На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философское учение и социально-политические взгляды Джона Локка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Финансовая  академия при Правительстве РФ
кафедра “Философия”
реферат по теме:
“Философское учение и социально-политические взгляды Джона Локка”. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студентка факультета Менеджмент
специальности Антикризисное управление
группы  АУ 1-1 Орлова Е.И.
Научный руководитель: Просеков С.А. 
 

                              Москва 2009
Содержание.
1. Вступление. 3
2. Биография. 3
3. Философия Джона Локка. 5
3.1. Основа деятельности. Критика теории врожденных идей. 5
3.2. Гносеология. Уровни познания. 6
3.3. Опыт. 8
3.4. Простые и сложные идеи. 9
3.5. Процесс усложнения опыта. 11
4. Социально-политические взгляды. Идеальное государство. 11
4.1. Естественное право. 11
4.2. Общественный договор и государство. 13
4.3. Закон. 16
4.4. Разделение властей. 17
4.5. Идеал человека – гражданина. 18
5. Вопросы религии и роли языка. 19
6. Заключение 21
7. Литература. 22 

    Вступление.
    Целью моей работы является рассмотрение философских  и правовых  идей английского  философа, иногда называемого «интеллектуальным  вождем 18 века» и первым философом  эпохи Просвещения, Джона Локка (1632-1704).
    Почему  я выбрала именно этого деятеля? Во-первых, моё внимание сразу привлекло  высказывание “Душа человека –  это доска (чистый лист бумаги), на котором  опыт оставляет свои заметки” (как  раз эта фраза стала основой  для “суперобложки к реферату”). Во-вторых, Локка называют сенсуалистом. Сенсуализм, философское направление, считающее ощущение основой истинного  познания, наиболее интересно мне  из всех философских течений. И, в-третьих, взгляды философов Нового времени  уже становятся ближе нашему поколению. Поэтому я решила подробнее познакомится с деятельностью Джона Локка. Причём рассмотреть не только его  философские представления, отношение  к понятиям “душа”, “опыт”, “познание”, но и узнать мнение по вопросам религии  и социально-политического устройства идеального государства.
    Итак, какое место в духовной истории  человечества занимает Джон Локк - современник  ученых Бойля, Ньютона; философов Декарта, Гоббса, Спинозы, Лейбница; композиторов Генделя и Баха; писателей Мольера  и Свифта?
    Биография.
    Джон  Локк родился 29 августа 1632 года на западе Англии в небольшом городке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Воспитывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции к английской церкви, господствовавшей в стране, и к произволу абсолютной монархии Карла I. Во время первой демократической революции (1640-1660) отец Локка сражался против королевской власти в числе армии парламента, которой руководил Оливер Кромвель. Локк всю юность испытывал влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент – демократию.
      В 1646 году он был зачислен  в Вестминстерскую школу. В  1652 году Локк, как один из лучших  учеников школы, поступил в  Оксфордский университет.
    В Оксфорде Локк сближается с энтузиастами нового научного направления, противников  схоластики – средневековой философии, синтезирующей христианство и логику Аристотеля. В это же время Локк увлёкся философией Декарта -  выдающегося  математика, заложившего основы аналитической  геометрии, введшего понятия переменной величины и функции. Именно у Декарта  Локк принял отвращение к заумному, но пустому разговору, и стал стремиться излагать свои мысли ясным и простым  языком.
    В Оксфорде Локк становится другом Роберта  Бойля и совместно с ним  проводит и обсуждает естественнонаучный эксперимент. Позднее воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии.
    Вообще, главными областями интересов Локка  были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, проблемы связанные  с отношением государства к церкви, в частности проблема веротерпимости и свободы совести.
    После знакомства с выдающимся врачом-новатором  Томсаном Сиднемом он начинает трактат  “О медицинском искусстве”, в котором  приводит доводы в пользу экспериментального исследования заболеваний. В 1668 году Локка  избирают членом Королевского общества, а в 1669 г. - членом Совета этого общества.
    В 1696 Локк стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его  регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов (предшественники  Либеральной партии), и многие парламентарии  и государственные деятели часто  обращались к нему за советом и  с просьбами.
    В 1672 и 1679 годах Локк получает различные  должности в высших правительственных  учреждениях Англии. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения состояния здоровья Локк находится во Франции. В 1683 он эмигрирует в Голландию. Это были годы напряженного труда, знакомства с протестантским движением во Франции и Голландии. В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заменены основы политического режима конституционной монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину. Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность.
    Но  вскоре в поход против Локка выступили  и церковники, и многие Оксфордские  преподаватели, и представители  идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ университета.
    В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в отставку. Умер Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704.
    Философия Джона Локка.
      Основа  деятельности. Критика  теории врожденных идей.
    Свою  главную работу «Опыт о человеческом разуме» Локк начинает с критики  теории врожденных идей. Несостоятельность  положения, что в душе существуют какие-то идеи или принципы от самого ее рождения, Локк аргументирует так. Если бы врожденные идеи существовали, то они должны были бы осознаваться каждым. И тогда относительно таких  идей существовало бы общее согласие всех людей. Однако не существует всеобщего  согласия даже относительно таких, казалось бы, общезначимых правил, как законы логики: закон тождества и закон  запрета противоречия. Локк указывает  на тот факт, что эти правила  не знают дети, душевнобольные и  некоторые старики. И больше –  их не знают целые народы Нового Света: индейцы Америки, аборигены  Австралии и т. д. Что касается моральных принципов, то они различны у разных народов, в разные эпохи  и даже у разных людей одного народа, эпохи и культуры.
    Нет ни одного отдельно взятого человека, который помнил хотя бы одну идею (или  принцип) от самого рождения и до самой  смерти. Таким образом, никаких фактов, подтверждающих существование идей, которые находятся в душе от самого ее рождения, нет. Следовательно, нет  никаких оснований считать, заключает  Локк, будто существуют врожденные идеи.
    Теория  врожденных идей лучше всего опровергается  тем, что можно легко, просто и  убедительно объяснить происхождение  всех идей из опыта.
      Гносеология. Уровни познания.
    Новой эмпирико-сенсуалистической теорией, считает Локк, успешно разрешается  проблема видов, или уровней, познания. Их всего три: сенситивное, демонстративное  и интуитивное. Сенситивное знание неточное. Оно показывает только существование  и облик отдельных внешних  предметов. Но без него не может возникнуть демонстративное и интуитивное  знания. Интуитивное знание – самое  совершенное. Оно есть результат  способности ума сразу усматривать  отношения между двумя идеями (тождество, сходство, различие и т. п.). Когда характер отношения между  двумя идеями не ясен интуитивно, начинает действовать демонстративное познание. Оно представляет собой процедуру  подыскания промежуточных идей, которые  помещаются между двумя исходными, пока не станет ясным характер их отношения.
    Знание  это выяснение отношений между  идеями. Соответственно, и всеобщие и необходимые знания относятся  не к вещам, а к идеям. Этим снимается  проблема того, что человек имеет  всеобщие и необходимые знания, хотя ни из какого опыта их получить нельзя. По Локку, «идеи», полученные из внешнего и внутреннего опыта, – лишь материал знания. Только после обработки их с помощью определенных процедур (сравнения, сочетания, абстракции) возможно знание. Однако знание определяется как  правильным комбинированием идей, так  и отбором исходных, «простых»  идей. Ошибки возникают как в результате несоблюдения правил комбинирования идей (чем сложнее идея, тем больше риск, тем вероятнее ошибка), так  и в результате использования  не только идей первичных, но и вторичных  качеств.
    Важным  в теории познания Локк считал понятие  истины. Истина вообще, по его мнению, состоит в правильном соединении знаков. Он относит истину к свойствам  положений (высказываний), хотя считает  уместным говорить и об истине метафизической, которая обозначает, что вещи таковы в действительности, как они существуют. Однако и эта истина предполагает утверждение или отрицание о  соответствии вещей связи наших  идей, т. е. выражена в знаках. Существует два вида знаков, говорит Локк: 1) идеи – знаки вещей и их сил  в нашем уме; 2) слова – знаки  наших идей. Поэтому и истина бывает двух видов: номинальная и реальная. Номинальная истина есть соответствие связи слов комбинации наших идей. Например, высказывание «кентавр –  существо с туловищем коня и головой  человека» номинально истинно, но реально  ложно. Поэтому хотя номинальные  истины важны, но познание имеет ценность, если приводит к реальной истине, которая  есть словесное или мысленное  утверждение, представляющее связь  идей, соответствующих связи самих  вещей. Ради познания самих вещей  люди ищут истину. Истинным же можно  назвать только то знание, которое  представляет собой мыслительную форму, которое обработано с помощью  разума. Исключительно опытное знание носит вероятностный характер, это  не знание, но мнение. «Разум ставит человека выше остальных чувствующих существ  и дает ему то превосходство и  господство, которое он имеет над  ними».
    Теорию  познания Дж. Локка все исследователи  называют выражением здравого смысла, философией, лишенной крайностей. Разум, предоставленный сам себе, боится потерять ориентиры, становится удивительно  осторожным. Он сомневается в понятиях традиционной метафизики и в то же время не решается от них отказаться. Он опирается на чувственный опыт и в то же время видит его  ограниченность. Разум пробует различные  способы самообоснования, еще верит  в саму возможность самообоснования, но уже начинает ощущать необходимость  «иного», отличного от человеческого  разума бытия.
      Опыт.
    Отвергнув теорию врождённых идей, Локк считает  очевидным, что при своем первом появлении на свет душа каждого человека есть белая бумага без всяких идей и знаний, иначе говоря – «чистая  доска» (tabula rasa). Откуда же она получает весь свой материал (знания)? Локк отвечает кратко: «... из опыта». И он тщательно  разрабатывает понятие «опыта». Посредством единичных восприятий опыт пишет свои знаки на «чистой  доске», т. е. в человеческой душе. Под  воздействием чувственных впечатлений  душа, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи.
    Опыт  складывается из двух источников: внешнего и внутреннего. Внешний опыт –  это материал, который дают нам  органы чувств под воздействием внешних  предметов. Поэтому Локк и называет его ощущением. Внутренний опыт формируется  из наблюдений за действиями нашего ума. Локк называет его рефлексией, особенным  внутренним чувством. Рефлексия, по Локку, есть «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной  души. Душевная деятельность может  протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня– восприятия, мысли, желания (они есть у каждого  человека и ребенка); процессы второго  уровня – наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это  есть только у зрелых людей, которые  размышляют над самими собой, познаю свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.
    Опыт  рефлексии может возникнуть только после ощущений. Потому что до и  без ощущений не могут осуществляться никакие действия ума. Отсюда видно, что Локк не просто эмпирик, но также  теоретик сенсуализма – учения о  том, что все человеческое познание осуществляется на основе ощущений. Ощущения приносят в душу идеи белого, твердого, горького, звуков, запахов, т. е. все  идеи, которые называются чувственными качествами. Но качества надо четко  отличать от идей. Идеи существуют в  душе, а качества в телах. Внешний  опыт не монолитен, он включает в себя «идеи» первичных и вторичных  качеств. Первичные качества – такие  свойства тел, которые остаются у  них постоянно. Это протяжение, объем, плотность, движение и покой. Идеи этих качеств адекватны, т. е. показывают нашему уму то, что в вещах есть на самом деле. Вторичные качества возникают в вещах в результате незаметных изменений в первичных, они не находятся в самих вещах, а лишь кажутся нам таковыми, являясь  на самом деле продуктом движения частиц, недоступных человеческому  восприятию. Они вызывают у нас  идеи вкусов, цветов, запахов, звуков. Эти  идеи не адекватны. Таким образом, цвета, вкусы, запахи, звуки суть только идеи и существуют в нашей душе, а  не в вещах. А первичные качества, которые эти идеи породили, сами по себе человеку неизвестны.
      Простые и сложные идеи.
    Все идеи делятся на простые и сложные. Простые – такие идеи, в которых  нельзя выделить части. Примером простых  идей может быть любой конкретный цвет (скажем, желтый), вкус, запах и  т. п. Человек не может создать  ни одну простую идею. Все они  навязываются ему силой через  опыт. Сложные идеи составляются из простых. В отношении них человек  может все, что угодно. Он по своему желанию может из простых идей образовать любые сложные. На этой основе развиваются способности воображения  и фантазии. Но сложные идеи образуются и по принципу притяжения друг к  другу. Такой способ образования  сложных идей Локк называет ассоциацией  идей.
    Именно  Локк ввел в язык психологии понятие  «ассоциации» – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление  другого. Психология стала изучать, как по ассоциации идей человек познаёт  окружающий мир. Изучение взаимоотношений  души и тела при этом окончательно уступает место изучению умственной деятельности и сознания. Свою теорию познания Локк строил на основе психологической  теории сознания, чем проложил путь психологии в современном смысле, как анализа эмпирического сознания.
    Такое объяснение механизма образования  сложных идей позволяет понять, считает  Локк, древнейшую и сложнейшую проблему: что такое общие понятия (универсалии) и как они возникают. Общие  понятия есть не что иное, как  абстрактные идеи. Абстрактная идея – это такая сложная идея, которую  разум образовал, отбрасывая все  индивидуальные признаки у разных идей и оставляя лишь то, что у них  общее. Например, если мы берем сложные  идеи кошки, верблюда, слона и т. п., то наш ум может отбросить все  индивидуальные различия и оставить только общее, что есть у этих существ: телесность и одушевленность. Так  образуется абстрактная идея «животного». «Дружба» – это комбинация более  простых идей – идей любви, действия, человека. Идея субстанции – тоже сложная  идея, в ней обобщены многие сходные  характеристики самых различных  вещей. Мы не знаем, что такое субстанция, считает Локк, но нет у нас и  оснований сомневаться в ее существовании.
    Все общие идеи – произведения разума, реально существуют только единичные  вещи. Сложное же содержание может  быть образовано только в соответствии с опытом, свободное комбинирование (о котором говорилось выше), по Локку, ведет к фантастике. Высший принцип  Локка гласит: “нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах”.
      Процесс усложнения опыта.
    Посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего  и внешнего опыта переходят в  сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа активна. Любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. Слова – это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) – это знаки общих идей, "у которых отделены обстоятельства места и времени". Эта теория образования абстракций получила название "традиционной" и в дальнейшем неоднократно критиковалась.
    Локк  одним из первых ученых в западноевропейской философии поднял проблему личного  тождества, различая при этом "тождество человека" (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и "тождество личности" как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.
    Социально-политические взгляды. Идеальное  государство.
      Естественное  право.
    Начинается  теория Локка с вопроса: оправдана  ли частная собственность? Под собственностью Локк понимает не только чисто экономические  нужды, но и "жизнь, свободу и стремление к счастью". Имущество и жизнь  выступают как воплощение свободы, и в них реализуется выбор  призвания, полагаются и достигаются  цели. Локк расценивает свободу личности как великое основание собственности. Локк полагал, что люди не потому становятся собственниками, что овладевают предметами природы, но они в состоянии присваивать  посредством труда предметы природы, ибо изначально свободны, и уже  в силу этого – собственники. Так он замечает, что каждый человек  по закону природы имеет право  отстаивать “свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество”.Ведь каждый владеет собственностью в  виде себя самого, то плоды труда  его рук можно счесть его собственностью. Труд создает собственность. Таким  образом, Локк оправдывает собственность  не потому, что ее защищает закон, установленный  людьми, а потому, что она соответствует  высшему закону - "естественному  праву".
    В естественном состоянии, согласно Локку  господствует естественный свободный  закон, закон природы, отличающийся от теории Гоббса“война всех против всех”. Локк считает выражением естественного  равенства готовность людей следовать  разумным естественным, природным законам. Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить без порядка и закона. Закон природы определяет посредством  разума, что хорошо, что плохо; если закон нарушается, виновника может  наказать каждый. По этому закону обиженный  сам судья в своем деле и  сам исполняет приговор. Закон  природы, будучи выражением разумности человеческой природы, ”Требует мира и безопасности для всего человечества”.И  человек в соответствии с требованием  разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое - свою жизнь, свободу  и собственность стремится не навредить другому.
    Естественное  состояние это - полная свобода действий и распоряжения своим имуществом и личностью. Защита закона природы и проведение его в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека; наказывать нарушителей закона и охранять невинных. Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан.
    Свобода мнений – неотъемлемое право человека. Философ полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот принцип распространяется  и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению, не безгранична, она ограничивается соображениями морали и порядка. Традиционное требование ” воздать каждому свое, его собственное” Локк обозначает как основное право; право на собственность (право на свое, собственное).
      Общественный  договор и государство.
    По  Локку разумное преодоление недостатков  естественного состояния ведет  к общественному договору об учреждении политической власти и государства. Люди стремятся перейти из естественного  состояния в политически организованное общество не из-за страха смерти, а потому что они понимают, что им будет  безопаснее в упорядоченном обществе, чем в естественном состоянии.  Как следствие, необходимо образование  государства, которое создается  путем заключения общественного  договора.
    Общественный  договор заключается между людьми и государством. “Основной целью  вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно  пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством  для этого служат законы, установленные  в этом обществе; первым  и основным  позитивным законом всех государств является установление законодательной  власти; точно так же первым и  основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная  власть, является сохранение общества и каждого члена общества”.
    Однако  “по общественному договору“  люди не отказываются от своих естественных прав, да и сам закон природы  продолжает действовать и в государственном  состоянии, определяя тем самым  цели, характер и пределы полномочий политической власти. Существенным  моментом идеального государства является ”доктрина законности сопротивления  всяким незаконным проявлением власти”. После заключения договора народ  остается судьей решающим, правильно  ли учрежденные и уполномоченная им власти выполняют возложенные  на них договорные обязанности или  стали нарушать договор. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или  вообще не считается с ними, то подданные  вправе расторгнуть соглашение с  правительством и, используя право  на самозащиту, и даже подняться  на революцию.
    Общественный  договор заключается не раз навсегда, без права последующего корректирования  этого договора. Договорные отношения  людей с государством – постоянно  обновляющийся процесс.
    В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство. Оно наделялось правом издавать законы, снабженные санкциями, и использовать силу общества для  соблюдения этих законов. Однако государство  не должно было посягать на сами эти  права, ибо пределом его власти при  всех формах правления являются естественные права его граждан. Государственная  власть, писал Локк, не может брать  на себя право повелевать посредством  произвольных деспотических указов; наоборот, она обязана творить  правосудие и определять права граждан  посредством провозглашения постоянных законов и уполномоченных на то судей. Локк считал, что государственная  власть (правительство) сама должна подчиняться  установленным в обществе законам, в противном случае граждане имеют  полное право вернуть себе свои первоначальные права и передать их новой власти (правителю).
    Локк  подчеркивает, что человек не рождается  подданным того или иного государства. Человек, став совершеннолетним, как  свободный выбирает, под властью  какого правительства, гражданином  какого государства он хочет стать: “Только согласие свободных людей  делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь  поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому  люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или  это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точно так же, как они являются людьми”.
    От  всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, то есть право во имя общественного  блага создавать законы для регулирования  и сохранения собственности, а также  право применять силу общества для  исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые  права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода  людей в условиях правового государства, писал Локк, “ заключается в  том, чтобы иметь постоянное правило  для жизни, общее для каждого  в этом обществе и установленное  законодательной властью, созданной  в нем; это - свобода следовать  моему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает  закон, и не быть  зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной  самовластной воли другого человека”.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.