На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия и мировоззрение и их соотношение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Казанский Государственный Технический Университет
им. А.Н.Туполева 
 
 
 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ 
 
 
 

РЕФЕРАТ
на тему: 

Философия и мировоззрение
и их соотношение 
 
 
 

                      Выполнил:
                      студент гр. 5110
                      К…………….
                      Проверил:
                      кандидат философских наук Гим………….. 
                       
                       
                       
                       

Казань 2006 г. 
 

Содержание: 
 
 
 

1.   Введение  ……………………………………………………………………………….3 стр.
2.1 Сущность мировоззрения …………………………………………………………......5 стр.                                                                         
2.2 Специфика  философского знания …………………………………………………...16 стр.                                                             
2.3 Философия  и мировоззрение личности ……………………………………………..17 стр.                                                  
3.   Заключение  …………………………………………………………………………...23 стр.                                                                                 
4.   Список литературы……………………………………………………………………25 стр.                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Введение: 

Человек всегда стремился составить себе обобщенное представление о мире в целом  и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.
Выработка нового мировоззрения и его претворение  в жизнь - сложная и трудная  работа. То, что сейчас происходит в  культуре, в наших поисках и  в дискуссиях, во многом связано  с попытками создать элементы и структуры нового мировидения.
Одной из важнейших  задач философии как рефлексии  предельных оснований всех видов  человеческой деятельности является концептуализация миропонимания и мироотношения  в целом. “Настоящий, призванный философ  хочет не только познания мира, - размышляет Бердяев, - но и изменения, улучшения, перерождения мира... Философ есть прежде всего познающий, но познание его целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и человеческого существования, оно неизбежно учит о путях осуществления смысла” . Тенденция к специализации, дифференциации отдельных философских проблем и направлений обязательно должна дополняться тенденцией к интеграции, синтезу всех достижений культуры.
Достаточно глубокое и целостное понимание и мира, и человека возникает именно в единстве обоих процессов. Само слово “мир”, одно из древнейших славянских слов, изначально фиксирует значение спокойствия, тишины, покоя и согласия между людьми. “Развитие понятий о мире, воплощенных в истории слов, показывает, что вплоть до нового времени славяне никак не противопоставляли человека миру”.
А в чем же состоит суть слова “воззрение”? Под “воззрением” А.Ф.Лосев, например, понимает просто здравый смысл, то есть прямое и непосредственное усмотрение и наблюдение.
Мировоззрение - это определенный способ жизнепонимания и жизнедеятельности человека. Все мировоззренческие вопросы, определяющие, как человеку жить и в чем искать смысл своей жизни, при всем их неисчерпаемом разнообразии и богатстве сходятся в конечном счете в одном вопросе - о природе человека (что есть человек) и его месте в мире. Деятельная сторона - форма проявления мировоззрения и одновременно способ духовно-практического освоения человеком мира. Поэтому мировоззрение - это не просто миропонимание, но и специфическая форма преобразования мира.
Сейчас время  великого поиска, время соприкосновения  разных философий, культур, начало их диалога.
Философия и  мировоззрение не одно и то же. Обосновывая  их различие, В.И.Шинкарук приводит такие  доводы: “Мировоззрение формируется на основе непосредственной практики общественной жизни вместе со становлением человеческого сознания (и исторически, и индивидуально). Философия же возникает на определенном этапе развития человеческого общества (и усваивается на определенном этапе становления духовной культуры личности), возникает из познавательного отношения человека к миру, когда это отношение выделяется в относительно самостоятельную сферу человеческой деятельности. Результаты познавательной деятельности в конечном итоге выражаются в науке, в знаниях. Название “философия” получила та область познавательной деятельности, которая специализировалась на решении мировоззренческих проблем”.
Рассматривая  философию как систему мировоззренческих  знаний, следует различать мировоззренческое знание, складывающееся вне философии и до философии, и собственно философское знание. “Философия есть мысль мысли... - рассуждает М.Мамардашвили. - Есть реальная философия, которая присуща нам, если мы живем как сознательные существа. Если мы выполняем свою человечность. Философский акт как пауза в ряду других актов, являющихся условием самой их возможности и определенной последовательности. Назовем это реальной философией. И есть философия понятий и систем, в которых этот акт или элемент нашей духовной жизни может быть эксплицирован”. Философия сама содержит в себе мощный аппарат обоснования своих позиций и прояснения своих проблем: она не только пользуется этим аппаратом, но и постоянно работает над его модификациями сообразно характеру и масштабам жизненных проблем, возникающих перед людьми.
“Философия - особый тип (способ) миропостижения, - пишет  Л.А.Коган, - характеризующийся дерзким  прорывом за горизонт, выходом за рамки  наличного бытия, его рутинности и суетности, за пределы любой  ограниченности (прежде всего - своей собственной), любых произвольно устанавливаемых “табу”. Философия, опираясь на свою близость к другим областям знания, является объединяющим, координирующим и общеориентационным началом в духовной жизни, в культуре. Она играет важнейшую роль в сведении воедино различных наук и отраслей знания, в преодолении разобщенности естественных и гуманитарных наук, в поисках и обосновании синтеза искусств, в осуществлении связей между наукой и искусством, а также между ними и моралью.
Координационно-интегративную функцию философии высоко ценил М.М.Бахтин. Место философии, считал он, начинается там, где кончается точная научность и начинается инонаучность, и ее можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания) . Действительно, философия взаимодействует не только с наукой. Она черпает материал для характеристики смысложизненных вопросов в обыденном сознании и поведении людей, в образах религии и схемах мифологии.
“Философия  является универсальной и абсолютной наукой, ищущей себя. Так назвал ее первый знаток нашей дисциплины Аристотель: философия - наука, которая себя ищет”. ХХ век делал очевидной мысль о том, что “чистая” философия, решающая “в общем виде” проблемы человеческого бытия, невозможна. Она не может быть такой и, судя по всему, не была такою и прежде, поскольку всегда - прямо или косвенно - включала в свои картины образ человека, пыталась этот образ конкретизировать, стремилась оценить возможности человека в его взаимодействиях с миром.
Философское мировоззрение  является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нем исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя.
Какие-то мировоззренческие  установки незаметно трансформируются и органично входят в общую  ткань сложившихся взглядов. Но смена  всей системы установок и мировоззрения  в целом - процесс небезболезненный, эмоционально окрашенный, случающийся достаточно редко - в периоды коренных жизненных изменений. На рубеже веков, а тем более эпох мировоззренческие проблемы звучат особенно остро, возникает необходимость и потребность рефлексии самых основ знания и мироощущения.
В  ХХI столетии можно говорить не только об углублении наметившихся изменений в основаниях научного знания, но и о формировании новых мировоззренческих установок, характерных как для научной, так и для других областей духовной жизни человечества.      В данной  работе  сделана попытка обобщения различных взглядов  на соотношение философии и мировоззрения. 

                                                    Сущность мировоззрения
       Формирование  и развитие рода человеческого, рода Homo sapiens есть развитие от несвободы к свободе, от животного и полуживотного существования к подлинно человеческой жизни. Обретение свободы - величайшее благо для человека, необходимое условие прогресса, его смысл и цель. Но одновременно она приносит массу неудобств, за нее приходится платить, и иногда очень дорого. Изгнание из библейского рая Адама и Евы можно интерпретировать как отлучение от сытной и безмятежной несвободы к тягостям и проблемам свободной жизни. Вступив на путь свободы, человек взвалил на свои плечи тяжелую ношу постоянной ситуации выбора, которой нет ни у кого из представителей живой природы на Земле. Но не только ситуация выбора как отсутствие однозначности и жесткой программируемости омрачает существование человека. Как существо мыслящее, активно действующее он постоянно стремится к неограниченной свободе, к максимальному проявлению своей жизненной энергии и творческой деятельности. Но в этом его стремлении к абсолютной свободе он каждый раз "натыкается" на неумолимую необходимость и "бездушную" закономерность внешнего мира. И каждый раз, когда человек пытается прорваться "за флажки", эта суровая реальность "одергивает" его, "ставит" его на место. Вынуждаемый внешними обстоятельствами смирять свои свободолюбивые поползновения, человек мучительно пытался и пытается до сих пор понять этот окружающий его жесткий мир, пытается определить меру своих сил, на которые он может рассчитывать в своей борьбе за свободу, в конце концов, определить меру самой свободы, которая, как он ни старается, не становится безграничной.
       Среда, в которой изначально существует человек, двойственна. С одной стороны - это природа, реальность чуждая, даже жестокая и враждебная. Выйдя из природы, противопоставив себя ей, человек  вынужден действовать, вести себя так, чтобы это противопоставление не привело его к гибели. С другой стороны – более близкий и, казалось бы, более понятный мир: коллектив, социум. Но этот мир тоже достаточно суров, для него превыше всего интересы коллектива, а не индивида, а групповой инстинкт самосохранения оказывается сильнее индивидуального. Социальный мир, объединяя силы, знания, опыт индивидов, защищает их от мира природного, не позволяя им погибнуть поодиночке, но в то же время он весьма требователен к тем, кто не желает поступиться собственными интересами ради интересов коллектива. В противном случае он отторгает индивида: во все времена это являлось жестоким наказанием, а в древности просто приводило к смерти отщепенца. Следовательно, и к этому миру необходимо приспосабливаться, соизмерять свои порывы с волей коллектива.
       Таким образом, чтобы выжить, человеку было необходимо гармонизировать свои отношения  с окружающей его многоликой реальностью. Для разумного существа эта задача выражалась в необходимости понять, познать, что из себя представляет мир, в котором ему приходится жить, что есть сам человек и, соответственно, каково то место, которое он занимает (или может, должен занять) в этом мире, а также, что он может и должен делать.
       Прежде, чем приступить к рассмотрению того, как человек решал эту задачу на протяжении истории, отметим следующее. Освоение субъектом окружающего мира осуществляется в трех основных формах: 1) как материально-практическое: преодоление чуждости мира преобразованием его в процессе труда или социальной деятельности: 2) как духовно- практическое: преодоление чуждости мира, внешних сил, которые господствуют над человеком, в воображении, в сознании, в мышлении (выработка в сознании способов и средств преобразования мира); 3) как теоретическое: познание закономерностей природы и общества, познание самого человека, его сущности (разумеется, к древним временам понятие "теоретическое" применимо с известной долей условности, т.к. теоретический уровень познания – продукт достаточно высокой ступени развития человечества).
       Но  вернемся к нашему Человеку, находящемуся на ранней стадии своего – уже человеческого  – существования. Думается, не слишком  сложно представить себе состояние  первобытных людей, вынуждаемых  заботой о пропитании покидать обжитые, согретые огнем костра и по меркам того времени достаточно уютные пещеры, как нетрудно представить и тот мир, который ждал их за стенами пещеры: дикая первобытная природа, чудовищного вида и размера животные, природные катаклизмы... И все это загадочно, чуждо и даже враждебно. Короче, неуютно было человеку в этом мире. И он сделал первый великий шаг на пути освоения Неведомого.
       Что делает каждый из нас, попадая в незнакомую обстановку? Мы, часто неосознанно, ищем то, на что можно "опереться", создать психический комфорт. Например, оказываясь в помещении, где много посторонних людей, или необычна ситуация, или непривычна обстановка, мы тут же машинально ищем знакомые лица или привычную предметность, и если находим, то нам легче переносить ситуацию, даже если мы не подходим к знакомым, или обстановка только напоминает привычную нам, т.е. мы преодолевали чуждость ситуации, опираясь на прошлый опыт, на воображение, на способность выдавать желаемое за действительное.
       Видимо, так же начали поступать и первобытные  люди. Они стали "обустраивать" этот мир, внося в него привычность силой своего сознания, своей фантазии, тем самым преодолевая его чуждость. Они населили мир различными фантастическими существами, персонифицируя в них, олицетворяя ими различные события и процессы, происходящие в природе (кстати, подобные операции можно наблюдать у детей, мир которых полон различными бабайками и барабашками, страшноватыми, но одушевленными, через которых проще взаимодействовать с окружающими). Так реальность, в которой жил человек, стала заселяться различными богами и божками, симпатичными и не очень: лешими и русалками, троллями и гномами, домовыми и кикиморами. Каждое из этих существ было как бы "ответственно" за определенный участок, за определенную часть действительности, за процессы, происходящие в ней. А с этими существами, как представлялось первобытному человеку, можно было попробовать и договориться, их можно было умилостивить, а при случае, и посоперничать с ними. Так возникла исторически первая попытка духовно-практического освоения мира - многобожие или язычество. В персонификации, одушевлении природы проявилась одна из важнейших черт человеческого сознания - способность к метафоризации действительности. Метафора - это сопоставление различных сторон действительности, различных предметов и явлений, имеющих разную природу, несхожих и внешне, и внутренне и перенос значения с одной стороны на другую. Например, "стальные нервы", "мягкое сердце", "очарованный кварк" и т.д. Олицетворение и персонификация - частные случаи метафоры. Такой перенос значений и характеристик с одного на другое возможен только благодаря какому-то глубинному основанию, какому-то глубинному смыслу, не явленному, но который позволяет сопоставить, казалось бы, несопоставимое, соединить, казалось бы, несоединимое.
       Глубинным основанием для метафоризации мира является изначальная, незыблемая убежденность в единстве мира, в генетическом родстве социума и природы. Откуда взялась эта убежденность: генетическая ли это память, привнесено ли это извне, но факт остается фактом, человек знал, что мир един. И это позволяло ему переносить на природу то, что он наблюдал в коллективе, черпал из него. Возникала совершенно новая реальность – мир, в котором пришлось жить человеку, становился Миром Человека, он подгонялся людьми под себя в процессе труда и в сознании, субъективировался. На объективную реальность накладывался образ ее, существующий в человеческом сознании, природа становилась слепком социума.
       Язычество стало первым этапом конструирования  нового мира. Эта новая реальность была еще неупорядочена, что соответствовало неупорядоченности общественных отношений: еще только формировалась социальная иерархия, социальный опыт был весьма ограничен, еще впереди были представления о должном социальном устройстве. По сути, язычество представляло довольно полную копию довольно беспорядочной социальной жизни первобытных людей.
       Но  шло время, и менялись представления  людей об окружающем мире. В основе этого лежали две основные причины. Во-первых, немногочисленное человечество, отчаянно борясь за существование, внутренне менялось: совершенствовалась социальная иерархия, вырабатывались определенные нормы поведения, взаимоотношений между людьми, соплеменниками, формировалась система социальных запретов (табу). Например, в ходе эволюции общества был выработан запрет на кровосмешение. Существовали табу и по отношению к природе. Например, по отношению к тотемным животным (т.е. к тем, от которых по преданию произошло то или иное племя). Охота на таких животных была разрешена только в критических ситуациях, и то при соблюдении определенных норм. Эти запреты подчиняли интересы отдельных индивидов интересам коллектива (рода, племени).
       Во-вторых, человеческая психика устроена так, что хаос, неупорядоченность объекта  не только не может быть познана, но и вообще плохо воспринимается даже на чувственном уровне. И чтобы сделать еще один шаг на пути духовно-практического освоения мира, необходимо было его упорядочить. Так в человеческих представлениях об окружающей действительности Хаос уступает место Порядку. А порядок - это система, взаимосвязь, причинно-следственные связи.
       В силу отмеченных причин, на языческом  фундаменте начинает формироваться  исторически первая форма мировоззрения  – миф. Миф похож и не похож  на языческие представления о  мире. Как и язычество, миф –  это совокупность чувственно наглядных представлений, как и в язычестве, в мифе мир не анализируется, а переживается. Миф перенял у язычества еще кое-что, причем, весьма существенное, то, что, в свою очередь, передал дальше как эстафету другим формам духовно-практического освоения мира – принцип единства мира. Причем, единство в мифе понималось буквально, абсолютно. Земля и Небо не противопоставлялись друг другу, а взаимопроникали друг в друга, являлись продолжением друг друга. Люди были убеждены в том, например, что после смерти охотник просто уходит на Небо, в другой и в то же время подобный мир, где есть леса, полные дичи, луга, на которых пасутся стада животных. И в соответствии с этими убеждениями они снаряжали умершего в дальнюю дорогу, снабдив всем необходимым для охоты или труда. Боги, олицетворявшие иной мир, частенько появлялись среди людей, вмешивались в их дела (в Троянской войне боги участвовали и на стороне ахейцев, и на стороне троянцев, и, что самое интересное, греки видели их в своих рядах). И люди могли наведываться в мир богов (вспомнить, хотя бы, путешествие Геракла в царство теней). Миф перенял у язычества и многобожие, хотя населенность мифа менее плотна, нежели в языческих верованиях.
       Но, в то же время, миф существенно  отличается от язычества как внешне, так и внутренне. Внешне, можно сказать, мир в мифе более цивилизован, приятен. Мифические боги – человекоподобные боги, в мифе гораздо меньше всяких чудищ. Вообще, миф, в отличие от язычества, антропоморфен. Боги мифов не только внешне похожи на людей, но и ведут себя как люди. Они ссорятся и мирятся, они любят и изменяют, они великодушны, но способны и на подлость, предательство, они рожают детей (в греческом мифе даже Зевс испытал родовые муки), любят подарки (первоначально в виде весьма негуманных жертв, что, впрочем, соответствовало нравам той далекой эпохи), они делятся на плохих и хороших. Мир богов иерархичен, со своей табелью о рангах, словом, мир как Универсум, как целостное мироздание оказывается отражением социального мира.
       Второе  отличие мифа от языческих представлений – это отличие в сущности. Мир в мифе представляет собой систему, упорядоченность, это взаимосвязанный мир. Мифические боги не просто олицетворяли те или иные явления действительности, они находились друг с другом в сложных отношениях. В отношениях между богами человек мифологической эпохи фиксировал "нащупанные" им в опыте причинно-следственные связи. Да, в этих связях еще неотделимы сущность и явление, да, сами эти связи устанавливались по принципу "после этого - значит, вследствие этого". Но миф - это не просто преодоление чуждости мира, это попытка проникновения в саму сущность его.
       Возникновение мифа означает и новый этап в самоопределении  человека. Это уже не забитое существо. Конечно, боги правят миром и людьми, но человек уже встал вровень с богами, он бросает им вызов. Он отвоевал себе площадь Свободы. Он может перехитрить богинь судьбы, саму смерть, боги отступают перед проявлением человеческой любви и верности. Именно мифологическое представление о Человеке породило философское: "Человек есть мера всех вещей". В мифологии человек выступает в качестве главного действующего лица. Но и мир в мифе – не просто бесстрастная реальность, незыблемая данность, а довольно активная сила, влияющая на человеческое существование. В драме человеческого бытия мир не пассивен, в отношениях с человеком он является и объектом, и субъектом, так же, как и сам человек.
       В мифе явно проступает пристрастное отношение  человека к реальности, его окружающей. Мифологическое мировоззрение –  это оценочное восприятие действительности с позиций добра и зла. Данность мира как такового уже не может удовлетворить почувствовавшего свою силу героя мифа. Мир не может быть таким, каков он есть, он должен стать таким, каким он нужен человеку. Таким образом, отношение субъекта к миру оказывается не только познавательным, но и нормативным. В мифе впервые социальное устройство освящается Небом. Здесь как бы происходит "оборачивание" метафоры. Конструируя в сознании новый мир в соответствии с принципами и правилами социального устройства, человек затем переносит на общество то, что ранее он уже приписал (или предписал) Универсуму, но в общество это предписание возвращается уже как общемировой принцип. В этом просматривается та сверхзадача, ради которой, явно или неявно, все делается в мире людей - сохранение, выживание человека, коллектива, человечества. Чтобы выжить, люди должны в достаточной степени одинаково вести себя как в человеческой сообществе, так и в отношении природы, т.е. одновременно с духовным освоением мира и вследствие этого формируется система норм, регуляторов человеческого поведения и отношения к миру. Таким образом, мировоззрение как система представлений о мире и система поведенческих стереотипов становится необходимым условием существования сообщества людей.
       Поскольку мифология является исторически  первой формой собственно мировоззрения, на ее примере можно выделить основные признаки, черты, присущие любому мировоззрению.
       1. В основе мировоззрения лежит  принцип единства мира, глубокого  родства различных его сторон, что позволяет распространять знания, представления об одной из сторон действительности на другие ее стороны.
       2. Мировоззрение – это система  представлений (знаний) об окружающей  человека действительности, системность  мира отражается в системе знаний.
       3. Мировоззрение – это не только  система представлений о мире, но и система норм и правил  поведения людей по отношению  друг к другу и к окружающему  миру, единых для определенного  сообщества.
       4. Мировоззрение максимально субъективировано, это представление человека о мире человека, об очеловеченном мире.
       5. Пересечение познавательной и  нормативной координат мировоззрения  образует суть, смысл мировоззрения  – определение места и роли  человека в Универсуме, смысла  человеческой жизни. Именно здесь мы имеем дело с двумя из четырех знаменитых вопросов Канта: "Что я могу знать?" и "Что я должен делать?", за которыми стоит коренная человеческая проблема - проблема свободы: насколько свободен человек деятельный и человек познающий.
       Мировоззрение есть результат коллективного творчества людей. Это следует из того, что, во-первых, отдельному человеку просто не под силу выработать систему представлений о мире как Универсуме, опираясь на собственный личный жизненный опыт, который крайне ограничен как временем жизни индивида, так и рамками производственной и социальной деятельности. Во-вторых, мировоззрение - это не только и не столько знания о мире, на основе этих знаний строится некий стереотип поведения, отношения к действительности, обязательный для подавляющего числа членов (в идеале – для каждого члена) данного сообщества. Поэтому мировоззренческая система вырабатывается коллективом ради собственных интересов, не совпадающих с интересами отдельных людей, и навязывается каждому. Поэтому для каждого индивида мировоззрение – это данность, с которой каждый член социума должен считаться.
       Отсюда  следует, что в строгом смысле нельзя говорить о каком-то индивидуально  выработанном мировоззрении. У отдельно взятого человека, в лучшем случае, формируется некое мировосприятие, т.е. более или менее цельный образ ближайшего ему природного и социального мира, ближнего окружения. Мировосприятие, в основном, базируется на личном опыте индивида, хотя, разумеется, и опыт человечества, в той или иной мере, не чужд ему. Чаще же индивид остается на уровне мироощущения, более эмоционального, чем рациональное отношение к действительности. К слову, в силу отмеченных причин, язычество еще не может быть отнесено к мировоззрению, слишком скуден был исторический опыт древних людей, слабо развито было абстрактно-логическое мышление, слишком узок был мир первобытного племени. Язычество - это, скорее всего, коллективное мировосприятие, не развившееся до мировоззрения, но из которого выросла мифология. Различные типы коллективного мировосприятия существовали всегда и существуют до сих пор, обеспечивая повседневное существование различных социальных групп даже в высокоразвитых и просвещенных обществах.
       В процессе социализации, т.е. приобщения индивида к господствующему в  социуме мировоззрению, личностное отношение к миру испытывает колоссальное давление официоза. Общество формирует духовный мир личности в необходимом ему (обществу) направлении и качестве. Способы же этого формирования выработаны человечеством самые разные: от просвещения и воспитания, до "промывания" мозгов и наказания. Конечно, человек как существо свободное может не соглашаться с господствующим и навязываемым ему мировоззрением, его личные взгляды и представления могут не совпадать с общепринятыми представлениями. Тогда он примыкает к той социальной группе, чьи ценностные ориентации и нормативные установки ему близки. Или, что гораздо реже встречается, начинает трудную работу по выработке нового мировоззрения.
       Нередко мировоззрение трактуется как некая  картина мира, создаваемая человеком, которую ему необходимо держать перед глазами как путеводитель по жизни. Образ не совсем точный, картина предполагает наличие зрителя, стороннего наблюдателя. Человек же - создатель и участник, главное действующее лицо мировоззрения. В мировоззрении человек "встраивает" себя в мир, создает в своем сознании цельную конструкцию мира, строит мироздание (более точный образ, чем картина мира, лучше выражающий суть мировоззрения), где все части необходимы друг другу, точно пригнаны, где каждому явлению отведено свое место. Вся эта цельная конструкция покоится на определенном фундаменте, который придает устойчивость всей конструкции. Этот фундамент – основные принципы бытия, которые приходится искать, опускаясь в основание мира, чтобы мировоззренческая система не была противоречивой. Все населявшее это здание как в хорошей коммунальной квартире вынуждено было подчиняться определенным правилам поведения, четко расписанным и принятым для неукоснительного выполнения. И становилось более или менее понятно, как жить, что делать* .
       Понятие "картина мира" искажает смысл  понятия "мировоззрение" еще и  потому, что мировоззрение только тогда выполняет свои функции, когда  мироощущение или мировосприятие индивида конгениально, созвучно мировоззрению  коллектива. Тогда мировоззрение становится частью интимной духовной жизни человека. Когда же такого созвучия нет, индивид отвергает коллективные представления о мироустройстве. А картина мира, путеводитель по жизни никогда не смогут стать элементом, составной частью духовного мира личности.
       В основе мировоззрения лежит аккумулированный опыт человечества или определенной социальной группы. Мифология основывалась на коллективном опыте тех или  иных древних народов, но этот опыт был весьма ограниченным: жизненное  пространство каждого народа (ойкумена) было невелико, не существовало широких связей между племенами  (т.е. различные сообщества людей существовали в определенной изоляции друг от друга), историческая память охватывала достаточно короткий отрезок человеческого существования, закрепляясь лишь в устной традиции (до возникновения письменности). Мышление еще только начинало рационализироваться. Но неуклонное развитие человечества неминуемо вело к разрушению мифологии. Расширялись и укреплялись связи между народами, возникновение письменности раздвигало границы исторической памяти, развивался и совершенствовался интеллект.
       Интеллектуализация  человеческого существования, роль разума в жизнедеятельности индивида и коллектива все более привлекали внимание к проблеме духа. Мир, в котором живет человек, перестает быть двойственным, он начинает утраиваться, к природной и социальной среде присоединяется среда духовная. В мифологии не было места духу, миф вещественен, мир в мифе - чувственная данность. Для более сложного мира необходима стала иная система описания бытия. Мироздание получило в сознании людей не только фундамент и стены, но и кровлю. Происходит отделение Неба от Земли, Небо становится обиталищем духа. И на смену мифологии приходят иные мировоззренческие системы.
        и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.