На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ф. Энгельс о законах диалектики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание. 

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава1. Фридрих Энгельс…………………………………………...........................................5
1.1. Биография…………………………………………………………………………..............5
1.2. Ф. Энгельс  о науке………………………………………………………………………......5
1.3. Ф. Энгельс  о законах диалектики…………………………………………………………..8
1.4.Категории  диалектического материализма……………………………………………….11
Глава2.Основные законы диалектики…………………………………………………………13
2.1. Закон перехода  количественных изменений в качественные…………………………..13
2.2.Закон единства  и борьбы противоположностей………………………………………….15
2.3. Закон отрицания  отрицания……………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Первоначально термин "диалектика" означал спор, столкновение противоположных мнений, в результате которого достигается истина. Научный диалектический взгляд на действительность возник не сразу, его подготовило длительное развитие человеческого познания. Вначале диалектика существовала в виде наивного, основанного на внешнем наблюдении представлении о том, что все в мире постоянно изменяется, происходит круговорот веществ в природе, вещи возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная философия).
     Следующий этап в развитии философии связан с именами немецких философоф-идеалистов. Гегель первый представил мир как  процесс всеобщего поступательного  движения, развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого являются противоречия, составляющего  жизненную силу всего существующего. Он сформулировал основные законы этого  развития, создал систему категорий  диалектики. Однако диалектика была развита  Гегелем на ложной, идеалистической  основе. Идеализм обусловил известную  консервативность гегелевской диалектики, искусственные натяжки при попытках подвести реальные процессы под схему  развития понятий. Подлинно научную, материалистическую диалектику создали Маркс и Энгельс, используя наиболее ценное в диалектики Гегеля и опираясь на достижения науки  своего времени. Для марксистской диалектики характерна объективность рассмотрения явлений, понимание их таковыми, какие  они есть сами по себе. Как показывает весь опыт познания и практической деятельности людей, в мире существует теснейшая связь всех явлений, всех сторон каждого явления.
Основные  законы диалектики:
1. закон  единства и борьбы противоположностей, раскрывающий внутренние импульсы, причину развития и являющийся  сутью диалектики;
2. закон  перехода количественных изменений  в качественные и обратно, характеризующий  развитие не как чисто внешнее  изменение предметов, а как  изменение конкретное, затрагивающее  их внутренние свойства;
3. закон  отрицания отрицания, согласно  которому развитие носит поступательный  характер, идет от простого к  сложному, от низшего к высшему;
     Законы  диалектики - это законы развития не только материального мира, но и человеческого познания. Для того чтобы человек мог познавать явления материального мира со всеми их связями, отношениями, взаимопереходами, противоречиями, его сознание должно быть столь же гибким, противоречивыми. Диалектика поэтому одновременно является и теорией познания и диалектической логикой. Диалектика - основа не только познания, но и успешной практической деятельности людей по преобразованию мира, она показывает исторически преходящий характер общественной жизни. По своему существу диалектика революционна.
     Целью написания данного реферата является исследование законов диалектики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Фридрих Энгельс. 

     1.1. Биография. 

     Фридрих Энгельс (1820-95) — мыслитель и общественно-политический деятель, основоположник марксизма (наряду с К. Марксом). Родился 28 ноября 1820, Бармен, Пруссия (ныне Вупперталь, Германия). Скончался 5 августа 1895, Лондон.  Ф. Энгельс родился в семье фабриканта. В 1841-42, отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом в Париже в 1844 положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов», вместе с Марксом написал программу Союза — «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 вместе с Марксом издавал в Кельне «Новую Рейнскую газету», в 1849 участвовал в вооруженном восстании в Юго-Западной Германии.
     В ноябре 1849 года Фридрих Энгельс переехал в Лондон, в ноябре 1850 — в Манчестер, где работал в торговой конторе, с 1870 жил в Лондоне. Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью 1 Интернационала. После его смерти был советником и руководителем  европейских социалистов.
     Основные  труды Фридриха Энгельса: «Положение рабочего класса в Англии» (1845); «Святое  семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Карлом Марксом; «Крестьянская война в  Германии» (1850); «Революция и контрреволюция в Германии» (1851-52); «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение семьи, частной собственности  и государства» (1884); «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886); «Диалектика природы» (1873-82, опубликована 1925); «Крестьянский вопрос во Франции  и Германии» (1894).  

1.2. Ф. Энгельс о  науке. 

     Не  совсем ясно, что, собственно, Энгельс  понимает под понятием «закон» (Gesetz). В своих работах он не предпринимает  попыток философского анализа различных  значений, которые имеют такие  понятия, как «закон природы», «природный закон», «каузальный закон»; не пишет  он также и о том, что, собственно, он понимает под «диалектическим законом». Законы диалектики, сформулированные Энгельсом, отличаются от законов физики, которые допускают их эмпирическую проверку (разумеется, в пределах точности измерения). Так, Энгельс видит действие диалектического закона перехода количества в качество на примере с нагреванием воды: при нагревании происходит количественное увеличение температуры воды (при нормальном давлении), а когда температура достигает 100°С, происходит качественное изменение ее состояния — переход из жидкого в газообразное состояние. Этот опыт может быть проверен путем многократного нагревания различных количеств воды до 100° С. Однако Энгельс убежден (и Маркс в «Капитале» соглашается с ним) в том, что «не всякая произвольная сумма денег или стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой этого превращения является определенный минимум денег или меновых стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров»1. Хотя оба эти примера иллюстрируют действие одного и того же закона, все же переход количества в качество в первом из них до некоторой степени отличается от второго. Когда речь идет об экономике, действие того или иного закона невозможно проверить во всех случаях его проявления; в случае же, когда речь идет о воде, мы располагаем не только описанием того, какое изменение происходит, но также и информацией о том, когда или при каких условиях оно имеет место.
     Энгельс убежден, что не существует ничего, кроме материи, а вся материя, в свою очередь, подчиняется законам  диалектики. Однако поскольку в любое  данное время не существует доказательств  истинности этого утверждения, то и  законы, существование которых предполагает Энгельс, отличаются от обычных законов, действующих в науке. Следует  отметить, что даже в тех случаях, когда мы имеем дело с действием  «обычных» законов естествознания, устанавливаемые ими отношения, принимающие универсальный характер, не могут рассматриваться как  абсолютно достоверные. Так, например, нельзя утверждать, что невозможен случай, когда данный объем воды, нагретый до 100°С, не закипит. Вместе с  тем, когда происходит нарушение  действия такого рода «обычных» законов, становится очевидным, что мы имеем  дело с чем-то из ряда вон выходящим.
     Если  на основе знакомства с работами Энгельса по философии науки попытаться сделать  заключение о его собственно научных  познаниях, то можно будет сказать  о том, что в области науки  Энгельс был дилетантом, но дилетантом в лучшем смысле этого слова. Знания Энгельса в области естественных наук не выходили за рамки гимназического курса, однако в течение своей  жизни Энгельс периодически обращался  к изучению наук, что позволяет говорить о том, что, не будучи специалистом, он все же обладал довольно обширными познаниями в области естествознания; так, например, он мог написать довольно большую главу по проблемам электролиза химических растворов, включающую расчеты энергетических трансформаций, сопровождающих эти процессы2. Он был знаком с исследованиями Дарвина, Геккеля, Либиха, Лайелля, Гельмгольца и многих других выдающихся ученых XIX столетия. Рассматривая работы Энгельса с позиций сегодняшнего дня, следует отметить, что прежде всего обращают на себя внимание не его ошибки, а та безграничная энергия и смелость, с которыми он приступает к изучению практически любого предмета, и высокий уровень понимания этого предмета, которого Энгельс обычно при этом достигает. Даже и в том случае, если кто-то и не захочет согласиться с высказанной Дж. Холдейном оценкой Энгельса, «как одного из самых широко образованных людей своего времени», все же нельзя не признать, что широта познаний Энгельса производит большое впечатление. Разумеется, в работах Энгельса по философии науки можно обнаружить ошибочные и наивные суждения по поводу той или иной конкретной дисциплины, однако они, думается, менее важны, нежели пронизывающее эти работы убеждение их автора в том, что новое понимание проблемы человека  должно базироваться на знании всего комплекса наук, а не какой-то одной науки или даже отдельной области естествознания.
     В самом деле, историки науки, думается, запоздали с переоценкой значения работ Энгельса. Так называемые «ошибки» Энгельса (в частности, странная интерпретация  действия электричества, проблем космогонии, описание строения Земли и т. д.) на самом деле являлись, как правило, «ошибками» естествознания того времени. Будучи материалистом, Энгельс был  не свободен от свойственной многим материалистам  тенденции к упрощению действительности, однако он был далек и от того уровня упрощений, который был характерен для таких популяризаторов материализма, как Бюхнер и Молешотт. Другими  словами, те из современных авторов, кто пытается приуменьшить значение работ Энгельса по проблемам науки, как правило, забывают о том, что  они были написаны в контексте  материализма XIX в. На фоне материализма того времени Энгельс выступает  как мыслитель, отдающий себе отчет  в сложности окружающего нас  природного мира и опасностях, связанных  с редукционизмом. Так, например, Энгельс  был убежден в том, что жизнь  возникла из неорганической материи, однако он высмеивал упрощенный подход к  этой проблеме, который демонстрировали  сторонники самозарождения жизни, теории, сокрушительный удар по которой нанес  в 1860 г. Л. Пастер. С похвалой в адрес Энгельса за его подход к проблеме происхождения жизни отзываются и современные биологи. 

     1.3. Ф. Энгельс о  законах диалектики. 

     Диалектика, которую  Энгельс применил к естествознанию, основывалась на его интерпретации  гегелевской философии. Эта интерпретация  включила в себя не только хорошо известное  превращение гегелевской философии  из идеалистической в материалистическую, но также сведение всего богатства  гегелевской мысли к простой  схеме диалектических законов и  триад.
     В «Науке логики» Гегель говорил о  «диалектике» как об «одной из тех  древних наук, которые получили неверную оценку в современной метафизике и как в древней, так и современной  популярной философии». Гегель был убежден в том, что до сих пор диалектика трактовалась как противопоставление двух понятий (дуализмы, антиномии, противоположности); он обращался к обсуждению Кантом «трансцендентальной диалектики» в его «Критике чистого разума» — здесь Кант выдвинул точку зрения, согласно которой человеческий разум по сути своей диалектичен, и каждому метафизическому аргументу может быть противопоставлен столь же убедительный контраргумент. Средство преодоления этого противопоставления Гегель видел в «отрицании, отрицания», которое он считал «наиболее объективным моментом Жизни и Духа, делающим субъекта свободной личностью».
     Согласно Энгельсу, материальный мир представляет собой  взаимосвязанное целое, управляемое  определенными общими законами. В  качестве побочного эффекта развитие науки за последние несколько  веков привело к такой дифференциации знания, когда важные общие принципы оказались вне поля зрения. Как  пишет Энгельс в «Анти-Дюринге», научный метод или  «способ  изучения оставил нам вместе с  тем и привычку рассматривать  вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и  в силу этого — не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а  как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми»3.
     Энгельс говорит о том, что под «диалектикой»  он подразумевает законы всякого  движения — в природе, истории  и мышлении. Предполагается, что  эти диалектические принципы или  законы и представляют собой наиболее общие формы материи в движении. Подобно Гераклиту, диалектический материалист уверен в том, что  ничто в природе не находится в абсолютном покое; диалектические законы представляют собой попытки описать наиболее общие моменты в процессе тех изменений, которые происходят в природе. Таким образом, концепция эволюции или развития природы является основной для диалектического материализма. Диалектические законы — это принципы, согласно которым из простого возникает сложное.
     Согласно  Энгельсу, эти законы имеют одинаковую силу как в науке, так и в  человеческой истории. И эта-то универсальность  законов диалектики и является, с  одной стороны, источником силы, а  с другой — слабости диалектического  материализма. Принцип или закон перехода количества в качество выведен из высказывания Гегеля о том, что «качество имплицитно содержит в себе количество и, наоборот, количество содержит имплицитно качество. В процессе измерения, таким образом, оба они переходят друг в друга: каждое из них становится тем, чем было в снятом виде...».
     Принцип перехода количества в качество отличает диалектический материализм от механистического материализма. Так, например, материалист, подобный Демокриту, мог бы сказать, что мозг человека по существу своему похож на мозг животного  с той только разницей, что первый организован более эффективно. В  соответствии с такими представлениями  эта разница носит чисто количественный характер. Материалист же марксистского  толка скажет, что человеческий мозг качественно отличается от мозга  животного и что это качественное отличие является результатом накопления количественных изменений, имевших  место в ходе эволюции человека. Другими словами, мыслительная деятельность человека несводима к подобной же деятельности у животного. Сами процессы жизнедеятельности вообще также  несводимы к физико-химическим процессам, понимаемым с точки зрения современной  науки. Подчеркивание качественных отличий сложных сущностей от более простых привело к тому, что в последние годы диалектические материалисты проявляют интерес (правда, осторожный) к концепциям «интегративных уровней» (integrative levels) и «организменной биологии» (organismic biology) — подходам, которые  широко обсуждались в Европе и  Америке в 30-40-е годы и с новой  силой стали обсуждаться после  рождения кибернетики.
Принцип единства противоположностей Энгельс  понимал в том смысле, что гармония и порядок являются результатом  синтеза двух противоположных сил. Принцип борьбы противоположностей имеет древнюю традицию в философии природы. Огонь и вода рассматривались еще Аристотелем в качестве одной из важнейших пар противоположностей. Некоторые средневековые алхимики соединили некоторые части философии Аристотеля с материалистической, по сути, точкой зрения на природу, согласно которой простые формы материи переходят в высшие естественным путем, и этот путь, по крайней мере потенциально, может быть повторен человеком.
     Действие  этого закона Энгельс видел и  в процессе вращения Земли вокруг Солнца, являющегося результатом  действия противоположных — гравитационных и центробежных — сил. Тот же самый  закон можно наблюдать и в  процессе образования соли в результате химического взаимодействия кислоты  и основания. Среди других примеров единства противоположностей, приводимых Энгельсом, упоминаются атом (как  единство положительного и отрицательного заряда), жизнь (как процесс рождения и смерти), а также явления магнитного притяжения и отталкивания. Разумеется, Энгельс приближается в этих вопросах к натурфилософским взглядам начала XIX в. Интересная попытка представить эту натурфилософию в качестве имеющей важное значение для развития теории поля содержится в книге Л. Уильямса. «Происхождение теории поля».
     Закон единства и борьбы противоположностей используется диалектическими материалистами в качестве объяснения внутренней энергии, присущей природе. Другими словами, в ответ на вопрос об источнике  движения материи диалектический материализм  говорит о том, что материя  обладает свойством самодвижения, являющимся результатом взаимодействия противоположностей, заключенных в ней; такого рода взаимодействие рассматривается как противоречие. Таким образом, у диалектических материалистов нет необходимости  в постулировании некоего «перводвигателя», который бы давал толчок движению планет, молекул и других материальных объектов. Концепция самодвижения в  результате внутренних противоречий присутствует также и у Гегеля, который писал  в своей «Науке логики»: «Противоречие  является источником всякого движения и жизни в целом».
     Закон отрицания отрицания тесно связан со вторым законом, поскольку предполагается, что синтез осуществляется путем  отрицания. Согласно Гегелю, отрицание  — это позитивное понятие. Постоянная борьба между старым и новым приводит к высшему синтезу. В самом  общем смысле принцип отрицания  является просто формальным выражением убеждения в том, что в природе  нет ничего застывшего, постоянного. Все изменяется, каждая сущность в  конечном итоге отрицается другой. Энгельс считал принцип отрицания  отрицания одним из важнейших  для диалектического и исторического  материализма, он писал, что это «весьма  общий и именно потому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления; закон, который, как мы видели, проявляется  в животном и растительном царствах, в геологии, математике, истории, философии...»4. Он приводит целый ряд примеров действия этого закона: это и отрицание капитализма (который был отрицанием феодализма) социализмом, и отрицание таких растений, как орхидеи, путем их искусственного возделывания, и отрицание личинки бабочки рождением самой бабочки, которая затем откладывает большее число личинок, и отрицание ячменного зерна ростом самого растения, которое затем приносит большее число зерен, и процессы дифференцирования и интегрирования и ряд других математических операций5.
     Очевидно, что в понятие «отрицание»  Энгельс вкладывает зачастую различный  смысл: замена (replacement), преемственность (succession), видоизменение (modification) и т. д. Думается, что последний из вышеперечисленных  примеров требует более подробного комментария. Энгельс предлагает обозначить любую алгебраическую величину как  «а», а ее отрицание как «-а», а  затем помножить «-а» на «-а» (тем  самым произведя «отрицание отрицания») и получить «а2». Он пишет, что в этом случае «а2» будет представлять собой «синтез высшей ступени» первоначальной положительной величины, но уже «во второй степени»6. Может возникнуть вопрос: почему, собственно, чтобы получить отрицание отрицания, Энгельс умножает, а не складывает, вычитает или делит? И почему он умножает именно на «-а», а не на другую величину? Очевидный ответ заключается в том, что из множества имеющихся примеров Энгельс взял именно тот, который соответствовал его задачам. Пример с корнем квадратным из «-1», приводимый Энгельсом для доказательства справедливости закона взаимопроникновения противоположностей, заставил одного математика написать Марксу письмо с жалобой на то, что Энгельс «дерзновенно затронул честь». 

     1.4.Категории  диалектического  материализма. 

     В диалектическом материализме термин «категории» используется для  обозначения тех основных понятий, через которые выражаются формы  взаимосвязанности в природе. Другими  словами, в то время как законы диалектики, о которых речь шла  только что, представляют собой попытку  установить наиболее общие закономерности развития природы, категории представляют собой такие понятия, через которые  эти закономерности выражаются. Среди примеров категорий, приводимых в советских дискуссиях в прошлом, упоминались такие, как «материя», «движение», «пространство», «время», «количество» и «качество».
     Нигде диалектический материализм не обнаруживает своей близости традиционной философии  с такой ясностью, как в подчеркивании  значения категорий; и это несмотря на то, что диалектические материалисты часто вкладывают в классические философские категории новый  смысл. Впервые слово «категория»  в качестве составной части философской  системы было использовано Аристотелем. В своем трактате «О категориях»  Аристотель выделил следующие десять категорий: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение (posture), состояние (state), действие и страсть. Объекты или феномены, принадлежащие  к различным категориям, рассматривались  им как не имеющие ничего общего, а потому не подлежащие сравнению. В  своих работах  Аристотель часто  перечислял лишь некоторые из этих десяти категорий, не указывая на то, что  остальные им не упомянуты. Несомненно то, что Аристотель рассматривал вопросы  о точном количестве категорий и  наилучшей терминологии для их описания как открытые вопросы. Вслед за Аристотелем  многие мыслители клали в основу построения собственных философских  систем системы априорных категорий, различающихся часто как по их количеству, так и по существу. Средневековые  философы обычно считали полностью  завершенной систему из десяти категорий, впервые выдвинутую Аристотелем, игнорируя  широкий подход самого Аристотеля к  этому вопросу.
     Двумя величайшими реформаторами аристотелевской  системы категорий явились Кант и Гегель. Для Канта категории  относятся к логическим формам, а  не к вещам самим по себе. Категория  «качество» означала для Канта не «горькое» или «красное», как  это было для Аристотеля, а выражала логические отношения, такие, как «отрицательное»  или «утвердительное». Точно так  же «количество» означало для него не «пять дюймов в длину», а «общее», «особенное» и «единичное». Таким  образом, Кант осуществил радикальную  реформу категорий Аристотеля.
     Основное отличие  подхода диалектического материализма к проблеме категорий заключается  в подчеркивании роли естественных наук. Поскольку, согласно марксизму, бытие  определяет сознание, а не наоборот, материальный мир, отражаемый сознанием, определяет и каждое понятие, каждую категорию, в которых мыслит человек.
     Открытое признание  гибкости, изменчивости категорий неявным  образом указывает на возможность  интерпретаций и самих законов  диалектики, поскольку эти законы выражаются через категории.
     Глава2.Основные законы диалектики. 

2.1. Закон перехода  количественных изменений  в качественные. 

а) Понятие качества и количества.
     Во-первых, всякое качество имеет бесконечно много  количественных градаций, например оттенки  цветов, жесткость и мягкость, долговечность  и т.д., и, хотя они качественно  различны, они доступны измерению  и познанию.
     Во-вторых, существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами. У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества (по крайней мере, свойства телесности), другие качества отличаются между собой по степени, наконец, иные качества могут совершенно отсутствовать у одной из этих вещей.
     В-третьих, наши различные органы чувств могли  бы доставлять нам абсолютно различные  в качественном отношении впечатления. В этом случае свойства, которые  мы узнаём при посредстве зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, были бы абсолютно различны. Но и здесь  различия стираются по мере прогресса  исследования. Давно уже признано, что обоняние и вкус являются родственными, однородными чувствами, воспринимающими  однородные, если не тождественные, свойства. Как зрение, так и слух воспринимают волновые колебания. Осязание и зрение до такой степени взаимно дополняют  друг друга, что мы часто на основании  зрительного облика какой-нибудь вещи можем предсказать ее тактильные свойства.
  И, наконец, всегда одно и то же "я" вбирает в себя все эти различные чувственные впечатления, перерабатывает их и, таким образом, объединяет в одно целое; а с другой стороны, эти различные впечатления доставляются одной и той же вещью, выступают как ее совместные свойства и дают, таким образом, возможность познать эту вещь. Объяснить эти различные, доступные лишь различным органам чувств свойства, привести их во внутреннюю связь между собой как раз и является задачей науки, которая до сих пор не жаловалась на то, что мы не имеем, вместо пяти специальных чувств, одного общего чувства или что мы не способны видеть либо слышать запахов и вкусов.
 
б) Взаимосвязь количества и качества.
     Закон перехода количества в качество и  обратно. В природе качественные изменения – точно определенным для каждого отдельного случая способом – могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии).
Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или  формах движения (энергии), либо, – что  имеет место почти всегда, –  на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия  материи либо движения, т.е. без количественного  изменения этого тела. Едва ли есть необходимость указывать на то, что  и различные аллотропические  и агрегатные состояния тел, зависящие  от различной группировки молекул, основываются на большем или меньшем  количестве движения, сообщенного телу.
     В физике тела рассматриваются как  химически неизменные или индифферентные; мы имеем здесь дело с изменениями  их молекулярных состояний и с  переменой формы движения, при  которой во всех случаях – по крайней мере на одной из обеих  сторон – вступают и действие молекулы. Здесь каждое изменение есть переход количества в качество – следствие количественного изменения присущего телу или сообщенного ему количества движения какой-нибудь формы.
     Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава. Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем  перед собой озон – тело, весьма определенно отличающееся своим  запахом и действием от обыкновенного  кислорода. А что сказать о  различных пропорциях, в которых  кислород соединяется с азотом или  серой и из которых каждая дает тело, качественно отличное от всех других из этих соединений!
     Превращение количества в качество: самый простой пример – кислород и озон, где 2:3 вызывает совершенно иные свойства, вплоть до запаха. Другие аллотропические тела тоже объясняются в химии лишь различным количеством атомов в молекулах7.  

c) Скачок.
     ...Количественное  увеличение или уменьшение вызывает  в определенных узловых пунктах  качественный скачок, как, например, в случае нагревания или охлаждения воды, где точки кипения и замерзания являются темп узлами, в которых совершается – при нормальном давлении – скачок в новое агрегатное состояние, где, следовательно, количество переходит в качество8.
     При всей постепенности, переход от одной  формы д
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.