На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовая характеристика налоговой системы РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию  и науке РФ
ГОУ ВПО  «Белгородский  государственный  университет»
Кафедра «Налоги и налогообложение» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Финансовое право» 
 
 
 

На тему: «Правовая характеристика налоговой системы РФ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:
студент группы 100714
Ильинский Р.Ю.
Научный руководитель:
Никулина  Е.В.
Белгород 2010 г.
 


Введение
Налоги  в нашей  жизни  определяют  многое,  от  того,  сколько  их  будет
собрано,  зависит  благополучие  страны,  региона,  конкретного  города.   В
истории развития общества еще ни одно государство  не  смогло  обойтись  без налогов,  поскольку  для  выполнения   своих   функций   по удовлетворению коллективных  потребностей  ему  требуется   определенная   сумма   денежных средств, которые  могут быть собраны только посредством  налогов.  Исходя  из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется  суммой  расходов государства на исполнение минимума его функций:  управление,  оборона,  суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше  оно должно собирать налогов.
Налоги  выступают основным источником доходов  бюджетной  системы,  включая  бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании  финансовой базы, необходимой для  выполнения  социально-экономических  и  других  задач государства.  Именно  поэтому  так  важно  правильное  построение  и   четкое функционирование налоговой системы России.
В сложное  для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической  позиции  России.  Налогам отводится   важное   место   среди экономических рычагов,  при помощи  которых государство воздействует  на рыночную  экономику.  С помощью налогов   определяются   взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с  государственными  и местными бюджетами, с банками, а также  с  вышестоящими  организациями.  При помощи  налогов  регулируется  внешнеэкономическая   деятельность,   включая привлечение  иностранных  инвестиций,  формируется  хозрасчетный   доход   и прибыль предприятия.
В данной работе рассматривается действие  современной  налоговой  системы  РФ, ее сущность и функции, проблемы и пути совершенствования,  определяются  налоги,  собираемые на территории России.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях неизменного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особенное значение получают уяснение главных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Объектом  исследования является налоговая система РФ.
Предметом исследования являются действие и современное состояние налогообложения в РФ.
Целью данной работы  является  рассмотрение  и анализ  налоговой системы РФ,  выявление ее  недостатков  и проблем, разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:
    описать  действующую  в   Российской   Федерации налоговую  систему  и  законодательную  базу   ее   построения;
    выявить недостатки налоговой системы, создать предложения по её совершенствованию;
    изучить налоговые доходы федерального бюджета РФ, проанализировать их структуру и динамику;
Проблема  реформирования налоговой  системы  России очень  остро  стоит  перед  нашим   правительством:  ведь, как   известно экономической теории, возможны различные  варианты  построения  национальной экономики:  от  сочетания  основных  законов  рынка  с  жестким  и  обширным государственным  регулированием до максимально свободных от правительственного вмешательства взаимоотношений  участников  экономических отношений. В зависимости от  выбранной  модели  государство  должно  строить свои взаимоотношения с гражданами и предпринимателями в  одной  из  ключевых сфер - финансовой. Регулируются эти  взаимоотношения, как  известно, в  том числе и   налоговым   законодательством. Таким   образом, налоги и налогообложение   приобретают   первостепенное  значение  как   инструмент воздействия  государства  на  экономическое  поведение  участников  рыночных отношений и как орудие формирования соответствующей экономической системы.
На сегодняшний  день одной из основных  и самых  острых  проблем является  совершенствование  налоговой  системы   РФ.  Совершенствование  налоговой системы и  ее  основы - налогового законодательства является необходимым. Поэтому в целях совершенствования   налоговой системы Российской   Федерации,   снижения налогового   бремени, защиты прав    налогоплательщиков, повышения ответственности органов, контролирующих поступление налогов  и  сборов,   а также обеспечения своевременности и полноты уплаты  налогов необходимо принятие первоочередных мер по совершенствованию     налогового законодательства.
Курсовая  работа состоит из введения, трех основных частей, заключения, списка используемой литературы.
В первой части рассматриваются теоретические  вопросы, касающиеся понятия и сущности налоговой системы РФ, принципов  построения, структуры и классификации  налогов, прав и обязанностей налоговых  органов РФ.
Во второй части проводится анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ.
В третьей  части  рассматриваются проблемы, недостатки современной налоговой  системы, разрабатываются мероприятия  по её совершенствованию.
В качестве информационной базы в курсовой работе были использованы учебная, научная литература по вопросам налогов, законодательные и нормативные документы.
Методологической  основой исследования послужили диалектический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания. 

Глава 1. Теоретические  основы налоговой системы РФ
      Понятие и принципы построения налоговой системы
В рыночной экономике налоги выполняют такую  важнyю роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко  действyющей налоговой системы, отвечающей yсловиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
К функциям налогов относятся:
    регулирующая
    стимулирующая (с помощью налогов, льгот и санкций госyдарство стимyлирyет технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.)
    перераспределительная
    фискальная (изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития)
Налоговая  система  -   совокупность   предусмотренных   налогов   и
обязательных  платежей, взимаемых в государстве, а также  принципов,  форм  и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Основными всеобщими принципами налогообложения  являются принципы, разработанные А. Смитом. Четыре главных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, употребляются до реального времени:
    принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    принцип определенности, требующий, чтобы сумма, метод и время платежа были совсем точно заблаговременно известны плательщику;
    принцип удобства - налог обязан взиматься в такое время и таковым методом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика;
    принцип экономичности, заключающийся в минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
    Юридические принципы налогообложения в РФ основаны на классических принципах налогообложения  и установлены ст.3 НК РФ.
    Мировой опыт показывает, что к числу наиболее важных принципов, которые должны быть заложены в налоговой политике и реализованы в налоговой системе государства, относятся:
      разумное сочетание прямых и косвенных налогов (использование разнообразных их видов позволяет учесть как имущественное положение налогоплательщика, так и полученные им доходы);
      универсализация налогообложения (обеспечивает одинаковый подход к исчислению величины налога независимо от вида полученного дохода, отрасли экономики и т.д.);
      однократность обложения (один и тот же объект может облагаться налогом одного и того же вида лишь один раз за определенный законом период);
      научный подход к определению конкретной величины ставки налога;
      стабильность ставок налогообложения в течении длительного периода времени;
      простота исчисления налога;
      использование системы налоговых льгот;
      четкое разделение налогов по уровням государственного управления.
    Кроме того, существует еще ряд не менее  важных принципов (на практике эти принципы чаще всего выражаются в виде так  называемых запретов). Среди них  выделим следующие:
    1) запрет  на введение налога без закона;
    2) запрет  двойного взимания налога;
    3) запрет  налогообложения факторов производства;
    4) запрет  необоснованной налоговой дискриминации.
    Таким образом, для обеспечения стабильного  развития каждая страна обязана учесть и строго соблюдать все вышеперечисленные принципы налогообложения. На них обязана основываться налоговая политика страны. Налоговые законы обязаны приниматься и проводиться в соответствии с данными принципами, суды обязаны разрешать налоговые споры согласно этим налоговым принципам, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона либо другого правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначное толкование либо намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).
Для современной  России особо важное значение имеет  отработка         принципов  построения  принципов  налоговой  системы   применительно   к   особенностям развития  государства  федеративного  типа. Основные  недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью  к  современным условиям. 
 
 
 
 
 
 
 

      Структура налоговой системы  РФ
Структура налоговой системы любого государства  определяется следующими  факторами:  
1.уровнем экономического развития; 
2. общественно-экономическим устройством общества; 
3. господствующей в обществе экономической доктриной; 
4. государственным устройством общества (унитарное или федеративное);  
5. историческим развитием налоговой системы.

Множественность налогов, их различное назначение и  построение делают необходимой классификацию налогов.
НК РФ предусмотрено деление налогов  и сборов по видам на три группы:
•  федеральные;
•   региональные;
•   местные.
Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории страны1.
Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов.
К местным  относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Классификация налогов
 
Федеральные налоги и сборы Региональные  налоги и сборы Местные налоги и сборы
налог на добавленную стоимость налог на имущество  организаций земельный налог
акцизы  на отдельные виды продуктов (услуг) и отдельные виды минерального сырья налог на игорный  бизнес налог на имущество  физических лиц
налог на прибыль (доход) организаций транспортный  налог  
налог на доходы физических лиц    
единый  социальный налог    
налог на добычу полезных ископаемых    
государственная пошлина    
сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов    
водный  налог    
 
     
Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета  или внебюджетного фонда, в который  они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов
По  форме взимания различают налоги:
•   прямые;
•   косвенные.
Прямые  налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Примером косвенного налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др.
В основу классификации можно положить и  такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:
•  налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
• налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);
• налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный  налог, транспортный налог, государственная  пошлина).
По  источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:
•  налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
•  налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, земельный налог и др.);
•  налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль организаций;
•  налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.
По  степени обложения  выделяют три группы налогов:
•  прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относится транспортный налог;
•  пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);
•   регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).
В зависимости  от направления использования собранных платежей налоги делятся на:
•   общие;
•   специальные.
Первые  могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют  целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный.
В основу классификации налогов может  быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации  «О Федеральном бюджете».
По  времени уплаты налоги бывают:
•  текущие;
•  единовременные;
•   чрезвычайные.
Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего  времени владения имуществом, получения  дохода в результате осуществления  какой-либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.
Уплата  единовременных налогов связана  с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к  налогу на имущество, переходящее в  порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.
Чрезвычайные  налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги бывают:
    закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд)
    регулирующие или разноуровневые (поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству).
По порядку введения налога различают:
    общеобязательные налоги - устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают, по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления (все федеральные налоги, предусмотренные ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а также налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);
    факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей и др. (сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, все местные налоги за исключением общеобязательных).
По объектам налогообложения:
    налоги на имущество;
    ресурсные налоги (включая земельный налог),
    налоги на доход или прибыль;
    налоги на действия (хозяйственные операции, финансовые операции, обороты по реализации);
    охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.
В настоящее  время действует четыре специальных налоговых режима2:
1)Единый  сельскохозяйственный налог –  для сельскохозяйственный товаропроизводителей3;
2)Упрощенная  система налогообложения4;
3)Система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности5;
4)Система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.
Таким образом, государство использует для  косвенного воздействия на экономику  и формирования своих доходов  целую совокупность налогов, которая  требует своего упорядочения и классификации  – группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект - налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность. 
    Любое разбиение налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на всю гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.
 
 
 
 
 

    1.3 История развития  Налоговой системы РФ
    Налоги  как центральный институт доходов  государственного бюджета не насчитывают  и двухсот лет.
    Зарождение  науки о налогах началось в  первой половине ХVI века Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра 1.
    18 декабря 1706 г. - "Об учреждении  губерний с предписанием начальникам,  в тех губерниях о денежных  сборах и всяких делах присматриваться,  и для подношения Ему, Великому  государю, в тех губерниях готовым быть…".
    22 февраля 1711 г. - "Об учреждении  Правительствующего Сената и  по два комиссара из губернии "для спросу" и денежных сборах  и дела финансового управления".
    17 марта 1711 г. - "О поручении Правительствующему  Сенату положения об устройстве государственных доходов…" с предписанием "денег как возможно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах".
    Эти указы стали эффективно работать…  Необходимо отметить, что в эпоху  Петра 1 налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.
    В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о  сборе налогов:
    7 ноября 1775 г. - "Об учреждении губерний  Всероссийской Империи и передаче  дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел".
    24 октября 1780 г. - "Об учреждении  Экспедиции о государственных  доходах, контроле и ревизии  счетов, взыскании недоимок, недоборов  и начетов".
    Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась.
    В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы.
    В годы царствования Павла 1 были изданы следующие указы о сборе налогов:
    19 ноября 1796 г. - "О восстановлении  деятельности Петровских Коллегий в сфере финансового управления Империей".
    4 декабря 1796 г. - "Об учреждении  должности Государственного Казначея".
    18 декабря 1796 г. - "Замена подушной  подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами".
    Начало XIX века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений.
    За  счет "питейного дохода" в 60-х  гг. ХIХ века формировалось до 40% всех бюджетных поступлений.
    В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. - табак; 1848 г. - сахар; 1862 г.- соль; 1872 г. - керосин; 1866 г. - дрожжи; осветительные нефтяные масла - 1887 г.; спички - 1888 г.
    1883 г. - в городах и поселках вводится  государственный квартирный налог.
    В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части  бюджета были винная монополия - 21-25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных доходов.
    С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов  и расходов.
    В годы царствования императора Александра 1 было издано также несколько указов.
    8 сентября 1802 г. - "Манифест об учреждении  Министерств и создании Министерства  финансов, ведавшего всеми источниками  государственных доходов, податями  и сборами."
    1 мая 1805 г. - "Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам".
    14 июня 1816 г. - "Об упорядочении земских  повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных  мест".
    В царствование императора Николая 1 налоговая система несколько претерпела изменения.
    Были  изданы следующие указы:
    22 августа 1826 г. - "В силу Манифеста  о короновании Николая 1 прощены  недоимки подушной подати за  три года".
    9 ноября 1839 г. - "О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу".
    13 июня 1851 г. - "Об утверждении Устава  и правил о земских повинностях  (дорожной, почтовой, квартирной и  др.) с возложением контроля на  комитет о земских повинностях".
    19 февраля 1861 г. - император Александр  II подписал "Манифест об отмене  крепостного права" и "Положение  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости. Определение порядка  взимания выкупных платежей (существовали  до 1905 г.), казенных земских и мирских повинностях", а 1 января 1863 г. - указ "Об отмене винного откупа и введении питейного акциза".
    Годы  царствования императора Александра III ознаменовались следующими указами  о сборе налогов:
    15 мая 1883 г. выше "Высочайший Манифест  о прощении недоимок по окладным сборам: по подушной подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати Кубанской и Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной подати… выкупным платежам всех размеров и др."
    И наконец, последний император России издает три указа о сборе налогов:
    6 мая 1896 г. - "О преобразовании  Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное  управление неокладных сборов  и казенной продажи питей (спиртных  напитков)".
    14 мая 1896 г. - "Высочайший Манифест  о понижении на десять лет Государственного поземельного налога с ежегодным уменьшением налогового бремени по Европейской России на 7,5 млн. рублей".
    Январь 1917 г. - "Указ о введении в России подоходного налога"
    Этапы эволюции налоговой  системы в послеоктябрьский период:
    I этап (1918-1921 гг.)
    I этап (1918-1921 гг.) - налоговая система  практически ликвидируется. После  революции основная тяжесть налогов  была переложена на имущие  классы.
    В годы гражданской войны главную  роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация "буржуазии".
    Применялась контрибуция с богатых - высокие "чрезвычайные революционные разверстки", за счет которых государственная  казна пополнялась на 80%.
    В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был  полностью расформирован налоговый аппарат.
    В первые годы советской власти местные  Советы вводили ряд хаотичных  налогов: на граммофоны, на бобровые шапки  и воротники, на выездных лошадей  и т.п. В годы гражданской войны  национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.
    Первые  декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были следующие:
    27 ноября (7 декабря) 1917 г. - "О взимании  прямых налогов, об уплате подоходного  налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции".
    30 октября 1918 г. - "О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев".
    26 июня 1921 г. - "О введении первого  государственного промыслового  налога".
    II этап (1921-1930 гг.)
    II этап (1921-1930 гг.) - период НЭПа, восстановление  и развитие налогообложения.
    1921-1923 гг. Преобладающее значение получили косвенные налоги.     В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку.
    Прямые  налоги составляют основу налоговой  системы. Государственные предприятия  были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%.
    Основным  налогом, взимаемым с сельского  населения, являлся сельскохозяйственный налог.
    Он  заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В 1923-1927 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет.
    В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.
    8 декабря 1922 г. вышел "Декрет  Всероссийского Центрального Исполнительного  Комитета и Совета Народных  Комиссаров об утверждении Положения  о государственном поимущественном  налоге с текстом шестнадцати  обязательных статей".
    III этап (1931-1941 гг.)
    III этап (1931-1941 гг.) - ликвидация созданной  во время нэпа системы.
    Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой  системе периода НЭПа.
    Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.
    Налоговая система стала еще сложнее, это  выразилось в множественности налоговых  ставок (в середине 1933 г. - свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам - 2444).
    В 1935 г. государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три  раза больше, чем в 1928 г.
    В государственный бюджет поступали  также таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения.
    После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный  общесоюзный перечень местных налогов  включал налог со строений и земельную ренту.
    IV этап (1941-1960 гг.)
    IV этап (1941-1960 гг.) - частичное восстановление  налоговой системы, что было  связано с необходимостью мобилизации  ресурсов во время Великой  Отечественной войны и в период  восстановления народного хозяйства.
    В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам.
    С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным  военным налогом, который был  отменен в 1946 г.
    В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
    В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота.
    В 50-е годы налоги с предприятий  и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.
    V этап (1960-1964 гг.)
    V этап (1960-1964 гг.) - частичная ликвидация  налоговой системы, созданной  на IV этапе.
    В 60-е годы вносятся существенные изменения  в формы и методы аккумуляции  централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход  государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций.
    В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов  с заработной платы рабочих и  служащих.
    VI этап (1965-1989 гг.)
    VI этап (1965-1989 гг.) - реформирование налоговой  системы.
    В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название "плата за основные фонды  и оборотные средства". Вводится подоходный налог с колхозов.
    В 1966 г. - вводятся рентные платежи  и затем платы за фонды.
    В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов  с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц.
    В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
    VII этап (с 1990 г.)
    VII этап (с 1990 г.) - начало полномасштабного  восстановления налоговой системы.
    Апрель 1990 г. - принятие Закона "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства".
    Июнь 1990 г. - принят Закон "О налогах  с предприятий, объединений и  организаций".
    Вопросы о принципах налогообложения  решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах  налоговой системы". Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г". Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.
    21 ноября 1991 г. - Указом Президента  Российской Федерации № 218 образована  самостоятельная Государственная  налоговая служба Российской  Федерации (ранее она была в  составе Министерства финансов).
    27 декабря 1991 г. - принят Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
    31 декабря 1991 г. - утверждено "Положение  о налоговой службе Российской  Федерации".
    Действующая ныне налоговая система России практически  введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.
    VIII этап (с 1998 г.)
    VIII этап (с 1998 г.) - завершающий этап  формирования налоговой системы в Российской Федерации:
    Принят  Налоговый кодекс Российской Федерации.
    Принятие  Налогового кодекса позволяет систематизировать  действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически  цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.
    23 декабря 1998 г. - Указом Президента  Российской Федерации № 1635 "О  Министерстве Российской Федерации  по налогам и сборам" Госналогслужба  России преобразована в Министерство  Российской Федерации по налогам  и сборам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Понятие и анализ налоговых доходов РФ в 2007 – 2009 году.
    2.1 Налоговые доходы  федерального бюджета  РФ 

     Каждое  государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые  представляют из себя денежные или  материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.
     В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.
     В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности  как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура  и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.
     Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству  удается удовлетворить различные  потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.
     Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».6
     Налоги  – категория комплексная, которая  имеет экономическое и юридическое  значения. Рассматривая категорию «налог»  с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных  изъятий и установить его отличие  от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
     Однако  на практике решающее значение при  определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
     В настоящее время преобладает  взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов  государства.
     Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.
     Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической  политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
     Как известно, налоги выполняют две главные  функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют  определить роль налогов в экономике  и их место в жизни общества.
     Фискальная  функция налогов обуславливает  основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.
     Современная налоговая система РФ введена  в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ «Об основах налоговой  системы в РФ», принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ  связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ.7
     Огромное  значение для формирования бюджета  любого уровня имеют государственные  доходы. Доходы представляют собой  часть национального дохода страны, обращаемого через различные  виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы  для осуществления задач и функций.
     Источники и виды государственных доходов  и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.
     Рассматривая  понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
     Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
     Бюджетная система – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
     Согласно  ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная  система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:
     - федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;
     - бюджетов субъектов РФ и бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов;
     - местных бюджетов.
В России в настоящее время в структуре  доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.  
 
 

2.2. Анализ налоговых  доходов федерального  бюджета РФ в 2007 – 2009г.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.
В основу формирования федерального бюджета  на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. положены стратегические цели развития страны, определенные в посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ. Закон о бюджете на 2008–2010 гг. опирается на достигнутые в 2000-е гг. в бюджетной сфере результаты и тенденции и направлен на реализацию приоритетов государственной политики. В качестве базовых были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г. и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 г. и на период до 2010 г.
При расчете  доходов бюджетной системы Российской Федерации были учтены следующие  изменения налогового законодательства:
    освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды8;
    снижение ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
    установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков, независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), как квартала;
    изменение ставок акцизов по подакцизным товарам9.
Кроме того, формирование доходов федерального бюджета на 2008–2010 гг. осуществлялось на основе Бюджетного кодекса РФ и изменений бюджетного законодательства, вступающих в силу с 1 января 2008 г.
В структуре  доходов бюджета на 2008–2010 гг. более 80% занимают поступления от пяти доходных источников:
    налог на прибыль организаций;
    налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
    налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
    налог на добычу полезных ископаемых;
    таможенные пошлины.
Расчет  налога на прибыль организаций на 2008 г. произведен исходя из действующего налогового законодательства с учетом изменений, предусмотренных в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2008–2010 гг. В 2008 г. общий объем прибыли для целей налогообложения прогнозируется в сумме 7 432,4 млрд. руб., или 21,24% ВВП, со снижением на 0,66% по сравнению с ожидаемой оценкой 2007 г.
В целях  определения налоговой базы для  расчета налога на прибыль, облагаемой по ставке 6,5%, прибыль для целей налогообложения уменьшается на 552,4 млрд. руб., в том числе за счет:
    доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, облагаемым по ставке 15%, – 64,7 млрд. руб.;
    прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, – 279,3 млрд. руб.;
    полученных убытков, учтенных в уменьшение налоговой базы, – 208,4 млрд. руб.
Одновременно  налогооблагаемая прибыль увеличена  на налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов в сумме 135,7 млрд. руб.
Таким образом, налоговая база для расчета  налога на прибыль организаций составит 7 015,7 млрд. руб. Сумма налога на прибыль  организаций, подлежащая зачислению в  федеральный бюджет по ставке 6,5%, ожидается  в размере 456,0 млрд.
Поступления налога на прибыль организаций по доходам, подлежащим налогообложению  в зависимости от категории налогоплательщиков по налоговым ставкам 20, 15 и 9%, прогнозируются на 2008 г. исходя из расчетной ставки 15,31% и доли этих доходов в общей  сумме прибыли для целей налогообложения в размере 4,64%. Сумма налога по указанным доходам составит 52,3 млрд. руб. В прогнозе поступления налога на прибыль учтено влияние изменения налогового законодательства от применения нулевой ставки налога на прибыль организаций по дивидендам, получаемым при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.
С 2008 г. сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на созданную специально для них систему налогообложения, уплачивают налог на прибыль с объема реализации произведенной и переработанной ими продукции – его сумма составит 0,3 млрд. руб.
Налог на прибыль организаций с учетом налога на доходы и налога по сельскохозяйственным организациям, облагаемым по ставкам, которые отличаются от общеустановленной, планируется в размере 508,6 млрд. руб. Расчетный уровень собираемости налога на прибыль организаций в 2008 г. оценивается в 95,9% исходя из фактического уровня 2006 г. С учетом собираемости сумма налога прогнозируется в сумме 487,8 млрд. руб.
Общий объем поступлений налога на прибыль  организаций, подлежащий зачислению в  федеральный бюджет в 2008 г., прогнозируется в сумме 524,8 млрд. руб., или 1,5% ВВП. Объем  поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 и 2010 г. оценивается в 577,5 млрд. руб. (1,45% ВВП) и 635,0 млрд. (1,42% ВВП) соответственно.
В расчете  на 2008 г. сумма налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, определена с учетом прогнозируемых макроэкономических показателей и оценки налоговой базы на 2007 г.
Суммы начисленного налога на добавленную  стоимость и налоговых вычетов  – за исключением вычетов, предъявляемых  подрядными организациями при выполнении капитального строительства, и вычетов по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт – на 2008 г. прогнозируются в размере 16 101,7 млрд. руб. (46,0% ВВП) и 13 390,5 (38,26% ВВП), что соответствует доле (в процентах ВВП), принятой при оценке поступления налога в 2007 г.
Сумма налоговых вычетов, предъявляемых  подрядными организациями при проведении капитального строительства, определена в размере 270,2 млрд. руб. исходя из расчетной  суммы налога от прогнозируемого  объема подрядных работ в производственной сфере и погашения задолженности по строительным объектам, начатым до 1 января 2008 г.
Сумма налоговых вычетов, предъявляемых  по ввозимым товарам, установлена в  размере 527,8 млрд. руб. с учетом прогнозируемого  поступления налога по товарам, ввозимым на территорию России, в размере 872,3 млрд. и доли 60,5%, которая сложилась в 2006 г. по предъявляемым к вычету суммам налога по товарам, ввозимым на территорию РФ.
Сумма налоговых вычетов, которая предъявляется  в связи с переходом с 1 января 2007 г. на заявительный порядок возмещения налога, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, которые используются при производстве экспортной продукции, определена в размере 672,1 млрд. руб. исходя из объемов экспорта, прогнозируемого курса рубля по отношению к доллару США, с учетом увеличения доли сумм материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции (по фактическим данным за 2006 г.).
Расчетная сумма НДС установлена в размере 1 241,1 млрд. руб. исходя из начисленных  сумм в размере 16 101,7 млрд. (46,0% ВВП) и всей суммы налоговых вычетов в размере 14 860,6 млрд. (42,5% ВВП).
В прогнозе поступлений НДС в 2008 г. учтены дополнительные поступления, обусловленные проведением  налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины, в  размере 329,0 млрд. руб., или 0,9% ВВП, что соответствует данным налоговой отчетности за 2006 г. Однако следует отметить, что в последующие периоды возможна корректировка налоговой базы 2007 г., а следовательно, изменение указанных сумм. В прогнозе поступлений НДС в 2008 г. также учтены дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб. в связи с введением поквартальной уплаты налога.
С учетом изменения налогового законодательства сумма НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории России, планируется в размере 1 296,2 млрд. руб. Доходы федерального бюджета по НДС на 2009 г. и 2010 г. прогнозируются в сумме 1 791,2 млрд. (4,51% ВВП) и 2 072,3 млрд. (4,63% ВВП) соответственно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.