На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Воображение и его виды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» 
 
 
 
 

Реферат
По дисциплине: «Педагогика и психология»
На тему: «Воображение и его виды» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст.гр. ИУЗУ-04
Слаква  С.В.
Проверила: Лугарева Л.В. 
 
 
 
 
 
 

Железногорск 2012 

Содержание
 

Введение

 
     Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. 

     Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с  деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. 

     Однако  феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих  пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.
 

1. Краткая  характеристика воображения

 
     Воображение - психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Своим источником воображение имеет объективную реальность. А в свою очередь продукты воображения находят объективное материальное выражение. Оно связано с особенностями личности, ее интересами, знаниями и навыками. 

     Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных связей, которые уже образовались в прошлом опыте.
 

2. Функции воображения

 
     Функциями воображения являются: 

- представление  деятельности в образах и составление  возможности пользоваться ими при 

решении задач; 

- регулирование  эмоциональных отношений; 

- произвольная  регуляция познавательных процессов  и состояний человека; 

- формирование  внутреннего плана человека; 

- планирование  и программирование деятельности  человека. 

Формы выражения воображения 

1. Построение  образа, средств и конечного результата  деятельности. 

2. Создание  программы поведения в условиях  неопределенной ситуации. 

3. Создание  образов, соответствующих описанию  объекта и др. 

Формы синтеза представлений  в процессах воображения 

- агглютинация - соединение несоединяемых в  реальности качеств, свойств,  частей предметов; 

- гиперболизация  или акцентирование - увеличение  или уменьшение предмета, изменение  качества его частей; 

- заострение - подчеркивание каких-либо признаков предметов; 

- схематизация - сглаживание различий предметов  и выявление черт сходства  между ними; 

-типизация  - выделение существенного, повторяющегося  в однородных явлениях и воплощение  его в конкретном образе.
 

Виды  воображения 

 

     1.  Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. 

     2.  Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. 

     3.  Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. 

     4.  Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. 

     Наиболее  простая форма воображения - те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны. 

     Всякое  увлекательное, интересное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Крайним случаем произвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаний. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. 

     Произвольной  воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. 

По  степени выраженности активности различаются: 

1) воображение  пассивное;
2) воображение  активное. 

     По  степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают два вида воображения - воссоздающее и творческое. 

     Воссоздающее  воображение - представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т.д. 

     Чаще  всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление, о каком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, то есть способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью. 

     Следующий вид воображения - творческое. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые образы (которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности) не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. 

   При этом различаются: 

    новизна объективная - если образы и идеи оригинальны  и не повторяют чего-либо, имеющегося об опыте других людей;
 
    новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.
 
   Возникшее в труде творческое воображение  остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого другого  творчества, принимая форму активного  и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. 

   Творческое  воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку  во всех случаях его проявления человек  использует свой предыдущий опыт. Поэтому  между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. 

   Источник  творческой деятельности - общественная необходимость, потребность в том  или ином новом продукте. 

   Неправильно думать, что творчество - свободная  игра воображения, не требующая большого, а иногда тяжелого труда. Так называемое вдохновение - оптимальная концентрация духовных сил и способностей человека - есть результат большого предшествующего труда. 

   Особой  формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается  в самостоятельном создании новых  образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, то есть не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д. 

   Главной особенностью мечты является то, что, она направлена на будущую деятельность, то есть мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует  различать несколько подтипов данного  вида воображения. 

   Чаще  всего человек строит планы в  отношении будущего и в своей  мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. 

   Но  существуют люди, для которых мечта  выступает в качестве замещения деятельности. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. 

   Есть  ситуации, когда мечта выступает  в виде своеобразной формы психологической  защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. 

   Воображение пассивное - характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. 

   Оно может быть: 

   1) преднамеренным - создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяется его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни; 

   2) непреднамеренное - наблюдается при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, при его патологических расстройствах, в полудреме, во сне, в состоянии аффекта.
 

3. Воображение, его сущность, формы выражения воображения, формы синтеза представлений в процессе воображения

 
     Что такое воображение, наверное, знает  каждый. Мы очень часто говорим  друг другу: "Представь себе такую  ситуацию...", "Вообрази себе, что  ты..." или "Ну, придумай же что-нибудь!" Так вот, для того чтобы все это делать -- "представлять", "воображать", "придумывать", -- нам необходимо воображение. К этому лаконичному определению понятия "воображение" следует добавить лишь несколько штрихов. 

     Человек может представить себе то, что  он никогда не воспринимал ранее, с чем никогда не сталкивался в жизни, или то, что еще будет создано в более или менее отдаленном будущем. Такого рода представления называют представлениями воображения или просто воображением. 

     Воображение - познавательный высший процесс, психологическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимающихся человеком в действительности. 

     В воображении своеобразно и неповторимо  отражается внешний мир, оно позволяет  программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться. 

     Воображение - это не способность фантазировать  без цели, а интуитивная способность  видеть сущность параметров - их природную  логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически. 

     Воображение человека - его способность заглянуть  вперед и рассмотреть новый предмет  в его будущем состоянии. 

     Поэтому прошлое в каждый момент жизни  человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью  в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают: 

? новизна  воспринятого "что-то"; 

? осознание  его как чего-то неизведанного,  интересного; 

? импульс,  который задает заранее качество  воображения и мышления, привлекает  внимание, захватывает чувства и всего человека целиком. 

     Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную  меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком. 

     Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в  связи с зарождением сюжетно  ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям. 

? По  линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления. 

? По  линии совершенствования операций  воссоздающего воображения. Ребенок  постепенно начинает создавать  на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью. 

? Развивается  творческое воображение, когда  ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет. 

? Воображение  становится опосредованным и  преднамеренным. Ребенок начинает  создавать образы в соответствии  с поставленной целью и определенными  требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. 
 
 
 

Воображение выражается: 

1. В  построении образа средств и  конечного результата предметной  деятельности субъекта. 

2. В  создании программы поведения,  когда проблемная ситуация неопределенна. 

3. В  продуцировании образов, которые  не программируются, а заменяют  деятельность. 

4. Создание  образов, соответствующих описанию  объекта. 

     Важнейшее значение воображения - в том, что  оно позволяет представить результата труда до его начала (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда (те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол) способствует его предметному воплощению. 

     Сущность  воображения, если говорить о его  механизмах - преобразование представлений, создание новых образов, на основе имеющихся. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. 

Представления воображения бывают 4 видов: 

- представления  того, что существует в действительности, но чего ранее человек не  воспринимал; 

- представления  исторического прошлого; 

- представления  того, что будет в будущем и того, что никогда не было в действительности. 

     Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит  из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение  мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем. 

     Физиологически  процесс воображения представляет собой процесс образования новых  сочетаний и комбинаций из уже  сложившихся временных нервных связей в коре головного мозга. 

     Процесс воображения всегда протекает в  неразрывной связи с двумя  другими психическими процессами - памятью и мышлением. Так же как  и мышление, воображение возникает  в проблемной ситуации, то есть в  тех случаях , когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворении потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, то есть живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения. 

     Деятельность  воображения самым тесным образом  связано с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуаций настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. 

     Воображение связано и с реализацией наших  волевых действий. Так, воображение  присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представления о том, что мы создаем. 

     Воображения из-за особенностей ответственных за него систем в определенной мере связано  с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ и др. Например: представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а, внушая человеку представление об ожоге можно вызвать реальные признаки "ожога" на коже. 

     Можно сделать вывод о том, воображение  играет существенную роль как в регуляции  процессов организма человека, так  и в регуляции его мотивированного  поведения. 

     Основная  тенденция воображения - преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. 

Всякий  новый образ, новая идея соотносятся  с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются как  ложные или исправляются 

Синтез  представлений в  процессах воображения  осуществляется в  различных формах: 

- агглютинация - соединение ("склеивание") различных,  не соединяемых в реальности  качеств, свойств, частей предметов,  результатом может стать весьма  причудливый образ, порой далекий от реальности, путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, аккордеон- сочетание фортепьяно и баяна); 

- гиперболизация  или акцентирование - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета (мальчик-с-пальчик, Гулливер), изменение количества его частей, выделяется какая-либо деталь или часть целого и делается доминирующей, несущей основную нагрузку (драконы с семью головами и т.д.); 

- заострение - подчеркивание каких-либо признаков  предметов, при помощи этого  приема создаются шаржи и злые  карикатуры; 

- схематизация - сглаживание различий предметов  и выявление черт сходства  между ними, например, создание художником  орнамента, элементы которого взяты из растительного мира; 

- типизация  - выделение существенного, повторяющегося  в однородных явлениях и воплощение  его в конкретном образе, граничащий  с творческим процессом, широко  используется в художественной  литературе, скульптуре, живописи.
 

4. Развитие воображения, условия развития воображения

 
     Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует  накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Оно развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. 

     Определить  какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. 

     Несмотря  на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так первые проявления воображения тесно связаны  с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность - игра. 

     Важный  этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок  овладевает речью. Речь позволяет включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. 

     Этап  овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. 

     Однако  синтез происходит со значительными  искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится. 

     Следующий этап развития воображения связан с  появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Объект игры ребенка часто существует только в воображении, равно как и для взрослых, элемент воображения является важным переходом из мира работы в мир игры и отдыха. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. 

     Другой  важнейший сдвиг в воображении  происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обуславливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.