На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Источники права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  государственный университет Культуры и Искусств
Библиотечно-информационный факультет 
 
 
 

Реферат
На тему:
«Источники  права» 
 
 

Выполнил  студент 4 курса
группы 21451
Зыкова  Тамара Александровна 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2011
Содержание
    Введение                                                                                                     3
    Понятие и виды формально-юридических источников права              4
    Правовой обычай                                                                                       8
    Юридический прецедент                                                                         10
    Нормативный договор                                                                             11
    Нормативно-правовой акт                                                                       13
    Пределы действия во времени                                                                15
    Порядок опубликования и вступления в силу                                       16
    Порядок прекращения юридической силы                                            19
    Обратная сила закона                                                                               21
    Заключение                                                                                               24
    Список использованной литературы                                                      25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Данный реферат будет посвящен различным формам (источникам) права. Тема реферата является не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении.
Развитие  теории государства и права в  нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных  категорий, выхода на новый уровень  исследований, призванный соединить  достижения правовой науки и смежных  отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и виды источников права
Понятие “источник права” можно рассмотреть  в теории с разных точек зрения. Приведем мнения некоторых ученых об “источнике права”. Н. М Коркунов считает, что источник права это юридическая  норма, форма в которой правило  поведения объектировано [16, стр. 10] . По мнению С. С. Алексеева источником права можно считать акт правотворчества, который объектирован в документальном виде. Определение Л. И. Спиридонова утверждает то, что под источником права можно понимать процесс селективной эволюции культуры, который вобрал в своих нормах поведения весь опыт человечества в социальной сфере. Источники права считаются факторами, которые включают в себя появление и действие права. К таким факторам относятся деятельность государства, считающаяся правотворческой, волеизъявление в обществе социальных групп и то какие у общества материальные условия жизни. Источники права употребляются для познания самого права в целом[11, стр. 5].
Существует  и более узко - специальный смысл  понятия “источник права”, который  дает указания того чем практика пользуется при решении различных юридических  дел.
Вот несколько  особенностей, которые характеризуют  форму права.
Форма права призвана:
во-первых, служить для выражения для  нормативно закрепленной воли граждан, и, в итоге, должна быть обусловлена  тем экономическим базисом, который  существует в настоящее время;
во-вторых, чтобы политическая власть народы была закреплена и обеспечена этой формой права.
в-третьих, утвердить значение наиболее демократических  форм, которые являются приоритетными.
в-четвертых, служить выражением процедуры первоначальной подготовки и последующего прохождения  актов нормативного характера в  законодательном органе[16, стр. 11].
Установление  правовых норм государством, административные и судебные прецеденты по мнению некоторых ученых, также относится к установлению норм. Главная проблема источника права – это роль государства при образовании норм юридических. Можно сказать, что формальный источник права это форма участия непосредственно самого государства в образовании права. Норма права без источника права существовать не может. Хотя если смотреть под другим взглядом, результатом правотворчества это и есть форма бытия права. По мнению английского ученого К. Эллена источником права служит деятельность с помощью, которой нормы поведения получают характер права, становясь четко определенными и обязательными. Хотя существует мнение, высказанное в прошлом веке, русским ученым. В. И. Сергеевич утверждал что силы, которые производят право и являются источником права. Согласно этому утверждению, источником права может быть законодательство, как сила, которая создана на официально, а под источником права можно считать сам закон являющийся продуктом этой системы.
Проблема  понятия источника права
Под источником права понимается обусловленный  характером правопонимания общества отдельный  способ признания социальных норм.
В течение  многих лет ученые России подходили  к вопросу про источники права. Их подход отличался тремя особенностями. Первое, это недооценка этого вопроса. Число работа посвященному этому вопросу было крайне мало. Вторая особенность заключалось в том, что изучение данной проблемы было с позиций противоборства двух систем. Третьей особенностью, было, была ограниченность и непоследовательность изучения вопросов касающихся источников права.
Целый ряд авторов для того чтобы  достичь четкости в этом вопросу  предлагают для обозначения термина, источники права которые имеют  существенный материальный смысл и  источники права, имеющие название юридические источники права, определять при помощи словосочетания такого как  “источники правовых норм”.
Можно сказать, что единый подход к этому  вопросу ограничивается признанием того, что сам юридический источник права это что-то “относящееся к  форме права”. В нашей юридической  науке нет понятия источника  права, которое было бы признано общепринятым.
 Помимо  этого некоторые ученые считают,  что к источникам права относится  в формальном смысле сама государственная  деятельность по установке норм  права или административные и  судебные прецеденты в истории  права. Но при этом сами формы,  выражающие такие нормы, могут  рассматриваться как формы, а  не как источники права непосредственно.
В настоящее  время в условиях, когда политическое мышление изменилось, очень часто  право рассматривается как ценность для общества в целом. Но именно в  источниках права очень часто  появляется общесоциальное в нашем  праве. Помимо этого, сама система источников права всё еще не избавилась от минусов командно-административной системы. На нынешнем уровне система  источников прав недостаточно еще цивилизованна. Очень важным вопросом этой проблемы служит неопределенность в выборе места  актов конституционного контроля РФ в самой системе источников права. Надо думать, чтобы построить в  нашей стране полностью правовое государство, требуется сделать  глобальную переоценку источников права  с включением в нее доктрины права, правовых принципов, практики судебного  делопроизводства, правовых обычаев. 

Смотря  на то, как придаётся нормативный, общеобязательный смысл одним или  другим правовым предписаниям, выделяют: прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт и так называемый договор  нормативного содержания. 

Юридическим прецедентом называют постановление  государственного органа (чаще всего  административного или судебного) по какому-то конкретному делу, которое  после этого становится общеобязательным при рассмотрении похожих дел. Юридический  прецедент стал и является одним  их основных источников права в странах  с так называемой англосаксонской  правовой системой-семьёй (США, Англия, Канада и др.). 

Правовым  обычаем принято называть исторически  утвердившееся правило поведения  путем из-за его частого повторения, которое взято под охрану государством. Как считал Карл Маркс, «если форма  просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиция и, наконец, санкционируется  как положительный закон». Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности  общества. Когда они получают одобрение  государства и гарантируются  его принудительной силой, то их можно  называть правовыми обычаями. 

Правовые  обычаи образуют обычное право. Хотя они и определяются экономическим  строением общества, но создаются  еще при слаборазвитых экономических  отношениях. Это логично, так как  государство, в силу своей примитивной  организации, в то время, еще не может  наладить стабильную правотворческую  деятельность своих органов управления. 

Самыми  яркими примерами правовых обычаев  или записей обычного права можно  считать такие памятники рабовладельческого и феодального права, как древние  законы Драконта (Греция, Афины, VII в. до н. э.), законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н. э.), Салическая правда – варварские законы (Франкская монархия, VI в. до н. э.) [10, стр. 344]. 

В основе обычного права, как правило, лежат  варварские, нецивилизованные правила  поведения. Поэтому в современном  демократическом государстве они  практически никогда не считаются  основными источником права. 

Нормативно-правовой акт – это властное предписание  государственных органов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы  права (постановление, закон, кодекс, инструкция и др.). Нормативно-правовые акты образуют строго выстроенную систему, которая  основана на их юридической значимости. Он признаётся основным источником права  в России и в государствах континентальной  Европы. 

Договором нормативного содержания называется соглашение двух или более субъектов, содержащее нормы права, решающее вопросы по поводу их взаимоотношений. Одним из примеров такого договора можно считать  Федеративный договор, который был  подписан субъектами РФ. Все участники  договора нормативного содержания добровольно  подписывают его и возлагают на себя обязанности, следующие из его содержания. Это одна из характерных черт договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правовой  обычай
Правовой  обычай отличается определенностью  правила,  непрерывным и единообразным  характером его соблюдения. Нормы  правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.
Не следует  полагать, что правовые обычаи - архаичное  явление, потерявшее в настоящее  время всякое значение. Как свидетельствуют  новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании  общественных отношений  (особенно  земельных,  наследственных,  семейно-брачных) в государствах Африки,  Азии, Латинской  Америки. Отдельные обычаи, вошедшие  в древние законы той или иной страны,  действуют без изменений  до сих пор.  Например,  в Таиланде по сей день, бытует закон, определяющий условия  развода  супругов,  выработанные  еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров.  Тот из супругов, чья  свеча догорит первой,  должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества. В то же время в Кении в настоящее время параллельно существует нормы английского  права в семейно - брачной сфере, оставшиеся со времён колонии, и древние родоплеменные обычаи, действующие в этой же сфере правовых отношений. И, если возникают конфликты между этими двумя правовыми системами, какие нормы применить, а какие нет, решает суд.
           Правовой обычай - это обычай,  применение которого обеспечивается санкцией государства.  Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму,  религиозное правило,  нравы.  Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено.
            Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то,  что сложилось в результате длительной общественной практики. Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.  
             Более или менее длительное существование правовых  обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования,  например, при регулировании внешней торговли. Известно лишь несколько статей Кодекса торгового мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или международных обычаев  мореплавания ст.134  КТМ  РФ устанавливает:  "Срок,  в течение которого груз должен быть погружен на судно,  определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками,  обычно принятыми в порту погрузки". В других актах иногда встречаются ссылки на деловые  обыкновения. При этом следует отметить,  что содержание обычной нормы не получает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном акте [7, стр. 85].  

Государство санкционирует лишь те обычаи,  которые  не противоречат,  согласуются с  его политикой,  с  нравственными  основами  сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственной  политике,  общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, до недавнего времени существовала в Уголовном Кодексе РСФСР (действовал с 1.01.61 по 1.01.97г.) глава 9 , которая предусматривала  ответственность за преступления, составляющие пережитки местных обычаев. Статья 233 УК РСФСР, в частности, предусматривала  наказание в виде лишения свободы  на срок до 2-х лет за похищения  женщины для вступления в брак. В действующем ныне Уголовном  Кодексе РФ, вступившем в силу с 1.01.97г. [7, стр. 85], такой статьи нет. Но там есть статья 126, которая предусматривает суровую ответственность за похищения человека, не ссылаясь при этом на пережитки.
 Развитие  права России вряд ли должно  идти по пути  официально-силового  исключения из системы источников  обычаев. Видимо, вскоре следует  ожидать появления новых рыночных  обычаев,  которые будут  регулировать  отношения до и вместе с юридическими нормами[7, стр. 85].
В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где  для каждого морского порта испокон  веков установлены свои обычаи. Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. Обычаи как бы восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы.
          Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер. Наиболее часто правовые обычаи как источники права использовались в древности и в средние века, образуя так называемое обычное право. Законы XII таблицы в Древнем Риме – это запись обычного права. В современном мире, в развитых странах этот вид источников права широкого распространения не имеет, однако полностью не исключается. Например, в ст. 5 ГК закрепляется[7, стр. 85], что при осуществлении предпринимательской деятельности допускается использование обычаев делового оборота как сложившихся и широко применяемых правил поведения, даже если они не записаны в актах государства. 
 
 
 
 
 

Юридический прецедент
Юридический прецедент — это судебное или  административное решение по конкретному  юридическому делу, которому государство  придает общеобязательное значение. Иначе говоря, юридический прецедент  — это следование не общему правилу, установленному нормой права, а норма, сформировавшаяся в результате практики разрешения аналогичных дел.
Суть  юридического прецедента состоит в  том, что ранее состоявшееся решение  государственного органа (судебного  или административного) по конкретному  делу имеет силу правовой нормы при  последующем решении подобных дел.
Этимологически  слово «прецедент» имеет латинское  происхождение. В словаре русского языка прецедент определяется как  случай, служащий примером, оправданием  для последующих случаев этого  же рода. Установить прецедент –  найти в прошлом сходный случай. В самом широком смысле прецедентом  считается то, что произошло в  той или иной ситуации раньше, и  воспринимается как своего рода пример, подсказывающий, как следует поступать  в схожей ситуации, если она возникнет  вновь. Простые сходные случаи всегда существовали и существуют во всех странах и поэтому слово «прецедент»  часто употребляется, в том числе, на бытовом уровне. Однако для теории права интерес представляют только те случаи, которые являются источниками  правовых норм, а также особенности  и признаки, которые позволяют  отнести такие случаи к юридическим  прецедентам.
В конструкции  «юридический прецедент» слово «юридический»  указывает на установление и внешнее  выражение прецедента в сфере  позитивного (действующего) права. При  этом употребление по отношению к  прецеденту термина «правовой», вместо слова «юридический» является некорректным. Понимание явления в качестве «правового» лежит, скорее, в сфере  правовой идеологии в виде общих  представлений о его идее, духе, нежели в позитивном поле. Юридический  прецедент же представляет собой  объективно существующую и признаваемую государством форму права, а не представление  о ней.
В правовых системах тех стран, которые до недавнего  времени относились к разряду  социалистических (Российская Федерация, Болгария, Венгрия, Румыния, Латвия, Литва, Эстония и др.), юридический прецедент  как источник права отрицается, но значение судебной и административной практики признается как средство формирования правосознания юристов (понимание  законов, других нормативных правовых актов) и субъективного механизма  разрешения юридически значимых дел. Такое признание роли судебной практики сулит более обоснованные и полезные для укрепления законности результаты, чем далеко не всегда квалифицированные споры о широком применении юридического прецедента в Российской Федерации и становлением в связи с этим прецедентного права России[9, стр. 98]. 

Нормативный договор 

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.
Нормативные договоры обязательны для многочисленного  и формально-неопределенного круга  лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные  ими конкретные правоотношения. 

Признаки  нормативного договора:
Правовая  база нормативных договоров находится  в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя  действующее законодательство.
В нормативном  договоре всегда предполагается участие  государственного органа. Чем более  высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора. 

Нормативные договоры заключаются в публичных  интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь  преобладают.
Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и  не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому  такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а  имеет и внешнее юридическое  воздействие.
Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех  субъектов, на которых направлено юридическое  действие договора.
Договорные  нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение. 

Существует  особая, строго формальная процедура  заключения нормативных договоров, а также специальный порядок  рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные  согласительные процедуры).
Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке  не допускаются. Нормы о непреодолимой  силе (форс-мажор) здесь неприменимы.
В отличие  от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует  публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.
Нормативные договоры служат правовой базой для  издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это  отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения[12, стр. 8].
Примеры нормативных договоров: международные  договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению  полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нормативно-правовой акт
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В  нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью  не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений. 

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые  учитывают интересы большинства  и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных  отношений в данный исторический период. 

Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном  единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и  не всегда определенный характер. Эти  нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить  в себе общего и достаточно определенного  выражения. 

С развитием  общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного  прогресса. Как отмечал в свое время Н.М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и  охранять господство права, не может  помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится  поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения  или законы» [3, стр. 101]. 

Переход к всеобщему нормативному регулированию  осуществляется эволюционно. Вначале  нормативно регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической  силе; по содержанию; по объему и характеру  действия; субъектам, их издающим.
В соответствии с теорией и практикой правотворчества  акты вышестоящих правотворческих  органов обладают более высокой  юридической силой, чем акты нижестоящих  правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной  мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного  содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное  законодательство). Но наряду с отраслевыми  нормативными актами действуют и  акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных  отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
— на акты общего действия, охватывающие всю  совокупность отношений определенного  вида на данной территории;
— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся  на данной территории;
— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются  лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан  акт (военных действий, стихийных  бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества  нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные  акты); акты судебной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пределы действия во времени
Действие  законов во времени связано с  моментом их вступления в юридическую  силу и с момента утраты ими  юридической силы. Законы вступают в юридическую силу по одному из следующих правил:
С момента  его принятия правотворческим органом (например, государственной думой)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.