На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Культурология"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания 

    
    В отечественной  культуре существует традиция дарить девушкам цветы. Поводов может быть много: свидание, поздравление с днем рождения или 8 Марта. Являются ли в  этом случае цветы артефактом?
 
    Нет, сами по себе цветы не являются, но традиция дарить цветы символична и её можно отнести к артефактам, т. к. артефакт по определению есть некий аспект материального мира, преобразованный по ходу истории его включения в целенаправленную человеческую деятельность. 

    
    Вероятно, еще  в школе вы слышали выражение  «точные науки». Таким определением технические специалисты не без чувства превосходства противопоставляют свои предметы гуманитарным дисциплинам. При этом забывается, что гуманитарные и естественные науки не могут использовать одни и те же методы и процедуры исследования. Сравните указанные выше науки. Отметьте сходства и различия.
 
    Гуманитарные  науки Естественные  науки
    Общие черты
    И те и другие науки  созданы человеческим разумом.
    Поскольку мировоззрение есть целостная система, естественные и гуманитарные науки вынуждены взаимодействовать.
    Соответствие полученных знаний критериям научности (объективность, рациональность, системность, проверяемость).
    Отличия
    Изучают мир человека Изучают мир природы
    Для наук о духе используется понимание Для наук о природе  используется объяснение
    Знание  о мире человека  зачастую предвзято  и субъективно Знание о природе  объективно
    Невозможность выведения точных законов (поведение  человека индивидуально и мало предсказуемо) Возможно выведение точных законов
 
    
    В некоторых  школах преподается дисциплина «Мировая художественная культура», которая  рассказывает об истории искусства. Чем отличается этот предмет от преподаваемой  в вузе научной дисциплины «Культурология»?
 
    Можно отнести учебный предмет «Мировая художественная культура (МХК)» к одной из дисциплин современной культурологии, которая обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Она занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов. 

    
    Чем отличаются цели режиссера, снимающего художественный фильм о Великой Отечественной  войне, от целей историков, изучающего тот же период?
 
    Режиссер  через художественную среду пытается отразить нравственные ценности, мировоззренческие ориентации и особенности повседневной жизни этого времени.
    Т. е. осмыслить социально - психологические характеристики Великой Отечественной войны в культурном и историческом контексте.
    Историка  интересуют конкретные события, их отражение в общественном сознании и психологии, т.к. история как наука отмечает достижения различных народов, составляет хронологию событий и их периодизацию. 

    
    Какое практическое применение может найти культурология  в современной России?
 
    а) В системе государственного управления.
   Именно на государственном уровне важно создание общего стержня культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики.
    б) В технологии учебы.
    Единая  система культурных ценностей повышает результативность общения учителя и ученика. Это тот фундамент, на котором строится вся система отношений человека к миру. 

Тема 2. Парадигма гуманитарного  знания 

    
    Некоторые студенты, освоившие приемы демагогии, любят  вступать с преподавателем в пререкания, используя выражения «по моему  мнению», «я так считаю». Опираясь на понятие парадигмы, скажите, можно ли использовать эти речевые обороты в научной дискуссии?
 
    Нет нельзя, поскольку любая научная дискуссия  предполагает наличие общего представления  о предмете исследования, конкретных процедур, при помощи которых проверяются аксиомы и общий понятийный аппарат.  

    
    Известно, что  ни одно патентное бюро в мире не рассматривает проекты «вечного двигателя». Изобретатели – самоучки могут обижаться, обвиняя ученых-экспертов  в косности мышления. Опираясь на понятие «парадигмы», объясните, почему ученые не тратят время на рассмотрение подобных проектов, считая их авторов невежественными людьми?
 
    Невозможность осуществления вечного двигателя  постулируется в термодинамике  как первое и второе начало термодинамики.
    И первое, и второе начала термодинамики были введены как постулаты после  многократного экспериментального подтверждения невозможности создания вечных двигателей. Из этих начал выросли  многие физические теории, проверенные  множеством экспериментов и наблюдений, и у учёных не остаётся никаких сомнений в том, что данные постулаты верны, и создание вечного двигателя невозможно. 

    
    В России существует расхожее выражение «деньги портят человека». Этими словами принято обозначать изменившееся поведение разбогатевшего человека (здороваться перестал) или фиксировать невнимание предпринимателей к социальным проблемам. Дайте трактовку этого выражения с позиций парадигмы высокой культуры и с позиций парадигмы образа жизни.
 
    Если  рассматривать это выражение  с позиции парадигмы высокой культуры это выражение будет верным, т.к. деньги это продукт цивилизации, которая относиться к низшему уровню человеческого мира. Понятие человека, как существа наделенного душой и стремящегося к идеалам добра и красоты не совместимы  с понятием денег.  Рост благосостояния губит культуру, а с ней ведет к краху и самого человека.
    С позиции  парадигмы образа жизни это выражение  ошибочно. Деньги не портят человека, а  меняют его систему ценностей. Социальная роль богатого человека отличается от социальной роли бедного и нельзя сказать, что кто-то из них плох, а кто-то хорош. Они разные.  

    
    Среди россиян  широко распространено отрицательное  отношение к США. Языку какой парадигмы близка эта критика?
 
    Эта критика  близка парадигме высокой культуры, потому что «велика русская душа» сравнивается с американским прагматизмом, в котором материальное благополучие превалирует над культурой.  

    
    Объясните в  терминах трех парадигм причины использования матерных выражений.
 
    Парадигма высокой культуры Понимание культуры как репрессия (фрейдизм) Парадигма образа жизни (технологическая)
    Матерные  выражения являются проявлением  низменной и грубой человеческой сущности, противоречат вечным эталонам красоты и добродетели. Служат по существу языком толпы. Причина использования матерных выражений – перевод инстинктивных желаний и потребностей насилия в форму словесной брани. Матерные выражения  – это знак, понятный для людей, объединенных одним социокультурным институтом. Такие выражения используют люди, в пределах определенных социальных ролей. Проще представить дворника, ругающегося матом, чем скажем учителя.
 
 
Тема 3. Культура как социальная подсистема общества 

    
    В обыденном  языке под культурностью понимается воспитанность. При этом принято  считать, что культурная деятельность разворачивается в специально отведенных местах: театрах, музеях, библиотеках. Плохая начитанность и невоспитанность трактуется как бескультурность или бездуховность. Может ли отсутствовать культура в научном понимании этого слова?
 
    Культура  есть атрибут всего человеческого мира, всей человеческой практики, всех социальных атрибутов. Культура это то, что отличает человеческий мир от природного, в том числе и от зоологического. Т.е. бескультурность и бездуховность в научном понимании вообще не могут быть использованы по отношению к человеку. 

    
    В России огромное количество людей стремиться получить вузовский диплом. Система высшего образования отреагировала на это резким увеличением доли коммерческого обучения. Помешать обзавестись дипломом может разве что отсутствие денег. Является ли стремление обладать дипломом вуза свидетельством того, что в обществе укоренена ценность образования?
 
    Скорее  в обществе укоренена не ценность образования, а ценность диплома, как  символа этого образования. Само по себе наличие диплома не является показателем образованности, это в большей степени дань моде. К тому же на сегодняшний день увеличилась не только доля коммерческого обучения, но и появился рынок услуг по выполнению работ за студентов, что еще раз подтверждает, что образование не ценность. 

    
    Экзамен можно  рассматривать как социокультурный  институт. Как и каждый институт, экзамен имеет свои символы. Найдите  и перечислите эти символы. Распишите, какой смысл несут эти символы  в контексте экзаменационных  процедур.
 
    Самый главный  символ экзамена - экзаменационный  билет, смысл которого выборочная проверка знаний по ключевым вопросам изучаемого предмета.
    Оценка  – показатель качества знаний.
    Шпаргалка – соломинка для утопающего студента.
    Зачетная  книжка – документальное подтверждение оценки. 

    
    Какие социальные технологии осваиваются студентом – заочником в процессе учебы?
 
    Технология  обучения, технология общения, технология самореализации. 

    
    Опишите стилевые особенности современной свадьбы  или выпускного вечера в школе (на выбор).
 
    Классическое  проведение свадебного торжества всецело  пропитано традициями. Ввиду того, что этот стиль является наиболее изысканным, он требует самых больших  затрат. Он подразумевает внушительный список гостей (три сотни и более), требует точного исполнения всех свадебных протоколов и официального стиля одежды для свиты новобрачных и даже для гостей в зависимости от времени суток. А так же социальных условий - то есть от того, к какому кругу относятся хозяева и приглашённые (дипломатическому, политическому, богатых и влиятельных людей и т.п.)
    Наряд невесты  включает традиционное подвенечное  платье со шлейфом, пышную длинную, до пола, фату, закрывающую лицо или  кружевную накидку. Поскольку список гостей насчитывает не менее трёхсот  человек, количество шаферов не должно быть меньше шести (один шафер на пятьдесят гостей). Столько же должно быть и подружек невесты. Кроме того, свита жениха и невесты может включать одну или две девочки с цветами, хранителя колец, специального человека для поддерживания шлейфа - если нужно. Все они должны быть соответственно одеты.
    Классическая  церемония официального бракосочетания может проходить поздним утром, в послеобеденное время и вечером. Непосредственно за нею следует  официальный приём, сопровождающийся торжественным обедом или ужином. Естественно, что они должны проходить в приличествующем ситуации зале с соответствующим интерьером, который должен вместить всех гостей, приглашённых как на бракосочетание, так и на торжественный приём в его честь.  

    Приглашения на торжество должны быть выполнены с соблюдением всех формальностей в содержании и внешнем виде. При небольшом стечении народа на бракосочетании для семей и особенно близких друзей могут быть заказаны сидячие места, тогда вместе с приглашениями рассылаются карточки, являющиеся пропуском на церемонию. 

Тема 4. Динамика культура 

    
    В Средние века языком международного общения образованных людей была латынь, в XVIII – XIX вв. – французский, сейчас таковыми является английский язык. Объясните эти изменения с позиций циклической и эволюционной школ.
 
    Циклическая школа Эволюционная школа
    Первоначально использование латыни, было следствием доминирования Римской империи (в  военном деле и в просвещении). После упадка Римской империи латынь еще долгое время была языком образованных людей.
    Писатели и политические мыслители: Монтескье, Вольтер, «провозвестник революции» Руссо, энциклопедисты во главе  с Дидро, писатели Лесаж и Бомарше  придали французской культуре XVIII века общеевропейское значение.
    Распространение английского  языка связано с колониальной экспансией Англии.
    Утверждает, что культура во всем мире единообразна в соответствии с одними и теми же тенденциями: от низшего к высшему, от простого к  сложному. Но рассматривать  с этой точки зрения, изменение  международного языка было бы не верно. Латынь нельзя назвать низшей формой, а английский высшей.
 
    
    Вероятно, Вы замечали следующие явление. В ответ на информацию о грядущих экономических  трудностях люди пожилого возраста начинают скупать  в магазинах товары первой необходимости (соль, спички, муку). Объясните это явление с помощью теории культурных инноваций.
 
    Экономические трудности вызывают определенную угрозу существования общества. И перед лицом этой угрозы, люди начинают заимствовать модель поведения людей уже переживших трудные времена, например людей переживших военное время, когда предметы первой необходимости были в большом дефиците.  

    
    Среди российских мужчин – автомобилистов распространен  известный стереотип об ограниченных способностях женщин за рулем. В странах Запада «мужской шовинизм» в отношении водителей женского пола обнаружить труднее. Объясните причины этих различий.
 
    Не  смотря на заявления о демократии в нашей стране, можно с уверенностью сказать, что мужчины и женщины  не имеют равных прав. В соответствии с российской традицией мужчина является главой, отсюда пренебрежительное отношение не только к женщинам - водителям, но и к женщинам-политикам, женщинам-инженерам и т.п.
    Запад более гибкий в этом отношении. Как известно именно там появилось общественно-политическое движение «феминизм», целью которого являлось предоставление женщинам всей полноты гражданских прав, т.е. равноправие женщин с мужчинами во всех сферах общества.  

    
    Какие группы можно  сейчас назвать престижными в  российском обществе? Ответ проиллюстрируйте примерами.
 
   К одной из таких «престижных» групп можно отнести криминальное сообщество. Это особенно заметно по современному языку, в который вошло множество выражений «блатного мира», а также отчасти определенные жесты. 

    
    Опишите этапы  инновационного процесса на примере распространения таких достаточно новых культурных явлений, как суши-бары, компьютеры или сотовые телефоны (на выбор).
 
    Первоначально наличие сотового телефона являлось показателем финансовой состоятельности и престижности.
    Следующим этапом стало появление телефонов у людей менее состоятельных.
    И сейчас мы имеем абсолютную зависимость  от сотовой связи.
    В частности сотовая связь оказала влияние на моду. Она заставила производителей одежды и галантереи создавать модели, предназначенные для владельцев телефонов. В мире появились новые специализации: например, дизайнеров, специализирующихся на разработке новых моделей "трубок" и  композиторов, пишущих для них музыку.  

Тема 5. Архаичная культура 
 

    
    В кабинетах  современных российских чиновников часто можно обнаружить висящий на стене портрет президента России. Это явление имеет очень давнюю традицию, уходящую не только в советское, но и в дореволюционное прошлое. Объясните, зачем так поступают чиновники, используя научные представления об архаичной культуре.
 
    Это явление  можно объяснить, если вспомнить, насколько в русской традиции сильна раболепная преданность правителю, которому, как божеству, посвящались все ресурсы страны и все люди в ней.
    Раньше  это был царь, «помазанник Божий», теперь это президент, в которого как в Бога верят и ждут чудес и решения всех проблем. И тогда портрет на стене может быть сравним с иконой. 

    
    Казалось бы, архаичная культура осталась в далеком  прошлом. Между тем современный  человек продолжает периодически использовать магию. Речь идет не о «знахарках» и «ясновидящих», извлекающих коммерческую выгоду, а о действиях обычных людей в сложных непредсказуемых ситуациях. Какие магические ритуалы используют Ваши друзья и знакомые в повседневной жизни.
 
    Чем большее значение имеет жизненная ситуация, тем заметнее наследие первобытной культуры, влияние ее обрядов, ритуалов, символов, психологических установок и стереотипов.
    Так к одному из ритуалов который имеет архаичные корни можно отнести похороны умерших. Традиция обмывать умершего и одевать его во все новое, готовя к загробной жизни. Провожая в последний путь, бросать на землю еловые веточки, чтобы умерший забыл дорогу домой в «мир живых».
    Появление на свет ребенка тоже связано с  многочисленными ритуалами, например, «запрет» покупать детские вещи до рождения или не показывать чужим ребенка до истечения первого месяца, чтобы не «сглазили» и т.д. 

    
    Современный человек  способен осознавать себя неповторимой, непохожей на других личностью. Это  непосредственно связано с понятием собственности, которая символически обозначает нашу индивидуальность. Подумайте, можно ли представить себе спор из-за авторских прав относительно изобретения лука или топора между представителями архаичной культуры? Ответ аргументируйте.
 
    У людей  архаичной культуры коллективное преобладало над индивидуальным, это связано с суровыми условиями обитания. Каждый представитель рода, не ассоциировал себя вне своего рода. Поэтому подобный спор был не уместен. 

    
    Опишите современные  политические мифы, представленные на телевидении: например, миф о США и американцах. Какие словесные клише и стандартные зрительные образы с ними связаны?
 
    Миф первый: США  – государство с «дутой» экономикой
     «Дутого» в американской экономике не меньше, чем не «дутого». Американская экономическая машина, хоть и буксует, но не тормозит.
    Миф второй: Американцы – тупой народ
    Да, интеллектуальный уровень среднего Джона или Гарри  просто поражает своей ограниченностью. Какой-нибудь бакалейщик из Малайзии умнее  американского школьного учителя. Но американская – цвет общества, состоит из настоящих мыслителей. Иначе бы США не превратились в ведущую державу мира.
    Миф третий: Американцы - индивидуалисты и превратились в «желудки»
    Американцы  – это, действительно, нация ожиревших  индивидуумов, с которыми о высоких материях не поговоришь. Но это не мешает им всем поголовно исповедовать крайний патриотизм. Патриотизм у них граничит с примитивным национализмом («Америка всегда права!») и находится на небывалой высоте, и так было всегда.
    Миф четвертый: Американцы – нация вырожденцев
    Да, в  США действительно очень много  маньяков и людей с психическими расстройствами. Виной тому элементы американской культуры, взращивающие в людях низменные инстинкты и извращённый взгляд на мир.
    Но, во-первых, не все американцы – вырожденцы. Есть и нормальные. Многие из них придерживаются традиционных семейных ценностей. А во-вторых, в Америке существует культ детей.  

    
    Подумайте, каким  образом человек архаичной культуры объяснил бы движение автомобиля?
 
    Большой, ревущий дымный зверь, которым управляют злые духи. 

Тема 6. Традиционная культура 

    
    Религия является основой ментальности традиционного  общества. Между тем, по результатам  современных социальных опросов, большинство  россиян признают себя верующими. Чем  отличается религиозность современного россиянина от религиозности людей традиционной культуры?
 
    Высшей  ценностью людей традиционного  общества является Бог. Именно стремление к нему формирует самые глубинные  мотивы поведения. Бог в человек  – это его бессмертная душа, достойная того, чтобы не погубить ее грехом нечаянным или осмысленным. Бог есть воплощение высшей справедливости, источник добродетели и благонравного поведения.
    Отношение современного человека к религии  более формально. Чаще всего это  не выходит за рамки совершения определенных обрядов: красить яйца на Пасху, ходить на кладбище в Троицу, носить крест. 

    
    Продавцы в  сельском магазине или в городском  супермаркете выполняют одинаковую работу с точки зрения экономических  функций. Между тем правила исполнения социальной роли могут существенно отличаться. Зафиксируйте эти отличия. Какие черты традиционного общества сохраняются в сельской местности?
 
    Продавцу  супермаркета свойственна суетность, связанная с интенсивностью и  скоростью городской жизни. Продавец сельского магазина нетороплив и созерцателен.
    Продавец  супермаркета формально вежлив и  тактичен со всеми покупателями. Он не просто продавец он продавец-кассир, который по большому счету занимается только подсчетом стоимости покупки. Продавец сельского магазина общителен, у него отсутствует формализм отношений с покупателем. Знает все местные сплетни, всегда обсудит с Вами Ваши проблемы.
    Отвечая на второй вопрос можно сказать, что  в сельской местности сохраняются  такие элементы традиционного общества, как аграрность, локальность, консервативность, публичность. 

    
    В 1990-е годы некоторые  российские школьники стали обучаться  в странах Запада. Столкновение с  иными нормами вызвало у выходцев из России культурный шок. В частности, оказалось, что среди западных школьников и студентов не распространено списывание во время контрольных и экзаменов. Как объяснить эти отличия с точки зрения ценностных ориентаций.
 
    У россиян  очень сильно чувство взаимовыручки, «сам пропадай, а товарища выручай». В западном обществе преобладает конкурентная борьба. Эти отличия и накладывают свой отпечаток на такое явление как списывание. 

    
    Можно ли считать  проблесковые маячки и спецномера на автомобилях сословными символами?
 
    Да можно, внутри сословий люди имеют разный доступ к ресурсам и, соответственно, возникают различия в уровнях потребления, как в данном примере простой номер и спецномер или проблесковые маячки. 

    
    Объясните поговорку  «Не имей сто рублей, а имей сто  друзей» с точки зрения социальных технологий традиционного общества.
 
    Поведение человека традиционного общества строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим являются семья и община. Важным для этого общества является социальная солидарность, а не деньги. 

   Тема 7. Модернизация как  культурный процесс 

    
    В XVI веке в процессе Реформации в Европе возникает новое направление христианства – протестантизм. Это религиозное учение оказало сильное влияние на формирование таких ценностей индустриальной культуры, как труд и деньги. Найдите проявление протестантской трудовой этики в действиях мультипликационного героя дядюшки Скруджа Мак-Дак.
 
    Секрет финансового успеха Скруджа Мак-Дак - финансовая дисциплина: экономия, бережливость, запрет на расточительность.
    Так же как  протестанты Скрудж Мак-Дак, в отличие от православия, не считает, что деньги и материальные блага – грех. В Библии часто описывается торговля, которая никак не осуждается, а наоборот, в Библии богатство считается благословением, а нищета – проклятием.
    Экономический успех протестантских обществ вообще и дядюшки Скруджа Мак - Дак, в частности, объясняется тем, что трудовая этика распространяется не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривается в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности. 

    
    В России XIX века классическая гимназия акцентировала внимание на изучение иностранных языков и математики. Значительную роль играло и обучение светским манерам. Реальные училища (с углубленным изучением физики, химии, биологии) не были престижными. Объясните, почему за последние столетие изменилось представление о престижных предметах и специальностях? Как это связано с рационализацией культуры?
 
   Это объясняется, тем, что изменилось отношение человека к миру, которое выражается в:
   - познаваемости  мира с помощью разума 
   - ориентации  на практическую деятельность, основанную  на системе положительных знаний, для удовлетворения собственных потребностей
   - учете целей, условий и средств практической деятельности.
   Поэтому такие  науки как физика, химия, биология выдвигаются на первый план как науки, которые способствуют прогрессу  и требованиям рационального  общества. 

    
    Многие привычные для нас социокультурные институты появились совсем недавно. В традиционном обществе трудовая деятельность была неотделима от семейной жизни, а образование от церкви. Перечислите новые институты, которые появились в процессе социокультурной модернизации в таких сферах общественной жизни, как:
 
   
    Сфера трудовых отношений здесь появились такие  институты как предпринимательства, работники по найму,
    Воспитание и образование подрастающего поколения – профильное образование, ЕГЭ.
    Семейные отношения – муж и жена становятся равноправными участниками процесса зарабатывания денег.
 
    
    На картинах мастеров Возрождения изображение  Христа и Богородицы перестало соответствовать  канонам иконописи. Как объяснить  это явление?
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.