На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика и классификация методов управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.

           Совершенствование управления - необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному - используя опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.
            Актуальность данного вопроса заключается в том, что это один, из основных вопросов, в которых управляющий должен быть настоящим профессионалом, ведь речь идет об управлении как персоналом, так и организации в целом. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
        Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
          Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы - аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонал.
           Проблема методов управления всегда была актуальной. Переход нашей страны к рыночной модели экономики перевернул многое в этом вопросе. Тема является очень злободневной и острой, так как затрагивает практически все сферы экономической жизни современного общества.
            В общепринятом понимании метод (от латинского methodos - исследование)- способ исследования явлений природы, подход к изучаемому явлению, планомерный путь к установлению истины.
          Методы любой деятельности разнообразны. Это относится и к методам управления, ибо они различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их руководством объекты. Но это не исключает возможности проведения типизации методов в целях выявления наиболее присущих им черт.
       Цель курсовой работы: изучение методов управления.
       Задачи: рассмотреть теоретические аспекты методов управления их характеристику и классификацию.
       Объект: Комитет по финансам, кредитной и налоговой  политике Администрации Ключевского района  Алтайского края.
       Предмет: методы управления в данной организации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Характеристика и классификация методов управления.

        1.1. Сущность и содержание методов управления.


 
Осуществление процесса управления невозможно без использования разнообразных  способов, приемов и подходов для  эффективного выполнения функций управления. По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента. Именно методы управления, отвечая на вопрос, как выполнять управленческую работу, позволяют сформировать систему правил, приемов, подходов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей, сокращая временные затраты на их реализацию.
Через методы управления реализуется  основное содержание управленческой деятельности.
Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Понятие «метод управления» неразрывно связано с этимологией слова  «метод», происходящего от греческого methodos и имеющего два значения:
• способ познания, исследования явлений  природы и общественной жизни;
• прием, способ или образ действия.
Широкий подход к определению сущности и содержания методов управления характерен и для зарубежной литературы по менеджменту, в котором это  понятие описывается терминами  «метод» (method), «техника» (technique), «подход» (approach), «прием» (device), «система» (system). Очень часто они используются как синонимы, и авторы считают их равнозначными и взаимозаменяемыми.
В зависимости от отдельных отличительных  признаков по направленности и содержанию методов в науке имеются различные классификации и формулировки понятия «методы управления».
Некоторые из распространенных определений  представлены ниже.
Методы управления представляют собой способы или приемы целенаправленного воздействия управляемой системы в целях установления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.
Методы управления — способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.
Методы управления — способы воздействия на коллективы трудящихся и отдельных работников для достижения поставленных целей.
Реализация функций и принципов  управления осуществляется путем применения различных методов. В управленческой деятельности методы управления занимают особое место, поскольку отвечают на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую работу наиболее эффективно, сокращая затраты времени на целеполагание и целереализацию. При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение свою систему правил, приемов и подходов, что позволяет организации вырабатывать свой «фонд методов управления».
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т. д.).
Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания. Так или  иначе, но все методы управления органически  дополняют друг друга и находятся  в постоянном динамическом равновесии.
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные  виды трудовой деятельности - на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).
Управление персоналом включает в  себя целую систему. Система работы с персоналом - это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению  управления в труде определенного  качества и количества. Такая система  предполагает не только формальную организацию  работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.
Управление персоналом на предприятии - это вид деятельности, который  позволяет реализовать, обобщить широкий  спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного  фактора в построении системы  управления персоналом предприятия. Укрупнено  можно выделить три фактора, оказывающих  воздействие на персонал предприятия.
Первый - иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия - это отношения власти - подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй - культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия - понятия  достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков  и облик экономической ситуации на предприятии.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жёсткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.
Итак, методы управления - это способы  осуществления управленческих воздействий  на персонал для достижения целей  управления производством.

        1.2. Классификации методов управления.


 
Следует отметить, что в экономической  литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач.
Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям.
В табл. 1.1 представлена наиболее известная классификация, в которой выделены:
• общенаучные методы, в основе которых:
— системный подход;
— комплексный подход;
— конкретно-исторический подход;
— моделирование;
— экспериментирование;
— социологическое исследование;
— экономико-математические методы (ЭММ);
• конкретные (или специфические) методы управления, выделяемые по трем основным направлениям:
— методы управления функциональными  подсистемами;
— методы выполнения функций управления;
— методы принятия управленческих решений.
Таблица 1.1. Характеристика наиболее известных методов управления в науке
Название метода
Характеристика
Общенаучные методы
Системный подход
Способ рассмотрения управляющей  и управляемой систем в виде целостного комплекса взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью; способ выявления свойств системы, ее внутренних и внешних связей; способ использования методологии системного анализа
Комплексный подход
Способ рассмотрения управленческих отношений и их конкретных форм в  единстве с общими свойствами и устойчивыми  взаимосвязями важнейших элементов, образующих их структуру 
Конкретно-исторический подход
Способ исследования возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности
Моделирование
Построение моделей управляемого объекта или субъекта управления, которые облегчают изучение их свойств  и особенностей поведения 
Экспериментирование
Научно поставленный опыт проверки возможных решений на одном или  нескольких объектах, проводимый на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления организацией
Социологическое исследование
Способ определения роли возможных  мотивов поведения и характера  взаимоотношений в трудовом коллективе (социально-психологический климат) и за его пределами 
Экономико-математические методы (ЭММ)
Описание экономических объектов, закономерностей, связей и процессов посредством математических соотношений
Конкретные (или специфические) методы управления
Методы управления функциональными подсистемами
Виды работ, используются специалистами  функциональных подсистем (производство, персонал, маркетинг и др.) при  разделении управленческого труда
Методы выполнения функций управления
Действия, связанные с выполнением  функций (планирование, организовывание, мотивация, координация и др.), составляющих процесс управления
Методы принятия управленческих решений
Способы осуществления управленческой деятельности на этапах, необходимых для разрешения проблем: - методы постановки проблем; - методы решения проблем; - методы выбора решений; - методы организации выполнения принятия решений

Рассмотрим более подробно некоторые  из специфических методов управления.
Методы организации выполнения принятия решений - методы принятия управленческих решений на этапах, необходимых для разрешения проблем:
• методы постановки проблем;
• методы решения проблем;
• методы выбора решений;
• методы организации выполнения принятия решений.
Для первой группы характерны широко применяемые логически выверенные методы, в основе которых приемы сравнения, аналогии, декомпозиции целого на составные части и, наоборот, объединение отдельных частей в группы.
Вторая группа — это экспертные методы, использующие различную технику анализа. Среди них наиболее знамениты метод «мозгового штурма», метод Дельфы и метод номинальной групповой техники.
Методы третьей группы можно разделить на:
- методические приемы и подходы  к хорошо структурированным проблемам, которым присуще четкое выделение целевой функции, взаимосвязи переменных, ограничений. К ним относятся ЭММ, теория массового обслуживания, метод дисперсионного и корреляционного анализа;
- методы для слабоструктурированных решений. В качестве примера можно назвать метод, основанный на системе взвешенных критериев.
К четвертой группе относятся методы составления плана реализации. Характеристика методов организации выполнения принятия решений представлена в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Характеристика методов организации выполнения принятия решений
Название группы методов управления
Используемые методы
Содержание используемых методов
Методы постановки проблем
Методы сбора, обработки и анализа информации; методы фиксации важнейших событий; методы факторного анализа; методы сравнения; методы моделирования; методы аналогии и т. д.
Статистические и широко используемые расчетные методы
Методы решения проблем
Метод номинальной групповой техники
Основан на принципе ограничения межличностных коммуникаций, когда на начальном этапе каждый участник излагает письменно свои независимые предложения, которым потом также независимо присваивается оценка. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения
  Метод Дельфы
То же, что и предыдущий метод, но без встреч и обмена опытом между  участниками. При этом собранные варианты решений получает каждый участник, которому необходимо высказать мнение по поводу выбора варианта решения. Вариантность рассматривается столько раз, сколько необходимо для согласованного решения
  Метод «мозговой атаки»
Каждым участником высказываются  различные идеи по поводу вариантов  решения проблемы (вне зависимости  от их обоснованности и реальности). Затем формируется список, где с учетом параметров-ограничений и ожидаемой результативности
Методы выбора решений
Методы ЭММ
Сочетание методов количественного  анализа и электронной обработки  данных, когда задается целевая функция и выбираются оптимальные решения путем сравнения количественного значения целевой функции по всем возможным вариантам
  Система взвешенных критериев
Используется для слабоструктурированных решений. При этом выделяются критерии выбора, которые «взвешивают» (задаются веса, согласно  важности критерия, на основании суммирования и сравнения выбирается лучший вариант)
Методы организации выполнения принятия решений
Методы составления плана реализации («дерево решений»)
Путем декомпозиции выбранного варианта решений представляется вся совокупность целей и задач, необходимых для его реализации

Методы управления трудовым коллективом  в целом и отдельным работником в частности. Направленность методов управления всегда одна — на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
В конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма.
Методы управления также характеризуются  в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.
Так или иначе, но все методы управления органично дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
Пользуясь данными критериями воздействия, выделяют следующую значимую группу методов. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают организации, объединения и коллективы трудящихся.
В связи с этим можно выделить следующие методы управления, называемые также методами воздействия (табл. 1.3):
• организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
• экономические, обусловленные экономическими стимулами;
• социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Таблица 1.3. Характеристика методов воздействия
Методы управления
Механизм воздействия
Содержание методов
Стимулы выполнения управленческих воздействий
Организационно-административные (или  организационно-распорядительные)
Прямой директивный
Приказы; инструкции; распоряжения; административные права; гражданские нормы
Дисциплинарная ответственность
Экономические
Косвенный, стимулирующий
Прибыль; цена; экономическое стимулирование
Материальная      заинтересованность
Социально-психологические
Косвенный, стимулирующий 
Стиль руководства; мотивы; традиции; творческая активность
Моральная ответственность

Основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.
Справедливо критиковались рычаги административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие  экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе.
Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно- административных и экономических методов.
В основе организационно-административных методов — власть руководителя, его права, присущая организации  дисциплина и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т. е. администрированием.
Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему  административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными актами.
В рамках организации возможны три  формы проявления организационно-административных методов:
• обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);
• согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов);
• рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.).
Как правило, это прямые задания  и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов.
В общем виде система организационно-административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:
• воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления);
• воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).
Организационное воздействие на структуру  управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
В практике управленческой деятельности административное воздействие на процесс  управления связано, как правило, с  тремя типами подчинения:
• вынужденным и внешне навязанным — оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»;
• пассивным — для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
• осознанным, внутренне обоснованным — в целом организационно-административные методы руководства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия.
Анализ содержания управления организацией показал, что, в сущности, вся система  пронизана организационно-распорядительной деятельностью.
Организационно-административное воздействие  включает следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресность, постановку задания и определение критериев его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т. д. В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи.
Это создает благоприятные условия  для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного.
Наиболее эффективны косвенные методы воздействия, когда они осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.
Экономические методы управления носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая  должна быть максимально связана  с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно  связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или  с результатами деятельности всей фирмы.
Итак, экономические методы выступают  в качестве различных способов воздействия  руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов  конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.
В качестве примера проявления экономических  методов управления персонала можно  привести следующее: Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала. Это может быть невозможно для малого бизнеса в финансовом отношении, но можно рассмотреть возможность установки автоматов для продажи горячих напитков и лёгкой закуски и предложить талоны на завтрак.
Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует предоставлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить лояльность персонала.
Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом на различные цели (например, для переезда).
Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников будут чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу - работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои обязанности.
Также руководители через вознаграждение, премии, надбавки вызывают у персонала  заинтересованность в конечных результатах  своего труда, качестве продукции или  услуг, тем самым, принося доход  себе и компании в целом.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы: социологические  методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует  не в изолированном мире, а в  группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими  ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так  и психологических методов.
Социологические методы управления играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
К ним относятся: 
- моральное поощрение, 
- социальное планирование, 
- убеждение, 
- внушение, 
- личный пример, 
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений, 
- создание и поддержание морального климата в коллективе.
       Знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.
Психологические методы управления играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.
       Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов.
       Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, т.к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.
      Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

1.3. Применение методов управления организацией

 
Между тем общепринятая классификация  методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой  нормативный акт как атрибут  административного метода управления кроме решения административно-правовых вопросов решает и социально-экономические  вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в  области психологии. Или результаты экономического управления чаще всего  отражаются или фиксируются в  нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные — в отрыве от экономических и правовых вопросов.
В основание классификации методов  управления следует положить иной признак  — степень свободы объекта  управления в связи с воздействием на него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие  степени свободы:
а)      ограниченную свободу,  при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;
б)      мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий;
в)      высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием психо-технологий формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).
Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта, методы управления целесообразно подразделять на следующие  три группы: методы принуждения, методы побуждения, методы убеждения. Сравнительная  характеристика этих методов приведена  в табл. 1.4
Таблица 1.4. Сравнительная характеристика методов управления
Признаки методов управления
Группы методов управления
методы принуждения
методы побуждения
методы убеждения
Общепринятое название группы методов, примерно соответствующей новой  группе
Административные
Экономические
Социально- психологические
Субстанция методов
Директива, дисциплина
Оптимизация мотивов
Психология, социология
Цель управления
Выполнение законов, директив, планов
Достижение конкуренто-способности  выпускаемых объектов
Достижение взаимопонимания
Структура управления
Жесткая
Адаптивная к ситуациям
Адаптивная к личности
Форма собственности, где преимущественно  применяются методы
Государственная
Корпоративная, частная, государственная  и д.р.
Частная
Субъект воздействия
Коллектив, индивидуум
Индивидуум
Индивидуум
Форма воздействия
При помощи нормативно-методических документов
Мотивация
Управление социально- психологическими процессами
Основное требование к субъекту при применении методов
Исполнительность, организованность
Профессионализм в данной области
Психологическая устойчивость личности
Потребности, на удовлетворение которых  нацелены методы
Физиологические, обеспечение безопасности
Физиологические
Все потребности
Тип организационной структуры, для  которой в наибольшей мере приемлемы  данные методы
Линейная, функциональная
Проблемно-целевая, матричная
Бригадная
Преимущественное направление  управляющего воздействия
Сверху вниз
Вертикальное (сверху вниз и снизу  вверх)
Вертикальное и горизонтальное
Уровень иерархии управления, где  преимущественно применяются методы
Высший и средний
Высший, средний, низший
Низший
Характер управленческой информации
Качественная, детерминированная
Качественная, стохастическая
Комплексная (как фактор качества), стохастическая
Стиль руководства, характерный для  данной группы методов
Авторитарный
Смешанный
Демократический
Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный данной группе методов
Флегматик
Сангвиник
Сангвиник
То же относительно объекта управления (исполнителя)
Сангвиник
Флегматик, холерик
Меланхолик
Тип чаше всего принимаемого управленческого  решения
Решения, основанные на строгом соблюдении нормативно- методических документов и директив
Решения, основанные на моделировании  и комплексном обосновании
Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их
Конкретные методы и способы  управления
1. Государственное регулирование  экономики. 
2. Стандартизация и сертификация.
3. Мониторинг экосистемы.
4. Нормативно-методическое регулирование  системы управления.
5. Планирование, учет и контроль
1. Экономическое стимулирование.
2. Анализ затрат, качества и других  параметров систем (фотография рабочего  времени, хронометраж, анкетирование,  тестирование, факторный анализ  и др.).
3. Экономико- математическое моделирование.
4. Балансовые методы
1. Мониторинг социально- психологических  процессов. 
2. Моделирование социально- психологических  процессов.
3. Психотехнологии
4. Моральное стимулирование
Рекомендуемое соотношение применяемых  методов (сумма равна 10)
4
4
2

Приведенные в таблице характеристики методов управления являются укрупненными, отражающими преобладание или приоритет  конкретного признака по конкретной группе методов. Новизна представленной таблицы заключается в системности  подхода к проблеме. Анализ соответствия характеристики конкретной системы  управления приведенным в таблице  рекомендациям позволит найти «узкие»  места в этой системе.
        Рациональное соотношение методов принуждения, побуждения и убеждения, на наш взгляд, примерно следующее: 4:4:2.
        Методы принуждения — субстанция управления. Низкое качество субстанции — законодательных и нормативных актов — приведет к низкому качеству последующих компонентов системы управления. Если идеология, политика, право не будут иметь комплексного обоснования, то экономика и психология ничего не сделают в области развития любых систем. Субстанция управления должна быть высшего качества.
         Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития данной системы. Субстанцией методов побуждения являются оптимизация управленческого решения и мотивация персонала на его реализацию. Это очень сложная работа, качество которой определяет эффективность систем. В условиях рыночных отношений конкуренция заставляет инвесторов и государство оптимизировать решения и мотивы в целях повышения качества жизни населения. Поэтому, на наш взгляд, роль методов побуждения в управлении эффективностью объектов оценивается примерно в 40% совокупности факторов эффективности.
            Методы убеждения в управлении основаны на исследовании психологического портрета личности, мотивации ее потребностей, составляющих физиологические, духовные и социальные нужды. Структура и объем потребностей определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями личности. Чтобы успешно управлять людьми, необходимо хорошо их знать. Методы убеждения применяются к объектам управления с высокой степенью свободы, что делает задачу еще более трудной. Легче приказывать или экономически стимулировать, чем убеждать. Чтобы умело убеждать сотрудника в необходимости качественно, в срок и с наименьшими затратами выполнить задание, субъекту управления следует знать психологические установки личности как объекта управления.
              Тем не менее факторов и условий, определяющих качество и результативность управленческих решений, значительно больше, чем факторов психологического портрета личности, которыми следует руководствоваться (учитывать) при принятии и реализации решений. Поэтому «весомость» методов побуждения примерно в два раза больше «весомости» методов убеждения.
              Если руководитель с помощью методов принуждения, побуждения и убеждения не умеет или не хочет реализовывать принципы успешного руководства, то никогда коллектив и система в целом не будут конкурентоспособными. Вектор достижения высокой конкурентоспособности в принципе и в целом должен изначально исходить от руководителя. Частичные бессистемные конкурентоспособные компоненты не могут определять конкурентоспособность системы в целом. К сожалению, некоторые руководители, возможно, от недостаточного профессионализма и отсутствия стратегического мышления ждут инициативы снизу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.  Характеристика Организации.
2.1. Общая характеристика  организации: Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края.
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края (далее Комитет) является структурным подразделением Администрации района
В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом (Основным Законом)  Алтайского края, законами Алтайского края, иными правовыми актами Алтайского краевого законодательного Собрания, постановлениями и  распоряжениями  Администрации  Алтайского края, Уставом муниципального образования Михайловский район Алтайского края, нормативными актами Михайловского районного Собрания депутатов Алтайского края, постановлениями и распоряжениями Администрации Михайловского района.
Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами Российской Федерации и их территориальными подразделениями и иными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Алтайского  края,  структурными подразделениями Администрации Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
  Место нахождения  Комитета: 658980, Алтайский край, Ключевский район, с. Ключи, ул. Центральная, 22.
Комитет осуществляет следующие полномочия:
1. разрабатывает:
1.1. проекты районного и консолидированного бюджетов;
1.2.  единый  порядок составления смет районных  бюджетных учреждений;
            1.3. предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы района, установлению местных налогов, их отмене или изменению, по установлению размеров ставок по ним и предоставлению льгот по уплате налогов, исходя из необходимости обеспечения оптимальных финансовых условий для осуществления производственно-хозяйственной деятельности организаций, предпринимательской деятельности граждан и социального перераспределения доходов в районе.
            2. организует и обеспечивает исполнение в установленном порядке районного и консолидированного бюджета.
            3.  осуществляет:
3.1. управление счетами и бюджетными средствами Ключевского района;
3.2. подготовку предложений и реализацию мер по совершенствованию бюджетной системы района, механизма межбюджетных отношений с муниципальными образованиями  поселений района;
3.3. финансовый  контроль за соблюдением финансовой  дисциплины, целевым и рациональным использованием и сохранностью бюджетных средств;
           3.4. проведение документальных ревизий и проверок целевого, рационального и эффективного использования средств районного бюджета, бюджетов поселений, государственных внебюджетных фондов и районных бюджетных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации, Алтайского края и нормативных актов района;
          3.5. взаимные расчеты районного бюджета с краевым бюджетом,  бюджетами поселений, организациями;
         3.6. работу  с бюджетами поселений и крупными налогоплательщиками, а также участвует в разработке плана мероприятий по увеличению поступления налогов и сборов в бюджет района;
         3.7. контроль за полнотой учета доходов районного бюджета, бюджетов поселений и отражения их в представляемой в краевой комитет по финансам отчетности;
3.8.  контроль за соблюдением нормативов отчислений налоговых платежей по уровням бюджетов;
3.9.  контроль и анализ за исполнением доходной и расходной части бюджетов поселений;
             3.10. контроль за деятельностью организаций независимо от форм собственности, которые используют средства районного бюджета или используют районную собственность либо управляют ею в части этих средств или имущества, а также имеют налоговые и иные преимущества, предоставленные органами муниципальной власти Михайловского района;
3.11. контроль  за эффективным и целевым расходованием  администрациями поселений средств  районного бюджета, предусмотренных  на осуществление ими отдельных  государственных полномочий Михайловского района, передаваемых в форме субсидий и субвенций;
3.12.  функции  распорядителя и получателя средств  районного бюджета,  предусмотренных  на содержание  Комитета и   реализацию возложенных на Комитет  функций;
3.13. работу по  комплектованию, хранению, учету и  использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Комитета;
3.14. контроль в сфере  размещения заказов на поставки  товаров, выполнение работ, оказания  услуг для нужд Ключевского района, в том числе проводит плановые и неплановые проверки при размещении заказов, рассматривает жалобы участников размещения заказов, выдает предписания об устранении нарушений законодательства при размещении заказов;
3.15. согласование возможности  заключения муниципального контракта  с единственным поставщиком ( исполнителем, подрядчиком) в случаях,  предусмотренных законодательством.
            4. Составляет отчет об исполнении районного и консолидированного бюджетов и представляет   его в установленном законом порядке в краевой комитет по финансам и главе района для внесения на рассмотрение в Ключевское районное Собрание депутатов.
             5. Заключает от имени Администрации Ключевского района на основании постановлений или распоряжений главы района договора о предоставлении средств районного бюджета на возвратной основе и обеспечивает участие Администрации Ключевского района в кредитных отношениях в качестве их субъекта.
            6. Ведет разъяснительную работу по вопросам бухгалтерского учета и отчетности по исполнению районного бюджета, составлению и исполнению смет  на  содержание   структурных подразделений    органов   местного самоуправления и смет расходов бюджетных учреждений.
             7. Проводит документальные ревизии   и тематические   проверки финансово- хозяйственной    деятельности  организаций  и  учреждений, финансируемых из районного бюджета, по мотивированным поручениям правоохранительных органов.
            8. Применяет к нарушителям бюджетного законодательства меры ответственности предусмотренные действующим законодательством.
 9. В случае выявления фактов хищений, нарушений финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей передает материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.
            10.  Обеспечивает:
-защиту сведений, составляющих служебную и государственную  тайну в пределах своей компетенции;
-мобилизационную  подготовку Комитета;
-организует    своевременное     и     объективное     рассмотрение  письменных обращений граждан,  принятие по ним решений и  направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
-осуществляет  иные полномочия, предусмотренные  нормативными правовыми актами Российской Федерации Алтайского края и Ключевского района.
11. Комитет в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
11.1. запрашивать и получать от краевых органов исполнительной власти, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, информацию, необходимую для осуществления полномочий, возложенных на Комитет;
11.2.  получать от исполнительных органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта районного и консолидированного бюджетов и осуществления контроля за их исполнением, бухгалтерские отчеты   и   балансы,   а  также  другие   материалы   и   отчетные данные для осуществления финансово-бюджетного планирования и финансирования расходов из районного бюджета;
            11.3. запрашивать и получать от организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм данные, необходимые для осуществления  контроля за целевым    использованием средств, выделяемых им из районного бюджета;
              11.4. в   пределах  своей  компетенции  применять меры принуждения при наличии фактов нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации;
              11.5. получать в установленном порядке от органов местного самоуправления отчеты об исполнении соответствующих бюджетов, запрашивать и получать от органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и подчиненности статистические и иные отчетные данные, связанные с исполнением районного и консолидированного бюджетов в соответствии с действующим законодательством;
              11.6. запрашивать и получать от кредитно-финансовых учреждений справки  по операциям и счетам организаций  независимо  от форм собственности и организационно-правовых форм, использующих средства районного бюджета;
               11.7. предоставлять администрациям поселений бюджетные ссуды за счет средств районного бюджета на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих кредитов в соответствии с действующим законодательством;
               11.8. быть истцом и ответчиком  в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
         В комитете по финансам, налоговой и кредитной политике в штате состоит 10 работников. В состав комитета входит: бюджетный отдел, отдел доходов и расходов, ревизионный отдел, бухгалтерия.
Комитет возглавляет  председатель, который назначается  на должность главой района.
Председатель Комитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Председатель имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности главой района по представлению  председателя Комитета.
Председатель комитета:
1. определяет обязанности заместителю;
2. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников комитета;
Утверждает структуру  и штатное расписание комитета;
3. организует работу по подбору кадров, соблюдению работниками комитета, трудовой и исполнительной дисциплины;
4. организует в установленном  порядке повышение квалификации работников комитета, работников финансовых органов бюджетных учреждений и поселений;
5. утверждает смету расходов.
Обособленно в штате состоит  главный контролер ревизор и  программист; технический персонал представлен секретарем- делопроизводителем, который по совместительству является и кассиром.
Финансовый контроль в  Комитете по финансам осуществляется контролером-ревизором и специалистами  в учреждениях финансируемых  из районного бюджета.
В комитете утверждена инструкция по делопроизводству. Настоящая инструкция составлена в соответствии с требованиями к оформлению документов и определяет порядок ведения  делопроизводства по приему, учету подготовке, оформлению, размножению, движению, контролю исполнения, хранению и использованию служебных документов в комитете и его отделах. Ответственность за организацию делопроизводства и полную сохранность документов архивного фонда в комитете возлагается на секретаря.
В комитете по финансам утверждена учетная политика  в целях улучшения  контроля и бухгалтерского учета  комитета, где оговорена:
- организация бухгалтерского учета, первичные учетные документы,
- регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность.
Деятельность комитета на прямую связана с отделением Федерального казначейства через которое осуществляется финансирование бюджетных организаций  и сельских  администраций.
 В пределах  своей компетенции во исполнении  действующего законодательства  Российской Федерации, Алтайского  края, нормативных актов МО Ключевский район издает приказы, распоряжения и инструкции, дает указания, являющиеся обязательными для исполнения администрациями поселений, а также предприятиями, учреждениями, финансируемыми из районного бюджета.
Финансирование  расходов на содержание Комитета осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах сумм, предусмотренных  законом Алтайского    края о краевом бюджете на соответствующий год ( расходы на оплату труда) и за счет средств районного бюджета в соответствии с утвержденным бюджетом на очередной финансовый год ( прочие расходы).
Имущество, приобретенное  в установленном законом порядке, закрепляется за Комитетом на праве оперативного управления.
Микроклимат в коллективе, как и в любом другом  неуравновешенный. Иногда происходят негласные конфликты  по поводу распоряжений руководителя. В основном служащие не согласны с  финансовой оценкой их трудовой деятельности. Тем не менее, результат финансовой деятельности комитета оценивается высоко. В комитете работают высококвалифицированные специалисты, знающие свое дело.
2.2. Анализ существующей системы управления.
 
Работает метод косвенного воздействия, когда создаются условия  для достижения косвенных результатов, этот метод работает в любом случае. Руководитель создает условия для  осуществления целей, а специалист добивается результатов. Необходимость  выполнения целей организации стоит  перед руководителем и специалистом. Направления воздействия, применяемые  на данном предприятии. Экономический  метод управления, когда существует материальная заинтересованность специалистов. Руководитель применяет различные  методы для достижения результативности, экономический метод при этом является самым эффективным. Также  применяется организационно-административный метод. Он основан на приказах, распоряжениях, когда указания идут от вышестоящих работников, и распоряжения трансформируются по степени прохождения по иерархической лестнице. 
Существуют 3 стиля руководства: автократический, демократический, либеральный. В жизненной практике не могут существовать
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.