На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рыночная среда и финансовый механизм предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)
Казанский институт 
 

         Кафедра Менеджмента 
                                                                           Шифр ф-07105 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «Финансовый менеджмент»
На тему: «Рыночная среда и финансовый механизм предприятия» 
 
 
 
 

Выполнила студентка 4 курса группы 46А
дневной формы обучения
специальности: «Финансы и кредит»
Гатауллина  Р.Р.
Руководитель:
к.п.н, ст. преподаватель
Большакова  Л.Г.
Отметка о допуске (недопуске) к защите
«__»____________2011г. 
 

                                               Казань 2011
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Предприятия в рыночных условиях…………………………………………..5
  1.1 Предприятие как субъект рыночной экономики ………………………….5
  1.2 Основные цели и функции предприятия в условиях рынка……………...8
  1.3 Внешняя и внутренняя среда предприятия………………………………11
2 Теоретические аспекты финансового механизма предприятия……………15
  2.1 Сущность финансового механизма организации………………………..15
  2.2 Функции и структура финансового механизма предприятия ………….17
  2.3 Принципы организации финансов и финансовая служба    предприя....22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список  использованной литературы…………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, который обладает правами юридического лица, производит продукцию, товары, услуги, выполняет работы, занимается различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала. Предприятие — основа рыночной экономики и ее главное, и самое массовое структурное порождение.
          Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, которые возникают в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования. Финансы предприятий функционируют в среде материального производства, где в основном создаются валовой национальный продукт и национальный доход – источник финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы. Финансы предприятий играют важнейшую роль не только в финансовой системе предприятия, а так же в финансовой системе страны, в обеспечении её эффективного экономического и социального развития.
Управление  финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма.
          Финансовый механизм предприятия – это система, которая управляет финансами, это совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает рентабельную работу для получения максимальной прибыли.
Финансовый  механизм предприятия - составная, центральная  часть хозяйственного механизма  предприятия, что объясняется ведущей  ролью финансов в сфере материального  производства. Финансовый механизм предприятия строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Его основы устанавливаются государством для решения тех задач, которые стоят перед ним.
Основу  направления маркетинговой стратегической концепции формирует рыночная среда, открывающая возможности для  развития фирмы или создающая  угрозу ее дальнейшего существованию. Главные составляющие рыночной среды  в долгосрочном разрезе: спрос и  конкуренция, находящиеся в постоянном, динамичном изменении. При исследовании спроса определяются слои и группы покупателей и потребителей и  их предпочтения по отношению к конкурентным товарам и услугам, то есть выясняется, какие требования рынка следует  прежде всего удовлетворить, какие  сегменты потребителей олицетворяют собой  этот спрос.
          Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам функционирования предприятия.  Предметом исследования станут теоретические основы финансового механизма предприятия и рыночные условия хозяйствования. В качестве объекта выступает предприятие как основа рыночной экономики, а субъетом то что обеспечивает ее эффективное, экономическое и социальное развитие. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы изучит рыночную среду предприятия в целом и определить как влияет финансовый механизм на успешное функционирование предприятия.
          Для решения данной цели необходимо  будет решить следующие задачи:
1. необходимо будет определится с основными теоретическими аспектами;
2. выделить  принципы организации финансов  и финансовых служб предприятия;
3. изучить  рыночную экономику предприятия;
4. проанализировать  внешнюю и внутреннюю среду организации.
          Структура работы состоит из  введения, основной части, содержащий  две главы и параграфы, заключения  и списка использованной литературы.
                                    1 Предприятие в рыночных условиях

               

                     1.1 Предприятие как субъект рыночной экономики 

          Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике являются домашнее хозяйства, предприятия и государственные учреждения.  Домашнее хозяйство (домохозяйство) как экономический образ средней семьи представляют собой условную единицу потребительской сферы с одной стороны, а с другой - владельцев экономических ресурсов. Предприятия и государственные учреждения являются структурными составляющими второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики - сферы деловой активности людей.
          Взаимодействуя между собой, основные субъекты хозяйственной деятельности совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов и доходов. Следуя Р. Макконелу и Л. Брю, изобразим этот кругооборот схематично.
 

                                   Рисунок1- Кругооборот ресурсов.
Как видно  из рис.1 предприятия, заплатив устанавливаемую цену за факторы производства на ресурсном рынке, производят товары и услуги. Это основная функция предприятий [1, с.196]. Масса товаров и услуг поступают далее домашним хозяйствам и государственным учреждениям для удовлетворения всей гаммы индивидуальных и общественных потребностей общества. Платежи, которые производят предприятия за экономические ресурсы (труд, капитал, предпринимательские способности), представляют собой себестоимость производимой продукции (издержки предприятия). Но одновременно эти же платежи представляют собой потоки заработной платы, процента и прибыли в домохозяйстве, поставляющие эти ресурсы.
          В процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на необходимые им товары и услуги. Взаимное воздействие этого спроса и предложения предприятий определяют цены на продукты и услуги. С точки зрения предприятий, поток потребительских расходов на товары и услуги образуют поток доходов от реализации ими этих товаров и услуг [4, с.52]. Следует обратить внимание на то, что домохозяйства и предприятия выступают на обоих рынках: на ресурсном и рынке продуктов. Но их роли оказываются в каждом случае противоположными. На ресурсном рынке предприятия выступают на стороне спроса, то есть как покупатели, а домохозяйства оказываются на стороне спроса, а предприятия - на стороне предложения.
          Как видно из рис.1 все типы хозяйственных субъектов действуют на одном рынке. Однако характер взаимосвязей "предприятия - домашнее хозяйства" и "предприятия - государственные учреждения" различен. На потребительском рынке между предложением предприятий и спросом домохозяйств на определенные товары и услуги осуществляется взаимодействие классического типа: цены на них формируются после производства товаров. При этом предприятие в значительной степени подвержено риску недополучить прогнозируемый доход, даже заинтересовав покупателя более низкими ценами или льготами или через интенсивную рекламу.
          Предприятия могут существовать как в условиях рыночной экономики, так в условиях централизованно-управляемой. Поэтому можно выделить признаки, определяющие предприятия, не зависящие от экономической системы и зависящие от таковой.  

Таблица1- Признаки определяющие предприятие. 

Признаки, определяющие предприятие
Не  зависящие от экономической  системы
Зависящие от экономической системы
Рыночная  экономика Централизованно- Управляемая экономика
Использование производственных  факторов
Автономность Подчиненность центральному органу
Экономичность Прибыльность  по фактическому результату Выполнение  плана любой ценой
Частная собственность Общественная  собственность
Финансовое  равновесие Рыночная цена Государственная цена
 
На каждом предприятии производственные факторы (ресурсы, человеческий труд) должны комбинироваться друг с другом, чтобы обеспечить выпуск продукции. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных производственных ресурсов. Поэтому в соответствии экономическим признаком предприятие может:
- максимизировать свой результат: при заданном объеме производственных ресурсов должен быть достигнут наибольший выпуск продукции;
- минимизировать свой результат: определенный объем выпуска продукции должен быть реализован при наименьшем расходовании производственных ресурсов;
- оптимизировать свой результат: затраты и результаты находятся в определенном оптимальном сочетании.
          Любое предприятие должно быть в состоянии финансового равновесия: своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов.  В таблице 1 показаны факторы, определяющие предприятие в условиях централизованно-плановой экономики: подчиненность центральному органу, обязательное выполнение плана любой ценой, установление государственной цены, по которой готовый продукт будет реализован. Безусловно, это возможно лишь при основополагающей роли общественной собственности.
          Подчеркивая производственную функцию предприятия, направленную на полученные прибыли, необходимо представить его как организацию, в рамках которой функционирует отдельные частные лица со своими индивидуальными интересами. В этом плане предприятие является социальной системой, в которой необходимо согласовывать интересы различных лиц и групп на основе приемлемого для всех сторон компромисса. 
 

               1.2 Основные цели и функции предприятия в условиях рынка 

          Во многих учебниках указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе [9, с.370]. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.  Предприятия могут достигать этой цели в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.
          Видный немецкий экономист Г.Шмален выделяет следующее "краеугольные камни" управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигалось:
Определенный  результат при наименьших затрат - принцип минимизации;
При заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип экономичности  предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать "экономично".
          Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита [6, с.306]. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение как можно большей прибыли или как можно более высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
- выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
 - рационально использовать производственные ресурсы с учетом из взаимозаменяемости;
 - разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
 - систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управлении;
- заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
- обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
-  проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения "миссии" фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.
          В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть "на плаву".
 
 
 
                         1.3 Внешняя и внутренняя среда предприятия 

          Любое предприятие функционирует как открытая система, постоянно находящаяся во взаимоотношении с другими субъектами экономической системы. Внешняя среда предприятия включает в себя факторы прямого и косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на принятие решений предприятием в сфере хозяйственной деятельности. Факторы среды косвенного воздействия - состояние экономики, технические, социальные, политические и другие факторы [16, с.189]. В целом внешняя среда предприятия включает в себя определенные составляющие:
- экономическое состояние общества оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов, которые можно получить на вложенный капитал. Оно также определяет цены на сырье, материалы и другие элементы производства;
- политическая ситуация оказывает существенное воздействие на предприятие через экономическую обстановку, поскольку, как правило, правительство проводит свои политические цели и задачи при помощи экономических мероприятий;
- социально-культурная среда определяет вид и цену товаров, потребляемых обществом и отдельными группами покупателей. Элементы этой среды - образование, культура, нравственные нормы и религиозные традиции - оказывает непосредственное влияние на спрос, а также на отношение отдельных работников к своим трудовым обязанностям;
- технологическая среда отражает уровень научно-технического развития и воздействует на коммерческие фирмы в двух направлениях. Так, повышение автоматизации производства, контроля и управления, внедрения информационных технологий, с одной стороны, приводит к повышению качества и уменьшению сроков изготовления продукции; но, с другой - уменьшает количественную потребность в рабочей силе и ориентирует общества на качественное изменение профессионального мастерства;
- физическая или географическая среда, характеризующая возможности коммерческой фирмы, функционирующий в конкретном регионе, определяет, какое сырье, какие энергоресурсы и какой вид транспорта выгоднее использовать; а также в каких условиях хранить и перерабатывать сырье, где и как набирать рабочую силу, как ее доставлять к месту производства, с какими поставщиками иметь дело;
-партнерская финансово-кредитная сфера определяет финансовые, оперативные и деловые возможности предприятий. Ее формирует предприятия-поставщики и предприятия-покупатели; коммерческие банки; финансовые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховые компании; аудиторские и нотариальные конторы; транспортные фирмы и другие контрагенты фирмы [4, с.56].
Особенности внешней среды предприятий:
- взаимосвязанность факторов внешней среды. Изменение одного фактора может обусловить изменение других;
 - сложность внешней среды. Предприятие вынуждено ориентироваться на государственные постановления, на многочисленных конкурентов, ускоренные технологические изменения, многообразие ресурсов;
- неопределенность внешней среды. Большое влияние на конечные результаты деятельности предприятия оказывает неопределенность экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса и предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.
          Факторы внутренней среды предприятия - совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри предприятия [18, с.49].
Классификация факторов внутренней среды предприятия:
- производственно-технологические факторы, определяющие соответствие технологии и оборудования предприятия современному уровню: неритмичность производства, большой уровень брака, низкая производительность труда, простои оборудования, сбои в снабжении сырьем, материалом;
- организационные факторы, проявляющиеся в нерациональной структуре предприятия по составу (очень высокий вес постоянных затрат) взаимных связей подсистем и элементов предприятия, в распределении персонала во времени работ;
- экономические факторы, состоящие в нерациональном выборе ассортимента продукции объема выпуска, в несоответствии постоянных и переменных затрат, деформации цен или спроса на выпускаемую продукцию (кратко эти причины можно назвать несоответствием используемых ресурсов получаемому эффекту);
- информационно-управленческие факторы, состоящие в недостаточном соответствии технологии управления производственно-технологическим процессом данному типу производства, в составе используемой долей управления информации, ее получении, прохождении, обработке и анализе, подготовке и принятии управленческих решений, их обоснованности и своевременности.
          Значение анализа внутренней среды предприятия: информация о внутренней среде предприятия необходима для определения внутренних возможностей, потенциала, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.
Анализ  внутренней среды предприятия указывает  на то, что, помимо производства продукции, оказание услуг, предприятие обеспечивает возможность существования своим  работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
 

2 Теоретические аспекты финансового механизма предприятия
                   

2.1 Сущность финансового механизма организации 

          В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм. Финансовый механизм предприятий – это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов. Финансовый механизм предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей ролью финансовой сферы материального производства. Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций, их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами. Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, которые выражают формирование и использование денежных фондов в процессе кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных доходов и накоплений.
          Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и так далее. В каждом государстве любая государственная система включает в себя финансовую систему. Она состоит из двух подсистем:
- общегосударственные финансы;
- финансы хозяйствующих субъектов.
          Формы проявления финансов предприятий:
- отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки (нематериальные отношения);
- штрафы, пени, неустойки;
- отношения аренды;
- выпуск и реализация ценных бумаг;
- совместная деятельность;
- коммерческое кредитование; 
- отношения с работниками по выплате заработной платы.
          В настоящее время целесообразно выделять самостоятельную группу финансовых отношений, которые складываются у предприятия со своими работниками по поводу распределения прибыли: выплаты дивидендов, выплаты за паи в уставном капитале. К финансовым отношениям с собственными структурными подразделениями относятся отношения внутри производственных объединений и отношения предприятия со своими дочерними структурами [7, с.795].
          Сам термин “финансы” появился в Западной Европе еще в XVII веке и в переводе на русский означает “денежный платеж”, либо “платеж в срок”. Финансовые отношения возникли несколько раньше и историки точно не могут назвать дату их зарождения.  Финансовая наука длительное время рассматривала категорию “финансов” упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемую государством и некоторыми другими участниками денежных отношений. Для научного определения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, ведь на самом деле подразумеваются определенные операции с денежными средствами, их движение. Каждая финансовая операция имеет в виду перемещение денежных средств между субъектами хозяйства, пользователями денежных средств или перемещение денежных средств в те или иные денежные фонды. В процессе этого перемещения возникают экономические отношения (например, при выплате пенсий, уплате налогов, расчета с поставщиками и др.).
Финансы - это экономическая категория, связанная  с распределением финансовых ресурсов путем формирования и использования  денежных фондов на без эквивалентной основе. Финансовый механизм – это совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. В соответствие со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджетный механизм и т.д. [10, с.64]. В каждом из них согласно функциональному назначению можно выделить мобилизацию финансовых ресурсов, финансирования, стимулирования и др.
 
             
           2.2 Функции и структура финансового механизма предприятия 

          Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта [14, с.244]. Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:
- организация  финансовых отношений;
- управление  денежным потоком, движением финансовых  ресурсов и соответствующей организацией  финансовых отношений.
Содержание  функции организации финансовых отношений финансового механизма  является создание им стройной системы  денежных отношений, учитывающей специфику  осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства  или некоммерческой деятельности. Действие второй функции финансового механизма выражается через функционирование финансового менеджмента.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.