На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие цивилизации и ее основные типы. Процессы глобализации в современном мире

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Понятие  цивилизации и  ее основные типы. Процессы глобализации в современном  мире 

В современной социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества все  чаще используется понятие цивилизация. Сам термин цивилизация (лат. сivilis –  гражданский, государственный) до сих  пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в  следующих основных значениях:
как синоним культуры (А. Тойнби).
как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся  их деградацией и упадком (О. Шпенглер).
как ступень исторического  развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). 

В последнее время  понятие цивилизация легло в  основу цивилизационного подхода к  анализу социодинамики. Его сущность заключается в построении такой  типологии  общественных систем, при  которой периоды развития социума  анализируются  на основе выделения  качественно различающихся между  собой технико-технологических условий  развития, социально-этнических и социально-психологических  особенностей тех или иных регионов планеты.
 Существует несколько  типологий цивилизаций. Одна из  наиболее распространенных связана  с выделением восточной и западной  цивилизаций.
Западная цивилизация  характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими  представлениями и проектами. Европейская  цивилизация при соприкосновении  с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной  экспансии, при этом часто проявляется  нетерпимость к иным культурам как  низшим и неразвитым. Научная мысль  Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось  в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям. Для  Западной Европы свойственна установка  на инновационный путь развития, который  предполагает сознательное вмешательство  людей в общественные процессы, культивирование  таких интенсивных факторов развития как наука и техника. В политической сфере западной цивилизации присущи  гарантии частной собственности  и гражданских прав личности как  стимула к инновациям и творческой активности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к  формированию институтов гражданского общества.
Восточная цивилизация  чаще всего определяется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально-политические и духовные особенности данного  региона. В отличие от Запада здесь  отмечается господство авторитарно-административной системы, характеризующейся деспотической  формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих  структур и институтов. Данные обстоятельства определяют научные и духовные ориентации восточной цивилизации. Развитие научных  знаний характеризовалось не столько  ростом теоретических компонентов, сколько формированием практических, рецептурных приемов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя.
 В познании  господствовал не логический, а  интуитивный метод, что предполагало  ненужность строгого понятийного  языка. Высшей целью науки   считалась трактовка трудов древних  мыслителей, при которой демонстрировались  идейная привязанность к классическим  авторитетам. На Востоке доминировал  художественно-образный стиль мышления  с его интуитивностью, эмоциональной  окрашенностью. Это придавало  большую значимость процедуре  интерпретации, а не выработке  механизмов обоснования накопленных  знаний и опыта. 
 Весьма широко  распространены типологии цивилизаций,  в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный  периоды развития человечества (Р.  Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер). В качестве  критерия выделения данных этапов  цивилизационной динамики рассматривается  развитие материально-производственных  технологий и тесно связанных  с ними социально-политических  и духовных отношений.
Доиндустриальное  общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В данном обществе господствует натуральное  хозяйство и сословная иерархия, оно отличается нединамичностью  социальных изменений, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой  культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил.
 Возникновение  индустриальной цивилизации связано  с переходом к промышленно  развитому обществу, где господствует  массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной  машинной промышленности, переход  к фабричной организации труда  и, как следствие, рост его  производительности. В этом обществе  «размывается» аграрный сектор, начинает доминировать промышленное  производство, в результате чего  активизируются процессы урбанизации. 
 Наука становится  системообразующим фактором общества, а научно-технический прогресс  определяет возможности и перспективы  социального прогресса. 
 Данные процессы  ведут к  изменению места  и роли человека в обществе, формируется буржуазно-демократический  строй, для которого характерно  провозглашение равных гражданских  прав, нарастание демократических  тенденций в социально-политической  сфере. 
Постиндустриальная  цивилизация отличается рядом новых  особенностей по сравнению с индустриальной.
 В ней доминирует  так называемый «третий сектор»  – сектор сферы услуг, где  ведущую роль приобретают наука,  образование, информация. На первый  план выходят наукоемкие информационные  технологии, оттесняя на задний  план тяжелую промышленность. Господство  собственности на средства производства  постепенно сменяется правом  на обладание информацией, благодаря  чему формируется новая доминирующая  социальная группа – профессионалов-управленцев.  Постиндустриальному обществу присуща  децентрализация экономики, эффективное  антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко  представлены в основных сферах  его жизнедеятельности. Данное  обстоятельство дало возможность  Тоффлеру назвать такое общество  информационным.
 В развитии  современной цивилизации можно  наблюдать ряд особенностей. Среди  них следует отметить так называемый  «диалог культур», взаимодействие  западной и восточной цивилизаций.  Обозначенные выше демаркационные  характеристики «размываются», инновационный  стиль мышления постоянно проникает  и постепенно занимает центральное  место на Востоке. Однако модернизацию  Востока нельзя рассматривать  как чистую «вестернизацию», как  насаждение ценностей Запада. Скорее, здесь идет процесс взаимного  обогащения культур.
 С данным обстоятельством  тесно связана и такая особенность  современной цивилизации, как  процесс глобализации. Нарастающие  мировые хозяйственные и экономические  связи реально объединяют все  регионы Земного шара. Тенденция  глобализации захватывает также  общественные отношения, политические, национально-государственные связи.
 Одной из характерных  особенностей современной эпохи,  активно исследуемых как в  науке, так и в различных  направлениях социальной философии,  является феномен глобализации. Корни и предпосылки глобализационных  процессов уходят в глубину  истории, однако реальное их  влияние на темпы и характер  социокультурного развития мирового  сообщества начинает обнаруживаться  лишь к концу ХХ столетия. К  этому времени складывается такая  система ценностей и императивов  развития, в которой доминируют  следующие установления:
права человека  имеют  основополагающее значение;
демократия сильнее  и предпочтительнее тирании;
рынок эффективнее  плановой командной экономики;
открытость перспективней  национальной изоляции и др. 

Эта совокупность ценностей  и социальных установок, активным генератором  и пропагандистом которых выступил Запад, призвана была утвердить в  мировом общественном мнении безусловную  приоритетность неолиберальной стратегии  развития. В определенном смысле глобализация явилась формой осуществления основных идей и целевых установок данной стратегии.
 Термин «глобализация», эпизодически применявшийся с  конца 60-х годов, впервые был  использован американским социологом  Дж. Маклиным в 1981 году как концептуально-теоретический  конструкт, призванный выразить  характерные особенности социодинамики  мирового сообщества в последней  четверти ХХ столетия. Еще не  получив системного обоснования  и концептуально-теоретической разработки  идея глобализации приобрела  статус широко распространенной  объяснительной модели, призванной  оправдать экспансию западных  стандартов развития и унифицированных  социальных форм жизнедеятельности  в ареалы обитания иных культур  и цивилизационных общностей.
 Глобализация  понимается Р. Робертсоном как  становление мира в виде единого  или общего социального пространства, обнаруживающего себя в различных  культурно-идеологических конструкциях  или дискурсах. Поясняя это  достаточно случайное опроеделение, Р. Робертсон утверждает, что процесс  становления глобального мира  достаточно явно обнаруживает  себя со II половины XV столетия, когда  складываются базисные предпосылки  капиталистической системы и  происходит распад традиционных  социальных общностей (церковь,  империи и др.). На втором этапе этого процесса (начиная с 1870 года до середины ХХ века) происходит цивилизационный прорыв, в результате которого возникают национальные государства и вырабатываются юридически закрепленные принципы международных отношений. Наконец, третий этап, символизирующий стадию глобализации в точном смысле этого термина, характерен тем, что национальные системы и идентичности вынуждены приспосабливаться к глобальным обстоятельствам, не западные общества – интегрироваться в структуру мировых отношений  и взаимодействий. На этой третьей стадии формирования социальной «глобальности» резко возрастают экологические риски и опасности социальной дезинтеграции, распадается биполярная структура мирового сообщества, размываются экономические и политические компетенции государств и национальных структур управления.
 Глобализация, понятая  как исторически длительный и  хронологически значимый процесс  центрирует многие современные  концепции и теоретические модели  социодинамики. Так, например, П.  Бродель и Д. Дельфюс трактуют  глобализацию как один из этапов  развития именно капиталистической  системы. И. Валлерстайн полагает, что она длится уже 500 лет  и охватывает историю всей  «капиталистической мир-экономики».
 Большинство исследователей  разделяют точку зрения относительно  многомерности и хронологической  длительности процесса глобализации, который только на исходе ХХ  века проявляется наиболее полно  и зримо. В качестве важнейших  этапов этого процесса обычно  выделяют следующие периоды исторического  развития европейского и мирового  сообщества:
эпоха Возрождения, как этап своеобразной протоглобализации, обусловивший становление международного рынка, основ правовых отношений  между народами, идей гуманизма, способствовавших утверждению единого секуляризированного  представления о человеке;
рубеж XIX-XX веков, когда  капиталистическая система хозяйствования происходит в империалистическую фазу и осуществляется реальная интернационализация  капиталов;
середина ХХ столетия, когда итоги второй мировой войны  закрепляются в ряде важнейших политико-правовых документов и соглашений, обусловивших фронтальную интеграцию усилий различных  стран и регионов мира в политической, экономической и социокультурной  сферах (создание ООН в 1944 году, международного валютного фонда – в 1944 году, принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году и др.);
последняя треть  ХХ века знаменует собой эпоху  подлинной глобализации мирового развития, для которой характерны процессы фронтальной транснационализации  экономики, создания глобальных финансовых и торговых сетей и корпораций, интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий, тотальной  массовизации и унификации культуры, регионализации мирового сообщества и  образования различных союзов и  международных объединений. 

Тем не менее большинство  экспертов согласны в том, что  важнейшими предпосылками глобализации в ее современном варианте явились:
информационная революция, обеспечившая техническую базу для  создания глобальных коммуникационных сетей;
интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках;
дефицит природных  ресурсов и обострение экологической  ситуации во всем мире;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.