На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Совет безопасности ООН

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 23.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Совет безопасности ООН
  Членство
  В Совет Безопасности входят 5 постоянных членов – Великобритания, Китай, Россия (де-факто наследник СССР), США  и Франция – и 10 членов, избираемых на Генеральной Ассамблее на двухлетний срок; повторное переизбрание не допускается. Непостоянные члены избираются из следующих  регионов: 5 из Африки и Азии, 1 из Восточной  Европы, 2 из Латинской Америки и 2 из Западной Европы, а также остальных  регионов, включая Австралию и  Канаду. Совет Безопасности организован  так, чтобы он мог функционировать  непрерывно, а представитель каждого  из его членов должен постоянно находиться в штаб-квартире ООН. Председательство в Совете предоставляется каждому  члену в течение одного месяца, ротация председателей происходит в соответствии с расположением  их имен по английскому алфавиту.
  Полномочия
  Создатели Устава рассматривали Совет Безопасности как ключевой элемент организации. В военное время Большая пятерка  трансформировалась в Совет постоянных членов, известный в кругах ООН  как Постоянная пятерка, которая  обладает широкими полномочиями по сохранению мира и безопасности. В других положениях Устава утверждается, что только резолюции  СБ являются обязательными; решения всех других органов ООН носят лишь рекомендательный характер. Совет может организовывать дискуссии и предлагать средства обеспечения его решений мирным путем или же имеет право прибегать к применению разнообразных санкций – от свертывания дипломатических отношений до применения коллективных военных мер. По Уставу был создан Военно-штабной комитет, определявший «стратегическое направление» военных операций миротворческих сил ООН (этот орган никогда не функционировал).
  По  сложившимся нормам вмешательство  миротворческих сил ООН требует  предварительного согласия тех государств, куда они должны быть направлены. Подобные операции планируются на основе уважения национальных и территориальных  прав государств – членов ООН. Хотя эти ограничения иногда препятствуют более эффективным действиям  ООН, с другой стороны, они гарантируют  неущемление государственных интересов членов ООН. В 1991 Франция внесла на рассмотрение концепцию «гуманитарного вмешательства», предполагавшего сценарий, в ходе которого, при условии принятия соответствующих решений, военные действия могут осуществляться вопреки желаниям правительств. Особого одобрения эта инициатива не получила, а многие правительства выразили убеждение, что такого рода действия могут усилить разногласия внутри ООН.
  Помимо  контроля за миротворческими силами, Совет Безопасности дает рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения нового генерального секретаря. Совет должен рассматривать также все предложения о приеме новых членов ООН.
  Функции
  Небольшой численный состав Совета Безопасности – важный фактор, способствующий оперативному проведению его заседаний и акций. Вместе с тем, когда требуется  единогласное решение пяти его постоянных членов, возникают серьезные процедурные  проблемы.
  Сложившиеся в результате холодной войны линии  раздела между западным и восточным  политическими блоками оказывали  парализующий эффект на деятельность Совета на протяжении большей части  его истории. С распадом советского блока на первый план выдвинулись  противоречия между богатыми и бедными  странами. Имея возможность использовать финансовые и политические стимулы  или угрожать правительствам развивающихся  стран, входящих в Совет, их возможным  использованием, США удавалось преодолевать разногласия и добиваться принятия общих решений.
  Заседания
  Официально  Совет Безопасности заседает регулярно, но может собираться и срочно для  рассмотрения вопросов, представляющих серьезную угрозу всеобщему миру. Генеральный секретарь, любой орган  ООН, или любое государство –  член ООН может потребовать созыва заседания Совета. Председательство на Совете предоставляется каждому  делегату в течение одного месяца, их ротация проводится в порядке  следования названий стран по английскому  алфавиту.
  Голосование
  Страны  Большой пятерки, первыми взявшие  на себя ответственность за поддержание  мира, потребовали определенных привилегий, включая постоянное членство в Совете Безопасности и право вето по любому существенно важному для них вопросу. Хотя Устав определяет вето как «принцип единогласия постоянных членов Совета», на практике оно означает несогласие с решением. Право вето применяется при приеме новых членов ООН, при противодействии шагам, представляющим угрозу миру, по предложениям о мирном разрешении конфликтов, при обсуждении дополнений к Уставу и при выборах генерального секретаря. Более того, Большая пятерка настаивала на том, что процедурные вопросы голосования носят принципиальный характер и вследствие этого подпадают под действие права вето. Тем самым уже изначально почти неограниченное применение права вето ставило под сомнение эффективность функционирования этого органа.
  Впрочем, это право применялось довольно редко, так как Совет, обеспечивая  консенсус, предпочитал смягчать резолюции, которым угрожало применение права  вето. СССР использовал вето чаще всего  в начальные годы, как правило, препятствуя принятию в ООН прозападно ориентированных государств. США впервые применили право вето в 1970 и с тех пор прибегали к нему чаще всего в случае обсуждения тех пунктов резолюций, которые содержали критику политики Израиля в отношении прав человека или осуждение оккупации им арабских земель.
  История
  В начале 1950-х в результате усиления холодной войны значение СБ стало ослабевать. Соответственно все больше проблем международного мира и безопасности выносилось на обсуждение Генеральной Ассамблеи. Заседания Совета стали проводиться реже: так, например, если в 1948 он собирался 168 раз, то в 1955 состоялось только 23 заседания.
  В 1960-х наметилось возрождение былого значения Совета. СССР пришел к выводу, что решения по жизненно важным вопросам лучше принимать на Совете Безопасности, чем на малопредсказуемой Ассамблее. Эту позицию разделял и Вашингтон.
  Пытаясь решать актуальные проблемы, Совет  Безопасности далеко не всегда действовал эффективно. В 1946 ему удалось посадить Иран и СССР за стол переговоров. В 1947–1949 ООН содействовала образованию  государства Соединенные Штаты  Индонезии. Но позиция СБ в затянувшемся споре между Грецией и СССР в 1946–1955 оказалась неубедительной. В начавшейся в 1947 борьбе между Индией и Пакистаном за Кашмир Совет использовал тактику посредничества, но ему не удалось добиться заключения долговременного соглашения. В 1950, во время войны в Корее, Совет впервые санкционировал применение коллективных военных действий, но их результаты оказались неопределенными. В 1960 Совет Безопасности столкнулся со сложными проблемами, связанными с появлением нового независимого государства Конго (Заир), бывшей колонии Бельгии. В начале 1960-х, так и не сумев нормализовать ситуацию в Конго, Совет обратился к проблеме апартеида в Южно-Африканской Республике. Главным образом из-за нежелания США вводить серьезные санкции Совет продемонстрировал полную неспособность оказать влияние на позиции правительства ЮАР. В 1967 Совет добился прекращения огня в разгар шестидневной арабо-израильской войны. Хотя Израиль в соответствии с резолюцией № 242 должен был освободить территории, оккупированные в ходе войны, вето США сдержало попытки принудительного вывода израильских войск. В 1968 по инициативе Запада СССР был осужден за вторжение в Чехословакию, но соответствующее решение было блокировано вето, наложенным СССР.
  Поскольку США утратили большинство в Совете, они стали чаще прибегать к  праву вето. В марте 1970 США впервые  воспользовались правом вето, чтобы  предотвратить применение силы против правящего режима белого меньшинства  в Южной Родезии (ныне Зимбабве). В 1977 США санкционировали эмбарго  на поставки оружия в ЮАР, но присоединились к Великобритании и Франции, которые наложили вето на резолюцию, предполагавшую введение полномасштабных экономических санкций против южноафриканского правительства.
  В 1971 характер Совета резко изменился  с появлением в нем Китайской  Народной Республики. Прежняя, основанная на биполярности, конфронтация между  СССР и США сменилась новой, более  дифференцированной расстановкой сил. Это стало ясно в ходе индо-пакистанского  конфликта 1971, когда СССР поддерживал  Индию, а Китай – Пакистан. Совет  Безопасности был парализован уже  не столкновением США и СССР, а  китайско-советскими разногласиями. В 1972 Китай наложил свое первое вето, блокируя принятие в ООН Бангладеш. Теперь эффективные действия требовали  соглашения между тремя ключевыми  державами, в то время как раньше достаточно было согласия только двух. Но Совет Безопасности все же продолжал  функционировать. Каждые 6 месяцев ему  удавалось продлить мандат миротворческих сил на Кипре, которые были созданы  в 1964, чтобы предотвратить столкновения между греческим и турецким населением острова. В конце 1973–1974, в разгар войны Судного дня на Ближнем  Востоке, Совет Безопасности предпринял усилия по созданию двух новых миротворческих сил: Чрезвычайных сил ООН, которые  должны были контролировать соглашение по разъединению вооруженных сил  между Израилем и Египтом, и Сил  ООН по наблюдению за разъединением, которые несли сходные функции при осуществлении сирийско-израильского соглашения. После войны 1973 Совет принял также резолюцию № 338, призывавшую сесть за стол переговоров с целью установления «справедливого и прочного» мира на Ближнем Востоке (резолюция так и не была осуществлена на практике). В ситуациях подобного рода Китай предпочитал воздерживаться от голосования вместо того, чтобы использовать право вето.
  Когда в декабре 1978 Вьетнам вторгся  в Кампучию, чтобы остановить геноцид  со стороны красных кхмеров, СССР наложил вето на резолюцию Совета, осуждавшую вторжение. Резолюция была предложена представителем Демократической  Кампучии в ООН от правительства  самих красных кхмеров. Через 12 лет  Совет ввел в Кампучию самый крупный  миротворческий контингент ООН, включавший 22 тыс. военных и гражданских лиц, направленных для осуществления  контроля за всеми правительственными функциями и подготовки к выборам 1993.
  В 1980 советские войска вторглись в  Афганистан. СССР наложил вето на резолюцию  Совета с осуждением агрессии. После  десятилетних дипломатических усилий и вывода советских войск из Афганистана  Совет поддержал мирный процесс  и отправил на выборы наблюдателей ООН.
  В эти годы Совет занимался также  конфликтом в Никарагуа. Начиная с 1983 принимались меры по предотвращению войны в Никарагуа, а в 1985 Совет повторно подтвердил право Никарагуа решать политические, экономические и социальные проблемы самостоятельно, без вмешательства извне.
  После Иранской революции 1979 Совет единогласно  призвал к освобождению заложников США, но эта попытка не принесла успеха. Усилия Совета завершить ирано-иракскую войну сводились к принятию многочисленных резолюций; в июльской резолюции  № 598 от 1987 определялись основные условия  прекращения огня. Совет учредил  также группу наблюдателей, чтобы  отслеживать случаи нарушения соглашения по прекращению огня.
  В 1987 на Ближнем Востоке началась палестинская интифада. США под давлением остальных членов Совета согласились направить представителя Генерального секретаря для изучения условий проживания палестинцев на оккупированных территориях. Но этот шаг мало изменил ситуацию. Из-за кризиса в Персидском заливе в 1990–1991 положение на Ближнем Востоке крайне осложнилось. Совет приступил к дискуссиям о том, как отвечать на военные действия израильтян против палестинского гражданского населения. Принятие резолюции, осуждавшей убийство по меньшей мере 18 палестинцев в 1990 в мечети Омара, было отложено на 7 недель, поскольку дипломаты из США работали над смягчением ее формулировок.
  В 1982 шедшая в Ливане гражданская война  осложнилась вторжением в страну войск Израиля. Совет направил наблюдателей в Бейрут и осудил зверские убийства в лагерях для беженцев. Хотя резолюция  № 425 потребовала немедленного и  безоговорочного вывода израильских  войск с оккупированных территорий южного Ливана, Израиль не подчинился этому решению.
  Пик активности Совета относится к 1990–1991, когда в Персидском заливе разразился кризис. Через несколько часов  после вторжения Ирака в Кувейт 2 августа 1990 посол США Томас Пикеринг потребовал чрезвычайного заседания Совета Безопасности. Резолюция № 660 осудила вторжение, а 29 ноября 1990 резолюция № 678 разрешила отдельным странам выступить против Ирака. За ее принятие проголосовали 12 членов Совета, 2 выступили против (Куба и Йемен) и один воздержался (Китай).
  Добиваясь поддержки государств-членов, США  предприняли беспрецедентные экономические  и политические действия. Голосование  констатировало также, что с крушением  советского блока и последующим  распадом СССР Совет больше не будет  подчиняться логике противостояния двух сверхдержав.
  В конце 1991, после распада СССР, Совет  без обсуждения принял решение о  замещении Российской Федерацией места  СССР в качестве постоянного члена.
  В 1992 соглашению по Кампучии угрожал  отказ красных кхмеров выполнить  требование мандата ООН о разоружении. Каждые три месяца возобновлялись санкции  против Ирака, что не привело к  отстранению от власти Саддама Хусейна. Гражданская война в Сомали привела  к голоду сотен тысяч людей, но Совет мало что мог сделать  помимо введения эмбарго на военные  поставки. Падение коммунистических режимов в СССР и Восточной Европе повлекло за собой вспышки этнического насилия в новых независимых государствах, таких, как Грузия и Молдова, а также в Нагорном Карабахе. Совет сосредоточил свою деятельность на разрешении новых конфликтов, в первую очередь на войне в Боснии и Герцеговине. 

1. Общие сведения Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно, для этой цели
каждый из его  членов должен быть всегда представлен  в Центральных учреждениях Организации  Объединенных Наций. 31 января 1992 года в  Центральных учреждениях было впервые  созвано заседание Совета на высшем уровне с участием глав государств и правительств 13 из его 15 членов и  министров иностранных дел остальных  двух членов. Совет может проводить  свои заседания не только в централь-ных учреждениях;
так, в 1972 году он заседал в Аддис-Абебе, Эфиопия, а  в следующем году — в Панаме, Панама. Когда в Совет поступает  жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными  средствами. В некоторых случаях  сам Совет проводит расследование  и оказывает посреднические услуги. Он может назначать специальных  представителей или обращаться к
Генеральному  секретарю с просьбой произвести эти назначения или оказывать  добрыеуслуги. Он может устанавливать принципы мирного урегулирования. Если тот или иной спор приводит к боевым действиям, Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. Во многих случаях Совет давал указания о прекращении огня, которые играли важную роль в предотвращении
эскалации боевых действий. Кроме того, он направляет миротворческие силы Организации Объединенных Наций для содействия ослаблению напряженности в районах конфликтов, разъединению войск враждующих сторон и созданию спокойной обстановки, позволяющей искать пути мирного  урегулирования. Совет может принимать  решение о принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например, торгового эмбарго) или  осуществлении коллективных военных  действий.
По рекомендации Совета Безопасности Генеральная Ассамблея  может приостановить осуществление  тем или иным государством его  прав и привилегий как члена Организации, если в отношении него Совет Безопасности принял меры превентивного или принудительного  характера. Государство-член, систематически нарушающее изложенные в Уставе принципы, может быть исключено Ассамблеей из
Организации Объединенных Наций по рекомендации Совета. Государство  — член Организации Объединенных Наций, которое не является членом Совета Безопасности, может принимать участие, без права голоса, в его обсуждениях  в тех случаях, когда Совет  находит, что интересы этой страны затронуты. Государства — члены Организации  Объединенных Наций и государства, не являющиеся ее членами, приглашаются
принять участие, без права голоса, в проводимых Советом обсуждениях, если они являются сторонами в этом споре; условия  участия государства, не являющегося  членом Организации Объединенных Наций, определяются Советом. Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных  в английском алфавитном порядке. 2.Члены В состав Совета входят 15 членов:
5 постоянных  членов и 10 членов, избираемых  Генеральной Ассамблеей на двухлетний  срок. Члены Совета Безопасности  в 1999 году Страна Дата истечения  срока членства Аргентина 31 декабря  2000 года Бахрейн 31 декабря 1999 года  Бразилия 31 декабря 1999 года Габон  31 декабря 1999 года Гамбия 31 декабря  1999 года
Канада 31 декабря 2000 года Китай Постоянный член Малайзия 31 декабря 2000 года Намибия 31 декабря 2000 года Нидерланды 31 декабря 2000 года Российская Федерация Постоянный член Словения 31 декабря 1999 года Соединенное Королевство  Постоянный член Соединенные Штаты  Постоянный член Франция Постоянный член У следующих стран двухлетний срок членства истек 31 декабря 1998
года: Кения Коста-Рика Португалия Швеция Япония Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это — правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето». В соответствии с Уставом все члены
Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться  решениям Совета Безопасности и выполнять  их. Если другие органы Организации  Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять. Члены В состав Совета входят 15 членов:
5 постоянных  членов и 10 членов, избираемых  Генеральной Ассамблеей на двухлетний  срок. Члены Совета Безопасности  в 1999 году Страна Дата истечения  срока членства Аргентина 31 декабря  2000 года Бахрейн 31 декабря 1999 года  Бразилия 31 декабря 1999 года Габон  31 декабря 1999 года Гамбия 31 декабря  1999 года
Канада 31 декабря 2000 года Китай Постоянный член Малайзия 31 декабря 2000 года Намибия 31 декабря 2000 года Нидерланды 31 декабря 2000 года Российская Федерация Постоянный член Словения 31 декабря 1999 года Соединенное Королевство  Постоянный член Соединенные Штаты  Постоянный член Франция Постоянный член У следующих стран двухлетний срок членства истек 31 декабря 1998
года: Кения Коста-Рика Португалия Швеция Япония Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это — правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето». В соответствии с Уставом все члены
Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться  решениям Совета Безопасности и выполнять  их. Если другие органы Организации  Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять. 3. Функции  и полномочия
Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями: • поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и  целями Организации Объединенных Наций; • расследовать любой спор или  любую ситуацию, которая может  привести к международным трениям; • выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения; •  вырабатывать планы в отношении  определения существования угрозы миру или
акта агрессии и выносить рекомендации в отношении  необходимых мер; • призывать  членов Организации к осуществлению  экономических санкций и других мер, не связанных с применением  силы, для предупреждения или прекращения  агрессии; • предпринимать военные  действия против агрессора; • выносить рекомендации относительно приема новых  членов и условий, на которых государства  могут стать участниками Статута  Международного Суда; • осуществлять в «стратегических районах» функции
Организации Объединенных Наций по опеке; • выносить Генеральной  Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря  и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда. 4. Структура  Постоянные комитеты В настоящее время существуют два таких комитета, в каждый из которых входят представители всех государств
— членов Совета Безопасности. Комитет экспертов  по правилам процедуры (изучает правила  процедуры и другие технические  вопросы и выносит по ним рекомендации) Комитет по приему новых членов Специальные  комитеты Эти комитеты, в состав которых входят все члены Совета, учреждаются по мере необходимости и проводят закрытые заседания. • Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях
Совета вне  Центральных учреждений • Комитет  Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 985 (1995) по Либерии • Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 918 (1994) по Руанде • Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 864 (1993) о положении в Анголе •  Комитет Совета Безопасности, учрежденный  резолюцией 751 (1992) по
Сомали •  Комитет Совета Безопасности, учрежденный  резолюцией 748 (1992) по Ливийской Арабской Джамахирии • Совет управляющих  Компенсационной комиссии Организации  Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности • Комитет  Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 661 (1990) о ситуации в отношениях между  Ираком и Кувейтом Операции по поддержанию  мира
За период с 1948 по 1995 год было проведено 35 операций Организации Объединенных Наций  по поддержанию мира. Международные  трибуналы • Международный трибунал для судебного преследования  лиц, ответственных за серьезные  нарушения международного гуманитарного  права, совершенные на территории бывшей Югославии, — учрежден резолюцией 808 (1993) Совета
Безопасности; •  Международный трибунал для судебного  преследования лиц, ответственных  за геноцид и другие серьезные  нарушения международного гуманитарного  права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных  за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, — учрежден резолюцией 955 (1994) Совета Безопасности. 6. Источники: Основные сведения об 
 

Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно, для этой цели каждый из его членов должен быть всегда представлен в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. 31 января 1992 года в Центральных учреждениях было впервые созвано заседание Совета на высшем уровне с участием глав государств и правительств 13 из его 15 членов и министров иностранных дел остальных двух членов. Совет может проводить свои заседания не только в Центральных учреждениях; так, в 1972 году он заседал в Аддис-Абебе, Эфиопия, а в следующем году — в Панаме, Панама. 
Когда в Совет  поступает жалоба в отношении  угрозы миру, он сначала обычно рекомендует  сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. В некоторых  случаях сам Совет проводит расследование  и оказывает посреднические услуги. Он может назначать специальных  представителей или обращаться к  Генеральному секретарю с просьбой произвести эти назначения или оказывать  добрые услуги. Он может устанавливать  принципы мирного урегулирования. 
Если тот или  иной спор приводит к боевым действиям, Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. Во многих случаях Совет давал указания о прекращении огня, которые играли важную роль в предотвращении эскалации боевых действий. Кроме того, он направляет миротворческие силы Организации Объединенных Наций для содействия ослаблению напряженности в районах конфликтов, разъединению войск враждующих сторон и созданию спокойной обстановки, позволяющей искать пути мирного урегулирования. Совет может принимать решение о принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например, торгового эмбарго) или осуществлении коллективных военных действий. 
По рекомендации Совета Безопасности Генеральная Ассамблея  может приостановить осуществление  тем или иным государством его  прав и привилегий как члена Организации, если в отношении него Совет Безопасности принял меры превентивного или принудительного  характера. Государство-член, систематически нарушающее изложенные в Уставе принципы, может быть исключено Ассамблеей из Организации Объединенных Наций  по рекомендации Совета. 
Государство —  член Организации Объединенных Наций, которое не является членом Совета Безопасности, может принимать участие, без права голоса, в его обсуждениях  в тех случаях, когда Совет  находит, что интересы этой страны затронуты. Государства — члены Организации  Объединенных Наций и государства, не являющиеся ее членами, приглашаются принять участие, без права голоса, в проводимых Советом обсуждениях, если они являются сторонами в  этом споре; условия участия государства, не являющегося членом Организации  Объединенных Наций, определяются Советом. 
Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в английском алфавитном порядке.
Члены Совета Безопасности в 2011 году  
 
В состав Совета входят 5 постоянных членов — 
КитайРоссийская ФедерацияСоединенное Королевство,Соединенные Штаты и Франция — и 10 непостоянных членов:
В скобках указана дата истечения  срока членства
Босния  и Герцеговина (2011) Индия (2012) Нигерия (2011)
Бразилия (2011) Колумбия (2012) Португалия (2012)
Габон (2011) Ливан (2011) Южная Африка (2012)
Германия (2012)    
 
 

С 1 января 2012 года в состав Совета Безопасности войдут Азербайджан, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того. Они заменят Боснию и Герцеговину, Бразилию, Габон, Ливан и Нигерию.
  О Совете Безопасности
Председательствование в Совете Безопасности осуществляется членами Совета Безопасности поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца.
Непостоянные  члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию. На основаниипоправки к статье 23 Устава, в 1965 году число членов Совета Безопасности было увеличено с одиннадцати до пятнадцати. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов были избираны на срок в один год.
Каждый член Совета имеет один голос. Решения  по вопросам процедуры считаются  принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется  девять голосов, включая совпадающие  голоса всех пяти постоянных членов. Это  — правило «единогласия великих  держав», которое часто называется «правом вето».
В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.
Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями: 
    поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
    расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
    выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
    вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
    призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
    предпринимать военные действия против агрессора;
    выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
    осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;
    выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.  
     

    Председательствование в Совете Безопасности в 2011 году 
Программа на месяц Заявления Председателя для  прессы Заявления Председателя
Записки Председателя Итоговое  обсуждение Отчеты  о работе (2001-2010 гг.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ВВЕДЕНИЕ.
  В настоящее время в мире чрезвычайно  обострился вопрос разрешения кризисных  и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает  проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор  в значительной мере зависит от интересов  сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.
  Основными принципами международного права при  разрешении конфликта являются поддержание  мирных и добрососедских отношений  между государствами, а также  недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту  или кризису.
  В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступают два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования  силы или угрозы силой для навязывания  другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки  к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.
  В то же время принимается в расчёт и дополнительные международные  правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.
  В таких мероприятиях, в качестве первого  шага к урегулированию спора или  предотвращению его осложнения, государство  уведомляет другую сторону в споре  о том, что возникшая ситуация может нарушить существующие между  ними дружественные отношения, и  предлагает другой стороне обменяться мнениями по данному вопросу.
  Если  договорённость не достигнута, стороны  вынуждены  искать урегулирование спора путём прямых переговоров по дипломатическим  или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров не удаётся прийти к урегулированию спора, они приступают к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.
  При невозможности достичь соглашения о последующей процедуре каждая сторона в споре имеет право  искать урегулирования в одностороннем  порядке в соответствии с какой – либо одной процедурой урегулирования, рассмотренной в одном из предыдущих соглашений между сторонами. При отсутствии таких соглашений и в случае, если данный спор может представлять собой угрозу для международного мира и безопасности, стороны в споре должны передать его на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Этот орган полномочен давать сторонам рекомендации относительно надлежащей процедуры и методов урегулирования спора, а также рекомендовать целесообразные условия урегулирования.
  Алгоритм  действий в конкретном конфликте  зависит от многих факторов и требует  специального обоснования. Но теоретический  и практический интерес представляет вывод о том, что эффективность  переговоров как средств урегулирования споров и конфликтов существенно  повысится, если в основу переговоров  будет положен принцип решения  проблем, а не принцип максимизации выигрыша.
  Урегулирование  конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого  для всех основных политических сил  баланса властных полномочий в том  полиэтническом   обществе, где этот конфликт возник и развивается в форме политической борьбы.
 

  1. ПОНЯТИЕ СРЕДСТВ  МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ.
  Под средствами мирного разрешения споров понимаются международно-правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами международного права в соответствии с принципами международного  права  без  применения   принуждения в какой-либо форме.
  Что же такое международный спор. Международный спор – формально признанное разногласие между субъектами международного  права, возникающие по вопросу факта или права. Может быть двухсторонним или многосторонним, возникать в различных сферах деятельности государств в отношении толкования или применения того или иного международного  договора, ответственного конкретного государства и т.д. В каждой сфере международный спор  имеет свои особенности. Он может образоваться не сразу, а в течение длительного периода. Появление любого разногласия между государствами ещё не предполагает наличия международного спора. Признание факта существования международного спора  влечёт обязанность решать этот спор. Международные споры должны решаться мирными средствами на основе принципа мирного разрешения международных  споров.
  Принцип мирного разрешения споров – один из основных принципов международного права, в соответствии с которым государства обязаны урегулировать свои споры путём обращения к мирным средствам разрешения международных споров и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Современное международное право не признаёт возможности применения каких – либо немирных средств для урегулирования споров. Важнейшими требованиями принципа мирного разрешения споров является положение о том, что именно все без исключения международные споры должны решиться мирными средствами. Это требование распространяется на весь комплекс межгосударственных споров, независимо от предмета споров, времени и места его возникновения, степени остроты и опасности для поддержания международного или регионального мира и безопасности, что служит существенным условием для обеспечения эффективности данного принципа. Принцип мирного разрешения международных споров закреплён в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 г, Манильской декларации о мирном урегулировании международных споров, 1982 г. и многих других  документах.[1]
  Одни  способы и процедуры мирного  разрешения споров известны  международному праву с давних пор, другие появились не так давно. Однако лишь с признанием обязанности разрешения споров исключительно мирными средствами сформировалась система таких средств. Эта система нашла закрепление в ст. 33 Устава ООН. В ней перечислены такие мирные средства, как:
  -      переговоры;
  -      обследование;
  -      посредничество;
  -      примирение,
  -      арбитраж;
  -      судебное разбирательство;
  -      обращение к региональным органам и соглашениям;
  -      и иные мирные средства.
  К иным мирным средствам можно отнести:
  -      добрые услуги;
  -      механизм разрешения споров органами ООН;
  -     механизмы разрешения споров, предусмотренные специальными соглашениями.
  В практике международных отношений  могут появиться и другие процедуры. Устав ООН различает споры  юридического характера и все  остальные. При этом Статут Международного Суда ООН в ст. 36 к юридическим (правовым) спорам отнес толкование договора; любой вопрос международного права; наличие факта, представляющего нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Из такого различия исходит также Европейская конвенция о мирном решении споров 1957 года.
  Рассмотрим  подробно средства и процедуры мирного  урегулирования международных споров.   

  2. ПЕРЕГОВОРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ.
  Непосредственные  переговоры занимают особое место в системе мирных средств разрешения споров. Без переговоров по существу вообще невозможно мирное улаживание международных споров, ибо использование всех мирных средств так или иначе связано с переговорами.[2]
  Почти во всех соглашениях о мирном урегулировании международных споров переговоры признаются первым шагом для достижения цели — в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов, в Уставе ООН (ст. 33), в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1949 года, в Манильской декларации о мирном разрешении споров 1982 года и др. В решении Постоянной палаты международного правосудия по делу Мавромматиса от 30 августа 1924 г., а также в решении Международного Суда ООН по спору о праве прохода через территорию Индии от 12 апреля 1960 г. прямо указывалось, что до того, как спор станет объектом судебного разбирательства, необходимо попытаться решить его путем переговоров.
  Ведение переговоров между заинтересованными  сторонами принято именовать дипломатическим путем разрешения спорных международных вопросов. Преимущество переговоров заключается в том, что стороны, находящиеся в споре, непосредственно выясняют взаимные претензии, определяют процедуру и способы решения спорной проблемы, вырабатывают взаимоприемлемое решение.
  Переговоры  различаются по кругу участников — переговоры глав  государств, глав правительств, министров иностранных дел, глав дипломатических представительств и переговоры с участием специально уполномоченных лиц. Переговоры могут вестись официально и неофициально.
  Переговоры  различаются также по форме (устные — путем непосредственных контактов и письменные — путем обмена нотами, письмами и т.д.) и по числу участников (двусторонние и многосторонние, в том числе в рамках международных конференций).
  Международное право не устанавливает сроков продолжительности переговоров. Если речь идет о споре, угрожающем поддержанию международного мира и безопасности, то стороны должны приложить усилия к урегулированию его в кратчайший срок.
  Переговоры  могут привести к положительным  результатам при соблюдении определенных условий. Прежде всего, переговоры должны быть равноправными и вестись с учетом суверенного равенства партнеров по переговорам. Они должны вестись без предварительных условий, ультиматумов и принуждения. Для успеха переговоров необходимо наличие доброй воли спорящих сторон к разрешению обсуждаемых проблем, взаимные поиски решений, взаимные уступки и компромиссы. Благоприятное завершение переговоров возможно на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон либо на основе отказа одной из сторон от своих претензий или признания претензий другой стороны.
  Если  переговоры не привели к соглашению, стороны обязаны обращаться к  другим мирным средствам.
  Консультации, по существу, являются разновидностью переговоров. Это относительно новый способ мирного разрешения споров, его появление относится к XX столетию.
  Различаются факультативные и обязательные консультации. Факультативными являются консультации, к которым стороны прибегают в каждом конкретном случае по взаимному согласию. К обязательным относятся консультации, проведение которых обусловлено заранее в соглашении на случай возникновения разногласий между его участниками.
  В ряде многосторонних конвенций содержится обязательство проводить консультации по любому вопросу, который может  возникнуть в отношении цели или в связи с осуществлением положений конвенции, например в Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении 1972 года (ст. V), в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года (ст. IX).
  Такие консультации можно рассматривать  как наиболее раннее средство, позволяющее  предотвратить разногласия или  споры. Именно в этом ключе говорится о консультациях в Договоре о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года. В ст. III предусмотрено, что если у государства — участника  Договора имеются обоснованные сомнения относительно выполнения обязательств другим государством-участником, то оно может провести консультации с этим государством с целью устранения сомнений.
  В ряде договоров консультации прямо  предусмотрены как мирное средство разрешения споров (например, в ст. 283 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). В Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года в ст. 84 говорится: «Если между двумя или несколькими государствами — участниками настоящей Конвенции возникает спор по поводу ее применения или толкования, но просьбе любой из них между ними проводятся консультации. По просьбе любой из сторон в споре для участия в консультациях приглашается организация или конференция».
  3. ДОБРЫЕ УСЛУГИ  И ПОСРЕДНИЧЕСТВО.
  Добрые  услуги и посредничество — это мирные средства разрешения международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего, но есть и различия.
  Гаагские  конвенции о мирном решении международных  столкновений 1899 и 1907 годов в числе мирных средств разрешения споров предусматривают добрые услуги и посредничество. В них указывается, что добрые услуги и посредничество должны оказывать государства, не причастные к спору (столкновению). Третья сторона может оказывать добрые услуги или посредничество по своей инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон в споре. При этом как предложение добрых услуг или посредничества, так и отказ от них не считается недружелюбным действием (ст. 3). Добрые услуги или посредничество имеют «исключительное значение совета и не могут почитаться обязательными» (ст. 6).
  Различия  между этими двумя мирными  средствами следующие. Целью добрых услуг является налаживание контактов  между сторонами в споре с тем, чтобы побудить их вступить в переговоры. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна участвовать в переговорах и влиять на их ход. Посредничество предполагает более активное участие третьей стороны. Его целью является не только налаживание контактов между спорящими сторонами, но и достижение между ними примирения. Как отмечается в ст. 4 Конвенций 1899 и 1907 годов, «задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре». Посредник может участвовать в переговорах, активно влиять на их ход, внося предложения по существу спора. Именно поэтому для осуществления посредничества необходимо согласие обеих спорящих сторон.
  Обладая широкими правами, посредник должен соблюдать определенные обязанности: воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой; уважать суверенные права, честь и достоинство спорящих государств.
  Добрые  услуги и посредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их могут оказывать государство, международная организация, их должностные лица, частные лица, как правило, видные общественные деятели.[3]
  Государства весьма активно используют в своих  международных отношениях эти мирные средства. Это относится и к  России, которая в ХVIII-ХIХ веках выступала с предложением добрых услуг и оказания посредничества. Известны добрые услуги Правительства СССР, перешедшие в посредничество, по разрешению индо-пакистанского конфликта, приведшие к подписанию конфликтующими сторонами Ташкентской декларации от 10 января 1966 г. В 1945 году Советское правительство согласилось на посредничество Франции в переговорах со Швейцарией по поводу судьбы интернированных в ней советских граждан.
  Известен  и случай отказа СССР от предложения  быть посредником. В 1945 году японское правительство предложило СССР выступить посредником между Японией, с одной стороны, и США, Великобританией и Китаем — с другой, по вопросу прекращения войны на Дальнем Востоке. Данное предложение не имело смысла, так как  Япония отклонила требование указанных держав о безоговорочной капитуляции.
  В практике ООН с оказанием добрых услуг и посредничества очень  часто выступают Генеральный  секретарь ООН или его специальные представители, действующие на основе резолюций Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи ООН. Добрые услуги Генерального секретаря во время Карибского кризиса в 1962 году содействовали переговорам между СССР и США и привели к его урегулированию. Добрые услуги и посредничество представителя Генерального секретаря ООН сыграли важную роль в мирном урегулировании в 1988 году в Афганистане и в других международных конфликтах.
  В ст. 8 Конвенций 1899 и 1907 годов предусмотрен особый случай посредничества. Находящиеся  в споре государства избирают, каждое со своей стороны, державу-посредницу. Эти державы должны войти в  непосредственные сношения друге другом и провести переговоры по предмету спора. В этот период спорящие стороны не должны поддерживать между собой никаких контактов в отношении спора. При помощи такого посредничества был решен алжиро-марокканский спор о границе, возникший осенью 1963 года. Государствами-посредниками выступили Мали и Эфиопия.
  4. СЛЕДСТВЕННАЯ И  СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРЫ.
  Международные следственные и согласительные комиссии — органы, создаваемые спорящими сторонами на паритетных началах, иногда с привлечением третьей стороны. В ст. 33 Устава ООН эти мирные средства обозначаются терминами «обследование» и «примирение».
  Задачей следственных комиссий является точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактической стороны  дела, они предпринимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения. Выводы следственных и согласительных комиссий факультативны и не обязывают спорящие стороны. Они могут с ними согласиться или отказаться принять их. Однако существует ряд соглашений, в которых признается обязательный характер выводов таких комиссий, например в Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года (ст. 45).
  Порядок формирования и функционирования международных  следственных комиссий установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении международных  столкновений 1899 и 1907 годов (ст. 9 -35). Согласно Конвенциям, целью таких комиссий является «выяснение вопросов факта  посредством беспристрастного и  добросовестного их расследования» (ст. 9). Следственная комиссия создается  на основе особого соглашения между  спорящими сторонами, в котором должны быть точно определены подлежащие расследованию факты, установлены порядок и срок образования комиссии, объем полномочий комиссаров. В соглашении могут быть также определены место пребывания комиссии, ее право на перемещение, язык, которым она будет пользоваться, и т.д. (ст. 10). Если стороны не согласились об ином, то в соответствии со ст. 12 и 45 каждая сторона назначает в комиссию из общего списка членов Постоянной палаты третейского суда двух комиссаров, из которых только один может быть ее гражданином. Четыре члена комиссии выбирают пятого — председателя комиссии.
  В Конвенциях 1899 и 1907 годов установлены  правила следственного производства: следствие производится состязательным порядком; заседания комиссии являются, как правило, закрытыми; решения принимаются большинством голосов членов комиссии. Комиссия составляет доклад, который подписывается всеми ее членами и передается сторонам. В ст. 35 подчеркивается, что доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, не имеет характера третейского решения. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами.
  Следственная  процедура предусмотрена в Женевских  конвенциях о защите жертв войны 1949 года для расследования заявлений  одной стороны по поводу фактов нарушения  положений конвенций другой стороной.
  В практике ООН большое значение придается  работе по установлению фактов. Генеральная Ассамблея в ряде резолюций по вопросу о методах установления фактов, например в резолюции от 16 декабря 1963 г., отмечала значение следственной процедуры для мирного разрешения споров.
  9 декабря 1991 г. Генеральной Ассамблеей  была одобрена Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности. Декларация исходит из того, что при выполнении своих функций, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее необходимо иметь подробную информацию в отношении любого спора или ситуации.
  Декларация  регулирует вопросы создания миссий по установлению фактов. Решения о направлении таких миссий могут принимать Совет или Ассамблея. Для направления таких миссий на территорию любого государства необходимо предварительное согласие этого государства. Декларация рекомендует для организации и проведения миссий пользоваться прежде всего услугами Генерального секретаря, который должен составлять и обновлять списки экспертов, привлекаемых к участию в миссиях. Однако можно использовать и какой-либо специальный вспомогательный орган Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи,
  Согласительные (примирительные) комиссии возникли в  международных отношениях несколько позже, чем следственные комиссии. В доктрине отмечается, что впервые согласительная комиссия была создана по Договору между США и Великобританией 1909 года о пограничных водах между США и Канадой.
  Наиболее  подробно порядок образования и  функционирования согласительных комиссий был разработан в Общем акте о  мирном разрешении международных споров 1928 года.
  Общий акт предусматривает, что споры  между участниками акта могут  рассматриваться в постоянной или  временной специальной согласительной комиссии, создаваемой спорящими сторонами. В составе комиссии из пяти членов может быть лишь по одному гражданину спорящих сторон. Три других члена комиссии избираются с согласия сторон в споре из граждан третьих держав. Производство в согласительной комиссии состязательное, решения принимаются большинством голосов членов комиссии.
  Положения о согласительных комиссиях (примирительной процедуре) предусмотрены в значительном количестве двусторонних и многосторонних договоров и конвенций.
  В практике СССР получили развитие согласительные комиссии для 
разрешения пограничных инцидентов и конфликтов. На основе двусторонних соглашений создаются на паритетных началах согласительные комиссии в составе пограничных комиссаров (пограничных представителей), которые либо сами разрешают пограничные споры и 
инциденты, либо передают их на рассмотрение своих правительств.

  Различные варианты согласительной (примирительной) процедуры предусмотрены в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенции ООН по морскому 
праву 1982 года и др. В рамках ООН в 1995 году были разработаны Типовые правила по примирению споров между государствами (рез. ГА 50/50 от 11 декабря 1995 г). Типовые правила применимы лишь в тех случаях, когда государства в письменной форме договорились об их применении. Результаты работы созданной на основании правил комиссии по примирению носят рекомендательный характер. На различных стадиях примирения стороны могут просить Генерального секретаря ООН оказать им помощь в реализации процедуры примирения.                   

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.