На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Качество, стандартизация, сертификация продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Комсомольский–на–Амуре
Техникум  лёгкой промышленности 

Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
Качество, стандартизация,
сертификация  продукции. 

2203 541 ДО 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Студент:  

    Преподаватель:  
     

2005
 

План:

    Введение 3

    I. Сущность и значение качества продукции 5
    1.1 Понятие  качество продукции 5
    1.2 Показатели  качества и методы их оценки 8
    1.3 Управление  качеством 15
    II. Стандартизация 20
    2.1 Понятие стандартизации продукции. 20
    2.1.1 Цель  и задание стандартизации. 20
    2.1.2 Разновидности  стандартов. 22
    III. Сертификация качества продукции 26
    3.1. Понятие  сертификации продукции 26
    3.2.Преимущества  сертификации продукции 28
        Заключение 36

    Список использованной литературы 37

 

                  «Только безупречное качество и  совершенное управление могут принести необходимые плоды»
                  У. Эдвард Деминг

    Введение.

    Становление Российской Федерации как суверенного  правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое  сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

    Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам  межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы России как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям, а также обеспечивать проведение единой технической политики.

    Стандартизация  и сертификация, обеспеченные взаимосвязанными методами и способами измерений, являются неотъемлемой составной частью общественного производства и одновременно создают эффективный механизм управления качеством и номенклатурой продукции.

    Качество  продукции является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.
    Большинство промышленных, торговых или государственных  организаций производят продукцию  в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции, установленных в технических условиях.
 

I. Сущность и значение качества продукции. 

     1.1 Понятие качество продукции.
     Проблема  качества продукции носит в современном  мире универсальный характер.
     От  того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни страны. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
     Качество  товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при  совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.
     Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
     В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
     Новейший  подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим -снижения издержек производства.
     Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единице. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
     Качество-это  совокупность свойств и характеристик  продукции, которые придают ей способность  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности. Являясь  продуктом труда, качество товара- категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительской стоимостью.
     Потребительная  стоимость характеризует способность  вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость  может в различной степени удовлетворять потребность. Поэтому качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.
     Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.
     Качество  прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились  общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Эволюция понятий качества приведена в таблице 1.
Таблица 1. Историческая эволюция понятий качества.
Автор формулировки  Формулировка  определений качества.

Аристотель 

(3 в.до н.э.).
Различие между  предметами. Дифференциация по признаку «хороший - плохой».
Гегель  (19 в. н.э.)
Качество есть в первую очередь тождественная  с бытием определенность, так что  нечто перестает быть тем, что  оно есть, когда оно теряет свое качество.
Китайская версия Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов-«равновесие» и «деньги» (качество=равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».
Шухарт (1931г)
Качество имеет  два аспекта: -объективные  физические характеристики,
-субъективная сторона: насколько вещь «хороша».
Исикова К. (1950г)
Качество, которое  реально удовлетворяет потребителей.
Джуран  Дж.М. (1974г)
Пригодность для  использования (соответствие назначению). Качество - есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям.
ГОСТ 15467-79 Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Международный стандарт ИСО 8402-86 Качество –  совокупность свойств и характеристик  продукции или услуг, которые  придают им способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности.
 
     Особенно  динамично процесс развития и  изменения сущности качества, его  параметров происходил в последние  десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему. Наиболее интенсивно этот процесс протекал, в частности, в Японии, ставшей в 70-80-е годы фактически мировым лидером в определении уровня качества по многим видам товаров. Динамику развития уровней качества в Японии в послевоенный период можно представить следующим образом.
     Первый  уровень - «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта - технические условия, договор и т.д.) .Этот уровень характерен для 50-х годов.
     Второй  уровень (1960 г.) - «соответствие использованию».Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.
     Третий  уровень - «соответствие фактическим  требованиям рынка». В идеальном  варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара. Данный уровень характерен для 70-х годов.
     Четвертый уровень (1980 г.)  - «соответствие латентным (скрытым, неочевидным)потребностям».предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнении с другими потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.
     Такой же путь, как Япония, но с некоторым  отставанием во времени, проходят и  другие развитые страны с рыночной экономикой. В условиях конкурентной среды производители в своей деятельности не могут не следовать этим требованиям повышения уровня качества. Подобную эволюцию качества предстоит пройти по мере становления цивилизованного рынка казахстанским производителям и потребителям. 

     1.2 Показатели качества и методы  их оценки.
     Качество  продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и  практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые  и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:
     -показатели  назначения товара,
     -показатели  надежности,
     -показатели  технологичности,
     -показатели стандартизации и унификации,
     -эргономические  показатели,
     -эстетические  показатели,
     -показатели  транспортабельности,
     -патентно-правовые  показатели,
     -экологические  показатели,
     -показатели  безопасности.
     Показатели  назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
     Надежность  товара - сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из этих показателей.
     Безотказность - свойство надежности товара сохранять  работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относятся вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, гарантийная наработка (ГОСТ 27.004-85 Надежность в технике. Системы технологические, термины и определения.).
     Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в  приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений  и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем  проведения технического обслуживания и ремонтов.
     Ремонтопригодность  объекта оценивается коэффициентом  готовности (технического использования), который определяется по формуле:
,

где То- средняя наработка на отказ восстанавливаемого объекта, час,
    Тв- среднее  время восстановления объекта после  отказа, час.
     Сохраняемость свойств качества объекта характеризует  долю снижения важнейших показателей  назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования товара.
     В первое время использования товара показатели его качества не ухудшаются. А затем начинается ежегодное  снижение (ухудшение) показателей качества и чем больше срок службы (применения) товара, тем больше доля его ежегодного снижения.
     Долговечность-свойство объекта сохранять работоспособное  состояние до наступления предельного  состояния при установленной  системе технического обслуживания и ремонта.
     К показателям долговечности объекта  относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта, гамма - процентный ресурс, т.е. наработка, в течении которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью, а также другие показатели (ГОСТ 27.002-83).
     Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
     К основным показателям технологичности  конструкций относятся следующие:
    - коэффициент  меж проектной унификации (заимствования)  компонентов конструкций;
     - коэффициент унификации компонентов  технологических процессов;
     - удельный вес деталей с механической  обработкой;
     - коэффициент прогрессивности технологических  процессов.
     Эти показатели оказывают непосредственное влияние на массу изделия, коэффициент использования материалов, трудоемкость технологической подготовки производства, собственного производства, подготовки к функционированию, технического обслуживания и восстановления объекта, затраты по стадиям жизненного цикла.
     Коэффициент блочности конструкции определяется по формуле:
,

    где Сбл- стоимость самостоятельных, легко  отделимых блоков или агрегатов, выполняющих самостоятельную функцию,
    С- себестоимость  объекта.
     Коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов конструкции объекта:
,

    где Нзаим - количество наименований изделий, деталей, составных частей объекта, заимствованных из других проектов,
    Н-общее  количество наименований деталей и  других составных частей объекта, включая  заимствованные и оригинальные.
     Коэффициент унификации (заимствования) технологических  процессов изготовления объекта:
,

    где Нс.т.п.- количество наименований существующих технологических процессов, заимствованных для производства нового объекта,
    Нт.п.- общее количество наименования технологических  процессов изготовления нового объекта, включая заимствованные и вновь  разработанные.
     Удельный  вес деталей объекта с механической обработкой:
,

    где Нмех - количество наименований деталей объекта, трудоемкость механической обработки которых выше 10% полной трудоемкости их изготовления.
     Коэффициент прогрессивности технологических  процессов изготовления объекта:

    где Нпр.т.п.- количество наименований прогрессивных технологических процессов изготовления объекта, зависит от программы выпуска предмета труда, возраста технологии и метода изготовления.
     Показатели  стандартизации и унификации - это  насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации
     По  сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и  оригинальные. Чем выше процент стандартных  и унифицированных деталей, тем  лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.
     К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:
     - коэффициент стандартизации объекта;
     - коэффициент повторяемости составных  частей объекта.
     Также рассчитываются и анализируются  коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и другие элементы.
     Эргономические  показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.
     Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения, стабильность товарного вида изделия.
     Конструирование современных изделий должно вестись  с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются  к ним в связи с растущими  запросами потребителей, желающие принести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых, чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид.
     Последнее условие рациональной компоновки сводится к соблюдению так называемого «золотого сечения», при котором соотношение длины линейных отрезков подчиняется правилу:
     
.

Показатели  транспортабельности выражают приспособленность  продукции для транспортировки.
     Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать в изделиях новые технические решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
     Экологические показатели - это уровень вредных  воздействий на окружающую среду, которые  возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.
     К конкретным показателям экологичности  товара относятся:
      - содержание  вредных примесей (элементы, окислы, металлы) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов,
      - выброс  вредных веществ в воздушный  бассейн, воду, почву (включая  недра земли), химических, нефтехимических,  горнодобывающих, металлургических, энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств,
      - радиоактивность  функционирования объектов, связанных  с исследованиями, «приручением»  и использованием атомной энергии, 
      - уровень  шума, вибрации и энергетического  воздействия транспортных средств  различного назначения и других машин и агрегатов.
     Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих  нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах).
     Показатели  безопасности характеризуют особенности  использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении. Транспортировании, потреблении продукции.
     Количественное  значение показателей качества продукции  определяется методами:
    -экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции,
    -органолептическим,  позволяющим определить качество  продукции с помощью органов  чувств по пяти-бальной системе,
    -социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции,
    -экспертных  оценок, базирующемся на количественных  оценках специалистами данных  видов продукции.
     Рассмотренная система показателей используется для определения уровня качества, представляющего собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.
     Интегральным  экономическим фактором обеспечения  качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержки, понесенных предприятием в следствии  отказов от изделий.
     Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, цена единицы качества, что можно представить формулой:
,

где Q-качество изделия,
    С-затраты  на приобретение и эксплуатацию изделия.
     Определить  знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. 

     1.3 Управление качеством
     Управление  качеством продукции — это  взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
     Государственная система управления качеством продукции  в Российской Федерации включает в себя:
      1. Законы и нормативные акты, регламентирующие  права и обязанности производителей  и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции.
      2. Государственную систему стандартизации.
      3. Государственную систему надзора  за соблюдением стандартов и  состоянием измерительной техники.
      4. Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции.
      5. Заводские (внутрифирменные) системы  управления качеством продукции.
     Правовое  обеспечение управления качеством  продукции Российской Федерации  в настоящее время находится  в процессе формирования и призвано обеспечить условия наилучшего взаимодействия производителей и потребителей продукции в рыночных условиях по вопросам качества реализуемых товаров.
     Юридической формой определения качественных характеристик  продукции является нормативно-техническая  документация, предусмотренная государственной системой стандартизации, устанавливающей единую систему связанных между собой нормативно-технических документов с единым порядком учета разработки, согласования, утверждения оформления, регистрации и пересмотра.
     В соответствии с действующей в настоящее время системой стандартизации, требования к качеству продукции определяются в зависимости от характера продукции, ее значения и сферы применения стандартами нескольких категорий.
     Кроме того, качество отдельных видов продукции  может определяться образцами (эталонами), утвержденными в соответствии со стандартами либо согласованными сторонами по договору.
     Юридическое значение стандартов, технических условий, образцов заключается в том, что  они обязательны к применению всеми предприятиями-изготовителями и потребителями продукции, на которую распространяется действие данного нормативно-технического документа.
     В Российской Федерации осуществляется внедрение системы международных  стандартов, составляющих эту серию, отработаны наиболее важные и нашедшие всеобщее применение в условиях рынка положения, регулирующие функционирование системы управления качеством продукции. Фактически эти стандарты регулируют весь комплекс отношений между производителями и потребителями продукции. При этом государство выступает третьей стороной, обеспечивающей наиболее благоприятные условия реализации взаимоотношений производителей и потребителей продукции по поводу ее качества.
     Три международных стандарта ИСО (9001,9002, 9003) содержат соответственно модели систем обеспечения качества на различных этапах создания продукции.
     Концепция, заложенная в стандартах, предполагает, что предприятие постоянно стремится  к обеспечению уровня качества, соответствующего требованиям рынка.
     Значительная  монополизация российской экономики и отсутствие действенных антимонопольных мер фактически исключает свободную конкуренцию на рынке, с другой стороны, предприятия промышленности не располагают средствами для совершенствования выпускаемой продукции. Эти обстоятельства и сохраняющиеся высокие темпы инфляции лишают в настоящее время товаропроизводителей Российской Федерации возможности повышения качества продукции, а у монополистов побудительных мотивов к внедрению новых, высокоэффективных изделий. Стандарты серии ИСО 9000 остаются часто невостребованными.
     Эффективное управление качеством продукции  предполагает развитый рынок, развитую систему прямой и обратной связи  между производителями и потребителями  продукции. Построение систем управления качеством базируется на определенных принципах. Наиболее распространенным является принцип Тейлора, который в условиях Российской Федерации продолжает иметь всеобщий характер, будучи распространенным, на уровень государственного управления качеством продукции.
     Основой этого принципа является нормирование — установление требований к качеству продукции и контроль за выполнением установленных норм. Реализация принципа Тейлора на уровне предприятия основывается на установлении производственных норм руководством предприятия для его работников.
     В практике деятельности передовых фирм все большее распространение получает концепция японского специалиста, доктора К. Исикава. Основным положением этой концепции является переход от чисто допускового управления к управлению по отклонению от номинала.
     Другим  важнейшим принципом управления качеством продукции является наличие собственной программы управления. Такими программами выступают бизнес-планы предприятий в части проектирования новых либо модернизации выпускаемых изделий, задания государственных заказов в части, касающейся повышения качества продукции. Элементами программы по повышению качества продукции являются компоненты технической документации, стандарты, эталонные изделия.
     Следующим принципом, учитываемым при построении систем управления качеством продукции, является необходимость учета неустойчивого характера объекта управления. Это вызывает необходимость сбора и обработки огромного массива информации от сферы фундаментальных и прикладных исследований до деятельности основных конкурентов в областях, связанных с качеством выпускаемой предприятием продукции, изучением эффективности использования продукции у потребителей и т. д.
     Необходимо  также стремиться к обеспечению  постоянного сравнения состояния  качества изделий как управляемого объекта с заданной программой на этапах проектирования, производства, эксплуатации путем проведения испытаний, сопоставления данных о фактическом и запланированном уровне качества.
     Наблюдение  за реализацией стратегии управления и в случае отклонений принятие мер  для их предупреждения обеспечиваются использованием принципа обратной связи. При управлении качеством продукции этот принцип реализуется на основе изучения потребностей рынка, осуществления проверок продукции на соответствие нормативно-технической документации.
     Признаком целостности качества продукции как системы является то, что качество продукции представляет собой совокупность целого ряда свойств, связанных между собой и с разных сторон характеризующих изделие. Сравниваемые свойства и их значимость для всех изделий определенной партии (серии) являются в каждый данный момент времени одним и тем же. Отсутствие у какого-либо экземпляра одного или нескольких свойств приводит к снижению его общей полезности.
     Учет  системного характера качества изделий  и последовательное соблюдение принципов построения систем управления качеством промышленной продукции позволяют создать в практике хозяйствования соответствующие эффективные системы.
     Такие системы могут иметь международный  характер, создаваться на государственном  и фирменном уровнях.
     Примерами попыток сформировать системы управления качеством продукции на уровне отдельных  предприятий могут быть: Саратовская  система бездефектного изготовления продукции (БИП); Горьковская система  КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); Краснодарская комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП); Днепропетровская комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием всех видов ресурсов (КС УКП и ЭИР). На государственном уровне в конце 70-х годов началось формирование Единой государственной системы управления качеством продукции (ЕГСУКП)- Эта система предусматривала согласованную работу всех звеньев ЕГСУКП в направлении создания и освоения новых видов продукции улучшенных свойств, повышения конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, своевременную замену или модернизацию устаревшей продукции.
     В качестве основных звеньев ЕГСУКП рассматривались  системы управления качеством продукции  отдельных промышленных предприятий. Интегральными подразделениями ЕГСУКП считались отраслевые или республиканские системы.
     В настоящее время в промышленности разработана и внедрена программа  «Тотальное обеспечение качества» (ТОК). Последняя основана на пяти принципах:
      • отказ от идеи «приемлемый уровень  качества»;
      • создание условий, когда каждый отвечает за качество своей работы;
      • переход от констатации брака  к его предупреждению;
      • использование простых средств  контроля;
      • разработка и внедрение удобных  автоматических средств контроля.
     Качество  должно быть «видимым», «измеряемым» и контролироваться на каждом этапе производства — от конструирования до отгрузки и установки готового изделия на месте — вот основа философии ТОК. Качество изделия обеспечивается качеством концепции изделия, качеством работы и качеством обслуживания его в эксплуатации.
 

II. Стандартизация
     2.1 Понятие стандартизации продукции.
     2.1.1 Цель и задание стандартизации.
     Система качества – совокупность организационной  структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам обеспечения качества. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции и свойственного ей практического опыта.
     Требования  к качеству устанавливаются и  фиксируются в нормативных и  нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных  стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.
     Система качества, отношения производителя и потребителя к качеству и другие механизмы управления качеством прошли сложный и длительный этап совершенствования в условиях глубокого экономического кризиса.
     Прошедшие в течение последнего десятка  лет политические, социальные и экономические изменения поставили Россию в новые, мало для нее знакомые условия существования. К сожалению, эти процессы сопровождались инфляцией, повышением цен, снижением трудовой активности и дисциплины, кризисом власти и, следовательно, падением жизненного уровня большей части населения независимой России.
     Остались  за рубежом основные сырьевые и энергетические источники, жизненно важные для непрерывного процесса производства и достаточных  темпов воспроизводства предприятий  практически всех отраслей промышленности. В течение нескольких лет в России не осталось ни одного предприятия, которого не коснулся бы топливно-энергетический "голод". В этих условиях еще более усилилась необходимость развития внешних торгово-экономических отношений с другими странами ближнего и дальнего зарубежья. С развитием этих отношений Российская Федерация стала огромным рынком сбыта промышленных и потребительских товаров, что не могло не сказаться на проходящей этап возрождения экономики и промышленности.
     Для предприятий существенно усложнилась реализация продукции: на внутреннем рынке - из-за ввоза импортной продукции и резкого снижения платежеспособного спроса, на внешнем рынке - вследствие не способности конкурировать продукции российских предприятий, отсутствия опыта и навыков торговли на насыщенных рынках, пренебрежения принятыми там правилами взаимоотношений, в том числе требованиями наличия сертификатов на продукцию и системы качества.
     Серьезным препятствием на пути экспорта российской продукции на западные и другие зарубежные рынки является значительное отставание отечественных предприятий от мировой практики в части создания современных систем качества и подтверждения их соответствия общепринятым международным требованиям.
     Утвержденные  в 1987 г. международные стандарты ISO серии 9000 на системы качества в настоящее время являются нормой взаимоотношений на рынках практически всех стран мира. Наличие сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие MC ISO 9000, становится в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции. При этом деятельность по международной стандартизации систем качества постоянно активизируется и развивается.
     Общей целью развития и внедрения стандартизации можно считать:
      • определение приоритетных направлений исследований и создание научно-технических программ в рамках межгосударственного и международного сотрудничества;
      • разработку проектов законодательных актов и стандартов;
      • создание оптимальной структуры фонда стандартов;
      • создание оптимального состава мероприятий и методов обеспечения единства измерений;
      • обеспечение единства перспективного и текущего планирования;
      • формирование системы управляющих и исполнительных органов, служб стандартизации и сертификации;
      • установление рациональной формы и содержания стандартов как носителей нормативно-технической информации;
      • широкое внедрение методов обработки информации с помощью современного информационно вычислительного оборудования.
     Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:
     соблюдение  уровня развития науки и техники, экономической целостности и  эффективности производства для  производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в  целом;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.