На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальное управление на догосударственной стадии развития общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный  исследовательский институт)
Кафедра «Теории и истории государства и права» 
 
 
 

«Социальное управление на догосударственной стадии развития общества» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «Теория государства и права»
ЮУрГУ-030501.2011.930.Ю  КР 

                                                        

                                                                           Руководитель работы,
                                 Преподаватель 
                                Н.А.Вахитова
                              Автор работы,
                                              Студент группы Ю-229
                            Е.П.Беляева
                                    Работа защищена
                          С оценкой
                                             __________________
                                                 _______________2011г. 
 
 

Челябинск 2011
                                                                                                   
Содержание:
 
Введение………………………………………………………………………………3 
Глава 1. Общая характеристика догосударственного общества ………………….6 
Глава 2. Формы социального управления на догосударственной стадии развития общества ………………………………………………………………………….….11 
Глава 3. Социальные нормы в первобытном обществе………………………..….18 
Заключение………………………………………………………………………......22 
Библиографический список источников…………………………………………...24
 
 


Введение 

     В последние десятилетия наши знания о первобытном обществе, этапах и  тенденциях его развития существенно  обогатилось благодаря успехам  археологии и этнографии. Еще в  ХIХ - начале XX веков историческое знание об общественном развитии охватывало период всего в три тысячи лет, а все, что было до этого, определялось как предыстория из-за отсутствия письменных и других надежных источников. В наши дни история многих регионов планеты насчитывает уже 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества. Помимо того, если для XIX - начала XX века был характерен в основном так называемый «евроцентристский» взгляд на историю, т.е. опирающийся главным образом на знания истории Европы, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в XX- XXI веках в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара.1
     Благодаря данным открытиям в области истории  человечества, а главным образом  первобытного общества, можно более уверенно и обширно говорить о различных этапах развития этого общества, их жизнедеятельности, а именно о социальном управлении на догосударственной стадии развития общества.
     Понятие «социальное управление» не имеет единственного и точного определения, поэтому трактуется различными источниками по-своему.
     Некоторые авторы пишут о том, что социальное управление - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций.
     По мнению И.М. Слепенкова и Ю.П. Аверина, социальное управление - есть воздействие на общество и его отдельные звенья с целью их упорядочения, совершенствования и развития. 
    Несмотря на различие трактовок социального управления (правления), в них есть одна общая особенность: каждая из них предполагает добровольное или насильственное подчинение человека неким внешним факторам, будь то бог, царь, законы или обычаи. Указанные внешние факторы относятся к разряду так называемых «социальных фактов» (по Э.Дюркгейму), имеющих естественное происхождение и заметно влияющих на поведение людей. Естественное происхождение какого-либо социального факта означает непреднамеренный, объективный характер его появления, когда никто его не планировал заранее, когда совместные действия людей приводят к неожиданным результатам. Классическими примерами социальных фактов являются проселочные дороги или тропинки в лесу. Тропинки возникают не потому что кто-то их специально протаптывает, они создаются непреднамеренно, поскольку многие люди имеют схожие цели и маршруты движения.
    Целью моей курсовой работы является изучение социального управления на догосударственной стадии развития общества, его особенностей и характерных черт.
    Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
    Изучить общую характеристику первобытного общества.
    Рассмотреть и проанализировать взаимоотношения первобытных людей между собой.
    Выяснить, как и кем управлялось общество  до возникновения государства.
    Рассмотреть социальные нормы, при помощи которых осуществлялось социальное управление.
   Актуальность  настоящей работы заключается в  том что,  во-первых, понимание современного социального управления и социальных норм невозможно без учета опыта предыдущих эпох, во-вторых, это позволяет сформировать общее представление о социальном управлении на догосударственной стадии развития общества.
 

 

Глава 1. Общая характеристика первобытного общества. 

    Догосударственное общество, которое принято называть первобытным, а существовавший в нем строй - первобытнообщинным, заняло в истории человечества довольно значительный отрезок времени - более тридцати тысячелетий - и прошло в своем развитии несколько периодов. Вопрос о периодизации первобытного общества не имеет в отечественной науке однозначного решения. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию2. В 40-е годы XX в. советские ученые П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так: 1) эпоха первобытного стада; 2) эпоха родового строя; 3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности)3.  
    Первобытное общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен. 
    Основной единицей первобытного общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам. Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.
    Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два обычая: рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание. В течение многих веков и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:
    - совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);
    - совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее, разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).
    Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.
    Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя и своих интересов от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий кроме уважения: он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.
    Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем). 
    С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и возникшая религия.
    Первоначально в условиях дефицита материальных благ все члены общины были равны в потреблении с учетом пола и возраста. По мере накопления излишнего продукта возникала дифференциация людей по обеспеченности и происходило имущественное расслоение.
    В первобытном обществе имела место естественная иерархия: возникали лидеры и вожаки, наиболее сильные, смелые, опытные особи, которые были первыми в схватках, добывании пищи. К ним прислушивались, им уступали, на них ориентировались, их боялись. Постепенно эти люди начинали играть все более заметную роль в жизни общины, брать на себя все больше обязанностей. Это оформлялось в отношения власти и подчинения. При этом все наиболее важные вопросы жизни общины решались общим собранием взрослых ее членов, существовала  первобытная демократия. Но особым  отношением пользовались зрелые, умудренные опытом люди — старшее поколение общины.
    Для оперативного управления избирался  старейшина как наиболее уважаемый  член общины. Старейшина мог быть в любой момент сменен, если находился более сильный, умный и опытный. Смена происходила спокойно, поскольку «должность» старейшины не давала никаких привилегий.
    Существовали  также социальные нормы, правила поведения в общине, которая контролировала соблюдение этих правил: разделение труда, сотрудничество, взаимная защита, справедливость распределения, недопустимость брачных отношений внутри семьи.
    Схема управления в первобытной общине допускала некоторую вариативность: мог быть единственный вождь-лидер, а также двое или несколько вождей лидеров.
    Жизнь в общине требовала объединения  трудовых усилий. Вместе с тем рост производительных сил делал получение избыточного продукта регулярным. Постепенно становилось наглядным неравенство участия различных членов общины в получении избыточного продукта, т. е. наметился путь к  имущественному неравенству. Накопление имущества во владении отдельных наиболее умелых, опытных общинников приводило к тому, что они начинали играть более заметную роль в общине. Теперь можно было обеспечить себе лидерство не только проявлением силы и храбрости, но и наличием материального богатства.
    Вместе  с тем имущественное расслоение приводило к противоречиям и  конфликтам. Усложнение жизненных ситуаций требовало укрепления  организационно-управленческой функции, функции власти. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок.
 

 

    Глава 2. Формы социального  управления на догосударственной  стадии развития общества. 

     Рассматривая  первобытное общество, социальное управление и нормативное регулирование в нем, разные исследователи придерживаются разных концепций по этому вопросу.
     Власть  в первобытном обществе не была однородной. Во главе семейно-клановой группы стоял  отец-патриарх, старший среди более  молодых родственников его поколения  и следующих поколений. Глава  семейной группы еще не собственник, не хозяин всего ее имущества, которое  по-прежнему считается общим, коллективным. Но благодаря своему положению старшего и ответственного руководителя хозяйства  и жизни группы он приобретает  права распорядителя. Именно от его  авторитарного решения зависит, кому и сколько выделить для потребления  и что оставить в качестве запаса, для накопления и т.п. Он же определяет, как распорядится излишками, использование  которых тесно связано с взаимоотношениями  в общине в целом. Дело в том, что  семейная ячейка, будучи частью общины, занимает в ней определенное место, а место это, в свою очередь, зависит  от ряда факторов, объективных и  субъективных.
     Проблема  ресурсов в общине на раннем этапе  ее существования обычно не стоит  – земли хватает всем, как и  прочих угодий. Правда, кое-что зависит  от распределения участков, но это  распределение производится с учетом социальной справедливости, не редко  по жребию. Другое дело – факторы  субъективные, столь ощутимо проявлявшие  себя в локальной группе и, пожалуй, еще более заметные в общине, хотя и в несколько ином плане. Одни группы многочисленнее и работоспособнее  других; некоторые патриархи умнее  и опытнее остальных. Все это  сказывается на результатах: одни группы оказываются крупнее, зажиточнее, другие – слабее. Менее удачливые расплачиваются тем, что их группы становятся еще  малочисленнее, так как на их долю не достается либо достается меньше женщин – следовательно, меньше и детей. Словом, неизбежно возникает неравенство между группами и домохозяйствами. Оно не в том, что одни сыты, другие голодны, ибо в общине надежно функционирует механизм реципрокного обмена, который играет роль страховки.4
     В общине всегда есть несколько высших престижных должностей: «старейшина», «член совета», обладание которыми не только повышает ранг и статус, домогающиеся их претенденты, в основном из глав семейных групп, должны либо приобрести немалый престиж примерно тем же способом, как это делалось в локальных группах, т.е. посредством щедрых раздач излишков пищи. Но если в локальной группе претендент отдавал добытое им самим, то теперь глава группы мог раздать то, что было добыто трудом всей группы, имуществом которой он имел право распорядится.
     Васильев Л.С. автор книги «История Востока» выделяет то, что старейшина имел право распоряжаться ресурсами общины по своему усмотрению, а это в свою очередь говорит о большом авторитете старейшины. Васильев ставит старейшину над другими обитателями общины, а это уже показатель проявления власти.
       Говоря об общественном устройстве, власти и управлении в первобытном обществе, необходимо иметь в виду в основном период зрелого первобытного общества, потому что в период распада первобытнообщинный строй и присущие ему власть и управление подвергаются определенным изменениям.
     Для общественного устройства зрелого  первобытного общества характерны две  основные формы объединения людей - род и племя. Через эти формы  прошли практически все народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества.
     Род (родовая община) является исторически  первой формой общественного объединения  людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или  предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Иногда род отождествляют с семьей. Однако это не совсем так. Род не был семьей в современном ее понимании. Род - это именно союз, объединение людей, связанных между собой родственными узами, хотя в определенном смысле род может называться и семьей.
     Другой  важнейшей формой общественного  объединения первобытных людей  было племя. Племя - более крупное  и более позднее общественное образование, которое возникает  с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых  общин. Племя - это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых  общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые  обряды. Объединение родовых общин  в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе  и такими, как совместная охота  на крупных животных, отражение нападения  врагов, нападение на другие племена  и т.д.
     Кроме родов и племен в первобытном  обществе встречаются и такие  формы объединения людей, как  фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) - это или искусственные  объединения нескольких связанных  родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом  и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых  народов (например, у греков). Союзы  племен - это объединения, которые  возникали у многих народов, но уже  в период разложения первобытнообщинного  строя. Они создавались либо для  ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых  современных исследователей именно из союзов племен развивались ранние государства.
     Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь  различными формами общественного  объединения первобытных людей, в то же время мало чем отличались друг от друга. Каждая из них – это  лишь более крупная, а значит и  более сложная форма по сравнению  с предыдущей. Но все они были однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве.
     Теперь  посмотрим, как Маркс К. и Энгельс Ф. представляли себе власть и управление в период зрелого первобытного общества.
       Власть как способность и возможность  оказывать определенное воздействие  на деятельность и поведение  людей с помощью каких-либо  средств (авторитета, воли, принуждения,  насилия и т.п.) присуща любому  обществу. Она возникает вместе  с ним и является его непременным  атрибутом. Власть придает обществу  организованность, управляемость и  порядок. Общественная власть - это  публичная власть, хотя нередко  под публичной властью подразумевают  только государственную власть, что не совсем правильно. С  публичной властью тесно связано  управление, которое является способом  осуществления власти, претворения  ее в жизнь. Управлять - значит  руководить, распоряжаться кем, или чем-либо.5
     Публичной власти первобытного общества, которую  в отличие от государственной  власти часто именуют потестарной (от лат. "potestas" - власть, мощь), присущи  следующие черты. Во-первых, она не была оторвана от общества и не стояла над ним. Она осуществлялась либо самим обществом, либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли  быть отозваны и заменены другими. Какого-либо специального аппарата управления, какой-либо особой категории управляющих, что  имеется в любом государстве, у этой власти не существовало. Во-вторых, публичная власть первобытного общества опиралась, как правило, на общественное мнение и авторитет тех, кто ее осуществлял. Принуждение, если оно  и имело место, исходило от всего  общества - рода, племени и т.д., - и  каких-либо специальных органов  принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п., которые опять  же есть в любом государстве, здесь  тоже не было.
     В родовой общине как первичной  форме объединения людей власть, а вместе с ней и управление, выглядели следующим образом. Основным органом и власти, и управления было, как принято считать, родовое  собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Оно решало все  важнейшие вопросы жизни родовой  общины. Для решения текущих, повседневных вопросов оно выбирало старейшину или  вождя. Старейшина или вождь избирался  из числа наиболее авторитетных и  уважаемых членов рода. Никакими привилегиями по сравнению с другими членами  рода он не обладал. Как все, он принимал участие в производственной деятельности и, как все, получал свою долю. Его  власть держалась исключительно  на его авторитете и уважении к  нему со стороны других членов рода. Вместе с тем он в любое время  мог быть отстранен родовым собранием  от занимаемой должности и заменен  другим. Кроме старейшины или вождя  родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время  военных походов и некоторых  других "должностных" лиц - жрецов, шаманов, колдунов, которые тоже никакими привилегиями не обладали.
     В племени организация власти и  управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основным органом власти и управления здесь, как правило, был совет старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло  существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин  входили старейшины, вожди, военачальники  и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал  все основные вопросы жизни племени  при широком участии народа. Для  решения текущих вопросов, а также  на время военных походов избирался  вождь племени, положение которого практически ничем не отличалось от положения старейшины или вождя  рода. Как и старейшина, вождь  племени никакими привилегиями не обладал  и считался лишь первым среди равных.
     Аналогичной была организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Так  же как в родах и племенах, здесь  встречаются народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и прочие органы, которые являются олицетворением так называемой первобытной  демократии. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не существует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.
     Таким образом, с точки зрения своего устройства первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности  людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности  и социальном равенстве всех его  членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась  на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления, который  имеется в любом государстве, здесь не существовало, поскольку  все вопросы общественной жизни  решались самим обществом. Не существовало и специального аппарата принуждения  в виде судов, армии, полиции и других органов, что тоже является принадлежностью любого государства. Принуждение, если в нем возникала необходимость, например, изгнание из рода, исходило только от общества - рода, племени и не от кого более. Выражаясь современным языком, само общество было и парламентом, и правительством, и судом.6
     Черты власти родовой общины следующие:
     1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом , что проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода;
     2. Власть строилась по кровнородственному  принципу, т. е. распространялась  на всех членов рода независимо  от места их нахождения;
     3. Не существовало особого аппарата  управления и принуждения (властные  функции выполнялись в качестве  почетной обязанности, старейшины  и вожди не освобождались от  производительного труда, а выполняли  параллельно и управленческие, и  производственные функции - следовательно,  властные структуры не были  отделены от общества);
     4. На занятие каких-либо должностей , например вождя, старейшины, не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;
     5. Выполнение управленческих функций  не давало никаких привилегий;
     6. Социальная регуляция осуществлялась  при помощи особых средств (мононорм).
     На  мой взгляд, социальное управление в первобытном обществе являлось справедливым и понятным для всех, нежели в наше время (по крайней мере  в нашей стране).
 


     Глава 3. Социальные нормы  в первобытном  обществе. 

    Обратившись к социально-экономической сущности присваивающей системы хозяйства, нетрудно заметить, что эта система  объективно не нуждалась в учете  вклада каждого члена общества в  результаты конкретной охоты, занятия  рыболовством, в другие способы добывания  пищи, в обеспечение жильем и т.п.
    Не  было в присваивающем хозяйстве  и какого-либо нормирования затрат времени на участие того или иного  члена общины в этих процессах  обеспечения жизнедеятельности локальной группы. Регулятивным фактором для таких затрат выступала только половозрастная структура общины, клана, локальной группы, экологическое состояние среды, возможности и потребности самих общин охотников, рыболовов и собирателей, умение и опыт отдельных членов общины. Самоорганизация, иные самопроизвольные процессы — вот главное, что характеризовало в целом взаимодействие человека и природы в присваивающей экономике на протяжении многих тысячелетий. Постепенно, однако, в таких обществах возникают и получают распространение и регулятивные начала, формировавшиеся в ходе этой самоорганизации человечества. Такая регуляция обеспечивала существование и воспроизводство конкретных общин, кланов, групп.
    Возникали правила, направленные на смягчение  агрессивных столкновений между  группами, организацию семейно-брачных  отношений, взаимопомощи, совместных охот, рыболовного промысла, распределение  пищи, соблюдение определенных санитарно-гигиенических  установлений, функционирование потестарных  органов управления, процедуры разрешения споров и других вопросов первобытного общества. Эти регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их одна — они направлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничное существование человека в природной среде, на его воспроизводство как биологического вида.
    В структуре регулятивной системы первобытного общества — социальных норм присваивающей экономики — можно выделить следующие элементы.
    Содержание. Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории, на которой они перемещались. Если же какая-либо другая, как правило, родственная группа в силу природных условий не могла пользоваться своей территорией (например, пересыхали источники), то ей представлялась возможность жить на территории другой группы. В социальных нормах закреплялась и выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.