На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговые исследования эффективности выставочно-ярмарочной деятельности ОАО ИПК «Приамурье»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное
дение высшего  профессионального образования
АМУРСКИЙ  ГОСУДагентство по образованию
Государственное образовательное учрежАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ  ВПО «АмГУ») 

Факультет Экономический
Кафедра Коммерции и товароведения
Специальность 080111 - Маркетинг 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: Маркетинговые исследования эффективности выставочно-ярмарочной деятельности ОАО ИПК «Приамурье» 

по дисциплине «Маркетинговые исследования» 
 
 

      
Исполнитель студент группы 634  

Руководитель
доцент, к.э.н. 

Нормоконтроль
ассистент
 
    А.В. Дьяченко  
     
    Е.И. Красникова  
     

    Н.В. Пушникова
                                                   
                  
Благовещенск 2010
РЕФЕРАТ 
 

      Курсовая  работа содержит 76 с, 34 таблицы, 9 рисунков, 42  источника,  7 приложений. 
 

      Выставка, ярмарка, Логистика снабжения, закупочная логистика, материально-технические ресурсы, методы закупок, контроль закупок 
 

      В настоящее время выставка для компании по-прежнему остаётся хорошей возможностью привлечь к себе внимание аудитории. Выставка - уникальный коммуникационный инструмент, так сказать миниатюрная модель рынка. Если со всей ответственностью подойти к постановке целей, выбору выставки и подготовке к ней, то затраты на  участие могут окупиться быстро и полученная выгода будет превышать их во много раз.
      Объектом  исследования является открытое акционерное  общество издательско-полиграфический комплекс «Приамурье» (ОАО ИПК «Приамурье»).
      Цель  данной курсовой работы – маркетинговое исследование эффективности выставочно-ярмарочной деятельности ОАО ИПК «Приамурье». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

      
Введение   
    Теоретические аспекты исследования выставочно-ярмарочной деятельности       
      Сущность и виды ярмарок, выставок
      Методики анализа выставочной деятельности
      Методологические подходы к исследованию выставочной деятельности
    Анализ выставочно-ярмарочной деятельности ОАО ИПК «Приамурье»                                  
      Анализ рынка полиграфии
      Краткая экономическая характеристика ОАО ИПК «Приамурье»
      Анализ маркетинговой деятельности ОАО ИПК «Приамурье»
    Маркетинговые исследования эффективности выставочно-ярмарочной деятельности ОАО ИПК «Приамурье»                                                                            
      Методология исследования выставочно-ярмарочной деятельности ОАО ИПК «Приамурье»                                                                                         
      Анализ результатов исследования выставочно-ярмарочной деятельности
      Рекомендации по совершенствованию выставочно-ярмарочной деятельности ОАО ИПК «Приамурье»
Заключение                                                                                                       
Библиографический список
        Приложение  А Коэффициенты финансовой устойчивости ИПК «Приамурье»
Приложение Б Анкета для проведения исследований
Приложение  В Анализ возраста респондентов
Приложение Г  Анализ уровня доходов респондентов
Приложение Д  Анализ источников информирования о  выставках и ярмарках
Приложение Е  Анализ для кого чаще покупают полиграфическую  продукцию
Приложение Ж  Шаблоны для планирования участия  и оценки бюджета выставки 

                                                                       
4 6
6
11
17
23
23
29
39 

46 

46
49 

67
71
73
77
81
84
85
86
87
88
 
      ВВЕДЕНИЕ 
 

      Во  все времена человечество привлекали широкие коммуникативные возможности выставок и ярмарок. И в настоящее время, количество всевозможных выставок и количество компаний-участников постоянно увеличивается. Участие в выставках стало для многих компаний обязательным. Это способ «напомнить о себе», представить новую продукцию. Отказ от участия в выставочном процессе может привести к ухудшению имиджа, определенного статуса компании.
      Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что развитие рыночных процессов в российской экономике свидетельствует о том, что со стороны предпринимательских структур возрастает интерес к концепции управления и маркетинговым методам воздействия на формирование спроса и укрепление позиций на современном рынке. Несмотря на сложное экономическое положение многих компаний в современных условиях, проявляется тенденция к усилению их выставочной активности, что свидетельствует о роли выставок как о важном средстве выживания в конкурентной борьбе и предпринимательской деятельности.
      Следует отметить, что использование выставок в деятельности компаний и функционирование выставочного механизма требует  соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки и обучения работников в области выставочного дела, организации и управления выставочными процессами. В свою очередь управление выставочными проектами связано с рисками, что требует разработки организационных и методических подходов.
      Неизменным  остается главное свойство выставок и ярмарок — непосредственное общение с потребителем, уникальная возможность для производителя показать свой товар лицом, к чему маркетолог никак не может остаться безучастным. Здесь одновременно сталкиваются производители и потенциальные потребители, и можно собрать максимум информации о партнерах и конкурентах. Современные выставки и ярмарки отражают модель соответствующего рынка товаров, его связей и возможностей1.
      Отраслевые  выставки давно стали традиционным инструментом продвижения услуг полиграфических предприятий. Однако зачастую участие типографии в выставке рассматривается лишь как имиджевое мероприятие стратегического характера, тактическое же значение выставки в частности ее роль в продажах полиграфических услуг, как правило, недооценивается.
      Цель  курсовой работы – маркетинговое  исследование эффективности выставочно-ярмарочной деятельности ИПК «Приамурье».
      Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
    изучить теоретические аспекты исследования выставочно-ярмарочной деятельности;
    анализ рынка полиграфии;
    анализ выставочно-ярмарочной деятельности ИПК «Приамурье»;
    провести маркетинговые исследования выставочно-ярмарочной деятельности ИПК «Приамурье»;
    предложить рекомендации по результатам проведенного исследования.
      Объект  исследования – открытое акционерное  общество издательско-полиграфический комплекс «Приамурье» (ОАО ИПК «Приамурье»).
      Предметом исследования является выставочно-ярмарочная деятельность ИПК «Приамурье».
      В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ документов и статистической отчетности предприятия; анкетирование; кабинетное исследование (обработка имеющихся данных).
      Для подготовки курсовой работы использовались следующие источники: первичные  данные, полученные в ходе анкетирования, документация предприятия ИПК «Приамурье» – данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
     

      
      Сущность  и виды ярмарок, выставок
      Большую роль в формировании положительного восприятия организации, ее товаров или услуг играет выставочно-ярмарочная деятельность. Именно она позволяет использовать все возможные способы для захвата рынка и достижения оптимального результата от коммуникационной работы. Коммуникации в сфере выставочно-ярмарочного бизнеса — очень важное и, вероятно, ключевое направление в создании наиболее благоприятных для компании условий бизнеса2.
      В многообразии существующих определений понятия «выставка» необходимо разделить на две категории: общие и частные.
      К общим, в первую, очередь нужно  отнести определение, принятое Международным бюро выставок (BIE, Париж): «Выставка — это показ, каково бы ни было его наименование, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности или будущих перспектив».
      В отечественной литературе можно  встретить близкие по сути определения, относящиеся к общим понятиям, но имеющие свою трактовку, например: «Выставка это демонстрация достижений материальной и духовной жизни общества с целью их пропаганды, рекламы и внедрения в практику».
      Определение, предлагаемое Петелиным В.Г., рассматривает понятие «выставка» с позиций теории менеджмента как организацию: «Выставка это организация с персоналом, администрацией и соответствующим статусом, которая на основе специально созданной и художественно преобразованной предметно-пространственной среды, предназначенной для публичного показа, решает рекламные, торговые или иные социальные задачи, определяемые в каждом конкретном случае ее менеджерами или заказчиками».
      К частным определениям относят характеристики конкретных выставок, которые уточняют тематику, статус, цели, задачи или специфические особенности конкретных мероприятий, и в частности: научно-технических, промышленных, сельскохозяйственных, образовательных, медицинских, строительных, художественных, мемориальных; или всемирных, международных, национальных, региональных, межотраслевых, отраслевых и т.п.; или, например, стационарных, передвижных, плавучих, мобильных и т.д.
      Часто аналогом слова выставка выступает слово «ярмарка». Есть несколько правил их разграничения.
    Несмотря на коммерциализацию большинства выставочных мероприятий, некоторая часть выставок и сегодня остается некоммерческими. Поэтому просветительские, популяризаторские, пропагандистские, рекламно-имиджевые, благотворительные выставки, на которых торговые сделки не практикуются, никогда не назывались, и не будут называться ярмарками. Ярмарка всегда имеет явно выраженный торгово-рыночный характер.
    Выставку можно проводить в любое время года, в любом месте, тогда как ярмарка проводится в одном месте, в строго оговоренный срок и с определенной периодичностью.
    Выставка вся (целиком) должна демонстрировать новинки и новации: наметившийся прогресс или его тенденции, представлять уникальные экспонаты, новейшую технику и технологии, товары и услуги, которые еще только готовятся к выпуску на рынок.
      Ярмарка предлагает на продажу преимущественно  известную, уже освоенную в производстве, проверенную в эксплуатации и, чаще всего, массовую продукцию3.
      Как и выставка, ярмарка может иметь  общие и частные определения. Так, в октябре 1965 г. Союзом международных ярмарок (ныне «Международная ассоциация выставочной индустрии» — UFI) для них принято следующее общее определение: «Ярмарка это международная экономическая выставка образцов, которая независимо от ее наименования в соответствии с обычаями страны, на территории которой она проводится, представляет собой крупный рынок товаров широкого потребления и/или оборудования, действует в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте и на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном и международном масштабах. На ней не разрешается продажа с выносом».
      Но  что же роднит и позволяет объединять в один вид «выставочно-ярмарочные мероприятия» или общий род деятельности «выставочно-ярмарочную деятельность»? Основу всех выставочно-ярмарочных мероприятий, независимо от их наименования, составляет экспозиция. Согласно БСЭ: «Экспозиция означает размещение в определенной системе материала для показа зрителям. Задача экспозиции — путем подбора, соответствующего размещения и оформления материала дать представление об определенном явлении, проблеме или предмете в четкой, доступной для зрителя форме».
      Это значит, что организация любого выставочно-ярмарочного  мероприятия обязательно предусматривает создание экспозиции, т.е. специальной организации предметно-пространственной среды для многопланового показа. И главная задача экспозиции — обеспечить визуальный контакт человека-зрителя с объектами показа4.
      По  мнению Шаркова Ф.И., выставка (англ. exhibition) – показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путём демонстрации средств, имеющихся в распоряжении для удовлетворения потребителей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих перспектив.5
      Дубровин  И.А. даёт следующее определение, ярмарка — это периодически проводимое рыночное мероприятие, где предприятия и организации, представляя предлагаемые товары и услуги, одновременно их демонстрируют, рекламируют и продают на основе выставочных образцов. Ярмарка, по В. И. Далю, "большой съезд и привоз товаров в определенное время года, торг, длящийся неделями". В настоящее время торги по продолжительности, может быть, стали короче, но по-прежнему на выставках-ярмарках предлагаемый товар и услуги, имидж производителя служат визитной карточкой для налаживания новых взаимовыгодных контактов и заключения коммерческих сделок6.
      Выставки  и ярмарки бывают различных видов. Гойхман О.Я. выделяет десять критериев для классификации, представленных в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация выставок/ярмарок.
Критерий Виды
1 2
I По статусу
    всемирные - международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры (в частности, к таким выставкам относятся всемирные универсальные выставки «ЭКСПО»);
    международные - характеризуются участием фирм из разных стран, при этом иностранные участники должны составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, а выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам;
    с международным участием - с количеством иностранных участников менее 10%;
    национальные - с участием фирм отдельно взятой страны;
 
    межрегиональные - демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов;
    региональные (местные) - с участием фирм только из того региона/города, где проводится выставка.
II По предмету и широте тематики
    межотраслевые;
    тематические;
    узкотематические;
    сезонные выставки-продажи.
 
    Продолжение таблицы 1
1
    2
Ш По времени проведения
    постоянно действующие;
    продолжительного срока действия;
    сезонные;
    среднесрочные и краткосрочные.
IV По частоте повторения
    единовременные;
    повторяющиеся.
V По месту проведения
    проводимые в разных местах;
    проводимые постоянно в одном и том же месте
VI По географическому составу экспонентов   в зависимости  оттого, какие страны/регионы они  представляют.
VII По отраслевому признаку
    универсальные — представлен весь комплекс услуг или товаров потребительского и промышленного назначения;
    специализированные — концентрируются на одной или нескольких группах производителей/потребителей или же на определенной сфере услуг.
VIII По значимости мероприятия для экономики страны/ региона/ города
    федерального значения;
    межрегионального значения;
    регионального значения;
      местного значения.
IX По продолжительности функционирования
    постоянно действующие (от 6 месяцев до 1 года и более);
    временные (от 15 дней до 6 месяцев);
    краткосрочные (от 2 до 15 дней).
X По направлению работы
    ярмарки/выставки по осуществлению продаж/заказов
    информационные/ознакомительные
    проводимые в целях развития коммуникации/контактов
 
      Сегодня самым распространенным типом выставки в России является тематическая специализированная выставка с четко определенной программой. Выставочные продукты и группы товаров перечислены в номенклатуре. Экспозиция продукции, отличной от указанной в номенклатуре, не допускается. В основу номенклатурной классификации положены, как правило, технические характеристики представленных товаров или группы продуктов.
      На  специализированных выставках обычно представлены определенные продукты, классифицированные по своему происхождению соответственно изготовителям. Часть из них ориентирована на конкретные группы потребителей.
      Классификация выставок в целом призвана помочь сориентироваться в их разнообразии и свидетельствует о том, что выставки весьма и весьма неоднородны7,8.
      Каганов С.Ф. выделяет следующие этапы участия  компании в выставках:
    1   анализ выставок в сфере бизнеса;
    определение целей участия в выставках;
    определение выставок, в которых вы хотите участвовать;
    выбор площади выставочного стенда и его расположение;
    подписание договора с организатором выставки;
    подготовка персонала к выставке;
    заказ рекламной продукции для раздачи на выставках;
    оформление выставочного стенда;
    информирование клиентов и партнёров;
    работа на выставке;
    обработка контактов;
    анализ участия компании в выставке;
    планирование следующей выставки9,10.
     Один  из самых важных этапов – анализ выставочной деятельности. Как 
можно оценить участие в выставке и  какой она даёт эффект рассмотрим в следующем подразделе 1.2.
      Методики анализа выставочной деятельности
      Основные  цели, ради которых компании участвуют  в выставках, обычно можно свести к трем категориям:
      имиджевые (формирование / поддержание имиджа);
      маркетинговые (маркетинговая разведка и продвижение);
      коммерческие (поиск и привлечение новых партнеров / клиентов).
      Эффективность участия в выставке следует оценивать  отдельно по каждому из трех вышеуказанных направлений, не путая такие понятия, как эффективность и окупаемость. Для большей ясности сделаем некоторые уточнения. Выставка эффективна, если достигнуты имиджевые, маркетинговые и коммерческие цели участия в выставке, которые поставила себе компания. Выставка окупилась, если доходы от продаж клиентам, пришедшим через выставку, превзошли затраты на участие в выставке.
      Эффективность выставки для компании-участника  во многом зависит не только от подготовки участника, но и от бизнес-характеристики самой выставки. При планировании выставочной стратегии компания должна ответить на вопрос о том, в каких профильных выставках стоит участвовать, а в каких – нет.
      Работу по оценке эффективности выставки следует начинать не после выставки и не во время выставки, а на этапе принятия решения об участии, поскольку на каждом из этих этапов проводится анализ одних и тех же показателей эффективности. Чтобы их оценить, нужно собрать данные в соответствии с поставленными целями:
    для оценки достижения имиджевых целей надо получить информацию от организаторов об аудитории выставки;
    для оценки достижения маркетинговых целей необходимо анкетирование посетителей стенда;
    для оценки достижения коммерческих целей следует, во-первых, собирать и раскладывать по категориям визитки, во-вторых, после выставки создать отдельную базу данных по клиентам, пришедшим через выставку, и затем в течение определенного периода фиксировать покупки и повторные покупки.
      Когда необходимая информация будет собрана, можно вычислить коэффициенты, дающие количественную оценку предпринятых по экспонированию усилий.
      Оценка  эффективности достижения имиджевых целей рассчитывается по формуле (1). 

      K1= S/N,             (1) 

где K1 – коэффициент формирования поддержки осведомленности;
     S – затраты фирмы на участие в выставке;
     N – общее количество посетителей выставки.
      Коэффициент формирования поддержки осведомленности показывает, сколько стоит проинформировать одного посетителя о том, что ваша компания – в числе игроков интересующего его рынка. Это позволит сравнить, что дешевле: заявить о себе через СМИ или через выставку. Кроме того, можно сравнить соответствующие коэффициенты разных выставок (при условии, что все сравниваемые выставки были предварительно отобраны и их посетители являются целевой аудиторией компании), предварительно решив для себя, какой показатель для вашего рынка высокий, какой – средний и какой – низкий.
      Оценка  эффективности достижения маркетинговых целей может быть сделана с помощью экспертной оценки по трехуровневой системе (уровни высокий, средний и низкий). Несмотря на кажущуюся простоту, экспертная оценка неплохо работает как аналитический инструмент. А если никак не формализовать простое интуитивное ощущение того, что вообще-то впечатление от вашего стенда на выставке было не самое лучшее, то никаких выводов на будущее скорее всего сделано не будет. И наоборот, если вы формально зафиксируете низкий показатель, это скорее всего заставит менеджмент внести в план анализ причин и соответствующую работу на будущее. В частности, стартуют бизнес-процессы по разработке более четкого позиционирования, оттачиванию формулировок в дежурных речах продавцов, по анализу предложения конкурентов и т.д. А главное эти процессы получат логическое завершение – доведение формального показателя позитивного отношения потребителя до отметки «высокий».
      Оценка  эффективности достижения коммерческих целей. Чтобы оценить эффективность достижения коммерческих целей, введем два показателя: показатель привлечения потенциальных клиентов, который рассчитывается по формуле (2) и показатель привлечения потенциальных партнёров, рассчитываемый по формуле (3). 

      K2= S/M,             (2) 

где K2 – показатель привлечения потенциальных клиентов;
     S – затраты фирмы на участие в выставке;
        M – общее число установленных контактов с потенциальными клиентами. 

      R=S/N,             (3) 

где R – показатель привлечения потенциальных партнеров;
   S – затраты фирмы на участие  в выставке;
      N – общее число установленных контактов с потенциальными партнерами.
      Именно  здесь сердцевина ответа на вопрос об эффективности выставки для компаний, для которых имидж – вопрос важный, но не срочный. А что касается новых клиентов, вопрос самый что ни на есть срочный. Соответственно предлагаемые коэффициенты могут оказаться весьма полезными для определения эффективности выставки и для сравнения выставок по эффективности для принятия решений на следующий год.
      Оценка  окупаемости выставки включает расчет коэффициентов генерирования первичных покупок, генерирования вторичных покупок и коэффициент окупаемости выставки, которые находятся по формулам (4), (5) и (6) соответственно.  

      K3=S/R,             (4) 

где K3 – коэффициент генерирования первичных покупок;
   S – затраты на участие в выставке;
   R – общая сумма покупок клиентов, впервые обратившихся в фирму  после выставки. 

      K4=S/R,                (5) 

где K4 – коэффициент генерирования вторичных покупок;
    S – затраты на участие в выставке;
     R – общая сумма покупок клиентов, вторично обратившихся в фирму после выставки. 

      K5=S/R,             (6) 

где K5 – коэффициент окупаемости выставки;
   S – затраты на участие в выставке;
   R – общая сумма покупок впервые  обратившихся клиентов + общая сумма  покупок вторично обратившихся  клиентов за заранее определенный  период.
      Выставка  может не окупиться в рамках финансового  года, но принести большую выгоду в  более далекой финансовой перспективе11.
      Решетов Е.Ю. выделяет следующие критерии измерения эффективности выставок:
      1. Количество сделок, заключенных на  выставке. Для определения данного значения суммируем стоимость всех сделок, которые были заключены во время выставки, и вычтем из полученного значения затраты на участие в выставке. Эффективность участия в выставке в денежном выражении рассчитывается по формуле (7). 

      С = Р1 Р2,                    (7) 

где С — эффективность участия в выставке (в денежном выражении);
   Р1 — стоимость всех сделок, заключенных на выставке;
   Р2 — общие расходы на участие в выставке, включая стоимость аренды площади, расходы на застройку, транспорт, питание и т. д.
     Это наиболее распространенный метод определения  экономической эффективности участия в выставке для компаний рынка b-2-c. В секторе b-2-b этот метод используется гораздо реже, т. к. процесс заключения сделки значительно растягивается во времени.
      2. Количество новых  контактов. Нам необходимо определить стоимость контакта при помощи следующей формулы (8): 

      S = Р2обш ,           (8) 

где S — стоимость одного контакта, полученного на выставке;
   Р2 — общие расходы на участие в выставке;
   Ко6ш— общее количество контактов, полученных на выставке.
      В результате мы узнаем стоимость одного контакта, полученного на выставке, и можем понять, готовы ли мы тратить деньги на участие в таких мероприятиях, получая потенциальных клиентов по определенной стоимости.
    Повышение узнаваемости компании. Не самый простой параметр для оценки эффективности участия в выставке. Качественные результаты от измерения данного критерия можно получить только с помощью исследования. Это самый дорогой и часто не оправдывающий затрат способ оценки эффективности участия компании в выставке.
      4. Рост продаж. Сравнив экономические показатели компании до участия в выставке и после него, вы можете оценить, насколько полезной для вас была выставка и дала ли она необходимый эффект. Для более детального анализа можно также сравнить экономические показатели за предыдущие года.
      Этот  метод измерения эффективности  дает не совсем корректные результаты, т. к. они зависят от таких обстоятельств, как сезонность, продолжительность периода заключения сделки, динамика развития компании и др.12,13.
      Анализ  эффективности от участия в выставке по данным показателям не 
даёт  полной  картины, т.к. затраты могут  не окупиться, но эффект может быть достигнут в дальнейшей перспективе. Поэтому необходимы исследования выставочной деятельности.
      Методологические подходы к исследованию выставочной деятельности
      Маркетинговое исследование можно определить как процесс систематической подготовки и проведения различных обследований, анализа полученной информации и представления результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед фирмой14.
      Маркетинговое исследование - любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга. Маркетинговое исследование - это инструмент маркетинга, или его информационно-аналитическое обеспечение, которое является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности.
      Маркетинговое исследование включает сбор, обработку, а также хранение информации о явлениях и процессах, представляющих интерес для маркетинга, анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных адекватных действительности выводов и, наконец, прогнозирование.
      Цель  маркетингового исследования - создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними15,16.
      Методологически, все маркетинговые исследования подразделяются на:
    Качественное маркетинговое исследование - приемы и методы, позволяющие определить глубинные мотивы принятия потребителями решений о покупке, ассоциации, вызванные продуктом, маркой, возможные варианты отношения к рекламе и т. п. Качественные исследования являются разведывательными по своей природе и отвечают на вопрос: «как?», «каким образом?». К качественным исследованиям относятся такие методы, как глубинные интервью и фокус-группы. Свое название этот тип исследований получил не из-за того, что все остальные дают некачественные результаты, а потому, что получаемые результаты не дают оснований для количественных выводов.
    Количественное маркетинговое исследование - обычно используется для получения заключений — проверяет конкретные гипотезы — использует технику случайной выборки для того, чтобы сделать выводы обо всём населении — затрагивает большое количество респондентов — примерами являются опрос и анкетирование.
    Наблюдательные техники — исследователь наблюдает социальные явления в естественных условиях — наблюдение может быть перекрестным (все наблюдения делаются в одно время) или последовательным (наблюдения происходят в несколько временны?х периодов) — примером является анализ по использованию продукта.
    Экспериментальные или опытные техники — исследователь создает почти искусственное окружение пытаясь контролировать ложные факторы, которые управляют по крайней мере одной переменной — примерами являются лаборатории покупок и пробный маркетинг17.
      Основные  этапы маркетингового исследования показаны на рисунке 118.
      Некоторые менеджеры не видят приоритетов  выставочной деятельности. Да, случается, что по критерию эффективности выставка не приносит ощутимой прибыли. Но в мировой практике привлечение клиентов считается третьестепенной задачей участия в любой выставке. Первые две — это поддержание имиджа и маркетинговые исследования.
      На  выставке конкуренты как подснежники  появляются из-под снега, «вылезают из своих укрытий», — этого требует их маркетинговая политика. При этом, придерживаясь этой же самой маркетинговой политики и стремясь к достижению целей участия компании в выставке, они снимают свою «броню», «маску» неприступности. Они приветливы, доброжелательны, они ищут новые контакты, пытаются «соблазнить» новых партнеров и покупателей. Здесь у нас появляется хорошая возможность собрать о них максимум информации, оставаясь при этом незамеченными19.
      Рисунок 1 – Этапы маркетинговых исследований
     Выставки  — эффективный ресурс проведения любых маркетинговых исследований, так как они дают большое количество информации за короткое время, ограниченное сроками прохождения выставочного мероприятия (кстати, эта возможность также не всегда используется компаниями по тем или иным причинам). Выставка является своеобразным «зеркалом», отражающим состояние конкретной рыночной ситуации в отрасли или определенном сегменте рынка (который определяется тематикой выставки).
      К маркетинговым исследованиям выставок относятся специфические исследования процессов и структур, имеющих отношение или связанных с выставочной деятельностью (организаторы выставок; выставочные площадки; компании, оказывающие выставочные услуги; обучение и предоставление персонала на проведение выставок – стендовиков, моделей и т.п.; компании, предоставляющие технические услуги, техническое обеспечение конференций, выставок; внедрение современных технологий, технических и информационных услуг в выставочную деятельность и т.д. Сюда также относятся исследование и оценка (качественная и количественная) эффективности проведения выставок и других мероприятий по различным параметрам с применением специфических методик (размер выставки, посещаемость, направленность, освещение в средствах массовой информации, наличие репортажей о выставке – отклики, интерес к ней; сравнение двух выставок двух разных организаторов, но одинаковой тематики; одинаковых выставок, проводимых в различных регионах; наличие сопутствующих мероприятий – конференций и других мероприятий и т.д.).
      Получение (сбор) информации во время проведения выставки необходима для:
    принятия бизнес решений и разработки маркетинговой политики компании (о фирмах-конкурентах и их продукции, о потенциальных потребителях, о состоянии определенного сегмента рынка)
    проведения будущего маркетингового исследования тематики выставок и выставочных площадок - для разработки плана и концепции выставочной деятельности предприятия.
      Целесообразно ведение баз данных:
    выставок;
    участников выставок;
    застройщиков;
    сопутствующих мероприятий (конференций, семинаров, концертов, мастер-классов и др.);
    организаций, оказывающих дополнительные услуги (предоставление моделей, техническая поддержка, стендовики и т.д.).
      Разрабатывая  методики сбора информации, на выставке следует иметь в
виду, что  сейчас мало кто будет заполнять  анкету. Предложение «ненавистной»  анкеты можно совместить с каким-то заманчивым предложением (можно ее предложить заполнить перед тем, как получить набор необходимых рекламных материалов, каталог продукции или купон на посещение какой-то конференции).
      Сбор  информации о посетителях выставки является очень важным. Данную информацию гораздо труднее получить, чем информацию о самих выставках.
      Информация, полученная в ходе проведения выставочного мероприятия, позволяет произвести оценку эффективности мероприятия  и участия в нем фирмы.
      В последние годы широко развиваются  различные информационные системы. Появляются новые программные продукты, позволяющие вести разнообразные базы данных в одном продукте, что существенно облегчает проведение специальных маркетинговых исследований при грамотно построенной маркетинговой информационной системе на предприятии. В такую информационную систему необходимо вводить данные, касающиеся выставочной деятельности предприятия для ведения выставочной статистики.
      На  выставочном рынке появляются компании, которые оказывают услуги в области  маркетингового выставочного бизнеса (услуги по повышению эффективности участия компании в выставках)20.
      Исходя  из практического опыта проведения маркетинговых исследований, одним из наиболее распространенных, является метод количественных опросов или анкетирование. Доля присутствия данного метода, используемого  большинством компаний, в общей структуре полевых исследований, занимает около 70% (в количественном выражении общих заказов). Опрос проводится путем заполнения структурированной анкеты, составленной на подготовительном этапе. Фиксация ответов интервьюером осуществляется в полном соответствии с ответами респондента. Данный метод, как правило,  является завершающей стадией  проведения полевого этапа исследования и позволяет получить измеряемые величины по интересующим заказчика целям и задачам. Метод позволяет проверить гипотезы, которые были выдвинуты ранее, измерить узнаваемость брендов и сформировать портрет потребителя, изучив его поведение и социально-демографический статус, а также оценить его предпочтения в выборе тех или иных товаров, услуг и готовность покупать новый продукт21. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    АНАЛИЗ  ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО  ИПК «ПРИАМУРЬЕ»
 
 
      2.1 Анализ рынка полиграфии
      Рынок полиграфии — один из крупнейших секторов мировой экономики.
      Наиболее  крупные продуктовые сегменты мирового рынка полиграфии это коммерческая продукция общего назначения (каталоги, буклеты, конверты, открытки, упаковки, этикетки, плакаты, календари, билеты, визитные карточки и т.п.) и газетно-журнальная продукция. Сегмент полиграфии рекламных  материалов и корпоративной прессы наряду с сегментом упаковки, является лидером полиграфического рынка по темпам роста.
      Сегмент полиграфии растет быстрее рынка  в целом в связи со следующими тенденциями: увеличение количества рекламных материалов, распространяемых с прессой и рост рынка директ-маркетинга и рекламных буклетов.
      Рынок полиграфических услуг — один из крупнейших секторов мировой экономики. Но отрасль переживает непростые  времена. Полиграфическая индустрия, зависимая от рынка печатных изданий, столкнулась с интенсивным развитием интернета и связанным с этим снижением тиражей газет и журналов.
      Крупнейшими географическими сегментами рынка  полиграфических услуг на 2007 год являются Азиатско-Тихоокеанский регион (прежде всего, Китай, Япония и Индия), Eвропа и США (рисунок 2). Из Европейских стран рынок полиграфических услуг наиболее развит в Великобритании, Германии, Франции.
      Данные  диаграммы показывают, что рынок  полиграфических услуг распределился почти равными долями среди развитых стран Европы и США и активно развивающимися Китаем и Индией. Такая географическая сегментация обусловлена зависимостью объема потребления услуг от оборота торговли.
     В полиграфической отрасли Eвропы  преобладают микропредприятия до 10 работников (таких 79 % предприятий), есть малые предприятия, где работников от 11 до 50 (таких предприятий 14 %) и средние и большие предприятия с количеством работников более 51 (таких предприятий 4 %) (рисунок 3)22.
Рисунок 2 - Географическая сегментация  рынка полиграфических услуг  в мире, 2007г.
      Рисунок 3 - Общая структура полиграфических  предприятий Европы в 2007 году по величине предприятия.
      На  рынке полиграфической продукции  можно выделить несколько основных сегментов:
      газетная продукция;
      книжная продукция;
      журнальная продукция и каталоги;
      рекламная продукция;
      упаковочная продукция;
      этикеточная продукция.
      В последнее десятилетие отечественный  полиграфический сектор бурно развивался, показывая завидные темпы ежегодного роста. В 2005 году объем рынка высококачественной печати оценивался всего в $1,7 млрд, в 2006-м – $3,26 млрд (согласно докладу  Роспечати "Российский рынок периодической  печати. Состояние, тенденции и перспективы развития"). В 2009 году, по данным банка Morgan Stanley, рынок полиграфических услуг в России вырос до $7,8 млрд.
      Интенсивное развитие высококачественной полиграфии в России происходило, прежде всего, благодаря быстрому росту рекламного рынка в прессе и прогрессу отечественного рынка упаковки и этикетки, утверждают эксперты. Сказалось и отсутствие ограничений для иностранных компаний на владение российскими печатными СМИ: это обеспечило приход в Россию международных изданий и стимулировало активное развитие рынка периодики и рекламы. А все вместе способствовало повышению спроса на качественную печать.
      По  мнению гендиректора компании "Ксерокс Россия" Владимира Лаврова, в условиях общего экономического подъема все сегменты полиграфии развиваются динамично и растущий потребрынок требует все больше упаковки, товарам в розничной торговле нужна этикетка. Увеличивающаяся конкуренция в сфере товаров и услуг сопровождается накачиванием рекламных бюджетов, большая часть которых оседает в полиграфии.
      В книжном сегменте аналитики отмечают тенденцию к сокращению тиражей: для крупных книжных комбинатов это связано не только со снижением выручки, но и с потерей рентабельности из-за специфики производства, которое строилось под высокотиражную продукцию. Если производители упаковки испытывают затруднения, связанные в основном с ценовым прессингом со стороны заказчиков, то типографии, работающие в сегменте высококачественной рекламной полиграфии, потеряли от 40 до 70 % заказов в 2009 году по сравнению с уровнем 2008 года.
      По  данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР),
объем рекламы в печатных СМИ за январь-сентябрь 2009 года снизился на 44 %, с 40,2-40,4 млрд руб. до 22,6-22,8 млрд руб., больше, чем на ТВ, радио и в сегменте наружной рекламы. Потеря рекламодателей вынудила периодические издания сократить полосность или частоту выходов либо приостановить выпуск бумажной версии, сохранив издание в виде интернет-сайта. А многие журналы, особенно специализированные, просто перестали существовать.
      Полиграфия  в меньшей степени страдает от сокращения полосности, потому что вместе с этим падает и себестоимость, т.е. меньше надо закупать бумаги и красок, в производстве меньше расходуется газа и электричества. Помимо действий по оптимизации издержек – снижения тиражей, полосности и периодичности ряда изданий – издатели принимают решение о переходе на более дешевое полиграфическое исполнение. Речь идет о бумаге другого формата: часть ролевых тиражей (журналы, каталоги), печатавшихся на мелованной и каландрированной бумаге, перешла на листовой офсет, а тиражи листовой печати – на цифровую печать. По оценкам Московского полиграфического союза (МПС), за прошедший 2009 год на более дешевые сорта бумаги была переведена примерно треть российских изданий.
      Приспособиться  к новым экономическим веяниям  не сумели больше половины типографий. По оценкам полиграфического комплекса "Пушкинская площадь", на 2009 год в России работает 7355 типографий и на всех предприятиях в производстве занято около 205 тыс. человек. По состоянию же на 1 января 2008 года полиграфических предприятий было 16100, а работников – более 320 тыс.
      В столь резком сокращении численности  типографий во многом виновато, как ни странно, техническое перевооружение отрасли: по данным ПК "Пушкинская площадь", вложения только в оборудование в период с 1999-го по 2008 год в России превысили $5 млрд.
      Борьба  за удержание заказов ожесточается. По мнению Василия Гатова, клиент может диктовать практически любые свои условия, лишь бы не уносил заказ в другую типографию. В условиях растущей конкуренции типографии идут на серьезное снижение стоимости услуг, многие контракты заключаются с гораздо более низкими расценками, чем в 2008 году.
      Сложность ситуации еще и в том, что покупка  качественного импортного оборудования (как и расходных материалов) фиксируется  в валюте, и из-за скачков курсов доллара и евро обслуживание кредитов на покупку новых машин для типографий стало намного обременительнее.
      Полиграфическая отрасль в настоящее время  полностью импортозависима: в России нет собственного производства качественного полиграфического оборудования и расходных материалов. По данным маркетингового агентства Step by Step, сегодня российская целлюлозно-бумажная промышленность удовлетворяет потребности внутреннего рынка только по газетной бумаге. Если же говорить о глянцевой и многокрасочной продукции, т.е. журнальной, для изготовления которой используется мелованная бумага, то в России сырье для нее не производят, практически вся такая бумага импортируется.
      Для отечественных полиграфистов импорт – огромная проблема. Мелованные бумаги и картоны ввозятся в страну с 15-процентной пошлиной и 18-процентным НДС, а отпечатанная на них готовая издательская продукция – с пошлиной 0 % и льготным 10-процентным НДС. Это ставит российские типографии в неравные условия с зарубежными конкурентами, по сути, стимулирует издателей печататься за границей, поддерживать чужого производителя. По мнению Андрея Сулейкова, вдоль границы РФ со стороны Украины, Китая, стран Прибалтики, Польши, Финляндии в последние 20 лет выросли целые полиграфические комплексы, заточенные на выполнение российских заказов. На этих предприятиях печатается около 70 % тиражей журналов (примерно 400 тыс. тонн печатной продукции). Например, по данным Национального координационного совета прессы, печать журнала тиражом 100 тыс. экземпляров и объемом 196 полос в России стоит €113,4 тыс., в Финляндии – €101,4 тыс., в Польше – €105 тыс.
      Кризис  заставил российских издателей еще  решительнее переориентироваться на западное производство. Объем рынка ввозимой в Россию мелованной бумаги и картона с мая 2008 года по апрель 2009-го снизился на 14,7 % по сравнению с аналогичным прошлым периодом – до $449,3 млн. В тоннах ввозимой мелованной бумаги в первом полугодии 2009 года падение составило 30-40 %, в то время как раньше наблюдался стабильный ежегодный рост на 15-20 %. А импорт готовой издательской продукции в деньгах с мая 2008 года по апрель 2009-го вырос на 12,2 %, до $920,1 млн.
      Полиграфисты  убеждены, что необходимо уравнять условия импорта сырья и импорта готовых изданий. Наглядный пример – Китай, где после отмены ввозных пошлин на мелованную бумагу сначала стал расти рынок полиграфических услуг (на 30 % ежегодно), а вслед за ним стало развиваться и собственное бумагоделательное производство.
      14 октября 2009 г. состоялось заседание правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. На нем было принято решение рекомендовать правительству временное (на 9 месяцев) снижение ставок ввозных пошлин с 15 до 5 % на мелованную бумагу и картон по четырем из шести рассматриваемых кодов ТН ВЭД России, после чего будет проведена оценка эффективности этой меры. По двум оставшимся кодам Минкомсвязи поручено доработать позицию совместно с Федеральной таможенной службой России (ФТС). Полиграфисты надеются, что вскоре пошлины все-таки будут отменены вовсе.
      В сентябре 2008 года холдинг "Инвестлеспром" при поддержке Банка Москвы объявил о запуске первого проекта под названием LWCKama по изготовлению легкомелованной бумаги (самой востребованной среди журналов) на площадке ЦБК "Кама". По словам директора по продажам и маркетингу ЗАО "Инвестлеспром" Алексея Вдовина, с учетом приобретения площадки, покрытия долгов, вложений в строительство и оборудование инвестиции составят около €90 млн23.
      По  мнению Константина Завалишина, полиграфия – это древний способ заработать деньги. Печать – это лучшее средство коммуникации. Так было, есть и будет. Люди читали и будут читать, а на каком носителе, это уже другой вопрос. Проблема в другом. В том, что у нас жесткая конкуренция, у нас за рекой есть другое государство, и, наверное, ни один город в России не испытывает такую конкурентную борьбу, как Благовещенск. Всё упирается в цены. Проблема в том, что в Китае не существует налога на бумагу, на ввозимый товар. У нас существует 15 % налог. Это именно тот дисконт и 18 % НДС определяют конечную стоимость продукта. Просто люди не знают о том, какие возможности есть в Благовещенске. Есть компании, заводы, фабрики, которые завозят хорошее оборудование, которое может печатать такие вещи, которые раньше печатались только в западной части России. Сейчас печатать практически любые заказы можно здесь, в Благовещенске24.
      На начало 2010 года на печатном рынке Амурской области сменился лидер. Всего за год, прежний основной игрок рынка полиграфии, издательский комплекс «Приамурье», потерял большую часть клиентов. Они перешли к конкуренту, издательскому дому «Дважды два». Главная причина – цветная печать газет, станок для которой молодая типография приобрела раньше, чем медлительный экс-государственный монополист25.
      Рост  производства в издательстве и полиграфии на 3,6 % в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. обусловлен увеличением производства тетрадей общих (в 3,5 раза), тетрадей школьных (на 84,9 %), изоизданий листовых (на 24,9 %) и журналов (на 5,3 %).
      Сохраняется тенденция снижения производства книг, брошюр, листовок и аналогичных переплетенных  изданий (на 22,8 %), а также газет (на 6,9 %)26.
      2.2 Краткая экономическая  характеристика ОАО  ИПК «Приамурье»
      Издательско-полиграфический  комплекс «Приамурье» - это крупный  современный полиграфический комплекс, ориентированный на качественную печать больших тиражей. Это предприятие, являющееся издательством и полиграфией одновременно.
      На  основании распоряжения Управления делами ЦК КПСС 3 января 1975 года было создано  издательство Амурского обкома КПСС «Амурская правда».
      К 1986 году издательство в своем составе имело мощную типографию.
Основной  специализацией предприятия являлся  выпуск газет, который составлял 82% общего объема выпускаемой продукции.
      С 1988 года в ИПК «Приамурье» стали  печататься «Аргументы и факты».
      В то время в общей сложности  в издательстве печаталось одиннадцать  центральных и семь местных газет.
      На  основании приказа № 132 от 17 февраля 1992 года Мининформпечати РСФСР учреждено  государственное предприятие –  издательско-полиграфический комплекс «Приамурье» Министерства печати и информации Российской Федерации на базе издательства «Амурская правда» на правах его правопреемника.
      Наряду  с реализацией газет и канцтоваров  через свою торговую сеть ИПК «Приамурье»  стал продавать продукцию собственного производства: тетради, амбарные книги, скоросшиватели, альбомы для рисования, дневники и другие товары. В торговую сеть предприятия входили четыре магазина и более тридцати киосков и торговых точек. Сегодня в ИПК «Приамурье» входит примерно четыре десятка наименований печатной продукции.
      В течение долгих лет работы, сформировались тесные отношения с почтамтом, частными предпринимателями, есть собственные киоски, что позволяет быстро и оперативно реализовать продукцию по всей территории Амурской области, что в данном случае привлекает редакции к сотрудничеству с ИПК «Приамурье».
       30 декабря 2005 года издательство  акционировано и преобразовано  в открытое акционерное общество «Издательско-полиграфический комплекс «Приамурье», его генеральным директором избран К.С. Абрамов. Юридический адрес: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Калинина 126.
      Специализация типографии – производство всевозможной полиграфической продукции:
    газетная и журнальная продукции;
    различные многостраничные издания: брошюры, каталоги и другая книжно-журнальная продукция;
    плакаты, листовки, буклеты, дипломы, флайеры и другая листовая продукция;
    различная бумажно-беловая продукция для учебы и работы: тетради, альбомы, папки, скоросшиватели и прочее;
    бланки, визитки, блокноты и другая представительская продукция, при изготовлении которой воспроизводятся фирменные цвета, логотипы компании;
    различные виды календарей - настольные, настенные, карманные, квартальные.
    У ОАО ИПК «Приамурье» множество  клиентов и поставщиков. Главными заказчиками  являются, конечно же, газеты. А основными  поставщиками являются «ВИП Сибирь», «Планета – Оит», ЗАО «Антар», «Сибполиграф», ООО «Козерог», «Торжок завод полиграф», «Берег-Хабаровск», ООО «ИТЦ», ТЗПК, «Переплёт», «Полиграфические материалы ДВ» и т.д.
    Основные  конкуренты ИПК «Приамурье»: издательский дом «Дважды два», производственная компания «Одеон» ИП Завалишин К.Н., «Гамма», «Фабрика рекламы», «Контур», «Успех», «Радуга».
    Отличительные особенности Издательско-полиграфического комплекса «Приамурье»:
    стабильно высокое качество продукции;
    надежность сотрудничества;
    большие тиражи;
    точное соблюдение сроков изготовления;
    конкурентные цены;
    наличие машины, позволяющей одновременно печатать 24 газетные страницы, восемь из которых полноцветные (рынок полиграфии Амурской области имеет только две таких машины)27,28.
    Теперь  рассмотрим основные показатели ИПК «Приамурье» за 2007, 2008 и 2009 года, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 –  Основные показатели деятельности ИПК «Приамурье»
      
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста, % 2008/2007 году
Темп роста, % 2009/2007 году
Основные  средства, тыс. руб. 29970 27796 27240 92,75 90,89
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 74348 72364 79088 97,33 106,38
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 60673 62404 67294 102,85 110,91
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 5414 3718 3879 68,67 71,65
Запасы, тыс. руб. 11264 13403 12342 118,99 109,57
Рентабельность  от продаж (прибыль / себестоимость), % 8,92 5,96 5,76 66,82 64,58
Чистая  прибыль (убыток) отчётного периода, тыс. руб. 1310 657 1266 50,15 96,64
Среднесписочная численность работников, чел. 200 183 165 91,5 82,5
 
      По  данным таблицы 2 видно, что выручка  от продаж в 2009 году по сравнению с 2007 увеличилась на 6,38 %, это объясняется увеличением цен на продукцию за счёт увеличения себестоимости. Себестоимость увеличилась на 10,91 % в 2009 году, потому что увеличились затраты на сырьё.
      В 2009 году по отношению к 2007, прибыль от продаж и чистая прибыль снизились на 28,35 % и на 3,36 % соответственно. Так как себестоимость увеличилась больше, чем выручка, а так же за счёт увеличения запасов на 10 %.
        Стоимость основных средств уменьшилась  на 9,11 %, так как предприятие продало часть основных фондов.
      Рентабельность  основной деятельности, имеет тенденцию  к уменьшению. Так как она уменьшилась с 8,92 % в 2007 г. до 5,76 % в 2009 г., потому что прибыль снизилась на 28 %, а себестоимость увеличилась на 11 % в 2009 году по сравнению с 2007 г.
    Среднесписочная численность работников с каждым годом уменьшается, это говорит  о том, что принятых на работу меньше, чем уволенных. На 17 % сократилась численность работников в 2009 году, потому что предприятие финансово ухудшило своё положение и что бы функционировать на рынке они сделали сокращение персонала.
     Динамику основных показателей можно  увидеть на рисунках 4 и 5. 

Рисунок 4 - Динамика рентабельности от продаж (слева) и чистой прибыли (убытка) в отчётном году (справа).
Рисунок 5 - Динамика основных показателей.
      Где 1 - Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
      2 - Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг;
    - Прибыль (убыток) от продаж; 4 - Основные средства; 5 - Запасы.
     На  ИПК «Приамурье» очень широкий  ассортимент продукции. Рассмотрим основные виды продукции ИПК «Приамурье» и её структуру в таблице 3.
Таблица 3 – Состав и структура ассортимента ИПК «Приамурье»
в тысячах  рублей
      
Виды  продукции 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Объём реализации тыс. руб.
Удельный вес, % Объём реализации тыс. руб.
Удельный вес, % Объём реализации тыс. руб.
Удельный вес, %
Газеты 27457,17 65,8 30625,67 67,1 31796,74 64,4
Бланочная продукция 975,76 2,3 1081,29 2,4 1067,46 2,2
Этикет 679,05 1,6 449,74 1,0 121,31 0,2
Изобразительная продукция 144,55 0,3 150,24 0,3 49,87 0,1
Книжно-журнальная продукция 1023,89 2,5 1828,73 4,0 1485,48 3,0
Другое 11474,22 27,5 11521,29 25,2 14877,98 30,1
Итого 41754,64 100 45656,96 100 49398,84 100
     В структуре ассортимента на ИПК «Приамурье»  преобладают газеты,  они занимают более 60 %. Объясняется это тем, что ИПК «Приамурье» с начала своей деятельности делала упор именно на этот вид продукции.
     Менее 1 % занимает изобразительная продукция. В 2009 году сократилась доля газетной продукции (на 2,7 %), книжно-журнальной продукции (на 1 %) и этикета (на 0,8 %) по сравнению с 2008 годом, потому что в 2009 году ИПК «Приамурье» потеряло несколько заказчиков из-за несвоевременного приобретения новых технологий для производства.
     Рассмотрим  динамику закупок материалов для  производства с 2007 года по 2009 год в  таблице 4.
      Таблица 4 – Динамика материалов, закупаемых для производства на ИПК «Приамурье», в стоимостном выражении
        в рублях
      
Материалы 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста, % 2008/2007 году Темп роста, % 2009/2007 году
1 2 3 4 5 6
Бумага  газетная 2 576 566 2 689 490 1 655 700 104,38 64,26
Картон 900 760 989 589 849  998 109,86 94,36
Прочая  бумага 1 989 569 2 005 685 1 586 683 100,81 79,75
Краска  для печати 2 567 475 2 860 678 1 768 314 111,42 68,87
Пластины 3 535 677 3 849 400 2 975 577 108,87 84,16
Химикаты 389 684 400 050 239 567 102,66 61,48
Калька 538 179 578 949 426 510 107,58 79,25
Прочие  материалы 5 895 760 5 983 890 5 078 105 101,49 86,13
Всего: 18 393 670 19 357 713 14 580 454 105,24 79,27
 
      По  данным таблицы 4 видно, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом величина закупок увеличилась на 5 %, а в 2009 году стоимость закупок сократилась на 21 % по сравнению с 2007 годом. Это может быть связано с тем, что отдел снабжения нашёл более выгодных поставщиков, или высокий уровень запаса в 2008 году позволил предприятию закупить меньшее количество материалов.
     Основные  средства являются неотъемлемой частью активов любого предприятия. Их абсолютная величина и доля в структуре активов  влияют на эффективность работы и  на финансовую устойчивость фирмы. Для  анализа основных средств рассмотрим их структуру, которая представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Состав и структура основных средств ОАО ИПК «Приамурье»
в тысячах  рублей
      
Виды  основных фондов 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, %
Здания 19308 64,4 19010 68,4 18783 69,0
Сооружения 169 0,6 149 0,5 129 0,5
Машины  и оборудование 7346 24,5 7135 25,7 6702 24,6
Транспортные  средства 15 0,1 13 0,1 19 0,1
Производственный и хозяйственный инвентарь 299 1,0 286 1,0 266 1,0
Земля 83 0,3 83 0,3 83 0,3
Другое 2750 9,2 1120 4,0 1258 4,6
Всего 29970 100 27796 100 27240 100
 
     Таким образом, анализируя структуру основных фондов, на ИПК «Приамурье» большую долю занимают здания (более 60 %) и сооружения (более 20 %). Эффективность использования основных средств представлена в таблице 6.
    Сделаем вывод по таблице 6, что на ИПК «Приамурье» показатель фондоотдачи за 2007–2009 года увеличился на 14 % за счёт увеличения выручки и снижения среднегодовой стоимости основных фондов. Следовательно, фондоёмкость уменьшилась на 12 %, что говорит о снижении стоимости основных фондов, приходящихся на 1 рубль продукции. Стоимость основных средств, приходящихся на одного рабочего, в 2009 году увеличилась на 10 % за счёт снижения среднесписочной численности работников больше, чем стоимость основных средств.
      Таблица 6 – Анализ эффективности использования основных производственных фондов ИПК «Приамурье»
Показатель Год Темп  роста 2008/2007 г., % Темп  роста 2009/2007 г., %
2007 2008 2009
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 74348 72364 79088 97,33 106,38
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. 29477 28883 27518 97,99 95,27
Основные  средства, тыс. руб. 29970 27796 27240 92,75 90,89
Среднесписочная численность работников, чел. 200 183 165 91,5 82,5
Фондоотдача, руб. 2,52 2,51 2,87 99,6 113,89
Фондоёмкость, руб. 0,4 0,39 0,35 97,5 87,5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.