На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Социальная миссия потребительской кооперации

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» 

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ 

КАФЕДРА ОБЩИХ  ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕССТВЕННОНАУЧНЫХ  ДИСЦИПЛИН 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

По дисциплине: 

«Теория и практика кооперации» 

На тему: 

«Социальная миссия потребительской кооперации» 
 

Смоленск, 

2009 г. 

Содержание 
 

Введение 

1. Основные направления  реализации социальной миссии  потребительской кооперации 

1.1 Сущность социальной  миссии потребительской Кооперации 

1.2 Направления  реализации социальной миссии  потребительской кооперации 

1.3 Направления  социальной деятельности на селе 

2. Сельскохозяйственная  кооперация в Смоленской области 

3.  Миссия  потребительской кооперации в  XXI веке 

Заключение 

Список использованной литературы 

Введение 
 

Курсовая работа на тему: «Социальная миссия потребительской  кооперации» посвящена исследованию социально-экономической основы потребительской кооперации.  

Целью курсовой работы является изучение сущности социальной миссии потребительской кооперации, ее основные направления, а также  исследование влияние потребительской  кооперации на сельское хозяйство в Смоленской области. 

Актуальность  темы исследования состоит в том, что современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным  с переходом к новому качеству жизни. Это исторический период развития процессов глобализации не однотипных по своей сущности и характеру систем - экономических, социальных, культурных, духовных, это период постановки и решения различных целей - экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество.  

Потребительская кооперация - система потребительских  обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.  

В этом определении  четко выражена социальная миссия - главная цель системы потребительской кооперации - удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов.  

Четкая формулировка социальной миссии потребительской  кооперации имеет важное значение для  пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы - каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.  

Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации - потребительские  общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью.  

Социальная миссия требует от органов управления потребительских  обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в  интересах пайщиков.  

Конкретная социальная миссия потребительской кооперации позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.  

1. Основные направления  реализации социальной миссии  потребительской кооперации 
 

1.1 Сущность социальной  миссии потребительской кооперации 
 

Потребительская кооперация, осуществляя экономические  функции, выполняет социальную миссию. Традиционно обслуживая население, потребительская кооперация ставила  в качестве задачи и необходимого условия для осуществления социальной роли получение прибыли. В этом состоит один из важнейших отличительных признаков потребительского кооператива от акционерных обществ и других коммерческих структур, преследующих цель - получение прибыли. 

Успешное хозяйствование, достижение хороших экономических  и финансовых результатов деятельности создают реальную основу для повышения  социальной роли потребительской кооперации, решения большего круга социальных задач. В свою очередь, укрепление ее социальной базы означает привлечение большего числа покупателей в кооперативные магазины, обеспечение динамичного роста товарооборота, в конечном итоге - расширение сегмента кооперативного рынка. Это создает объективные предпосылки для экономического благополучия системы. 

В условиях становления  рыночных отношений диалектическое единство экономического и социального  усилилось, хотя обострилось и противоречие между ними. С одной стороны - рынок, требующий от кооперативов финансового  благополучия; с другой стороны - забота о благе людей, причем не только пайщиков, а всего населения, в том числе социально незащищенных слоев. Природа потребительской кооперации такова, что она, выступая социально ориентированной системой, главную свою задачу видит в обеспечении материальных и социальных интересов пайщиков и малоимущих слоев населения. Вынесение социальных проблем на первое место определяется социальной значимостью, которую имеет потребительская кооперация для всего российского общества.  

Основной отраслью, формирующей совокупный объем деятельности системы потребительской кооперации, является розничная торговля. В 2007 году оборот розничной торговли составил 119,6 млрд. руб. с ростом к 2006 году в сопоставимых ценах на 10,4 процента. 

Осуществляя снабжение  населения товарами, создавая рабочие места и обеспечивая занятость сельского населения, потребительская кооперация стабилизирует социально-экономическую обстановку в регионах своей деятельности.  

Современная практика потребительской кооперации подтвердила  то, что потребительские общества наиболее эффективно решают свои задачи в том случае, когда пользуются доверием и поддержкой пайщиков. Как правило, такие общества получают максимальные льготы от местных администраций, поскольку существенно влияют на социально-экономическое развитие регионов. 

Социальная миссия потребительской кооперации состоит  в защите социальных и экономических  интересов пайщиков и всего населения. Она включает следующие аспекты: 

ь создание условий  для демократии; 

ь информированность  пайщиков; 

ь повышение  социальной активности пайщиков и остального населения; 

ь обеспечение  занятости сельского населения; 

ь заботу о социально  незащищенных группах населения: пенсионерах, инвалидах, нетрудоспособных гражданах; 

ь привлечение  к экономической деятельности широких слоев населения; 

ь обеспечение  гарантированной закупки излишков продукции населения; 

ь товарный кредит населению (отпуск товаров населению  в долг); 

ь содержание в  отдаленных поселениях планово-убыточных  предприятий торговли; 

ь товарный кредит и обслуживание бюджетных организаций социально-культурного типа; 

ь реализацию хлеба  собственной выпечки по цене ниже себестоимости; 

ь организацию  школьного питания; 

ь транспортные и другие услуги, предоставляемые  бесплатно или на льготных условиях; 

ь бесплатные или  льготные путевки; 

ь наборы продуктов, подарки. 

Как видно из перечисленных аспектов, социальная миссия потребительской кооперации направлена не только на пайщиков, но и  на все обслуживаемое население. Соотношение экономического и социального аспектов деятельности служит критерием зрелости или состоятельности потребительского кооператива, которые следует рассматривать в контексте достаточного уровня затрат на реализацию социальной миссии. 

1.2 Направления  реализации социальной миссии  потребительской кооперации 

Демократизация - одно из направлений возрождения  социальной базы системы. Вернуть потребительскую  кооперацию пайщику, сделать его  реальным хозяином возможно при обеспечении  права пайщиков свободно обсуждать  на собраниях, заседаниях советов хозяйственную деятельность кооператива, открыто выступать с критикой, отстаивать свои предложения по улучшению работы общества.  

Информированность пайщиков - один из признаков демократии. Пайщик имеет право на получение  информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности в своем кооперативе, в союзе, о проблемах и тенденциях в потребительской кооперации России. Газета «Российская кооперация» публикует передовой опыт, характеризует успехи и недостатки конкретных организаций и предприятий, помогает оценить место своего кооператива в регионе и системе в целом. 

Проблема занятости  населения и ее решение - основное направление борьбы с бедностью, одна из центральных задач в цельности  кооперативных организаций всех уровней, что является воплощением в жизнь ряда постановлений Совета Центросоюза. Образование новых рабочих мест, обусловливающее рост численности работников потребительской кооперации, непосредственно связано с расширением объема деятельности действующих предприятий, вводом в действие новых предприятий. Если говорить о традиционных отраслях деятельности: торговле, общественном питании, промышленности - это в значительной степени предопределено инвестиционными вложениями. Этот путь имеет ограниченные возможности реализации. 

Реальные резервы увеличения числа рабочих мест заложены в развитии нетрадиционных для потребительской кооперации направлений деятельности: торговли медикаментами, сельскохозяйственного производства, туристической деятельности, гостиничного хозяйства, мукомольного производства, развития сферы услуг и др. 

Следует отметить особую социально-экономическую роль сферы услуг. Пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт мебели, холодильников, теле радиоаппаратуры, фотоателье, парикмахерские, ритуальные услуги, изготовление металлоизделий и другие услуги удовлетворяют потребности сельского населения, улучшают среду обитания, освобождая его от ряда бытовых хлопот. Всего в 2008 году объем бытовых услуг составил 532 млн. руб. Развитие сферы услуг, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, способствует повышению уровня жизни селян. Кроме того, они создают возможность обеспечения занятий таким социально незащищенным слоям сельского населения, как пенсионеры и инвалиды. Особое социальное значение имеет предоставление работы на неполный рабочий день для этих категорий населения. Учитывая, что предоставление услуг является видом хозяйственной деятельности, следует отметить их роль и в создании валового дохода кооперативных организаций. 

Потребительская кооперация широко реализует возможности использования надомного труда и создает условия для возрождения народных промыслов. Сохранению и развитию национальной культуры, самобытности ремесел. 

Одним из реальных механизмов обеспечения занятости  населения является организация  общественных работ. Вопросы организации общественных работ в организациях потребительской кооперации регламентируются соглашением между Министерством России и Центросоюзом РФ.  

Следующее направление  реализации социальной миссии потребительской  кооперации - обеспечение кооперативного профессионального образования. Кооперативное образование как трехуровневая подготовка специалистов включает обучение в профессиональных школах (училищах), колледжах (техникумах), институтах и университетах. Для потребительской кооперации России специалистов с высшим образованием готовят три университета и 34 филиала, со средним специальным образованием -- 65 средних специальных учебных заведений. Кооперативные колледжи по договору со службами занятости проводят подготовку работников массовых профессий. 

Студенты колледжей  и вузов, обучающиеся за счет средств  потребительской кооперации, уменьшают  социальную напряженность, в первую очередь на молодежном рынке труда. 

Социальную миссию потребительской кооперации в обеспечении  кооперативного образования можно оценить с помощью следующих показателей: 

ь численности  студентов, обучающихся в образовательных  учреждениях по направлениям и за счет средств потребительской кооперации; 

ь суммы средств  фонда подготовки кадров, использованной в отчетном году на оплату за обучение в образовательных кооперативных учебных учреждениях; 

ь числа безработных  граждан, прошедших профессиональное обучение в кооперативных образовательных  учреждениях. 

Потребительская кооперация рассматривает привлечение  молодежи в систему как важнейшее направление реализации социальной миссии и в то же время как условие укрепления самой системы потребительской кооперации, так как молодежь - это категория работников, лишенная консерватизма, воспринявшая нормы и принципы сегодняшнего бытия, способная вести предпринимательскую деятельность. 

Важной формой реализации социальной миссии потребительской  кооперации является ее участие в  формировании доходов населения. Оно  включает оплату труда работников потребительской  кооперации и кооперативные выплаты, предусмотренные Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». 

Кооперативные выплаты обусловлены экономическим  участием пайщиков, которое проявляется  в четырех формах: 

ь покупке товаров на предприятиях потребительской кооперации; сдаче сельхозпродукции, дикорастущих, сырья, непродовольственных товаров собственного изготовления организациям потребительской кооперации; 

ь образовании  кооперативного капитала (паевого фонда); 

ь кредитовании организаций потребительской кооперации для пополнения оборотных средств. 

Все формы экономического участия должны быть оплачены, то есть экономическое участие пайщиков оборачивается защитой их социальных интересов, выражающейся в формировании их доходов. 

Важнейшая форма  экономического участия пайщиков - покупка товаров в кооперативных  магазинах. Актуальной задачей кооперативных  организаций выступает привлечение  населения в свои магазины не только в результате более широкого ассортимента предлагаемых товаров, высокого качества обслуживания, предоставления дополнительных услуг, но и внедрения в практику кооперативных выплат. В настоящее время в большинстве кооперативных организаций пайщикам предоставляются скидки на приобретаемые товары.  

Кроме того, населению в целом и пайщикам в частности представляются льготы за счет доставки товаров в отдаленные населенные пункты без включения в их цену транспортных расходов. В нем наглядно проявляется принцип социальной справедливости. 

В условиях задержки и несвоевременной выплаты пенсий существует проблема неравномерности уровня платежеспособности населения. Для сельских жителей неоценимое значение в обеспечении жизнедеятельности имеет отпуск товаров в долг: так называемый товарный кредит. Сам этот факт не соответствует принципам цивилизованных рыночных отношений, но в российских условиях потребительская кооперация, таким образом, поддерживает жизненный уровень сельских жителей, неся при этом определенные потери. Это направление деятельности заключает в себе жесткое противоречие между экономическими интересами кооперативов и социальной ориентацией их деятельности. Выдача товарного кредита обязательно сопряжена с финансовыми потерями и экономически нецелесообразна. Экономические потери снижаются или превращаются в прибыль, если товарный кредит предусмотрен индивидуальными договорами с пайщиками на сдачу сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, продукции промыслов. 

Потребительская кооперация традиционно обслуживает  в сельской местности учреждения социальной сферы: больницы, детские сады, детские дома и др. В связи с проблемами финансирования бюджетной сферы товар нередко реализуется им в долг, за счет чего возникает значительная дебиторская задолженность кооперативных организаций. Но потребительская кооперация, выполняя свою миссию, осуществляет социальную защиту населения и вынуждена терпеть экономические потери. 

Наконец, содержание планово-убыточных магазинов, как  и реализация хлеба собственной  выпечки по цене ниже себестоимости, имеет исключительно социальную направленность. Покрывая убытки таких магазинов, кооператив обеспечивает торговое обслуживание определенной части населения в отдаленных и малонаселенных местностях, чем никогда не будет заниматься частник в силу экономической невыгодности. Очевидно, мировая практика не знает подобных аналогов.  

Важной формой экономического участия пайщиков служит сдача сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, сырья, продажа непродовольственных  товаров собственного изготовления организациям потребительской кооперации, в которой реализуется заготовительная деятельность потребительской кооперации. 

Увеличение размеров заготовительной деятельности потребительской  кооперации стимулирует производство сельскохозяйственной продукции в  личных хозяйствах населения и в фермерских хозяйствах. Это повышает самозанятость сельского населения, обеспечивает рост денежных доходов селян. Отсюда увеличение покупательной способности населения. Заготовительная деятельность способствует увеличению товарных ресурсов продовольствия для покрытия товарооборота и сырья для кооперативной промышленности. За счет ее оживления стимулируется создание новых рабочих мест и на перерабатывающих предприятиях, и в торговле. Для повышения стабильности заготовительной деятельности необходимо обеспечить гарантированную закупку продукции у населения и тем формировать уверенность у сельского населения вообще и у пайщиков в первую очередь в востребованности излишков сельхозпродукции их личных хозяйств. Это повысит моральную удовлетворенность от самозанятости и предоставит гарантии получения денежных доходов сельским труженикам. В связи с этим взаимоотношения потребительской кооперации со сдатчиками сельскохозяйственной продукции должны строиться на твердой договорной основе, предусматривающей ответственность и обязательства обеих сторон. В 2007 году кооперативными организациями было закуплено 87,2 тыс. тонн мяса, 202 тыс. тонн молока, 95 тыс. тонн овощей. За принятую продукцию населению выплачено почти 15 млрд. руб., что заметно стимулировало ведение подсобных хозяйств населением сельскохозяйственных регионов России. 

Кроме сельскохозяйственной продукции, потребительская кооперация традиционно занимается закупками  не древесной продукции леса (дикорастущих) и лекарственно-технического сырья. Ягоды, грибы, орехи, папоротник, лекарственные травы служат источником дополнительных доходов сельского населения. К заготовительной деятельности привлекаются такие категории населения, как пенсионеры, домохозяйки, школьники. 

Третья форма  экономического участия пайщиков - образование кооперативного капитала (паевого фонда). Паевой фонд -- фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества, пополнения собственных оборотных средств. Паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом либо имущественными правами, имеющими денежную оценку. 

Паевой фонд характеризует стартовое участие  пайщиков в образовании кооперативного капитала. Однако эта форма экономического участия пайщиков не является главной, и паевой фонд составляет лишь незначительную часть собственных средств кооперативных  организаций. Поэтому размер паевого взноса должен быть доступным для каждого сельского жителя, желающего вступить в пайщики потребительского общества. Выплаты дивидендов на сумму паевого взноса осуществляются в тех потребсоюзах, где уставом установлены значительные паевые взносы. 

Более важное социально-экономическое  значение имеет четвертая форма  экономического участия - привлечение  свободных денежных средств населения  в хозяйственно-финансовую деятельность организаций потребительской кооперации на возвратной основе. Гарантирование возврата вклада, выплата даже невысоких процентов по вкладам повышают значимость системы потребительской кооперации как фактора социальной стабильности. 

Отражение в  программе статистического наблюдения реализации социальной миссии потребительской кооперации позволяет рассчитать общую сумму доходов населения, полученных от организаций потребительской кооперации.  

Решение социальных проблем требует создания в потребительских  обществах и союзах специальной  службы социального управления, призванной работать как с пайщиками, так и с некооперированным населением. В компетенцию службы социального управления следует включить представление отчетности о занятости населения и других направлениях социальной миссии потребительской кооперации. 

Материальные и моральные усилия, связанные с выполнением социальной миссии потребительской кооперации, возвращаются к ней в виде налоговых льгот и кредитов, увеличения товарооборота кооперативных магазинов, объемов заготовок и производства, что повышает экономическую устойчивость и укрепляет имидж потребительской кооперации 

Существует и  обратная зависимость: чем эффективнее  развивается экономическая деятельность потребительских обществ, тем успешнее они выполняют основную предписанную законом задачу потребительской кооперации - удовлетворение потребностей пайщиков. 

Дальнейшее развитие потребительской кооперации возможно на основе оптимального сочетания социальной и экономической деятельности, использования  социально-экономического потенциала потребительской кооперации с учетом влияния внешних факторов: уровня доходов населения, протекционистской политики государства в отношении потребительской кооперации. Однако влияние этих внешних факторов нельзя рассматривать как привнесенное извне, оно формируется благодаря деятельности и самой потребительской кооперации. Поддержка государства гарантирована ей как некоммерческой организации, осуществляющей меры социальной защиты населения, то есть только в случае реализации социальной миссии. Повышение покупательной возможности населения, обусловленное ростом доходов, также зависит от деятельности потребительской кооперации: предоставления рабочих мест, повышения занятости сельского населения, закупки выращенной и заготовленной им сельскохозяйственной продукции. Это в конечном итоге оборачивается увеличением оборота розничной торговли, повышением доходов кооперативных организаций, достижением безубыточной деятельности. 

1.3 Направления  социальной деятельности на селе 
 

Исторически сложилось, что свою деятельность потребкооперация осуществляет в основном в сельской местности. Членами кооператива выступают сельские жители.  

Социальная миссия потребкооперации заключается в  повышении жизненного уровня сельского  населения путем решения их социально-бытовых  проблем и снижения социальной напряженности в обществе. Социальная миссия предприятий потребкооперации представляет собой выполнение таких видов деятельности, как:  

ь доставка и  реализация товаров в отдаленных населенных пунктах по ценам, сложившимся  в целом по району;  

ь ежедневная доставка хлеба в отдаленные населенные пункты;  

ь содержание планово-убыточных  магазинов;  

ь доставка товаров  на дом по заявкам населения, в  первую очередь инвалидам и пенсионерам;  

ь продажа товаров  по льготным ценам пайщикам и ветеранам  потребительской кооперации;  

ь помощь в обучении пайщиков и их детей в вузах  и техникумах: в Смоленской области  действуют кооперативный техникум и высшее учебное заведение - Смоленский филиал Российского университета кооперации; 

ь обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.);  

ь организация  школьного питания;  

ь предоставление товарного кредита населению. 

Все направления  деятельности потребительской кооперации имеют «социальную окраску».  

Занимаясь торговлей, кооператоры обслуживают сотни населенных пунктов области. А многие магазины расположены в отдаленных и малонаселенных хуторах, их содержание, доставка туда хлеба, продуктов питания и других товаров требуют дополнительных расходов. Но смысл кооперации и состоит в том, чтобы слабому помогали сильные. Потребительская кооперация Смоленской области содержит около 300 убыточных магазинов, годовая сумма убытка которых составляет более 20 млн.рублей. Кооперативный магазин в сельской местности, особенно в малонаселенных селах и хуторах, - это центр общественной и культурной жизни. Именно здесь можно купить товары, сдать сельхозпродукцию, получить бытовые услуги и, наконец, просто пообщаться.  

Благодаря заготовительной  деятельности кооператоров жители села имеют возможность сдать в  предприятия потребкооперации молоко, мясо и другую сельхозпродукцию, что содействует развитию личных подсобных хозяйств населения.  

Производство  и сфера услуг решают проблему занятости населения. Потребительская  кооперация обеспечивает занятость  работников на действующих предприятиях, открывает новые производства и виды деятельности, привлекает население на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня. Развитие сферы услуг делает жизнь селян удобной, поднимает уровень жизненных благ, у людей отпадает необходимость ехать в районный центр, город, чтобы получить те или иные услуги.  

С каждым сельским жителем, пожелавшим работать в системе  потребительской кооперации на условиях общественных работ, потребительские  общества заключают срочный трудовой договор. При этом основанием для приема его на работу служит направление на участие в общественных работах в конкретной кооперативной организации, выданное органами службы занятости. 

Потребительской кооперации принадлежит также значительная роль в формировании денежных доходов сельского населения: это - заработная плата своих работников, оплата при закупках сельскохозяйственных продуктов и сырья, доходы на заемные средства населения, кооперативные выплаты. В случаях, когда низкие доходы не позволяют сельским жителям приобретать необходимые товары, кооперативные организации выдают им товары в долг. Кроме того, доходы, поступающие от функционирования предприятий и организаций потребкооперации, составляют в большинстве районов значительную часть местного бюджета, обеспечивая тем самым экономическое и социальное развитие муниципальной территории. Все это, в конечном счете, решает очередную проблему потребкооперации - проблему бедности сельского населения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.