На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Педагогическая культура личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Педагогическая  культура личности 

      Понятие "культура" всегда ассоциируется в нашем сознании с совершенствованием человека, достижением им высот в определенной сфере жизни или профессиональной деятельности, а также с приобщением к системе высших ценностей.
      Профессионально-педагогическая культура представляет собой систему  общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных  способов познания и гуманистических  технологий педагогической деятельности.
      Культурологический  подход к формированию личности педагога основывается на признании профессионально-педагогической культуры главным условием и результатом  его профессионального становления, инструментом реализации индивидуальных творческих сил в педагогической деятельности.
      Профессионально-педагогическая культура базируется на общей культуре личности: нравственно-этической, эстетической, духовной, интеллектуальной, эмоциональной, культуре труда, общения и т.д.
      Термин  «педагогическая культура» впервые появился в публикации Л.Е. Раскина в 1940 году. В 50—60-е годы он активно используется в работах В.А. Сухомлинского. В конце 70-х — 80-е годы его применяют в научно-педагогических изданиях, появляется он и в диссертационных исследованиях.
      Под педагогической культурой личности понимается усвоенный и повседневно проявляемый уровень искусства педагога (педагогической деятельности) в отношении к себе, к другим людям, к детям. Учитывая, что педагогические качества человека имеют довольно широкую сферу проявления, следует выделять социально-педагогическую культуру. В этом плане она представляет собой усвоенный и повседневно проявляемый человеком социальный опыт педагогической деятельности в соответствии с возрастом и сферой жизнедеятельности. Специалист социальной сферы должен владеть профессиональной культурой, составной частью которой является педагогическая культура. Она характеризуется уровнем усвоения специалистом педагогического опыта и его реализации в процессе профессиональной деятельности.
      Выделяют  внутреннюю и внешнюю  составляющие педагогической культуры личности.
        Внутреннюю составляющую педагогической  культуры часто приравнивают  к уровню тех знаний и умений  в области педагогики, которые  имеет человек. С таким подходом  нельзя согласиться. Дело в  том, что человек может иметь  достаточно большой объем знаний  и умений, но далеко не всегда  может проявлять их в повседневной  жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует  о том, что уровень знаний  и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области.
      Внутренняя  культура человека — это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных  жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного  проявления.
      Изложенное позволяет выделить основные компоненты внутренней культуры:
      а) личность (внутреннее своеобразие) с  его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами  и недостатками — индивидуально-личностный уровень;
      б) объем и степень усвоения  накопленного в профессиональной деятельности педагогического  опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рациональный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педагогические знания и как усвоены личностью, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;
        в) сформированное чувственное  отношение к объекту, социальной  работе, ее результатам, и самосовершенствованию  в педагогической области. Данная  часть внутренней составляющей  называется чувственным (эмоциональным)  уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом.  Данный компонент формируется и укрепляется в процессе овладения опытом социально-педагогической деятельности. Он включает в себя: испытываемые чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятельности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в познании и овладении новым опытом социальной работы. Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение к педагогической деятельности, потребность в педагогическом самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внутреннюю нравственную культуру.
      Рациональный  и эмоциональный компоненты педагогической культуры реализуются самой личностью, через ее волевой компонент. Он характеризуется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста, определяющими его способность реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.
      Внешняя составляющая педагогической культуры — это то, что находит повседневное проявление в его отношении к  объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:
      а) внешние достоинства и недостатки как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогическую сторону личности;
        б) собственно проявляемые педагогические  аспекты деятельности  в процессе  социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое  воздействие на объект)  — поведенческий  уровень педагогической культуры. Данный уровень характеризует  повседневное педагогическое проявление  в общении с людьми, клиентами; 
      в) проявление уровня владения педагогическими  технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — практико-педагогический уровень личности как педагога. Он показывает степень владения реальным педагогическим опытом, искусством педагогической деятельности, его педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его профессиональной деятельности;
      г) отношение  к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Личнность может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу, эффективно реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и ее результативность часто зависят от его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание к человеку — объекту его социальной работы, — особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня — внутренней педагогической культуры.
      Рассмотрим  содержание основных структурных компонентов, составляющих педагогическую культуру личности. Прежде всего — это сам человек как личность, как носитель реальной педагогической культуры. При оценке педагогической культуры видят прежде всего проявление в профессиональной деятельности конкретного человека. Личный социально-педагогический опыт как основа, стержень педагогической культуры включает такие составляющие, как личность самого человека, его теоретический и практический опыт, личностные социально-педагогические качества. Личность — это тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социально-педагогического опыта. Именно через призму личности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практического опыта. Теоретический социально-педагогический опыт — это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, профессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогической, так как она представляет естественную составную часть социальной работы.
      Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания — необходимый компонент — предрасположения и предостережения, которые надо учитывать; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятельности. Практический опыт представляет собой усвоенные умения и навыки — это получившая закрепление на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности с различными категориями клиентов при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию на практике и может быть им использован в типичных ситуациях.
      Педагогический  опыт по содержанию включает в себя: — уровень владения искусством педагогической деятельности (педагогическое мастерство); — развитие профессионально-важных (с позиции педагогики) личностных качеств, позволяющих специалисту  наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социальной работы в интересах эффективности профессиональной деятельности.
      Педагогическое мастерство складывается из: — владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами; — развития у него педагогической техники: самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека,, культуры общения, культуры речи.
      Профессионально важные качества выделяют то индивидуальное своеобразие личности, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности. К таким качествам относятся: Педагогическая направленность — это особенности развития и воспитания личности, характеризующие ее предрасположенность к педагогической деятельности, в том числе и в отношении людей — объектов социальной работы. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах. Нравственные качества — это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагогической деятельности; нравственные чувства — удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворенность от добросовестного выполнения социальной работы, социально-педагогической деятельности, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути. Моральным является чувство неудовлетворенности в результате нерешенности социальных проблем человека, несоблюдение моральных норм как самим педагогом, так и другими участниками воспитательного процесса. Нравственные качества проявляются в таких чувствах, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравственных привычек.
      Коммуникативные качества(от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — способность быстро и правильно строить общение. Действенность его деятельности зависит от искусства его общения с клиентом. К коммуникативным качествам относятся: — контактность в общении — способность входить в общение с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаимодействие. Данные способности имеют важное профессионально значение; — каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого.
      Социально-перцептивные качества личности отражают его способность видеть и понимать внутреннее состояние себя и другого человека, с которым он работает. К ним относятся: — педагогическая наблюдательность — видение своих особенностей и клиента, динамики их проявления. Для социального работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности; — педагогическая интуиция — способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и ее внутреннего состояния, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способностей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья». Для личности исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной самореализации;
      Рефлексия — умение видеть себя глазами другого человека. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответственно относиться к своей профессиональной деятельности.
      Рефлексия позволяет видеть свои недостатки и  целенаправленно работать над собой  по самосовершенствованию. Рефлексия  дает возможность понимать свое состояние  и волевым усилием добиваться целесообразного самоуправления в  процессе профессиональной деятельности, общении, взаимодействии; — педагогическое мышление — это способность социального  работника осознанно использовать психолого-педагогические знания в  процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;
        Педагогическое воображение — это способность в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему определять наиболее целесообразное поведение и выбирать способ решения социальной проблемы клиента. Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педагогических задач, накопления опыта наиболее целесообразного разрешения педагогических ситуаций по отношению к различным категориям клиентов. Эмоциональные качества личности характеризуют переживания, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе социальной работы и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность.
      К ним относятся:
        — эмоциональная устойчивость  — самообладание, способность  к саморегуляции позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять своим состоянием в различных условиях профессиональной деятельности и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели;
      — эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения. Педагог работает с человеком, живым существом. В этих условиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет подбирать и использовать необходимые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодействия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.
      Личности  следует активно учиться управлять своими чувствами и при возрастании переживания уметь переключаться, снимать возрастающее эмоциональное напряжение; добиваться внедрения правила жизни: состояние в работе с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя. Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят проявление в его личном социально-педагогическом опыте — во внутренней составляющей педагогической культуры.
      Внешняя сторона социально-педагогической культуры есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности и его результативность.
      Каждый  специалист в своей профессиональной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку.
      Изменение стиля действий может иметь место  при профессиональной деформации его  личности; отношение  к самому себе, клиенту, своей работе с ним; своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности социального работника через реализацию педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов педагогической деятельности.
      Педагогическая  подготовка способствует наиболее полному проявлению педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности и оказывает существенное влияние на ее результативность. Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал в работе.
        Педагогический такт и этика в процессе социальной работы — выполнение этических норм и правил в процессе профессиональной деятельности; достигаемые результаты в работе. Реальная жизнь показывает, что сферами проявления педагогической культуры человека является его отношение к себе, своему совершенствованию, взаимодействие с другими людьми и особенно, где непосредственно приходится решать педагогические задачи.
      К таким сферам относятся:
        — отношение к себе, самопознанию, самопроявлению (поведению) в обществе других людей, самосовершенствованию;
      — отношение к другим людям 
      — общению, взаимодействию, взаимовлиянию, взаимопомощи (сфера непосредственного  взаимообогащения культур людей);
        — отношение к окружающей среде  — взаимодействию с ней, ее  познанию, рациональному и целесообразному  использованию в самосовершенствовании; 
      — оценка семьи — ее социальной роли и своей роли в ней, деятельности по ее сохранению и нравственному  укреплению, развития культуры семейных взаимоотношений, воспитания детей;
        — профессиональная деятельность, связанная с работой с людьми, отношениями с ними, общением, взаимодействием  с коллегами, с клиентом в  процессе социальной работы. Анализ  деятельности человека в различных  средах жизнедеятельности,  что  среди них можно выделить наиболее  типичные формы, проявлений внешней  педагогической культуры.
      К ним относятся:
      — естественная, повседневная форма присуща  людям, для которых естественность поведения и деятельности является нормой. Они сохраняют ее в семье, в общении с сотрудниками, в  работе с клиентом;
        — показная, или демонстрационная  характерна для людей, которые  в определенных ситуациях стараются  показать себя не тем, чем  являются на самом деле. Чаще  всего «демонстрационная» деятельность  у них имеет место тогда,  когда они работают с людьми, взаимодействие с которыми может  сказаться на их карьере, а  также тогда, когда они хотят  из каких-либо побуждений продемонстрировать  свое умение, мастерство и т.д.;
      — ситуативная культура имеет место  у людей, поведение которых носит  ситуативный характер. Такой человек  меняется в зависимости от изменений  среды и того социального статуса, который он занимает в ней: в семье, в общении с сослуживцами, на отдыхе, в работе с различными типами клиентов и пр.
      Каждый  человек представляет собой результат усвоения и проявления определенной социально-педагогической культуры, в соответствии со своим возрастом и основной сферой жизнедеятельности.
      В повседневной жизни нередко оценивают  общую внешнюю культуру проявления человека. При несоответствии этого  проявления тем критериям, которые  сложились в данной среде, о человеке говорят, как о невоспитанном.
      Другими словами, в оценке человека отмечают уровень его предшествующего  воспитания.
      В специальной литературе выделяют уровни педагогической культуры, характеризующие  человека. Применительно к личности социальной сферы их можно определить следующим образом. Высокий уровень развития социально-педагогической культуры характерен для личности, склонного к социально-педагогической деятельности, глубоко усвоившего опыт ее осуществления в процессе социальной работы, заинтересованного в педагогическом самосовершенствовании и активно, творчески реализующего этот опыт в повседневной профессиональной деятельности. Такой человек, как правило, добивается высоких результатов своего труда. Педагогический аспект придает его деятельности особый колорит, привлекательность, и клиенты в общении с таким специалистом чувствуют себя чаще всего удовлетворенными. Средний (достаточный) уровень характерен для личности, которая предрасположена к социально-педагогической деятельности, имеет определенный опыт в ней, работает над своим педагогическим самосовершенствованием и активно реализует этот опыт в профессиональной деятельности.
      Педагогический  аспект профессиональной работы такого человека помогает ему в работе в налаживании контакта с клиентом и отражается на достигаемых результатах. Низкий уровень социально-педагогической культуры характерен для людей, которые не осознали важность педагогики в социальной работе и относится к профессиональной деятельности как к ремеслу. От общения с такой личностью нередко остается тяжелый осадок, и даже при решении социальной проблемы у клиента возникает неудовлетворенность. В работе с таким человеком далеко не всегда чувствуется участие, желание действительно помочь клиенту. Существуют и различные виды «деформированной» культуры личности. Своеобразие каждого из них может быть самым непредсказуемым, оно определяется в значительной степени результатами предшествующего воспитания и профессиональной подготовки человека. Формы проявления такой культуры также могут быть самыми разнообразными, включая и различные формы грубости, неуважения к клиенту.
      Среди таких людей, в свою очередь, выделяются две подгруппы:
      - не получившие элементарного воспитания для самопроявления в обществе, в работе с людьми (для некоторых из них социальная работа вообще противопоказана);
      - получившие неправильное профессиональной образование. 
 
Иногда при определении уровня культуры личности исходят из состояния его социального положения: выпускник, прошедший этап адаптации в профессиональной деятельности, имеющий опыт и пр. С таким подходом трудно согласиться. Человек оценивается по уровню его культуры с учетом его возраста и социального положения. Выпускник учебного заведения усваивает культуру начинающего и оцениваться должен соответственно.
      Однако  с ростом профессионализма возрастают и критерии оценки уровня культуры. Существует множество путей формирования социально-педагогической культуры. Первый путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры. В основе второго пути лежит углубление и  расширение личного педагогического  опыта личности применительно к реализации его в условиях социальной сферы.
      Он  включает:
      а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку и определяют его компетенцию в работе именно в социальной сфере;
        б) усвоение педагогических технологий, методов и методик, средств  и приемов, необходимых для  практического применения в социальной  сфере; 
      в) развитие педагогической техники, позволяющей  личности наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи;
      г) накопление опыта реализации своей  педагогической подготовки в социальной сфере.
        Ведущая роль в овладении социально-педагогической  культурой принадлежит «культуре  профессионального самообразования  педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, связанной с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование.
      Культура  самообразования формируется в  процессе обучения, профессионального  становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие у молодого специалиста  после выпуска в период его  адаптации в последующей его  профессиональной деятельности. Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры. Только в комплексе при ведущей заинтересованной роли самой личности они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его социально-педагогической культуры.
       
 

      Педагогическая  культура личности - часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности. Педагогическая культура личности - сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур в индивидуально-личностном плане. Педагогическая культура личности это также динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются:
        а) педагогическая позиция и личностные качества;
        б) профессиональные знания и культура педагогического мышления;
        в) профессиональные умения и  творческий характер педагогической  деятельности;
      г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога
      Педагогическая  культура народа - это та сфера его  материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана  с воспитанием детей. Она проявляется  в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных  играх, детских орудиях труда, в  детском питании и правилах кормления  детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни.
      С возникновением воспитательно-образовательных  учреждений и формированием науки  о воспитании педагогическая культура включает в себя и государственную  систему народного образования, включая подготовку учителей, и педагогическое просвещение масс. В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических представлений народа с древнейших времен до настоящего времени.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.