    • формирование специфических географических и общеучебных умений;
    • формирование начальных представлений о размещении  природных  и  социально-экономических объектов;
    • развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
     • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
    • понимание разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
    • развитие чувства уважения  и любви к своей малой родине, через активное познание и  сохранение родной природы, истории,  культуры. [1]
   Образовательно-воспитательные задачи начального курса и специфика организации процесса его усвоения предопределены этой целью и психологическими возможностями учащихся данного возраста, их потребностью познать мир.
     В число важнейших образовательных задач обучения физической географии в школе входит усвоение учащимися знаний о компонентах географической оболочки и их частях. Эти объекты характеризуются тремя основными особенностями: качеством объекта, т. е. его вещественным составом и структурой; формами существования, т. е. распределением в пространстве; изменением во времени вследствие природных процессов и под воздействием деятельности человека. Задача же начального курса физической географии — дать элементарные физико-географические знания о земной поверхности в целом по оболочкам Земли и об их частях, т. е. подготовить учащихся к пониманию неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях; сформировать основные общие предметные физико-географические понятия и представления; обеспечить усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, и о населении ближайшего окружения, условиях его жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком.
     Перед курсом стоит ответственная задача — сформировать определенную систему топографо-картографических  знаний,  которая должна обеспечить «географичность» содержания, т. е. создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.
    Одна из основных задач школьной географии — это обучение учащихся способам самостоятельной деятельности, с помощью которых они должны приобретать новые знания и умения и применять их в новых учебных ситуациях. Однако многолетний опыт обучения географии показывает, что качество знаний и умений учащихся низкое, а по окончании школы они утрачивают географические знания и умения.
    В чем причины? Для того чтобы формировать географические умения, надо знать, что же такое «умение» и каковы закономерности его усвоения учащимися. Поэтому остановимся более подробно на этом вопросе.
    В педагогике, психологии, методике существует несколько подходов к определению понятия «умение» и организации формирования умений.
    Методические исследования по географии, проведенные на основе психологической концепции Е. Н. Кабановой-Меллер об обобщенных приемах и умственном развитии учащихся, позволили учесть специфику содержания географии и более четко определить сущность географических умений и навыков, закономерности их формирования. В этой концепции вся учебная работа школьника рассматривается как его ответная деятельность на поставленные учителем задачи (в самом широком значении этого понятия), т. е. в форме приемов (способов) учебной работы. «Приемы учебной работы — что большая или меньшая система действий, выполняемая в определенной последовательности». Они могут быть выражены объективно в учебнике или записаны в тетради в форме правила, инструкции, указания и др. Различают приемы разной степени обобщенности; чем более обобщен прием, тем для более широкого круга задач он применим; частный прием используется лишь при решении задач одного типа (например, определения географической широты только на карте полушарий).
     Исходя из этой психологической концепции, Т. П. Герасимова разработала методическую концепцию приемов учебной работы, согласно которой они являются компонентами содержания учебного предмета «география», но подчинены его другому компоненту — знаниям. В каждой единице усвоения заложены приемы (способы) ее познания, которые в учебном процессе усваиваются в тесной связи с содержательной частью знаний. В физико-географическом содержании выделены три основные группы знаний и соответствующие, связанные с ними системы обобщенных приемов учебной работы: общие физико-географические понятия и представления, знания о связях и закономерностях; знания о единичных объектах и территориях; топографо-картографические знания.
    Понятие «прием учебной работы» не тождественно более привычному понятию «умение». Хотя конечные цели формирования и приема и умения — усвоение действий учащимися, однако достигаются они существенно отличающимися путями.
    Формирование приемов учебной работы — это вооружение учащихся способами самостоятельного приобретения и применения знаний. Умения и навыки являются лишь результатом оперирования приемами учебной работы.
    Прием учебной работы считается усвоенным, если учащийся знает состав действий, выражает его в словесной форме и может его применить в сходных условиях или же в измененных условиях.
    В отличие от этого при формировании умений традиционным путем отсутствует акцент на осознание состава действий, учащиеся обычно только копируют образец действия учителя. Не зная состава действий, они затрудняются выполнять задания с несколько измененными условиями (например, при определении географической широты точки на карте России, где не изображен экватор, учащийся не знает, откуда начинать отсчет).
    О том, что «прием учебной работы» и «умение» — не одно и то же, можно заключить, проанализировав, что и как контролирует учитель в итоге их формирования. Так, проверяя усвоение приема учебной работы как такового и на его основе умения, он выявляет, как учащийся рассказывает о действиях и последовательности их выполнения, насколько рационально выполняет действия; как применяет в сходных или новых условиях задачи (вспоминает ли состав и переносит его в неизменном виде, перестраивает ли, находит ли новый на основе ранее усвоенного). Если учащийся затрудняется, учитель предлагает вспомнить или сам напоминает состав приема. При проверке же усвоения умения, сформированного традиционным путем, учитель лишь смотрит, как учащийся выполняет действия, насколько правильно и быстро.
    Термин «умение» правомерно использовать тогда, когда формулируется конкретная задача (например, сформировать умение определять географические координаты по карте полушарий), при условии, что учащиеся уже знакомы с составом более общего приема. Применяется он и при проверке, когда учащиеся выполняют конкретные задания по определенному источнику знаний. В некоторых умениях в результате упражнений действия автоматизируются и выполняются на уровне навыка, но под контролем внимания.
    При обучении начальному курсу физической географии учителю следует работать одновременно над усвоением учащимися и содержательной и операционной сторон знаний. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, обеспечивает осознанность и действенность знаний и приемов учебной работы, большую прочность, готовит к самостоятельному их применению.
    Что входит в общую образовательную задачу формирования специфических географических приемов учебной работы при изучении начального курса? В VI классе учащиеся впервые встречаются со специфическими географическими источниками знаний. Поэтому прежде всего должно осуществляться формирование приемов работы с ними, без которых невозможен процесс обучения географии. Считается, что учащийся, получив любое задание, выполняет его и одновременно познает особенности отражения в нем географической информации. Опыт свидетельствует, что большинство учащихся, не познакомившись предварительно с новым для них источником знаний, затрудняются им пользоваться. Поэтому работе с каждым новым источником знаний (даже с первой схемой учебника) должно предшествовать ознакомление с ним. При этом каждый источник знаний становится как бы объектом изучения, в ходе которого учащиеся усваивают обобщенный прием в составе действия.
    С помощью учителя учащиеся без особых затруднений осваивают приемы работы с картиной, учебным кинофильмом и диафильмом, текстом учебника. Большего внимания и времени требуют приемы чтения и создания моделей — графиков, диаграмм. Усвоение же приемов работы с такими моделями, как план местности и графическая карта, начинается при изучении раздела «План и карта», где закладываются основы картографических знаний и соответствующих приемов, и продолжается при изучении всех последующих разделов курса.
    Важнейшей составной частью образовательной задачи является формирование приемов учебной работы как части физико-географического содержания курса. Сюда входят: а) при изучении оболочек Земли прием раскрытия содержания этих понятий; б) при изучении основных общих предметных понятий, представлений прием использования единичных объектов для выявления признаков общего понятия в объектах, их обобщение; прием раскрытия содержания понятий, связей; прием применения общих понятий и связей, их конкретизация, прием систематизации объектов и явлений; и) при изучении единичных объектов и явлений прием подведения их под общее понятие, прием определения географического положения объекта, прием описания компонентов природы и природного комплекса при непосредственном их изучении на местности.       Резюмируя все изложенное выше, можно сказать, что учитель в своей работе по обучению учащихся начальному курсу географии должен постоянно иметь в виду образовательную задачу — добиваться от учащихся усвоения содержания курса, куда входят не только знания, но и приемы учебной работы, на основе которых формируются умения.
    Главный труд школьников — учение. Поэтому с самого начала изучения географии следует поставить задачу формирования учебно-организационных приемов, например: подготовка и выполнение домашней работы, самоконтроль и т. п. Эти приемы приучают детей рационально использовать время и свои силы.
    Опыт творчески работающих учителей свидетельствует о том, что образовательные задачи курса решаются более успешно, если учитель стремится достичь понимания учащимися не только географических, но и общенаучных терминов, необходимых для осознания поставленных перед ними учебных задач, например: понятие, представление, причина и следствие, природное явление, комплекс. Успешному решению общеобразовательных задач способствует формирование общеучебных приемов учебной работы — анализа, сравнения, вычленения в объектах существенных и варьирующих признаков, обобщения, формулировки выводов и др.
    Начальный курс физической географии может внести определенный вклад в решение задачи политехнического образования. Например, тому способствует формирование приемов учебной работы с приборами и инструментами (измерительными, вычислительными), с графиками и т. п.
    В решении общих задач воспитания учащихся роль начального курса физической географии обусловлена его содержанием и местом среди других курсов. Фактически все мировоззренческие идеи, связанные с содержанием школьной географии, в той или иной мере могут быть раскрыты при изучении данного курса. Однако в наибольшей степени он способствует пониманию идеи материальности, своеобразия вещественного состава каждой земной оболочки, непрерывности их движения и изменения, познаваемости тайн природы, взаимосвязи природы и человека. С достаточной полнотой и доказательностью эти идеи, а также причинно-следственные связи раскрываются на конкретном краеведческом материале. При этом особенности компонентов природы своей местности должны рассматриваться как части целого — земных сфер. На основе конкретных объектов, их качественных характеристик и пространственных представлений о величинах могут быть поняты происходящие с ними количественные и качественные изменения вследствие природных процессов и вмешательства в них человека. В начальном же курсе возможно лишь понимание учащимися идей в форме выводов из описания конкретных объектов и явлений, процессов.
    Воспитательный потенциал курса по таким важным для географии направлениям, как гуманизация содержания и на этой основе — экологическое, социологическое, трудовое образование и воспитание, может быть наиболее эффективно реализован также на краеведческом материале. Для связи с жизнью большое воспитательное значение имеет привлечение дополнительного материала из периодической печати, художественной литературы и т. п. Необходимо также на доступном учащимся уровне знакомить их с законами государства, постановлениями, касающимися использования и охраны объектов природы, изучаемых в курсе. Непосредственное общение с природой создает условия для усвоения учащимися правил поведения в природе (учитель формулирует их с учетом географических особенностей окружающей местности).
     В плане трудового воспитания и профориентации учащихся перед начальном курсом правомерно поставить задачи, например, ознакомления с видами профессий, связанных с изучением земной поверхности (геолог, метеоролог, гидролог), с ее картированием (топограф). При изучении населения своей местности и его хозяйственной деятельности учащиеся знакомятся с видами трудовой деятельности на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве, в учреждениях, на транспорте и др. Все это создает основу для воспитания уважения к людям труда, к результатам труда.
    Большими резервами располагает начальный курс физической географии в эстетическом воспитании учащихся как при непосредственном общении с природой, так и при использовании на уроках репродукций картин, художественной литературы и т. п. Школьники любят рисовать, красиво оформлять свои тетради, полевые дневники, календари. Внимание учителя к этой деятельности способствует воспитанию аккуратности и художественного вкуса у детей.
     Начальный курс физической географии имеет возможности для развития у школьников наблюдательности, воображения, памяти, мышления и речи, умения ориентироваться в пространстве. При наблюдении погоды следует обращать внимание на развитие у ребят остроты восприятия цвета неба, зари, разнообразия их оттенков, формы облаков, на накопление представлений о температурных ощущениях, о силе ветра, на полноту описаний погоды. Очень важно целенаправленно обучать учащихся применению географических знаний и приемов учебной работы к наблюдаемым в природе объектам и явлениям, уметь рассказывать о них, высказывать на основе знаний свое личностное отношение к фактам, событиям, связанным с воздействием человека на природу, и др.
    Значительная часть задач реализуется системой практических работ программы. В ней предусмотрены разные виды деятельности учащихся непосредственно с объектами и явлениями природы, с моделями географической действительности (географическими картами, графиками и диаграммами). Наряду с этим предусмотрено моделирование: съемка плана местности, составление графиков, диаграмм, описаний по материалам наблюдений. [2]
    Итак, целью курса является формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. Начальный курс географии — курс, формирующий первоначальные знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Специфика учебного процесса по усвоению начального курса  физической географии.
    Средства обучения. С содержанием курса тесно связаны те средства обучения, которые являются источниками знаний. Для шестиклассников, впервые начинающих изучать географию, главными источниками знаний являются географические объекты и явления в ближайшем окружении школы, доступные непосредственному восприятию, систематическому наблюдению и изучению. Эти источники знаний можно назвать «первичными», поскольку они представляют собой географические объекты и явления в натуре. Работа на местности требует использования вспомогательных средств — приборов и инструментов, обеспечивающих операционную деятельность учащихся. Это — компасы, нивелиры, эклиметры, школьные мензулы, термометр и барометр, флюгер, дождемер, рулетка, планшет и др. Представления о местных объектах и явлениях, собранные при их изучении и обработанные материалы являются средствами наглядности, которые используются при формировании понятий и общих представлений, знаний о связях наряду с такими средствами обучения, как картины, учебные кино- и диафильмы, педагогический рисунок и т. п. Должны широко использоваться натуральные объекты, представленные в школьном оборудовании гербариями, коллекциями горных пород и минералов и т. д. Важную роль в изучении курса играют модели, работая с которыми учащиеся могут извлекать количественные и качественные характеристики объектов и явлений. Из картографических — это карты полушарий, России, своей области, планы местности и города, в котором живут учащиеся, аэрофотоснимки и фотографии из космоса. Необходимо систематически использовать объемные пособия, и в частности глобус. Без него не могут быть сформированы правильные представления о сферах Земли, о причинах смены времен года, а также картографические представления о многих объектах без искажений (например, об островах, бассейне реки). К моделям относятся рельефные карты, блокдиаграммы, графики и диаграммы.
     Не заменимы в процессе формирования представлений, общих и единичных понятий об объектах и явлениях природы образные средства наглядности — картины, фотографии, макеты, диапозитивы и диафильмы, а также учебные кинофильмы (особенно при изучении динамики процессов и явлений в природе).
    Важнейшими средствами обучения являются и вербальные. Это текст учебника и та часть речи учителя, которая содержит географическую информацию. Слово учителя имеет особенно сильное воздействие в том случае, если он строго продумывает отбор содержания, его образность, логическую структуру, последовательность вопросов для беседы, не просто передает информацию, а обращает внимание на эмоциональную сторону изложения, на отработку интонаций, пауз, логических ударений и т. п. Перед учителем стоит задача научить детей слушать и понимать живую речь, что важно не только для уроков, но и для воспитания общей культуры слушания.
Для изучения начального курса географии наряду с обязательными для школы средствами обучения, названными в «Перечне обязательного оборудования для средней школы», многие учителя создают самодельные пособия с помощью учащихся. Из них совершенно необходимы графики изменения высоты Солнца над горизонтом и температуры, диаграммы осадков (по средним многолетним данным в своей местности, в течение года — по справочным, литературным источникам), почвенные разрезы, модели и макеты географических объектов, модели метеоприборов для обучения приемам работы с ними и др. [2]
     Возрастные особенности учащихся. Учащиеся VI класса проявляют большой интерес к физической географии. Причин для этого много: это и постоянное общение с природой и естественный интерес к ней, и наличие разнообразной информации о географических объектах и явлениях, об особенностях природы разных частей Земли, об ее исследователях из радио- и телепередач, научно-популярных кинофильмов, литературы, туристских походов и т. п. Благодаря этому географический кругозор учащихся довольно широк. Но стихийно накапливающиеся внеучебные географические знания остаются на уровне фактов, ярких зрительных образов  (представлений). У ребят возникает естественная потребность их понять, объяснить. Если учитель старается удовлетворить интерес учащихся только яркими красочными описаниями, демонстрацией различных наглядных пособий, т. е. делает акцент на развлекательности, а не активизирует их мышление, то в конце концов у них утрачивается отношение к географии как учебному предмету. Опыт показывает, что шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Поэтому в образовательно-воспитательных   задачах   курса   предусмотрен   этот   уровень усвоения.
    В учебном процессе «донаучные» знания детей должны использоваться учителем при постановке познавательных задач для пробуждения любознательности и формирования у них потребности применить знания к объяснению географических явлений, с которыми они встречаются в жизни. Благоприятствует этому то, что обычно у детей довольно прочны и полны житейские представления памяти. Они с большой детализацией воспроизводят в рассказе картины природы тех мест, где им пришлось побывать. Например, вид моря и гор побережья, описание реки, леса в средней полосе, которые видели летом на отдыхе. Все это создает условия для включения в учебный процесс житейского познавательного опыта детей при изучении нового материала. В свою очередь, это побуждает их в дальнейшем переосмысливать окружающую жизнь, ведет к осознанному видению действительности.
    В плане психологической характеристики учащихся следует сказать, что усвоению представлений благоприятствует неплохо развитая у них наблюдательность и умение подчинять восприятие определенной учебной задаче. Но для большей эффективности работы по развитию наблюдательности учащихся необходимо целенаправленное формирование приемов учебной работы, четкое объяснение учителя: с какой целью, что и как наблюдать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать, и при этом корректировать их действия по ходу выполнения задания.
     Качество знаний учащихся по географии в значительной степени зависит от развития у них пространственных представлений, которые необходимы и для усвоения представлений-образов географических объектов и явлений. Учащиеся, начиная изучать географию, обычно допускают ошибки в глазомерной оценке расстояний на местности, высоты объектов, в определении их формы, крутизны склонов.
     Для понимания сущности изменений некоторых географических объектов и явлений во времени, продолжительности процессов большую роль играют и временные представления. К началу обучения в VI классе для учащихся достаточно определены минута, час, сутки, год, несколько лет. Однако все то, что касается исторического времени, а тем более геологического (тысячелетий и миллионов лет), для них это лишь большие числа. Поэтому часто вместо «20 млн. лет назад» они могут сказать и «несколько тысяч лет назад», и «один миллиард лет назад».
     В начале изучения географии учащимся свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление. Для развития мышления детей учителю необходимо целенаправленно использовать наглядный материал. Если процесс обучения осуществляется без опоры на наглядные пособия, без анализа и обобщения, без абстракции, без сравнения, то в сознании учащихся отсутствует основа для логического мышления. От того, насколько правильно определено соотношение конкретного и обобщенного, момент перехода от образa к мысли, а в последующем применение общего к конкретному, применение знаний для решения учебно-практических задач, зависит успех решения очень важной задачи — воспитание культуры интеллектуального труда. В противном случае мышление приобретает формальный, схоластический характер, знания отрывочны, без понимания сущности.
    При изучении начального курса физической географии учащиеся овладевают самым большим по сравнению с другими курсами физической географии запасом географических терминов. Без специальной работы учителя над развитием мышления и речи учащихся и их ответах допускаются логические ошибки, не всегда точен отбор терминов и понятий. Они могут, например, сказать: «Температура воздуха нагревается», «Ветер образуется от движения воздуха». Часто у них в описаниях объектов отсутствует расчленение признаков существенных и несущественных (варьирующих).
    Для учащихся данного возраста характерна большая «привязанность» к тексту учебника, т. е. стремление пересказать его дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению их логично строить объяснение, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание учебника своими словами и т. п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они сознательно овладели содержанием понятий, приемами их применения. [2]
     Изучение нового материала. Основные общие требования к организации усвоения нового содержания. Место начального курса географии в системе других курсов, предметность объектов его изучения обязывают учителя широко применять наглядность во всем ее многообразии. Это необходимо потому, что в качественную характеристику изучаемых объектов и явлений входят представления об их форме и положении в пространстве, а также признаки, которые можно получить только на основе зрительных ощущений (цвет неба, воды в озере, растительности), слуховых (шум моря, леса, водопада), осязательных  (твердость горных пород, сила ветра, температура воздуха, земной поверхности) и даже вкусовых (вкус пресной и морской воды, минерала — поваренной соли). Полнота и правильность, осознанность знаний достигаются лишь при условии сочетания различных источников знаний и активной мыслительной и практической деятельности школьников. По материалам исследований, ученик при слушании запоминает менее части информации; видимую информацию примерно на ; слушая и рассматривая объекты — более чем на . Если же он слушает и одновременно анализирует наглядный материал, то усваивается более информации. Все источники знаний выполняют свою функцию лишь при условии их сочетания со словом учителя и текстом учебника. Оптимальное сочетание слова и наглядности, а также практической деятельности учащихся в изучении курса — одна из основных проблем повышения эффективности учебного процесса. Чрезмерное увлечение только устным изложением знаний или только наглядным материалом не обеспечивает качественных знаний по географии. В этом сочетании важнейшую роль играет работа с картографическими пособиями, без которой невозможно понимание существенных признаков географических объектов и явлений, усвоение представлений об их размерах и географическом положении.
     В практике преподавания начального курса географии в массовой школе сложились два основных пути организации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала. Первый (и не самый эффективный) — это информационное изложение учебного материала учителем с привлечением некоторых пособий, часто направленное на истолкование и дополнение хрестоматийным материалом содержания учебника. Познавательная деятельность учащихся в этом случае сводится к тому, что они слушают, смотрят на карту, наглядные пособия, некоторые отвечают на обращенные к классу вопросы учителя, делают в тетради записи, чертежи и т. д. Но фактически мышление их пассивно; возможность проявить самостоятельность, подумать, очень ограничена. Такое объяснительно-иллюстративное обучение наиболее экономно по затратам учебного времени на уроке и на подготовку к его проведению со стороны учителя, чем его и привлекает.
     Для второго пути характерна нацеленность процесса обучения на активизацию познавательной деятельности учащихся. Один из его видов — организация изучения нового материала только в форме беседы, которую многие учителя, не различая разновидностей по целям, содержанию вопросов, относят к проблемному обучению. Однако преобладание одного из видов обучения, применяемого учителем без учета специфики содержания учебного материала и подготовки учащихся, приводит к тому, что качество их знаний и умений низкое, не решаются задачи развития детей. Подчас учитель работает лишь с несколькими учащимися класса, наиболее быстро реагирующими на его вопросы. Проблема активизации деятельности школьников решается каждым учителем индивидуально. Получили, например, всеобщее признание такие методические приемы, как пробуждение интереса путем использования новых наглядных пособий, разных их сочетаний. Оправдывает себя занимательное изложение, введение игрового момента (например, кто лучше, интереснее придумает задание на определение координат). Особенно живо реагируют дети, когда учитель связывает новое содержание с их житейским опытом, показывает практическое значение знаний и умений в их повседневной жизни. Например: для чего нужно уметь читать рельеф по горизонталям на плане местности? Как вам помогло знание местных признаков погоды в пионерском лагере или в походе?
     Один из наиболее приемлемых путей активизации в VI классе — постановка учителем познавательной задачи проблемного характера в начале изучения нового содержания. Например, перед изучением градусной сетки учитель говорит: «Корабль, преодолевая тысячи километров, всегда прибывает точно в назначенный порт. Почему это возможно? Если корабль терпит бедствие, то по сигналу SOS его находят другие корабли и оказывают помощь. Как это удается сделать — найти среди бескрайних просторов океана именно то место, где находится корабль, подавший сигнал бедствия?» После постановки проблемного вопроса учитель рассказывает, показывает по глобусу и карте линии градусной сетки и объясняет значение цифр на экваторе и на одном из меридианов. После этого учащиеся приступают к изучению знаний о географических координатах.
     Учитель может также, поставив проблемный вопрос, использовать путь проблемного изложения, дать образец рассуждения, показать поиск ответа на основе научных знаний. Например, можно рассказать, как ученые установили происхождение осадочных и магматических горных пород.
     При проблемном изложении еще нет полной самостоятельности учащихся, но оно обеспечивает их внимание, учит слушать и понимать объяснение учителя, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создает устойчивый познавательный интерес.
     Еще выше уровень активности учащихся, когда в ходе беседы учитель, поставив проблемный вопрос, направляет учащихся на самостоятельные поиски ответа. Большие возможности для показа несовпадения жизненного опыта учащихся и учебно-научного знания предоставляет краеведческий материал. Опыт массовой школы показывает, что в преподавании начального курса географии возможности проблемного обучения в истинном его понимании, т. е. когда учащиеся могут полностью самостоятельно сформулировать проблему и найти пути ее решения, весьма ограничены. Это обусловлено и психологическими факторами, и еще недостаточным объемом географических знаний, которым учащиеся могут оперировать, включать в ход решения проблем. Проблемное обучение не единственный вид активизации познавательной деятельности учащихся. Более широким является педагогическое понятие «творческая деятельность учащихся». Его применение имеет весьма большие возможности во всех видах деятельности детей. Это может быть творческое решение познавательной задачи, например самостоятельное нахождение способов действий (приемов) отсчета географической широты и долготы на карте новой для учащихся проекции (например, на карте России или на карте своей области); придумывание заданий на применение понятий и представлений, обобщенных приемов учебной работы.
     Творчество учащихся может быть выражено в литературно-художественной форме, например в оформлении рисунками материалов экскурсии, наблюдений, в красочном описании природы конкретной местности в определенное время года.
     При изучении географии у школьников обнаруживаются элементы технического творчества, например создание макетов вулкана, колодца.
    При самой лучшей организации восприятия нового содержания учащимися нет гарантий, что они приобрели высококачественные знания. Новые знания лучше осознаются и прочнее усваиваются детьми, если учитель включает в учебный процесс «обратную связь», т. е. проверяет их понимание и дает задания на применение, закрепление в различных видах деятельности учащихся. У школьников должна работать и развиваться не только зрительная и словесно-логическая память (в процессе усвоения представлений и понятий), но и моторная (двигательная) для усвоения приемов работы.
    При изучении нового материала важную роль играет дифференциация его единиц усвоения по признаку значимости для начального курса, т. е. отнесение их к числу основных знаний, вспомогательных или дополнительных. Особо тщательной организации процесса усвоения по всем этапам и преимущественно на уроке требуют основные знания, названные в программе. Эти знания должны быть усвоены на уровне самостоятельного применения в новых учебных задачах, требующих от учащихся частично-поисковой или поисковой деятельности. Другие единицы усвоения могут быть даны на уровне применения в сходной ситуации. Некоторые знания могут быть даны на уровне воспроизведения или даже простого узнавания по изображению. По своему усмотрению учитель может привлекать дополнительный материал и давать его информационно, в ознакомительном плане. [2]
     Формирование представлений и понятий. Все понятия, которые формируются при изучении начального курса физической географии, могут быть усвоены только при условии их единства с представлениями. Содержание курса требует усвоения представлений памяти (зрительный образ, мысленная картина объекта, явления); на их основе должны формироваться представления воображения. От учителя географии требуется целенаправленная работа по развитию у ребят пространственных представлений о взаимном размещении объектов (по сторонам горизонта), о расстояниях, высоте, крутизне. Начало этому должно быть положено при выполнении практических работ на местности с компасом, рулеткой, нивелиром, эклиметром. При восприятии величин конкретных объектов (например, высота берега реки, крутизна склона холма) у учащихся должен быть зафиксирован в памяти «эталон», который поможет глазомерно оценивать размеры других объектов. Представления, полученные на местности, должны применяться в дальнейшем на уроках при работе с картинами, картами и т. п. для того, чтобы при усвоении понятий в сознании учащихся образы объектов и явлений, используемых для вычленения существенных и варьирующих признаков, были более конкретными.
     В связи с включением единичных географических объектов в процесс формирования понятий и определением их географического положения у шестиклассников должны формироваться картографические представления. В их усвоении важную роль играют работы с контурной картой, задания рассказать о географическом положении объекта, не глядя на карту, и др.
     В VI классе начинается формирование и временных представлений. Это требует длительной систематической работы в тесной связи с изучением истории, с накоплением и углублением географических знаний. Для географии в VI классе опорными вехами в понимании продолжительности времени могут быть полученные детьми знания по истории первобытного общества из курса истории древнего мира, в том числе понятие о летосчислении. В отдельных случаях недостаток временных представлений у ребят не исключает запоминания некоторых особо важных дат как факта из расчета на то, что позже этот факт «впишется» в общую систему знаний об историческом времени. Например, на первых уроках географии следует сказать о том, что слово «география» было найдено в трудах греческого ученого более 3 тыс. лет назад. Оправдывает себя и прием вычисления, например, сколько лет назад было совершено первое кругосветное плавание Ф. Магеллана.
     При организации процесса формирования понятий учителю необходимо предусматривать оптимальный для данного курса их научный уровень, который зависит не только от сложности понятия, но и от преемственности в его развитии при дальнейшем изучении географии материков и океанов. Можно наметить следующие уровни глубины усвоения общих физико-географических понятий.
     1-й уровень. На конкретном объекте учащиеся усваивают существенные признаки понятия и различают видовые объекты по внешним признакам. Например: «Озеро — это природное углубление, постоянно заполненное водой». Показатель усвоения: учащиеся узнают по внешним признакам озеро (в природе, на картине, карте), не путают существенные и варьирующие признаки (размеры, глубина, сточность или бессточность).
     2-й уровень. Учащиеся усваивают расширенное содержание понятия, например разнообразие озер по происхождению впадин, по режиму, т, е. в содержание понятия входят знания о связях с земной корой, атмосферой. Показатель усвоения: учащиеся вычленяют существенные и варьирующие признаки; на основе знаний о географических связях между компонентами природы объясняют причины различий по варьирующим признакам.
      3-й уровень. Усвоение содержания понятия в полном объеме и во всех его связях (причинно-следственных, генетических, пространственных), Показатель усвоения: учащиеся устанавливают существенные и варьирующие признаки незнакомого объекта, объясняют его особенности; применяя знание общих закономерностей изменения и развития природных объектов, предвидят возможные изменения данного объекта.
     Изложенная выше характеристика глубины усвоения знаний отражает особенности познания объектов (и явлений) учеником: вначале рассматриваются и через ощущения выясняются внешние свойства объекта, затем раскрываются внутренние связи (существенные и варьирующие) и, наконец, выявляются причины этих связей. Большая часть основного содержания начального курса должна быть усвоена на 1-м уровне глубины содержания. Разными уровнями усвоения характеризуются и единичные понятия об единичных объектах. Каждый из них относится к тому или иному общему понятию, поскольку является «носителем» существенных признаков этого понятия. Варьирующие признаки даются, чтобы показать объем понятия; они выбираются в зависимости от того, что требует программа: например, Уральские горы — средней высоты, озеро Каспийское — самое большое по площади, бессточное, его котловина — прогиб земной коры и т. д. Как уже отмечалось ранее, только те единичные понятия, которые отражают особенности природы своей местности, должны быть усвоены наиболее полно. Значительная часть общих и единичных понятий начального курса физической географии формируется в едином процессе.
    Общее понятие отражает существенные, отличительные признаки целого класса объектов; общие признаки входят в содержание понятия и представлены в его определении. Каждый объект имеет свои индивидуальные признаки (варьирующие). В выводе о варьирующих признаках называются эти признаки и то, как они варьируют (например, об озерах: они различаются по площади, по глубине). Расчленение признаков понятий на существенные и варьирующие способствует правильному пониманию сущности общего понятия и описанию конкретных объектов.
     В зависимости от содержания понятия и подготовленности учащихся выбирается путь формирования понятия. Один из них — индуктивный: от анализа, вычленения, сравнения признаков при рассмотрении нескольких объектов к обобщению и определению понятия, затем — рассмотрение варьирующих признаков и вывод о диапазоне вариаций. Другой — дедуктивный: от ознакомления с формулировкой определения понятия к варьирующим признакам, отражению в конкретных объектах. Некоторые понятия, например «равнина», можно дать и индуктивным, и дедуктивным путем с применением ряда наглядных пособий, в которых представлены различные равнины по рельефу, высоте, характеру растительного покрова. Чаще применяется сочетание индуктивного и дедуктивного путей с преобладанием одного из них. Экспериментальная проверка эффективности каждого из них показала, что индуктивный путь требует больших затрат учебного времени и напряжения мыслительной работы учащихся, чем дедуктивный. Проверка знаний в том и другом классе на следующем уроке обнаружила примерно одинаковое качество знаний. Однако проверка на прочность знаний, проведенная в конце учебного года, показала, что в классе, где применялся индуктивный путь, знания были более правильные, полные.
     В формировании элементарных географических общих предметных понятий в VI классе можно условно выделить три основные стадии: 1) работа над понятием до логического оформления определения его содержания. Она включает подготовку, повторение опорных знаний, выделение существенных признаков и их абстрагирование и варьирующих признаков; 2) относительно завершенное усвоение содержания понятия при условии осознания существенных признаков, применение к различным новым объектам; 3) развитие понятия, включение его в связи с другими понятиями и в систему географических связей между объектами и явлениями, использование для самостоятельно наблюдаемых объектов и явлений (подведение объекта под понятие). [2]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.