На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Отличие предмета социологии от предмета экономики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
Российский Государственный Торгово-Экономический Университет 
(РГТЭУ) 

Финансово-Экономический  Факультет 
Кафедра Социологии 

Контрольная работа по Социологии 
Вариант № 3

Выполнила студентка 2 курса
Группа  № 21
ФЭФ заочное  сокращенное 
Сибирякова Дарья Юрьевна

Проверила 
доцент Гречихина Валентина Леонидовна 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010
    Содержание 

    1. Отличие предмета социологии от предмета экономики……………………………………………………...3-8 стр. 

    2. Социальная поляризация российского общества……………………………………………………..9-15 стр. 

    3. Основные направления политической социологии…………………………………………………16-22 стр. 

    4. Список литературы……………………………………….23 стр. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    №1. Отличие предмета социологии от предмета экономики 

    Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель - французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел и сам термин "социология", сложив его из латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение. Таким образом, дословно социология - это наука об обществе.
    Но есть и другие науки, изучающие общество - философия, экономика, история, социальная психология и др. Все они рассматривают  общество под своим углом зрения, находят свой аспект, свой участок  изучения. Рассмотрим отличия социологии от гуманитарных и социально-экономических  наук. 

    Во-первых, социологи рассматривают общество не просто как сумму отдельных индивидов, а как систему - то есть целостную совокупность связанных между собой взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов могут выступать как отдельные личности, так и социальные общности, и социальные институты. 

    Во-вторых, социология изучает не любые взаимодействия, а лишь социальные - то есть такие, которые возникают в результате совместной деятельности людей, в результате чего проявляется их влияние друг на друга. 

    В-третьих, особенность социологии заключается в том, что ее интересуют не конкретные отдельные и уникальные события человеческой жизнедеятельности, а устойчивые и повторяющиеся образцы поведения людей в обществе. При сходных обстоятельствах поведение людей имеет склонность к повторению (например, поведение преподавателя и студентов в учебной аудитории). Социология изучает общество в динамике, в развитии, но, прежде всего (в отличие от исторической науки, например) в центре ее изучения тенденции функционирования современного общества. 

    Необходимо указать  на сложности в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет социологии изменялся  с течением времени. «Для лучшего  понимания существа предмета социологии важно представить общество как  структуру, т.е. не как простое скопление  индивидов, случайно взаимодействующих  друг с другом, а как целое, состоящее  из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих  между собой в строго указанных  границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам.
    В.Г. Харчева отмечает, что «в широком смысле социологию можно определить как науку об обществе. В узком смысле собственно предметной областью этой науки является личность в социальных взаимодействиях, социальная жизнь людей, так как  общество изучается именно через  человека и его социальное поведение, оценки, мнения, интересы и т.д.»
    Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной.
    Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам  общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального  устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в  деятельности людей.
    Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит  преимущественно организованный характер. Общество можно представить как  систему взаимодействующих и  взаимосвязанных общностей и  институтов, форм и методов социального  контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей  и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях  и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в  обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно  определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает  социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
    Социология изучает  разные уровни социальной реальности и в силу этого имеет определенную структуру. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
    Первый  (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.
    Второй  подход (целевой). Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.
    Третий  подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию. На макроуровне социология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.) и происходящие в них исторически длительные процессы. На микроуровне социология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия, изучает поведение индивидов в их непосредственном межличностном взаимодействии, анализирует социальные явления и процессы в относительно небольших социальных системах (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). Макро и микроуровни социологии тесно взаимосвязаны, так как повседневное поведение людей осуществляется всегда в рамках определенных социальных систем и институтов.
    В социологии выделяются также содержательно-структурные  элементы разного уровня: общее социологическое  знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные  социологические школы, направления, концепции, теории. 

    Вывод: Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.
    Политология, экономика, право и другие общественные науки  изучают лишь какую-то одну сферу  жизни общества, социология же «изучает общество в целом как единую целостную  систему, как особый и единый организм»  с присущими ему свойствами, отношениями  и закономерностями функционирования, которые проявляют себя в любой  сфере жизнедеятельности, будь то экономической, правовой или политической. 
     
     
     
     
     

    №2. Социальная поляризация российского общества
    Состояние социологии в России отражает противоречивость развития нашего общества, где элементы прогресса соседствуют с кризисными явлениями. На фоне ведущихся исследования, расширения и дифференциации подготовки социологов, освоения западного опыта, издания журналов и монографий, функционирования институтов, факультетов и кафедр, коммерческих центров, звучат пессимистические голоса об отсутствии теоретической социологии. Ощущается неудовлетворенность ролью социологии в обществе, не востребованностью и ее манипуляцией.
    Как отмечает Т.И. Заславская, социология, как и другие общественные науки, несет определенную ответственность  за то, как именно осуществлялись реформы  в России, поскольку она была и  остается их активным, хотя и далеко не главным участником. Российские социологи не часто обсуждают  на конференциях проблемы своей социальной роли и ответственности. В отличие  от западных коллег, постоянно рефлектирующих по поводу места социологии в обществе, ее взаимодействий с различными институтами, ее участия в осуществлении различных  реформ, в России социология социологии не получила заметного развития. По мнению Т.И. Заславской, это ошибка российских социологов. Для того чтобы социология была действительно полезной и нужной, ученые обязаны систематически оценивать, обсуждать и, если надо, корректировать свое участие в социальной трансформации  России.
    Сложившаяся в России ситуация повышает одновременно значение и ответственность науки, профессионально  изучающей процесс социальной трансформации  общества, преобразования его структур и институтов, механизмы взаимодействия социальных сил, определяющих общественное развитие. Социологическое сообщество должно выработать ясное представление  о подлинном (в отличие от декларируемого политиками) социальном содержании осуществленных и проектируемых реформ, всесторонне  и объективно оценить их общественные итоги и вероятные последствия.
    Т.И. Заславская считает, что современная  российская социология выполняет три  главных функции.
    «Первая, носящая собственно научный характер, заключается в приращении фундаментальных и конкретных знаний о строении и функционировании общества и его крупных частей. Ее можно назвать научно-познавательной.
      Вторая функция, которую я назвала бы политической, отражает взаимодействие социологии с властными органами и состоит в содействии эффективному руководству общественным развитием. В основном она сводится к обеспечению "обратных связей" управления путем информирования органов власти о том, как принимаемые ими решения реализуются на местах, к каким результатам это приводит, и как можно повысить эффективность реформ.
    Третья  функция нашей науки связана с формированием гражданского общества. Она заключается в методически надежном, доступном широкой публике и регулярном информировании общества о сущности происходящих процессов, их причинах и результатах. Назовем эту функцию гражданской Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России.».
    Однако достигнутый  уровень развития нашей науки  еще недостаточен для полноценного, профессионального участия в  научном обосновании реформ. Главные  причины этого заключаются, во-первых, в отсутствии достаточно полного, надежного  и конкретного знания социальных структур, институтов и механизмов функционирования современного российского  общества.
    Во-вторых, в не разработанности общей теории или генеральной концепции постсоветского общества, которая могла бы составить методологическую основу специальных отраслей социологического знания, наподобие того, как это делал марксизм. Формирование такой концепции - центральная задача не только социологии, но и других общественных наук. Однако ее решение упирается в проблему не только времени, но и рождения новых крупных талантов.
    Наибольшие сложности  связаны с выполнением политической функции социологии. Обычно наука  и власть ориентируются на разные ценности и говорят на разных языках. Поэтому они плохо понимают друг друга даже в спокойные времена, не говоря о таких конфликтных  и сложных периодах, как переживаемый в настоящее время. Бесспорно, социология как наука об обществе должна содействовать  повышению социальной эффективности  проводимых реформ. Естественной функцией ученых-обществоведов является научное консультирование тех, кто облечен правом, так или иначе, экспериментировать над обществом. Однако профессиональное участие социологов в реформировании общества затрудняется тем, что современный правящий слой не заинтересован в сотрудничестве с наукой и не склонен выслушивать ее мнения.
    По мнению Т.И. Заславской, «самый естественный способ взаимодействия социологии с властью - это независимый объективный анализ происходящего и, в случае необходимости, информирование властных органов о фактических результатах их действий и об общественной реакции на принимаемые ими решения. Быть может, к этому надо прибавить высказывание собственного мнения о том, что следовало бы поправить или сделать иначе. Но все же наука, на мой взгляд, не должна прямо работать на правительство, иначе она перестанет быть наукой Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России.
    В процессе возникновения  и становления  отечественной социологии политики традиционно  выделяются три этапа:
    1) дореволюционный (или досоветский); 2) советский и               3) постсоветский (или посткоммунистический), делящиеся, в свою очередь, на более дробные периоды. Для этих этапов характерны дискретность в развитии, отсутствие преемственности и отрицание (а затем и отрицание отрицания) накопленного научного знания и методологии предшествующих периодов.
    В целом же периодизацию становления и разработки социологии политики в России можно представить  таким образом.
    Дореволюционный (досоветский) этап (конец 60-х гг. XIX в. - середина 20- гг. XX в.), в котором выделяют следующие фазы.
    Возникновение социологии политики (конец 60-х -- конец 90-х гг. XIX в.): первые политико-социологические  работы (А.И. Стронин), начало эмпирических исследовании политической жизни России (В.В. Ивановский - местное самоуправление и т.д.); разработка первых социологических  концепций политических институтов и процессов (Б.Н. Чичерин, ММ. Ковалевский, М.Я. Острогорский, Г.В. Плеханов и др.).
    Формирование исследовательской  проблематики и развертывание основных направлений социологии политики (конец 90-х гг. XIX в. -- середина 20-х гг. XX в.): дифференциация дисциплины и развитие ее «вширь»; формирование исследовательских  направлений -- социологии государственной  власти и политических институтов; социологии политических партий и общественных объединений; бюрократии и элиты; выборов  и электорального поведения; политических изменений (кризисов и конфликтов, революций  и реформ) и социологии международных  отношений (войны и мира), а также  разработка качественных и количественных методов политико-социологических  исследований (анализ земской и электоральной  статистики, политических документов, наблюдение за деятельностью фракций  Думы и т.д.). 

    Советский этап (середина 20-х - конец 80-х гг. XX в.).
    Освоение «марксистско-ленинской  теории» как базовой концептуальной структуры «интерпретации» политико-социологических  проблем и лишение самостоятельности  социологических дисциплин (конец 20-х -- середина 60-х гг.): запрещение эмпирических исследований советской политики; вульгарно-марксистская интерпретация социальных механизмов политической жизни; отождествление социально-политической теории и официальной политической идеологии; изоляция от мировых достижений и зарубежных разработок в области  политической социологии.
    Воссоздание социологии политики и ее адаптация к официальной  идеологии (конец 60-х - конец 80-х гг.): возрождение и институционализация  социологии политики в рамках марксистско-ленинского учения; теоретический политико-социологический  «андерграунд» в научном коммунизме, историческом материализме, востоковедении, «рабочеведении», теории государства  и права и т.д.; критический  марксистский анализ западных политико-социологических  концепций и разработок: возобновление  конкретно-социологических исследований и теоретический анализ политических институтов СССР (социология «партийной, советской, комсомольской, профсоюзной  работы»); начало анализа бюрократии, элит и лидерства.
    Постсоветский этап (конец 80-х - конец 90-х гг.).
    Возрождение аутентичного статуса социологии политики в России: «открытие» запретных политических тем для социологического анализа -- российской элиты и бюрократии, политического плюрализма, социального механизма власти и пр.; возникновение в России новых политических объектов для социологического анализа (партии, объединения, группы давления, выборы, парламентаризм и т.д.); бурный рост эмпирических исследований российской политической жизни, проводимых независимыми центрами (ВЦИОМ. Фонд «Общественное мнение», «ИНДЕМ» и др.): разработка теории и методологии дисциплины (А.Б. Зубов, Ю.Л. Качанов» и др.); начало институционализации социологии политики (появление специальности «Политическая социология» в государственных стандартах и номенклатуре научных дисциплин, первых университетских курсов и учебников).
    Вывод : Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей. 
     
     
     
     
     

    №3. Основные направления  политической социологии
    Социология в  Россию пришла в XIX в. из Западной Европы, но к 20-м годам ХХ в. приняла собственные  оригинальные формы и развилась  в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями.
    Начало российской социологии приходится на 60-е годы XIX в. И в России и на Западе социология была востребована буржуазным обновлением  общества, борьбой с остатками  феодализма -- самодержавием, сословными привилегиями дворянства и т. д. Большая  часть социологов придерживалась мелкобуржуазных  и либеральных убеждений, как  и их западные коллеги.
    К началу ХХ века сформировалась неопозитивистская школа с опорой на конкретные социологические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на утверждении  главным предметом исследования социального поведения, определяемого  стимулами среды. К бихевиористам  в российской социологии принадлежал  П. А. Сорокин, разработавший несколько  важных социологических концепций: социальной стратификации, социальной мобильности, культурной типологии  и т. п.
    К особенностям русской  социологической мысли XIX - начала ХХ вв. можно отнести тесную связь  с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и историей.
    К главным представителям дореволюционного этапа можно отнести  основателей субъективной социологии Л. Лаврова и Н. М. Михайловского. Подобно О. Конту и Э. Дюркгейму  они полагали предметом социологии общество, выявление закономерностей  и направленности его изучения. Суть общественного прогресса они  видели в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизацию. Главной  движущей силой и мерилом прогресса  объявлялась личность. Усложнение капиталистического общества, углубление разделения труда  превращает личность в придаток машины, следовательно, в буржуазном обществе полноценной, всесторонней развитой личности быть не может. Таковой тип личности может появляться только при социализме. К социализму Россия может перейти  через развитие коллективистских традиций русской общины, артели и т. п. Методология  субъективной социологии основана на идеях Г. Дильтея и Г. Зиммеля.
    Крупным ученым социологом был М.М. Ковалевский, неопозитивист, использовавший сравнительно-исторический метод для исследования межгрупповой, межклассовой солидарности и основных законов поступательного движения общественной жизни.
    В борьбе с позитивизмом и субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и  ортодоксальными марксистами (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.
    С октября 1917 г. в  российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция  к отождествлению социологии и исторического  материализма. Н. Бухарин полагал, что  наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое  направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое  значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала  разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А.К. Гастев), социологии искусства (Е.Н. Анциферов) и т. д. Проводились  практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика.
    Однако формирование тоталитарного режима в России, ужесточение  идеологического и политического  контроля вело к подавлению социологии. В 1922 г. из страны были высланы видные социологи, в том числе и П. Сорокин, философы (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И. В. Сталин фактически упразднил теоретическую социологию - за ненужностью и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология".
    Возрождение науки  началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса  на работников, их отношение к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали кафедры, отделения, институты. Труды по восстановлению социологии в СССР возглавили А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов, Т.И. Заславская и др. Главные трудности состояли в том, что навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению социологических теорий и методологий, ограничивалась - в интересах коммунистической партии - тематика исследований, а результаты (расходившиеся с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских правах науки об обществе.
    Говоря  об основных направлениях политической социологии, можно отметить следующие:
    1. Диагноз социально-политического развития и социально-политических ситуаций, определение показателей политической стабильности общества, выявление условий и причин, вызывающих “функциональные расстройства” политической системы и нахождение путей их преодоления.
    2. Выявление и анализ политических интересов социальных групп, движений, организаций, разработка путей и способов обеспечения их политического согласия.
    3. Социально-политическая экспертиза принимаемых решений.
    4. Прогнозирование возможных политических изменений, выявление зон политической напряженности и предотвращение возможных конфликтов.
    5. Разработка технологии преодоления кризисных ситуаций.
    6. Определение путей выхода из возникшего конфликта (внутри страны или на международной арене).
    Что более актуально  из того, чем занимается политическая социология? Какие проблемы политической деятельности и политических отношений  приобретают сейчас наибольшую важность? В их числе можно назвать следующие:
    1. Социальные аспекты демократизации общественной жизни, легитимность власти.
    2. Социальное партнерство и достижение политической стабильности.
    3. Реформы и методы деятельности политических институтов в условиях многопартийности.
    4. Власть и политическое участие разных групп населения.
    5. Выборы и политическое поведение масс.
    6. Социально-политические представления и ценности разных групп населения, их эволюция.
    7. Основные тенденции в массовом политическом сознании.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.