На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-психологический климат коллектива как фактор успешного обучения учащихся

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
Челябинский государственный  педагогический университет
(ГОУ  ВПО «ЧГПУ»)
Профессионально – педагогический институт 
 
 
 

«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ОБЩЕЙ И  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 
 

                                                                                        Выполнила: 
                                                                                        студентка гр. 321 ПО «Д»
                                                                                        Стрюкова В. А. 

                                                                                        Научный руководитель:
                                                                                        к. п. н., доцент  
                                                                                        каф. «ОППиП»
                                                                                        Корнеева Н. Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск
2008
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой  проблемы………  ……………...6
      Понятие социально – психологического климата..…………………..-
      Проблемы, возникающие в процессе обучения у учащихся…….…11
      Организация благоприятного социально – психологического климата в коллективе в процессе обучения…………………………23
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию социально – психологического климата коллектива для успешного обучения студентов…………………………………………………………………………30
          2.1 Цели и задачи экспериментальной работы……………………………-
          2.2 Проверка конфликтности студентов и оценка социально – психологического климата коллектива……………………………………….. 31
      2.3 Результаты исследования…………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….33
Литература……………………………………………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В условиях современной научно – технической революции постоянно растет интерес к явлению, которое получило название морально – психологического, нравственного или социально – психологического климата коллектива.
      Интерес исследователей к данной проблеме диктуется и возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность, усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
      Этой  теме посвящено немалое количество публикаций, в которых рассматриваются как и общие вопросы, связанные с характеристикой природы, роли и факторов социально – психологического климата, так и специальные вопросы данной проблемы. В их числе – регулирование и управление, формирование и совершенствование, особенности формирования и функционирования социально – психологического климата учебного коллектива.
     Образовательные учреждения не могут стоять в стороне  от решения этой задачи. Она должна формировать у учащихся соответствующие  качества. Уже в школьном возрасте следует ориентировать учеников на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Научить этому может только педагог, однако в учебном коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально-психологического климата.
       В современном обществе формируется  потребность в новом типе личности, качествами которой являются  практичность, инициативность, способность  ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление  к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества. Именно сформированный студенческий коллектив имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.
     В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая  проработка данной проблемы.
     Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно – воспитательной работы широко пропагандировали В. А. Сухомлинский, Л. И. Новикова, Л. И. Марисова, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий,  и другие видные педагоги и общественные деятели. 
     В современной педагогической науке коллектив определяют как устойчивую во времени организационную группу взаимодействующих людей, со специфическими органами управления. Эта группа объединена целями совместной, общественно полезной деятельности, и имеет сложную динамику формальных и неформальных взаимоотношений между членами этой группы.
         Таким образом, знание этапов  формирования коллектива, структуру  неформальных взаимоотношений и  то, на чем они основаны, облегчает  понимание внутригрупповой атмосферы  и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы и эффективность студенческого воспитания.
     Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана  данная тема и выдвинута следующая  гипотеза: чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем успешней происходит процесс обучения учащихся.
Цель  исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме формирования студенческого коллектива, показать значение этого опыта для современной практики учреждений профессионального образования;
     Согласно  выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
1. проанализировать  литературу, изучающую теоретические  основы этой проблемы;
2. определить  уровень социально-психологического  климата коллектива;
3. определить условия формирования студенческой группы как коллектива;
4. выявить проблемы, возникающие в процессе обучения у учащихся;
    Базой для исследования был определен профессионально – педагогический институт Челябинского Государственного Педагогического Университета.
    Предметом исследования является успешное обучение учащихся, а объектом - социально – психологический климат коллектива, влияющий на успешность обучения.
В исследовании были использованы следующие методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, изучение педагогических документов, тестирование, анализ, синтез, систематизация, обобщение.
    Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения.
    Введение  – обзор и анализ прочитанной литературы, актуальность темы курсовой работы, цель, задачи, краткая структура курсовой работы.
    Основная  часть – состоит из двух глав. В первой главе раскрывается теоретический  анализ исследуемой проблемы. Во второй главе проведена опытно – экспериментальная работа по формированию социально – психологического климата для успешного обучения учащихся.
    Заключение  – резюме проведенного исследования, отражающее достижения цели и выполнения поставленных задач.
    Приложение  – тестовые задания. 
 
 

Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы.
      Понятие социально – психологического климата.
 
     Психологический климат - объективно существующее явление. Он создаётся под влиянием двух факторов. Прежде всего, - это социально - психологическая  атмосфера общества в целом. Второй фактор - микро социальный условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения обязанностей в обществе, географические и климатические условия, возрастной и половой состав и т.д. Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют социально - психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально - психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
     Социально - психологический климат создаётся и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчётливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми, соревнование или тайное соперничество, грубое давление или сознательная дисциплина.
     Все многочисленные ситуации взаимодействия людей осуществляются через 4 основных способа взаимовлияния: убеждение, заражение, подражание, внушение.
     1. Убеждение - это процесс логического обоснование, какого - либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознание собеседника или аудитории, которое создаёт готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею. Убеждение - это способ влияния на личность или группу, который затрагивает и рациональную, и эмоциональную сферы личности. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении того, кто убеждает, и осознанное отношение к ней того, кто воспринимает.
     2. Психическое заражение - воздействие совершённо иного плана. Это явление заложено очень глубоко в психике человека и по своему происхождению является очень древним. В целом, чем выше уровень развития общества и вместе с тем человека как личности, тем критичнее последний по отношению к силам, автоматически увлекающим его на путь тех или иных действий или переживаний. Иными словами, развитый в личностном плане человек нуждается в убеждении, а автоматическое заражение действует на него ослаблено или совсем не действует. Однако, когда содержание заражения соответствует его убеждению, он может охотно поддерживать заражающее воздействие данного коллектива. Психическое заражение осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окраской.
     3. Подражание - как разновидность психического заражения направленно на воспроизведение индивидом определённых внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Но это только один вариант подражания. Известный психотерапевт В.Л. Леви выделяет внешние и внутренние подражание. При внутреннем подражании логика чувств и поведения человека ухватываются интуитивно. Внешние проявления другого человека при внутреннем подражании, конечно, учитываются, но они кажутся естественными. Подражание сложным психическим особенностям осуществляется сразу целиком. Ведь в общении с любым человеком мы воспринимаем и чувствуем гораздо больше, чем можем выразить. Не только голос, жесты и манеры, но и некие обобщённые сгустки всего психического склада другого человека - всё это откладывается и не осознанно лепит образ.
     4. Психологическое воздействие одного человека на другого или на группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, есть внушение. Суть внушения заключается в том, что если имеется полное и безоговорочное доверие слушающего к говорящему, то слова второго вызывают у первого те самые представления, образы и ощущения, какие имеет ввиду говорящий.
     Итак, главным условием внушающего воздействия  является, с одной стороны, авторитетность источника информации, а с другой - доверие или, во всяком случае, отсутствие сопротивления воздействующему  влиянию. В основе всякого влияния лежит взаимная зависимость людей друг от друга. Давно замечено, что человек, вступая в контакт с другими людьми, не только чувствует себя по - иному, чем наедине с собой, то у него по- иному протекают психические процессы даже взаимодействие двух человек значительно изменят ход деятельности. Социальный психолог В.Б. Ольшанский выделяет возможные типы взаимного влияния на деятельность друг друга (Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина М., 1975, с.227-228):
1. Взаимное облегчение. Присутствие данных партнёров повышает успешность деятельности каждого из них.
2. Взаимное затруднение.  Взаимное присутствие приводит  к увеличению числа ошибок  в деятельности каждого.
3. Одностороннее  облегчение. Присутствие одного  партнёра облегчает деятельность другого.
4. Одностороннее  затруднение. Присутствие одного  отрицательно влияет на деятельность     другого.
5. Независимость. Совместное присутствие никак не отражается на деятельности каждого, что практически наблюдается очень редко.
     Сам факт разнообразия типов, взаимных влияний  на деятельность подводит к осознанию  такого явления, как психологическая  совместимость. Это один из важнейших  внутренних факторов, влияющих на психологический  климат коллектива.
     Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который даёт максимальный результат деятельности при минимальных психологических затратах взаимодействующих лиц. Если группа добивается высоких результатов в совместной деятельности при колоссальных затратах психической и иной энергии, за счёт нервных срывов, это уже заставляет сомневаться в психологической совместимости её членов, а следовательно, и в благоприятном психологическом климате.
     Психологическая несовместимость- это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовывать свои действия не синхронность двигательных и умственных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других врождённых и приобретённых свойствах личности, которые могут препятствовать в совместной деятельности. В экспериментальных исследованиях выявлено, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности, обуславливают общность взглядов, высокая мотивация, оптимальные психофизиологические качества каждого участника, возможность выделения лидера, высокая терпимость к себе и окружающим , полное доверие друг к другу, максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью, возможная степень уединения каждого из участников, определённость стоящей задачи.
     В.Б. Ольшанский выделяет три группы причин, вызывающих конфликтные ситуации в  деятельности трудовых коллективов:
1. Недостатки, связанные  с организацией производства.
2. Недостатки  в области управления, вызванные неумением расставить людей в     соответствии с их квалификацией и психологическими особенностями.
3. Недостатки, связанные  с межличностными отношениями  внутри коллектива.
   Конечно, социально – психологический климат учебных коллективов имеет свою специфику. Неизмеримый вклад в теорию детского коллектива внес А. С. Макаренко. Как известно, педагог не пользовался термином «психологический климат», а использовал такие понятия, как «стиль», «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон. В качестве основных признаков мажорного тона (или нормального психологического климата - по современной терминологии) А. С. Макаренко выдвигал следующие:
    Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию.  Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
    Единство коллектива, дружеское единение его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспитанников, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его перед посторонними, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его.
    Защищенность всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы он ни был мал, слабосилен и т. д., не должен чувствовать своего обособления или беззащитности.
    Разумная и полезная активность все членов коллектива.
    Умение быть сдержанным в движениях, словах.
    Самочувствие и успехи в обучении учащихся  в образовательном учреждении определяются прежде всего взаимоотношениями в коллективе. Поэтому основной акцент следующих параграфов будет сделан  на анализ проблем, возникающих в процессе учебной деятельности и на формирование благоприятного социально – психологического климата учебного коллектива.  
 
 
 
 
 
 

1.2 Проблемы, возникающие в процессе обучения у учащихся. 

В процессе учебной  деятельности у учащихся могут возникать  проблемы, влияющие на успешность обучения, поэтому основной задачей педагогов  является выявление этих проблем  и нахождение путей их решения.
      Педагоги выделяют следующие проблемы, возникающие в процессе обучения учащихся:
1. недисциплинированность и неуспеваемость учащихся;
2. отношение учащихся к учебному заведению;
3. отношение учащихся к преподавателям;
4. межличностные отношения учащихся и отношения между индивидом и группой;
5. лидерские качества учащихся;
6. девиантное поведение учащихся.
Рассмотрим подробнее  каждую из них.
   1. Недисциплинированность и неуспеваемость учащихся.
    Причинами неуспеваемости учащихся могут являться:
1. здоровье студента;
2. проблемы отношений  с родителями, педагогами, взаимоотношения  с товарищами;
3. адекватность  требований предъявляемых к учащимся;
4. мотивация  к учебе.
     Большое влияние на успеваемость учащегося оказывают условия его жизни, но они сами по себе не создают личность. Важную роль в этом процессе играет семья. Совместная деятельность взрослых и детей порождает общность переживаний и чувств, делает их духовно ближе, облегчает контакты с ними. В таких семьях родители с большим пониманием относятся к учебной деятельности детей, сопереживают их просчетам, помогают им выработать такие черты личности, как инициативность, настойчивость, трудолюбие, добросовестность, аккуратность, преодоление трудностей, которые являются важнейшим фактором успешного обучения в учебном заведении.
     Основной  целью обучающихся является успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого студента можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.
     Высокий уровень мотивации учения необходим  для достижения успеха в учебе  и в этом вклад мотивации в  общую успешность деятельности учащегося можно рассматривать наравне с когнитивными способностями учащегося. Иногда менее способный, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у учащегося недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.
     Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить похвалу педагога, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.
     Формирование  мотивации учения должно происходить  на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования.
    2. Отношение учащихся к учебному заведению.
    Межличностные отношения, складывающиеся в группе, оказывают большое влияние на процесс обучения, но учебном заведении  могут не складываться и отношения  учащихся с преподавателями, в результате чего появляется отрицательное отношение  к самому учебному заведению.
    Хорошее отношение к учебному заведению  у учащихся может появиться только в случае нормального климата  в педагогическом коллективе, профессиональной направленности преподавателей и взаимоотношений  в группах, как между преподавателем и учащимися, так и среди учащихся.
Сейчас, когда  перед нами огромный выбор учебных  заведений: государственных и учебных  заведений на платной основе, начиная  с детских садов, школ, колледжей, лицеев, училищ и кончая ВУЗами всех профилей, очень трудно не ошибиться  и правильно выбрать то учебное заведение, которое даст настоящее образование.
     Если  уже человек находится в учебном  заведении, и ему не нравится учиться  там по какой-либо причине, стоит  разобраться в этой ситуации. Это не обязательно означает, что учебное заведение плохое, может быть, у него не сложились отношения с товарищами, может, виновен в этом преподаватель, а может сам учащийся неадекватно к себе относится и разумные замечания считает придирками. Если же учащийся окончательно убедился, разобрался в своих проблемах, и понял, что выбор учебного заведения был ошибочным, то необходимо как можно скорее перевестись в другое учебное заведение, чтобы он не страдал.
    3. Отношение учащихся к преподавателям. 
    У учащихся новые преподаватели вначале  вызывают некоторую настороженность, затем могут сложиться нормальные деловые отношения, что зависит как от поведения самого преподавателя, так и от отношения к нему учащихся.
     От  отношения преподавателя зависит  очень многое, от его доброжелательности, уважительности, его тона при обращении ко всем учащимся и к отдельным студентам, вне зависимости от того, как учится человек. Да, именно, человек, потому, что унизительные слова, обращенные к учащемуся, унижают всех присутствующих, в том числе и самого преподавателя.
     Огромное  значение имеет мастерство преподавателя, его профессионализм, степень владения своим предметом, к таким преподавателям отношение особое, учащиеся легко простят ему мелкие прегрешения, потому что ценят его и понимают, как много он им дает, обучая своему предмету. Если преподаватель не обладает вышеперечисленными качествами, то в процессе обучения возможно появление конфликтов.
    Особенностями таких конфликтов являются:
1. ответственность  преподавателя за педагогически  правильное разрешение проблемных  ситуаций: ведь учебное заведение - модель общества, где учащиеся усваивают нормы отношений между людьми;
2.  участники  конфликтов имеют разный социальный  статус (преподаватель - студент), чем  и определяется их поведение  в конфликте;
3. разница в  жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
4. различное  понимание событий и их причин (конфликт "глазами преподавателя"  и "глазами учащегося" видится  по-разному), поэтому педагогу не  всегда легко понять глубину  переживаний студента, а студенту - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
5. присутствие  других учащихся делает их  из свидетелей участниками, а  конфликт приобретает воспитательный  смысл и для них; об этом  всегда приходится помнить педагогу;
6. профессиональная позиция обучающего в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся личности;
7. контролируя  свои эмоции, быть объективным,  дать возможность учащимся обосновать  свои претензии, "выпустить пар";
8. не приписывать  учащемуся свое понимание его  позиции, перейти на "Я-высказывания (не "ты меня обманываешь", а  "я чувствую себя обманутым");
не оскорблять его (есть слова, которые, прозвучав, наносят  такой ущерб отношениям, что все последующие "компенсирующие" действия не могут их исправить);
9. не отвечать  на агрессию агрессией (это  принизит достоинство педагога), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать  оценку только его конкретным  действиям;
дать себе и  учащемуся право на ошибку, не забывая что "не ошибается только тот, кто ничего не делает";
10. независимо  от результатов разрешения противоречия  постараться не разрушить отношений  с учащимся (высказать сожаление  по поводу конфликта, выразить  свое расположение к студенту);
11. не бояться  конфликтов с учащимися, а брать  на себя инициативу их конструктивного  разрешения.
     Специфика конфликтов типа «преподаватель —  студент» и «студент — преподаватель» заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар».
     Другая  особенность во взаимодействии «преподаватель — студент» заключается в том, что преподаватель, обладая высоким профессиональным статусом, в повседневной жизни низведен до самого низкого уровня. Нередки случаи, когда студенты из более благополучных социальных слоев смотрят на преподавателей как на неудачников. И эта особенность также стимулирует конфликтность.
     Во  взаимодействиях студентов и  преподавателей наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:
•    различия в ценностных ориентациях;
•    бестактность в общении;
•    различия во взаимных ожиданиях;
•    уровень  профессионализма преподавателя и успеваемость студентов.
     Формы общения преподавателей и студентов  во многом зависят от социокультурных  и индивидуально-психологических  качеств взаимодействующих субъектов, а также от установившихся в коллективе традиций, норм и правил общения.
     В свою очередь, низкую эффективность  учебного процесса и конфликтность  в общении преподаватели объясняют  следующими причинами:
•    иждивенческое  отношение к учебе, лень, нежелание  учиться (такого мнения придерживаются каждый третий преподаватель-респондент);
•    слабая базовая подготовка, отсутствие у студентов самостоятельного мышления, низкий уровень общей образованности и культуры;
•    отсутствие интереса к учебе и к будущей профессии;
•    завышенная самооценка.
     Главное в обучении — взаимное доверие и уважение учителя и учащихся. Обычно проявление интереса к предмету идет от отношения учащегося к преподавателю, ведущему предмет.
   4. Межличностные отношения учащихся и отношения между индивидом и группой.
    Известный отечественный психолог А.В.Петровский, характеризуя особенности развития коллектива, выделил несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.
   1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
     2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.
      3.Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.
    Личность  в группе, коллективе вступает в  отношения, которые могут быть деловыми и личными, и эти отношения  составляют систему межличностных  отношений.
    Практика  обучения и воспитания в учебных  заведениях имеет дело с группами учащихся, между которыми складываются довольно сложные взаимоотношения. Педагогу необходимо знать, какие взаимоотношения сложились между учащимися.
    Развитие  агрессивного поведения учащихся связано с дефектами социализации личности. Так, было подтверждено, что конфликтные учащиеся воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).
    На  ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личности основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия - самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
    Причины конфликтов типа «студент — студент», по оценкам самих студентов, имеют следующие основания:
•    неадекватность оценок и самооценок;
•    различия в ценностных ориентациях;
•    разлад человека с самим собой;
•    бестактность в общении, зависть к успехам другого.
   Кроме того, конфликты одного учащегося в отношениях с товарищами обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
    В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в учебном заведении социализация личности учащегося, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между учащимися.
    Большое влияние на конфликтное поведение учащихся оказывает личность педагога. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
    Во-первых, стиль взаимодействия педагога с другими учащимися служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками.
    Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты студентов, регулировать их. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учащихся и т.д.
    Конфликты отношений часто возникают в  результате неумелого разрешения педагогом  проблемных ситуаций и имеют, как  правило, длительный характер.
5. Лидерские качества учащихся.
     В любой группе выделяется руководитель, лидер, которому присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер.
     Доверие к лидеру — это признание его  высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками.
     Структура механизмов воздействия лидеров  на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
     Выработка организаторских, управленческих качеств  лидера – это уже  проблема его  собственного обучения и воспитания.  Умение сформировать  группу,  сплотить ее, определить цели, поставить перед  коллективом необходимые задачи, сформулировать сплачивающую – таковы современные требования к лидеру.
     В студенческой группе роль  лидера  заключается  в  сплочении  ее  участников  и  направлении их деятельности.  От него требуется  тесное  личное общение с ближайшим  окружением.  При этом выявляются и  играют  организующую  роль  его  личные  качества, умение владеть ситуацией,  принимать решения,  брать  на  себя  ответственность,  делать  верный  выбор   (людей,   проблем,   первоочередных   задач).
     Воспитание  лидера  и  его  самовоспитание  предполагают тренировку  умения вести за собой других учащихся, устанавливать отношения с ними и на этой  основе  организовывать управление.  Лидер должен уметь принимать решения,  избегать крайних,  безвыходных  ситуаций  либо,  напротив,  создавать   неизбежную,   но  выгодную совокупность обстоятельств.  Он должен уметь, как говорил У.  Черчилль,  извлекать пользу из  самых невыгодных  положений
     В последние годы особым направлением внеучебной работы со студентами стало  разработка и осуществление лидерских  программ. И обнаружилось, что внеучебная, общественная работа создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. И в этом случае лидерство означает социальную активность, или «активную жизненную позицию», которая необычайно полезна для молодого специалиста. В первую очередь в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений. Кроме того, эти качества являются основанием для привития управленческих умений. Поэтому во всех учебных заведениях необходимо создавать специальные отделы, предлагающие разнообразные лидерские программы.
6. Девиантное поведение учащихся.
     Студенчество  представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом.
Особенности поведения  студенческой молодежи, в том числе  и отклоняющегося от нормы, определяются влиянием следующих факторов:
1) возрастом;
2) транзитивностью;
3) социокультурной  средой существования;
4) спецификой  студенческого коллектива.
     1. С точки зрения социального  статуса, студенческий возраст  (18-25 лет) - это период интенсивных  поисков призвания, начала трудовой деятельности, вступления в брак. С психологической точки зрения, студентам (как и молодежи в целом) свойственны максимализм суждений, нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, повышенная эмоциональность восприятия.
     2. Транзитивность студенчества выражается  в его промежуточном положении  между пассивным объектом заботы  государства и активным участником  социального действия. «Промежуточность»  положения студенческой молодежи  создает предпосылки для девиантности в ее среде в связи с тем, что, выступая в качестве объекта опеки государства, студенты вместе с тем уже ощущают некую независимость и пытаются ее реализовать в различных поступках, не чувствуя при этом ответственности за них. Сочетание независимости и безответственности порождает отклоняющееся поведение.
     3. Социокультурная среда существования  студенчества во многом определяется  особенностями взаимодействия студентов  с другими группами в системе образования. Важным социокультурным фактором, детерминирующим поведение студентов, выступает их место проживания. В данном контексте поведение городской молодежи будет существенно отличаться от поведения молодых людей, приехавших из сельской местности.
     4. Студенческий коллектив является по сути малой социально организованной группой, отличительными чертами которой можно назвать тесное взаимодействие субъектов, собственную динамику развития, основанную на общих нормах, ценностях, определяющих поведение каждого в отдельности члена группы, который в силу своего возраста склонен к подражанию. Следовательно, велика вероятность того, что появление в студенческой группе индивидов, мысли и поступки которых противоречат общепринятым нормам и правилам, приведет к быстрому распространению девиантных форм поведения среди остальных членов группы.
      Специфика студенчества как особой социально-демографической  группы актуализирует проблему изучения девиантности в его среде на двух уровнях: общества в целом (злоупотребление алкоголем, наркомания, суицид и т.д.), и социального института, в частности учебного заведения (нарушение дисциплины, несвоевременная подготовка учебного материала, платный способ сдачи сессий, пропуски занятий без уважительной причины, использование шпаргалок на экзаменах, и т.д.).
     Существуют  общие причины девиантного поведения:
     1. Социальное неравенство. Это находит  выражение в низком, подчас нищенском  уровне жизни большей части  населения, в первую очередь  молодежи; в расслоении общества  на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д.
     2. Морально-этический фактор девиантного  поведения выражается в низком  морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма  и отчуждении личности. Деградация  и падение нравов находят свое  выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
     3. Окружающая среда, которая нейтрально  благосклонно относится к девиантному  поведению. Молодые девианты в  большинстве своем выходцы из  неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
     Хотя  в целом все студенты обучаемы, существуют учащиеся с естественной неспособностью к обучению, с отклонениями в физическом развитии, с физиологическими нарушениями т.д., поэтому именно на педагоге продолжает оставаться высокая степень ответственности за обучаемых – все зависит от его способности оценить потребности учащихся, изобрести такие виды деятельности на занятиях, которые устроили бы всех учащихся, найти необходимые для этого средства, и, наконец, преодолеть губительное воздействие стандартизации и ограниченности во времени. 
 

1.3 Организация благоприятного  социально – психологического  климата в коллективе  в процессе обучения. 

     Сущность  социально – психологического климата  состоит в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения приобретают эмоционально – психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива. Степень активности каждой личности, как и степень влияния коллектива на личность, определяется тем, насколько личность переживает эмоциональное благополучие в данном коллективе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.