На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Лирика К.Н. Батюшкова. Послания, элегии, антологические стихотворения. Особенности поэтического языка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  Университет Дружбы Народов
Филологический  факультет
Кафедра русского языка и литературы 
 
 
 

Реферат
На тему: лирика К.Н. Батюшкова.
Послания, элегии, антологические стихотворения.
Особенности поэтического языка. 
 
 

Страна: Россия
Группа: фжб-14
Студент: Быкова А.О.
Преподаватель: Чистяков А.В. 
 

Москва
2011 

Введение.
    Литературоведческая справка о терминах.
      Романтизм
      Послания
      Элегии
      Антологические стихотворения.
    Лирика К.Н. Батюшкова.
      Биография
      Поэт в литературе XIX века.
      Особенности поэтического языка.
    Заключение.
    Библиографический список.
    http://www.batushkov.ru/kritika/008.shtml
    http://www.booksite.ru/batyushkov/smirnov.htm
    http://batyushkov.lit-info.ru/review/batyushkov/005/415.htm
    http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=433
    http://archives.narod.ru/Batyshkov.htm
    http://shulma.ru/articles/experience/61-russkijj-pejjzazh-v-lirike-b..html
    http://lyricpoet.ru/poety-i-pisateli/konstantin-batyushkov-i-anna-furman/
    http://ppf.asf.ru/Article1.html
    http://batushkov.ouc.ru/
    http://fictionbook.ru/author/valentin_ivanovich_korovin/istoriya_russkoyi_literaturiy_xix_veka_c/read_online.html?page=10
    http://batyushkov.lit-info.ru/batyushkov/articles/belinskij-pushkin-batyushkov.htm
    http://www.arthistory.ru/romanticism.htm
    Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов.
    Вацуро В.Э. Пушкин и литературное движение его времени // «Новое литературное обозрение».
 
 
 
Введение.
   Слова «романтика», «романтический» известны каждому. Мы говорим: «романтика дальних странствий», «романтическое настроение», «быть  романтиком в душе»... Этими словами  мы хотим выразить притягательность путешествий, необычность человека, загадочность и возвышенность его  души. В этих словах слышится что-то желанное и манящее, мечтательное и  несбыточное, необычное и красивое.  
            Писатель-романтик неудовлетворен будничной, серой жизнью, окружающей каждого из нас, т. к. эта жизнь скучна, полна несправедливости, зла и безобразия... Ничего в ней нет необыкновенного, героического. И тогда автор создает свой мир, цветной, красивый, пронизанный солнцем и запахом моря, населенный сильными, благородными, красивыми людьми. В этом мире торжествует справедливость, и судьба человека - в его собственных руках. Надо только верить и бороться за свою мечту.  
         Если спросить романтического героя, что для него дороже жизни, он, не задумываясь, ответит: свобода! Это слово написано на знамени романтизма. Ради свободы романтический герой способен на все, и даже преступление не остановит его - если он чувствует внутреннюю правоту.  
        У романтического героя есть ощущение ценности и независимости человеческой личности, ее внутренней свободы. Раньше человек прислушивался к голосу традиции, к голосу старшего по возрасту, по званию, по положению. Эти голоса и подсказывали ему, как жить, как вести себя в том или ином случае. А теперь главным советчиком для человека стал голос его души, его совести. Романтический герой внутренне свободен, независим от чужих мнений, он способен выразить свое несогласие со скучной и однообразной жизнью.  
Тема романтизма в литературе актуальна и сегодня. 

   Цель моей работы – это анализ особого направления  в литературе – романтизма, а  в частности лирика Константина  Николаевича Батюшкова. А задачей  является выявление особенностей поэтического языка.
   Проблема  возникновения и становления  ранних форм романтизма в русской  литературе, и прежде всего в поэзии К. Н. Батюшкова и А. С. Пушкина, остается выясненной неполно и непоследовательно. Национальное своеобразие русского романтизма – вопрос, остро стоящий  перед современными исследователями. Так же и я в своём реферате попробую разобраться в данном вопросе. 
 
 
 
 
 
 
 

  Виссарион Григорьевич Белинский писал: ««Романтизм – вот первое слово, огласившее пушкинский период».  Он прочно связывал имена Батюшкова и Пушкина с возникновением нового литературного направления. Усмотрев в ряде ранних стихотворений Пушкина подновленный классицизм, Белинский назвал их автора «улучшенным, усовершенствованным Батюшковым». А сам Батюшков, по его мысли, был поэтом переходного времени «от карамзинского классицизма к пушкинскому романтизму».
      Но  для начала стоит разобраться  в терминологии и истории, которые  в дальнейшем нам пригодятся. 

    Литературоведческая справка.
      Романтизм.
Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
     Новыми  критериями в искусстве стали  свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность  и раскованность, пришедшие на смену  подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм  и практицизм Просвещения как  механистичный, безличностный и  искусственный. Вместо этого они  во главу угла ставили эмоциональность  выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые  взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли  своего читателя среди растущего  среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед  художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену  пришли сильные эмоции, часто доходящие  до крайностей.
     Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был  частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции  на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.
     Таким образом, Романтизм зародился как  литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве  Романтизм наиболее ярко проявился  в живописи и графике, меньше - в  архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и  живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.
      Послания.
     ПОСЛАНИЕ — это письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poetica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к жене, дочери, друзьям, Августу, — из места своей ссылки у Черного моря („Ex Ponto“ также „Tristia“). В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро. Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю. За ним выделился ряд авторов посланий (Скаррон и др.), но особенно Буало (в конце 17 века), давший двенадцать посланий, написанных под сильным воздействием Горация. В 18 веке прославились послания Вольтера, отличающиеся блеском изящества и остроумия. Он писал их Фридриху II, Екатерине Вел., своим друзьям и врагам, даже вещам (к кораблю) и покойникам (к Буало, к Горацию). Известны были также послания Ж. Б. Руссо, М. Ж. Шенье, Лебрен и других. В 19 веке послания писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго и др.
     В Англии знамениты четыре послания Попа (начало 18 века), составляющие его «Опыт о  человеке», и обработанная им в стихах переписка Абеляра и Элоизы. В Германии послания писали Виланд, Шиллер, Гете, Рюккерт и мн. др. В Италии известны послания Киабреры, введшего эту форму в поэзию, и Фругони (18 в.).
   В русской  литературе 18 века послания были также  в ходу, как подражания французским. Их писали Кантемир, Тредьяковский, Петров, Княжнин, Костров, Сумароков, Ломоносов (знаменитое письмо в стихах Шувалову: «О пользе стекла»), Капнист, Фонвизин («К слугам моим»), Державин и мн. др. В первой половине 19 века были также распространены послания. «Мои пенаты» (1812) Батюшкова (к Жуковскому и Вяземскому) вызвали ответ Жуковского: «К Батюшкову», а затем (в 1814 г.) и подражание Пушкина «Городок». Замечательны еще послания Батюшкова: «К Д-ву», «К Н.», «К Жуковскому». Из посланий Жуковского замечательнейшие: к Филалету, к нему же: А. И. Тургеневу, Марии Федоровне («отчет о луне» — два посланья), Вяземскому, Воейкову, Перовскому, Оболенской, Самойловой и др. Во многих из этих посланий Жуковский поднимается на вершины своего творчества. Знамениты многочисленные послания Пушкина: к Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Юсупову (к Вельможе), Козлову, «В Сибирь» декабристам, ряд любовных посланий; еще — «К Овидию». У Лермонтова послания: Хомутовой, «Валерик» и др. У Козлова одни из лучших стихотворений: послания Жуковскому, Хомутовой («Другу весны моей...») и нек. др. Далее послания писали Баратынский, Тютчев (главным образом, из отдела политических стихотворений), А. Толстой (И. Аксакову и ряд юмористических), Майков, Фет, Полонский, Некрасов, Надсон.
   После Пушкинской эпохи послания перестают быть излюбленной  формой поэзии, а теперь, если изредка  встречаются, то как подражания стилю той эпохи (Вяч. Иванов и нек. др.). 

      Элегии.
     ЭЛЕГИЯ — стихотворение с характером задумчивой грусти. В этом смысле можно сказать, что часть русской поэзии настроена на элегический лад, — по крайней мере, исключая поэзию новейшего времени. Этим, конечно, не отрицается, что в нашей поэзии есть превосходные стихотворения иного, неэлегического рода. Первоначально, в древнегреческой поэзии элегия обозначала определенную форму стихотворения, именно двустишие: гекзаметр-пентаметр. Имея общий характер лирического размышления, Элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов Э. — Каллимах. У римлян элегия стала более определенной по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий — Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл (их переводили Фет, Батюшков и др.). Впоследствии был, пожалуй, только один период в развитии европейской литературы, когда словом «элегия» стали обозначать стихотворения с более или менее устойчивой формой. Это именно под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея, написанной в 1750 г. и вызвавшей многочисленные подражания и переводы, едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой Э., определяют, как наступление в литературе сентиментализма, сменившего ложноклассицизм. В сущности же это было возвращением поэзии от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний. В нашей поэзии перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище»; 1802) определенно положил начало новой русской поэзии, окончательно вышедшей из пределов риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введенных Жуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской поэзии, — и, само собой, одним из великих ее представителей. В общем духе и форме элегии Грея, т.-е. в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями: «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской». К элегиям причисляют и «Теон и Эсхил», его же (это, вернее, элегия-баллада). Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море». Вообще, в первой половине XIX в. поэты любили давать своим стихотворениям название элегии, особенно Батюшков, Боратынский, Языков и др.; впоследствии оно вышло из моды. Но элегическим характером проникнуты многие стихотворения наших поэтов. Да и в мировой поэзии вряд ли найдется поэт, у которого бы не было элегических стихотворений. В немецкой поэзии знамениты «Римские элегии» Гете. Элегиями же являются стихотворения Шиллера: «Идеалы» (в переводе Жуковского «Мечты»), «Resignation», «Прогулка». К элегиям принадлежит многое у Матиссона (Батюшков перевел его «На развалинах замках в Швеции»), Гейне, Ленау, Гервега, Платена, Фрейлиграта, Шлегеля и мн. др. У французов элегии писали: Мильвуа, Дебор-Вальмор, Каз. Делавинь, А. Шенье (М. Шенье, брат предыдущего, перевел элегию Грея), Ламартин, А. Мюссе, Гюго и др. В английской поэзии, — кроме Грея, — еще Спенсер, Юнг, Сидней, позднее Шелли и Байрон. В Италия Э. писали: Аламанни, Кастальди, Филикана, Гуарини, Пиндемонте. В Испании: Боскан-Альмогавер, Гарс-де-ле Вега. В Португалии — Камоэнс, Феррейра, Родриг Лобо, де-Миранда.
У нас еще до Жуковского делали попытки писать элегии: Павел  Фонвизин, автор «Душеньки» Богданович, Аблесимов, Нарышкин, Нартов. 

      Антологические  стихотворения.
     Антологическая  поэзия составляет прекраснейшую часть  поэзии эпиграмматической, принимаемой  в том значении, какое давали ей древние. «У них (по словам издателей  драгоценной на нашем языке книжки "О греческой антологии") каждая небольшая пьеса, размером элегическим  писанная, то есть экзаметром и пентаметром, называлась эпиграммою. Ей все служит предметом: она то поучает, то шутит и почти всегда дышит любовью. Часто она не что иное, как мгновенная мысль или быстрое чувство, рожденное красотами природы или памятниками художества. Иногда греческая эпиграмма полна и совершенна; иногда небрежна и некончена... как звук, вдали исчезающий. Она почти никогда не заключается разительною, острою мыслию и, чем древнее, тем проще. Этот род поэзии украшал и пиры, и гробницы. Напоминая о ничтожности мимоидущей жизни, эпиграмма твердила: «смертный, лови миг улетающий! Резвилась с Лаисою и, улыбаясь кротко и незлобно, слегка уязвляла невежество и глупость. Истинный Протей, она принимает все виды».
     Но  между всеми эпиграмматическими стихотворениями только те должно включать в разряд антологических, которые  отличаются прелестью мысли, нежностью  чувства и совершеннейшею отделкою стихов. В этом смысле многие писатели, выбрав лучшие места из древних поэтов и прозаиков, называли их антологиею, т. е. собранием цветов.
    Лирика  К.Н. Батюшкова.
      Биография. Поэт в литературе XIX века.
     Новая литература в первую треть XIX века развивалась  стремительно, но русскому человеку надо было пройти через наполеоновские и  турецкие войны, кавказские столкновения с местными племенами, позор поражения  при Аустерлице и унизительный для  России Тильзитский мир, героическую эпопею 1812 года и зарубежного похода наших войск и печальное их возвращение на свою крепостную деспотическую родину, чтобы получить тот богатый внутренний опыт, без которого окончательное оформление этой литературы было невозможно: ей нужен был герой и читатель.  Ученик Карамзина Жуковский Василий Андреевич начал переводить европейских поэтов ещё в Московском университетском благородном пансионе в конце XVIII века, юный певец любви и радостей жизни Батюшков появился в литературном «неоклассическом» кружке А.Н.Оленина в начале XIX века, печальный лирик-философ Е.А.Баратынский пришёл в литературу позднее, но связанная с их именами поэтическая школа раннего русского романтизма сложилась лишь в начале 1820-х годов. Пушкин назвал её «школой гармонической точности», и это была точность слова, выразившего неясные, но сильные, зреющие чувства личности, находящейся в становлении.
     Лишь  тогда появился русский читатель с богатой чувствами душой  и новыми смелыми мыслями, искавший им отклика и понимания в новой  литературе и достойный быть её героем. Он был не только чувствителен и  меланхоличен, но и деятелен, полон  сильных страстей, неясных порывов  и больших надежд, был готов  изменить свою неидеальную жизнь, умел ценить уединённый мир своего сердца, готов был его защитить. Новый  человек отделился от имперских, официальных ценностей и требовал внимания к себе как самоценной личности. К нему и обращалась литература русского романтизма, такими были главные её деятели - мечтательный лирик Жуковский, живописный и жизнерадостный Батюшков и сумрачный мудрец Боратынский.
     Век разума сменился миром чувств самоценной личности. Душа человеческая в своей  неясной, но сильной диалектике искала понимания и отклика и находила возможность высказаться именно в художественной литературе, в лирической поэзии. Офицер, литератор и историк  Н.М.Карамзин в 1819 году так и говорил  прошедшему всю Европу, израненному  в боях офицеру и поэту К.Н.Батюшкову: «Зрейте, укрепляйтесь чувством, которое  выше разума, хотя любезного в любезных: оно есть душа души - светит и греет в самую глубокую осень жизни... Напишите мне Батюшкова, чтоб я видел его, как в зеркале, со всеми природными красотами души его, в целом, не в отрывках, чтоб потомство узнало вас, как я вас знаю, и полюбило вас, как я вас люблю». Свой коллективный «портрет в строках» написали для нас выдающиеся лирики пушкинской эпохи. Уже два века чарует русского читателя это верное изображение русской «души в заветной лире» (Пушкин).
       Это не идеализированное, парадное  изображение безупречного, бестрепетного  героя. Со времен нежного, но  непреклонного Карамзина наша  лирика уходит от «государственности»  и имперского официоза, от од  и сатир. Здесь отразились не  только новые громкие победы  русского оружия, народный подвиг, патриотические восторги и первые  радости. В образованных сословиях  после победы над Наполеоном  зрело чувство разочарования  и негодования, ибо Отечественная  война не дала ожидаемой политической  свободы, простодушный народ-победитель  оставался безграмотным, нищим и крепостным, дворянство же лишь высокомерно поблагодарили за службу и наградили, но к реальной власти не допустили. Сами поэты пережили ужас смерти, раны, болезни, жизненные катастрофы и разочарования и выразили чувство трагизма, неустроенности бытия. Отсюда расцвет русской романтической лирики, и, прежде всего элегии.
     И первым здесь надо назвать имя Константина  Николаевича Батюшкова (1787-1855), в чей созданный Белинским образ изящного и галантного стихотворца-эпикурейца и певца земной, чувственной любви с живописной «итальянской» пластикой поэтического слова лишь исследования последних лет внесли существенные уточнения. Гармония, ясность и определенность его жизнерадостной поэзии скрывают глубокую светлую печаль. Поэт мягок и нежен в своем чувствительном стиле, но он умеет страдать и скорбеть.
Батюшков Константин Николаевич [1787 - 1855]
     Родился 18(29) мая 1787 в Вологде, раннее детство  провел в вотчине отца Даниловском (неподалеку от Бежецка Тверской губернии). Карьера его отца, Николая Львовича, принадлежавшего к старинному дворянскому  роду, не задалась: уже в возрасте 15 лет он был удален из Измайловского  полка из-за ссылки своего дяди, замешанного  в заговоре против Екатерины II в  пользу ее сына Павла. Мать Батюшкова  вскоре после рождения сына сошла  с ума и умерла, когда ему  было 8 лет…
     В десятилетнем возрасте Константина Батюшкова  отдали в Петербургский пансион  француза Жакино, затем — в пансион итальянца Триполи. Особенно ревностно он изучал иностранные языки — французский, итальянский, латынь, отличаясь среди сверстников склонностью к чужеземным языкам и литературе.
     После окончания пансиона вынужден был  поступить на службу делопроизводителем в Министерство народного просвещения, что ему претило. Зато на службе познакомился с молодыми людьми, дружба с которыми еще долгие годы его поддерживала. Особенно сблизился он с поэтом и  переводчиком Н. Гнедичем, к литературным советам которого относился внимательно всю свою жизнь. Здесь же Батюшков знакомится с членами Вольного общества любителей словесности, наук и художеств: И. Пниным, Н. Радищевым (сыном), И. Борном, благодаря которым стал сотрудничать с некоторыми московскими журналами.
     Первое  большое стихотворение Константина  Батюшкова «Мечта» судя по всему было написано в 1804, а опубликовано в 1806 в журнале «Любитель словесности». Это стихотворение Батюшков особенно любил: переделывал его в течение многих лет, кропотливо и внимательно заменял одни строки другими, пока не остановился на редакции 1817. Уже в первых поэтических опусах он отказывается от традиции высокой оды 18 в., его излюбленными жанрами становятся элегии и дружеские послания. «Мечта», как и другие ранние стихи, проникнута духом поэтической мечтательности, меланхолии, предромантическим погружением в мир грез и фантазий:
            О, сладкая мечта! О неба  дар благой!
            Средь дебрей каменных, средь  ужасов природы,
            Где плещут о скалы Ботнические воды,
            В краях изгнанников... Я счастлив  был тобой.
            Я счастлив был, когда в моем  уединенье
            Над кущей рыбаря, в час полночи  немой,
            Раздастся ветров свист и вой
            И в кровлю застучит и град, и дождь осенний.
     В 1805 журнал «Новости русской литературы»  опубликовал еще одно стихотворение  Батюшкова «Послание к стихам моим», после чего его небольшие  лирические стихотворения (как их тогда  называли, пьесы) начинают появляться на страницах печати и имя автора становится известно в литературных кругах.
     Во  многом на формирование литературных вкусов Константина Батюшкова повлияли его двоюродный дядя Михаил Муравьев, в основном прозаик, писавший, однако, и стихи, и, конечно же, кумир тогдашней молодежи историк и писатель Николай Карамзин, произведения которых во многом предопределили будущий расцвет элегической поэзии.
     Поэт  и критик 20 в. Вл. Ходасевич так писал о том переходном периоде русской словесности: «Уже взорвалась первая мина, подложенная под классицизм сентиментализмом Карамзина… перед новыми силами открывалось обширное поле. Жуковский и Батюшков пытались обрести «новые звуки…»».
     Отрицание «холодного рассудка», упоение поэтической  мечтой на лоне природы, одушевленной и как бы вторящей переживаниям поэта, попытка уловить мимолетные переживания  души, искренность и отсутствие пафоса — таковы стихи молодого Батюшкова, «сладкоречивого и моложавого».
     Казалось, созданный лишь «для звуков сладких  и молитв», Батюшков резко меняет свою жизнь: в 1807 записывается в ополчение  и отправляется на войну с Наполеоном в Восточную Пруссию. Получает тяжелое  ранение под Гейльсбергом, остается на некоторое время для излечения в доме рижского купца. Опыт войны не проходит даром — в задумчивые, мечтательные стихи вторгаются строгие, певуче-торжественные мотивы — темы расставания и смерти:
            Я берег покидал туманный Альбиона:
            Казалось, он в волнах свинцовых  утопал.
            За кораблем вилася Гальциона,
            И тихий глас ее пловцов  увеселял.
            <…>
            И вдруг… то был ли сон?.. предстал товарищ мне,
            Погибший в роковом огне
            Завидной смертию, над Плейсскими струями…
            Тень друга.
В 1807 некоторое время  живет в Петербурге, где сближается с семьей А.Н. Оленина, близкого друга  к тому времени покойного Муравьева. Здесь он чувствует себя как дома. В обществе, которое собиралось в доме Оленина (в числе гостей был и давний друг Батюшкова Н. Гнедич), идеалом прекрасного считалась античность, что вполне соответствовало литературным склонностям Батюшкова.
В 1808, выздоровев окончательно, вновь отправляется в армию, на этот раз в Финляндию, где не принимал участия в военных действиях, зато целый год провел в походах.
В 1809-1811, находясь уже  в своей деревне Хантонове и вновь предаваясь литературным занятиям, пишет ряд стихотворений, поставивших его в глазах просвещенной читающей публики в ряд лучших поэтов. Это элегическое «Воспоминание 1907 года», лучшие переводы из римского поэта Тибулла, большое дружеское послание к Жуковскому и Вяземскому «Мои пенаты» и сатира «Видение на берегах Леты». Созданная под впечатлением литературных споров тех лет, она получила широкое распространение и четко определила место Константина Батюшкова в «войне старого слога с новым». Батюшков всецело на стороне Карамзина, вслед за ним полагая, что надо «писать, как говорят, и говорить, как пишут», что современной поэзии должны быть чужды славянские слова и устаревшие обороты и что силу язык может черпать лишь в живой речи. Так в «Лете» — реке забвения Батюшков «утопил» «архаистов» - А.С. Шишкова и его единомышленников, что они восприняли с его стороны как открытый вызов.
     Вскоре  Батюшков перебирается в Москву, где  его ожидают новые впечатления  и знакомства. Прежде всего, это —  те самые сторонники новой поэзии, сторонники Карамзина, на чью сторону он встал столь безоговорочно. Это — будущие члены литературного общества «Арзамас» — В. Жуковский, Вас. Пушкин, П. Вяземский и сам Карамзин, с которым Батюшков лично знакомится. В то же время денег с имения не хватало, и он ищет службы как для дохода, так и для «положения в обществе», мечтает о дипломатической карьере, которая кажется ему наиболее подходящим занятием. В начале 1812 приезжает в Петербург, где Оленин устроил его на службу в Публичную библиотеку.
     Война 1812 стала потрясением для Константина  Батюшкова. Он не мог постичь, как  французы, этот «просвещеннейший» народ, зверствовал на захваченных землях: «Москвы нет! Потери невозвратные! Гибель друзей, святыня, мирное убежище наук, все осквернено шайкою варваров! Вот плоды просвещения, или лучше сказать, разврата остроумнейшего народа… Сколько зла! Когда ему конец? На чем основать надежды?..».
     Болезнь не позволила Батюшкову сразу  принять участие в военных  действиях. В Москве он оказался накануне Бородинского сражения, потом был  вынужден уехать вместе с теткой Муравьевой в Нижний Новгород и попал в Москву уже после ухода французов. Отсюда он писал Гнедичу: «Ужасные поступки вандалов, или французов, в Москве и в ее окрестностях… вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством». В послании Дашкову «Мой друг», я видел море зла, уже ничего не осталось от сладких мечтаний, а есть лишь правда очевидца страшных событий:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.