На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия Г.Гегеля

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат на тему
«Философия  Г. Гегеля»
Фейербах: «Гегель есть Фихте, опосредованный Шеллингом».
Биография Г.Гегеля
Георг Вильгельм  Фридрих Гегель (1770 - 1831) - великий  немецкий философ родился в семье  высокопоставленного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте, в котором прослушал курсы философии и теологии.
Восторженно приветствовал  революционные события во Франции  конца XVIII в., выступал против феодальных порядков в Германии. После падения Наполеона Гегель изменил свои взгляды. В 1818г. он был приглашен для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни.
В философии XX в. постоянно возникала проблема свободы. Мыслители подчеркивали, что у нее разные лики. Ее связь с моралью крайне противоречива.
Размышления о  свободе, несомненно, соотносятся с  проблемой назначения человека, его  природы. Гегель в "Лекциях по философии  религии" дал двойственную характеристику человеку: "человек по природе добр", "человек по природе зол".
По мнению Гегеля, сказать, что человек по природе  добр, по существу, означает признать, что человек сам в себе есть дух, разумность, что он создан по образу и подобию Бога.
Природным человек  является тогда, когда он следует  своим страстям и побуждениям, является рабом своих вожделений. Для него природная непосредственность служит законов Он природен, но в этой своей природности он в то же время является носителем воли.
Уже в своих  ранних произведениях Гегель исследует  историю духовной культуры, развитие различных ступеней человеческого  сознания. Его основные труды: "Феноменология  духа" (1807), "Наука логики" (1812), "Энциклопедия философских наук" (1817), "Философия права" (1821) и  др. В "Феноменологии духа" духовная культура предстает как постепенное  развертывание творческой мощи "мирового разума". Впоследствии вся философская система Гегеля будет направлена на раскрытие этапов развития "мирового духа".
То, к чему стремился  Гегель, можно назвать антропологическим  философствованием. Он брал конкретную человеческую личность и толковал о  назначении человека.
Гегель рассуждал  только о родовом понятии "человек", но о "каждом человеке" т.е. о реальной личности, от которой и должна отталкиваться  антропология. Но у позднего Гегеля эта идея была утрачена.
В отличие от молодого Гегеля, Гегель-систематик выдвинул в качестве исходного принципа уже  не человека, а Мировой Разум. Человек  оказывается для него лишь стадией  в достижении Мировым Разумом  своего самосознания и, следовательно, совершенства.
Всякое противоречие в реальной человеческой жизни и  истории не вызывало у философа стремления истолковать его через человека.
Он объясняет  противоречие жизни как простую "хитрость", к которой прибегает  идея (существующая сама по себе), чтобы именно через преодоление этого противоречия обрести собственную полноту.
Вопреки притязаниям  на окончательное решение вопроса "Что такое человек?", поставленного  Кантом, Гегель либо затемняет его, либо вовсе снимает. Если человек  есть только медиум (посредник), через  который познает себя Мировой  Разум, тогда никаких ограничений  для познания не может быть.
       Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии
       Высшим  достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее». Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основ тельной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.
Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем  отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает  кантовскую попытку исследовать  человеческую способность познания вне истории познания, вне реального  ее применения как бесплодную схоластическую.
Столь же определенно  выступил Гегель против субъективизма  Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а  человеческое познание обладает объективным  содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь  же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем  и сущность.
Исходя из диалектического  положения о единстве сущности и  явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в  себе»; в природе вещей нет  никаких непреодолимых преград  для познания. «Скрытая сущность вселенной  не обладает в себе силой, которая  была бы в состоянии оказать сопротивление  дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства  и глубины своей природы и  дать ему наслаждаться ими».
Гегель резко  критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике  основной идеалистический порок  своих ближайших предшественников: для него, также как и для  других идеалистов, природа является производным от сверх природного духа. Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной философии.
Он полагал, что  ни материя, ни сознание человека не могут  рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически  вывести из материи, а материя  также не выводима из человеческого  сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего  развития абсолютного субстанциального первоначал. 

       Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля
       Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие - диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.
Первоначальное  тождество, образующее субстанциальную  основу мира, есть, по Гегелю, тождество  мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.
Мышление, утверждает Гегель, «отчуждает» свое бытие в  виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего  мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум  не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум  рассматриваются Гегелем как  независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человек, всемирной истории. Гегель стремится  доказать, что мышление, как субстанциональная  сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.
Стремясь последовательно  провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» - человечество, человеческая история.
Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму  познания внешнего мира. Мы не можем  чувственно воспринимать то, чего уже  нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно  связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает  явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности  теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без  него невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого  диалектического единства рационального  и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно  не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое собственное  содержание и познание оказывается  самосознанием духа. В конечном итоге  Гегель приходит к фантастическому  выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего  абсолютного, вне человека существующего  мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое  совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской  философии: все действительное разумно, все разумное действительно.
Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку  оно правильно ее отражает, можно  говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им «абсолютной идеей», с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.
Основной формой мышления является понятие. Поскольку  Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно  обожествляет и понятие. Оно, по его  учению, «есть начало всякой жизни» и представляет собой «бесконечную творческую форму, которая заключает  внутри себя всю полноту всякого  содержания и служит вместе с тем  его источником». Выступая против материалистического  учения о понятии как высшей форме  отражения объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительное отношение между мышлением и  бытием: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие представляет собой  воплощение мышления, понятия, идеи.
Итак, исходный пункт гегелевской философской  системы - идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов  к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой  действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством  Бога и тем самым самого себя. 

       Логика Гегеля
        Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.
Гегель объявляет  логику учением о сущности всех вещей. Поэтому в гегелевской «Науке логики» кроме обычных для  логики вопросов и понятий, суждений, умозаключений рассматриваются  такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы  о закономерностях самой действительности, о превращении количественных изменений  в качественные, о соотношении философских категорий и т. д.
Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет  законы природы с законами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским  пониманием объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о том, что различные  формы мышления по самой своей  структуре аналогичны отношениям и  процессам, имевшим место в объективной  действительности.
Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят, «переливаются» друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются путем скачка, перерыва непрерывности.
Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи  и движении понятий косвенно указывает  на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «выдумать» диалектику понятий: ее действительным источником была реальная диалектика вещей в  природе и обществе.
Характеризуя  сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует  отнести и то, что отличает явления  друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность  метафизике Гегель утверждает, что  тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря о различии, предполагаем тождество.
Гегель противопоставляет  метафизическому представлению  об абстрактном, исключающим различия тождестве диалектическое представление  о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие конкретного тождеств, напротив, указывает на то, что каждое явление изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего.
Характеризуя  понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть только общее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с тем, что отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной действительности, а, следовательно, и в понятии общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Понятие как, единство общего, особенного и единичного получает свое необходимое выражение в различных видах суждений и умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение и осуществление творческой мощи присущей «понятию» как внутренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всем протяжении истории.
Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей  мир, идеалистически истолковывается  Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи», обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как  развитие природы и обществ . Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как процесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи».
В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении теоретического познания к практической деятельности, пытаясь  вскрыть единство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положение Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс. В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 -18 вв., которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е. преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и соответственно восприятие этого воздействия субъектом. Марксистское понимание практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку для диалектического материализма практика есть применение материальных средств с целью изменения и познания материальной действительности. По Гегелю же, практика есть деятельность мышления, а в конечном итоге космическая деятельность «абсолютной идеи», которая творит мир, познавая себя.
Логический процесс  развития завершается у Гегеля понятием «абсолютной идеи», которая вначале  «отчуждает» свое бытие, сообщает ему  движение, в результате которого бытие  становится содержательным. Затем она  обнаруживает себя как сущность, как  понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как «абсолютная идея», которая выступает как систематическое, многообразное единство всех сторон, логических определений, характеризует  не только мир как целое, но и его  познание. 

       Философия природы
       Если  логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», то философия  природы характеризуется им как  «наука об идее в ее инобытии». Гегель не объясняет, как происходит переход  от «чистой» логической идеи к природе, он просто декларирует, что «абсолютная  идея», познав свое собственное содержание, «решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы». Значит ли это, что было время, когда  еще не существовало природы и  «абсолютная идея» существовала сама по себе, так сказать, в чистом, обнаженном виде? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-нибудь убедительного  ответа. «Абсолютная идея», по Гегелю, существует вне времени, природа  также не имеет начала во времени. Как же можно в таком случае утверждать, что «абсолютная идея»  предшествует природе? Ведь и сам  Гегель вынужден признать, что «дух есть дух, лишь, будучи опосредствован природой». И, тем не менее, Гегель солидаризируется с христианским догматом о сотворении мира Богом из ничего. Он лишь переделывает его на свой лад для согласования с основными положениями своей  идеалистической системы. Поэтому  Гегель говорит: «Мир сотворен, сотворятся и теперь, и был вечно сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира».
       Главными  формами природного бытия «абсолютной  идеи» являются механика, физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает  пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистически истолковывая эти основные понятия  механики, Гегель пытается логически  вывести материю из времени и  пространства. При этом он все же вынужден признать, что не существует пустых, незаполненных времени и пространства, из чего, вопреки его идеалистическому утверждению, следует, что время и пространство представляют собой формы существования материи.
Гегель также  признает, что материя и движение неотделимы друг от друга. Но при этом материя остается для Гегеля лишь внешним, доступным чувственному восприятию проявлением, обнаружением «абсолютной идеи». Да и само движение материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее к развитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторение того, что существовало раньше.
В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм, и т.п., пытаясь вскрыть  связь между этими процессами и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную сущность. В этой части натурфилософии Гегеля много произвольных допущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих о неспособности идеализма научно обобщить данные естествознания. Гегель отвергал в основном уже сложившееся в его время представление о химическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тот факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит к пониманию электричества как особой формы движения материи.
       Третья  часть философии природы - органика - посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится  показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса: «Дух выходит, таким образом, из природы». Это значит, что природа  есть лишь низшая ступень обнаружения  и самопознания «абсолютной идеи»; свое высшее адекватное воплощение «абсолютная  идея» получает лишь в человеке, в развитии общества. Однако Гегель не признает реального процесса развития органической материи и живых существ: все эти природные формы, по его мнению, есть порождение «абсолютной идеи».
       Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные  содержавшиеся в ней глубокие диалектические догадки, весьма далека от действительно диалектического  понимания природы как единого  связного целого, изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.
       В силу своего идеалистического характера  философия природы Гегеля оказалась  наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко выразилось противоречие между идеализмом и  науками о природе, невозможность  примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием. Ввиду исходных идеалистических  посылок своей философии Гегель вынужден был рассматривать природу  как «конечную» сферу существования  «абсолютной идеи», приписывая природе  ту ограниченность, которая была свойственна  лишь тогдашним естественнонаучным представлениям. Поэтому Гегель не смог преодолеть и мет физического, механистического понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных ему естествоиспытателей  и подвергал критике их узкий  эмпиризм и метафизически-механистический  подход к явлениям природы. 

       Философия духа
       Третья  часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая  природу, «возвращается» к самой  себе в качестве «абсолютного духа», т.е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как  самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается, в конечном счете историей познания и самопознания.(2.30)
       Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени  самопознания « абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).
В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об отношении  души и тела, о расовых различиях, различии человеческих возрастов, о  здоровье и болезненном состоянии  человеческого организма, о характере, темпераменте и т. п. Характеризуя отличие  человека от животного, Гегель вслед  за французскими просветителями указывает  на первостепенное значение прямо хождения, давая, однако, чисто идеалистическое  объяснение этому факту. Правильно отмечая, что расовые различия не дают никаких оснований для расизма, Гегель тем не менее полагает, что расы и нации образуют различные ступени самоопределения «абсолютного духа», ввиду чего различия между ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочному выводу, что выступление личности против существующих общественных порядков представляет собой юношеское увлечение, которое исчезает вместе с переходом к зрелому возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнению Гегеля, «работает в пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении существующего порядка, а не в разрушении его...».
       Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в феноменологии  и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе индивидуального  сознания лежит «объективный дух». Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит  также семью, гражданское общество и государство. Нравственность, таким  образом, идеалистически истолковывается  как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные  формы которой рассматриваются  как необходимые стадии развития объективного нравственного духа. И  здесь действительные отношения  ставятся Гегелем с ног на голову. Однако в гегелевском понимании  нравственности, несомненно, имеется  и глубокая догадка об объективном  характере ее развития, о связи  этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.
       Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как  осуществление, непосредственное бытие  свободы. С этой точки зрения право  противопоставляется феодальному  произволу. Однако Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего  волю господствующего класса. Важнейшим  выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая  рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное  воплощение свободы.
       Гегель  выводит из понятия права основные черты «гражданского общества», ставя с ног на голову действительные отношения между экономическим  строем и надстройкой. Государство  он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и  подлинную основу экономических  отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю идеалистическое  понимание общественной жизни. В  рамках этой идеалистической конструкции  Гегель часто высказывает глубокие догадки относительно действительной сущности общественных отношений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.