На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Социалогия образования

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

Социология образования - раздел социологической науки, который  изучает закономерности функционирования образования как социального  института (функции в обществе, взаимосвязь  с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.). 

Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства. 

Институт образования  относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. По большом счету, в цивилизованном обществе, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученного образования. 

Четко просматривается  одна интереснейшая закономерность: чем более развита страна, тем  больше критики в адрес ее системы  образования. В настоящее время  о необходимости реформирования образования идет речь во всех продвинутых  странах. Проблемы национального образования становятся приоритетными в программах многих политических лидеров. К примеру, Дж. Кеннеди, Д. Буш вошли в американскую историю как президенты, много сделавшие для национальной системы образования. Можно напомнить и о том, что самый первый Указ, подписанный, Б.Н. Ельциным, назывался "Об образовании". 

Образование как  система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и  преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей.
Cистема образования в России
К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10000 человек населения.
Благодаря созданному интеллектуальному потенциалу в России достигнут высокий уровень фундаментальной науки.
Можно привести такие цифры:
в 1917 г. уровень  образования населения России равнялся одному году обучения;
к началу Второй мировой войны - 4 года;
в начале 60-х  гг. - 7 лет обучения;
в настоящее  время - 10,5 лет.
Рассматривается вопрос о введении 12-летнего образования  в средней школе. В США, Канаде, Японии в среднем на взрослого приходится уже 13-14 лет обучения; более половины выпускников двенадцатилетней средней школы продолжают обучаться в университетах. 

Кризис в нашей  системе образования начался  с конца 60-х гг. Советские руководители расслабились после запуска первого искусственного спутника Земли, в то время когда весь мир обратил внимание на советский опыт развития образования. Кстати, именно тогда конгресс США принял Закон "Об образовании в целях национальной обороны". По инициативе президента Дж. Кеннеди в стране в два раза увеличилось число университетов. В конце 80-х гг. США тратили на развитие образования 6,7 процента своего валового национального продукта, Япония - 5,7 процента.
Доля расходов на образование в процентах к  расходам государственного бюджета  СССР установилась к концу 20-х гг. на уровне 12,5 процента, в период 1965-1980 гг. увеличилась до 15-17 процентов. После 1980 г. эти расходы составляли 12 процентов, затем произошел резкий спад: в 1992 г.- до 5,8 процента, в 1993 г. - 4,4 процента.
Были допущены серьезные просчеты в стратегии образования. В 60-80 гг. в нашей стране резко увеличилась подготовка рабочих в профтехучилищах - в 2,5 раза, а рост специалистов с высшим образованием только - в 1,3 раза. Однако весь мировой опыт свидетельствует: наибольший вклад в прирост производительности труда, темпов экономического развития вносят специалисты, получившие высшее образование.
Система образования  должна осторожно включать в свои программы новации, новые формы  организации. Известно, что любая  крупная научная идея в своей эволюции проходит три этапа. Сначала: "этого не может быть", затем: "в этом что-то есть" и, наконец, третий этап: "как этого можно было не понимать и не принимать?". Массовое образование должно ориентироваться в основном на него.
Это же касается и организационных форм, новых типов учебных заведений. В конце 50-х гг. было принято решение о том, что первокурсники вузов должны были днем работать, а по вечерам - учиться. К счастью, это начинание просуществовало всего один учебный год. К числу такого рода неудачных и непродуманных экспериментов можно отнести и решение правительства о призыве студентов на военную службу.
Разумеется, нельзя не обратить внимание и на технологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты, управленцы, политики ХХI века сейчас находятся в школьных классах и студенческих аудиториях. Естественны вопросы: а тому ли их учат, будут ли востребованы получаемые знания, будет ли достаточным уровень их образования?
Другая парадигма  современного образования - научить  студента работать с новой информацией, постоянно обновлять свои знания. Ведь работа любого современного специалиста - это непрерывный поиск знаний, умение применять их в своей повседневной деятельности.
Одна из важных социологических проблем отечественного образования - низкая востребованность знаний, профессиональной квалификации. Можно несколькими штрихами так нарисовать портрет российского студенчества: "Обо всем слышали, кое-что знают, но ничего не умеют". Многие студенты учатся не ради знаний, профессиональных умений, а ради документа, диплома. И прежде всего потому, что в некоторых отраслях народного хозяйства не нужен высокий уровень профессиональной подготовки, многие специалисты повседневно выполняют неквалифицированную работу.
Дефицит профессионализма - беда российской интеллигенции. Достаточно сказать, что закупленные в западных странах техника и технология у нас используются со значительно более низкой эффективностью. Именно по этой причине сильно отстают переработка сельскохозяйственной продукции, экологизация производства. Очевидно, что за крупными экологическими катастрофами Арала и Ладоги, техногенными авариями Чернобыля и Уфы стоит, прежде всего, недостаточный профессионализм тех специалистов, которые проектировали, оценивали ситуацию, принимали решения.
Проблема заключается и в том, что в плановой экономике централизованные формы планирования и распределения молодых специалистов не стимулировали качества подготовки. Выпускник практически не искал себе работу, предприятие не платило за его подготовку, получало молодых специалистов бесплатно, а значит, и не стремилось их эффективно использовать. 

Переход к рынку  в корне меняет ситуацию. В условиях реформы развиваются договорные отношения, контрактная форма подготовки, осуществляется полная или частичная  компенсация расходов на образование, выделяются кредиты на образование. Многие старшекурсники успешно сочетают работу с учебой, стремятся углубленно изучать иностранные языки, программирование, законодательство и т. п. 

Качество подготовки в школе и вузе - одна из основных проблем социологии образования. Конечно, социологи изучают не дидактические проблемы - это дело педагогики и психологии, а социальные аспекты качества образования. Здесь важно все, но прежде всего личность преподавателя, педагога. Из-за низкой зарплаты и престижа в школах текучесть кадров. Наверное, ключевая проблема - это зарплата. Если заработная плата учителя будет не ниже, чем в промышленности, то и педагоги будут стремится задержаться в учебных заведениях.  

Обозначились  тенденции: уход научно-педагогических работников в коммерческие структуры; старение преподавательских кадров вузов - их средний возраст составляет 58-59 лет. Возникли серьезные проблемы с пополнением одаренной молодежью аспирантур вузов и академических институтов. По оценкам социологов, в столичных вузах четвертая часть выпускников намерена выехать для работы за рубеж. 

Если указанные  тенденции сохранятся, то в российской высшей школе будет нарушена складывавшаяся десятилетиями нормальная система  воспроизводства научно-педагогических кадров. Еще 5-7 лет вузы продержатся на существующем потенциале, а затем неизбежен развал многих кафедр и направлений подготовки специалистов. 

Разумеется, квалифицированные  научно-педагогические кадры- не единственное условие, которое определяет качество подготовки специалистов. На этот показатель влияют многие организационные вопросы, которые также являются предметом интереса социологов. К примеру, зависимость между числом отчисленных студентов и увольнением преподавателей по сокращению штатов; наиболее оптимальная численность студенческой группы.
Специалисты утверждают, что средний студент усваивает  примерно третью часть предложенной учебной программы, причем более  удобную и приемлемую для себя. На долю усилий самого преподавателя, его педагогического и методического мастерства приходится не более пятой части всех факторов, определяющих уровень усвоения учебного материала.
Студентам следует  предоставить как можно больше академической  свободы, в том числе индивидуальный график, свободное посещение занятий, экстернат и т. п. Но, с другой стороны, должна быть увеличена мера ответственности. Только в такой связке может серьезно повыситься качество образования. 

Важнейшая социологическая  проблема образования - формирование культуры, гуманитарная подготовка студентов. Всегда есть соблазн готовить специалиста узкого профиля - меньше затраты. Во всем цивилизованном мире ставка была сделана на университетское образование, а в нашей стране - на узкоспециализированные вузы. Естественно, их выпускники не знали иностранных языков, экологии, права, не имели необходимой гуманитарной подготовки. В результате страдает не только дело, но обкрадывается сам человек, ведь хорошая гуманитарная, общекультурная подготовка дает возможность вести полноценную жизнь. 

Известно, что в американских университетах на гуманитарные и социальные науки отводится от четверти до трети учебного времени даже на технических факультетах. Вот позиция одного из руководителей американского университета: "Наша задача не только подготовить вас к тому, чтобы зарабатывать на жизнь, но и научить, как жить. И философия является составной частью вашей подготовки к жизни. Это наша твердая позиция, и мы не собираемся менять ее". 

Дело еще и  в том, что, когда в 18-20 лет молодой  человек изучает математику, биологию, информатику, он еще не знает, что в 40-45 лет ему больше потребуются психология, право, социология. В этом возрасте хороший специалист уже руководитель, отец семейства, общественный или политический деятель, а также выполняет и другие социальные роли, где в первую очередь требуются культура, психология, наука управления. 

Опросы показывают, что, по мнению студентов, да и самих  преподавателей, до 40 процентов преподавателей обладают посредственным и даже низким уровнем культуры. По мнению 60 процентов студентов и 73 процентов преподавателей, старшекурсники, выпускники вузов не могут в полной мере считаться интеллигентными людьми. 

В то же время  студенты считают, что профессионализм  преподавателей сохранился. Более того, его оценки несколько выросли. Ныне 35% студентов вузов (1999 г.) высоко оценивают профессионализм преподавателей, а в 1989 было 32%. Однако студенты отмечают падение заинтересованности преподавателей в работе (49% - 1989г., 20% - 1999 г.).
Все сказанное  позволяет сделать вывод о  том, что образование - социальный институт общества, который выполняет важнейшие функции.
Профессиональная школа, представленная техникумами, профтехучилищами, теперь еще и колледжами, вузами различного типа. Главная проблема - профессиональный выбор при переходе от общеобразовательной к профессиональной школе. Что определяет профессиональный выбор, как, через какие каналы можно повлиять на него? Большинство социологических исследований образования сосредоточено именно здесь. Дело в том, что общественные потребности в профессиональной подготовке и личные устремления школьников не всегда совпадают.
Реально в вузы России поступают не более 20 процентов  выпускников школ. В результате происходит крушение жизненных планов, иллюзий.
В настоящее  время все большее развитие получает система последипломного образования - аспирантура, магистратура, получение второй специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и т. п. Достаточно сказать, что, по данным социологов, до 60 процентов выпускников вузов меняют свою профессию по самым различным причинам. Возникают очень непростые вопросы: как помочь в профессиональном совершенствовании по новой специальности, какой набор фундаментальных знаний надо давать студенту, чтобы такой переход был менее болезненным, и т. д.
В современных  российских условиях высшая школа меняет структуру подготовки специалистов под мощным давлением новых социально-экономических  условий и факторов, становится массовым второе высшее образование. В высших и средних специальных учебных заведениях открываются новые специальности и специализации, связанные с такими сферами социальной жизни, как управление, бизнес, финансы, экология и т. д.
В настоящее  время новая проблема для высшей школы - невостребованность, безработица  среди лиц с высшим образованием. Безработица стала "умной". Так, в 1998 году каждый десятый безработный имел высшее образование. Наиболее неблагоприятно конъюнктура на рынке труда складывается в отношении инженерных вузов: спрос (и без того невысокий) падает, дефицит специалистов отсутствует.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.