На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место и роль права в системе социального регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
     институт  правоведения и предпринимательства 
 
 

     кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     курсовая  работа 

     по  теории государства и права  

     Тема: «Место и роль права в системе социального регулирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    План 

Введение………………………………………………………………………….......3
    Понятие, виды, проблемы и способы социального регулирования…...…..4
    Понятие, функции и виды социальных норм……………………………...10
    Право в системе социальных норм…………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 

   Общество есть объединение людей, основанное на деятельностном взаимодействии; общество есть система субъектного типа, основанная на деятельностном взаимодействии людей. Понятие "социальное" чрезмерно широко. Действие становится социальным в том случае, если его субъективный смысл соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Тем самым, любое взаимодействие между людьми оказывается социальным. Между гражданами и государством существует «государственное» взаимодействие, которое называется его «правовым». Взаимодействие связывает людей в общество. Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие, виды, проблемы и способы социального регулирования.
 
 
    Социальное  регулирование включает в себя право (в широком смысле), законодательство, сложившиеся традиции (табу, установки  поведения по принципу "так принято", технические правила, в том числе  вновь создаваемые).
    Социальное  регулирование в целом и его важнейшие компоненты - правовое и политическое регулирование - предполагают не только приспособление таких систем к изменяющимся условиям, но и создание с помощью своих сознательных компонентов нормальных условий для их функционирования и развития.
  Можно выделить нормативные и ненормативные социальные регуляторы.
  К нормативным регуляторам относятся правовой, моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай ("обычное право"), прецедент, доктрина (в некоторых странах). Совокупность нормативных регуляторов образует социальную нормативно-регулятивную систему, оказывающую воздействие на поведение индивидов в обществе.
  К ненормативной регулятивной системе относится ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов. Он проявляется как в культуре различных национальных общностей, среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных групп, так и всего общества в целом.
    Главная роль в системе социального регулирования  принадлежит государству. Оно разрабатывает  стратегию, направленную на решение  многих насущных социальных проблем, и  реализует эту стратегию путем  проведения активной социальной политики. Важнейшей функцией государства становится формирование разветвленной социальной инфраструктуры.
    Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом  закономерностей. Каждое конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной и политической систем - их неорганизованность или, наоборот, их излишняя регламентация. Система социальных регуляторов - своеобразный ответ на потребности общественной системы, экономики общества, политической власти, идеологии на нужды социального развития. Следует отметить, что социальное регулирование затрагивает область правового и политического сознания общества, связывается с существующей системой ценностей. Социальное регулирование в определенных случаях, как правило, в условиях авторитарного или тоталитарного режимов, может стать орудием политической власти. Например, в качестве задач советского права рассматривались такие, как обеспечение национальной безопасности, нормативного регулирования производства на базе принципов социализма, искоренение в общественном сознании эгоистических и антиобщественных устремлений. 1
    Достаточно  широко трактующееся понятие в науке "социальное регулирование" не ограничивается представлениями о нем, как только о совокупности определенных правил, норм, общественных установок. Правила, нормы, установления служат внешними регуляторами, которым люди обязаны подчиняться как члены определенной социальной общности. Но есть более глубокие, внутренние, регуляторы неформального плана - идеалы, цели, осознанный общественный долг, совесть и тому подобное, а также знания, общие для данной конкретной социальной общности, этноса. Эта информация
____________________________________________________________________
1 Алексеев С.С. Теория права. - М., 1994. С. 30, 31, 32, 34, 35.
 находится  на глубоком уровне подсознания.  Платон уже в своих ранних  произведениях, а также используя  мифы, пытался объяснить, что человек рождается с определенными представлениями, которые он приносит с собой из предшествующего небесного существования, и знания не что иное, как процесс припоминания или извлечения из глубин подсознания того, что там уже заложено.1
    У каждого народа своя этнопедагогика, духовно-практическая система и  система социализации, включающая в  себя исходные принципы самосознания и отношения человека ко всем сторонам жизни: социальной, производственной, семейно-бытовой, государственной.
    Социальное регулирование должно отвечать ряду вопросов: какие ценности должны быть одобрены и какие средства должны это одобрение гарантировать. Человек как явление социальное принадлежит к определенной общественной системе, которая ставит его поведение в известные (этические, правовые, политические) рамки, соответствующие природе общества. В российском обществе формируется система социальных регуляторов, которая во главу угла ставит рыночные механизмы, индивидуальные способности
человека, свободу выбора. Эта система объективно обусловлена состоянием общества. Выявляются тенденции в этой сфере: возрастание значения систем ценностей; возрастание культурной неопределенности сферы деятельности; возрастание сложности социальных процессов. В связи с развитием общества повышается уровень развития производительных сил, соответственно более сложной становится система регулирования.
    При процессе формирования современных  механизмов социального регулирования  необходим учет многих факторов, связанных  с жизнедеятельностью современного общества, его менталитетом, историческими традициями, особенностями как социальной общности, ее
____________________________________________________________________
1 Платон. Диалоги. Перевод с древнегречского. М., 1986. С. 67, 301.
 духовных  оснований, пространственно-временных параметров развития, исторически обусловленной экономической и иной "специализации", детальное изучение складывающейся в процессе преобразований социальной реальности, вплоть до выявления изменений в правосознании граждан, оценки населением происходящего.
    Характер  социального регулирования обусловливается, прежде всего, уровнем развития политической и правовой культуры общества. Как  правило, развитое правосознание сопутствует и активному политическому участию. Например, регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Проявления законов природы носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общего социального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения (демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания). В своем стремлении к порядку общество и государство пытается взять под свой контроль такие феномены, однако, в силу сложности процессов это удается далеко не всегда.
    Социальное регулирование должно быть направлено на создание системы ценностей, отвечающей требованиям политической и экономической системы, с учетом преемственного развития. Также социальное регулирование, используя средства формального влияния (система образования, социализации), должно обеспечивать адаптированные ценностей к условиям среды, создаваемой в обществе. Регулирующее воздействие на социальную систему должно быть направлено на изменение позиции групп общества, участвующих в социальных преобразованиях.
    При социальном регулировании должны быть задействованы исторически сложившиеся  системы саморегуляции и самоуправления в социуме, в том числе обычное  право, религиозный и культурный синкретизм, традиции, этические нормы. Важным моментом при этом является сохранение не только культурно-исторического потенциала, но и традиций.
    Актуальными практическими и теоретическими задачами являются проблемы, с которыми сталкивается социальное регулирование. Первая из них определяется выбором  целей. Цели, которые реализуются обществом, обусловливаются этапом его развития, политической стратегией, если речь идет о сознательном программировании социальной жизни, при котором обеспечивается предвосхищение, опережающее приспособление внутренней структуры к изменениям среды.
    Вторая  проблема связана с тем, что социальное регулирование располагает средствами, обеспечивающими лишь опосредованный контакт со сферой реальных действий. Его функции состоят в направлении  таких действий.
   Обозначенные аспекты позволяют говорить о том, что нормативность права в регулировании социальных отношений не только предстает в виде отдельных образцов, шаблонов и правил поведения, требующих императивного следования, но и позволяет праву саморегулироваться, что, в свою очередь, свидетельствует о способности его норм продуцировать правовые ситуации, возникающие из уже имеющихся предписаний при том или ином стечении обстоятельств. Это и обеспечивает силу права при согласовании противоречивых интересов, также зависящих от стихийно меняющихся обстоятельств.
  Способы социального регулирования поведения общества можно по характеру свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.
    Побуждение - метод социального регулирования, обращенный к психологической сфере (чувствам, привычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезности, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии.
   Понуждение - метод регулирования, основанный главным образом на материальном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий), когда та или иная выгода определяет желаемое поведение.
  Принуждение - это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается с применением насилия, то есть лицам, отклоняющимся от установленных правил поведения, причиняются физические или психические страдания. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или общественного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы.
В социальном регулировании, как правило, задействованы все эти методы в различных комбинациях, или  может использоваться каждый метод  в отдельности. Они позволяют  достаточно гибко регулировать поведение  индивидов и социальных групп в обществе.
  Важное место в социальном регулировании занимают структуры и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения и процессы. В качестве контролирующих инстанций могут выступать государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспекция, аудиторские организации, институт уполномоченного по правам человека).
    Социальное регулирование может осуществляться в правовых (отдельные законы, кодексы), моральных (кодексы чести, этика предпринимательства), эстетических (мода, стиль), организационно-технических (правила безопасности, стандарты), централизованных (директивы, программы) формах.
   Таким образом, в обществе существует множество регулятивных систем и методов воздействия, которые учитывают всю многогранность и сложность социального бытия.
  Проблемы социального регулирования интересов личности, общества, государства, выбора целей-ценностей в динамично развивающемся обществе имели  актуальность в прошлом, имеют на сегодняшний день, и будут иметь в будущем. 

2. Понятие, функции и виды социальных норм. 

    Под социальными нормами понимают правила  поведения людей в общественной жизни, побудительными мотивами которого являются: внутреннее убеждение, понятие справедливости, жизненные принципы и другие. Все социальные нормы, создаваемые государственными органами, являются правовыми, а создаваемые неорганизованными общностями - обычными нормами. Чем развитее общество, тем большим количеством технических правил, создаваемых в рамках действующего государственного режима и правовой системы, имеют возможность пользоваться его члены. Особый вид социальных норм - право, чьи санкции обеспечивает государство.
Социальные нормы в совокупности отражают достигнутую обществом ступень экономического, социально-политического и духовного развития. Социальные нормы как отражение образа жизни общества, исторические особенности народа, его менталитет, характер существующей в стране государственной власти.
Видами  социальных норм являются:
    - нормы общественных организаций (корпоративные нормы);
    - нормы морали и общественной нравственности;
    - нормы религии;
    - нормы обычаев, традиций, ритуалов;
    - нормы права;
    - справедливость.
    Социальные  нормы каждого вида имеют свои особенности, по-разному осуществляют регулирование различных сторон общественной жизни.
    К общественным нормам относятся те нормы, которые регулируют отношения между  членами общественных объединений, организаций. Например, политических партий, добровольных обществ, профессиональных союзов. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются в их уставах, охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия. Нормы общественных организаций - это установленные их учредительными или руководящими органами правила поведения, выраженные в уставах и решениях, направленные на выполнение задач данной общественной организации. Такие нормы имеют определенное сходство с юридическими нормами. Среди социальных норм программные документы политических партий (определение конечных целей и способов их достижения - как правило, это повышение уровня жизни населения, достигаемое на фоне внедрения в повсеместную практику демократических принципов справедливости, равенства, законности действий) занимают одно из ведущих мест по силе общего воздействия на процесс развития общества. В то же время уставные требования, предъявляемые вроде бы только к членам политических партий и носящие сугубо корпоративный характер (партийная дисциплина, права и обязанности), также могут оказывать определенное воздействие на привлечение под свои знамена определенной части граждан.
    Мораль (нравственность) – это особый тип регуляции, в которую входят нормы и принципы, распространяющие свое влияние на всех и каждого, воплощая при этом в себе нравственные ценности. Общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». 1 Мораль, а, следовательно, и нравственность являются универсальным регулятором, распространяющим свое влияние на все сферы поступков и действий общества и каждого индивидуума в отдельности.
Нормы морали и общественной нравственности складываются в общественной жизни  в соответствии с представлениями  людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом  и людьми, в процессе регулирования общественных отношений мораль и право также системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.
____________________________________________________________________
    1 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. -Москва,2007.- 125с.
Нравственность  или мораль - это признаваемая абсолютным большинством населения совокупность правил поведения, выработанных в соответствии с определенными в конечном счете экономическими условиями жизни, взглядами о добре и зле, долге и справедливости, совести и чести, похвальном и постыдном и так далее.
    Нормы религии - меры возможного (дозволенного, разрешенного) поведения гражданина в рамках указанной системы (человек - религия - религиозное объединение). Нормы религии исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития. Нормы религии имеют определенное сходство с юридическими установками, а именно тем, что они тоже формализованы и содержательно определены (Библия, Коран).
        Нормы обычаев, традиций, ритуалов - складываются в процессе исторического развития, в определенной общественной сфере, в результате многократного повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаясь общественным мнением.1 Особенностью норм обычаев, традиций, ритуалов является то, что они регламентируют определенные, складывавшиеся на протяжении длительного периода традиции, обычаи, ритуалы, влияющие на правоотношения и тем самым приобретающие правовой характер. Обычаи и традиции порождаются образом жизни. Для их соблюдения нужна внутренняя убежденность человека.
  Нормы  права - устанавливаются и охраняются от нарушений государством;
  Справедливость  - в системе социальных норм справедливость рассматривается как возможность воздаяния равным за равное. Наряду с другими это одно из обязательных внутренних свойств и качеств права. Справедливость в праве выполняет роль своеобразного образца (стандарта, эталона качества), на котором проверяется внутренне качество самого закона. Не менее важным
____________________________________________________________________
1Теория государства и права: Учебник" (А.В. Мелехин) (Маркет ДС, 2007)
 является  и его внешнее значение. Наличие  справедливого закона позволяет  людям убедиться в том, что  в окружающем их социальном  мире существуют правовые (справедливые) ориентиры, позволяющие всегда "найти и защитить правду" от нарушений, допускаемых кем бы то ни было.
К основным функциям социальных норм можно отнести:
- регулирование поведение общества, другими словами социальные нормы задают определенную модель поведения в конкретной ситуации;
- установление  критерий оценки, то есть позволяют оценить то или иное явление социальной жизни как опасное либо безопасное, допустимое либо недопустимое;
- прогнозирование  наиболее вероятного развития  событий, как на уровне социальной группы, так и на уровне ее конкретного представителя.  
- способствование выработке общих для определенного класса или группы людей установок, ценностей, формирование классового сознания представителей этих социальных классов и групп;

- отражение  объективных общественных отношений  групп, в том числе производственные  отношения и зависимость социальных  условий взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Право в системе социальных норм. 

  Деятельность людей, их поведение, отношения между ними, все это является объектом регулирования различных норм. Совокупность всех норм, при помощи которых осуществляется регулирование такого поведения, деятельности и отношений, представляет собой систему регулирования общественных отношений. Право при этом выступает как регулятор общественных отношений. Место и роль права среди социальных норм имеет важное значение для определения и возможности пределов такого регулирования. При этом право выполняет регулирующую роль в обществе во взаимодействии с другими социальными нормами, такими как политические, нравственные нормы, правила общественных организаций, обычаи, традиции. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении с друг другом. 1
  Влияние  права на общественные организации  определяется характером деятельности организации. Так, например, в Российском законодательстве деятельность общественных организаций регулируется Федеральными законами № 82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях», № 98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и Указом Президента РФ от 22.12.1993 года № 2254 «О мерах государственной поддержки деятельности общероссийских общественных объединений инвалидов». В соответствии с данными законами определяются сферы действия таких организаций, общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, определяются их права и обязанности.
____________________________________________________________________
    1 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. -Москва,2007.- 121с.
    В современной России идет борьба за цивилизованный путь развития общества и государства. Поэтому проблема моральности поведения наблюдается во всех сферах общественной жизни. Важным является вопрос о соотношении права и закона. К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относятся мораль и общественная нравственность. Общественная нравственность – это совокупность общественных отношений, определяющих представление о добре и зле, о пристойности и непристойности, о гуманном и негуманном, о справедливом и несправедливом. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм. Об этом свидетельствуют и закрепленные в нормативно-правовых актах многие положения нравственных требований. Государство при помощи юридических средств предусматривает способы и меры их защиты. Например, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, провозглашено Конституцией РФ (ст. 2). А в Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, защищающих общественную нравственность. Например, в уголовном кодексе предусматриваются наказания:
    - в соответствии со статьями 240, 241 за вовлечение в занятие  проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией, за деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия;
    - в соответствии со статьями 242, 242.1 за незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования порнографических материалов или предметов, а равно незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера, а также за изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования предметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних, а равно привлечение заведомо несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
    - в соответствии со статьей  243 уничтожение или повреждение  памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность.
    Объектом  всех этих преступлений является общественная нравственность. Уголовный кодекс РФ не ограничивается только этими статьями, охраняющими мораль и общественную нравственность, в нем также предусмотрена ответственность за надругательство над телами умерших и местами их захоронения, клевету, оскорбление, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, за жестокое обращение с животными, хулиганство и другие.
    Общественную  нравственность защищает и административное и гражданское законодательство России. Статьей 1.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ одной из основных задач законодательства об административных правонарушениях устанавливается защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, защита общественной нравственности. Например, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административные наказания за мелкое хулиганство (ст. 20.1), распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20), вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10), занятие проституцией (ст. 6.11). Данные наказания требуют соблюдения норм морали. В противном случае предусмотрена административная ответственность (в том числе и за аморальность такого поведения). Одним из объектов посягательства в этих составах административных правонарушений является общественная нравственность.
    Также и проблема моральности права  является актуальной. Моральные ценности, которые имеет каждый индивид, как бы определяют его поступки, толкают к тому или иному социально значимому поведению. Соответственно, и право имеет силу тогда, когда его нормы реализуются сознательно, без внешнего воздействия, то есть, для того чтобы такие нормы были эффективными, они должны соответствовать требованиям морали или по крайней мере не противоречить им. Влияние морали на право отмечается также и в сфере реализации права. Юридическая практика неопровержимо свидетельствует о том, что если акты применения права не противоречат нормам морали, то они получают одобрение и признание со стороны всех слоев населения, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности нормативно-правового регулирования в целом.
      В Уголовно-процессуальном кодексе РФ дается перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля (ст. 33). К этой категории лиц с учетом определенных обстоятельств отнесены:
    - судья, присяжный заседатель - об  обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
    - адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах,  ставших ему известными в связи  с обращением к нему за юридической  помощью или в связи с ее  оказанием;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.