На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра учёта и налогообложения 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по теории и истории налогообложения
на тему: «Косвенные налоги в РФ и перспективы  их развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка 2курса 
                  Дневного  отделения
                  Научный руководитель
                  Старший преподаватель 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

            Тюмень 2010 
             

Содержание 

                                                                                                                         Стр.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Прямые и  косвенные налоги в РФ……………………………………........4
1.1.История возникновения  и развития прямых и косвенных  налогов........4
1.2.Прямые и  косвенные налоги……………………………………………..11
2. Основные виды косвенных налогов………………………………………20
2.1. НДС………………………………………………………………………..20
2.2.Акцизы……………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Тема  данной курсовой работы является очень  актуальной, т.к. косвенные налоги играют немало важную роль в налоговой системе  РФ и очень важно, чтобы налоговая  политика в отношении  данного  вида налога продолжала совершенствоваться.
     Целью настоящей работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.  
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:  
- ознакомиться с историей возникновения и развития прямых и косвенных налогов;

-раскрыть сущность и значение прямого и косвенного налогообложения;
-раскрыть сущность НДС и акцизов; 
-ознакомиться с политикой по реформированию НДС и акцизов на ближайшие годы.

Объектом  исследования  является косвенное  налогообложение в РФ.
Предметом исследования являются отношения в сфере определения и исчисления косвенных налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Прямые и косвенные налоги в РФ. 

1.1. История возникновения Российской налоговой системы. 

     Как известно, налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан. С момента возникновения государства налоги являются основным звеном экономических отношений в обществе и основной формой государственных доходов. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
     Финансовая  система древней Руси стала складываться только к концу IX века после объединения  древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань – по сути дела прямой налог. Дань платили мехами или монетами с обитаемого жилища или с дыма. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Торговая пошлина (мыт) взималась за провоз товаров через городские заставы, через реки, за право иметь склады, за право устраивать рынки. Судебная пошлина взималась за убийство и прочие преступления.
     После татаро-монгольского нашествия уже  в XV веке вновь началось создание финансовой системы древней Руси. Была введена  дань с крепостных крестьян и сборы для производства пушек и укрепления границ Московского государства. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
     Политическое  объединение русских земель относится  к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Россия состояла из множества разрозненных княжеств, в каждом из которых налоги и сборы взимались по-своему и пополняли княжескую казну. Кроме того, налоги и сборы взимались в большую государственную казну. В силу этого финансовая система России в XV-XVII веках была чрезвычайно сложна и запутанна.
     Финансовая  и налоговая политика Российского  государства  начала складываться при  Петре I (1672-1725). Его царствование нередко называют эпохой славных дел.  В то же время эпоха Петра характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения государственной казны изобретались все новые способы, вводились новые налоги, вплоть до налога на бороды и усы. Были введены такие сборы как  подушная подать,  гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, кораблей, арбузов, орехов,  с церковных верований. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерность налоговых тягот, которые были ослаблены для малоимущих людей.
     В конце XVII – начале XVIII веков в  европейских странах, в том числе и в России, стало формироваться административное государство с достаточно рациональной налоговой системой, состоящей из прямых и косвенных налогов.  Именно в то время в качестве основного косвенного налога появился акциз. Акциз взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров.  Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25 %, однако какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.
     Из  прямых налогов основная масса доходов  приходилась на подушную подать и подоходный налог. От них были освобождены дворянство и духовенство, зато буржуазия и крестьянство отдавали государству 10-15 % своих доходов.
     В это время в России прямые налоги играли второстепенную роль по сравнению  с косвенными. При этом косвенные налоги составляли более 60 % доходов казны.
     В начале XIX века политические события  в Европе, война с Наполеоном требовали  постоянного напряжения финансовых ресурсов России. В 1809г. расходы государственного бюджета в 2 раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований, связанная с именем крупного государственного деятеля, ближайшего советника императора Александра  I , Михаила Сперанского.  Основные положения этой программы сводились к тому, что:
-   расходы должны соответствовать доходам;
- расходы  должны разделяться по ведомствам, по степени нужды в них (необходимые,  полезные, избыточные, излишние и  бесполезные),  по пространству,  по назначению (обыкновенные и  чрезвычайные, причем для чрезвычайных  должны быть предусмотрены не деньги, а способы их получения), по степени постоянства (стабильные и меняющиеся).
Именно  в это время Александром I было учреждено Министерство финансов России.
     На  протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом продолжала оставаться подушная подать, которая в последствии была заменена налогом с городских строений.  Второе место среди прямых налогов занимал оброк – плата за пользование землей. Купечество платило гильдейскую подать – сбор с капитала (2,5-4 %). Данный сбор был введен Екатериной II вместо подушной подати. Кроме основных ставок  прямых налогов вводились надбавки целевого назначения – на строительство дорог, на устройство водных сообщений, для уплаты государственных долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, должны были платить вдвое.
     В 80-х годах  XIX века наряду с общей  отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, затем государственный квартирный налог. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по дарению. В зависимости от степени родства они имели ставку от 1 до 6 % стоимости имущества.
     Среди косвенных налогов крупные доходы приносили Российскому государству акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, дрожжи, нефтяные масла и др. Значительны были поступления налогов от производства и торговли алкогольными напитками.
     В 1898г. Николай II ввел государственный промысловый налог, который просуществовал вплоть до революции 1917г. Этот налог уплачивался торговыми заведениями и промышленными предприятиями за право ярмарочной торговли. Крупные акционерные предприятия уплачивали дополнительный промысловый налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Еще одним прямым налогом в то время был налог на недвижимое имущество (9 %). Таким образом, к началу XX века в России доминировали уже прямые налоги (около 60 % всех доходов).
     В начале XX века (1900-1913 гг.) в России происходят не только количественные изменения в структуре доходов, но и качественные. Доходы бюджета Москвы к 1913г. выросли в 4 раза. Москва стала по количеству жителей девятым городом мира и вторым в России после Петербурга. При этом Москва имела гораздо большее значение, чем Петербург с точки зрения оптовой торговли и транспортного сообщения внутри страны.  Налоговые и пошлинные льготы способствовали привлечению громадного иностранного капитала. Таким образом, к 1913г. Россия стала одной из крупнейших держав мира и переживала расцвет.
     Однако, уже в 1914г. мирное развитие России прервалось, первая мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы,  необходимо было систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних. Естественно, что в таких условиях покупательная способность рубля быстро падала, поглощаемая инфляцией. Уменьшался золотой запас России, которым она вынуждена была обеспечивать внешние займы.
     После февральской революции 1917г. положение России еще более ухудшилось. Временное правительство Керенского не смогло справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Был найден уже проторенный путь – бумажно-денежная эмиссия.  Современники писали, что оклеивать стены так называемыми «керенками» (бумажными деньгами) было значительно дешевле, чем покупать на них обои.
После октябрьской революции 1917г. основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия бумажных денег.
     Определенный  этап в налаживании финансовой системы  страны начался после провозглашения в 1921г. новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии.  Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В  период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Опыт 20-х годов показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления.
     В то же время финансовая система во времена  НЭПа была довольно примитивной, поскольку отталкивалась от налоговой  системы дореволюционной России и воспроизводила ряд ее черт. В  то время к прямым налогам относились сельскохозяйственный, промысловый (налог с оборота), подоходно-имущественный, гербовый сбор и различные пошлины. К косвенным налогам относились акцизы (на чай, кофе, сахар, соль, алкогольные напитки, табачные изделия, спички, нефтепродукты, текстильные изделия и др.)  и таможенное обложение.  Прямые налоги составляли в 1922-1923 гг. около 43 % всех налоговых поступлений в бюджет, а в 1925-1926 гг. – уже более 80 %.
     В общемировой практике налог с оборота (в то время прямой налог), в конечном счете, эволюционировал в налог на добавленную стоимость. В экономике же России эта эволюция была обратной – в сторону сближения налога с оборота с акцизами – определенной фиксированной надбавкой к цене товара в пользу доходов государства.
     Подоходно-имущественное  обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов – создание товариществ, акционерных обществ – вело к удвоению и утроению налогообложения. Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ – как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды.
     В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система  России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет.  Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника.  Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.
     Полная  централизация денежных средств  и отсутствие какой-либо самостоятельности  предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей  всякой инициативы и постепенно подводило  страну к финансовому кризису, который  разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».       
 

     С момента возникновения государства  налоги являются основным звеном экономических  отношений в обществе и основной формой государственных доходов. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
     В конце XVII – начале XVIII веков в  европейских странах, в том числе  и в России, стало формироваться  административное государство с  достаточно рациональной налоговой системой, состоящей из прямых и косвенных налогов.  Именно в то время в качестве основного косвенного налога появился акциз. На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги.
     Косвенные налоги на протяжении всей истории играли важную роль.
От появление  первого налогообложения и его  последующего развития вплоть до современного периода косвенные налоги имели  огромное значение и во многом повлияли на возникновения и развития налоговой системы РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Прямые  и косвенные налоги. 

     При формировании налоговой системы  большое значение имеет определение  оптимального соотношения между  прямыми и косвенными налогами. Прямые налоги в большей степени соразмеряются  с платежной способностью граждан. В отличие от прямых, косвенные налоги падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественною состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков. Кроме того, взимание прямых налогов не требует сложной организации контроля производства, сбыта и потребления товаров, как это имеет место при взимании косвенных налогов, и, следовательно, требует меньших затрат. В бюджетном отношении преимущество прямых налогов состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета.
     Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения была замышлена исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.
В то время  как в российской налоговой системе  преобладают прямые налоги, наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости косвенных налогов.
     Прямым  налог считается в том случае, если его окончательным плательщиком является владелец  собственности  или обложённого объекта.
Основные  прямые налоги в налоговой системе  РФ 1:
1)Налог на прибыль организаций
2)Налог  на доходы физических лиц
3) Налог  на добычу полезных ископаемых
4) налог  на имущество
5)  земельный  налог
6) единый  социальный налог 

Косвенные налоги, их значение в налоговой  системе РФ. 

     Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость, акцизы.
      К преимуществам косвенных налогов  можно отнести следующее 2 :
1)анонимность  налога, т.е. его изъятие связано  с движением товаров ( работ  , услуг), а не с доходами физических  и юридических лиц;
2) простота  взимания налогов;
3) время  реализации товаров ( работ , услуг)  и уплаты налога практически  совпадает; 
4) за  потребителем не остаётся права  выбора платить или не платить  налог. 
      Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
      В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
      1) не учитывается материально-финансовое  состояние налогоплательщика;
      2) тяжело платить налоги малоимущим слоям.
      Косвенные налоги выполняют две функции:
      - по оперативной мобилизации доходов  граждан в государственную казну;
      - фискальную функцию - по регулированию  экономики страны.
      Эта функция осуществляется методом  стимулирования или сдерживания  производства продукции по тем или иным направлениям и таким образом регулирует потребление. При этом централизация управления обеспечивает быстрое реагирование на экономические процессы. 
 

 

       Теория соотношения прямого и  косвенного налогообложения. 

      Самые первые формы налогообложения по своей сути все-таки являлись прямыми. Налогообложение началось в древности с так называемой церковной десятины, которая регулярно взималась со всего произведенного или добытого в интересах служителей религиозного культа. Со временем определенная дополнительная доля продукта стала изыматься также и на цели финансирования светской администрации. Эти подати по своей правовой природе вполне укладываются в рамки прямого налогообложения, так как взимались в процессе приобретения или накопления материальных благ.
     Возникновение же косвенных налогов, взимаемых  в процессе расходования материальных благ, прежде всего, связывается с  появлением пошлинного налогообложения, которое приходится на несколько  более поздний период развития общества и государства. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились в основном на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, причем, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции, косвенные налоги являются вредными, так как они ухудшают положение народа.
     Вторая  позиция, появившаяся в конце  средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.
     Сторонниками  косвенного налогообложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать, не покупая налогооблагаемый товар.
     Однако  в конце XIX в. экономисты, спорившие  по этому вопросу, пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогами, считая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное - для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» рассматривают даже в качестве одного из принципов налоговой системы. Начиная с этого времени, устанавливается примерное соответствие степени развития косвенных налогов.
     Прямые  налоги взимаются непосредственно по ставке (величине налога на единицу обложения) или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
     Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных  надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих  в государственный бюджет. Косвенные  налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли. 

      Прямые  налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные - в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги - это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
     Представляется  целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта  и источника налогообложения. В  соответствии с таким подходом прямые налоги - это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные - те, для которых источник и объект не совпадают.
     Нередко и прямые, и косвенные налоги подразделяют на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие. В отличие от реальных личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
     Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является НДС. Универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота. Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам товаров. Государственная фискальная монополия в налоговой практике используется не всеми странами, отсутствует она и в российской налоговой системе. Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). Основная цель их взимания состоит в увеличении доходов государственного бюджета.
     Таможенные  пошлины в большинстве стран  устанавливаются только на импортные  товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами  не подлежит. В отличие других стран в России установлены и экспортные пошлины. Таможенные пошлины классифицируются по четырем признакам: происхождению, целям, характеру взимания, характеру отношений. 

Различия  прямых и косвенных налогов
Источники различий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.