На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок:сущность,функции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение
    В процессе исторического развития рыночного  хозяйства изменялось понимание  рынка, его сущности, изменялся и  сам рынок, его роль в экономике  возрастала. Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной для решения основных экономических проблем.
    Актуальность  выбранной автором темы контрольной работы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство. В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. Рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. 1
    Актуальность  так же определила цель исследования – изучить понятие рынка, его сущность, функции, условия возникновения и преимущества рыночного механизма.
    На  основании рассматриваемых автором контрольной работы учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений. 
 
 

§1. Рынок: понятие, сущность и условия возникновения.
    Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение  которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие  рынок - это система экономических  отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения  товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного  производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом  труда (земля, дикорастущий лес).
    В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, то есть связь производителей и потребителей, производства и потребления.
    Н.Бухарин  дал следующее понятие рынку - это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.
    Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения.
    Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать2.
    Углубленное понимание категории «рынок»  требует учета его места в  хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической  деятельности: 

    1. Производство.
    2. Распределение.
    3. Обмен.
    4. Потребление.
    Конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.
    Однако  между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством  следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений  между людьми, в определении материального  положения различных слоев общества.
    Но  распределение – это не только следствие производства. От того, как  распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного  процесса.
    Хотя  обмен занимает третье место в  иерархии сфер экономики, он, подобно  распределению, оказывает сильное  обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при  рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного  хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений  товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.
    Важнейшим условием возникновения рынка является:
    - во-первых,  общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
    -во-вторых, важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика). Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения по детальной и технологической специализации.
    Схема специализации, то есть набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
    - в-третьих, важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок. 3
    - в-четвертых, важным условием возникновения рынка является экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, то есть с государственным участием). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться».
    - для эффективного функционирования рынка необходимо и пятое условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.
    Таким образом, рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.
    Рынок является фундаментом для понимания  ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности  на микро- и макро- уровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §2.  Функции рынка.
    Сущность  рынка находит свое выражение  в главных его экономических  функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность. 
    Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
    Регулирующая  функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
    Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует  снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение  качества продукции. Межотраслевая  конкуренция путем перелива капиталов  из отрасли в отрасль формирует  оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных  отраслей. Сохранение и поддержание  конкурентной среды - одна из важнейших  задач государственного регулирования  в странах с развитой рыночной системой.4
    Важную  роль в рыночном регулировании имеет  соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена - это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.
    Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции важно для развития экономики.
    Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
    Контролирующая  функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
    Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
    Информационная  функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
    Санирующая  функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.5
    Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
    Экономический интерес продавцов состоит в  получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности  с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен  нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
    Таким образом, утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. 
 
 
 
 
 

    §3. Преимущества рыночного механизма.
    Рыночный  механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Идеально рыночный механизм исключает какое-либо внешнее по отношению к самому рынку, государственное установление цен и объемов продаж, предполагает свободную игру рыночных сил.
    Индивидуальные  решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом  и вовсе не направлены на то, чтобы  успешно функционировала экономика  в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как  доведение решений отдельных  хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через  систему цен и конкуренцию. В. Ф. Максимова рыночный механизм сравнивает с непрерывным референдумом, в  котором «суверенные» потребители  «голосуют» своими экономическими решениями  в пользу определенного «кандидата» - того или иного товара. Рыночный механизм «наводит порядок в потенциальном  хаосе» прежде всего через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей. Они  служат маяком, по которому хозяйствующие  субъекты могут «сверять» свой выбор, преследуя частный интерес. Через  цены суммируются и балансируются  бесчисленные индивидуальные экономические  решения, а цены являются организующей силой.6
    А. Смит считал, что "каждый отдельный  человек, старается употребить свой капитал так, чтобы его продукт  обладал наибольшей стоимостью, обычно он не имеет в виду содействовать  общественной пользе и не сознает, насколько  он ей содействует, он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в  этом случае он «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила  в его намерения, преследуя свои собственные интересы, он часто более  действительным образом служит интересам  общества, чем тогда, когда сознательно  стремится делать это". Это знаменитая "теорема о невидимой руке", ставшая символом веры для многих поколений экономистов. Для многих, но не для всех. Иные предпочли "невидимой руке" рынка "видимую руку" государства.7
    Рассмотрим  же основные преимущества рыночного  механизма, важную роль в котором  играет конкуренция. Под сущностью  конкуренции А. Смит понимал совокупность взаимонезависимых попыток различных  продавцов установить контроль над  ценой на рынке. Дефицит товаров  вызывает, по его мнению, конкуренцию  среди покупателей, которая приводит к повышению цены на товар, а избыток  товаров на рынке принуждает к  конкуренции продавцов, что снижает  цену на товар, он исследовал конкуренцию  в период зарождения и становления  рыночных отношений в капиталистическом  обществе, а так же обозначил роль конкуренции в разрешении противоречий между экономическими интересами общества и производителя, определив принцип "невидимой руки" в регулировании  рынка. А. Смит одним из первых установил, что конкуренция есть благо для  общества в целом, поскольку приводит к более эффективному распределению  ресурсов и их использованию.
    Таким образом, классическая политэкономия  рассматривала конкуренцию как  процесс развития рыночных отношений, имеющих хаотическую и стихийную  направленность; как нечто само собой  разумеющееся, не требующее вмешательства  государства. Наиболее полное развитие теория конкуренции получает в середине XIX века в условиях утвердившегося капитализма. Существенный вклад в теорию был  внесен К. Марксом. Им была выявлена роль конкуренции в образовании рыночной стоимости и рыночных цен. К. Маркс  рассматривает конкуренцию как  взаимодействие капиталов в процессе расширенного общественного воспроизводства. Погоня капиталистов за прибылью и  ожесточенная конкурентная, борьба между ними превращает процесс накопления капиталов в объективную необходимость. Утвердившееся до К. Маркса поведенческое толкование конкуренции как соперничества в сфере обмена рассматривается им шире, как соперничество в процессе воспроизводства, движущей силой которого является не борьба цен, как у классиков, а конкуренция капиталовложений, в результате которой каждый капитал принуждается к производству с более низким уровнем издержек. Конкуренция, по К. Марксу, ведет не только к росту производительных сил, но и к трансформации производственных отношений, представленных отношениями капиталистов между собой, что находит свое отражение в средней норме прибыли и цене производства.
    Почти в то же время, что и марксистская концепция монополий, сложилась  теория эффективной конкуренции. Ее автор - австрийский экономист Йозеф  Шумпетер. В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видит возможность их позитивного  взаимодействия. Не всякая конкуренция  эффективна для экономического роста. Он считает эффективной только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции  за счет технических, организационных  и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления  таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические  объединения.
    Но  рыночный механизм действует не так  уж идеально. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и  недостатки. Авторы учебника «Рыночная  экономика» к преимуществам рынка  относят8:
    - эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
    - возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко и на корма, о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу;
    - гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 1970 году резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
    - оптимальное использование результатов НТР. Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
    - свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
    - способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.
    Чтобы поддерживать конкурентоспособность  своей продукции, фирмы стремятся  расширять ассортимент, повышать качество, снижать издержки. Если же в отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.
    Теперь  рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить  и для кого производить.9
    На  вопрос: что производить - рынок отвечает спросом, то есть желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. В “Основах рыночной экономики” Г. И. Рузавина в качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров.
    Таким образом, ценовой механизм через  спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие  товары в настоящее время следует  выпускать и в каком количестве.
    Г. И. Рузавин считает, что на вопрос: как производить - рынок также дает однозначный ответ. Речь идет не о рекомендациях по технологии производства, а о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводственные расходы.
    На вопрос: для кого производить - рынок недвусмысленно отвечает: для тех потребителей, которые располагают деньгами и в состоянии купить товар. Поэтому ясно, что картина демократическою рынка, где каждый покупатель своим "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится к распределению товаров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии заплатить за него, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической деятельности и не строился для реализации социальной справедливости в обществе. Рынок же ориентирован, прежде всего, на рациональную организацию хозяйства, оптимальное использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.
    На  первый взгляд, кажется, что каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит, естественной ценой. По его мнению, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров.
    Таким образом, из приведенных высказываний мы видим, что результат конкуренции  является основным преимуществом рыночного  механизма, поскольку приводит к  более эффективному распределению  ресурсов и их использованию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.