На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономика Китая в эпоху НТР: программа «Факел» и ее значение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки Российской Федерации
Новосибирский государственный  технический университет
Кафедра экономической теории
Реферат
На тему: «Экономика Китая в эпоху НТР: программа «Факел» и ее значение»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Новосибирск, 2011 г.
 

 
Содержание
Введение 2
Стратегические  цели научно-технической революции 3
Государственные планы и программы развития науки  и техники 6
Программа ФАКЕЛ  и ее значение для экономики КНР 10
Промышленность  Китая в эпоху научно-технического прогресса 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21
 


Введение
Стремительный экономический  подъем Китая в конце XX - начале XXI века изучается и обсуждается  специалистами многих стран. В чем  же состоит  секрет китайского экономического чуда? 
Во многом он связан с  особенностями выбранной тактики - постепенным осуществлением реформ, синхронностью экономических и политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. В конце XX века китайское правительство решает осуществлять стратегию подъема страны в опоре на науку и образование. В качестве основных направлений развития науки и техники была принята следующая модель: инновационные научные исследования, обслуживающие главный плацдарм - экономическое строительство и социальное развитие, внедрение высоких технологий и создание высокотехнологичных отраслей, а также усиление фундаментальных исследований. Одним из основных инструментов реализации этой модели явилось создание технопарков, которые в Китае называют зонами освоения новых и высоких технологий.
Китай государство, которое  поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира. На рубеже XX – XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов.
На основе вышеприведенных  факторов, можно сделать вывод, что  выбранная мною тема весьма актуальна.
Целью данной работы является исследование экономической ситуации Китая в эпоху научно-технического прогресса.
Данная цель раскрывается через следующие задачи:
    Проанализировать стратегические цели научно-технической революции
    Проанализировать основные государственные программы для развития науки и техники
    Выделить роль и значение программы «Факел»
    Проанализировать ситуацию в промышленности Китая в эпоху научно-технического прогресса
Хронологическими рамками  данного исследования является период с 1982г по настоящее время. Нижняя хронологическая граница связана  с началом экономических преобразований в Китае, что соответствует теме моего реферата.
Объектом данного исследования является экономика Китая в выбранный период. Предметом - государственные программы и планы по развитию науки и техники.
 


Стратегические  цели научно-технической революции
За 20 лет проведения реформ и открытости были установлены Правительством КНР основной курс и стратегические цели развития науки и техники. Это имело важное далеко идущее значение для страны.
Основной курс: придерживаясь  идеи (концепции) о науке и технике  как первостепенной производительной силе, в экономическом строительстве  необходимо опираться на науку и  технику, работу в области науки  и техники необходимо подчинять  экономическому строительству, всеми  силами покорять вершины науки и техники.
Стратегические цели:
?надлежащим образом усилить  фундаментальные исследования, повысить научно-техническую мощь страны, её научно-технический уровень, умножить технологический резерв;
?всесторонне повысить коэффициент  количественного и качественного  вклада науки и техники в социально-экономическое развитие, особенно выявить её ведущую роль в обеспечении научно-технического прогресса сельского хозяйства, в области новых технологий и их индустриализации, а также в реконструкции и повышении уровня традиционных отраслей;
?создать новую систему  науки и техники, адекватную системе  социалистической рыночной экономики и закономерностям научно-технического саморазвития, повысить жизнеспособность научно-исследовательских учреждений и активность научно-технических работников. 1
Сегодня осуществление стратегии "подъёма страны в опоре на науку и образование" является крупнейшей задачей китайского правительства. В соответствии с основополагающим курсом и стратегическими целями развития науки и техники в Китае государство осуществило общее планирование работы в научно-технической сфере, образовав следующую трехуровневую модель развития: "Инновационные научные исследования, обслуживающие главный плацдарм?экономическое строительство и социальное развитие, развитие высоких технологий и создание индустрии высоких и новых технологий, а также усиление фундаментальных исследований".
В соответствии с основным курсом, стратегическими целями и  общей программой развития науки  и техники в Китае правительство  соответственно выдвинуло новый  основной курс в осуществлении реформы  системы науки и техники, суть которого?"удержать главное, опустить остальное".
"Удержать главное"  означает приверженность принципу "лучше меньше, да лучше", в  соответствии с которым "оставить" лучшие научно-технические кадры,  занятые в фундаментальной науке,  исследованиях в области высоких  технологий, в решении ключевых  научно-технических проблем общественного значения. Они должны составить отборные силы для осуществления крупных прорывов. "Опустить остальное" означает научно-технические освоенческие и сервисные структуры и большинство общественно-коммунальных структур и, перераспределив их кадры, повернуть все эти структуры лицом к рынку. Они будут в различных формах влиты в предприятия или образуют разнообразные предприятия или блоки предприятий научно-технического профиля. "Удержать главное" преследует цель укрепить научно-техническую мощь страны и заделы на будущее, поднять научно-технический кадровый потенциал на новую ступень. Цель "опустить остальное" состоит в том, чтобы мобилизовать научно-технические силы, внести новый вклад в экономическое строительство, чтобы максимально проявились возможности науки и техники. "Удержать главное, опустить остальное" означает активное содействие интеграции науки и техники с экономикой, полное выявление её роли как первостепенной производительной силы.
К 2000 году создание в начальном  виде новой системы науки и  техники, адекватной социалистической рыночной экономической системе  и закономерностям научно-технического саморазвития. Заметное повышение коэффициента вклада научно-технического прогресса в экономический рост. Переход, в основном, экономического строительства и социального развития на рельсы опоры на научно-технический прогресс и повышение качества трудящихся. К 2010 году дальнейшее укрепление и совершенствование в основном созданной новой системы науки и техники, реализация тесной связи науки и техники с экономикой, завершение формирования структуры интеграции науки и техники с экономикой, выход Китая по научно-техническому уровню в разряд 10-ти мировых научно-технических держав.
 


Государственные планы и программы развития науки и техники
Одновременно были выработаны соответствующие государственные  планы и программы развития науки  и техники:
(1) Штурмовой план (план  решения приоритетных научно-технических  проблем государственного значения).
В первом таком плане, составленном в 1982 году, основная задача сводилась к тому, чтобы, исходя из острой потребности скорейшего решения крупных и важных научно-технических проблем экономического строительства, штурмом овладеть ключевыми технологиями и технологиями общего применения, игравшими роль несущих опор в социально-экономическом развитии и оказывавшими влияние на общее положение в этой области. Этот план финансировался в основном из средств правительства при одновременном вкладе со стороны отраслей и провинций.
(2) Программа "Искра".
Официально осуществляется с 1986 г., является утверждённой китайским правительством программой содействия развитию сельской экономики на основе применения научно-технических достижений. Программа финансируется в основном за счёт банковских кредитов и аккумуляции общественных средств при дополнительной финансовой помощи со стороны государства.
(3) Государственный план  приоритетного внедрения научно-технических  достижений.
Данный план официально начал  действовать в 1990 г., его главное  назначение состоит во всемирном  создании благоприятной среды и  условий для организованного  и планомерного внедрения передовых, готовых к применению научно-технических достижений на главном плацдарме?в экономическом строительстве в целях содействия тесному соединению науки и техники с экономикой. Источниками финансирования этого плана являются главным образом кредиты, капитальные инвестиции, собственные средства предприятий, аккумуляция общественных средств, средства отраслей или провинций, а государство выделяет лишь небольшие вспомогательные средства для отдельных проектов.
(4) Научно-техническая программа  социального развития 
Эта программа рассчитана на период 1996?2010 гг. Её целевое назначение?повышение качества жизни и природных качеств народа, улучшение среды существования и развития человека, регулирование отношений человека с природой, содействие научно-техническому прогрессу в социальной сфере и связанных с ней индустриях, продвижение реализации стратегии поступательного развития, намеченной правительством Китая. Основные охватываемые программой сферы: народонаселение, медицинское обслуживание и санитария, здоровье, рациональное использование природных ресурсов и их охрана, охрана и улучшение экологической среды; превентивные меры против стихийных бедствий; жилища и городское и сельское строительство.
В 1998 г. государством была инициирована экспериментальная работа по "проекту  созидания новых знаний", на которую  планировалось в течение 3-х лет  выделить 4,8 млрд. юаней с целью  образования государственной системы и функционального механизма интеллектуальной инновации и создания на международном уровне ряда инновационных центров, с тем, чтобы заложить фундамент широкомасштабного повышения техно-инновационного потенциала нашей страны.2 В 1998 г. государство также ассигновало 1,0 млрд. юаней на учреждение Фонда средних и малых предприятий научно-технического профиля, предназначенного для сознания механизмов рисковых инвестиций, поддержки трансформации научно-технических достижений в реальную производительную силу и для оказания помощи научно-техническим работникам в создании ими предприятий научно-технического профиля. Тем самым будет обеспечено быстрое развитие средних и малых предприятий высокой технологичности и конкурентоспособности, которые станут новой точкой роста экономики страны.3
Особо следует сказать  о проведённом в Пекине всекитайском собрании по вопросам технологического новаторства в августе прошлого года. На собрании присутствовали и выступили с важными речами Председатель КНР Цзян Цзэминь и премьер Госсовета Чжу Жунцзи. Собрание одобрило "Решение ЦК КПК и Государственного Совета об усилении инновации высоких технологий и их индустриализации". Собрание акцентировало внимание на продолжении углубления реформы системы науки и техники, принятии таких эффективных мер, как политика бюджетно-налоговой поддержки, политики денежно-кредитной поддержки для достижения сверх этапного развития общественных производительных сил, с тем, чтобы мы смогли выйти на передовой мировой уровень по совокупной государственной мощи.
(5) Программа "863" ?  это есть государственная программа  научных исследований и развития  в области высоких технологий. Начало её реализации ? марта (3-й месяц) 1986 г., основная задача ? играть авангардную роль и роль локомотива в развитии высоких технологий, с тем, чтобы в период после 2000 г. создать условия для образования обладающей определёнными преимуществами индустрии высоких технологий, а также подготовить заделы для обеспечения стабильного устойчивого развития экономики страны на более высоком уровне. В программе выделены 8 областей в качестве приоритетных в развитии высоких технологий: биоинженерия, космическая техника, информатика, лазерная техника, автоматика, энергетика, новые материалы, техника освоения мирового океана.
(6) Программа "Факел"  ? это есть программа освоения  технологий индустрии высоких и новейших технологий.
(7)Научно-техническая программа  усиления фундаментальных научных  исследований.
Опираясь в основном на деятельность Фонда естественных наук, государство продвигает реализацию программы строительства приоритетных государственных лабораторий и программы "покорения вершин" науки и техники. Названные программы и фонд сыграли ведущую роль в поддержке фундаментальных научных исследований в масштабе всей страны.
 


Программа ФАКЕЛ и ее значение для экономики КНР
В 1987 году в Китае приступили к осуществлению программы Факел, нацеленной на стимулирование коммерциализации научно-технических достижений. Главной целью программы "ФАКЕЛ" является не только развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Хотя формально совместные предприятия (но не предприятия со 100% иностранным капиталом) считаются допущенными к участию в этой программе, фактически эта программа является до сих пор закрытой для иностранного участия. На практике это означает, что любые контрибуции со стороны иностранных инвесторов в виде средств или технологий в проекты "ФАКЕЛА" приветствуются, но обратной связи в виде экспорта технологий или доступа иностранных специалистов к техническим достижениям Китая государство не поощряет.4 (Последнее время наблюдается осторожная тенденция к изменению ситуации: многие китайские продукты высоких технологий уже делают серьезные заявки на мировых потребительских рынках).
Именно программа "ФАКЕЛ" явилась тем дальновидным шагом  китайских стратегов, который позволил Китаю в рекордно короткие сроки поднять собственную науку и технику, а вместе с ними и экспорт-ориентированные наукоемкие отрасли. Уже к середине 90-х годов многие высокотехнологичные и технически сложные продукты, (например - телевизоры, видеомагнитофоны и т.п.) собираются на 100 процентов из китайских комплектующих. Небывалый рост количества совместных предприятий, импорт передовых технологий, рост производства наукоемких и технически сложных товаров, особенно бытового назначения, приводят в отдельных случаях к перепроизводству и государство вынуждено вмешиваться в эти процессы путем запрета создания новых СП (например, по производству телевизоров, стиральных машин и др.). Однако во многих отраслях, в особенности в области электроники и ИТ, Китай по-прежнему значительно отстает от передовых стран мира. Программа "ФАКЕЛ", а вслед за ней и другие программы государственного и коммерческого финансирования, призваны создать максимально комфортные условия для развития фундаментальных и прикладных исследований в китайской науке и технике. Китай становится самым быстрорастущим рынком электронной коммерции, количество пользователей которого по прогнозам достигнет к концу 1999 года 6.7 млн., что на 318 (!) процентов выше, чем в 1998 году. Количество подключений к сетевому пространству в ближайшие пять лет возрастет в среднем на 60 процентов, и к 2003 году может превысить отметку в 33 млн. пользователей.
Одним из основных инструментов реализации этой модели явилось создание технопарков, которые в Китае называют зонами освоения новых и высоких технологий. В мае 1988 года Постановлением Госсовета КНР был учрежден первый технопарк - Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий, расположенная в районе Хайдань. На территории зоны, общей площадью свыше 100 кв. км, расположено около 50 высших учебных заведений, в том числе Пекинский государственный университет и университет Цинхуа, 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых трудятся более 100 тыс. специалистов.
Китайские технопарки создаются  на условиях открытости для внешнего участия и способствуют концентрации в этих зонах интеллектуального  потенциала страны. Основной опорой этих зон является экономическая и научная развитость страны, в эти зоны также привлекаются и используются научные достижения, инвестиции и методы управления других стран, для чего создаются специальные преференциальные условия, осуществляемые в рамках политики открытости страны. Основной идеей этих зон является применение разработанных инноваций в различных производственных сферах и внедрение их в промышленность.
За 16 лет своего официального существования 53 технопарка непрерывно следовали по пути инновационного развития, достигая поставленных государством целей. Постоянное усовершенствование технологий, создание благоприятной среды и обстановки для дальнейшего развития, позволило повсеместно стать опорой и новой точкой роста как для региональных экономик, так и для всей экономики страны, продемонстрировав пример для развития всей страны в целом.
Развиваясь быстрыми темпами, технопарки оказывают огромный эффект на местные и региональные экономики  Китая. Так в 2005 году суммарный доход 53 технопарков превысил планку в 3 трлн. юаней и составил 3 трлн. 441 млрд. 560 млн. юаней, что на 25,3% выше, чем в 2004 году; добавленная стоимость всей продукции в рамках 53 технопарков достигла суммы в 6 трлн. 820 млрд. 600 млн. юаней, что на 23,1% выше, чем в 2004 году. Сравнивая основные индикаторы экономического развития технопарков в 2004 и 2005 годах, мы видим очевидный экономический рост и развитие. Объем валовой продукции промышленности увеличился на 27,9% и составил 5% от ВВП; общий доход предприятий увеличился на 25,3%; добавленная стоимость увеличилась на 23,1%; чистая прибыль увеличилась на 12,7%; сумма налоговых выплат возросла на 30,3%; доходы от экспорта увеличились на 35,5%.  И эта тенденция продолжается, с каждым годом наблюдается только  рост всех показателей.5
На третьей национальной плановой комиссии зон освоения новых  и высоких технологий заместитель министра по Науке и Технологиям господин Ма Сундэ заявил, что зоны освоения новых и высоких технологий становятся все более значимым инструментом в осуществлении государственной стратегии развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Он также указал на то, что, начиная с 1992 года, основные экономические показатели в 53 технопарках ежегодно вырастали на 25-30%, что на 15-20% выше, чем по стране в целом. Господин Ма Сунддэ отметил, что из всех научно-исследовательских фирм и предприятий, более половины находятся в зонах развития новых и высоких технологий. Участники этой комиссии единодушно согласились в том, что создание зон освоения новых и высоких технологий явилось главным шагом в сфере научно-технической индустриализации страны в 20 веке.6
Избрав развитие науки  и техники приоритетным направлением экономических реформ, Китай за 20 с небольшим лет создал мощный научно-интеллектуальный потенциал, значительную роль в развитии которого сыграли зоны освоения новых и высоких технологий.
 

Промышленность Китая в эпоху  научно-технического прогресса
Дореволюционный Китай был полуфеодальной страной с не национализированной системой экономики и слаборазвитым производством. Но после 1949 года в короткие сроки в республике была осуществлена индустриализация, многократно выросло производство промышленной продукции, расширялась её отраслевая структура. А сегодня из-из чрезмерно высоких темпов развития центральное правительство Китая вынуждено сдерживать столь бурный рост экономики страны, во избежание резких скачков в мировой экономике, способных привести к кризису.
Дореволюционная промышленность занимала второстепенное место в  экономике Китая. В 1946 году в национальном доходе на ее долю приходилось немногим более 10%. В 1949 году страна уже занимала 9 место в мире по добыче угля, 23 по выплавке чугуна, 26 по выплавке стали и 25 по производству электроэнергии. В индустриальном развитие Китай минимум на 100-150 лет отставал от экономически развитых стран и, по существу был аграрно-сырьевым придатком. Кроме того к моменту провозглашения КНР промышленность в результате длительных военных действий находилась в состоянии упадка и разрухи.
Вместе с тем за последние 50 лет в Китае восстановлена пищевая промышленность, построено более 370 тыс. новых промышленных предприятий, а промышленное производство возросло в 39 раз. О масштабах развития нынешнего индустриального комплекса Китая свидетельствует тот факт, что ежедневно в стране производиться промышленной продукции на 2.1млрд юаней, добывается 2.3млн.т.угля, вырабатывается 360т.нефти, производиться 140 тыс. тонн стали и 455 тыс. тонн цемента и т.д.
Сегодня отраслевая структура  промышленности страны представлена более  чем 360 отраслями. Помимо традиционных созданы новые современные такие как: электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов. По количеству промышленных предприятий к числу занятых на них Китай занимает первое место в мире. Однако оборудование предприятий в основной массе своей устарело и изношено.
Основные индустриальные центры расположены в восточных  приморских провинциях и районах Цзянсу, Шанхае, Ляонине, Шаньдуне, Гуандуне, Чжецзиме. В крупных городах с населением выше 500 тыс. человек сосредоточено более половины основных фондов государственной промышленности (13.1% - всех промышленных предприятий, 9.6% - пищевая промышленность и машиностроение, 4.7% - текстильная промышленность, 2,4% - углерод добывающая промышленность).7
Топливно-энергетические отрасли  промышленности относятся к числу  слабых звеньев индустриального  комплекса Китая. Не смотря на наличие  богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих.
За последние годы в  Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн.тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд.тонн, а разведанные лишь 850 млрд.тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходиться на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находиться вблизи города Датун (пров. Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.8
На нефтедобывающую промышленность приходиться 21% производства топливно-энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает около 16% валютных поступлений от экспорта. В целом в стране более 32 предприятий по добыче нефти, а м районах Китая, общие запасы нефти составляют 64 млрд.тонн. Наиболее крупные предприятия по добыче и переработки нефти расположены в провинциях Хэйлуньцзян, Шаньдун, Даган, Юймэнь, Цайдам, а также в слаборазвитых районах нередко вдали от центров нефти потребления. Большая же часть из 580 нефтеперерабатывающих заводов сосредоточена в Северо-Восточном Китае.
Южный Китай и особенно его Восточная зона богаты запасами природного газа, которые оцениваются в 4 тыс.млрд. тонн: к настоящему моменту разведано лишь 3,5%. Крупнейшим центром добычи и переработки газа является провинция Сеньхуа. 9
Тем не менее в Китае  до сих пор ведущими остаются также  отрасли легкой промышленности как текстильная и пищевая6 на которые приходиться более 21% всей производимой промышленной продукции. Предприятия этих отраслей расположены преимущественно в Восточном, Северном, Центрально-Южном районах. На Северо-Востоке страны сосредоточены главным образом предприятия бумажной, сахарной и масломолочной промышленности, на Северо-Западе - предприятия по переработке хлопка и продукции животноводства, на Юго-Западе наиболее развита пищевая промышленность. В целом пищевая промышленность имеет более 65,5 тысяч предприятий, кроме того в стране более 23,3 тысяч предприятий текстильной промышленности, а производство и переработка сырья на них четко ориентирована: на Севере - шерсть, конопля, на Юге - шелк, джут, кенаф.
Легкая промышленность в  Китае имеет древние традиции и занимала ведущее место в  экономике еще до революции. Вместе с тем в Китае, начиная с 1949 года постепенно начинает развиваться машиностроение. До 1949 года объем производств этих отраслей был в 250 раз ниже чем в США, практически не производилась комплектная энергетическая, горнорудная, машиностроительная , тракторы, самолеты. К настоящему моменту количество видов продукции машиностроения превышает 53 тыс. изделий, что полностью обеспечивает внутренние потребности страны. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Далянь.
Кроме того, располагая значительными  запасами сырья Китай имеет прочную базу для развития металлургической промышленности. А в результате проведения широких геологических работ в последние годы уточнены границы старых и обнаружены новые месторождения железных и магниевых руд, угля, нефти и других видов сырья. По запасам железной руды Китай занимает третье место (после России и Бельгии), а по разведанным запаса магниевых руд - второе место в мире.
В целом предприятия черной металлургии превышают 1,5 тыс. и расположены практически во всех провинциях и автономных районах. Вместе с тем общий технический уровень металлургических производств остается невысоким, а оснащение ведущих предприятий современными видами оборудования проходит частично и за счет импорта. Более 70% предприятий отрасли вообще не имеют очистных сооружений. В Китае выплавляют более 1 тысячи сортов стали, включая жаропрочные сплавы для авиационной промышленности, высоколегированные стали для ускорителей ядерных частиц и сплавы с заранее заданными свойствами. Кроме того в стране производятся сурьма, олово, вольфрам, ртуть и молибденовые концентраты, пользующиеся повышенным спросом на внешних рынках, хотя в то же время потребности страны в алюминии, свинце и цинке полностью не удовлетворяются и Китай импортирует эти металлы.
Переход Китая во второй половине 70-х годов к модернизации хозяйства и крупным экономическим  преобразованиям совпал по времени  с развертыванием в мире второй НТР. Ее базовыми направлениями были микроэлектроника, информатика, биотехнология.
Приобщения к новшествам НТР для Китая оказалось непростым делом. Ограниченные финансовые возможности, сравнительно низкий научный потенциал (особенно ослабленный в ходе культурной революции), относительно низкий образовательный и культурный уровень населения - все это препятствовало, развертыванию широкомасштабной научно-технической революции. Тем не менее в конце 70-х годов к Китаю был разработан и принят восьмилетний план развития науки на 1978-1985 г.г., который предусматривал проведение большого объема исследований и разработок в области микроэлектроники, новых поколений ЭВМ, информатики, генной инженерии, а так же крупные технические преобразования в сельском хозяйстве. Вскоре выяснилось, что план этот слишком обширен и по ряду позиций не выполним в данных условиях.
Многочисленные совещания  и консультации, а также тщательное изучение опыта развития науки и техники за рубежом, в том числе США, Японии, России и стран Западной Европы позволили выделить 12 основных направлений развития науки и техники, которые легли в основу Государственного плана развития науки и техники на 1986-2000 гг. Основные задачи развития наукоемких технологий определены сегодня в Китае следующим образом: подъем народного хозяйства, повышение уровня производительных сил, превращение научно-технического прогресса в важнейший фактор развития производства; всемерное повышение технического уровня традиционных отраслей промышленности, эффективности общественного производства, качества и конкурентоспособности товаров на мировом рынке, учетом финансовых, кадровых, технических организаций. Принято решение сосредоточить усилие на развитии наукоемкой техники и технологии в семи приоритетных областях. Среди них названы: биотехнология, информатика, автоматизация, энергетика, космическая и лазерная техника, то есть базовые направления НТР.
В области биотехнологии  исследования и разработки направлены на резкое увеличение продовольственных  ресурсов, предупреждение и лечение  тяжелых заболеваний, освоение новых  и возобновление старых энергетических источников, развитие безотходных производств и сокращение вредных воздействий на окружающую среду.
В области информационной технологии акцент делается на создание технологий, обеспечивающих существенное усовершенствование и широкое использование  в начале следующего столетия "интеллектуальных" систем ЭВМ. Ведутся исследования в  области совершенствования современной  техники измерений, вычислений и связи; техники разведки полезных ископаемых и обработки данных разведки, прогноза погоды, контроля качества и степени загрязнения сельскохозяйственных, лесных и промышленных продуктов. 

Заключение
Со дня образования  КНР ее положение в мировом  хозяйстве кардинально изменилось. КНР превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.
В последние десятилетия  в стране осуществлялся перевод  хозяйства от централизованно планируемой  экономики к рыночным методам  регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам.
За последние 20 лет наука и техника в Китае получили интенсивное развитие. На конец 2002 г. во всей стране 3,2 млн. человек занимались исследовательской работой, в том числе 2,2 млн. учёных и инженеров. В 2002 году в Китае вложенные денежные средства для научно- технической деятельности составили 293,8 млрд. юаней, среди них средства для исследования и освоения – 128,8 млрд. юаней, а в 1949 году эта цифра была только 56 млн. юаней. С 1978 года китайское правительство стало сильно увеличивать капиталовложение в науку и технику, в этом году бюджетные ассигнования на развитие науки и техники составили 5,29 млрд. юаней, в 1995 году – 30,23 млрд. юаней, а в 2002 году уже достигли 81,6 млрд. юаней. Китайские предприятия тоже увеличивали научно-техническое капиталовложение. В 1991 году вложенные предприятиями средства для науки всего составляли 12,2 м
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.