На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воплощение идей «естественного» и «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н. Толстого

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  науки и образования Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию
 ГОУ  ВПО «Череповецкий Государственный  Университет»
 Институт  Педагогики и Психологии 

Кафедра Общей и социальной педагогики 

Курсовая  работа
По дисциплине: История педагогики и образования
Тема: «Воплощение  идей  «естественного» и «свободного»  воспитания
 в  Яснополянской школе Л.Н. Толстого» 

Выполнила: студентка 
группы 4СОП – 31
 Рыжкова  Н.А.
Проверила: к. п. н., доцент
 Шилова  О.М. 
 

Череповец,
2009 –  2010 год.
Содержание 

Введение  …………………………………………………………………….3
     Глава I. Сущность идей «естественного»  и «свободного» воспитания в педагогической системе …………………………………………7
1.1 Анализ идей «естественного» и «свободного» воспитания Ж.- Ж. Руссо………………………………………………………………………………7
1.2 Трактовка  идей «естественного» и «свободного» воспитания Л.Н. Толстым…………………………………………………………………………..10
     Глава II. Реализация идей «естественного» и «свободного» воспитания Л. Н. Толстого в Яснополянской школе……………………..13
2.1 Организация учебного процесса в Яснополянской школе…………..13
2.2 Содержание и методы обучения, способствующие активизации деятельности учащихся в Яснополянской школе Л.Н. Толстого……………17
Заключение ……………………………………………………………………22
Список  использованной литературы……………………………………….24 
 
 
 
 
 

Введение
     Идея  свободного воспитания занимает особое место в истории развития педагогической мысли. На протяжении веков теоретики и практики воспитания искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. История знает немало примеров, когда идея свободного воспитания была положена в основу жизнедеятельности детских учреждений. Среди них Яснополянская школа Л.Н. Толстого, «Дом свободного ребёнка» К.Н. Вентцеля, колония «Бодрая жизнь» СТ. Шацкого в России; «Сиротский дом Прево» П. Робена во Франции. Почти всегда такой опыт давал положительный эффект: повышалась активность и самостоятельность воспитанников, пробуждался интерес к учёбе и желание трудиться. Деятельность подобных учреждений в силу различных обстоятельств, обусловленных политическими, экономическими и другими факторами, не была длительной. Они закрывались, но это не уменьшало энтузиазма и уверенности в своей правоте приверженцев идей свободного воспитания, пытавшихся реализовать их на практике.
     Теория  свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо положила начало развитию педагогических концепций, течений, движений XIX – XX вв. Педагогическое явление свободного воспитания в России имеет свою историю. Учение французского мыслителя оказало определённое влияние на развитие российской педагогической мысли, но при этом историки отмечают [], что русская гуманистическая традиция складывалась задолго до XIX века, периода, когда в стране наблюдался пик общественно – педагогического движения. Начиная с эпохи Возрождения, свободное воспитание развивалось в русле педагогического гуманизма. При этом ученые рассматривают свободное воспитание, как пример реализации свободного развития и связывают это с теориями Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. Педагогический роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» был запрещён к изданию, как только Екатерина, познакомившись с ним, дала негативную оценку, назвав систему Ж.-Ж. Руссо непроверенным социальным экспериментом. Однако несколько экземпляров популярного в Европе романа всё же просочились в Россию и были нелегально распространены. Таким образом, учение Ж.-Ж. Руссо, его воспитательная модель приобрела известность в России. Автором теории свободного воспитания в России по праву считается Л.Н. Толстой, именуемый даже «русским Ж.-Ж. Руссо» []. Являясь продолжением и развитием идей французского философа, теория Л.Н. Толстого самобытна и оригинальна.
     В настоящее время, когда современная  наука находится в поисках  новой парадигмы образования, идея свободного воспитания получила новый всплеск интереса и внимания к себе. Глобальная перестройка основ образования, изменение ценностных ориентиров требуют от педагогической науки нетрадиционных подходов к решению образовательных задач, отличающихся не только характером разрешения проблем, но и характером их постановки. Идея свободного воспитания, с её главным приоритетом – ребёнком, наиболее созвучна тем серьёзным требованиям, которые предъявляет человеку современность. На этом фоне актуализируется обращение к моделям образования и воспитания, приоритет в которых отдаётся самоопределению ребёнка, а в основу положены любовь к нему, уважение его интересов, потребностей, желаний. К таким моделям можно отнести педагогику Р. Штейнера, М. Монтессори, Д. Дьюи. Если говорить о российском опыте, то следует назвать имена В.В. Измайлова, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля[].
     Идеи свободного воспитания приобретают особенное значение. В условиях перестройки общественного сознания, поиска и выработки новых подходов к образованию идея свободного воспитания становится актуальной и перспективной. Необходимость историзации педагогического мышления диктует важность дальнейшего изучения этого феномена в сравнительном аспекте. Требуется работа по осмыслению исторической динамики теории свободного воспитания. Неразработанность ряда аспектов этого педагогического явления привлекает к нему интерес ученых.
     Свободное воспитание является разновидностью универсального гуманизма, нашедшего в России воплощение в теории и практике Л.Н. Толстого. Художественные и педагогические сочинения, практический опыт Л.Н. Толстого вызвали огромный резонанс в общественно – педагогических  кругах и были поддержаны такими столпами философской и педагогической мысли, как Н.Г. Чернышевским, Д.И. Писаревым, С.Т. Шацким, Н.К. Крупской, С.И. Гессеном, С.Н. Дурылиным. Современные ученые П.Ф. Каптерев, О.Н. Индюшкина, В.М. Артемов, П.А. Лебедев, И.А. Соловков высоко оценили его роль в стремлении устранить зло и защитить всех притесняемых. Авторы стремятся охарактеризовать пути и формы влияния Л.Н. Толстого на мировой литературный процесс. Соотношение его творчества с художественными исканиями XX века, как в советской, так и зарубежной литературе.
     Анализ  литературы позволил сформулировать следующее  противоречие между необходимостью изучения идей «естественного» и «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н. Толстого и недостаточной изученностью представленных идей в педагогической системе.
     Проблема  исследования: Какова сущность идей «естественного»  и  «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого?
     Цель исследования: ознакомиться с воплощением идей «естественного» и  «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого.
     Объект  исследования: идеи «естественного» и «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого.
     Предмет исследования: воплощение идей «естественного» и «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н. Толстого.
     Задачи  исследования:
     1.Проанализировать идеи «естественного» и «свободного» воспитания в интерпретации Ж.-Ж. Руссо;
     2. Ознакомится с трактовкой идей «естественного» и «свободного» воспитания Л.Н. Толстого;
     3. Описать организацию учебного процесса в Яснополянской школе;
     4.Рассмотреть содержание и методы обучения, способствующие активизации деятельности учащихся в Яснополянской школе Л.Н. Толстого.
       Методы исследования:
     Теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение, конкретизация.
     Эмпирические: изучение литературы, исторический, биографический, сравнительный. 
 
 
 
 
 

     Глава I. Сущность идей «естественного» и «свободного» воспитания в педагогической системе
     1.1 Анализ идей «естественного»  и «свободного»  воспитания  
     Ж.- Ж. Руссо
  Основу педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо составляют идеи  «естественного» и «свободного» воспитания, которые тесно связаны с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что человек родился совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.
     В воспитании, полагал Ж.-Ж. Руссо, участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы,— писал он,— обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей»[1; 5]. Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Ж.-Ж. Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.
     Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я. А. Коменским. В отличие от чешского педагога Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитывать природосообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.
     Признавая, что человеческая природа является совершенной, Ж.-Ж. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание — это и свободное воспитание.
     По  Ж.-Ж. Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод «естественных последствий»[5], сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из – за этого вредные для него последствия. Фактически Ж.-Ж. Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя. «Без сомнения, — писал Ж.-Ж. Руссо, — он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать»[5]. Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.
     Естественное  воспитание, описанное Ж.-Ж. Руссо в его произведении «Эмиль, или о воспитании», осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Ж.-Ж. Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.
     Идеи Ж.-Ж. Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на развитие педагогической теории и практики во многих странах, хотя позже были почти полностью отвергнуты буржуазной педагогикой. В конце XIX – начале XX в. буржуазия, потерявшая к этому времени свою прогрессивность, стала отказываться от наследия Ж.-Ж. Руссо.
     Н. К. Крупская справедливо указывала, что от наследия Ж.-Ж. Руссо «Отрекается современная, одряхлевшая буржуазия. Предки ее, не отделявшие еще интересов своего класса от дела народа, превозносили Ж.-Ж. Руссо; теперешняя буржуазия относится к Ж.-Ж. Руссо холодно, свысока и хотя по традиции называет его «великим», но неизменно, добавляет «утопистом». Причем под утопией понимает не, только то, что действительно утопично в произведениях Ж.-Ж. Руссо, но и его демократизм, его уважение перед «человеком», перед «трудом»[13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Трактовка идей  «естественного»  и «свободного»  воспитания Л.Н. Толстым
       Опираясь на опыт  Ж.-Ж. Руссо  – основателя идей «естественного» и «свободного» воспитания, Лев Николаевич Толстой дал критическую оценку современной школе и последовал взглядам французского педагога. Л.Н. Толстой стремился построить свою теорию воспитания на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей. 
     В своих педагогических исканиях в  начале 60-х годов Л.Н. Толстой признавал, что воспитание является насилием над личностью ребенка и потому недопустимо, считал, что надо ограничиться лишь образованием, то есть передачей взрослыми знаний детям. Он не только обучал детей чтению, письму, арифметике, но и проводил воспитательную работу. В ней в последующем  реализовывал идеи «естественного» и «свободного» воспитания. Таким образом, это одно из многих противоречий в педагогических воззрениях и деятельности Л.Н. Толстого. По существу он возражал не против воспитания вообще, но против воспитания, которое проводилось в школах того времени, – против муштры и угнетения, против формализма и зубрежки. В противовес этому он выдвигал лозунг: «Критериум педагогики – только один – свобода»[23]. 
     В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Л.Н. Толстой высказывает убеждение в совершенстве природы ребенка: «Здоровый ребенок родиться на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе.… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра»[16]. В этих словах – идеализация ребенка, преклонение перед его природой, характерные для теории «свободного воспитания». Но в тоже время в них звучит горячий протест против угнетения детей, большая любовь Л.Н. Толстого к детям. 
     Л.Н. Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность.  Идеи «естественного» и «свободного» воспитания Л.Н. Толстой  основывались на интересе детей, пробуждали и развивали их творчество, помогали им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией.
     Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861 – 1862 годах Яснополянская школа, открытая Л.Н. Толстым. П.А. Лебедев пишет в статье, что яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Л.Н. Толстого, но его опыт остался незавершенным[15]. 
     Таким образом, идеи «естественного» и «свободного» воспитания Льва Николаевича имеют место быть в педагогической системе. Идеи отечественного педагога основываются на взглядах Ж.-Ж. Руссо, Лев Николаевич сумел организовать учебный процесс с опорой на интерес учащихся, при этом методы наказания, порицания в его идеях отсутствовали. Сущность идей «естественного»  и «свободного» воспитания заключается в принятии ребенка таким, какой он есть, гармоничном развитии всех сил и способностей. Обучение ведется с опорой на принцип природосообразности. Но данное обучение не предусматривало учебной программы, дисциплины, режима занятий, расписания, что очень осложняло когнитивную деятельность учащихся.  
 

Выводы  по главе I
     Таким образом, идеи  «естественного» и «свободного»  воспитания зародились во Франции в XVIII  в., ее основоположником был Ж.-Ж. Руссо. В России идеи «естественного» и «свободного» воспитания получили развитие в конце XIX в начале XX веков в творчестве великого русского педагога, писателя Льва Николаевича Толстого. Воплощение идей «естественного» и «свободного» воспитания проходило в имении Ясная Поляна, которое позже получило название Яснополянская школа.
     Отечественный педагог, как и его зарубежный коллега, видели в ребенке личность. Сущность идей «естественного» и «свободного» воспитания в педагогической системе заключалась в опоре на принцип природосообразности, который подразумевал следование педагога за возрастными качествами ребенка, природными способностями ученика. Лев Николаевич  Толстой, как и Жан Жак Руссо,  выступал против схоластического обучения, утверждая всех в том, что природа ребенка совершенна. В своих статьях Лев Николаевич говорил то, что ребенок рождается в гармонии с природой, его развитие проистекает закономерно и не требует постороннего вмешательства. Педагог, обучая ребенка, должен лишь направлять ход его развития.  
 
 
 
 
 
 

Глава II. Реализация идей «естественного»  и «свободного» воспитания  Л. Н. Толстого в Яснополянской  школе
2.1 Организация учебного процесса в Яснополянской школе
     Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности учебно – воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Единственным критерием учебного процесса и педагогики вообще Л.Н. Толстой объявлял свободу, единственным методом – опыт. Л.Н. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Л.Н. Толстым была использована Яснополянская школа – своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала «опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы»[8].
     Исходя  из принципа свободы в педагогике, Л.Н. Толстой по – новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. В.М. Артемов, описывая Л.Н. Толстого, говорит, что помещая в центр идей «свободного» и «естественного» воспитания личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов:
    Принцип сознательности и активности обучения;
    Принцип связи обучения с жизнью;
    Принцип доступности обучения;
    Принцип прочности усвоения знаний;
    Принцип природосообразности.
   Организация учебного процесса  в Яснополянской  школе проходит  по этим принципам[3]. Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Л.Н. Толстой, – многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка.
   Особое место в учебном процессе Л.Н. Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, Лев Николаевич справедливо отмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации. В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.
   Из  данного принципа естественным образом  вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Л.Н. Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований: «1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Данный принцип, однако, не означает того, что образовательный процесс должен быть максимально упрощен. Требуя соблюдения принципа доступности обучения, Л.Н. Толстой выступал против тех методистов, которые пытались чрезмерно облегчить занятия учащихся. Такой подход, справедливо замечал он, часто приводит к тому, что ученики поверхностно усваивают материал и нередко попадают в тупик при малейшем изменении или усложнении заданий. Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.
     Прочность усвоения для Л.Н. Толстого естественным образом связана с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Л.Н. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких – либо знаний. В статье Е. Барутчевой говорится, что  механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Л.Н. Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании. Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала[4].
     Процесс достижения прочных знаний, умений и навыков Л.Н. Толстой оценивал как сложный, многоступенчатый. В своей статье И.А. Соловков  показал, что к важнейшим условиям достижения основательности знаний Л.Н. Толстой относил следующие[17]:
1. Сознание  в школе естественной, здоровой, доброжелательной обстановки «дух школы», отвечающей детской природе, любознательности, потребности в свободе развития;
2. Постоянную  и разностороннюю связь обучения  жизнью, обучения с воспитанием;
3. Применение  в обучении различных методов  и приемов в соответствии с  возрастными особенностями;
4. Предоставление  детям широких возможностей для самостоятельной учебно – познавательной и творческой работы, при незаметном направляющем влиянии учителя;
5. Стремление  к установлению межпредметных  связей;
6. Систематическое,  продуманное повторение и обобщение;
7. Наличие  полного душевного согласия, гармонии  в отношениях между учителем и учащимися;
8. Тесная  органическая связь между урочной  и внеурочной познавательной  деятельностью детей;
9. Обеспечение  в школе связи умственного  с физическим развитием ребенка.
     Исходной  психолого – педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности оказался ведущим. Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно – педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь.
     «Образование есть потребность всякого человека,  – писал Л.Н. Толстой в статье «Сельский учитель»,  – поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся»[24].
      Таким образом, организация учебного процесса в Яснополянской школе базируется  на принципах, которые взаимодействуют между собой и отвечают за доступность обучения, качество усвоения знаний, умений и навыков и активизирует учебный процесс в целом. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Содержание и методы обучения, способствующие активизации деятельности учащихся в Яснополянской школе Л.Н. Толстого
     Вопрос  о содержании обучения в народной школе Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем»[16], имея в виду обычную программу школы того времени – чтение, письмо, арифметика, закон божий, об этом говорит Г. Светлова.
     Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Л.Н. Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал двенадцать учебных предметов в школе, но объем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей.
Когда Л.Н. Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объясняется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось, Л.Н. Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знания русской и славянской грамоты, учить счету, и закону божьему.
     По  мнению Е. Барутчева, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в обучении Л.Н. Толстой признавал религиозно – нравственное воспитание в духе «очищенного христианства»[4]. Школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии», Л.Н. Толстой называл пустячным делом. В воззрениях Л.Н. Толстого в этот период было верно его признание, что недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к Булгакову Толстой писал: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних окажутся и противоречия и неясности.… Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование, и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно»[13; 14]. 
     Выдвинув  в противоположность своим прежним  взглядам совершенно правильное положение – принцип воспитывающего обучения, Лев Николаевич, однако, наполнил его реакционным содержанием, требую, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно – нравственное учение всепрощения, смирения, непротивление злу насилием.
     Л.Н. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики»[23],  – писал Лев Николаевич Толстой. 
     Он  указывал, что не следует придерживаться какого – либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно – воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Среди различных методов обучения Л.Н.Толстой особое место отводил живому слову учителя, и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.
Предавая  большое значение развитию творчества детей, Лев Николаевич рекомендовал давать учащимся самостоятельные работы, например сочинения на различные темы.
     Надо  вести преподавание так, чтобы все  учащиеся успевали, говорил Л.Н. Толстой. В методическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение, если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там где учится ребенок, нет привычных предметов и лиц; если ученик не стыдиться учителя и товарищей, а между ними существуют простые и естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику. «Если, – писал Л.Н.Толстой – урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать ни каких усилий; если урок слишком легок, будет тоже самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении»[23]. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.