На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль хранения, размещения и выкладки товаров в повышении эффективности торгово-технологического процесса в магазине

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
1 Роль хранения, размещения и выкладки товаров в повышении эффективности торгово-технологического процесса в магазине…………….
    1.1 Организация хранения товаров в торговом зале……………….
    1.2 Сущность, правила и принципы размещения товаров в торговом зале магазина…………………………………………………..
    1.3 Выкладка товаров, ее значение и виды…………………………….
2 Хранение, размещение и выкладка товаров  в торговом зале                  магазина №12 «Витебские Продукты»  ……………………………………….
    2.1 Общая характеристика магазина…………………………………..
    2.2 Хранение товаров в торговом  зале……………………………….
    2.3 Размещение и выкладка товаров…………………………………
3 Направления  совершенствования размещения и  выкладки товаров…..
Заключение……………………………………………………..
Список  литературы…………………………………………….
Приложение А Ассортиментный перечень
Приложение  Б Обязательный ассортиментный перечень товаров отечественного производства
Приложение  В План размещения оборудования в  торговом зале 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 Роль хранения, размещения  и выкладки товаров  в повышении эффективности  торгово-технологического процесса в магазине 
 

1.1 Организация хранения товаров в торговом зале 
 

  Одним из обязательных условий обеспечения бесперебойного технологического процесса в магазине является правильная организация процесса хранения товаров, причем не только в складских помещениях, но и в торговом зале. Второй аспект, т.е. хранение товаров в торговом зале,  рассмотрим более подробно.
  Задачами  торговых работников по организации  процесса хранения являются:
  1) обеспечение количественной и качественной сохранности товаров с наименьшими потерями;
  2) создание оптимальных условий для быстрого и четкого выполнения торгово-технологических процессов;
  3) эффективное использование площади хранения и емкости торгово-технологического оборудования.
   Товарные  запасы, размещенные непосредственно в торговом зале составляют рабочий запас магазина. Трудности в размещении товаров на хранение зачастую вызваны тем, что на ограниченной площади торгового зала магазина приходится хранить товары, требующие различных режимов хранения (табл. 1.1). В частности, следует строго соблюдать температуру и относительную влажность воздуха.
   Относительная влажность — отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к наибольшему количеству пара, насыщающего  воздух при данной температуре, выраженное в процентах. Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют специальными приборами — термометрами и психрометрами. В процессе хранения влажность воздуха регулируют. При ее повышении торговые помещения проветривают, отапливают, используют влагопоглощающие средства, при понижении — воздух увлажняют (моют полы, разбрызгивают воду пульверизатором, применяют специальные увлажнители).
  Хранение  товаров в магазине производят с учетом их физико-химических свойств, соблюдения правильного товарного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, влаги). Не допускается совместное хранение товаров, обладающих острыми запахами (рыба, мыло, табачные изделия, парфюмерия) с товарами, поглощающими запахи (сахар, мука, кондитерские изделия). Нельзя совместно хранить гигроскопические товары (мука, сахар) с товарами, выделяющими влагу (фрукты, овощи), а также товары, химически взаимодействующие друг с другом. При хранении также учитываются сроки хранения и реализации, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.
   При хранении большинства непродовольственных  товаров, а также продовольственных  нескоропортящихся товаров оптимальной считается температура 12—18 °С и относительная влажность 60—70%.
   Хранение  многих продовольственных товаров  требует создания условий, способных затормозить биохимические и микробиологические процессы в продуктах, предохранить их от испарения и увлажнения. Скоропортящиеся продовольственные товары хранят при пониженных температурах с использованием холодильного оборудования. Применение холода позволяет сохранить потребительские свойства продуктов, товарный вид, сократить товарные потери.
   Оптимальные режимы хранения некоторых видов товаров приведены в таблице 1.1 «Оптимальные режимы хранения отдельных видов товаров».
   Информация  о требованиях, предъявляемых к  условиям хранения различных товаров, содержится в нормативных документах (стандартах, технических условиях и др.).
Таблица 1.1 – Оптимальные режимы хранения отдельных видов товаров
Наименование  товаров Температура воздуха, ?С Относительная влажность, %
Непродовольственные товары
Ткани, швейные изделия, трикотаж, игрушки, канцелярские и школьно-письменные товары, книги, фототовары, музыкальные инструменты
 
 
12-18
 
 
60-70
Кожаная и текстильная обувь, головные уборы, галантерейные, парфюмерно-косметические  товары  
12-16 
 
60-65 
Спортивные  товары, изделия из пластмасс, мебель, электробытовые товары  
9-15
 
55-60
Продовольственные товары
Бакалейные  товары, кондитерские изделия, сушеные плоды и овощи  
не выше 18
 
60—70
Мясо  и мясопродукты охлажденные  
0 – 2
 
85
Рыба  охлажденная 0 – 5 95—100
Рыба  копченая 0 – 2 75—80
Плоды и овощи свежие 0 – 3 80 – 90
Мясо  и мясопродукты мороженые не выше  -9 90 – 100
Рыба  мороженая не выше  -18 90 – 95
Плоды и овощи мороженые не выше  -18 90 – 95
Источник: заимствовано [6. С. 209]
   Одним из условий правильного хранения товаров является строгое соблюдение санитарного режима: вентиляция торгового зала, мытье полов с применением дезинфицирующих растворов, своевременное устранение трещин на стенах и потолках, борьба с грызунами и другими вредителями.
   Необходимо  учитывать предельные и гарантийные  сроки хранения продукции. Предельные сроки хранения — это время, в течение которого товары должны быть реализованы. Товары с истекшим сроком хранения реализации не подлежат. Сроки хранения устанавливаются в зависимости от температуры хранения, влажности воздуха. Для продовольственных товаров предельные сроки хранения устанавливаются с момента их выпуска и зависят от способа обработки, расфасовки и упаковки. Предельные сроки хранения указываются в сопроводительных документах, удостоверяющих качество товаров, или на упаковке.
   Гарантийные сроки хранения исчисляются со дня  выработки продукции. В эти сроки  за качество выпущенных товаров отвечает                 предприятие-изготовитель при условии, что соблюдались правила хранения товаров. Предельные и гарантийные сроки хранения указываются в стандартах или технических условиях на товары.
   Следует отметить, что решающую роль в большинстве  случаев при организации хранения товаров в торговом зале играет используемое оборудование. Это объясняется тем, что правильный подбор оборудования обеспечивает сохранность товара, предохраняет его от порчи и тем самым снижает товарные потери. Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.
   Различают универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных и непродовольственных товаров, и специализированные (для обуви, головных уборов и т. д.) горки. Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные — в средней части торгового зала.
   Выложенные  на привитринных горках товары можно осматривать как со стороны торгового зала, так и с улицы. Размещают их вдоль оконных витрин.
   В качестве оборудования для хранения можно также использовать          прилавки-витрины, которые имеют частично или полностью застекленную верхнюю часть.
   Торговое  холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные  для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли. Оно является одним из звеньев непрерывной холодильной цепи и представлено холодильными камерами, торговыми холодильными шкафами, охлаждаемыми витринами, прилавками и прилавками-витринами.
   Используемое  для оснащения магазинов торговое холодильное оборудование по назначению делят на следующие основные группы:
   1) для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки);
   2) для показа и продажи поваров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины);
   3) демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины,   шкафы-витрины).
   По  температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости, холодильное оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное, или среднетемпературное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре -18 ?С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре 0-2 ?С.
   Для торгового холодильного оборудования приняты условные             буквенные обозначения: К — камера; Ш — шкаф; П — прилавок;                                      ПВ — прилавок-витрина; В —витрина; Х — холодильный (ая); С — среднетемпературный (ая); Н — низкотемпературный (ая); Ю — в южном исполнении. Цифры после букв указывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.
  Холодильные шкафы устанавливают на рабочем месте продавца или в складских помещениях небольших магазинов. Они имеют встроенные холодильные агрегаты. Выпускают двух типов: среднетемпературные и низкотемпературные. Могут иметь различные емкости охлаждаемых камер, разную хладопроизводительность машин и различное количество дверей. Для укладки товаров служат съемные решетчатые полки. В охлаждаемых шкафах поддерживается температура от 0 до 8°С, в низкотемпературных — до -18°С.
  Холодильные витрины служат для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов. Для кратковременного хранения, демонстрации и продажи предварительно охлажденных и упакованных гастрономических продуктов в магазинах самообслуживания широко используют холодильные среднетемпературные витрины. Для размещения товаров в витринах служат охлаждаемые отделения, в которых может поддерживаться температура от -2 до 6 ?С или 0 до 8 ?С. Товары выкладывают на полки из листовой стали, лотки из листового алюминия или в таре-оборудовании.
  Холодильные прилавки предназначены для кратковременного хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономических продуктов в универсамах. Они  бывают средне- и низкотемпературные.
  В магазинах самообслуживания применяют  открытые прилавки с воздушной завесой. В охлаждаемых отделениях поддерживается такая же температура, как и в холодильных витринах. Товары в охлаждаемых прилавках выкладывают на съемных решетчатых полках или укладывают в кассеты или корзины (в закрытых прилавках).
  Холодильные прилавки-витрины служат для кратковременного хранения, демонстрации и продажи  охлаждаемых продуктов. Конструкция этого вида оборудования предусматривает наличие двух охлаждаемых отделений – камеру прилавка и витрину. Камера прилавка предназначена для хранения сменного запаса скоропортящихся товаров. В витрине выкладываются товары, предназначенные для демонстрации и выбора покупателями. В магазинах самообслуживания в основном используются открытые прилавки-витрины. Для оснащения магазинов, где продажа скоропортящихся товаров осуществляется через отделы, обслуживаемые продавцами, применяются закрытые прилавки-витрины.
  Существует  такое понятие, как стандартизация торговой мебели, которое предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.  Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов.
  Мебель  для торговых помещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и создавать максимум удобств               при отборке товаров покупателями. Она должна отвечать          эксплуатационно-техническим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
  Таким образом, правильная организация  хранения товаров в торговом зале обеспечивает снижение общих товарных потерь магазина и реализацию качественной продукции  населению, что в значительной мере   влияет на эффективность торгово-технологического процесса. 
 
 

  1.2 Сущность, правила  и принципы размещения  товаров в торговом  зале магазина 
 

   На  уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина в значительной степени влияет размещение товаров в торговом зале. Схема технологической планировки магазина во многом зависит также от размещения и методов продажи товаров, в свою очередь определенные правила в размещении торгово-технологического оборудования оказывают влияние на расположение товаров в магазине.
   Размещение товарных групп для каждого типа магазина в зависимости от ассортимента реализуемых им товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы учитывается еще при составлении технологической планировки этого магазина. При этом учитывают конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн и т. д.
  При продаже товаров через прилавок покупателю предлагаются только образцы  товаров, находящиеся за прилавком, и поэтому для покупателя не имеет значения, как расположены товарные запасы, из которых продавец отпускает выбранный им товар. С внедрением самообслуживания место размещения товаров в торговом зале и площадь, отводимая для их выкладки, приобретают самостоятельное значение и оказывают прямое влияние на объем реализации.
  В комбинированных магазинах, в ассортимент которых входят продовольственные и непродовольственные товары, для размещения этих товаров рекомендуется выделять отдельные зоны. Если не удается обособить эти зоны, то на участке соприкосновения продовольственных и непродовольственных товаров размещают нейтральные по своим свойствам товары (например, мелкие галантерейные изделия).
  Важную  роль в совершенствовании организации  процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. При этом следует различать понятия размещения и выкладки товаров.
  Размещение  товаров предполагает распределение  ассортимента по всей площади торгового  зала с учетом частоты спроса, комплексности  приобретения, взаимозаменяемости, габаритов  и массы товаров, специфических свойств товара. Эта операция имеет важное тактическое значение для успеха торговли, поэтому решения по схеме размещения товаров должны приниматься ответственными коммерческими работниками совместно с менеджером торгового зала. Чем больше площадь торгового зала, тем эта задача становится сложнее и значимость принятых решений для предприятия возрастает, так как они позволяют правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на поиск и отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале.
  Пополнение  торгового зала магазина товарами производится, как правило, ежедневно до открытия магазина либо в то время, когда в  нем находится минимальное количество покупателей. В крупных магазинах типа супермаркета эти функции выполняют специальные работники либо грузчики. Запас нескоропортящихся товаров, размещенный в торговом зале, должен соответствовать дневной реализации. Скоропортящиеся товары доставляют в торговый зал из расчета на 2-3 часа торговли ими. Запас непродовольственных товаров в торговом зале может быть рассчитан на несколько дней торговли.
  С целью эффективного управления процессом размещения ассортимента запас товаров, находящийся в магазине, условно делят на выставочный, рабочий и резервный.
  Выставочный запас предназначен для демонстрации товаров покупателям и продажи. Он размещается в витринах, на специальных  стендах, на верхних полках оборудования, на вращающихся закрытых стеклянных полках и других видах специального оборудования, представляющего все преимущества товара. Такое оборудование обычно поставляют товаропроизводители.
  Рабочий запас товаров служит для непосредственной продажи. Его размещают на вешалах, в корзинах, на полках пристенных и островных горок, в таре-оборудовании и других видах торгово-технологического оборудования.
  Резервный запас товаров предназначен для  пополнения рабочего. Он, как правило, хранится в подсобных помещениях магазина и частично - в торговом зале.
  В магазинах самообслуживания и реализующих товары с открытой их выкладкой выставочный запас одновременно является и рабочим.
  При определении оптимальной схемы размещения товаров следует учитывать ряд принципов, выработанных с учетом теории и практики торговли:
  1) Максимальные удобства для осмотра  и выбора покупки в минимально  короткое время.
  2) Предоставление покупателям необходимой  информации и широкого круга  услуг.
  3) Обеспечение постоянного наличия  всех товаров, предусмотренных  ассортиментным перечнем.
  4) Эффективное использование торговых площадей и рациональная организация торгово-технологического процесса.
  5) Обеспечение сохранности материальных  ценностей.
  6) Рационализация движения товарных  и покупательских потоков.
  Как правило, товары в торговом зале магазина размещаются по товарным группам или по потребительским комплексам.
  Наибольшие  удобства для покупателей предоставляет  организация обслуживания по потребительским комплексам и микрокомплексам. Эффектные указатели и вывески также способствуют созданию условий, благоприятствующих пребыванию покупателей в магазине, направляют покупателей в желаемые зоны для приобретения наибольшего количества сопутствующих покупок.
  Эффективному  использованию площади торгового зала, кроме вышеотмеченных условий, способствуют: рациональная планировка торгового зала, наличие оптимальных товарных запасов (выставочный, рабочий, резервный), использование современных видов торгово-технологического оборудования с учетом специфики реализуемого в магазине ассортимента, а также квалифицированного персонала торгового зала.
  Наряду  с известными принципами размещения товаров в торговом зале необходимо придерживаться и целого ряда правил:
    

   Рис. 1.1 – Правила размещения товаров  в торговом зале
   Товары  дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи кабины контролера-кассира в передвижных тележках или контейнерах. Если размещение однородных товаров в одном месте создает неудобство при отборе, задерживает покупательский поток, то можно расположить их в нескольких местах торгового зала.  

   Продовольственные товары, требующие нарезки, взвешивания  и упаковки (мясные, рыбные и молочные продукты, овощи и др.), размещают  за прилавком обслуживания.
   Все товары, особенно продовольственные, размещают  с соблюдением правил товарного соседства. Нельзя, например, выкладывать в одном холодильном прилавке рыбу и мясные продукты. Отдельно на торцах островных горок или в специальных изолированных от основной массы товаров корзинах надо размещать стиральные порошки, товары бытовой химии и другие, в силу своих физико-химических свойств вредно влияющие на другие товары.
   В торговом зале магазина самообслуживания следует размещать максимально  возможное количество товаров, обеспечивая  полную загруженность полок оборудования. Замечено, что лучше реализуются  товары в магазинах, имеющих насыщенную выкладку, поэтому продавцы должны своевременно пополнять товарные запасы.
  Особого внимания требуют товары с высокой  оборачиваемостью, они должны занимать большую часть демонстрационной площади магазина. Их необходимо рассредоточить, чтобы получить больше продаж и предотвратить скопление покупателей.
  Как уже было сказано выше, с учетом определенных принципов и правил определяют место расположения каждой товарной группы или потребительского комплекса. Затем определяют необходимую торговую площадь для размещения товаров с учетом типа предприятия, доли соответствующих групп товаров в товарообороте и скорости обращения. На этой основе разрабатывается схема размещения и выкладки товаров. В соответствии с принятой схемой размещения и выкладки товаров, размером площади, спецификой товара и технологией его продажи подбирают необходимые виды торгово-технологического оборудования.  
 

  1.3 Выкладка товаров,  ее значение и  виды 
 

  Важное  значение в организации обслуживания покупателей имеет и выкладка товаров, которая в современных  условиях является не только частью технологического процесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культуры обслуживания. Именно поэтому вопросу организации и технологии выкладки менеджерами уделяется столь серьезное внимание.
  Под выкладкой товаров следует понимать определенные способы укладки и  показа товаров на демонстрационной площади торгового зала. Для каждого товара должен быть определен наиболее целесообразный способ его выкладки. Этот выбор зависит от особенностей товара, его формы, размеров, потребительских свойств, упаковки, методов продажи и других факторов.
  Выкладка товаров должна обеспечить привлечение внимания покупателей, удобство при отборе, сохранность товара, эффективное использование демонстрационной площади и емкости торгового оборудования. В торговой практике широко применяется выкладка товаров рядами, стопками, штабелями, поштучно, парами, комплектами, навалом. Фигурно-декоративную выкладку рекомендуется использовать при оформлении витрин. Практика использования декоративной выкладки (пирамиды, горки и пр.) в торговом зале свидетельствует о восприятии ее покупателем в качестве элемента рекламы, что превращает товар в «мертвого созерцателя» проходящих мимо покупателей.
  Традиционно в магазинах применяют вертикальную, горизонтальную и дисплейную системы выкладки товаров. Наиболее рациональной является вертикальная система выкладки, когда однородные товары выкладывают на всех полках горки по вертикали. Такой показ товара удобен для покупателей любого роста. Товар можно располагать на стенах или высоких гондолах причем так, чтобы он соответствовал естественному движению глаз: покупатели такого магазина словно читают газету, переводя взгляд слева направо, сверху вниз. В продовольственных магазинах общенациональные марки размещаются на уровне глаз, а частные марки магазина - на нижних полках. Дело в том, что покупатели начинают просматривать прилавок начиная с уровня глаз, постепенно доходя до самого низа. Нередко товары представляют вертикальными полосами: в универмаге можно увидеть «колонны» полотенец одного цвета, в супермаркете стойки с оранжевыми коробками порошка «Tide».
  Считается, что вертикальный способ выкладки является более эффективным, чем горизонтальный, так как обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобство выбора товаров покупателями различного роста.   Таким образом целесообразно выкладывать товары массового спроса при условии наличия значительных площадей для выкладки.
  Горизонтальная  выкладка предполагает размещение однородных товаров по всей длине оборудования. На самой нижней полке при этом размещается товар самых больших размеров или более дешевый. Товар выкладывается слева направо по серии, по мере уменьшения объема. Горизонтальный способ выкладки рекомендуется использовать при демонстрации крупногабаритных изделий или мелких товаров в кассетах. Товары, в реализации которых магазин особо заинтересован, следует размещать на полках, расположенных в наиболее удобных зонах для покупателей. Товары со слабым конкурентным преимуществом часто располагаются на середине полки, а с сильным — в конце и начале ряда. Такое размещение создает эффект заимствования популярности: в окружении сильных товаров слабые товары заимствуют у них дополнительное внимание покупателей. Оборудование при горизонтальной выкладке товара устанавливается параллельно направлению движения покупательского потока.
  Дисплейная выкладка обычно применяется на дополнительных точках продажи. В этом случае используется отдельно стоящий фирменный стенд или стойка, не привязанная к основной точке продажи данного товара.
  На  практике чаще всего используется комбинированная система, сочетающая элементы вертикальной и горизонтальной систем. Комбинированный способ позволяет эффективно использовать площадь выкладки оборудования и разместить больше товаров в торговом зале.
  Упакованные товары и товары, пригодные для продажи россыпью, выкладывают «навалом». Этот способ выкладки оказывает стимулирующее воздействие на покупателя, т.к. создается эффект максимальной доступности товара. Этот способ требует меньших затрат труда на выкладку и позволяет более эффективно использовать площадь выкладки. Эффективной считается выкладка товаров навалом в таре-оборудовании, она может быть использована для большинства расфасованных продовольственных товаров. Мелкие продовольственные товары размещают вблизи узла расчета в передвижных тележках или контейнерах навалом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.