На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие внимания мл.школьника на уроке русского языка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………5
1 Общее  понятие о внимании и его видах………………………9
2 Особенности  внимания младших школьников………………15
3 Развитие  внимания младших школьников  на уроках 
русского языка……………………………………………………22
Заключение………………………………………………………..31
Список  использованных источников……………………………35
Приложения  А.Игры на развитие внимания в период
обучения грамоте…………………………………………………37
Приложение  Б. Игры на развитие внимания на уроках
 русского языка……………………………………………………42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аннотоация 

     Тема  курсовой работы »Развитие внимания младших школьников на уроке русского языка». Данная работа состоит из трёх глав, введения, заключения и списка использованных источников.
     В введении показана цель курсовой работы, задачи, что является объектом, а что предметом изучения. Актуальность выбранной темы, база исследования.
     В первой главе даётся общее понятие о внимании, его видах, функции, свойства внимания.
  Во второй главе описываются особенности внимания младших школьников, приведены упражнения для развития внимания.
     В третьей главе описывается развитие внимания младших школьников на уроке русского языка. Приведены упражнения на тренировку распределения внимания.
     В заключении подводим итог проделанной  работы, выявляем, что нужно для  эффективного развития внимания младших школьников, а вместе с тем и работоспособности класса. В списке  использованных источников указаны все источники, которые пригодились при написании данной курсовой работы. Количество источников-20.
     Также к данной курсовой прилагаются рекомендательные приложения: игры на развития внимания на уроке русского языка.  
 
 
 

      Введение 

    Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к  обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот "период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника". Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходится выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью. К тому же у школьника по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. Результат решения этих новых, вставших перед ним задач, имеет большое влияние на дальнейшую жизнь школьника.
    События, происходящие с младшим школьником в школе, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Очень часто в начальной школе на уроке слышен призыв учителя: "Будьте внимательны!". В разговоре с родителями в качестве объяснения не удач ученика нередко звучит: "Ему не хватает внимания" или "Все его ошибки от невнимания". Но если бы родители спросили учителя, что именно должен делать ребенок, чтобы быть внимательным, или как это внимание развить, то выяснилось бы, что далеко не каждый педагог готов ответить на эти вопросы.
      Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
    Психология  внимания — одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин и многие другие. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых.  Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.
    Актуальность  проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики вниманияя как и других процессов. 
     Внимание  имеет огромное значение в жизни  человека. Оно необходимое условие  выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Это позволяет говорить о внимании как об одном из важнейших условий успешной адаптации школьников в школе. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
     Цель  исследования: изучить приемы и методы развития внимания на уроках русского языка. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
     -изучить  психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
     -подобрать  методики по диагностике и  развитию внимания младших школьников на уроке русского языка;
     -показать  роль развития внимания в учебной  деятельности младших школьников.
     Объект  исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
     Предмет исследования – развитие внимания учащихся начальной школы на уроке русского языка.
     База  исследования: Акбулакская  средняя школа №1.
     Структура исследования: работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении раскрыта актуальность выбранной темы. В первой главе даётся общее понятие о внимании и его видах, во второй главе показаны особенности внимания младших школьников, в третьей главе описывается развитие внимания младших школьников на уроке русского языка. В заключении подводим итог о выполненной работе, делаем вывод. В списке использованных источников указаны все источники, которые пригодились при написании курсовой работы. Также к работе прилагаются рекомендательные приложения по проведению игр на уроке русского языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Общее понятие  о внимании и  его видах
        
     Внимание  проявляется в большей или  меньшей степени в любой сознательной деятельности людей, включено в процесс  восприятия, проявляется также в  процессах памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельным психическим процессом, внимание выступает как активная сторона всей психической деятельности человека.
     Внимание  есть результат эмоций. Так как интересными состояниями являются для нас эмоции или разнообразные чувствования удовольствия и неудовольствия, то внимание есть результат именно эмоций или эмоциональной окраски данного представления; чем эта окраска резче, тем представление интереснее для нас, или, иными словами, тем внимательнее мы к нему: интересность, эмоциональность и внимательность можно считать синонимами. Эта теория, особенно ярко развитая в английской ассоциационной психологии, верно указывает на зависимость внимания от интересности представления.
          На сегодняшний день в понятие “внимания” вкладывается совершенно различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина, к которой пришел ученый на протяжении многолетних наблюдений и экспериментальных работ, ее мы будем придерживаться в своей работе. Так Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте”.
       Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.
     Возникновение непроизвольного внимания может  быть вызвано особенностью воздействующего  раздражителя, а также обусловливаться  соответствием этих раздражителей  прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.
        Но в то же время непроизвольное  внимание может иметь отрицательное  значение для успеха выполняемой  деятельности, отвлекая нас от  главного в решаемой задаче, снижая  продуктивность работы в целом.  Например, необычный шум, выкрики  и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:
     1 Неожиданность раздражителя.
     2 Относительная сила раздражителя.
     3 Новизна раздражителя.
     4 Движущиеся предметы.
         Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
     5 Контрастность предметов или явлений.
     6  Внутреннее состояние человека.
     8 Отличительная особенность непроизвольного внимания заключается в том, что оно возникает в силу особых свойств самого объекта для индивидуума. Отсюда определение: непроuзвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.
     Психолог Овчарова Р.В. полагает, что основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. И называет его характеристики:
- целенаправленность - определяется задачами, которые  человек ставит перед собой  в той или иной деятельности;
- организованный  характер деятельности - человек  готовится быть внимательным  к тому или иному предмету, сознательно направляет свое  внимание на него, организует  необходимые для данной деятельности  психические процессы;
- устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.
     В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание  устойчивой избирательной активности.
     Послепроизвольное внимание -это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не тpебующее волевых усилий высокого интереса к деятельности. По мнению А.Г. Платоновой, вследствие этого, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания: возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии. 
     Свойства  внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным - колебания и переключение внимания.
        Концентрация внимания - это степень сосредоточения. Дормашев Ю.Б. также пишет о сосредоточении внимания, под которым он понимает внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего.
            Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.
     Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, указывает П.Я. Гальперин). То есть это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций. «Распределение внимания - это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий)».
  Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации и сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.
       Переключение бывает полным (завершенным)  и неполным (незавершенным) - в том  случае, когда человек перешел  к другой деятельности, а от  первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят: от отношения между предшествующей и последующей деятельностью; от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности; от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот); от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.); от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости. Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение- - непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.
     В работах Овчаровой Р.В., мы встречаем  описание такого свойства внимания как  колебание. Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании.   Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Н.Ф.Добрынин также упоминает о направленности, или избирательности внимания, которая проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания.
     Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделение каких- -то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность ). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.
   Таким образом, обнаружена тесная взаимосвязь между свойствами внимания. На качество выполнения задания влияет весь комплекс свойств внимания, но в зависимости от вида деятельности, одно из свойств оказывает доминирующее влияние. . Эту взаимосвязь необходимо учитывать, организуя учебную деятельность.
     Также можно сделать вывод, что внимание и его свойства не являются постоянной функцией, они формируются и развиваются в процессе индивидуального развития человека. 
 
 
 
 
 
 

     2 Особенности внимания младших школьников 

     Чтобы лучше понять особенности внимания детей младшего школьного возраста, надо уяснить то, что характерно для их высшей нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается лёгкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном   объекте.
      Обучение ребенка в школе, сам процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. В первые месяцы пребывания в школе детей интересует не столько знания, сколько комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности. В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.
       Внимание детей младшего школьного  возраста отличается небольшим  объемом, малой устойчивостью  - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 - 20 минут (в то время как подростки «40-45 минут, а старшеклассники - до 50 минут)
       Распределение внимания у младших  школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ  на заданный вопрос, он уже  не в состоянии следить за  своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий.
        Известный психолог Ланге Н.Н.  выделил разные типы внимания  у младших школьников в зависимости  от тех или иных свойств  (внимательные и невнимательные). Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у младших школьников в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо распределяемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной деятельности, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом. Ланге Н.Н. говорил, что наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что среди них встречаются очень медлительные дети, которые отличаются повышенной тщательностью при выполнении любых работ, заданий. Поэтому учителю приходится делать специальную паузу для того, чтобы они успевали за темпом учебного процесса. Но есть так же дети и другой категории, т.е. дети, отличающиеся высоким темпом работы при очень низком ее качестве. Если у предыдущих доминирует установка на точность работы, то у последних - установка на скорость. Обладая высоким индивидуальным темпом, эти дети опережают в классных работах многих других, но проверка обнаружила у них большое количество ошибок, как правило, бессмысленных, вызванных только одним - недостатком внимания.               
     Таким образом высокая продуктивность этих учеников обесценивается. Внимательные ученики отличаются от всех остальных  оптимальным сочетанием продуктивности и точности при выполнении заданий. За короткий промежуток времени они  успевают выполнить большой объем работы при минимальном количестве ошибок.
        Встречаются невнимательные ученики,  концентрирующие внимание не  на учебных занятиях, а на чем-то  другом - на своих мыслях, далеких  от учебы, рисовании на парте  и т.д. Если такой ребенок смотрит в учебник, он не видит правило или упражнение, а целенаправленно изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к данному уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных. Для большинства невнимательных младших школьников характерна сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания.
         Внимательные и невнимательные  ученики различаются и в динамике  работы. Период «врабатывания», когда  человек овладевает деятельностью, есть и у тех, и у других; он сопровождается снижением темпа. Однако у внимательных учеников темп затем нарастает, а у невнимательных этого не происходит.
        Таким образом, можно сделать  вывод, что внимание детей младшего  школьного возраста характеризуется малой устойчивостью (10-15 минут), малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. В младших классах (обычно в 1 и во 2) через каждые 10- 15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему, и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка.
        Очень часто, именно из-за неумения  управлять вниманием, из-за его  несформированности ребенок испытывает  трудности в школе. Анализ литературы показывает, что внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем. В результате этой деятельности учащиеся 4 класса становятся более внимательными, чем учащиеся 1 класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания, увеличению объема внимания.
     По  мнению известного психолога П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта.
     Внимание - многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося
       Развитие внимания должно совершаться  в нескольких направлениях. Первое - это формирование умственных действий. Второе - научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий. Третье - создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой -формирование положительной мотивации учебы.
     Ребенок, поступивший в школу, испытывает снижение самооценки. Очень важно  давать упражнения на развитие свойств внимания. При подборе игр, упражнений по развитию внимания надо помнить об особенностях внимания в учебном процессе. Опыты психологов показывают, что даже дети 1 класса способны к достаточно сильному, концентрированному и устойчивому, вниманию. Но для этого надо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности. К ним относятся: хороший темп урока и продуманная его организация; четкость, доступность и краткость пояснений, указаний, которые учитель дает для работы; максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение учителя к вниманию детей, т.е. нельзя делать громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс еще работает; разнообразие видов и форм заданий, подчиненных основной цели и теме урока; включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей.
      Как уже отмечалось, основной  причиной невнимательного письма и чтения у младших школьников часто является неумение анализировать конкретные единицы материала, стремление быстро считывать смысл слова, не замечая особенностей его написания. Одним из приемов преодоления подобной установки является смена позиции, роли ребенка при проверке выполненного задания. В этом случае детям предлагается читать написанное вслух, как будто это написал «другой мальчик или девочка», «плохо обученный щенок».
     При работе с невнимательными школьниками  большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания. Для проведения занятий педагог может использовать следующие виды заданий:
     Развитие  концентрации внимания. Основной тип  упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 мин. в день) в течение 2—4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений (прием сравнения); упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.); задания по типу: «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и др.
     Увеличение  объема внимания и кратковременной  памяти. Упражнения основаны на запоминании  числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько  секунд. По мере овладения упражнением  число предметов постепенно увеличивается.
     Тренировка  распределения внимания. Основной принцип  упражнений: ребенку предлагается одновременное  выполнение двух разнонаправленных  заданий (например, чтение рассказа и  подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т. п.). По окончании упражнения (через 10—15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.