На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа 
 
 

Влияние коммуникативных  качеств подростка  на социометрический статус в группе

Ижевск 2007

 

     Введение 

     В подростковом возрасте происходит формирование личности как члена общества; целостного взгляда на мир, общество и человека; освоение различных социальных ролей (общественных, профессиональных, семейно-бытовых). Группа сверстников играет ведущую роль в процессе социализации подростков, так как отношения с партнерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Ученическая группа представляет возможность построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая понять себя, свое предназначение, позволяет испытать чувство риска и попробовать свои силы в ситуации соревнования. Под воздействием референтной группы сверстников складываются правила поведения подростков. В этом возрасте большое внимание уделяется стилю, особенностям поведения, а также внешности.
     Для подростка важно не просто общаться со сверстниками, быть вместе с ними, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения взрослеющих детей.
     Возникающие в жизни подростка трудности  во взаимоотношениях с окружающими, тормозят этот позитивный процесс, смещают  приоритеты, деформируют ценностную шкалу подростка. Последствия такой  стрессовой для подростка ситуации, как изоляция в среде сверстников, могут влиять на жизнь человека многие годы спустя.
     Знание  особенностей процесса формирования статусно-ролевых  отношений в ученической группе – своеобразный компас учителя. Обладая  информацией о мнениях и установках учеников, учитель может координировать свою деятельность, сверять результаты с целями образования и воспитания.
     В лаборатории Л.И. Божович было установлено, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений. Были выявлены эти качества – привлекательная внешность, дружелюбие, уверенность в себе и др.
     Поэтому, нами были поставлена следующая цель: выявить влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе.
     Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:
    выяснить, какие качества личности выбираются современными подростками, через какие характеристики они раскрывают для себя такие понятия и статусно-ролевые категории как «лидер», «друг», «крутой» и т.п.
    выяснить какие типы взаимоотношений (по Т. Лири) преобладают у подростков с разными социометрическими статусами.
     Объектом исследования являются старшеклассники 16–17 лет – учащиеся лицея №41.
     Предмет – коммуникативные характеристики личности, преобладающие у подростков, имеющих тот или иной социометрический статус.
     Гипотеза: у высокостатусных подростков (по Т. Лири) чаще преобладают доминирующе-агрессивные черты (организатор, руководитель, советчик, наставник, уверенный, независимый и др.), их поведение в целом характеризуется как адаптивное; у низкостатусных – преобладают подчиненно – зависимые черты (обидчивость, недоверчивость, потребность в помощи со стороны окружающих, критичность и др.)
     Методы  исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, социометрия, беседа. 

 

      1. Межличностные  отношения подростков  в группе 

     В подростковом и юношеском возрасте наиболее значимой становится сфера  общения со сверстниками, в которой  преобладают две тенденции: стремление к общению и стремление получить признание, быть принятым в данной группе, т.е.: уметь познакомиться с понравившимся человеком; свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы; ощущать, что при общении со сверстниками он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства.
     В процессе общения оформляются общие  взгляды на жизнь на отношения  между людьми, на свое будущее, иными  словами – формируются личностные смыслы жизни. При этом молодые люди вступают в определенные отношения друг с другом и со взрослыми в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентируясь на личностные особенности и качества людей, сознательно подчиняясь нормам и правилам, принятым в обществе.
     Современная молодежь находится в сложных  условиях реальной ситуации быстрого изменения стиля жизни, идеологии, системы ценностей. И, как правило, потребность молодых людей в  благоприятном доверительном общении со сверстниками (которое является необходимым условиям психического и личностного развития) не получает своего удовлетворения.
     Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает  серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. Более того, подростки бывают не только равнодушны, но и жестоки по отношению к тем, кто им не нравится.
     Подростки достаточно сильно различаются по степени  своей «включенности» в группу. Одни основное внимание уделяют внешнему виду и одежде: быть одетым, как все, выглядеть, как все, для подростка едва ли не более важно, чем, условно говоря, думать и делать, как все. Для других – это увлечения, мода, разделяемые группой. Третьи растворяются в группе полностью, без нее их как бы не существует.
     С развитием группового общения связана  одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.
     Исследование  основных трудностей общения у старшеклассников выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные индивидуально-психологические особенности личности подростка, блокирующими успешное межличностное взаимодействие.
     Страстно  желая общения, подростки часто  боятся открыться другим из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными  ролями, избегая подлинной близости и взаимодействия.
     Разлад  взаимоотношений со сверстниками нередко  приводит к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности  в себе, агрессивности, связанной  с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях, а также – к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.
     Оказывается, что положение, которое человек  занимает в группе (то есть статус), очень сильно влияет на его личностные особенности и поведение. Я.Л. Коломинский делает вывод о том, что часто популярность в группе старшеклассников зависит от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям. Часто объектом внимания исследователей становятся лидер класса и аутсайдер. Обычно в исследованиях изучаются причины высокого или низкого положения ученика в классе, а также последствия отвержения некоторых низкостатусных учащихся.
     Зарубежными психологами была разработана социометрическая методика, в которой используется терминологическая система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных». Все перечисленные термины касаются лишь крайних случаев: слишком много, слишком мало или полное отсутствие выборов. Вне поля зрения экспериментатора неизбежно оказываются те индивидуумы, которые занимают среднее место с точки зрения распределения полученных выборов.
     Н.Л. Селиванова считает, что изолированное положение школьника нередко связано с неразвитостью целого комплекса личностных характеристик ребенка, которые принято называть готовностью к общению: способность к восприятию другого человека, оценке взаимоотношений, к эмпатии, саморегуляции в общении.
     По  материалам Е.И. Кульчицкой основными причинами неблагоприятного положения в классном коллективе является наличие у этих подростков таких черт, как злобность, мстительность, черствость, нечестность, грубость, лживость, эгоизм.
     По  мнению известного психолога и психотерапевта М. Раттера, непопулярность и социальная отверженность ребенка могут быть предвестниками отклоняющегося поведения и психических нарушений, которые проявятся много лет спустя.
     В лаборатории Л.И. Божович было установлено, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений. К их числу относятся привлекательная внешность, дружелюбие, уверенность в себе и др. В исследованиях можно найти перечень черт, помогающих человеку скорее занять лидерскую позицию в группе. Дж. Андерсон считает, что дети, уверенные в себе, полагающиеся на собственное мнение, инициативные, любознательные, с уважением относящиеся к взрослым и сверстникам, скорее становятся лидерами.
     Для создания объективной картины важно  не только то, кого выбирают подростки, но и кто выбирает.
     Среднестатусные подростки получают выборы от всех статусных категорий. Аутсайдеры не получают выборы от высокостатусных  старшеклассников, а значит, становятся малоизбираемыми в социометрическом плане именно из-за лидеров. Полное игнорирование низкостатусных учащихся говорит не только об эмоциональном неприятии, но и о разобщенности, об отсутствии контакта двух полярных категорий, явно выраженной социальной дистанции между ними.
     Фактически  именно страта «средних» обеспечивает социометрические выборы низкостатусным подросткам, что говорит об их готовности взаимодействовать с аутсайдерами. Этот процесс (эмоциональное принятие аутсайдеров) психологически очень важен, так как не только обеспечивает низшей статусной прослойке получение эмоционального удовлетворения от сознания того, что они не отвергаемы группой (при том, что являются непривлекательными для лидеров), но и позволяет интегрироваться в системе межличностных взаимоотношений в рамках сообщества.
     Таким образом, среднестатусные подростки  в условиях общеобразовательной  школы являются сплачивающим, обеспечивающим устойчивость класса фундаментом, во многом определяют эмоциональный заряд  психологической атмосферы ученического сообщества, оказываются объектом межличностных предпочтений своих разностатусных соучеников, принимают самое активное участие в жизнедеятельности школьного сообщества. 
 

 

      2. Исследование взаимосвязи личностных качеств и положения подростков в группе 

     2.1 Описание выборки и методов исследования 

     Исследование  проводилось в гуманитарном классе лицея №41. Выборка состояла из 20 учащихся одиннадцатого класса: 17 девочек и 3 мальчика (16–17 лет).
     Для изучения коммуникативных характеристик личности, преобладающих у подростков, имеющих тот или иной социометрический статус, а также для достижения целей и задач нашего исследования, нами были выбраны следующие методы исследования: социометрический метод Дж. Морено, методика межличностных отношений Т. Лири, а также специально разработанная нами анкета.
     Анкетирование позволило нам определить, как  подростки раскрывают содержание представлений  о различных статусах и ролях  в своей группе, какие качества сверстников являются для них  предпочитаемыми и значимыми, через какие характеристики они раскрывают содержание таких понятий и статусно-ролевых категорий, как «лидер», «друг», «крутой» и т.п.
     В нашем случае анкета состояла из 14 вопросов. Все вопросы условно можно  разделить на пары: первый вопрос заключался в том, чтобы охарактеризовать качества личности, присущие «лидеру», «крутому», «надежному человеку», «человеку, с которым не хочется общаться» и т.д.; второй вопрос состоял в том, чтобы выбрать ребят из класса, соответствующих данным характеристикам и понятиям. Таким образом, анкетирование было проведено нами параллельно с социометрическим исследованием.
     Характер отношений в конкретном сообществе традиционно выявляется с помощью социометрической процедуры. Используя данную методику, можно получить нередко скрытую от непосредственного наблюдения информацию о характере межличностных отношений в группе. Методика «Социометрия» предложена американским психологом и социологом Дж. Морено. Под социометрией понимается измерение социальных отношений, в самом широком смысле – любое измерение любых социальных отношений. Благодаря социометрии можно узнать внутреннюю структуру общественных групп, которую можно сравнить со строением атома или физиологической структурой клетки. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Ее используют для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а так же для определения места, занимаемого членом группы в соответствующей системе взаимоотношений.
     Процедура применения методики социометрии следующая: 1. Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий – основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности – некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы. 2. Исходя из данного критерия, членам группы предлагается высказать друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая на которые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу. 3. Полученные письменные ответы на соответствующие вопросы статистически обрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы, различных социограмм социометрических индексов, по которым судят о системе межличностных, эмоционально-непосредственных личных отношений в данной группе и о положении, занимаемом каждым членом группы в системе этих отношений.
     Методика  создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и
     их  особенностей, а так же исследования представлений испытуемого о  своем «идеальном Я», отношения к  самому себе. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
     Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность.
     Схема Т. Лири основана на предложении, что  чем ближе результаты испытуемого  к центру окружности, тем сильнее  взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование – подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность поведения.
     Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Полученные количественные показатели по каждому из октантов от 0 до 16 переносятся на схему. По полученному графику можно определить преобладающий стиль межличностных отношений данного индивида. Характеристики не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14–16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0–3 баллов) могут быть результатом скрытности и не откровенности испытуемого. Если в схеме нет октантов, заштрихованных выше 4 баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.
 

      2.2 Анализ и интерпретация результатов

 
     Включенное  наблюдение, а также характеристики классного руководителя свидетельствуют  о том, что в целом класс  заметно раздроблен: ученическая  группа разбита на малые подгруппы (3–4 человека), которые являются референтными. Внутри этих групп общение продолжается и вне учебной деятельности, в них существуют свои лидеры. Но есть также и лидеры, признанные всем классом, и аутсайдеры.
     1. Результаты, полученные при обработке данных составленной нами анкеты.
     В ответах учеников на первый вопрос: «Какие качества, по-твоему, свойственны лидеру?», наибольший процент выборов получили следующие характеристики:
    ум – 55%
    находчивость – 41%
    активность – 40%
    целеустремленность – 35%
    инициативность – 35%
    решительность – 26%
    жизнерадостность – 15%
     Анализ  ответов на третий вопрос анкеты «Что в твоем понимании означает определение «крутой»?», показал следующие результаты:
    наличие фирменной одежды – 35%
    чувство стиля в одежде – 25%
    самоуверенность – 25%
    хитрость – 25%
    наглость – 20%
    смелость – 15%
    приличное количество карманных денег – 15%
     На  пятый вопрос: «Какими качествами в идеале должен обладать человек, который  украсил бы твою вечеринку, сделал ее интереснее?» получены следующие  ответы:
    чувство юмора – 70%
    артистичность – 55%
    инициативность – 35%
    активность – 30%
    находчивость – 20%
    общительность – 20%
     Седьмой вопрос: «Какими качествами должен обладать человек, чтобы ты смог доверить ему самую сокровенную тайну?», выявил следующие характеристики:
    честность – 80%
    надежность – 80%
    доброта – 40%
    отзывчивость – 25%
    хорошее воспитание – 20%
     Девятый вопрос анкеты: «Какими качествами должен обладать человек надежный, который не подведет тебя в трудную минуту?» определил следующие выборы:
    надежность – 70%
    честность – 55%
    доброта – 35%
    смелость – 28%
    хорошее воспитание – 20%
    находчивость – 20%
     На  одиннадцатый вопрос: «Какими характеристиками, в идеале, должен обладать человек, чтобы стать твоим другом?» преобладали следующие ответы:
    доброта – 35%
    честность – 35%
    отзывчивость 30%
    надежность – 28%
    активность – 28%
    чувство юмора – 25%
    хорошее воспитание – 20%
    ум – 15%
     Последний, тринадцатый вопрос анкеты: «Какие качества могут быть присущи человеку, с которым тебе не захочется общаться?», дал возможность определить нежелательные  в общении качества:
    наглость – 40%
    высокомерие – 20%
    эгоизм – 20%
    грубость – 20%
    замкнутость – 15%
    тупость – 15%
     Анализируя  результаты полученных ответов, можно  сделать следующие выводы: отдавая  свои предпочтения лидеру; человеку, который  украсил бы вечеринку; человеку, которому можно доверить тайну; человеку надежному, который не подведет в трудную минуту; другу – ребята выбирают в первую очередь, коммуникативные навыки и внешние характеристики.
     Результаты  ответов, полученных на вопрос №3, свидетельствуют о том, что к «крутым» подростки относят людей с наличием материальных средств, а из личностных характеристик выбирают больше отрицательные определения.
     Из  вопроса №13 следует, что подростки предпочитают не общаться с ровесниками, у которых преобладают такие характеристики как лицемерие, недоверчивость, подозрительность и др.
     Проанализируем  теперь социометрическую часть нашей анкеты.
     Из  таблицы №1 видно, что в классе один ярко выраженный лидер – Дарья К. (80%). Также высокие проценты выборов получила Оксана Е. (55%).
     Илья И., Анатолий Б., Анна П., Гульназ С., Татьяна Т. получили только по одному выбору.
     Из таблицы №2 можно увидеть: самыми «крутыми» в классе являются: Эльвира Г. (25%), Юлия М. (30%). Остальные в классе не получили выбора или получили один голос.
     Таблицы №3 и №6 свидетельствуют о дружной обстановке в классе, т.к. практически все ребята из класса получили выборы за исключением нескольких человек.
     Таблицы №4 и №5 говорят о доверительных взаимоотношениях ребят, за исключением Алены Ш., Эльвиры Г., Ксении К. все ребята получили выборы.
     Данные  последней таблицы №7 выявили человека, с которым не хотят общаться многие ребята – Гульназ С. (20%).
     В данной выборке процентное соотношение  выборов испытуемых выявило значительный разброс по полученным данным (от 0 до 80%). Этот факт послужил основанием для разбивки выборки на 3 группы для более подробного рассмотрения каждой их них и выявления общих и специфических особенностей, являющихся причиной данного разброса.
     В первую «условную» группу были отнесены испытуемые в количестве 3 человек, социометрический статус которых является достаточно высоким, их показатели выборов расположены в пределах от 25% – 80%.
     Вторую  группу составили 7 человек испытуемых, результаты выборов которых свидетельствуют  о недостаточно высоком статусе  и, скорее всего, эти подростки являются среднестатусными (показатели выборов – от 10% до 25%).
     Наибольший  практический интерес для нашего исследования представляет третья группа, в количестве 10 человек, процентное соотношение выборов которых  не превышает 10%. Данных подростков мы отнесли к низкостатусным или аутсайдерам.
     Таким образом, для дальнейшего исследования, мы имеем условно три группы: высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные.
     К высокостатусным членам группы мы отнесли  ребят, которые получили высокий  процент выборов при определении  лидера, и, конечно, тех, кто в остальных вопросах пользовался предпочтением. К этой группе мы отнесли: Дарью К. и Оксану Е.
     К среднестатусным ребятам отнесли  тех, кто получал выборы от одноклассников, но их процентное соотношение было не столь высоко, как у высокостатусных: это Сергей В., Таня Т., Юля М.
     И, наконец, к низкостатусным – мы отнесли тех подростков, которых их сверстники отметили как нежелательных для общения, а также тех, кто практически не получил ни одного выбора. Такими оказались: Гульназ С., Эльвира Г., Алена Ш., Маша Т., Ирина Т. и другие.
     2. Результаты, полученные при помощи диагностики межличностных отношений Т. Лири.
     Из  таблицы, а также психограммы  видно, что у высокостатусных  подростков преобладают властные, лидирующие и сотрудничающие характеристики. Ребята оценивают себя как: уверенных в себе, упорных, настойчивых, обладающих чувством собственного достоинства, способных признать свою неправоту, способных к сотрудничеству, доброжелательных, пользующихся уважением других, обладающих талантом руководителя, любящих давать советы, любящих соревноваться и др.
     Среднестатусных подростков можно разделить на две  группы:
    Подростки, стремящиеся к лидерству (оппозиция лидера), имеющие агрессивные тенденции в структуре коммуникативных качеств.
    Сотрудничающие с группой, дружелюбные подростки.
     Первая  категория ребят характеризует  себя как умеющих настоять на своем, независимых, способных самим позаботиться о себе, стремящихся к успеху, уверенных в себе, способных проявить недоверие, способных признать свою неправоту, любящих соревноваться, не терпящих, чтобы ими командовали, любящих давать советы, часто недружелюбных, упрямых и т.п., что говорит о преобладании доминирующих черт характера у этих подростков в сочетании с некоторой агрессивностью.
     Психограммы подтверждают, что у таких ребят преобладают характеристики, свойственные лидерам, но им не отдают предпочтения, т. к. они имеют также в характере негативные, отталкивающие черты. Эти ребята стремятся завоевать высокое положение путем подчинения других себе. Они являются оппозицией лидеров.
     Вторая  категория среднестатусных подростков оценивает себя как: способных позаботиться о себе, уступчивых, благородных, пользующихся уважением со стороны окружающих, стремящихся ужиться с другими, дружелюбных, доброжелательных, отзывчивых к призывам о помощи, бескорыстных, любящих ответственность, не терпящих чтобы ими командовали, легко смущающихся, охотно принимающих советы, общительных и уживчивых, бескорыстных, щедрых, дорожащих мнением окружающих, прощающих все, всегда дружелюбных.
     Психограммы, составленные по данным характеристикам  говорят, что ребята пользуются авторитетом  среди одноклассников, к их мнению прислушиваются, они дружелюбны, это  ребята, стремящиеся к сотрудничеству с группой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.