На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Нейропсихология детского возраста

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1. Определение, предмет, объект, задачи нейропсихологии детского возраста.
    Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов человека.Необходимость создания этого направления в нейропсихологии диктовалось спецификой нарушений психических функций у  детей при локальных  мозговых поражениях , а также необходимостью специального изучения «детских» НП симптомов и синдромов. Также детская нейропсихология раскрывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для изучения вопроса о генетическом и социальном факторах в формировании этих фундаментальных закономерностей работы мозга. Велико и прикладное значение детской нейропсихологии, так как адаптированные к детскому возрасту нейропсихологические методы позволяют определять зону поражения мозга у детей так же успешно, как и у взрослых. НДВ возникла и развивается как самостоятельная психологическая дисциплина.
    Предметом НДВ является исследование  соотношения между состоянием ВПФ и обуславливающих их мозговых механизмов у детей и подростков в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга.
    Объектом  НДВ являются психические процессы, как звенья в структуре психической деятельности.
    Ведущей задачей НДВ является исследование взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием мозга в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга, кот. включает анализ:
    -специфики  этой взаимосвязи в разные  возрастные периоды;
    -закономерностей  нервно-психического развития ребенка;
    -нарушений,  задержек, отклонений в психических  функциях, которые приводят к  патологии или специфичности  психического развития и поведения. 
    Задачи  НДВ:-разработка специальных диагностических приемов и нормативных показателей, позволяющих дифференцировать соответствие развития ребенка его возрасту, готовности к школе, выявлять причины трудностей при овладении школьными навыками, эффективно строить лечебно-профилактическую и специализированную учебную деятельность.
    -разработка  методов коррекции формирования функций головного мозга у детей с учетом общих закономерностей и индивидуальных особенностей формирования функций мозга.
    -изучение  закономерностей деятельности развивающегося  мозга и формирования психофизиологической  основы психических функций в процессе развития; выявление причин и механизма отставания в развитии.
    -изучение  особенностей нарушений деятельности  мозга при различных типах  дизонтогенеза, изучение нейропсихологических  особенностей при парциальных  нарушениях формирования психических функций, таких как мышление, пространственные представления, память, внимание, моторные навыки.
    -изучение  отличий психофизиологических проявлений  при локальных поражениях мозга  у детей и взрослых. 

    2.  Основные принципы, определяющие формирование психических функций в теории системной динамической локализации А. Р. Лурия.
    Принцип первый. Положение о системной организации ВПФ и динамическом характере изменений этих систем в онтогенезе. Выготский показал, что психическое развитие в онтогенезе представляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является основой последующих ступеней или стадий развития.Выготский указывал на хроногенный характер психического развития, рассматривая его этапы с точки зрения «кризисов», во время которых происходят основные, значимые перестройки, открывающие путь качественно новым этапам развития.
Второй  принцип. Положение об «экстракортикальном» принципе организации мозга человека (закон перехода функции извне вовнутрь, или закон вращивания по Выготскому). Согласно этому закону механизмы работы мозга человека формируются в ходе деятельности ребенка во внешнем мире, связанной с использованием орудий труда, предметов, знаков, речи. Средовые (в том числе социальные) воздействия — необходимое условие формирования мозговых механизмов, придающее их работе новое качество — качество психического.
Третий  принцип. Положение о специфике последствий повреждения мозга у ребенка и у взрослого. Согласно этому положению повреждение мозга у ребенка приводит к недоразвитию высших, у взрослого — к нарушению иерархически более низких, элементарных уровней психических функций.При возникновении патологических процессов элементарные процессы начинают действовать как самостоятельные психологические структуры, что вызывает возвращение к примитивным формам отображения в поведении.Нарушение работы нервной системы у ребенка приводит либо к невозможности формирования новообразований, либо к формированию патологических новообразований. У взрослого структура ВПФ сформирована, и это приводит к нарушению только отдельных ее составляющих.
Четвертый принцип. Принцип динамической мозговой локализации. (Ухтомский, Павлов). Согласно ему психической функции должен соответствовать не один фиксированный центр возбуждения в коре, а динамическая система, работающая на основе объединения структурных элементов, то есть динамическая система пространственно разнесенных элементов.
Пятый принцип. Теория функциональных систем и теория системогенеза. Они были созданы Анохиным в начале 30-х годов 20 века. В теории функциональных систем было показано, что основным организационным принципом работы организма для решения адаптационных задач является объединение различных его органов в функциональные системы. Системообразующим элементом такого образования выступает достигаемый с помощью этой системы адаптационный результат
Шестой  принцип. Принципы «сукцессивной и симультанной поэтапной локализации функций» и «функциональной многозначности» мозговых структур. Принцип Филимонова.
Первый  принцип указывает на то, что осуществление любой функции происходит последовательно, при этом на каждом этапе ее развертывания в работу одновременно включается ряд иерархически взаимодействующих нервных элементов, а совокупность сукцессивных и симультанных процессов обеспечивает достижение конечного результата.
В соответствии со вторым принципом, мозговые структуры могут на определенных условиях включаться в выполнение новых функций, то есть в состав других функциональных систем.
Седьмой принцип. Теория уровневой, иерархической организации движений. Бернштейном была рассмотрена.Этот принцип позволил подойти к пониманию функциональной системы как иерархически построенной и динамической, а не статической по характеристике развертывания работы ее нервных центров. Состав системы может варьироваться в зависимости от условий среды или замещаться в случае повреждения отдельных звеньев.
Восьмой принцип. Принцип «двойной диссоциации». Данный принцип, предложенный Тойбером, описывал возможность нарушения одних психических функций при сохранности других при ограниченном повреждении коры головного мозга. Этот принцип указывал на то, что разные психические функции и, соответственно, разные функциональные системы мозга могут иметь как общие, так и несовпадающие звенья. 

    3.  Специфика использования основных понятий нейропсихологии «функция», «локализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» в нейропсихологии детского возраста.
    Лурия: Высшие психические функции представляют собой «сложные, само-регулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования». Подчеркивается социальное происхождение ВПФ и их подчиненность культурно-историческим условиям, способ их становления — хроногенный, в процессе социализации.
    Локализация — отнесение ВПФ к конкретным мозговым структурам. Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций, мозг — субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.
    Симптом – индикатор нарушения конкретного психического процесса или всей функции в целом. Квалификация симптомов, наблюдаемых при определенном, локальном поражении мозга, позволяет нам определить их особенности; найти те их общие свойства, которые обуславливаются работой одного нервного механизма, и дать заключение о локализации очага поражения, то есть указать на причину, вызвавшую появление симптомов. Эта цепочка взаимосвязанных явлений - работа нервного механизма, его расположение в конкретном участке мозга, психологическое содержание работы нервного механизма — обозначается как нейропсихологический фактор. Последний становится центральным понятием, позволяющим описать многообразную специфику функций нервных механизмов в разных отделах мозга и специфику порождаемых ими психологических свойств и качеств.
    Выявленный  в обследовании симптом указывает  на наличие локального поражения, но еще ничего не говорит о его  локализации. Для установления локализации  необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор и на его основе определить возможную локализацию. Эта процедура носит название нейропсихологического синдромного анализа нарушений.
    Известно, что один участок мозга может  приводить к нарушению целого ряда психических функций, то есть он является общим звеном нескольких функциональных систем. Это означает, что при поражении определенного участка мозга мы можем иметь дело с целым рядом симптомов нарушения разных психических функций, с симптомокомплексом или синдромом.
    Нейропсихологический  синдром — это закономерное сочетание симптомов, возникающее при поражении того или иного участка мозга. 

    4.  Основные характеристики функциональной системы. Состав, принцип работы.
    Функциональная  система представляет собой единицу  интеграции целого организма, складывающуюся для достижения любой его приспособительной деятельности. Анохин называет основные признаки ФС как интегративного образования.
    1. ФС включает в свой состав  центральные и периферические  образования. Это позволяет осуществлять  саморегуляцию на основе циркуляции от центра к периферии и обратно.
      2. Существование ФС обязательно связано с получением какого-либо приспособительного эффекта. Этот конечный результат и определяет распределение возбуждений и активностей по все функциональной системе в целом.
    3. В ФС обязательно включаются рецепторные аппараты, оценивающие результаты ее действия
    4. Поток обратных афферентаций при наличии эффективного результата закрепляет последнее эффективное действие, и этот поток становится «санкционирующей афферентацией», которую можно рассматривать как энграмму памяти, сохранение в памяти условий, при которых наиболее успешно осуществляется то или иное действие.
    5. Объединение частей функциональной системы (принцип консолидации), которое обладает всеми признаками ФС (архитектурно и функционально), складывается к моменту рождения. Таким образом, функциональные системы, обеспечивающие физиологические, витальные функции, должны созревать к моменту рождения.
    Регулятивные  свойства каждой функциональной системы  обеспечиваются конкретными механизмами, которые П. К. Анохин называет узловыми.
    Афферентный синтез — исходная стадия центральной организации любой функциональной системы. Она обеспечивается синтезом четырех основных форм афферентаций.
    1. Доминирующая мотивация связана  с побуждениями, потребностями, в том числе и идеальными.
    2. Обстановочная афферентация —  совокупность всех внешних факторов, дающих информацию об обстановке, внешней среде, в которой предпринимается  тот или иной поведенческий  акт.
3. Пусковая  афферентация связана с определенным моментом в обстановочной ситуации, наиболее выгодным с точки зрения выполнения приспособительного акта.
4. Афферентаций, связанные с аппаратами памяти, позволяют соотнести получаемую информацию с прошлым опытом и использовать этот опыт.
Принятие решения завершает стадию афферентного синтеза и связано с выбором одной единственной из многочисленных возможностей совершения поведенческого акта, к совершению того или иного конкретного действия. После принятия решения все комбинации возбуждений приобретают исполнительный, эфферентный характер.
Одновременно  со стадией формирования эффекторного действия, от которого будет зависеть результат, формируется акцептор результата действия как аппарат прогнозирования  результата деятельности функциональной системы. На основе афферентного синтеза происходит программирование основных параметров необходимого результата, а на основе обратных афферентаций — постоянная оценка (контроль) параметров полученного результата. Обратная афферентация информирует о результатах совершенного действия, позволяет оценить успешность совершаемого действия.
Полноценная функциональная система, в соответствии с характеризующими ее основными  признаками, таким образом, должна включать в свой состав следующие звенья:
а) рецепторные аппараты для получения информации;
б) проводящие пути от периферии к центру;
в) межцентральные связи, позволяющие интегрировать поведенческий акт;
г) совокупность периферических органов, с помощью которых достигается результат;
д) совокупность афферентных аппаратов, обеспечивающих обратную афферентацию о степени успешности выполненного акта, в которой представлены параметры достигнутого результата. 

    5.  Принцип гетерохронности в морфо- и функциогенезе. Внутрисистемная и межсистемная гетерохронность.
    Связывание  отдельных звеньев в функциональные системы начинается задолго до полного их созревания. Гармоничное соотношение между многочисленными и различными по степени сложности, месторасположению и зрелости компонентами устанавливается на основе действия механизма гетерохронии, выражающегося в избирательном и неодновременном росте различных структурных образований. Гетерохрония проявляется в разном времени закладки, в разных темпах развития и в разных моментах объединения этих структур в онтогенезе.
    Сформулированный  Северцовым принцип гетерохронии развития органов и систем был использован Анохиным и получил свое детальное развитие в теории системогенеза.
    Гетерохрония  выступает как специальная закономерность, состоящая в неравномерном развертывании  генетической информации. Благодаря этому обеспечивается основное требование выживания новорожденного — гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с условиями среды.
    Она же служит решению важнейшей задачи эволюции — постепенному наделению  новорожденного организма полноценными и жизненно важными (в соответствии с возрастом) функциональными системами. А это означает, что избирательный гетерохронии й рост различных структур организма, в том числе и мозга как неоднородно целого, будет выражаться в виде неравномерного их созревания.
    Внутрисистемная гетерохрония связана с постепенным усложнением конкретной функциональной системы. Первоначально формируются элементы, обеспечивающие более простые уровни работы системы, затем к ним постепенно подключаются новые элементы, что приводит к более эффективному и сложному функционированию системы. Например, у новорожденного ребенка есть готовые системы, обеспечивающие ряд важных, но элементарных процессов — дыхания, сосания, глотания. В то же время у него можно видеть значительное несовершенство двигательных, зрительных, слуховых функций.
    Наряду  с внутрисистемной, имеет место  и межсистемная гетерохрония, которая связана с неодновременной закладкой и формированием разных функциональных систем. Например, автоматическое схватывание на первых месяцах жизни предмета, вложенного в руку, постепенно усложняется за счет появления зрительного контроля над действием руки, возникает межсистемная, зрительно-моторная координация.
    6. Системогенез. Принцип опережающего развития.
    Связывание  отдельных звеньев в функциональные системы начинается задолго до полного  их созревания. Гармоничное соотношение  между многочисленными и различными по степени сложности, месторасположению  и зрелости компонентами устанавливается  на основе действия механизма гетерохронии, выражающегося в избирательном и неодновременном росте различных структурных образований.
    Гетерохрония  выступает как специальная закономерность, состоящая в неравномерном развертывании  генетической информации. Закономерности неравномерного развития объединяются введенным в 1937 голу понятием «системогенез», с помощью которого рассматривается избирательное и ускоренное по темпам развития в эмбриогенезе разнообразных по качеству и локализации структурных образований. Последние, консолидируясь в целое, интегрируют полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание.
    Системогенез, как формирование функциональных систем, происходит поэтапно, неравномерно, в  соответствии со все более усложняющимися формами взаимодействия организма и среды и проявляется в двух основных формах.
     Внутрисистемная гетерохрония связана с постепенным усложнением конкретной функциональной системы. Первоначально формируются элементы, обеспечивающие более простые уровни работы системы, затем к ним постепенно подключаются новые элементы, что приводит к более эффективному и сложному функционированию системы.
    Наряду  с внутрисистемной, имеет место  и межсистемная гетерохрония, которая  связана с неодновременной закладкой  и формированием разных функциональных систем.
    Принципы:
    1.Принцип  гетерохронной закладки компонентов  функциональной системы состоит  в том, что, независимо от  сложности и простоты закладываемых  в разное время структурных  компонентов функциональной системы,  все они к определенному времени составляют функциональное целое — функциональную систему.
    2. Принцип фрагментации органа  указывает на постепенное созревание, на неоднородный состав органа  в каждый момент развития. В  первую очередь развиваются те  его фрагменты, которые будут  необходимы для реализации жизненно важной функции в ближайший период онтогенеза. Например, в эмбриогенезе нервная система закладывается раньше, чем другие органы организма, поскольку в ближайшее время будет выполнять функцию их регуляции.
    3. Принцип консолидации компонентов функциональной системы начинает действовать с того момента, когда отдельные, раздельно созревающие ее компоненты достигают той степени зрелости, которая оказывается достаточной для их объединения в систему. Наиболее активное связывание различных узлов функциональных систем происходит в так называемые критические, сенситивные периоды и соответствует качественным перестройкам поведения и психики. В ходе системогенеза происходят преобразования как внутри отдельных систем, так и между разными системами.
    4. Принцип минимального обеспечения  функциональной системы заключается  в том, что по мере созревания  отдельных структурных единиц  до определенной степени происходит  их объединение в какую-то минимальную,  несовершенную, но, тем не менее,  архитектурно и функционально полноценную ФС. Благодаря этому она становится в какой-то степени продуктивной, начинает выполнять приспособительную роль задолго до того, как полностью созреет и все ее звенья получат окончательное структурное оформление. Так, система, обеспечивающая зрительное восприятие, начинает функционировать с момента рождения ребенка, но се роль в адаптивных возможностях претерпевает в ходе онтогенеза значительные изменения. 

    7.Основные закономерности и показатели морфологического созревания мозга.
    Морфологическое созревание мозга определяется по таким показателям, как размеры и дифференцированность по клеточному составу всего мозга и отдельных его частей. Кроме этого, оценивается способ организации различных частей мозга, нейронных ансамблей и нейронов, а также характер взаимосвязи между ними. Вес мозга, как общий показатель изменения нервной ткани, составляет при рождении 371 г (у мальчиков) и 361 г (у девочек) и увеличивается соответственно до 1353 и 1230 г к моменту полового созревания. Вес головного мозга новорожденного составляет примерно 30% от веса взрослого человека, к двум годам — 70 % и к шести годам — 90 %.
    Дифференциация  систем мозговой коры происходит постепенно, и это приводит к неравномерному созреванию отдельных мозговых структур, входящих в три функциональных блока мозга.
    Наибольшего уровня зрелости достигают структуры  первого блока мозга (блока регуляции  активности мозга). Во втором (блоке  приема, переработки и хранении информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятельности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те фрагменты коры, которые относятся к первичным полям.Другие зоны коры, обеспечивающие сложную переработку информации как в пределах одного анализатора, так и идущую от разных анализаторов, к этому времени не достигают еще достаточного уровня зрелости.
    Следующими  созревают третичные, ассоциативные  поля мозга: сначала заднее ассоциативное (теменно-височно-затылочная область, ТПО) и затем, в последнюю очередь, переднее ассоциативное (префронтальная область) поле. Задняя ассоциативная область обеспечивает синтез всей входящей разномодальной информации в надмодальное целостное отражение окружающей субъекта действительности во всей совокупности ее связей и взаимоотношений. Передняя ассоциативная область отвечает за произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности и контроль за правильным их протеканием.
    В созревании коры выделяют два процесса, характеризующих изменения на уровне коры и на уровне отдельных клеток.
    Первый  — это рост коры, идущий за счет увеличения расстояния между нейронами и их миграции к месту конечной локализации от места «рождения», то есть за счет образования волокнистого компонента (роста дендритов и аксонов).
    Второй  — дифференцировка ее нервных  элементов, созревание разных типов нейронов.
    Скорость  роста коры определяется развитием отростков нейронов и синаитпческих контактов с другими клетками и во всех областях мозга наиболее высока в первые два года жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3 годам происходит замедление и прекращение роста коры в проекционных, к 7 годам -в ассоциативных отделах.
    Максимальные темпы дифференцировки и роста клеток коры головного мозга наблюдаются в конце эмбрионального и в начале постнатального периода, затем процессы менее выражены. У трехлетних детей клетки уже значительно дифференцированы, а у восьмилетнего — мало отличаются от клеток взрослого человека.
    Миелинизация, являющаяся одним из главных критериев созревания, начинается и завершается раньше в тех областях, которые связаны первично с восприятием сенсорной информации (сенсомоторной, зрительной, слуховой) или осуществляют связь с подкорковыми структурами, то есть филогенетически более старыми структурами. Миелинизация начинается в ряде структур до рождения (с четвертого месяца беременности), в других непосредственно перед рождением и, в-третьих, после рождения.
    Завершается она в двигательных, чувствительных корешках (спинномозговой нерв), зрительном тракте в первый год после рождения.Это означает, что в первую очередь созревают те нервные пути, которые играют наиболее важную роль на ранних этапах онтогенеза.
    Структурное развитие (ансамблевая организация) коры связано с формированием нейронных ансамблей (нервных центров). Все компоненты нейронных ансамблей новорожденных характеризуются структурной незрелостью.
    В течение первого года происходят типизация формы и увеличение размеров нейронов, развитие внутриансамбленых  связей по вертикали.
    К 3 годам четко сформированы гнездные группировки нейронов и вертикальные пучки волокон.
    К 5-6 годам усложняется система  связей по горизонтали.
    К 12-М годам все больше нарастает  роль волокнистого компонента коры, усложняются  внутри- и межансамблевые связи по горизонтали. Достигают высокого уровня дифференцировки все типы интернейронов.
    К 18 годам ансамблевая организация  коры по основным параметрам своей  архитектоники достигает уровня взрослых. Наиболее долгое созревание идет в лобной области - до 20 лет.
    Морфологическое оформление теменных отделов мозга начинается в период внутриутробного развития. К моменту рождения клетки коры затылочной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.