На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Манипуляции аудиторией средств массовой коммуникации: феномены, механизмы, защита

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации 
 
 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Уральский  государственный университет имени  А.М.Горького» 
 
 
 
 

Факультет журналистики 
 
 
 
 
 
 

МАНИПУЛЯЦИИ АУДИТОРИЕЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ФЕНОМЕНЫ, МЕХАНИЗМЫ, ЗАЩИТА. 
 
 

Реферат
по дисциплине:
Основы  теории журналистики
студента  I курса
Обуховой  Е.В. 
 
 

Преподаватель:
Олешко  В.Ф. 
 
 
 
 

Екатеринбург
2011 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Массовая коммуникация и её аудитория.
    Понятие манипуляции.
    Манипуляции аудиторией средств массовой коммуникации.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    В современном обществе манипуляции массами с помощью средств массовой коммуникации оказываются, на наш взгляд, наиболее действенными по воздействиям на аудиторию. Влияние массовых коммуникаций направлено на формирование, изменение или усиление существующих у аудитории установок и стереотипов и проявляется во всех видах массово-коммуникативных действий, в рекламе и PR. Как пишет в своей книге  «Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание» С.А.Зелинский : «Связано это как минимум с несколькими факторами, основными из которых выступают практически всеохватываемость территории воздействия, а также историческая предрасположенность к вере средствам массовой информации, пришедшая к нам из советского прошлого.» Ни для кого не секрет, что зачастую средствами массовой коммуникации достигается манипуляция их аудитории. Современные «медийщики» уже давно разработали тысячи способов манипулятивного воздействия на различные аудитории, независимо от их пола, возраста и расы. В научной литературе эта тема раскрыта довольно широко. Например, её затрагивали такие авторы как С.А.Зелинский, В.Г.Крысько, Е.Л.Доценко.
      В этой работе мы попытаемся  углубиться в такие ключевые  понятия, как массовая коммуникация и манипуляция. Рассмотрим их функции и виды. Также покажем технологии достижения манипуляции по отношению к аудитории СМК и средства защиты этой самой аудитории.  
 
 
 
 
 
 

1.Массовая  коммуникация и  её аудитория.
Для начала рассмотрим такие понятия как коммуникация и манипуляция. Коммуникация в переводе с латинского слова communico означает общение.Коммуникацию следует понимать как обмен мыслями, чувствами, знаниями и проч., между индивидами. «В более научном аспекте следует говорить о коммуникации — как однонаправленном процессе кодирования и передачи информации от источника к приему информации получателем сообщения. Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи.»1  Главной целью коммуникации является передача сообщения. Традиционно выделяется две-три функции коммуникации: 
1) информационная  функция: выражение идей, понятий,  мыслей и сообщение их другим  коммуникантам. 
2) оценочная: выражение личных оценок и отношений,
3) аффективная: передача эмоций и чувств.
По типу все  коммуникации можно разделить на письменные, устные и визуальные. Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно. Невербальные сигналы (мимика) очень часто информируют получателя без особого желания на то отправителя сообщения. Посторонний слушатель также может быть непроизвольным получателем устного речевого сообщения.
В данной теме мы рассмотрим определённый вид коммуникации – массовую коммуникацию. Массовая коммуникация происходит тогда, когда сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп. Это телевидение, радио, интернет или пресса. Согласно определению отечественного ученого Б. Фирсова, «массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории». Б. Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы: 1) докоммуникативную, 2) коммуникативную и 3) послекоммуникативную.  Первая фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории. Вторая — непосредственной реализацией этих запросов. Третья — использованием полученной информации.
    Главную роль в процессе потребления массовой информации играют аудитории – непосредственные потребители этой информации. Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.
     Особенности аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.) 
 
 
 
 
 
 

2.Понятие  манипуляции.
Современное значение слова манипуляция - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. В психологическом значении термин манипуляции можно определить, как «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.»2 Особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех, кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его действий, а не непосредственное усмотрение. Манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением. «Манипулирование - это способ психологического воздействия, нацеленный на изменение направления активности других людей, осуществляемый настолько искусно, что остается незамеченным ими. Манипулирование в то же время - это такой способ применения власти, при которой обладающий ею влияет на поведение других, не объясняя им, чего он от них ожидает.» 3
Природа манипуляции  состоит из двойного воздействия. Вместе с открытым сообщение манипулятор  посылает адресату ещё и так называемый закодированный сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в человеке именно то, что так необходимо манипулятору. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия. Можно выделить три источника информации о существовании манипуляции. 

1. Позиция манипулятора.
2. Позиция жертвы  манипуляции. 
3. Позиция внешнего  наблюдателя. 
Психологическое воздействие манипуляции очень  часто достигается с помощью  трёх признаков:
1) это одна  из двух сторон единого процесса взаимодействия;
2) при рассмотрении  воздействия в расчет принимается  лишь одностороннее влияние, включенное  в состав целостного взаимодействия;
3) результатом  воздействия выступают некоторые  изменения в психических характеристиках  или состоянии адресата воздействия.
Один человек  решает, что с другим человеком (как  с объектом) он намерен сделать, а  вот как это нечто сделать,—  находится (узнается) в процессе их взаимодействия (на операциональном  уровне) с адресатом. В случае с  манипуляцией речь идет, несомненно, лишь об односторонней интенции, о присвоении манипулятором права решать за адресата, что ему должно делать, о стремлении повлиять на его цели. С операциональной же точки зрения манипуляция, несомненно, является взаимодействием. Но таковым является — на операциональном уровне — всякое воздействие. Свою специфику различные виды (психологических) воздействий получают только в интенциональном аспекте. Поэтому только он и принимается в расчет, когда манипуляция называется воздействием. В.Г.Крысько в своей книге «Секреты психологической войны» выделяет три уровня манипулирования: --первый уровень - усиление существующих в сознании людей нужных манипулятору идей, установок, мотивов, ценностей, норм;  
- второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкретному явлению;

- третий уровень - коренное, кардинальное изменение жизненных установок путем сообщения объекту.
     Для целей манипуляции одинаково важны приемы привлечения и удержания внимания на убеждающем сообщении (захват аудитории), и в то же время отвлечения внимания от некоторых сторон реальности или некоторых частей сообщения – всегда предпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы человек не заметил «ненужной» правды.
     Для успешной манипуляции вниманием  важно верно оценить такие  характеристики аудитории, как устойчивость и интенсивность внимания. Они  зависят от уровня образования, возраста, профессии, тренировки людей и поддаются экспериментальному изучению. Не менее важна и технологическая база манипулятора. Телевидение, которое оперирует одновременно текстом, музыкой и зрительно воспринимаемыми движущимися образами, обладает исключительно высокой, магической способностью сосредоточивать, рассеивать и переключать внимание зрителя. Эффективность телевидения связана с тем, что оно мобилизует периферические системы внимания, что обеспечивает большую избыточность информации в центральной интегрирующей системе. Чем больше избыточность, тем меньших усилий требует восприятие сообщения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Манипуляции аудиторией средств массовой коммуникации. 

  Подходы к описанию манипулятивных технологий, используемых в
средствах массовой коммуникации различны. Стоит обратить внимание на действия, которые проявляет манипуляция в СМК. Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Предлагаемый ниже обзор таких средств дает приблизительное представление об их многообразии.
Искажение информации.  Искажение информации может варьироваться как от откровенной лжи, так и до подтасовки отдельных фактов для достижения манипуляции. Стоит отметить такие приемы как утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, а также отсутствие альтернативных источников информации.
Утаивание информации. Проявляется в освещение каких-либо отдельных фактов, избирательной подачи материала.
Немалую роль в  этой технологии играют способ подачи и время подачи материала. Евгений  Доценко также описывает хороший  лингвистический манипуляционный  пример: ««лингвистические ловушки» — неявные ограничения, накладываемые на содержание избранными для его передачи словами или выражениями, способом или традицией их употребления, «риторические трюки», символическое вознаграждение, ритуалы и т.д. Интересной является классификация, в частности, приемов, занимающих ведущее место в системе воззрений автора. Они объединены под общим названием «неистинность». Их суть состоит в игре на рациональном невежестве людей. В основу классификации положена следующая «модель рационального невежества»:
1. Граждане имеют неполноценную информацию.
2. Граждане знают, что имеют неполноценную информацию.
3. Дорого обходится или требование дополнительной информации, или получение доступа к ней.
4. Ожидаемые выгоды из дополнительной информации воспринимаются как менее ценные, чем плата за нее.»4
Различные стратегии  в приведенной модели находят свое отражение как сочетания первого положения с каждым из последующих.
Скрытое воздействие. Манипуляция всегда несёт за собой скрытый характер. «Важно отметить, что далеко не всегда манипулятор намеренно скрывает свои цели и факт манипулятивного воздействия. Нередко это происходит неосознанно и для самого манипулятора, молчаливо, «наивным» де-факто. В таком случае факт, несомненно, приобретает некий извинительный с точки зрения морали оттенок. Однако технологически манипулятор из этого может извлекать — и снова-таки неумышленно! — дополнительный выигрыш — манипулятивные приемы в наивном варианте выглядят более естественно.»5
Роботизация. Её особо следует выделить среди механизмов воздействия, так как люди в процессе манипуляции зачастую превращаются в кукол, которыми с лёгкостью управляют манипуляторы.
Утверждение и повторение. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» – в форме утверждения. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.