Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль землеустройства в управлении земельными ресурсами городов и поселений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение  

Земельные ресурсы, являясь основой национального  богатства, основным потенциальным  источником экономического роста страны, в силу своих природных и экономических  свойств, представляют особый объект социально-экономических  и общественно-политических отношений. Это диктует необходимость создания принципиально иной системы управления земельными ресурсами от других систем управления.
Формирующаяся система управления земельными ресурсами  страны учитывает правовые, политические, организационные, экономические, экологические и социальные условия страны и общества.
Экономические преобразования в России во многом определили значение управления земельными отношениями и земельными ресурсами. Это связано с тем, что земля, помимо ее традиционных свойств (средство производства, территориальный базис, природный ресурс и др.) стала объектом имущественных правоотношений и объектом недвижимости.
В России формирование современной системы управления земельными ресурсами является ключевой проблемой земельной реформы, которая до последнего времени не нашла окончательного решения. Поэтому требуется совершенствование теоретических и методических положений управления земельными ресурсами, позволяющих увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образо-ваний и регионов, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений.
Управление земельными ресурсами включает следующие аспекты: политический, административно-управленческий, правовой, научный, технико-технологический. Поэтому управление земельными ресурсами является результатом определенного сочетания объективных и субъективных факторов.
Управление земельными ресурсами включает такие функциональные действия, как землеустройство, государственные земельный кадастр и мониторинг земель и др. Поэтому система управления земельными ресурсами может быть государственной, муниципальной и внутрихозяйственной в зависимости от формы собственности на землю и органа, осуществляющего функции управления.
Целью управления земельными ресурсами является обеспечение  потребностей государства и общества, таких как высокий уровень  экономических, экологических и  социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской, общественной и иной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в т.ч. земельных ресурсов; формирование экономически и социально обоснованной системы платежей за земельные участки.
Одним из важнейших  действий в сфере управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях является система государственного земельного кадастра, которая служит информационной основой государственного управления территориями и экономического регулирования
земельных отношений. При этом все составные части земельного кадастра должны быть адаптированы к рыночным условиям. Особенно это важно при разработке экономически обоснованных методик массовой государственной кадастровой оценки земель различных категорий, законодательном изменении принципов и правил налогообложения объектов земельных отношений. Совершенствование системы управления позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. 
 
 
 

    Основные  положения управления земельными ресурсами поселений
 
Административно-территориальными образованиями любого уровня являются территории, в границах которых исполняют  свои полномочия территориальные органы государственного управления, муниципальными образованиями — территории, в  границах которых осуществляется местное самоуправление. Границы территорий административно-территориальных и муниципальных образований могут не совпадать.
В соответствии с законодательством под муниципальным образованием понимают населенную территорию, в пределах которой осуществляют местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такими территориями являются:
-городское или  сельское поселение (город, поселок,  село, деревня, хутор, станица);
-часть поселения (район в городе);
-несколько поселений,  объединенных общей территорией  (сельсовет, волость, сельский  округ, район, уезд).
Территории муниципальных  образований устанавливают с  учетом исторических и иных местных  традиций (в соответствующих законах республик в составе РФ используют национальные названия муниципальных образований: кожууны, улусы, арбаны и другие поселения, не меняющие принципа территориального или поселенческого объединения), а также с учетом способов хозяйствования (кочевое, хуторское хозяйство), географических особенностей и сложившейся коммунальной и социальной инфраструктуры.
Конституция Российской Федерации определила задачи органов местного самоуправления, связанных с местом проживания:
-совместное  использование ресурсов для производственной и иной хозяйственной деятельности;
-совместное  пользование социальной инфраструктурой; 
-регулирование  общественной жизни муниципального  образования (общественный порядок,  национальные отношения и др.).
Основные параметры, характеризующие территорию муниципального образования, — ее географические, экономические и социальные факторы.
Из географических факторов, влияющих на управление земельными ресурсами муниципальных образований, наиболее значимые — размер территории и природные условия. При формировании территории муниципальных образований важно учитывать территориальную близость поселений, возможность совместного использования населением природных ресурсов данного территориального образования.
Экономический фактор, характеризующий муниципальную территорию, — совместная хозяйственная деятельность, что может выражаться как в совместном использовании природных ресурсов, так и в однотипности производства, ведущегося на данной территории, либо в его взаимодополняемости в рамках единого производственного цикла. Кроме того, экономическим фактором, характеризующим муниципальное образование, является наличие инфраструктурного единства территории, чрезвычайно важного при определении характеристик территории муниципального образования.
Социальный фактор, определяющий характеристику места, — особенность расселения населения на данной территории и его социальные характеристики. Эти факторы влияют на классификацию форм муниципальных образований,
Все муниципальные  образования можно разделить  на три большие группы:
1) первая —  поселенческие муниципальные образования  (города, поселки, сельские поселения). Как правило, к этой группе  относятся те муниципальные образования,  в которых имеется собственная  инфраструктура, обеспечивающая завершенность  производственных циклов;
2) вторая —  территориально-поселенческие муниципальные  образования (сельские районы, сельские  округа и др.). Такие муниципальные  образования состоят из нескольких  поселений, объединенных общим  хозяйственным циклом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства;
3) третья —  территориальные муниципальные  образования. Этот вид муниципальных  образований характерен для районов  Крайнего Севера, где кочевой  образ жизни как основной вид  хозяйственной деятельности не позволяет создавать поселения. Эта схема также применима для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства.
В системе управления муниципальной недвижимостью наиболее важны разграничение земель по формам собственности, выбор наиболее эффективного направления использования земельных участков и организация процесса передачи прав на землю.
Объектом  управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях выступают земля в установленных границах фиксированной площади и месторасположения, земельные участки, территориальные зоны, земельные доли (паи) и права на них. Земля на территории муниципального образования может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. К государственным землям отнесены федеральные земли и земли субъектов Федерации, муниципальным — земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Земли в пределах границ муниципального образования, не отнесенные к государственной, частной и иной собственности, а также земли, приобретенные органами местного самоуправления за пределами черты муниципального образования, также являются землями собственности муниципального образования. При формировании структуры исполнительного органа местного самоуправления необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип целевой ориентации муниципального образования. Формирование и дальнейшее развитие любого муниципального образования базируются на определенных целях совместной деятельности, определение и установление которых являются наиболее важным и значимым элементом управления. Первично цели и задачи деятельности муниципального образования определяют при его формировании путем разграничения компетенции.
Принцип горизонтального  разделения функций. Под разделением функций по горизонтали подразумевают разграничение функций между органами и должностными лицами одного уровня.
Принцип вертикального разделения функций. На территории муниципального образования существует ряд федеральных и региональных структур, без которых невозможно управление муниципальным образованием. К ним относятся:
хозяйствующие субъекты федерального и регионального  подчинения любых форм собственности; общественные организации, объединения  граждан, иные формы самоорганизации, имеющие органы управления в регионах или Фе-дерации; территориальные отделы областных администраций.
Принцип комплексности. Этот принцип важен для построения целостной структуры управления.
Земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, распоряжаются органы местного самоуправления. Система управления муниципальными землями практически во всех муниципальных образованиях отделена от системы управления зданиями и сооружениями. Исключение составляют небольшие по территории и численности поселки и города, как правило, областного подчинения, где функции управления недвижимостью сосре-доточены в одном структурном подразделении местной администрации.
Система управления муниципальными землями, будучи важнейшей  составной частью системы управления муниципальной недвижимостью, предусматривает: эффективное использование муниципальных земель; оптимизацию структуры доходов местного бюджета за счет доходов от земельной собственности; создание цивилизованного рынка недвижимости на территории муниципального образования; обеспечение гарантий имущественных прав на объекты недвижимости; увеличение доходной части муниципального бюджета за счет увеличения собираемости земельных платежей; экономию бюджетных средств; снижение затрат времени на управленческие решения.
Для достижения указанных целей, в том числе при разработке и реализации программ социально-экономического и градостроительного развития территории, муниципальные образования определяют наиболее эффективное направление и форму использования земельных участков, в частности продажу земли под приватизированными предприятиями, приватизацию объектов незавершенного строительства, передачу земельных участков в аренду и другие мероприятия.
При этом необходимо учитывать следующие условия  и характеристики системы управления муниципальными землями:
-наличие региональной  и муниципальной нормативной  базы по управлению земельными  ресурсами; 
-наличие местной  информационной базы (базы данных, методики расчета эффективности,  региональные нормативы и пр.);
-обеспечение  положительной динамики уровня доходов от использования земли и иного недвижимого имущества;
-обеспечение  положительного соотношения доходов  от использования земельных ресурсов  и расходов на содержание социально  ориентированной системы УЗР; 
-создание положительной динамики технико-эксплуатационных характеристик объектов земельно-имущественного комплекса;
-повышение спроса  на объекты земельно-имущественного  комплекса; 
-формирование  рыночных цен на объекты земельно-имущественного  комплекса; 
-контроль за  динамикой стоимости и спроса на продукцию и услуги, производимые государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в области управления земельными ресурсами;
-соответствие  использования недвижимого имущества  различным нормативам;
-развитие институтов профессиональной деятельности в области земельно-имущественного комплекса (независимая оценка, риэлторская деятельность и т. д.);
-динамика котировок  субфедеральных и муниципальных  ценных бумаг; 
динамика объемов  инвестиций и т. п.
Предметом управления является формирование процессов использования земельных ресурсов в границах муниципального образования.
Субъектами  местного управления являются органы местного самоуправления, а субъектами внутрихозяйственного управления земельными участками — собственники, землепользователи, арендаторы в лице граждан и юридические лица.
Любое муниципальное  образование, являясь сложной системой, подвержено влияниям внешних факторов (рис. 8), из чего можно сделать вывод, что успешное развитие территории муниципального образования во многом определяется деятельностью федеральных законодательных и исполнительных органов, а также субъекта Федерации.
На систему  управления муниципальными землями  влияют следующие факторы: политические, экономические, социальные, рыночные, экологические и др.
Систему управления земельными ресурсами любого муниципального образования разрабатывают в  следующей последовательности:
1. Составляют  с учетом проведенного анализа  состояния и перспектив развития  социально-экономической и политической  ситуации в стране, регионе, муниципальном образовании материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы, которыми располагает или которые может реально привлечь муниципальное образование для своего развития.
2. Учитывают  долгосрочные перспективы развития  муниципального образования, сообщества муниципальных образований, а также интересы соседних территорий, органов власти субъекта Федерации и федерального центра.
3. Анализируют  основные направления развития  муниципального образования: экономическое,  социально-культурное, градостроительное, экологическое и пр.
4. Оценивают  примерную стоимость программ, ожидаемый  эффект и определяют конкретных  разработчиков и исполнителей.
5. Обеспечивают  периодическую конкретизацию в  форме годовых планов в соответствии  с изменениями социально-экономической ситуации, взглядов сообщества муниципального образования на развитие территории.
Исходя из сложности  системы, в основу процесса управления земельными ресурсами муниципального образования должна быть положена земельно-информационная система, которая позволит:
-проводить мониторинг  состояния объекта управления;
-обеспечить  контроль исполнения решений  и эффективности исполнительных  механизмов;
-анализировать  внешние и внутренние проблемные  ситуации и прогнозировать их  развитие;
-поддерживать  процедуры принятия решений; 
-управлять деятельностью  органов местного самоуправления;
-обеспечить  надежное хранение и оперативный  избирательный доступ к большим  объемам информации;
-осуществлять  автоматизированную поддержку процедур  обработки информации;
формировать внешние  и внутренние коммуникации, а также  обеспечить поддержку доступа к  удаленным источникам и фондам.
    Роль землеустройства в управлении земельными ресурсами поселений
     Возросшая роль землеустройства в процессе административно-территориальных преобразований продиктована необходимостью осуществления определенных землеустроительных мероприятий как на стадии формирования территорий муниципальных образований, так и при обеспечении устойчивого функционирования и обоснования совершенствования размеров и границ территорий поселений (рис. 1).
 

Рис. 1. Система землеустроительных мероприятий при реализации требований Федерального закона (№131-ФЗ от 06.10.2003г.) 

     На  стадии формирования территорий поселений  велика значимость мероприятий по изучению состояния земель, установлению границ поселений (рис. 1). При функционировании сформированных поселений возрастает роль планирования и организации рационального использования земель, проведения природоохранных мероприятий, разработки проектов рекультивации нарушенных земель и проектов по защите земель от эрозии и других негативных воздействий. Изменение границ и преобразование существующих поселений, необходимые при совершенствовании размеров муниципальных образований, направлены преимущественно на оптимизацию структуры ресурсов муниципальных образований и совершенствование территориальной организации аграрного производства. При этом остается весьма существенным анализ сведений о состоянии и использовании земель.
     Устанавливается, что целью землеустройства при территориальной организации поселений является создание информационно-аналитической основы, характеризующей состояние и организацию использования земель, направленной на оптимизацию структуры муниципальных образований, формирование их земельно-пространственных каркасов, обеспечивающих устойчивое развитие территорий.
     Содержание  землеустройства определяется взаимодействием  земельных ресурсов с другими  элементами территориальной системы – населением, производством, инфраструктурой.
     Основными задачами землеустройства при территориальной  организации поселений являются:
     – формирование сведений о состоянии и уровне использования земель в границах муниципальных образований;
     – определение земель с особым режимом использования, установление границ таких зон и возможности хозяйственного использования земель с учетом ограничений;
     – совершенствование расселения путем оптимизации распределения и создания пространственных предпосылок для развития объектов социальной и производственной инфраструктуры;
     – оптимизация территориальных условий для организации использования земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве и других отраслях народного хозяйства;
     – формирование оптимальных по размеру территорий, обеспечивающих доступность населению органов местного самоуправления и уровень управляемости ресурсами муниципального образования;
     – создание территориальных единиц, обладающих составом и структурой земельных ресурсов, отвечающих целям и интересам социально-экономического развития территорий. 

    Основные  землеустроительные и земельно-кадастровые  мероприятия в  системе управления земельными ресурсами  поселений
 
К основным мероприятиям, формирующие систему управления землями муниципального образования относятся:
-ведение земельного  кадастра, включая регистрацию земельных  участков, их учет и оценку;
-планирование  и систематическое регулирование  использования земель;
предоставление  и изъятие земель;
-землеустройство  и мониторинг земель;
-земельный контроль;
-установление  порядка управления и распоряжения  землями; 
-изъятие и  предоставление земельных участков  в бессрочное (постоянное) пользование,  передача их в собственность,  аренду;
-планирование  использования земель, находящихся на территории муниципального образования;
-взимание платы  за землю; 
-установление  границ территорий земель, передаваемых  в ведение сельских и поселковых  администраций, а также предоставляемых  юридическим и физическим лицам  в различные виды пользования;
-выполнение  иных функций в соответствии  с нормативными правовыми актами  РФ, субъектов Федерации и муниципалитетов.
.  

    Виды  землеустроительной документации, применяемые  в управлении поселениями
 
Закон предполагает введение отличных от ранее действовавших процедур формирования земельных участков. Так, на общем собрании участников долевой собственности утверждается не местоположение части земельного участка, в границах которой каждый желающий может выделить свой надел, а проект межевания. Проектом определяются размеры и местоположение границ земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельных долей. Одновременно общее собрание должно принять решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков. Кадастровые работы теперь будут выполняться кадастровым инженером, только в соответствии с проектом межевания. Данное требование влечет за собой необходимость наличия и использования различных видов землеустроительной документации и данных государственного учета земельных угодий. Как обстоят дела в этом вопросе, тема исследований авторов статьи.
В современных  условиях нельзя прогнозировать состояние  и динамику изменений земельного фонда, управлять процессом рационального  использования земель, не имея информации о земельных угодьях.
Основой для получения информации сегодня являются различные планы и карты с широким диапазоном использования не только для целей кадастра, но и для составления проектов межевания, вычисления площадей контуров земельных угодий с составлением экспликации земель по форме 22-2 государственной статистической отчетности и т.д. При этом чем мельче масштаб карты может применяться для тех или иных целей, тем дешевле стоимость землеустроительных работ на единицу площади.
Планы и карты, независимо от года издания, содержат топографические контуры, пространственное положение которых не изменяется десятками лет (железные и автомобильные дороги, реки, каналы, плотины, здания, сооружения и т.д.), этот основополагающий принцип на местах игнорируется, в некоторых территориальных отделах Росреестра дежурные карты и планы уничтожаются. В результате ежегодные отчеты о наличии земельных угодий составляются без внесения изменений в первичную учетную документацию (в дежурные карты и журналы учета текущих изменений). Отсюда можно сделать вывод, что с учетом земель в абсолютном большинстве поселений очень серьезные проблемы.
В границах территорий сельских поселений в последние  годы появилось много новых собственников, владельцев и арендаторов земельных  участков. Сведения о них должны постоянно уточняться. Администрации сельских поселений вправе на постоянной основе отслеживать происходящие изменения, своевременно выявлять неплательщиков земельного налога, держать под контролем поступления земельных платежей, устанавливать лиц, не использующих земельные участки, предъявлять к ним требования за нарушение земельного законодательства.
В сфере государственного управления земельным фондом объект земельных правоотношений находится  в зависимости от уровня компетенции  органа управления землей и вида его управленческой деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», основные функции управления земельным фондом осуществляет муниципальное  образование – городское или сельское поселение, муниципальный район либо городской округ.
Методы управления земельными ресурсами на уровне муниципальных  образований определяются с учетом доминирующих там форм собственности  и должны быть направлены на эффективное  использование земель в интересах всего населения, проживающего на данной территории. Эффективно управлять земельными ресурсами в границах муниципальных образований возможно только при наличии сведений, всесторонне характеризующих земельный фонд поселения. Одним из источников таких сведений является землеустроительная и кадастровая документация.
Управление земельными ресурсами на уровне муниципального образования предполагает проведение, на основе геоинформационных технологий, цифровых карт, целого комплекса взаимосвязанных землеустроительных и кадастровых работ по описанию границ территории, изучению состава земельного фонда, инвентаризации и оценки земель, составлению карты (плана) объекта землеустройства и т.д.
Необходимость организации территории муниципальных образований ставит сегодня перед землеустройством ряд актуальных задач. Поселения очень часто преобразовывались без должного экономического обоснования, анализа социальной составляющей и учета существующей системы землепользования.
В настоящее  время землеустройство должно обеспечивать решение таких вопросов, как оптимизация использования земель и сохранения устойчивости границ муниципальных образований, укрепление их экономической основы путем повышения эффективности использования земельных ресурсов.
Для эффективного управления земельными ресурсами в муниципальном образовании  на основе исследований  определен минимум содержания комплексной землеустроительной документации на уровне сельского поселения:
1. Картографическое  описание границ поселения.
2. Расчеты по определению общей площади поселения аналитическим способом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.