Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


творческая работа Павел Третьяков и создание национальной галереи русского искусства

Информация:

Тип работы: творческая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Совсем недавно, всего десять лет назад Лаврушинский переулок, расположенный в старой части Москвы, был хорошо известен не только москвичам, но и многочисленным приезжим.
      Посмотреть  на знаменитые картины Третьяковской  галереи стремились домохозяйки  и школьники, студенты и пенсионеры.
      В 1986 году крупнейший музей русского изобразительного искусства – государственная Третьяковская Галерея – был закрыт на реконструкцию. Никто тогда, в 1986 г. и предположить не мог, что ремонт затянется на долгие десять лет…
      Почти 10 лет шла гигантская реконструкция  Третьяковки, о ее масштабах говорят следующие факты: когда галерею закрывали на ремонт, то из 51 зала работали лишь пять. Дом разрушался постепенно. Некоторые залы строились в свое время, почти без фундамента, т.к. у Третьякова все деньги уходили в основном на приобретение картин, а на строительство оставались ограниченные средства. Старые помещение по существу воссозданы заново. Нетронутой осталась стена главного фасада, сделанная В.М. Васнецовым, а фундаменты, перекрытия, стены – это уже все новое. Застроен и внутренний двор, который Третьяков оставил пустым. В результате появилась дополнительная площадь для расширения экспозиции. Но в основном художественный интерьер сохранен в прежнем виде. Так, например «Три богатыря» висят на том же месте, куда их повесил П.М. Третьяков.
      Помимо  реконструкции старого здания, был  построен депозитарий – хранилище  для картин. Вступил в строй  Инженерный корпус. Он вмещает экспозиционные и лекционные залы, студии для занятий  с детьми, конференц-зал. 


 

       И, конечно нынешняя Третьяковка  оборудована по последнему слову техники. Можно сказать, что по технической оснащенности Третьяковская галерея является одним из лучших музеев мира.
      Сегодня ее коллекцию составляют почти сто тысяч произведений. Это сравнительно немного. (Для примера – в Эрмитаже или Лувре число экпонатов составляет несколько миллионов).
      А началось все лишь с двух живописных полотен – «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Павел Михайлович Третьяков приобрел их в 1856 году. Спустя шестнадцать лет собрание насчитывало уже свыше 500 работ русских художников. Именно тогда пришлось ему строить специальное здание.
      Третьяков был потомственным купцом и никакого специального образования не имел. Однако природное чутье и особые свойства характера помогли ему собрать уникальную коллекцию. Все картины, приобретенные Третьяковым, отличаются высоким качеством.
      Третьяковская галерея, сама по себе уникальное явление в русской истории, дает, дает широкое представление об истории русской живописи. ЕЕ залы знакомят с творчеством художников прошлого и настоящего, представляют искусство разных эпох.
      За  тем, что собрано в галерее, стоит жизнь и дело удивительного человека Павла Михайловича Третьякова. Немало имен составляют честь и славу России. Но имя П.М. Третьякова вызывает особую признательность и благодарность, служит олицетворением подвига на благо культуры. 

      «Дар бесценный» - видеобеседа о П.М. Третьякове и истории коллекции Третьяковской галереи.
 

      Дар бесценный 

      видеобеседа о П.М. Третьякове
      и истории коллекции Третьяковской галереи 

      
 

      ВК: Главный фасад  галереи. Построен по проекту В.М. Васнецова в 1902 г. (1)1 

      Тихое раннее утро. У нарядного фасада, напоминающего русский терем, встречает народ задумчивый, строгий человек. Он стоит, спокойный и мудрый, у музея, созданию которого он посвятил всю свою жизнь, у музея, который носит его имя.
      Этот  человек - Павел Михайлович Третьяков.       Когда в мае 1856 года молодой московский купец Павел Третьяков приобрел картину, никому, конечно, и в голову не пришло, что случилось нечто значительное. Но прошло несколько лет, и имя этого человека стало одним из самых популярных и уважаемых в России.
      В те годы в России многие интересовались русской живописью. Картины, скульптуры украшали царские дворцы и резиденции, апартаменты вельмож, дворянские особняки. В годы молодости Павла Михайловича стали появляться купцы-промышленники, любители искусства. Они получали домашнее практическое воспитание (как братья Третьяковы), а иногда университетское, подкрепленное коротким знакомством с европейской промышленностью и торговлей. Из их среды и вышли замечательные меценаты и благотворители, имена которых прославлены и в истории русской культуры, и российской экономики: Мамонтовы, Морозовы, Щукины, Алексеевы, Третьяковы...
      ВК2 Входя в залы Третьяковской галере и ощущая ее особую атмосферу, испытываешь чувство благодарности к тем, кто эти произведения создал и к тем, кто собрал и сохранил шедевры национального искусства… …в пантеон русского искусства (2).
      ВК: И.Крамской. Портрет  П.М. Третьякова (2,4)
      Но  по продуманности и глубине поставленной цели никто не мог равняться с Третьяковым. Павлу Михайловичу с самого начала его беспримерной деятельности были чужды погоня за модой и соперничество. Недаром он писал Репину: «Ради бога не равняйте меня с любителями, всеми другими собирателями...».
      Мысль, которой руководствовался Третьяков, ясно изложена им еще в первые годы собирательства: «...устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». Павлу Михайловичу было всего двадцать восемь лет, когда он писал: «Прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что... для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
      Когда-то самый первый коллекционер русской живописи П.П. Свиньин (лет за тридцать до Третьякова) задался подобной же целью, но, сочтя невозможным выполнение такой задачи одним человеком, распродал собрание. Третьяков окажется тверже.
      Как же удалось Павлу Михайловичу  то, что не удавалось иным из его предшественников или соперников? Ответ может быть только один - дело в личности этого необыкновенного человека.
      Создать первую общедоступную национальную картинную галерею, показать миру русскую  школу живописи, содействовать ее развитию - именно эта цель, так рано им осознанная и поставленная перед собой, определила его жизненный уклад и характер, вызвала восхищенное отношение к нему современников и потомков.
      Третьяков приступил к собирательству в  переломные годы, когда вообще ставилось под сомнение существование русской изобразительной школы. К тому времени почти все «звезды» первой величины предыдущих десятилетий потухают: в 1847 году умер Венецианов, уехал из России и вскоре скончался Карл Брюллов, в 1852-м году закончил свой путь в лечебнице для душевнобольных Федотов, еще через несколько лет не стало и Александра Иванова, незадолго до того вернувшегося из Италии в Петербург.
      Но  Третьяков несмотря ни на что, писал  одному из друзей: «Я как-то невольно верую  в свою надежду: наша русская школа не последнею будет…»
      Конечно, в 1850-х годах Третьяков, начинающий, безвестный любитель, не имевший ни специального образования, ни связей в  художественных кругах - не мог еще  иметь определенно выраженных позиций. Однако следует отметить стремительность, с какою он выдвигается в число ведущих собирателей современного искусства, становится, во мнении молодых художников, признанным авторитетом.
      Для Третьякова наступает время упорнейшего  самообразования, саморазвития, чтения запоем, посещения театров и концертов, знакомства с художественной жизнью Россию, обсуждения с друзьями всех волнующих проблем.
      Все это позволило начать собирательство не с красивых, слащавых или помпезных, а с маленьких, непритязательных жанровых картин. Тех, что правдивее и полнее отражали повседневную жизнь.
           

В. Перов. Последний кабак у заставы        В. Маковский. На бульваре 

ВК: Н. Шильдер. Искушение (1) 

      Именно  такой картиной стала первая приобретенная  Третьяковым картина - работа молодого художника Николая Шильдера «Искушение». Более чем скромная по своему сюжету и художественным достоинствам, сентиментальная картина изображала молодую девушку возле постели умирающей матери, отказывающуюся от браслета, протянутого корыстной сводней. Убогая комната, ожидающий благосклонного ответа кавалер, приславший бессердечную сводню, недоумение и испуг девушки - все это выглядит сегодня несколько наивно.
      Но  Павел Михайлович остановился именно на этом произведении. Он ведь только начинал. И важно, что при начинании его не заинтересовал выспренний или парадный сюжет, а пригляделся он к сцене, хорошо знакомой ему по замоскворецкому быту. Сколько видел он таких сводней (Замоскворечье славилось ими), сколько слышал подобных историй.
      Было  бы странно, если бы первая же купленная им вещь оказалась шедевром. Пройдет время, пока станет точен глаз коллекционера, пока появится особое чутье, о котором потом будут много говорить.
      «Тих и загадочен Третьяков», «загадочная фигура собирателя». Как часто встречаются подобные слова в статьях и воспоминаниях!
      Порой действительно трудно отрешится  от мысли, что была в нем какая-то загадочная внутренняя сила.
      Даже  названия обеих картин, открывающей и завершающей его коллекцию («Искушение», «Над вечным покоем»), имели символический смысл.
      Искушение собрать русскую галерею оказалось  таким сильным, что безраздельно взяло в плен молодого купца и  владело им до конца дней его. 

      Н. Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами
       Вторая картина  «Стычка с финляндскими контрабандистами» Н. Худякова, приобретенная Третьяковым, также была жанровой: контрабандисты тайком, на лодках, переправляют через границу товар. Их заметила пограничная стража. Завязался бой...
      С тех пор Павел Михайлович стал регулярно появляться на каждой значительной художественной выставке в Москве или Петербурге. Он приходил на вернисажи пораньше. Молча бродил по малолюдным залам. Медленно переходил от картины к картине, перед некоторыми стоял подолгу, пытливо их рассматривал. С интересом слушал разговоры публики, высказывания художников и критиков, но предпочитал не вступать в беседу, никогда не делился своими впечатлениями. Только заметно бледнел от волнения, если какая-то вещь ему сильно нравилась. Так же тихо уходил. А к рамам полюбившихся ему работ устроители выставки прикрепляли таблички: «Собственность П.М. Третьякова». Впрочем, на некоторых картинах такие таблички висели с самого начала. Ведь Павел Михайлович регулярно навещал московских и петербургских художников в их мастерских, пунктуально вел обширнейшую переписку с большинством даровитых русских живописцев, со многими из них подружился. Поэтому он знал, над каким произведением работает каждый художник, и не раз договаривался с авторами о покупке еще не оконченных картин.
      Помощник  Третьякова Николай Андреевич Мудрогель, прослуживший в его галерее 58 лет, рассказывал, что покупки московского собирателя даже вызвали царский гнев.
      «Однажды на выставку передвижников приехал царь Александр III. Он тоже собирал русские картины. Ходит по выставке, смотрит... Понравилась ему одна: «Желаю приобрести». Устроители почтительно докладывают:
      - Ваше величество, картина уже  приобретена Третьяковым. Царь  нахмурился:
      - Ну, так вот эту приобрету.
      - Ваше величество, и эта приобретена  Третьяковым.
      - А эта?
      - Тоже.
      -Эта?
      - Тоже...
      Царь  очень рассердился, недовольным тоном сказал устроителям:
      - Хотел у вас приобрести что-нибудь, а купец Третьяков все у  меня перебил.
      Устроители, конечно, в трепете. И в тот же день вынесли решение: «С выставки ничего не продавать, пока на ней не побывает государь император».
      Третьяков очень забеспокоился.
      Перед следующими выставками он делал уже  так: покупал картины прямо в  мастерских художников с тем, чтобы  на выставке они были с пометкой: «Собственность П.М. Третьякова...».
      Вскоре  галерея Третьякова стала ведущим собранием русских картин. Как бы выражая отношение к галерее русских художников, самый молодой из них - Ф.А. Васильев напишет Третьякову: "Знаете, Павел Михайлович, Вам до смешного завидуют все, имеющие галереи. Знаете ли Вы это? Ведь у вас история развития русских художников. Я не знаю мысли, какой Вы руководствуетесь, собирая картины современных и прежних художников, но результат этого собирания изумительный!" (1, с.127).
      Убежденность  в том, что будущее русского искусства  принадлежит реалистическому направлению, сближает Третьякова с художниками, которые на рубеже 1870-х годов объединяются в Товарищество передвижных художественных выставок - организацию, собирающую в свои ряды все наиболее живые творческие силы современного искусства. Этому сближению способствовало и близкое давнее знакомство Третьякова с Перовым, возглавлявшим Группу московских художников - участников Товарищества, и знакомство с И.Н. Крамским.
      Собирателю, мечтавшему об организации общедоступного музея, была близка основная задача товарищества - приобщить к искусству возможно более широкий круг зрителей.
      Собирание картин, создание галереи было важным, но не единственным в жизни занятием Третьякова. Павел Михайлович очень  много и упорно работал, старательно  вел дела своей торговой фирмы, состоял в различных советах и комитетах, выполнял массу общественных обязанностей (одно перечисление которых заняло бы целую страницу). Но занятость, усталость, нездоровье не могли ему помешать каждый день заботиться о любимом детище - галерее. Ее служители знали: как только часы пробьют восемь - откроется дверь, и в галерею войдет Третьяков. В течение часа он осматривал картины, давал указания, где разместить новые приобретения и как перевесить старые. Затем уходил работать в контору. После окончания трудового дня старший хранитель галереи докладывал Павлу Михайловичу о новостях. Отдохнув, Третьяков снова обходил залы, проверял, все ли в порядке. Часто и ночью, со свечой в руке, он осматривал свою сокровищницу - беспокоился, нет ли каких-либо упущений, не грозит ли картинам какая-нибудь беда?
      Этот  богатый человек отличался крайней  скромностью вкусов и привычек, был  совершенно чужд роскоши, не терпел неоправданных  расходов.
      Многие  считали его скупым. И лишь после  его смерти стало известно, с какой щедростью поддерживал он художников, спасал от нужды, выручал из трудных положений.
      Одна  из столичных газет писала: «Был ли такой случай, чтобы Третьяков не помог из личных средств нуждающемуся художнику? Случалось ли, чтобы руководствуясь личными соображениями, он отказался выручить талантливого человека или. Воспользовавшись его тяжелой минутой, взял с него обязательство уступить подешевле картину? Ничего подобного никогда не было».
      Об  этом свидетельствуют сотни писем, полных благодарности, уважения, восхищения прекрасными душевными качествами Павла Михайловича. «Еще раз благодарю за все, что Вы для меня сделали...» (Павел Чистяков), «...обстоятельства заставляют прибегнуть к Вам, как единственному человеку, способному помочь мне... Положение мое самое тяжелое, самое безвыходное: я один, в чужом городе, без денег и больной. Единственная надежда выйти из него - это Вы...» (Федор Васильев). Н. Ге сообщал, что по просьбе Антокольского с благодарностью возвращает 1000 рублей, которыми Третьяков буквально спас больного скульптора в трудную минуту, дав ему возможность отправиться в Италию. От себя Ге добавляет: «При этом я еще Вас искренне благодарю за эту помощь и никогда не забуду Ваше истинно человеческое участие к художнику». Ге действительно будет помнить об этом всю жизнь и за месяц до своей смерти расскажет про оказанную Третьяковым помощь (и не только про эту) на первом съезде художников.
      Третьяков помогал всем, помогал всю свою жизнь, не жалея ни хлопот, ни денег. По поводу картин торговался долго и упорно, когда же нужно было выручать в нужде, деньги для него не имели цены.
      Павел Михайлович был истинным другом живописцев и сделал для них гораздо больше, чем кто-либо другой. Но никогда из дружеского расположения или чувства  сострадания не покупал он заведомо слабых вещей, никогда не поступался интересами галереи. Самые теплые, сердечные отношения не мешали ему говорить прямо и откровенно о недостатках картин, о неудачах их авторов.
      Близким другом Павла Михайловича был  пейзажист и портретист Аполлинарий Горавский. Однако собиратель строго судил его произведения: «Скажу Вам, что некоторые этюды мне очень понравились, но, за исключением двух-трех, в целом ни один не удовлетворил. Картины же мне не понравились... композиция плоха, вкусу нет... Об моем пейзаже я Вас покорнейше попрошу оставить его и вместо него написать мне когда-нибудь новый... Скажу Вам теперь правду, пейзаж этот мне не понравился с первого раза, как только увидал его... Высказывая все это, я рискую потерять Вашу дружбу, чего я никак не желал бы, истинно любя Вас; но я никогда не льстил Вам и откровенность у меня всегда на первом плане».
      Горавский, конечно, огорчился, но поблагодарил друга  за прямоту и справедливые суждения, вместо забракованного собирателем пейзажа обещал дать другой, достойный находиться в галерее.
      Так поступали и другие художники. Они  понимали: великая цель Третьякова требует, чтобы ему доставались  только лучшие вещи.
      Каждую  неделю на протяжении почти четырех  десятилетий в его дом привозили  и приносили купленные им картины. В основном они были бытописательного жанра, воссоздающие сцены обыденной жизни или просто характерный типаж.
      Одновременно  собрание Третьякова пополняется и  произведениями иного плана.
ВК: В.Перов. Сельский крестный ход на Пасхе (2).
       Так, в 1861 году на выставке в Петербурге появилась картина "Сельский крестный ход на Пасхе" Василия Перова, только что окончившего Московское училище живописи и ваяния. И сразу его работа, его имя оказались в гуще ожесточенных споров. Молодой художник изобразил священников и прихожан, перепившихся по случаю религиозного праздника. Нестройной толпой высыпали они на деревенскую улицу, с трудом удерживая в непослушных руках иконы и хоругви. Картина бичевала не только пьянство и невежество сельских попов. Ее смысл значительно глубже: Перов обличал весь политический строй, который привел русскую деревню к такой убогости и нищете. Картина была снята с выставки. По этому поводу художник Худяков сообщил Третьякову, что «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий».
      Павла Михайловича официальный приговор, вынесенный картине, не остановил. Правдивая вещь понравилась коллекционеру. Купив картину, он вынужден был дать подписку властям, что произведение не будет им выставлено для всеобщего обозрения.
       В 1863 г. Третьяков  приобретает «Неравный брак» В. Пукирева. Сюжет картины связан с пережитой художником личной драмой. Молодую девушку против ее воли выдают замуж за старика, служитель церкви скрепляет этот кощунственный союз. Среди сочувствующих невесте слева мы видим молодого человека в профиль - это автопортрет художника. Он немой свидетель этой сцены и одновременно рассказчик, от лица которого ведется повествование. Образный строй картины строится на несколько прямолинейном, в духе времени, противопоставлении бедности и богатства, молодости и старости, беззащитности и силы, чистоты и лицемерия.
      ВК: В. Пукирев. «Неравный брак» (5)
      Кроме жанровых картин Третьяков всегда любил  хороший портрет с его глубоким психологизмом, проникновением в человеческую душу.
      Павел Михайлович задумал создать портретную галерею деятелей русской культуры - лучших представителей духовной жизни своей Родины. Такой целью до него никто еще не задавался. И, если первые портреты появились в коллекции как бы стихийно, то позднее Третьяков целенаправленно покупал и заказывал портреты. 

     

В. Перов. Портрет писателя Ф.М. Достоевского О. Кипренский. Портрет поэта Л.Н. Толстого И.Крамской. Портрет писателя Л.Н. Толстого
 
      «Портреты, находящиеся у вас, - писал собирателю Репин, - представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею».
   

И. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского Н. Ярошенко. Портрет актрисы П.А. Стрепетовой В. Перов. Портрет писателя А.Н. Островского
 
      ВК: Третьяков о коллекции  портретов (4)
      Репин вместе с Крамским и Перовым больше всего потрудились во имя этой прекрасной идеи. Художникам приходилось с помощью скудного материала восстанавливать облик людей, уже ушедших из жизни, использовать беглые наброски, руководствоваться советами родственников и друзей той или иной знаменитости. Порой не легче было и с современниками. Некоторые из них наотрез отказывались позировать. Даже просьбы Третьякова не всегда помогали.
      Любопытно проследить по письмам И. Крамского историю его работы над портретом писателя И.А. Гончарова. Этот заказ художник получил от собирателя в сентябре 1869 года. Вот как события развивались дальше.
       12 марта 1870 года. «Я сделал с своей стороны все, чтобы исполнить Ваш заказ, но не в моей власти было заставить сидеть Ивана Александровича. Когда я передал ему Ваше письмо, то он уже согласился и был назначен день и час сеанса, но накануне он извещает меня, что сидеть он не может, что он, кроме того, не совсем здоров теперь, но и в будущем не обещает: одним словом, отступается окончательно от написания портрета... Мне очень жаль, что упущен случай для меня сделать что-нибудь полезное для Вашей галереи».
       Несколько дней спустя. «...Я отправился к И.А.Гончарову с намерением немедленно  приступить к портрету, но он мне сначала ссылался на нездоровье, потом на погоду, и когда согласился с тем, что действительно в тот день была погода неблагоприятная, но что завтра, может быть, будет лучше, он стал просить отложить до весны или по крайней мере до более светлого времени... Полагаю, однако ж, что спустя неделю я сделаю новый и уже решительный приступ, и смею покорнейше просить Вас со своей стороны написать несколько строк к Ивану Александровичу о том же предмете, чтобы не оставалось никакого сомнения в успехе».
      15 ноября 1873 года. «О портрете Гончарова я больше поднимать вопроса не берусь... тем более, что вот уже теперь, по приезде и бывши у него, я сказал, что очень сожалею, что его портрета нет, то он с дрожью в голосе, обиженным голосом сказал мне: «Ведь мы уж решили никогда не поднимать этого вопроса, Иван Николаевич, и я признаюсь, что, несмотря на наше знакомство и на то, что я рад Вас видеть, я не могу быть уверен, чтобы всякое Ваше посещение не было бы попыткой завести речь о ненавистном мне портрете». Что тут на это скажешь?».
      23 февраля 1874 года. «Довожу до Вашего сведения, многоуважаемый Павел Михайлович, что портрет И.А. Гончарова имеет большое вероятие быть написанным мною».
      6 марта. «Портрет И.А. Гончарова мною уже начат, работаем каждый день. Сидит он хорошо и совсем стал ручным».
      Тогда же, через пять лет после заказа, был наконец закончен портрет  знаменитого писателя и поступил в галерею. По этим письмам нетрудно представить, как настойчиво действовал Третьяков, убеждал и просил Гончарова, не давал Крамскому отчаяться, пока не добился своего.
       Не меньше хлопот потребовалось, чтобы пополнить  коллекцию портретом Герцена. Заказывать его не пришлось, он был готов и находился у автора, Н.Н. Ге. От живописца Третьяков узнал и историю создания портрета. 

      Н.Ге. Портрет писателя А.И. Герцена
      Ге  зачитывался произведениями Герцена. Но Герцену еще в 1847 году пришлось покинуть Родину, жить в эмиграции без надежды когда-либо вернуться. «Считать изгнанным навсегда из пределов Русского государства», - повелел Николай 1.
      Ге  мечтал поехать в Лондон, чтобы познакомиться с Герценом и написать его портрет. Но поездка не состоялась.
      Минули  годы. Однажды в мастерскую художника во Флоренции неожиданно вошел полный широкоплечий человек среднего роста в черном костюме. Легкой пружинистой походкой он подошел к хозяину мастерской, энергично протянул руку: Александр Герцен. Вот мы и встретились... Ге от радостной неожиданности чуть не выронил кисть. Он не знал куда получше усадить дорогого гостя, весь вечер вместе с семьей наслаждался беседой, блестящей, меткой, остроумной речью Герцена. Увлеченный разговором, Ге все равно оставался художником - жадно впитывал живые наблюдения, которых не могла дать самая правдивая фотография. Он представлял, как написал бы это своеобразное лицо с умными проницательными глазами, лохматыми бровями, толстоватым носом. Высокий лоб мыслителя прочертили глубокие морщины - следы постоянных раздумий. А резкие складки у рта, прячущиеся в густой короткой бороде, говорили о горечи, о трудной жизни среди чужих. Лицо, может быть, некрасивое, но удивительно привлекательное, необыкновенное лицо...
      У Ге задрожали пальцы от нетерпеливого  желания взяться за долгожданную работу. Но согласиться ли Герцен? Есть ли у него время и желание позировать?.. Художник долго не решался высказать  свою просьбу. Наконец произнес, волнуясь:
      - Александр Иванович, не для Вас,  не для себя, но для всех, кому  вы дороги, - дайте сеансы, я напишу  Ваш портрет!
      Герцен  ответил просто и кратко:
      - Я готов. Когда прикажите?
      - Если можно, завтра утром. Прошу  вас, начнем не откладывая! Герцен приходил в мастерскую точно в назначенное время, садился перед мольбертом. Долго сидеть на одном месте в позе, нужной художнику, утомительно, особенно пожилому человеку. Но Александр Иванович не показывал этого ни словом, ни намеком. Живописцу работалось легко и вдохновенно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.