Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических вузов России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

                      Кафедра философии 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Реферат
по курсу 
«Философские  проблемы науки и техники»
      На тему: Гуманитарная подготовка студентов
    инженерно-технических  вузов России 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: ст. гр. КТМм-11 Кузнецов Д. А.
                  Проверил: д.ф.н., профессор Пурынычева Г.М. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Йошкар-Ола,
 2011
Оглавление 

 

Введение:

    Актуальность  темы исследования. Выбор темы обусловлен, прежде всего тем, что гуманизация общественной и государственной жизни России сегодня - это необходимое условие для стабилизации и развития страны в ближайшей и среднесрочной перспективе. Важно отметить, что ту гуманизация российского общества в современных условиях невозможна без преемственности и развития гуманистических традиций нашего человечества.
    Современные условия развития общества ставят новые  задачи перед высшим образованием –  готовить специалиста, отвечающего  изменившимся запросам общества. Молодые  специалисты должны обладать большей, чем вчера профессиональной мобильностью, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса.
    Интеллект способен к саморазвитию, но он и весьма отзывчив на индуцирующие его формы воздействия: обучение и воспитание. Обучение и воспитание в техническом вузе имеют свою специфику, поскольку они направлены на процесс образования специалиста-инженера.
    Инженер – человек, имеющий высшее техническое образование, должен сочетать в себе специальные знания с социально-психологической компетентностью и интеллектуальной культурой. Подготовка специалистов в техническом вузе строится с целью специфики инженерных функций: рациональное и эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых технологий, конструирование новой техники, поэтому обучение в техническом вузе учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономики и организации производства. Оно направлено на подготовку специалиста к творческой, самостоятельной деятельности, умению непрерывно повышать свое образование, быть компетентным в НТП.
    Спецификой  высшего образования в техническом  вузе является не только освоение фундаментальных научных знаний, общеинженерных и специальных дисциплин, но и формирование технического типа мышления, присущего инженерной области деятельности и инженерного мышления.
    Для формирования инженерного мышления будущему специалисту необходимо «умение проводить мысленные эксперименты, комбинировать различные чувственные образы на основе какого-то исходного понятия, элементы творческого воображения и интуитивного знания – все это становится необходимым компонентом формируемого в вузе технического мышления будущего инженера»
    Указанные обстоятельства, по нашему мнению, определяют актуальность и научную значимость избранной нами темы исследования:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гуманитарная  подготовка студентов инженерно-технических вузах России

 
    В настоящее время имеется значительное число работ, связанных с обновлением системы высшего образования, в том числе и технического.
    Однако  проблема гуманитаризации инженерного  образования в России не стала  предметом специального рассмотрения. Опубликован ряд работ, в которых  анализируется состояние и развитие системы высшего образования, в том числе и инженерно-технического. Гуманитарная компонента подготовки специалистов рассматривается, как правило в статьях, тезисах и других публикациях ограниченного объема, которые не позволяют всесторонне и целостно изучить интересующую нас проблему.
    Оправданное обращение к гуманитарному образованию российских инженеров отмечается в работах, посвященных проблеме преодоления технократических тенденций в развитии современного производства.
    Недостаточность изученности проблемы гуманитарного образования в историческом плане затрудняет адекватность ее понимания, ведет нередко к идеализации его прошлых форм и содержания. В настоящее время слабо изучено гуманитарное образование в теоретико-методологическом и культурологическом плане, в частности, сущность этого понятия, критерии выделения гуманитарного образования, границы этого понятия, его объем и содержание. Имеющиеся публикации, как правило, носят авторский характер и пока не стали общепризнанными.
    В настоящее время в отечественной Исторической, социальной философской литературе рассматриваются лишь отдельные стороны гуманитарной подготовки специалистов, в том числе и инженеров.
    Многие  проблемы образования традиционно  разрабатывались отечественными исследователями, которые преимущественно уделяли внимание педагогическим и социально-педагогическим вопросам.
    Гуманитарные  проблемы образования, в том числе  и инженерно-технического, рассмотрены  подробнее ростовскими исследователями 
    К числу наиболее разработанных отечественными исследователями проблем образования следует отнести, по нашему мнению, педагогические и социально-педагогические вопросы.
    В целом проведенный анализ научной  литературы показал, что недостаточно разработана прежде всего проблема гуманитарной подготовки студентов инженерно-технических вузов России в исследуемый период, что в свою очередь и определило цель нашей работы. 

    Цель работы - выявить сложившиеся эффективные формы и содержание гуманитарной подготовки студентов инженерных вузов России.
    Объект  работы - процесс гуманитарной подготовки инженерных кадров в вузах России.
    Предмет работы - гуманитарная составляющая в подготовке инженерных кадров России.
    Гипотеза  данной работы - гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических вузов России была бы более эффективной, если:
    в качестве ее главного ориентира выступала бы личность студента, ее самобытность;
    процессы обучения и учения были бы взаимосвязаны с учетом гуманитарного компонента;
    для обеспечения гуманитарной подготовки студентов был бы реализован один из важнейших принципов эффективной дифференциации в подготовке специалистов, соотнесенных с профессиональными навыками и уровнем общеобразовательной подготовки.
 
    Исходя  из цели и гипотезы данной работы, поставлены следующие задачи:
    выявить общее и особенное в подготовке инженерно-технических кадров России на основе анализа трудов ученых, которые могут быть использованы для реформирования современной высшей школы;
    проанализировать многообразие гуманитарной подготовки студентов инженерных вузов, ее эволюцию;
    исследовать направления поиска совершенствования подготовки инженерных кадров в России и прежде всего ее гуманитарных компонентов.
 
    Инженер – человек, имеющий высшее техническое  образование, должен сочетать в себе специальные знания с социально-психологической компетентностью и интеллектуальной культурой. Подготовка специалистов в техническом вузе строится с целью специфики инженерных функций: рациональное и эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых технологий, конструирование новой техники, поэтому обучение в техническом вузе учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономики и организации производства. Оно направлено на подготовку специалиста к творческой, самостоятельной деятельности, умению непрерывно повышать свое образование, быть компетентным в НТП.
    Спецификой  высшего образования в техническом  вузе является не только освоение фундаментальных  научных знаний, общеинженерных и  специальных дисциплин, но и формирование технического типа мышления, присущего инженерной области деятельности и инженерного мышления.
    Для формирования инженерного мышления будущему специалисту необходимо «умение проводить мысленные эксперименты, комбинировать различные чувственные образы на основе какого-то исходного понятия, элементы творческого воображения и интуитивного знания – все это становится необходимым компонентом формируемого в вузе технического мышления будущего инженера» .1
    Обучение  в высшей технической школе связано  и с известным своеобразием традиционных форм организации учебного процесса: способ построения лекции, семинарских и практических занятий, учебно-исследовательской работы студентов (УИРС, НИИРС), производственной и преддипломной практики. Это также формирует инженерное мышление.
    Для обучения в техническом вузе характерно и развитие гуманитарного мышления. В новых условиях развития образования вопрос об усилении гуманитарной подготовки приобретает особую актуальность, так как «никакие другие точные науки не могут сравниться с гуманитарной подготовкой по значимости и эффективности в формировании культуры человека, его нравственного образования. Нельзя за счет гуманитарных наук осуществлять компьютеризацию образования, ибо последняя без прочих гуманитарных знаний не дает добрых всходов»..2
    Схожий  взгляд высказывают и авторы учебно- методического пособия «Эстетическое  воспитание в техническом вузе». Они полагают, что «гуманитаризация высшей технической школы (т.е. ориентация технического образования не только на технические, но и на гуманитарные науки) важна для развития и совершенствования мышления специалиста технического профиля не только в связи с обогащением ассоциаций при решении технических и технологических задач, она важна еще и для осознания того, что любая техническая разработка делается, в конечном счете, для человека; она должна способствовать увеличению «человеческого» в жизни пользователя, реализованного на ее основе».
    Наряду  с инженерной и гуманитарной подготовкой  высшее образование в техническом вузе должно ставить своей задачей формирование, стремление личности к самореализации. «Высшее техническое образование должно не только ориентировать студентов на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствовать их выходу на новый уровень культуры, соответствующей этим технологиям» .3
    От  выпускников высшей школы требуется  «чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальной и научной областях, но и умели ставить и защищать прежде всего свои идеи и предложения. Для этого требуется, чтобы они были достаточно подготовлены к самостоятельному анализу и обобщению научных фактов и явлений».
    Признавая, что главная цель высшей технической  школы – подготовка специалиста-профессионала  нельзя забывать, что высшее образование  « выступает как основной механизм трансляции культуры в теле общества и окультуривания новизны постоянно воссоздавать существующую и создавать новую культуру: к примеру, в виде особых типов образовательных людей, текстов, образа жизни»
    Аналогичную точку зрения высказывает Ю.Г. Фокин: «…несмотря на осваиваемую специальность технического профиля, выпускник вуза ХХI века должен быть прежде всего субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности»
    Автор разделяет точки зрения Ю.Г. Фокина, О.В. Долженко, В.Л. Шатуновского, что специалист-инженер обязательно должен быть носителем культуры, способным с позиции профессиональной культуры оценить общечеловеческие последствия тех или иных изменений в сфере техники.
    В соответствии выше изложенного можно  сказать, что специфика обучения и воспитания в техническом вузе заключается в решении следующих задач:
    формирование уважения у студентов к своей будущей профессиональной деятельности, ответственности за дальнейшее развитие научно-технического прогресса;
    становление личности специалиста-инженера с высокими общечеловеческими, нравственными, эстетическими, профессиональными качествами, широкими коммуникативными и адаптационными возможностями за счет повышения значимости гуманитарной и социально-экономической подготовки;
    постоянная корректировка поведенческих установок студенчества с учетом особенностей социально-экономического развития и национального менталитета.

Гуманизация высшего образования

 
    Система образования, основанная на классической философии, идеи которой сформулированы в конце XVII и начале XIX столетия во многом исчерпала себя. В основе нового типа образования лежит новая философия, для которой характерно органическое единство естественнонаучного и логико-рационального компонентов. Возможный прообраз нового образования - так называемая эмоционально-образное художественное мышление.
    Гуманизация - это не просто увеличение числа дисциплин социально-гуманитарного профиля, а изменение внутренних ориентиров образования. Методология современного научного познания должна полностью изжить естественно-механистическую парадигму при все большем включении в него гуманистических ценностей. Общество в целом не в состоянии успешно развиваться без учета ценностных ориентаций человека. Драматизм нашего положения, по нашему мнению, заключается в том, что рыночные отношения начинают энергично вымывать социально-гуманитарную культуру, в результате чего общество перестанет быть дееспособным. Развитая гуманитарная культура - условие выживания и совершенствования современной цивилизации.
    Имеется и противоположная точка зрения в отношении влияния рынка  на высшее образование. Например, некоторые  полагают, что общество рыночного  типа станет стимулом образованности и культуры в нашей стране, так  как потребует квалифицированных  работников в духовной и экономической сферах. Уже сейчас вырос конкурс на экономических и юридических факультетах, стали возникать коммерческие средние и высшие частные учебные заведения. В 1996 году в России насчитывалось около 600 частных гимназий, более 300 лицея, в которых обучалось полмиллиона школьников; работало 300 негосударственных школ. Увеличивается число негосударственных вузов. Образование все больше приближается к потребностям реальной жизни. Это положительный момент. Среди товаропроизводителей началась конкуренция, и вскоре она должна привести к росту спроса на квалифицированный интеллектуальный труд. Рост спроса на квалифицированный труд повлечет за собой повышение его оплаты. Человек будет заинтересован в постоянном повышении квалификации, получении современных знаний, за которые общество хорошо заплатит.
    Большинство ученых согласно с тем, что новая  концепция образования должна быть связана с его гуманизацией. Она  должна исходить из того, что человек - саморазвивающаяся система и  высшее образование должно помочь саморазвитию человека. Человек - открытая система и необходимо глубокое изучение его связей с социальным миром, воздействия на него достижений мировой и национальных культур. Человек - биопсихосоциальное существо и следует учитывать влияние на него генетического кода, природный характер психики и ее развития и, наконец, воздействие окружающей среды, прежде всего социальной.
    Гуманизация высшей школы предполагает в первую очередь демократичные преобразование системы социальных отношений в  институтах. Это означает становление высшей школы, сочетающей автономию, свободу организации учебного процесса и плюрализм моделей образования, когда в обстановке конкуренции проявляется лучший студент и лучший преподаватель. Далее, в обязательном порядке это персонификация учебного процесса, которая должна стимулировать преподавателя к подготовке авторских курсов и адаптации их к личности студента, его индивидуальному учебному плану. Гуманизация предполагает, что образование должно быть проблемным, основанным на партнерстве преподавателя и студента, превращающим учебный процесс в творчество.
    Основания кризиса современного образования  и воспитания проявляется в деинтеллектуализации общества, в снижении авторитета знаний. Дегуманизация высшей и средней  школы состоит в несоответствии целей, содержания и методов образования и потребностям общества. Этот процесс детерминирован прежде всего состоянием социума, его переходом от индустриальной стадии развития к постиндустриальной.
    В тоталитарных социумах, как правило, реализуется только государственное образование. Однако, монополия государства в этой области, как и везде, ведет к застою и вырождению образования. Альтернативное образование необходимо как дополнение и противовес государственным образовательным структурам. Оно обнаруживает большую гибкость и подвижность в выборе тем, учебных планов, методов преподавания и самих преподавателей. Взаимодействие государственного и альтернативного образования развертывается прежде всего в гуманитарной сфере, где прежние структуры наиболее дискредитированы.
    Гуманитарное  образование должно помочь людям  преодолеть чувство собственной  незначительности, беспомощности и  растерянности, столь свойственные человеку в современном обществе. В настоящее время очень важно  подтверждать индивидуальную ценность каждого из нас. Гуманизм направлен против растущей в современном обществе тенденции в оценке людей по "шкале", подразумевающей, например, что победители лучше побежденных, генералы лучше солдат, врачи лучше сестер милосердия, и так далее, до бесконечности. Современная социальная структура еще способствует тому, чтобы увековечить подобные мифы, как бы превращая в людей "второго сорта" тех, кто по занимаемому положению, должности и т.п. находится на низшей ступени иерархической лестницы.
    Необходимость гуманизации высшего  образования в  нашей стране аргументируется различными причинами. В.М. Шепель в статье "Управленческая гуманитарология" видит актуальность этой проблемы в том, что:
    а) гуманитарное образование способствует эмоциональной полифоничности людей, а потому делает их более открытыми  для разнообразной информации, активизирует деятельность их интеллекта;
    б) в гуманитарном образовании концентрируется  духовность людей, характерные черты  которой - возвышенность мыслей, желаний  и благородная мотивация поступков;
    в) гуманитарная образованность, по словам Ф.М. Достоевского, облегчает освоение любой профессии. Благодаря ей доступно познание логики "живого". Это важно для тех, кто профессионально связан с людьми, общается с ними.
    Немало  трудностей в нашей жизни обусловлено  прежде всего низким уровнем гуманитарной подготовки управленцев. Улучшение гуманитарной подготовки ведет к повышению производительности труда на промышленных предприятиях на 25-30%, а в отдельных случаях - на 40-60%.
    Из  приведенных высказываний можно  сделать следующий вывод: становление нового менталитета менеджеров органично связано с их гуманитарным образованием. Именно здесь оказываются крайне полезными и необходимыми общенаучные понятия. Причем речь идет не только об освоении ими какого-либо объема гуманитарных знаний, а о систематическом упражнении их интеллекта в работе с этими знаниями. Технологизация гуманитарного знания - ключевая проблема создания "информационного продукта", обращение к которому благотворно сказывается на развитии менталитета менеджеров, завоевании ими доверия людей, вне которого они недееспособны как управленцы.
    Гуманитарное  знание не имеет себе равных по объему и разносторонности, из него проросли все другие знания, и отчуждение тех, кто занимается управлением, от гуманитарного знания, недопустимо. Это сужает их возможности в творчестве, нахождении различных способов решения социальных и экономических проблем.
    Самое опасное в нынешнем состоянии  российского общества - не экономический  и социальный кризисы, а духовная пустота, чувство бессмысленности, бесперспективности, охватившее подавляющую часть общества. Нужна новая идеология, которая должна быть рациональной, прагматической, неутопической, действительно научной, опираться на гуманизацию человека и общества в целом.
    Процесс гуманизации высшего технического образования начался. В ряде вузов вводятся курсы, связанные с изучением определенных исторических этапов развития искусства. Данный подход можно назвать культурно-просветительным. Однако, гуманитарное знание остается здесь чем-то внешним по отношению к студенту, интересным и красивым излишеством. Необходимо пробудить интерес к гуманитарному знанию, студент должен убедиться в его полезности, научиться подходить к своим профессиональным проблемам, преодолевая технократические стереотипы, что связано с учетом общекультурного контекста. Осознанно разобраться в стиле современного научно-технического мышления - одна из задач гуманизации технического образования.
    Для гуманизации мышления студенчества предлагались различные формы: включение  философско-социальных вопросов в технические предметы, учет специфики вуза при преподавании общественных дисциплин, вплоть до создания программ "сквозной мировоззренческой подготовки". Как представляется, этот опыт в целом оказался малоэффективным. Это произошло по ряду причин. Первая из них та, что подавляющее число обществоведов крайне слабо разбирается в технике и современной науке. С другой стороны, преподаватели технических кафедр также, как правило, не готовы к квалифицированному философско-социальному анализу профессиональных проблем. Нужно сближать философские и технические курсы, ряд курсов следует сделать синтетическими: с одной стороны - историко-философскими, с другой - техническими.
    В качестве варианта взаимодействия между  гуманитарным циклом и техническим  можно предложить привлекать к чтению специальных курсов, особенно связанных с историей и методологией науки и техники, преподавателей и сотрудников специальных кафедр. Как показывает практика, преподаватели, глубоко интересующиеся философскими и историческими проблемами, есть в любом институте. Положение с высококвалифицированными преподавателями гуманитарных дисциплин, способных читать интересные курсы, является достаточно трудным даже в московских вузах. Необходимо на основе продуманных программ формировать у студента единую картину мира, в которую в неразрывном единстве включены научное и социальное, техническое и гуманитарное, личностное и общественное.
    Принцип выбора должен быть воплощен в жизнь  в наибольшей степени. Список курсов по выбору должен быть максимально  гибким, постоянно обновляющимся, учитывать интересы студентов. Кроме того, в вузе должна существовать система факультативов, кружков, лекториев и т.д. Это необходимо для приобщения будущих специалистов к гуманитарной культуре, формирования атмосферы творчества в стенах вузов.
    Но  трудность состоит в том, что  не все преподаватели способны читать курс творчески и не все студенты способны воспринять такой курс. Преподавателям мешает сохранении в сознании некоторых  догм прежней идеологии, студентам - отсутствие предварительной гуманитарной подготовки.
    Этих  трудностей можно избежать, если преподавать  философию как историю философии. Историко-философский материал легко  воспринимается, дает возможность на каждой лекции и семинаре обращаться к собственно философским проблемам и философским текстам. Выигрывает здесь и преподаватель, поскольку это позволяет ему глубоко задуматься над философской проблематикой, а студент начинает приобщаться к творческому мышлению.
    Базовой основой политической культуры являются философско-мировоззренческие знания, без которых студенты не могут сформировать свои взгляды на окружающий мир и собственное место в нем. Специализация сузила мир каждого отдельного человека и подорвала взаимное понимание людей. Философия хочет связать то, что разорвано, дать людям целостное единство взглядов на мир, разрушить перегородки. Историческое созидание органически включает в себя осознание гражданского долга, любовь и уважение к России, знание истории своего народа, его прошлых свершений и подвигов, трагедий и поражений, его культуры и народных традиций.
    Среди компонентов гуманизации учебного процесса важную роль играет культурологическое направление (курс лекций по теории и  истории культуры). В вузах можно  вводить авторские курсы по индивидуальным программам и свободный выбор студентами преподавателя. В результате в аудиторию приходят студенты уже сориентированные на стиль и систему взглядов определенного преподавателя. Возникает конкурентная среда, которая становится могучим стимулом работы преподавателя. История и теория культуры интересна студентам в контексте жизненных, созидательных, психологических проблем. Поэтому лучших результатов можно добиться, строя курс на стыке философии, искусствознания, истории, этнографии, психологии. В каждом вузе следует создавать для студентов и преподавателей комфортную гуманитарную среду.
    Основная  цель гуманизации  образования - формирование у студентов нового восприятия социальной реальности, в центре которой стоит человек с его потребностями и интересами. Эта новая парадигма подготовки специалистов технических профессий расширяет перед молодой технической интеллигенцией горизонты видения при решении любых производственных задач.
    Ключевыми проблемами, которые необходимо решить в первую очередь для повышения  качества гуманитарного и общего образования и улучшения организации учебного процесса, эксперты считают повышение оплаты труда вузовских преподавателей и модернизацию материально-технической базы учебного процесса.
    Новые технологии обучения в вузах, особенно ведомственного профиля, внедряются медленно. Одна из причин - неготовность к этому почти половины преподавателей, и прежде всего - гуманитариев.
    Среди мер, которые необходимо принять в первую очередь, чтобы повысить познавательный интерес студентов к изучению социально-гуманитарных дисциплин, преподаватели отмечают следующие: включение требований по социально-гуманитарным знаниям в профессиональный стандарт специалистов, увеличение часов по гуманитарным дисциплинам. Эта позиция позволяет сделать один очень важный вывод: руководство вузов плохо информирует профессорско-преподавательский состав о введении новых образовательных стандартов и возможностях, которые предоставляются вузам России в связи с введением новой многоуровневой системы образования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.