На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальная педагогика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Новосибирский Государственный Педагогический Университет 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
Социальная  педагогика 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Емельянова А. А.
Проверила: Рубцова Л. В. 
 
 
 
 
 
 

2009 г.
Содержание
1 Введение…………………………………………………………………………3
2 Основные термины и определения…………………………………………….4
3 Основные понятия: культура, субкультура и контркультура ……………….7
4 Пути развития социальной педагогики ……………………………………….9
5 Социальная педагогика как наука ……………………………………………14
6 Социальная педагогика как научная дисциплина…………………………...16
7 Развитие личности как педагогическая проблема…………………………...29
8 Сущность социализации и её стадии…………………………………………32
9 Воспитание и формирование личности………………………………………35
10 Факторы социализации и формирования личности………………………..37
11 Заключение……………………………………………………………………42
Список литературы………………………………………………………………44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Социальная  педагогика – специальность, предметной областью которой является процесс  социализации, социальное воспитание личности, социальная защита и социально-педагогическая помощь и поддержка ребенка и его окружения, формирование благоприятной социальной среды.
   Функции социально-педагогической деятельности имеют место в любой профессии, любого должностного лица, любого человека, вступающего в отношения с  другими людьми, с различными социальными институтами общества для реализации своих потребностей.
   Социально-педагогическая деятельность в России сегодня направлена преимущественно на работу в детско-юношеской  среде, на оказание помощи взрослым и  детям в разрешении возникших проблем самореализации и формирования жизнеспособности личности на различных периодах ее жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Основные термины и определения
   Социальная  педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) - отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.
   Социальная  педагогика (Х. Мискес) - научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах.
   Социальная  педагогика (А. В. Мудрик) - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (воинские части, предприятия).
   Социальная  педагогика (В. Д. Семенов) - наука о воспитательных влияниях социальной среды.
   Социальная  педагогика (Ю. В. Василькова, Т. А.Василькова) - это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация.
   Социальная  педагогика (Ф. А. Мустаева) - теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения.
   Социальная  педагогика – это наука о закономерностях взаимодействия человека и социальной среды (социума) в различных условиях его жизнедеятельности
   Социальная  педагогика предоставляет человеку знания о способах создания условий самореализации в обществе.
   Социальная  педагогика выходит за пределы традиционной педагогики, так как рассматривает «личность в социуме», в конкретной социальной ситуации развития, деятельности, общения.
Объектом социальной педагогики является целостная система взаимодействий взрослых, детей и социальной среды, обеспечивающих благоприятные условия развития социальной активности личности, способной реализовать себя и одновременно влиять на преобразование социального окружения.
Основные  назначения социальной педагогики: 
    Заложить основы педагогического мышления в различных субъектах социума
    Сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные (с точки зрения педагогической целесообразности) решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив
    Полноценно использовать уникальные возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом для обеспечения социальной заботы о правах и благосостоянии личности, о повышении качества жизни.
   Практическая  психология – специальность, предметной областью которой является решение  комплексных задач профилактической, диагностической, консультативной, коррекционной  и развивающей деятельности, ориентированной  на повышение социально-психологической компетентности людей и оказание психологической помощи отдельно взятому человеку или группе.
   Педагог-психолог – специалист, имеющий высшее психологическое  образование, обеспечивающий развитие и сохранение психического и психологического здоровья субъектов педагогического процесса, способствует созданию гармоничной эмоционально-психологической атмосферы в школьном коллективе, принимает меры по профилактике социальной дезадаптации учащихся, оказывает психокоррекционную и реабилитационную помощь, осуществляет консультативную помощь, психологическое просвещение.
Задачи  профессиональной деятельности
- социально-педагогическая  и психологическая диагностика развития и формирования личности, группы, среды; 
- социально-педагогические и психологические исследования; 
- проектирование и прогнозирование социально-педагогической и психологической деятельности; 
- организация и координация социально-педагогической и психологической помощи и поддержки детям, подросткам и их социальному окружению, 
- организация, регулирование, коррекция взаимоотношений и взаимодействий в педагогическом процессе и в открытом социуме; 
- определение и использование оптимальных форм, методов, средств обучения и воспитания; 
- обеспечение духовно-творческого потенциала личности, духовной реабилитации личности средствами социокультурной деятельности; 
- формирование у детей и молодежи эстетической, морально-этической, правовой, политической, экологической, физической культуры, обеспечение педагогического сопровождения различных форм организации свободного времени; 
- научно-исследовательская и учебно-методическая деятельность в области социально-культурной деятельности.

Объекты профессиональной деятельности
- дети, молодежь, взрослые; 
- сфера взаимоотношений: среда – личность – общество; 
- социальные институты – семья, детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, колледжи, интернатные учреждения, детские дома, учреждения для детей с особенностями психофизического развития, внешкольные учреждения, детские и молодежные объединения, социальные приюты, социальные службы помощи, центры реабилитации, отделы социальной зашиты населения, органы управления социальной сферой; 
- образовательная деятельность; 
- содержание социально-педагогического образования; 
- управленческая деятельность в учреждениях и органах образования; 
- государственные органы управления культурой; 
- учреждения культуры и искусства различного профиля; 
- образовательные учреждения Министерства культуры; 
- научно-методические центры народного творчества; 
- средства массовой информации; 
- туристско-экскурсионные предприятия; 
- санаторно-курортные учреждения; 
- пенитенциарная система.

3 Основные понятия: культура, субкультура и контркультура.

   Культура - это некая целостная система  с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура - современное порождение городского уклада жизни.
   Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.
   Какие характеристики присущи субкультуре  вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура - это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.
   Sub по-латыни - это «под», другими словами,  по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), а соntra - «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт). Поэтому понятие контркультуры акцентирует момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Данный термин появился в западных источниках в 60-е годы ХХ в.
   Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния. Борьба в период раннего христианства с проявлениями язычества свидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры. Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.
   В научной литературе эти направления нередко по-прежнему называют контркультурой по отношению к традиционным образцам искусства, но уже в контексте более крупных историко-временных масштабов.
   Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкая дефиниция, чем контркультура.
4 Пути развития социальной педагогики
      Современное развитие общества все больше акцентирует  внимание к человеку, среде его  обитания. Являясь уникальным существом, человек представляет собой вполне определенную целостность, признаваемую представителями многих наук.
      Одной из наук, исследующей человека в  социальной среде его обитания, является социальная педагогика. Под ней понимается теория и практическая деятельность институтов, профессионально подготовленных специалистов по целенаправленному социальному развитию человека как личности, и, прежде всего, с особыми нуждами, восстановлению, стимулированию процесса его социализации, ресоциализации, направленные на обеспечение наиболее полной самореализации индивидуальных возможностей этого человека в социуме педагогическими средствами.
      Объектом социальной педагогики выступает человек в процессе его социализации, самосовершенствования, самореализации в конкретном социуме, а предметом - педагогические отношения, складывающиеся в социальной среде между людьми, объектом и субъектом, возможности педагогического влияния на них (управления ими). Основное предназначение социальной педагогики (цель) - обеспечение оптимальных условий для самореализации человека с его индивидуальными особенностями, возможностями в среде обитания педагогическими средствами.
      Содержание  социальной педагогики определяется ее функциями. К ним относят общепедагогические (воспитание, развитие, обучение, подготовка и др.) и специфические функции, связанные с решением задач, обусловленных: индивидуальными нуждами, особенностями развития, воспитания и потребностями конкретного человека на различных этапах его возрастного развития. Специфические функции социальной педагогики можно объединить в группы социально-исследовательские, социально-преобразовательные и социально-образовательные.
      Определяя содержание, они диктуют необходимость  выделения в социальной педагогике соответствующих основных ее компонентов: практического (социальная педагогика как практика); теоретического (социальная педагогика как наука); образовательного (социальная педагогика как образовательный комплекс).
      Каждый  из них имеет свой предмет, объект, цель, задачи, функции. Взаимосвязь основных компонентов, раскрывающих содержание и структуру социальной педагогики в целом, представлена на схеме 1.
      Табл.1 Структура социальной педагогики
Теоретический компонент (как наука) Практический  компонент (как практика)
Научно-познавательная деятельность Научно-преобразовательная деятельность
Исследовательские функции  Преобразовательные  функции
Диагностическая. Диагностическая. Прогностическая.
Образовательная.
Прогностическая. Аналитическая.
Описательная.
Адаптационная. Коррективная.
Мобилизующая.
Объяснительная. Контрольная.
Интегрирующая. Реабилитационная.
  Профилактическая (защитно-профилактическая)
Образовательные функции
Формирования: системы знаний; системы эмоционально-ценностного  отношения. Самообразования.
Развития: системы  навыков и умения; профессионально-важных качеств; передачи системы опыта  и др. Самосовершенствования.
Научно-образовательная  деятельность
Образовательный компонент (как образовательный  комплекс)
      Социальная  педагогика как практика. Она отражает многообразие практической деятельности специалистов в социальной сфере педагогическими средствами. Как практика социальная педагогика имеет своим объектом конкретного человека во взаимосвязи его с социальной средой (средой обитания), а предметом - социально-педагогическую деятельность субъектов и институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой. Ее целью выступает гармонизация этого взаимодействия, всей совокупности взаимоотношений, позволяющая обеспечить наиболее полную самореализацию человека и развитие его как личности в реальных условиях среды.
      Такая гармонизация осуществляется по направлениям:
      а) целенаправленная педагогизация социальной среды в интересах социализации, ресоциализации обитаемого в ней человека, группы;
      б) воздействие (взаимодействие) с самим  человеком с учетом его потребностей, возможностей, интересов.
      в) педагогизация среды и воздействие  на человека в интересах создания для него наиболее оптимальных условий самореализации.
      По  мнению специалистов, социальная педагогика как практика реализует следующие  функции:
    диагностическая - оценка социально-педагогических факторов социума, протекающих в нем процессов, условий жизнедеятельности и обитания человека; уровня социально выраженных его особенностей;
    прогностическая - социально-педагогическое прогнозирование протекания социальных процессов среды; проявление в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека);
    образовательная - подготовка (переподготовка) человека как специалиста, с учетом его интересов, желаний, индивидуальных возможностей и потребностей среды;
    адаптационная - приспособление человека к среде или среды к человеку, с учетом его индивидуальности;
    коррективная - с учетом индивидуальности человека и социально-психологических потребностей среды;
    мобилизующая - включение человека в общую деятельность (в разные ее виды); активизация его индивидуальных возможностей как члена конкретного социума на жизнь, на самореализацию;
    контрольная - оценка и контроль социального поведения, стимулирование положительного самовыражения, предупреждение негативных социальных действий, которые оказываются на человека его окружением, референтной группой;
    реабилитационная - снятие стресса, разрядка, разгрузка, восстановление духовных и физических сил, накопление положительных эмоций и пр.;
    профилактическая (защитно-профилактическая) - защита личности от среды в ее агрессивных проявлениях (и наоборот).
      В своей совокупности изложенные функции  объединяются в группу социально-преобразовательных функций социальной педагогики.
      Задачами социальной педагогики как практики выступают: адаптация; реабилитация; компенсация; профилактика; коррекция; социальная стабилизация; социальная защита; социальное обеспечение; социальный контроль; социальная пропаганда и др.
      Деятельность  социального педагога осуществляется, как правило, методами общей педагогики (воспитания и обучения) - убеждением, научением, побуждением, поддержкой и др., что является отражением общепедагогических функций в социальной педагогике; ее собственными методами (уточнение которых является одной лэ актуальных задач науки).
      Специальные исследования и практика убедительно показывают, что социальная педагогика реализуется через различные технологии, в зависимости от сферы применения, целей и решаемых задач. Под технологией социальной педагогики понимается общая совокупность и последовательность операций деятельности социального педагога по отношению к конкретному объекту, обеспечивающей оптимальный вариант достижения определенной социально-педагогической цели. В каждой сфере она конкретизируется, уточняется, наполняется своим содержанием в соответствии с предметной областью социально-педагогической деятельности.
5 Социальная педагогика как наука.
        Она включает специальные педагогические  теории, объект, предмет, понятийно-категориальный  аппарат и отражает научно-познавательную  деятельность людей, исследующих  социально-педагогические проблемы.
      Объектом ее выступает социально-педагогическая деятельность субъектов и институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой (т.е. предмет социальной педагогики как практики. Это обусловлено тем, что наука no-преимуществу отражает процессы практики).
      Предметом социальной педагогики как науки являются закономерности, противоречия, принципы и методы социализации человека с учетом его индивидуальных особенностей (в том числе с особыми нуждами). Ее цель направлена на повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической практики и образовательного комплекса.
      Содержание  социальной педагогики как науки определяется ее функциями, к основным из которых относятся: диагностическая, прогностическая, аналитическая, описательная, объяснительная, интегрирующая (в своей совокупности они объединены в группу познавательных, исследовательских функций).
      Задачи социальной педагогики как науки можно условно объединить в основные группы:
      -исследование отечественного опыта социально-педагогической деятельности в социуме,
      -анализ и оценка зарубежного опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов, его адаптация к условиям регионов и страны в целом;
      -развитие социальной педагогики как научной дисциплины;
      -теоретическое обоснование образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы.
      Будучи  частью общепедагогической науки, социальная педагогика использует ее понятийный инструментарий, ее основные принципы и методы в целях организации и проведения научных исследований, обеспечения практической реализации. Вместе с тем, ее собственная специфика обусловливает высокую значимость методов междисциплинарных компонентов наук, на которые она опирается (которые обусловливает ее функционирование).
      Актуальнейшей задачей социальной педагогики является определение своих собственных  методов практической деятельности и социально-педагогического исследования.
      В общем плане социальная педагогика использует общенаучную технологию (технологию научно-исследовательской  деятельности). Но специфика этой отрасли  знания обусловливает значительное возрастание в научной деятельности роли социально-педагогического проектирования (в полном его цикле - от постановки задач до реализации проекта) в конкретных типах социума (на федеральном, региональном и местном уровнях).
      Как и другие науки социальная педагогика имеет свои методологические основы (в широком смысле слова), к которым следует отнести знания, выполняющие по отношению к социальной педагогике методологическую функцию и используемые ею в качестве ориентиров своего развития. Это - знания, вырабатываемые различными науками: социальной философией; политологией; социологией; социальной психологией; социальным правом; социальной статистикой; социальным управлением; социальной информатикой и т.п.
      6 Социальная педагогика как научная дисциплина (второе ее качественное состояние) отражает научно-познавательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества. Она является частью педагогической науки, выделяясь из нее на основе своей собственной объектно-предметной области. Не возражая, а наоборот, поддерживая мнение ученых о том, что вся педагогика должна быть социальной, укажем, однако, что это мнение отражает лишь характер, направленность науки, а не ее объектно-предметную область. А ведь именно объект и предмет науки по преимуществу определяет возможность ее самостоятельного существования, выделения из более общей науки в качестве составной ее части.
      Именно  на основе выделения самостоятельного объекта и предмета социальная педагогика перестает быть “железкой железной”, а представляет собой относительно самостоятельный раздел педагогики, который так и называется - “Социальная педагогика”. Экспериментально-практическим и научно-эмпирическим ее фундаментом выступает социально-педагогическая практика как часть социальной практики. Своим же характером, направленностью она обеспечивает социальное содержание всему педагогическому знанию, делая всю систему педагогической науки социальной. При этом она также обеспечивает “стыковку” любого педагогического знания с “внешним миром” - социумом во всех его проявлениях, придавая тем или иным институтам социума открытый характер.
      Как научная дисциплина, социальная педагогика имеет своим объектом взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах), т.е. ту совокупность явлений и процессов социума, которые для практической социально-педагогической деятельности были предметной областью познания и преобразования. Предметом же научной дисциплины “Социальная педагогика” становятся в этом случае общие закономерности взаимодействия личности и социума, педагогические закономерности социальных отношений человека и социума. Такая предметная область социальной педагогики подчеркивает ее содержательную характеристику: социальная педагогика - это педагогика взаимоотношений человека и социума. Именно это и отличает ее от других подсистем системы педагогической науки, обеспечивает ее интегративный и открытый характер.
      Целью данной научной дисциплины является научно-педагогическое обоснование взаимодействия человека и социума. Иными словами, ее цель - повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Достижение этой цели обеспечивается функциями социальной педагогики как научной дисциплины: аналитической, описательной, объяснительной, прогностической, рекомендательной, образовательной, интегрирующей и др., которые в своей совокупности объединяются в группу познавательных (исследовательских) функций.
      Задачи научной дисциплины “Социальная педагогика” объединены в три группы.
      Первая из них связана с исследованием практической социально-педагогической деятельности: исследование закономерностей развития социума, социальных отношений в нем, социальной работы и социально-педагогической деятельности субъектов и институтов социума; поиск противоречий и определение тенденций их разрешения в его разных видах и типах, сферах социальной среды и на различных уровнях их анализа; разработка принципов, содержания, способов, методов и форм деятельности специалиста социальной сферы (в том числе - и социального педагога); исследование организационных основ создания и функционирования социальных институтов, социальных служб в том или ином социуме и направлений их взаимодействия; изучение своей собственной истории и истории социальной работы; анализ и оценка опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов в зарубежных странах и др.
      Вторая группа задач связана с развитием социальной педагогикой самой себя как научной дисциплины: формирование собственных методологических, теоретико-методологических, теоретических и научно-методических основ; формирование содержания социально-педагогического науковедения (определение объекта, предмета, целей, задач, функций и т.д.); комплектование логической, процессуальной, функциональной, научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур социальной педагогики как области научного знания; разработка технологий и методов научного исследования и преобразования социально-педагогической практики и др.
      Важной  задачей, относящейся к этой группе, является формирование методологии социальной педагогики на гносеологическом, мировоззренческом, логико-гносеологическом, научно-содержательном, технологическом и научно-методическом ее уровнях.
      Третья группа задач связана с теоретическим обоснованием собственного образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы - социальных работников, социальных педагогов, социальных юристов и др. Это связано с третьим качественным состоянием социальной педагогики (напомним, первое - социальная педагогика как область практической деятельности, второе - социальная педагогика как область научного знания).
      Общепризнанными являются связи и направления взаимодействия социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами гуманитарного и социально-экономического профиля. Так, установлены взаимовлияния социальной педагогики и: социальной философии; социальной политики (политологии), социологии; социальной психологии; социального права; социальной информатики; социальной статистики; социального управления; социальной работы; социальной медицины, валеологии и др.
      Являясь частью педагогической науки, социальная педагогика тесно связана со всеми  ее разделами. Вместе с тем, социальная педагогика в более значительной мере, чем другие разделы общей  педагогической науки, является междисциплинарной научной дисциплиной, что обусловлено открытым характером социальной педагогики, отражающей такую же открытую социально-педагогическую практику.
      Выявление места социальной педагогики в общей  системе наук о человеке и обществе и ее связей с ними позволило выявить ее методологические основы, в качестве которых выступают: общеметодологические (диалектический, критический, исторический, политический, культурологический) подходы; общенаучные (системный, комплексный, оптимизационный, информационный, кибернетический, математико-статистический, акмеологический и синергетический) и частно-научные (социологические, педагогические, психологические и др.) подходы. При этом категория “подход” использовалась нами в значении направления “методологии специально-научного познания и социальной практики…”.
      Как и к любой другой науке, к социальной педагогике приложим науковедческий подход. Его использование при анализе социальной педагогики как науки позволяет выделить ее логическую структуру в виде следующих компонентов: оснований; теорий; закономерностей, подходов, концепций, принципов, правил и постулатов; терминов и категорий; методов; гипотез и идей; научных фактов. Обозначим в общем виде содержание каждого из названных компонентов.
      1. Основания - наиболее общие, фундаментальные положения, определяющие исходные, базовые знания в социальной педагогике. К настоящему времени в той или иной мере выявлены теоретические основания социальной педагогики, такие как: социально-педагогические факторы и условия; закономерные зависимости и тенденции; противоречия и трудности; основы исследования и преобразования структур социума, технологии, модели, основные направления и пути повышения эффективности социально-педагогической деятельности в различных типах социума и др.;
      2. Теории социальной педагогики, обобщающие знания о сущем и объектах, как второй компонент ее логической структуры, формируются на разных уровнях.
      На  верхнем уровне (теории, наиболее общие  для нее) они составляют научно-дисциплинарную структуру социальной педагогики. В обобщенном виде и прогностическом варианте она может (к настоящему времени) быть представлена в совокупности относительно самостоятельных разделов (научных дисциплин, из которых состоит социальная педагогика): история социальной педагогики; методология социальной педагогики; педагогика социального развития личности (ее первая роль); педагогика социальной среды (вторая роль); педагогика социальной работы (третья роль); педагогика подготовки кадров социальной сферы; социальная педагогика за рубежом и, возможно, другие разделы.
      Выделение внутри социальной педагогики как научной  дисциплины новых «педагогик» лишь подтверждает возможность дальнейшего  членения объекта и предмета познания и преобразования, отражает многоуровневый, иерархический (а не линейный, “плоский”) характер научного педагогического знания. В рамках каждой из названных «педагогик», составляющих научно-дисциплинарную структуру социальной педагогики, и, возможно, вновь сформировавшихся впоследствии, новых теорий (на среднем уровне), существуют свои собственные теории первого порядка, а внутри них - теории второго порядка и т.д.
      Исследование  же научно-дисциплинарной и научно-содержательной структур социальной педагогики - задача дальнейшего исследования. Отметим, однако, что существует и другой подход к формированию структуры социальной педагогики, предложенный В.М. Полонским в рамках рубрикатора информации по народному образованию и педагогики (рубрика 14.43.43), где она представлена только в одной из своих ролей - как педагогика социальной работы.
      3. Что касается законов, закономерностей, принципов, подходов, концепций, правил и постулатов, обеспечивающих связь сущего и должного в социальной педагогике, заметим, что эта часть логической структуры социальной педагогики, как научной дисциплины , является особо сложной, и ее разработка требует специальных исследований логико-гносеологического уровня.
      В настоящее время в Институте  педагогики социальной работы РАО продолжается научно-теоретическая работа по осмыслению практической социально-педагогической деятельности с целью уточнения формулировок ее принципов, выявления их требований и условий эффективной реализации. Среди разрабатываемых принципов - следующие:
      -принцип личностно-социально-деятельностного подхода к анализу и преобразованию социума, системы взаимодействия человека с его институтами;
      -принцип социокультурной направленности социально-педагогической деятельности, социальной работы с различными категориями населения;
      -принцип превентивности, профилактического воздействия при реализации социальной политики как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном уровнях;
      -принцип приоритета семьи во всех видах и сферах социально-педагогической деятельности в социуме;
      -принцип межведомственной (межинститутской, межорганизационной) координации социально-педагогической деятельности в социуме;
      -принцип открытости социально-педагогических систем; принцип единства практического (преобразовательного), теоретического (познавательного, исследовательского) и образовательного содержания социально-педагогической деятельности и др.
      В логической структуре социальной педагогики определены и апробируются ее научно-теоретические  подходы к реализации практических задач организации социального  взаимодействия людей, целей и задач  социально-педагогической работы с населением в различных типах социума, к преобразованию социума.
      Обобщение научных исследований позволило  выявить и обосновать такие  научно-теоретические подходы социальной педагогики, как практико-ориентированный; федерально-региональный; социокультурный, модельно-проектный; межорганизационный; подход интеграции практической деятельности, научного исследования и образования кадров и др. Научно-теоретические подходы в социальной педагогике являются формами реализации тех или иных требований ее принципов (в различных их сочетаниях).
      Кроме того, наряду с подходами, в рамках социальной педагогики как научной  дисциплины продолжается исследовательская  работа по обоснованию ее базовых концепций. При этом под концепцией нами понимается внутренне не противоречивая и фиксировано завершенная совокупность теоретических положений, отражающая взгляды автора на отдельные, наиболее существенные стороны, аспекты, подсистемы социальной педагогики. Каждая из них отражает соответствующие качественно-количественные характеристики различных сторон социально-педагогической практики. Концепции социальной педагогики являются формой отражения ее научно-теоретических подходов, в которых, в свою очередь, проявляется совокупность требований соответствующих принципов в их взаимодействии.
      Основными среди них являются:
      -социокультурная концепция развития социально-педагогических явлений, систем и процессов;
      -личностно-социально-деятельностная концепция научного познания и преобразования социально-педагогической практики;
      -содержательно-функциональная концепция методологического анализа социально-педагогического знания;
      -проблемно-деятельностная концепция социального развития различных категорий населения;
      -концепция полифункциональности социально-педагогической теории и практики;
      -концепция активно-деятельностного социального образования и подготовки кадров социальной сферы;
      -концепция исследовательского обоснования преобразовательной практики в социуме и др.
      Углубленная разработка содержания этих концепций  и их детальное описание - задачи предстоящих исследований, однако, анализ уже выполненных работ, подтверждает закономерную зависимость эффективности социально-педагогической деятельности от степени концептуального оформления взглядов социальных педагогов.
      4. В логической структуре социальной педагогики важное место занимают категории и термины, специфичные для социальной педагогики и используемые для однозначной трактовки рассматриваемых объектов, процессов и явлений.
      Как и любой другой становящейся, развивающейся  науке, социальной педагогике свойственны  явления и процессы возникновения  значительного числа новых терминов. Каждый из них при этом описывает  различные понятия динамичной социально-педагогической практики. В связи с этим правомерно утверждать необходимость целенаправленного научного исследования, целью которого явилось бы обоснование базовых категорий и терминов социальной педагогики как науки.
      5. Характеризуя методы социальной педагогики, отметим, что ей свойственно наличие двух их групп. Первая группа методов социальной педагогики обеспечивают ей способность добывать качественно новое интегративное знание, а, следовательно, непрерывно обогащаться и совершенствоваться. Как составная часть педагогической науки, социальная педагогика использует все ее основные методы познания (методы научного исследования). Вместе с тем, ей присущи и собственные специфические черты, особенности и методы исследования социальной практики .
      Однако  надо иметь в виду, что социальная педагогика нуждается не только в разработке общих и специфических методов научного познания. Ей крайне необходимо обоснование второй группы собственных методов - методов научного интегративного преобразования социальной практики на всех уровнях и пространственных полях ее воздействия. Таким образом, к методам социальной педагогики относятся методы научно-познавательной деятельности и методы научно-преобразовательной деятельности в социальной среде.
      6. В логической структуре социальной  педагогики присутствуют гипотезы и идеи, отражающие свойственные ей проблемные ситуации и намечающие пути решения этих проблем.
      Как научной дисциплине развивающегося характера, социальной педагогике присуще  множество самых разнообразных  гипотез - от отождествления ее с социальной политикой до определения роли как второстепенной учебной дисциплины при подготовке социальных работников; от теоретической основы социальной работы до междисциплинарной области научного знания.
      Такое “гипотезирование” объективно обусловливает  необходимость в строгом научном отборе подобных гипотез, проверки их “встраиваемости” в складывающуюся систему научного знания социальной педагогики, объективную проверку практикой социально-педагогической деятельности в разных типах социума и в разнообразных условиях. Весьма важным является отбор действительно научных гипотез и идей, а не произвольных фантазий того или иного «социального педагога». Естественно, что далеко не все гипотезы сегодняшнего времени выдержат такую проверку.
      7. Наконец, в логическую структуру социальной педагогики входят научные факты, составляющие ее эмпирический базис. Такие факты и поставляет социальная педагогика как область практической деятельности, являясь научно-практическим и научно-эмпирическим фундаментом социальной педагогики как научной дисциплины. При этом, как и в любой другой науке, для социальной педагогики весьма важно фиксировать различия между бытовыми фактами социально-педагогической практики и ее научными фактами, которые только и могут служить основанием для научного анализа.
      В настоящее время не приходится говорить о сформированности всех компонентов  логической структуры социальной педагогики как научной дисциплины; для этого  потребуется значительное время  и множество разнообразных научных  исследований. Однако невозможно не согласиться с Б.С. Гершунским в том, что “неразвитость или недостаточная развитость тех или иных компонентов науки еще не означает отрицания объективных показаний к принципиальной возможности формирования данной науки. Никто не может сказать, когда знания, приведенные или, точнее, приводимые в систему, станут абсолютно достоверными и исчерпывающими. Таких критериев нет в природе и быть не может, поскольку система научных знаний - это система всегда открытая, незавершенная и никто с уверенностью не может сказать, какова мера этой незавершенности. Трудности в становлении науки надо видеть и преодолевать, но сам факт существования этих трудностей еще не означает отказа от целенаправленного движения по пути все более полного формирования науки”.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.