На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рынок труда: спрос, предложение, заработная плата

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Министерство  образования и науки РФ
       ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
       Экономический факультет
       Кафедра: Экономическая теория 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
 
       по  дисциплине «Экономическая теория» 
 
 

       Тема 

 
       «Рынок труда: спрос, предложение, заработная плата » 
 
 

       Научный руководитель: Савенцева Светлана Александровна
                  Контрольную работу выполнила студентка 1 курса, НН-11
                 Гильмитдинова Виктория Ралифовна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Кемерово
       2011

ПЛАН

 
       Введение  ……..……………………………………... 3
       Структура и сущность рынка труда…………………3
       Глава 1  Спрос и его изменение. График спроса.
       1.1 Спрос……………………………………………………….7
       1.2. Изменение кривой спроса…………………….….8
       Глава 2 Предложение товара на рынке. График предложения.
       2.1 Цена и объем предложения товаров………….…10
       2.2. Особенности рыночного предложения………...12

       Рынок труда и заработная плата………………….14

       Заключение  …………………………………………..20
       Список  использованной литературы  ………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       В экономической структуре рыночного  хозяйства рынок труда занимает особое место благодаря обращению  на нем специфического товара –  рабочей силы, который не имеет  аналогов в многообразном мире товаров, а само движение этого товара на рынке труда сопряжено с рядом  социально-экономических особенностей. Заработная плата, ее установление –  один из важнейших элементов нашего общества. Заработная плата представляет собой один из основных факторов социально  – экономической жизни каждой страны, коллектива, человека. 

       1.1.СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА 

       Функционально - организационная структура рынка  труда включает в себя  в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
       На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли - продажи. Продавцы - это  работники, предлагающие свою рабочую  силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные  предприниматели, которые могут  самостоятельно решать, сколько и  каких работников им требуется.
       На  рынке труда действует закон  спроса и предложения на рабочую  силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения  на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу  приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
       На  рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных  рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный  труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
       Существовавшая  ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как  собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое  для полной занятости число рабочих  мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило  мотивацию к труду.
       Международный опыт свидетельствует, что рынок  труда не может существовать вне  конкурентной, основанной на частной  собственности экономики и демократических  общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает  возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым  от государства субъектом. Такому государству  не столь важно, используется ли людской  потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или  нет. Для него значимо другое - иметь  человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую  и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда  в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной  помехой, хотя его антипод - распределение  рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую  государству экономику тоже называется рынком труда.
       Национальный  рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль  получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и  определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
       На  рынке труда реализуется возможность:
       - свободного выбора профессии,  отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями  (уровень оплаты труда, возможности  реализации творческих замыслов  и т. д.);
       - найма и увольнения при соблюдении  норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан  в плане гарантий занятости,  условий труда, его оплаты;
       - независимой и вместе с тем  экономически поощряемой миграции  трудовых ресурсов между регионами,  отраслями и профессионально  - квалификационными группами, которой  обычно сопутствует улучшение  условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров  культурных и духовных ценностей;
       - свободного движения заработной  платы и других доходов при  сохранении приоритета квалификации  и образования, соблюдении установленного  законом гарантированного минимума  зарплаты, обеспечивающего прожиточный  минимум, и регулировании верхнего  предела доходов через налоговую  систему, основанную на прогрессивной  шкале.
       В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его  движение вперед. Через рынок труда  проходят, скрещиваясь в нём, три  взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально -  технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры,  творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
       Рабочая сила представляет собой товар особого  рода, производственные созидательные  качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных  товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и  организационных преобразований. Поэтому  подготовка и выпуск на рынок труда  образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности  является одной из первооснов жизнедеятельности  народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность  в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и  государственные органы стремятся  создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.
       Рабочая сила - товар особого рода еще  и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве  и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.
       Преобладающая общность интересов “товара” рабочей  силы и ее потребителей - экономики  и государства - является важнейшей  социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую  основу развития народного хозяйства  и всего общества. Несомненно, что  организованный, во многом управляемый  государством и поддерживаемый предприятиями  товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства  рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.
       Конечной  целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного  хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально  полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной  рабочей неделе, скользящем графике  рабочего дня и т.п. 

       Глава 1. Спрос и его изменение. График спроса. 

      Спрос.
 
       Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов. В частности, закон спроса выражает:
    обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
    постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
       Согласно  закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или  услуг зависит от уровня их цен. При  этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее  количество товаров или услуг  будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то падение объем  продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного  характера возникают, например, в  следующих ситуациях: когда рынки  дефицитны, т.е. очевидна нехватка каких-либо товаров и услуг, то цены на эти  товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т.е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.
       Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или  услуги происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения  потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая  покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю  сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение. 

      Изменение кривой спроса.
 
       В данном случае закон сопряжен с действием  закона убывающей предельной полезности экономических благ. На рынках это  проявляется в том, что продажа  каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь при снижающейся  цене. Потребители осуществят дополнительную покупку данного товара или услуги лишь при условии, что цены на них  снизятся.
       Особый  характер зависимости между ценой  товара и количеством его продаж, а также постепенное убывание спроса показаны на рис. 1. 


     Р   D 

                       A
    
            B
                                      D 
 

    
    O        Q
      

    Рис. 1. Кривая спроса 

    Полого  опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный  наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя  переменными – ценой и количеством  продаж товара, а также снижающуюся  предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного товара, что  объясняется падением его цены.
    Если  цена товара возрастает от точки В до точки А, то объем продаж снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направление стрелок на осях графика изменяется на противоположное, если цена снизится в направлении от точки А к точке В. Любой точке – А, В и т.д. -  на кривой спроса DD соответствует определенное значение двух переменных – цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD не изменилась, ее смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продаж товара, но не спрос.
    Рассмотрим  другой случай. Изменяются не соотношения  цен и объемы продаж, а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их субъективные вкусы, мода, потребительские  характеристики товаров и т.п. Что  происходит в подобных случаях с  кривой спроса? Ответ однозначен: изменение  неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение  количества проданных товаров по той же, не изменяющейся, цене. Спрос  не бывает, статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или  иное смещение кривой спроса. Еще раз  подчеркнем, что к числу таких  неценовых факторов, меняющих спрос  покупателей, относятся следующие:
    уровень доходов в обществе;
    размеры рынка данного товара и наличие на потребительских рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;
    субъективное отношение покупателей к товарам;
    гарантийный и постгарантийный сервис продаваемых  товаров и т.п 
 


     P   D       D1      P   D1       D
      

                       A         A1            A         A1
      

                                       D1              D1
                                  D              D
    
     O    Q   O            Q
                      Q        Q1            Q        Q1
 

Рис. 2а. Рост спроса под влиянием   Рис. 2б. Уменьшение спроса под

Неценовых факторов    влиянием неценовых факторов

 
    На  рис. 2а пунктирной кривой спроса показано его увеличение под воздействием неценовых факторов. Рост спроса - это  смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж товара по той же, не изменившейся, цене.
    На  рис. 2б показано уменьшение спроса: пунктирная кривая спроса сместилась влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами  и выражается в снижении объема продаж при не изменяющейся цене за единицу  товара. 
 

       Глава 2.Предложение товара на рынке. График предложения. 

       2.1. Цена и объем предложения товаров. 

       Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного  предложения этих товаров.
       Предложение товаров на рынке – это другая, не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынок будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться.
       Основным, ведущим фактором здесь выступает  цена. По каждому из великого множества  товаров цена свидетельствует о  необходимости либо сокращения его  выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров  зависит выручка, доход, прибыль. Чем  они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и  наоборот. В этом смысле предложение  товаров на рынке – это сложный  процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров  в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет  смысл только тогда, когда это  подтверждают удовлетворяющие его  цены. При неудовлетворительных ценах  или тенденции к их снижению потребуется  сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению  технологий, объемов выпуска и  продаж товаров.
       Точка А на кривой предложения SS показывает более высокий уровень цены Р1 и возросший объем товаров Q1, предлагаемых к продаже на рынке; точка В на кривой предложения показывает изменившуюся ситуацию: снижение цены до уровня Р2, которому соответствует сокращение предлагаемых к продаже товаров Q2.
       Как видно из рис. 3, предложение товаров  имеет вид кривой с положительным  наклоном, отражающей прямую зависимость  между двумя переменными – ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на рынке.
       Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную «фотографию», иллюстрацию  закона предложения, т.е. движения производства в строгом соответствии с экономической  целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой. Закон предложения (см. рис. 3) гласит, что, при прочих равных условиях, чем  выше цена товаров, тем больше их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.
        Р    S 

    P1                 A
    
                             B
     P2 

                S        D 

    O       Q2    Q1     Q
      

    Рис. 3. Кривая предложения 

       Двигаясь  по кривой предложения (см. рис. 3) от точки  В к точке А, мы отмечаем рост объема (количества) товаров под влиянием возросших цен на них; движение вниз по кривой от точки А к точке В означает снижение товарного объема на рынках под влиянием снижающихся цен на эти товары. 

       2.2. Особенности рыночного предложения. 

       Рыночному предложению товаров свойственны, по меньшей мере, две важные особенности. Во-первых, прямую зависимость между  ценой товаров и количеством  их продаж на рынке, описываемую кривой предложения, можно представить, как  своеобразную альтернативу ресурсовложения  для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это область  альтернатив со знаком «плюс», а  площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус». Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство товаров, которое возмещает затраченные ресурсы денежной ценой товаров, пользующихся спросом и проданных на рынке. Во-вторых, понятие «объем товаров, их количество» не тождественно понятию «предложение товаров». Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторону (рис. 4).
     Р  S1 S S2 

    P1                  A
          B       A        C
             
    P2
          
               S1   S       S2 

     O Q1      Q     Q2     Q
      

    Рис. 4. Изменения предложения товаров при неизменной цене:
           S1S1 – снижение предложения товаров,
           S2S2 – рост предложения товаров 

       При таких условиях возможно изменение  в ту или иную сторону предложения  товаров на рынках, если цена товара остается неизменной? Смещение кривых, означающее изменение предложения  товаров на рынках, происходит под  воздействием следующих условий:
    наличие взаимозамещаемых и взаимодополняемых товаров производственного назначения и движение их цен;
    уровень технологий, применяемых при производстве одноименных товаров;
    налоги и субсидии;
    качество ресурсов и факторов производства;
    конкуренция на рынках одноименных товаров, условия продажи, такие, как реклама, маркетинг и т.п.
       Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние  на изменения в предложении этого  товара на рынке.

       Рынок труда и заработная плата.

 
       Заработная  плата определяется, и в широком  и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной  трактовкой понятия “труд”. В широком  смысле заработная плата - это оплата труда работников самых различных  профессий, будь то неквалифицированные  рабочие, или люди профессий, труд которых  требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или  работники сферы услуг. При таком  подходе  к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.
       В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е.  цена, выплачиваемая за использование единицы труда  в течение определенного времени. Это позволяет отделить общий  доход от заработной платы.
       Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в  течении определенного периода  времени. Реальная заработная плата - это  те товары и услуги, которые можно  приобрести  на полученные деньги. Она  находится в прямой зависимости  от номинальной заработной платы  и в обратной от уровня цен.
       Цены  на факторы производства, в  т. ч. на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда  в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают  предприниматели и государство, а субъектами предложения - работники  с их навыками и умением. Спрос  на труд находится в обратной зависимости  от величины заработной платы. При росте заработной платы  спрос на труд  со  стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Эту зависимость отражает кривая спроса на труд, показанная на рис.1. Точки на оси абсцисс (L) - величины требующегося труда, а на оси ординат (W) - величины реальной заработной платы. Точка с координатами (L1, W1) является примером того, что низкой заработной плате W1 соответствует большой спрос на труд L1,  и наоборот  (точка с координатами (L2, W2)).
       Предложение труда также зависит от заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении – уменьшается.

        W

       W2

       W1

 
            0       T2              T1           L
           Рисунок 1. Кривая спроса труда.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       W
 
 
 
 
 
 
 
 
       0        L 

           Рисунок 2. Кривая предложения  труда. 
     

       При увеличении заработной платы каждый момент отработанного времени лучше  оплачивается, следовательно, каждый момент свободного времени является для  работника упущенной выгодой, поэтому  появляется стремление заместить свободное  время дополнительной работой. Из этого  следует, что свободное время  замещается тем набором товаров  и услуг, которые работник может  приобрести на возросшую заработную плату. Этот процесс называется эффектом замещения. На
         рис.3 приведена кривая увеличения предложения труда при росте заработной платы; этот процесс проявляется до точки I, т.е. точки, в которой предложение труда, достигнув максимального уровня, начинает сокращаться.
       Сокращение  предложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за действия эффекта дохода (противоположно эффекту замещения). Во-первых  человек  располагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть из которых, ему  к тому же необходимо отдыхать; во- вторых, когда работник достигает определенного  уровня благосостояния, меняется его  отношение к свободному времени, увеличить количество которого в  данном случае можно лишь при сокращении дополнительной работы. Данная зависимость  предложения рабочей силы от уровня заработной платы в форме проявления в определенный момент эффекта дохода характеризует индивидуальное предложение  труда отдельных лиц или групп  лиц. Для экономики в целом  функция совокупного предложения  труда всегда будет возрастающей из-за циркуляции рабочей силы.
       Объединив оба графика - кривую спроса и кривую предложения труда, можно проанализировать более детально положение на рынке труда (рис. 4). Особое внимание стоит обратить на точку Е пересечения кривой спроса на труд и кривой предложения труда. Этой точке на графике соответствует определенный уровень ставки заработной платы (we) и заданное этим уровнем предложение труда (LE). В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т. е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату we,  находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате we . Поэтому точка Е определяет положение полной занятости.
       
       W
              
       S 

       W 
 

       WE 
 

       W
          D 
 

           0        L
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.