На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы финансового контроля. Ревизия основной метод финансового контроля, ее виды. Акт ревизии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
 

 
Введение

 
     Неотъемлемой  составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных  образований является финансовый контроль.
     Финансовый  контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль над соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
     Финансовый  контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.
     Одна  из основных функций государственного управления — создание и поддержание  эффективной финансовой системы  и, соответственно, адекватной системы  финансового контроля. Финансовый контроль является составной частью, или специальной отраслью, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля над ходом выполнения этих задач.
     Учитывая  всепроникающий характер финансового  контроля, его возрастающую роль в  условиях формирования рынка как  важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.
 

     

1. Методы финансового контроля

 
     Различают следующие методы проведения контроля:
    проверки;
    обследования;
    надзор;
    анализ финансового состояния;
    наблюдение (мониторинг);
    ревизии.

     Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

     Обследование в  отличие от проверки охватывает более  широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

     Надзор  производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.
     Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
     Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
     Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
     По  полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:
    полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
    частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
    комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;
    тематические - проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.
     В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:
    сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
    выборочные это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
     комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.
     Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности. 
 
 
 

    2. Ревизия как основной метод финансового контроля

2.1 Понятие и общая  характеристика ревизии  как метода последующего финансового контроля

 
     Основным  методом последующего финансового  контроля является ревизия - обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.
     Законодательство  закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Ревизия проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. При необходимости ревизии не ограничиваются проверкой только документации, а дополняются фактической проверкой остатков материальных ценностей на складе, проверкой соответствия, документального учета фактическому, объема выполненных строительных работ, контрольным обмерам и т.п.
     Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, в которой определяются объект, конкретные вопросы контроля и сроки его осуществления. Результаты ревизии оформляются специальным актом, имеющим силу источника доказательства в следственной и судебной практике. На основании акта ревизии у проверяемой организации возникает обязанность по проведению неотложных мер по устранению выявленных недостатков, а лица, виновные в нарушении финансовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
     Ревизии проводятся путем:
    проверки отчетных, бухгалтерских документов в целях установления их законности и подлинности, правильности оформления, а также целесообразности производственных операций;
    проверки соответствия бухгалтерских записей содержанию операций, фактическому выполнению работ или оказанию услуг;
    внезапной проверки фактического наличия денежных средств, материальных ценностей, бланков строгой отчетности и их соответствия учетным данным;
    взаимного контроля операций и документов;
    проведения встречных проверок;
    анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений.
 
     Проведение  ревизий в системе отраслевых министерств и ведомств имеет  свою специфику. Можно выделить общие  требования, предъявляемые к проведению ревизии, независимо от проверяемого субъекта.
     Ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, ведомства, состоящих на республиканском бюджете  Российской Федерации, проводятся не реже одного раза в два года, а в  подразделениях, состоящих на хозяйственном расчете, — не реже одного раза в год. Ревизии проводятся, как правило, комплексно, т.е. охватывают не только финансово-хозяйственную, но и производственную деятельность. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения либо смене его руководителя, начальника финансовой службы.
     Срок  проведения ревизии не может превышать, как правило, 30 дней. При проведении ревизии ревизор проверяет, анализирует и использует различные документы, например, материалы инвентаризаций, первичные документы (кассовые ордера, выписки банка, накладные и т. п.), хозяйственные договоры, материалы обследований и проверок, проведенных банком.
 


2.2 Виды и методы  ревизии, права  ревизоров, окончание  ревизии

 
     Ревизии могут подразделяться на следующие виды:
     - ревизия, проверка кассы и кассовых операций;
     - ревизия банковских  операций;
     - ревизия операций  по начислению  денежного довольствия и заработной платы;
     - ревизия расчетных  операций;
     - ревизия сохранности  и использования  материальных ценностей;
     - ревизия основных  средств;
     - ревизия учета  бланков строгой  отчетности;
     - проверка организации  бухгалтерского учета;
     - проверка пенсионной  работы;
     - проверка работы  с письмами, заявлениями  и жалобами по  вопросам
     бесхозяйственности  и др.
     Ревизии подразделяются по содержанию на документальные и фактические.
     Документальные  ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов, в том числе счета, платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты, сметы и др. На основе анализа финансовых документов можно определить законность и целесообразность расходования средств.
     В ходе фактической ревизии проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. Ревизоры организуют инвентаризацию материальных ценностей, проверяют состояние материальных и вещевых складов, производят подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей, находящихся на складах, контрольные обмеры на строительстве и т. д.
     Программа ревизии содержит набор конкретных приемов документального и фактического последующего финансового контроля. Классификация методических приемов документального контроля включает:
     а) формальную проверку документации, нацеленную на установление правильности оформления документов, подлежащих контролю;
     б) арифметическую проверку документации, сводящуюся к оценке правильности таксировок и подсчетов в документах;
     в) юридическую (нормативную) оценку документально оформленных хозяйственных операций, имеющую целью определить соответствие отраженных в документах операций существующему законодательству, и их экономическую целесообразность;
     г) логическую проверку, представляющую собой логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;
     д) встречную проверку — сличение первичных документов или учетных записей ревизуемого предприятия с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений, с которым ревизуемое предприятие имеет хозяйственные связи;
     е) сравнение, под которым понимается сопоставление объектов контроля в целях определения сходства или различия между ними;
     ж) балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей, предполагающие сопоставление поступлений отдельных видов ценностей за межинвентаризационный период с их расходом за этот же период и остатками по инвентаризационной ведомости за день ревизии;
     з) некоторые другие приемы.
     Фактический контроль, представляющий собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре, осуществляется с использованием следующих приемов:
     а) инвентаризации — проверки фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату;
     б) экспертной оценки, основывающейся на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли и т.д.;
     в) визуального наблюдения, предусматривающего обследование на месте в целях проверки хранения материальных ценностей на складах, состояния контроля за ввозом и вывозом материалов и готовой продукции.
     Документальный  и фактический контроль не существуют изолированно, а дополняют друг друга. За правильно составленными документами  и записями могут скрываться хищения  и другие злоупотребления. Это объясняет  необходимость проведения фактического контроля. В свою очередь фактический контроль ввиду непрерывного характера производственных процессов и быстрой смены хозяйственных ситуаций не может быть всеобъемлющим и сопровождается документальным контролем.
     По  времени осуществления ревизии  делятся на плановые и внеплановые. В основном, ревизии носят плановый характер. О проведении ревизии извещаются руководители подлежащих проверке предприятий или учреждений. При необходимости проводятся и внеплановые ревизии (в случае поступления жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки). Внеплановые ревизии могут проводиться различными контрольными органами. Разновидностью внеплановых ревизий являются ревизии, проводимые по требованию следственных органов. Такие ревизии являются не только методом осуществления финансового контроля, но и источником юридических доказательств по уголовным делам, связанным с хищениями и другими злоупотреблениями.
     По  обследуемому периоду деятельности на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность проверяемого субъекта за весь ревизуемый период. При сплошном методе проверяются все без исключения документы, относящиеся к данному виду операций. Кассовые и банковские документы проверяются только сплошным методом. Выборочная (частичная) ревизия затрагивает всю документацию, но ограничивается более короткими промежутками времени (например, квартальные ревизии). Таким образом, проверяется часть документов. Объем выборочной проверки определяется ревизором в зависимости от необходимости, а также характером проверяемых операций. При этом ревизор обязан указать, какой конкретно объем документации и период проверен выборочно.
     В тех случаях, когда выборочной проверкой  установлены факты серьезных  нарушений или злоупотреблений, проверку документов следует производить сплошным методом, а в случае необходимости - за период, охваченный предыдущими ревизиями.
     По объему ревизуемой деятельности бывают: комплексные и тематические. Комплексные - охватывают комплекс взаимосвязанных элементов производственной и финансово-хозяйственной деятельности, то есть проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях. В них участвуют ревизоры нескольких органов, специалисты разных профилей - технологи, бухгалтеры, финансисты и др.
     Разновидностью  комплексных ревизий являются сквозные проверки, одновременно охватывающие контролем финансово-хозяйственную  деятельность вышестоящего органа государственного управления и части подведомственных ему предприятий и организаций. В этом случае, возможно оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности как отдельного предприятия, так и отрасли в целом, что позволяет полнее вскрыть наличие внутрихозяйственных резервов повышения производительности труда и экономии финансовых ресурсов.
     Тематические - сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности, то есть проверяются отдельные участки работы предприятия или организации (например, правильность исчисления налогов, правильность расходования фонда заработной платы, финансирования капитального ремонта и т. п.).
     Ревизоры  наделены широким  кругом прав, а именно:
     - проверять на ревизуемом предприятии первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую и бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;
     - проводить частичные или сплошные инвентаризации;
     - опечатывать склады, кассы, кладовые;
     - проверять в их финансовых учреждениями кредитных организациях достоверность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия;                         ревизия финансовый контроль
     - привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;
     - получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам.
     Наряду  с этим ревизор может изъять некоторые  документы, если их сохранность не может  быть гарантирована или совершены  документальные подлоги и подделки (то есть подлоги и подделки материалов). Первичные документы и учетные регистры могут быть изъяты у предприятий только на основании постановления органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда. Изъятие ревизором документов по решениям этих органов оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку должностному лицу ревизуемого предприятия.
     По  окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, проверку, руководителем и  главным бухгалтером объединения, предприятия, организации, учреждения, на котором проводилась проверка. При наличии возражений или замечаний по акту руководитель и главный бухгалтер приобщают к нему свои замечания и возражения. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц.
     Акт ревизии отражает результаты проведения ревизии и может являться основанием для ведения следственной деятельности.
     На  основе акта ревизии принимаются  меры по устранению выявленных нарушений  финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии.
     Должностные лица, по вине которых допущены нарушения и о которых говорится в акте ревизии, могут быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.
     В случае необходимости в ходе ревизии  составляется промежуточный акт, а  материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.
     Акты  ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, представляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов Федерации и местным финансовым органам по их требованию. 
 
 

Акт ревизии

В акте ревизии должны быть указаны:
1. Основание  назначения ревизии, дата и номер приказа о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт ревизии.
2. Даты  начала и завершения проверки  или ревизии (в случае перерывов  указывается их период), а также  место составления акта ревизии.
3. Должности  и фамилии работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт ревизии, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии.
4. Наименование  и местонахождение проверяемого  субъекта хозяйствования.
5. Кем и когда были проведены предыдущие ревизии, какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства.
6. Какие  финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за  какой период проверены.
7. Место,  время и характер совершенного экономического правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, установленная актом законодательства ответственность за данный вид нарушения.
8. Установленные  в ходе ревизии недостачи денежных  средств и материальных ценностей,  потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам.
9. Размер  причиненного ущерба и другие  последствия выявленных нарушений.
10. Должности  и фамилии лиц, по вине которых  допущены соответствующие нарушения,  а также сведения о том, какие именно действия этих должностных лиц повлекли нарушения в деятельности субъекта хозяйствования.
Акт ревизии  должен быть кратким и исчерпывающим. Его не следует загромождать отчетными  данными и таблицами периодической  отчетности без соответствующего их анализа. В изложении акта должна быть соблюдена объективность, ясность и точность описания выявленных фактов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Образец акта проверки                                                                        
                                        
 Для служебного  пользования                                                  
 Экз. N ________  

от "__" ___________ ____ г.                       N ______________                         

 Место составления:           

_______________________________________________                             

 АКТ ПРОВЕРКИ           

_______________________________________________             
(полное наименование  субъекта проверки,           
 дата и  номер государственной регистрации)         

 Дата начала проверки:     "__" __________ ____ г.      
 Дата завершения  проверки: "__" __________ ____ г.     

 Настоящий     акт    составлен  по     результатам    проверки
_________________________________________________________________,             
(полное наименование субъекта проверки)
проведенной в  соответствии с _____________________________________
_________________________________________________________________.  
(вид, наименование  и реквизиты решения о проведении  проверки)     

 Настоящий  акт  составлен  в  трех экземплярах, имеющих равную
юридическую силу.      

 Приложение: 1.                        на __ л. <*>               
2.                                    на __ л.               
3.                                    на __ л.               
4.                                    на __ л.  

Председатель  комиссии
(лицо, уполномоченное
на проведение проверки)                      ____________ (Ф.И.О.)            
                                   (подпись)
Члены комиссии                                ___________ (Ф.И.О.)                                              
(подпись)                                             
___________ (Ф.И.О.)                    
                           (подпись)                                             
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.