На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политический конфликт как социальное явление

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

1. Политический  конфликт как социальное явление,  его природа и сущность………………………………………………………………………  
2
2. Типы  и функции политических конфликтов……………………………. 6
3. Способы  разрешения конфликтов……………………………………….. 8
4. Заключение………………………………………………………………... 10
   
5. Список  литературы……………………………………………………….. 12
   
   
   
   
 
 

        1. Политический конфликт как социальное явление, его природа и сущность. 

       Конфликт  как социально-политическое явление  присущ любому обществу. Он является одной  из форм проявления политического процесса, способом разрешения его противоречий. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как социальное явление впервые был исследован в трудах Г. Зиммеля, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Смита, А. Токвиля.
       Выделение политических конфликтов в самостоятельную  проблему мировой политической науки  приходится на середину ХХ в. За прошедшее  время политическая конфликтология стала одним из важнейших разделов теоретической и прикладной политологии. В отечественной политической науке особое внимание уделяется исследованию региональных и межнациональных конфликтов. Для современной России проблема изучения природы конфликтов и способов их урегулирования очень важна, во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации; во-вторых, в силу непосредственной близости многих конфликтов от границы страны; в-третьих, из-за особой опасности конфликтов в многонациональной стране, наличия ряда устойчивых конфликтогенных зон.
       Политический  конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные  с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей.
       По  сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, политический конфликт приобретает особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется открыто.
       Стремление  к власти обычно облекается в другие «одежды» (религиозные, нравственные, идеологические и т.д.), чтобы обеспечить поддержку общественного мнения. Отсюда рождается критика существующей власти, правящей элиты.
       В качестве субъектов конфликта могут  выступать индивиды, малые и большие  группы, формально организованные в  социальные (политические, экономические  структуры и т.п.) объединения, возникшие  на неформальной основе, в виде политизированных социальных движений, экономических и политических групп давления, криминальных групп, осознающих и преследующих определённые цели. Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур, как конфронтация идей, теорий, школ, борьба за монопольное господство внутри определённых сфер деятельности и извлечение выгод.
       Существуют  агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) конфликты. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и даже перерастанию в антагонистический.
       Известны  ситуации имитирования конфликта как  попытки идеологического, политического, морального давления. Такие конфликты называются мнимыми, однако они могут трансформироваться в реальные, если возникает противоборство м. сторонами, чьи интересы оказываются под угрозой.
       В реальном конфликте его участники, выступая в качестве конфликтующих  сторон, являются носителями сознания, которое отражает в обострённой эмоциональной форме возникшие противоречия. Как следствие отношения сопровождаются отрицательными эмоциями, способными подавить здравый смысл в адекватной оценке негативных последствий конфликты, которые могут значительно превышать проблематичные выгоды от победы над оппонентом (феномен "пирровой победы"). Конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным и, наоборот, в определённых условиях - отрицательным, тормозящим развитие и деструктивным по отношению к субъектам - участникам противоборства. Конкретные условия возникновения конфликта предопределяют форму его развития и протекания - скрытую (латентную) или открытую.
       В конфликте происходит столкновение интересов, мотивов, поступков, если речь идёт об индивидах и малых группах. В конфронтациях больших групп конфликт сопровождается столкновениями общественных настроений и мнений, которые отражаются в конфликтном поведении индивидов и малых групп. Конфликт возникают по горизонтали - внутри социальных и политических структур, и по вертикали - между руководящими структурами и подчинёнными, контролирующими органами и подотчётными им индивидами, группами или организациями, между лидерами и ведомыми. При множестве конкретных проявлений и различий объединяют признаки: возникновение новых групп на основе социальной диссоциации, взаимное отчуждение, появление осознаваемого противостояния и противоборства.
       В социальной и политической структуре  общества конфликт характеризуется  уровнем, масштабами, остротой, сферой возникновения и рядом др. параметров. В политологическом аспекте наиболее значимые конфликты те, что одновременно охватывают все уровни социальной и политической структуры, затрагивают и вовлекают максимально возможное в конкретных условиях число участников (всеобщие конфликты). Такие конфликты происходят в сфере общественных отношений, связанных с проблемами сохранения или свержения власти, её укрепления или подрыва, т.е. имеют политический характер. Меньшую значимость имеют частичные конфликты, охватывающие лишь часть социальных структур, однако при определённых условиях (нестабильность, напряжённость) они могут перерасти в всеобщие.
       Происходящие  в различных сферах конфликты  приобретают политическую значимость, если затрагивают международные, классовые, межэтнические, межнациональные, межобщинные, религиозные, демографические, региональные и локальные отношения. Возникнув в одной сфере отношений, конфликт распространяются на др., порождая (или возрождая) иные противоречия. В политическом контексте понятие "конфликт" неизменно фигурирует при описании таких крупномасштабных столкновений различных сил, как революции и контрреволюции, противоборство м.государствами и союзами государств, войны, партизанские движения, охватывающих почти все сферы отношений конфликтующих сторон.
       Если  социальный конфликт - есть конфронтация больших социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения, то политический конфликт - это столкновение уже интегрированных интересов  этих больших социальных групп, выраженных в виде политических ценностей, задач, требований, лозунгов и, как правило, связанных с борьбой за ресурсы власти. Непосредственными агентами политического противоборства выступают организованные субъекты: институты государства, политические партии, парламентские фракции, общественно-политические движения, СМИ.
       Политический  конфликт - разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга  распределение властных полномочий или ресурсов. Он возникает и развивается по поводу политической власти и ее функционирования в данном обществе. В литературе встречаются различные подходы в объяснении природы политического конфликта:
       1. С точки зрения исторического  материализма политический конфликт порождается всецело или в основном экономическими противоречиями и является их концентрированным выражением. Экономика в конечном итоге - определяющий по отношению к политике фактор, но лишь для некоторых типов общественных систем и определенных исторических эпох. Конфликты внутри политики и ее с другими сферами общественной системы детерминируются не одними экономическими противоречиями, а многими социальными коллизиями. Если бы все сводилось к экономике, то политические проблемы решались бы сами по себе, по мере развития экономики. Однако такого в реальной жизни не происходит.
       2. Политический конфликт как следствие  идеологических противоречий. Во  многих случаях политическое  противоборство действительно провоцируется  несовместимостью идеологических взглядов и позиций. Тем не менее, практически мыслящие политики предпочитают ориентироваться на реальные интересы, а не на идеологические доктрины.
       3. Некоторые теоретики пытаются  найти причины политических конфликтов  в психологии самой политической  деятельности и политических отношений. Так известный немецкий юрист К. Шмитт видел источник конфликта, становящегося реальностью в экстремальных ситуациях, в противоположности «друг - враг», свойственной политике. Однако функции политики не вписываются полностью в орбиту противоположности - «друг - враг». Они включают также деятельность по согласованию противоречивых интересов различных социальных групп, их сбалансированию, что не обходится без конфликтов, улаживаемых путем компромиссов.
       4. Диалектический подход (Г. Зиммель, Р. Дарендорф и др.) основывается на понимании конфликта как нормального, распространенного социального явления и исходит из его позитивной функциональности в социальных системах. Многочисленные сторонники этого подхода полагают, что конфликт присущ всем уровням жизни социальных систем и не может рассматриваться в качестве девиантного явления или противоположности порядку.
       Таким образом, политический конфликт есть целенаправленное противоборство общественных субъектов  с противоположными политическими интересами, ценностями и целями в системе отношений власти, политического господства и управления.  
       Источники конфликта делят на внесоциальные (например, особенности человека как  вида) и социальные. К последним  можно отнести следующие:  
       - разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функции с интересами и потребностью во власти, недостаток ресурсов и т.д. 
       - расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях.  
       - процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе.
       В политическом конфликте вместе, а  точнее наряду с полярными силами действуют центристские, не разделяющие  противоположные позиции полярных. В острых ситуациях политической борьбы центристы большей частью либо ретируются из конфликтного поля, либо переходят в лагерь одной из враждующих сторон. Подлинно полярными на любой стадии конфликта выступают только носители основной его линии. Это - правые как защитники «статус кво» системы и левые, борющиеся за коренное изменение. Главная сила последних - оппозиция. При разнородности правых формируется правая оппозиция. Не бывает однородной и левой.  

       2. Типы и функции  политических конфликтов. 

       Представляется  важным вопрос о типологии и классификации  конфликтов:  
       - с точки зрения зон и областей  их проявления. Здесь прежде всего  выделяются внешне- и внутриполитические  конфликты, которые в свою очередь  подразделяются на целый спектр  разнообразных кризисов и противоречий.  
       - по степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить о (целиком или частично) институализированных и неинституализированных конфликтах (Л. Козер), характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры; 
       - по их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и пр. Среди конфликтов данного типа можно выделить «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон); конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия — П. Шаран); антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или — соответственно — сохранением противоборствующих субъектов и т.д.; 
       - с точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий.  
       - по временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон—долговременные и кратковременные конфликты. 
       - в соотнесении со строением и организацией режима правления В данном случае, как правило, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти).
       Американские  политологии К. Боулдинг и А. Рапопорт предложили оригинальную типологию социально-политических конфликтов, выделив следующие их категории и типы:
       - действительные конфликты, то  есть реально происходящие в  конкретной социальной среде;
       - случайные конфликты, появление которых зависит от ряда преходящих (второстепенных) факторов и противоречий;
       - заместительные конфликты, представляющие  собой фиксируемое проявление  скрытых конфликтов, то есть не  проявление на поверхности общественной  жизни;
       - конфликты, возникающие в результате плохого знания существующего положения или неудачного применения принципа «разделяй и властвуй»;
       - скрытые конфликты. Их участники  в силу разных обстоятельств  не могут или не хотят заявить  о своей открытой борьбе друг  с другом;
       - фальшивые конфликты, то есть не имеющие по сути объективных оснований.
       Исследование  политических конфликтов неизбежно  приводит к выяснению функций  конфликтов. Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они  в последствиях, по завершению конфликта.
       Функции-последствия политического конфликта :
       1) политические;
       2) экономические;
       3) военные;
       4) экологические;
       5) демографические.
       Функции конфликта могут быть позитивными  и негативными.
       К позитивным можно  отнести:
       - функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;
       - коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;
       - стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;
       - содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";
       - функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.
       К негативным функциям конфликта можно  отнести следующие:
       - угроза раскола общества;
       - неблагоприятные изменения во властных отношениях;
       - раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;
       - неблагоприятные демографические процессы и др.
       Задача  управления и разрешения конфликта  как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания  или снизить негативные последствия.
 

        3. Способы разрешения конфликтов 

       Обычно  рассматривают два основных варианта окончания конфликта - достижение примирения сторон либо их непримиримость (т.е. создание тупиковой ситуации, неразрешимости конфликта). Примирение участвующих  в конфликте сторон может носить характер полного или частичного урегулирования (т.е.  изменения поведения одной или нескольких сторон конфликта без исчерпания предмета спорных отношений) либо разрешения конфликта (уничтожающего сам повод для такого взаимодействия сторон).
       Добиваться  примирения  необходимо через соглашение, компромисс, подчинение, уступку и разрыв (с прошлым). 
       Можно выделить два наиболее общих пути примирения сторон:
       1.  Мирное урегулирование конфликта в результате: достижения компромисса на основе сохранения исходных позиций; соглашения, основанного на взаимных уступках; истощения ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение соперничества; обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
       Чаще  всего этот путь примирения связан не с односторонним навязыванием воли, а с обоюдной активностью конфликтующих сторон. Так, в Совете Безопасности ООН принцип единогласия предполагает учет позиций каждого из его членов.
       2. Примирение на основе принуждения  или, другими словами, использования «командного стиля» (П. Шаран) взаимоотношений, позволяющего одной из сторон игнорировать аргументы соперника. В основе этого навязываемого одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характера взаимодействия может лежать:
       —   явное превосходство (сохраненных, приобретенных) сил и ресурсов, с одной стороны и их дефицит — с другой;
       —   изоляция одной стороны конфликта, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении, нанесенном ей в соответствии с правилами игры;
       —   уничтожение, «тотальное истребление противника» (X. Шпейер), в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага. [10, с.339-341] 
       В целях мирного разрешения конфликтов и кризисов желательно опираться  на ряд факторов. Среди них:
       - институциональный фактор - существование  или воссоздание в обществе  института для ведения переговоров:  согласительные комиссии, конституционный  суд и т.д.;
       - консенсуальный фактор - наличие  согласия между сторонами по  поводу того, что должно собой  представлять совместное решение;
       - кумулятивный фактор - чем меньше  участников конфликта, тем вероятнее  шанс его мирного урегулирования;
       - фактор исторического опыта - привлечение на свою сторону  сил и традиций мирного урегулирования  конфликта, имеющихся в данной стране или других странах;
       - фактор равновесия сил - обе  стороны должны иметь равные  права и полномочия решать  конфликтную ситуацию;
       - психологический фактор - учет субъективных  особенностей участников конфликта;
       - социокультурный и этнический  факторы - учет цивилизационной, национально-этнической и социокультурной среды, в которой происходит конфликт и ее влияние на его специфику. 
       По  окончании конфликта важно так  представить результаты переговоров (компромиссов, соглашений, силового давления), чтобы массы восприняли их адекватно, не посчитав, к примеру, это унизительным миром, проигрышем и пр. Таким образом, будут исключены реакции, которые могли бы поставить под вопрос принятые решения.
       В этом смысле особую роль играет умение субъекта управления конфликтом использовать типичные для общественного сознания политические символы, стереотипы, стандарты мышления, олицетворяющие победу, поражение или другие оценки, стимулирующие массовую активность людей. (Например, в военных действиях неудачу чаще всего символизирует падение столицы или пленение лидера.)
       Только  найдя нужный образ, символ примирения и соответствующую тональность  диалога с согражданами, можно  обеспечить сохранение результатов  переговоров и воспрепятствовать  обострению постконфликтных отношений.
 

        Заключение 

       Пока  общество находится в устойчивом состоянии без видимых тенденций  к изменениям, внутри него все намерения  к действиям уравновешены намерениями  к противодействию или к бездействию. Это наглядно и понятно. Но в силу неравномерности развития общества велика вероятность появления тенденций к общественным изменениям.
       Изменение становится возможным только после  того, что будет в наличии ведущая  сила, которая сможет сместить центр  тяжести в обществе с точки  равновесия на свою сторону.
       В результате социальных или политических изменений оказывается, что все  общество или его большая часть  попадает в конфликтное состояние. При этом, конфликт изначально возникает не между отдельными индивидуумами, а внутри их самих – между изменившимися под внешним воздействием взглядами на мир, стилем жизни с одной стороны и прежними привычками и потребностями, которые не меняются в одночасье, а формируются исторически годами (благосостояние, уверенность в завтрашнем дне, авторитет власти и т.д. и т.п.), а то и веками (религия) – с другой.
       Возникший социальный конфликт продолжает нарастать, т. к. причины, порождающие его, не устраняются и не сглаживаются, обратная связь (от общественности к лидерам) отсутствует или не эффективна. В результате уже никто не застрахован от вольного или невольного вовлечения в тот или иной конфликт.
       Постепенно  в обществе, наученном трудностями  и страданиями, разум возобладает. Центр тяжести, вызвавший конфликт, сместится в точку равновесия
       Противоречия  в обществе ведут к конфликту, но они же закономерны и являются источником развития общества. Здесь  уместно задаться вопросом. А закономерно  ли перерастание противоречий в конфликт? Скорее всего, нет!
       Есть  две основных гарантии общественного  спокойствия, гармонично влияющие друг на друга. Это сильное и цельное  государство, основанное на справедливых законах, и разумная организация  самого общества, в котором каждый может отыскать средства к достойному существованию и быть уверенным в праведности своих целей. Такому миропорядку, как бы его ни называли, не страшны ни капризы и врожденная глупость правителей, ни демагогия лжепророков, ни буйство серой толпы.
       История являет немало примеров «бесконфликтного»  разрешения общественных противоречий. Например, Карибский кризис, переход  к капитализму в Японии и к  феодализму, минуя рабовладение, на Руси.
       Как только государственное устройство перестает быть гибким и последовательным в руководстве обществом, а обществу не достает общественного разума и сознания, основанного на практическом опыте, чтобы компромиссно разрешить возникшие проблемы, возникают политические конфликты, тормозящие развитие и разрушающие былые достижения.
       Подводя итог краткого анализа концепций  конфликта, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.
       Политические  кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения.
       Каждый  из типов и видов конфликта, обладая  определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
 

Список  литературы
    Василик М.А. Политология: учебник.-М.: Гар-П50, 2006.
    Панарин А.С. Учебник по политологии. – М.: Дело, 2002.
    Политология курс лекций под ред. М.Н. Марченко, М. 2003.
    Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.
    Ирхин Ю.В. и др. Политология. – М.,2006. – Гл. 15
    Пушкарева Г.В. Политология. Краткий курс лекций. – М., 2002. – Лекция 9

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.