На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально психологический климат в коллективе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МОСКОВСКИЙ  АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
     (МАДИ) 
 

     Кафедра социологии и управления 
 
 

     Курсовой  проект по дисциплине
     «Методы прикладных исследований в социологии и маркетинге»
     Социально – психологический климат в коллективе 
 

     Выполнила: 
студентка 2 курса, группы 2УП1

     факультета  управления
     Архангельская Маргарита
     Проверила: 
кандидат философских наук, доцент

     Кафедры социологии и управления
     Сухорукова  Н.Ф. 
 
 
 
 

     Москва
     2010 
Содержание

Введение………………………………………………………………...………..…..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования
      Сущность социально-психологического климата……………......................5
      Приёмы для изучения психологического климата в группе…………….….8
      Характеристика благоприятного социально-психологического климата………………………………………………………………………….....….9
      Характеристика неблагоприятного социально-психологического климата………………………………………………………………………………10
      Факторы формирования социально-психологического климата…………12
Глава 2. Программа социологического исследования……………………………14
Список использованной литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3. 

 

      Введение 

     С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально – психологического климата коллектива.
     Однако, климат это не только проблема сегодняшних  социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
     Формирование  благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
     Социально-психологический  климат может рассматриваться в  качестве
     полифункционального показателя.
     –     уровня психологической включенности человека в деятельность;
     –     меры психологической эффективности этой деятельности;
     –     уровня психического потенциала личности и коллектива, не только
     реализуемых, но и скрытых, неиспользованных резервов и возможностей;
     –     масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации
     психологических резервов коллектива;
     –    тех сдвигов, которые происходят в структуре психического потенциала личности в коллективе.
           Социально-психологический  климат коллектива представляет собой  состояние групповой психики, обусловленное  особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, настроений, чувств, мнений членов коллектива как отдельных элементов социально-психологического климата.
           Важную роль в  адаптации работников играет психологический климат в коллективе. Деловые взаимоотношения развивают чувство товарищества и удовлетворённости трудом. С экономической точки зрения психологический климат и моральная обстановка на предприятии существенно влияют на продуктивность труда, действуя на психику и настроение людей. Для оценки потерь рабочего времени следствии неудовлетворённого психологического климата используется показатель потерь рабочего времени из-за текучести кадров.
           Практикой так же установлено, что конфликтные ситуации способствуют увеличению брака продукции и нерациональных затрат рабочего времени на его исправление.
     Актуальность выбранной темы заключается в том, что условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально- психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
     Изучение климата в коллективе необходимо для выявления  возникающих проблем между участниками коллектива и их устранения.
     Цель  данной работы – изучить социально – психологический климат в коллективе.
     Задачи  данной работы:
    Рассмотреть сущность социально-психологического климата
    Ознакомиться с приёмами изучения психологического климата в группе
    Изучить характеристику благоприятного и неблагоприятного социально - психологического климата
    Рассмотреть факторы формирования социально-психологического климата
    разобрать программу социологического исследования
     Глава 1. Социально-психологический климат коллектива 

     1.1. Теоретическое обоснование проблемы исследования
           Социально-психологический  климат коллектива- это социально  обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.
           Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга. Межличностные отношения обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также ценностями, на которых основывается общение людей. Совместная деятельность любой организации связана с решением определённой задачи (производственной, научной, коммерческой) и наличием у её участников единой цели.
     Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности  группы, совместимость, сработанность, сплочённость, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.
           Сплочённость - один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе её членов. Определяется двумя основными переменными - уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для её членов.
     Ответственность - контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.
     Контактность и открытость – определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.
     При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня:
           Первый  уровень – статистический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в коллективе довольно трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определённом уровне, уже сформированном ранее.
     Второй  уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата, психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознаётся людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течении рабочего дня. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.
           Многие психологи  утверждают, что социально-психологический  климат – это состояние психологии трудового коллектива как единого  целого, которое интегрирует частные  групповые состояния. Климат – это  не сумма групповых состояний, а их интеграл.
           В отечественной  социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал  Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл  содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, склонностей, интересов. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трёх климатических зон.
     Первая  климатическая зона– это социальный климат, который определяется тем, насколько  в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь  гарантированно соблюдение всех конституционных  прав и обязанностей работников как  граждан.
     Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
           Третья климатическая  зона – психологический климат, те неофициальные в непосредственном контакте друг с другом.
     Психологический климат – это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
           В целом этот феномен  принято называть социально-психологическим  климатом коллектива. При его изучении внимание учёных концентрируется на трёх основных вопросах:
           1. Какова сущность  социально-психологического климата?
           2. Какие факторы  оказывают влияние на его формирование?
           3. По каким показателям  можно оценить состояние климата? 
Социально-психологический климат в коллективе предоставляет собой специфическое явление, слагается из особенностей восприятия человека, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности реагировать определённым образом на слова и уступки окружающих. Важными являются для эффектного управления и установления хороших отношений в организации три типа расположения:

           1. Удовлетворённость  работой;
           2. Увлечённость работой;
           3. Приверженность  организации.
     То, насколько у работников развиты  эти расположения, существенно определяют результаты их работы, количество опозданий, текучести кадров и тому подобное. 
 
 

     1.2.Сущность социально-психологического климата
           В отечественной  психологии наметилось 4 основных подхода  к пониманию природы социально-психологического климата.
           Представителями первого  подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривался как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат – отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.
           Сторонники второго  подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчёркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат – настроение группы людей.
           Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.
           Создатели четвёртого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций. 
 
 
 
 
 

     1.3. Приёмы для изучения психологического климата в группе
     Для изучения психологического климата  в группе используются определённые приёмы, направленные на:
     1. Определение неформальной структуры  группы, выявление лидера и его  роли в группе;
     2. Определение уровня развития  группы, социально-психологическая  коррекция групповых процессов  и состояний;
     3.Определение  причин конфликтов в группе  и применение социально-психологических  способов их конструктивного  разрешения;
     4.Коррекция  формальной и неформальной структуры группы (например, посредством перевыборов формального лидера);
     5.Социально-психологическая  коррекция взаимоотношений в  коллективе (проведение социально-психологических  тренингов и психологических  консультаций) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Характеристика благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата в коллективе 

     Благоприятный климат в коллективе:
     1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон между работниками,  оптимизм в настроении; отношения  строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми намерениями.
     2. В коллективе высоко ценят такие черты личности как принципальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
     3. В коллективе существуют нормы  справедливого и уважительного  отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
     4. Члены коллектива активны, быстро  откликаются, если нужно сделать  полезное для всех дело, и добиваются  высоких показателей в труде  и профессиональной деятельности.
     5. Успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание  и искреннее участие всех членов коллектива.
     6. В отношениях между группировками  внутри коллектива существует  взаимное расположение, понимание,  сотрудничество. 

     Неблагоприятный климат в коллективе:
     1. В коллективе преобладают подавленное  настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения галвной и нетерпим к мнению остальных.
     2. Такие черты личности, как принципиальность, честность, бескорыстие, трудолюбие  остаются незамеченными.
     3. В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
     4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться  от остальных, коллектив невозможно  поднять на общее дело.
     5. Успехи или неудачи одного  оставляют равнодушными остальных  членов коллектива, а иногда вызывают  нездоровую зависть или злорадство.
     6. В коллективе возникают конфликтующие  между собой группировки, отказывающиеся  от участия в совместной деятельности.
     7. В трудных случаях коллектив  не способен объединиться, возникают  растерянность, ссоры, взаимные  обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.5. Факторы формирования  социально-психологического  климата
           На формирование социально-психологического климата  оказывает влияние ряд факторов макро  и микросреды.
           Факторы макросреды – этот тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:
      - общественно-политическая ситуация  в стране;
      - экономическая ситуация в обществе;
      - уровень жизни населения;
      - организация жизни населения;
      - социально-демографические факторы;
      - региональные факторы
      - этнические факторы 

           Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе.
     К микро-факторам относятся:
    Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.
    Субъективные – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.
 
     Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворённости отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, её процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.
           Неблагоприятный климат индивидуально переживается как  неудовлетворённость взаимоотношениями  в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Программа социологического исследования 

     2.1.Методологический раздел
     Социальная  проблема: неблагоприятный социально – психологический климат в коллективе.
     Проблема исследования: изучение социально-психологического климата трудового коллектива.
     Цель: разработка практических рекомендаций по улучшению социально-психологического климата трудового коллектива.
     Задачи:
    Определение уровня сплочённости коллектива.
    Определение удовлетворённости работников своим трудом.
    Определение уровня идентификации каждого работника с коллективом.
    Выявление факторов, которые негативно влияют на социально-психологический климат.
 
     Объект  исследования: трудовой коллектив организации.
     Предмет исследования: состояние социально-психологического климата в коллективе, условия и факторы прямо или косвенно воздействующие на него. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интерпретация основных понятий  исследования
     Социально-психологический  климат трудового коллектива – система социально-психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшегося как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий. 

     Коллектив – общность людей, направленная на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов, как прочесом совместной деятельности, так и её организацией и системой стимулирования. 

           Социально-психологический  климат как интегральное состояние  коллектива включает в себя целый  комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана  определённая система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата. 
 
 
 
 

    Показатель: Определение атмосферы в коллективе
    Индикаторы:
        Отлично
        Хорошо
        Удовлетворительно
        Неудовлетворительно
 
 
 
 
 
    Показатель: Отношение к членам коллектива
    Индикаторы:
    Большинство членов нашего коллектива хорошие, симпатичные люди;
    В нашем  коллективе есть всякие люди;
    Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.
 
 
     1. Уровень взаимной симпатии в  межличностных отношениях: чем больше количество членов коллектива нравятся друг другу, тем выше её сплочённость. 
 

    Показатель: Поддержка коллег в трудную минуту
    Индикаторы:
    Да;
    Нет;
    Редко.
 
 
 
     2. Степень привлекательности (полезности) коллектива для его членов: чем больше число людей, удовлетворённых своим пребыванием в коллективе, тем выше ила её притяжения и сплочённость. 

    Показатель: Желание жить рядом с членами коллектива
    Индикаторы:
        Нет, конечно;
        Скорее нет, чем да;
        Не знаю, не задумывался об этом;
        Скорее да, чем нет;
        Да, конечно.
 
 
 
 
    Показатель: Отношение к совместному проведению времени с коллективом
    Индикаторы:
    Это меня вполне бы устроило;
    Не знаю, не задумывался над этим;
    Это меня бы совершенно не устроило.
 
    Показатель: Наличие авторитета у руководителя среди подчиненных
    Индикаторы:
    Безусловно, да;
    Пожалуй, да;
    Трудно сказать;
    Пожалуй, нет;
    Безусловно, нет.
 
 
     II. Удовлетворенность работников своим  трудом, эмоционально - оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. 

     Показатель: Интерес к продвижению
     Индикаторы:
     01 Высокий
     02 Средний
     03 Низкий 

     Показатель: Отношение к работе
     Индикаторы:
    Очень нравится;
    Пожалуй, нравится;
    Работа мне безразлична;
    Пожалуй, не нравится.
 
     Показатель: Удовлетворенности работой
     Индикаторы:
     01 Удовлетворен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.