На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Казахстан становления малого бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
План
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Малый бизнес…………………………………………………………4
1.1.Малое  предпринимательство. Организационно-правовые  формы предпринимательства ………………………………………………….…………4
1.2Организационно-правовые  формы предприятия…………………………….6
Глава 2.Современное предпринимательство: синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт…………………………….……………….11
2.1.Зарубежный  опыт …………………………...……….…….………………..11 
Глава3.Казахстан  –  становления  малого бизнеса……….…………………17
3.1.становления  малого бизнеса……………………………………………..…..17
3.2. Проблемы  становления малого бизнеса……………………………………22
3.3. Условия  развития малого бизнеса. …………………………...………..…..24
Заключение………………………………………………………………….…..28
Список  использованной литературы……………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Малое предпринимательство – один из ведущих  секторов, во многом определяющий темпы  экономического роста, состояния занятости  населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым  тенденциям к формированию гибкой смешанной  экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования  крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это  скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и  среднего предпринимательства –  мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил  автора выбрать для курсовой работы тему «Малый бизнес», которую он посчитал наиболее актуальной на сегодняшний  день.
    Вот одно из определений, данных известным  английским исследователем малых форм Дж. Болтоном: «Простой и даже сверх простой ответ на вопрос, почему одни фирмы большие, а другие маленькие содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает важность роли малого бизнеса в выполнении тех функций, которые малые фирмы могут выполнить эффективно, чем более крупные фирмы, т. е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупномасштабной организации». И далее поясняет: «Существуют… иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Малый бизнес
1.1.Малое предпринимательство. Организационно-правовые формы предприятия.
    Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
    Западные  экономисты определяют предпринимательство  как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем1.
    Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве  особый, связанный с риском вид  деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а  также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
    Как показывает мировая и отечественная  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
    Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
    Но  во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства  является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими следующих показателей:
    Количество занятых работников до 50 человек;
    Годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ
    Сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ;
    При определении мер поддержки субъектам  предпринимательства на уровне ЕС могут  применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут  использовать и свои показатели при  отнесении предприятий к малым. Предложенными Комиссией ЕС критериями отнесения фирм к малым предприятиям являются следующие: число занятых  работников не должно превышать 100 чел., размер собственных основных средств  должен быть менее 75 млн. ЭКЮ при условии, что доля более крупной компании в уставном капитале компании не превышает одну треть.
    Как отмечалось выше, в отдельных развитых странах количественный размер показателей  отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства может  отличаться от общепринятого в ЕС:
    Таблица 1. 

    Страна     Численность работающих     Годовой оборот
    Великобритания      24-99 (до 200 чел. в промышленности)     400 тыс. фунтов 
    Франция     не  свыше 200 (до 500 в промышленности)     ниже 200 млн. франков
    ФРГ       не более 500 (до 49 официально)     не  свыше 500 млн. ЭКЮ (менее 1 млн. марок официально)
    Швеция     до 200 чел.      
    Япония     до 100 (не свыше 300 в промышленности)     до 30 млн. иен (до 100 млн. в промышленности)
    США     не  свыше 500 чел.     не  свыше 5 млн. долларов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1.2. Организационно-правовые формы предприятия.
    Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных  Гражданским Кодексом РК, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:
    Граждане РК, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;
    Органы управления РК и субъектов РК, уполномоченные управлять государственным имуществом;
    Органы местного самоуправления;
    Общественные объединения (организации);
    Иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);
    Трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.
    Первая часть Гражданского Кодекса РК предоставляет законное право на существование следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности:
    Полное товарищество;
    Товарищество с ограниченной ответственностью;
    Товарищество с дополнительной ответственностью;
    Производственный кооператив;
    Акционерное общество;
    Рассмотрим  вышеуказанные формы подробнее.
    В целом необходимо отметить, что  хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на вклады участников уставным капиталом, которые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли путем осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности2.
    Участники обществ и товариществ имеют  право на получение информации о  деятельности этих организаций и  несут обязательства по внесению вкладов в уставной капитал и  неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну.
    Основное  различие между товариществами состоит  в том, что первые представляют собой  объединение капиталов, т. е. участие учредителей выражается прежде всего в имущественных взносах и необязательно – в личном труде, а вторые являются объединением лиц, поскольку учредители, как правило, не только участвуют в деятельности товарищества своим имуществом, но и непосредственно занимаются предпринимательством.
    Другое  существенное различие состоит в  том, что участники обществ несут  лишь риск убытков в пределах своего вклада в уставной капитал, а участники  товариществ – ограниченную ответственность  по долгам в пределах своего имущества (это правило не распространяется на вкладчиков товариществ на вере).
    Наконец, хозяйственное общество, в отличие  от товарищества, может быть создано  одним учредителем, который становится его единственным участником.
    Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное  хозяйственным товариществом или  обществом в ходе деятельности, принадлежит  ему на правах собственности.
    Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками  хозяйственных обществ и вкладчиками  в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
    Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах  с разрешения собственника, если иное не установлено законом.
    Законом может бать запрещено или ограничено участие отдельных категорий  граждан в хозяйственных товариществах  или обществах, за исключением открытых акционерных обществ.
    Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных  товариществ и обществ, за исключением  случаев, предусмотренных Гражданским  Кодексом РК и другими законами.
    Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные  права, либо иные права, имеющие денежную оценку.
    Хозяйственные товарищества, а также общества с  ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.
    Полное  товарищество. Каждый из участников товарищества, а их не может быть менее двух, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность от имени товарищества, т. е. таковая деятельность товарищества признается деятельностью самого полного товарищества. Именно поэтому фирменное название полного товарищества должно содержать имена.
    Как уже говорилось, участники полного  товарищества несут полную ответственность  по долгам товарищества. Это означает, что при недостатке имущества  при погашении долгов кредиторы  имеют право требовать удовлетворения от любого из участников, всех вместе или  каждого в отдельности. Причем товарищи несут ответственность в пределах всего своего личного имущества. Любые соглашения об ограничении  или устранении ответственности  участников полного товарищества являются незаконными.
    Подобная  ответственность делает полное товарищество весьма привлекательным для кредиторов. Отношения же между товарищами строятся прежде всего на взаимном доверии.
    Для управления деятельностью полного  товарищества необходимо согласие всех участников. Участник полного товарищества может быть исключен из его состава  не иначе, как по решению суда на основании единогласного решения остальных участников и только при наличии серьезных к тому оснований.
    Полное  товарищество создается и действует  на основании учредительного договора, который подписывается всеми  участниками товарищества3.
    Товарищество с ограниченной ответственностью. Такое название носит организация, уставной капитал которой разделен на доли участников, не отвечающих по долгам общества. Они несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов4. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
  По этой  причине законодательство устанавливает  определенные требования к размеру  их уставного капитала, так как  именно он определяет тот минимальный  размер имущества, который удовлетворяет  интересам кредиторов.
    Учредительными  документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный  договор и устав, утверждаемый учредителями лишь после подписания ими учредительного договора. Если общество учреждается  одним лицом, единственным учредительным  документом является устав.
    Товарищество с дополнительной ответственностью. Это – разновидность товарищество с ограниченной ответственностью, которая отличается лишь тем, что участники несут дополнительную ответственность по обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставном капитале. Таким образом, общество с дополнительной ответственностью занимает промежуточное положение между обществами и товариществами.
    Акционерные общества. Данным термином обозначают коммерческие организации, уставной капитал которых разделен на определенное число одинаковых долей, причем каждая доля выражена ценной бумагой (акцией).
    По  юридическому статусу акционерные  общества схожи с обществами с  ограниченной ответственностью. Однако между ними существует одно принципиальное различие: все права акционеров, а также передача и прекращение  прав связаны с владением и  передачей акций5.
    Единственным  учредительным документом является устав, в котором фиксируются  сведения о размере уставного  капитала, категориях выпускаемых акций  и порядке их размещения, структуре  органов управления и их компетенции, а также другие сведения, предусмотренные  Законом РК «Об акционерных обществах».
    Акционерное общество, подобно обществам с  ограниченной ответственностью, может  быть создано одним лицом, которое  станет единственным акционером в случае единоличного приобретения им всех акций  общества.
    Производственные  кооперативы. Эта разновидность коммерческих организаций, отличная как от товариществ, так и от обществ, основана на добровольном объединении физических лиц – граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности кооператива прежде всего личностным трудом.
    Каждый  член производственного кооператива  имеет один голос в управлении его делами не зависимо от размера  его имущественного вклада, и полученная прибыль распределяется прежде всего  с учетом трудового, а не имущественного вклада. Именно поэтому в Гражданском  Кодексе производственный кооператив охарактеризован как «артель».
    Членами кооператива могут стать юридические  и физические лица, не участвующие  непосредственно в его деятельности, но осуществляющие имущественные вклады и соответственно получающие на них  доходы.
    Члены кооператива несут ответственность  по его долгам, но не всем своим имуществом, а в размере заранее определенным в уставе.
    Единственным  учредительным документом является устав, принимаемый и утверждаемый на общем собрании членов кооператива.
    Филиалы и представительства. Филиалы вправе осуществлять все функции юридического лица или их часть, в том числе и функции представительства. Они нее являются юридическими лицами и действуют на основании положения, утверждаемого создавшим их юридическим лицом. В связи с этим филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации. Однако во избежание недоразумений с некоторыми органами государственной власти рекомендуется регистрировать их в местной регистрационной палате.
    Следует отметить, что Гражданский Кодекс требует обязательно отмечать наличие  филиалов в учредительных документах создавшего их юридического лица.
    Некоммерческие  организации. К числу подобных структур относят:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 1.
    Потребительский кооператив     Добровольное  объединение граждан и юридических  лиц на основе членства в целях  удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами  имущественных паевых взносов.
    Общественные  и религиозные организации     Добровольные  объединения граждан, в установленном  законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для  удовлетворения духовных или иных потребностей. Это - некоммерческие структуры, которые  вправе осуществлять предпринимательскую  де-ятельность только для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
    Фонд     Не  имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или  иные общественно полезные цели.
    Учреждение     Организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично. Права  учреждения на закрепленное за ним  имущество определяется в соответствии со статьей 296 Гражданского Кодекса.
    Объединения юридических лиц     Некоммерческие  ассоциации и союзы, созданные коммерческими  организациями в целях координации  их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
 
    Малым предприятие с  иностранными инвестициями считается лишь в том случае, если доля иностранного капитала в уставном фонде не превышает 25%. Вложение иностранного капитала в экономику регулируют Конституция РК, Гражданский Кодекс РК, законы об иностранных инвестициях, нормы международного права, двусторонние договоры о содействии капиталовложениям и многосторонние соглашения, связанные с деятельностью международных экономических организаций. Эта форма достаточно сложна, и поэтому требует отдельного рассмотрения. Но цель данной части работы заключается лишь в ознакомлении с основными организационно-правовыми формами.
 


    Глава2.Современное предпринимательство: синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт.
    2.1.Зарубежный  опыт
    Малое предпринимательство играет исключительно  важную роль в экономической и  социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
    Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные  там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников6. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.
    В США функционирует более 15 млн. малых  предприятий, которые производят около 40% ВВП и ? валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость  почти половины трудоспособного  населения7. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.
    В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые  производят до 50% ВВП. В сфере мелкого  и среднего бизнеса занято 2/3 всего  экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых  предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более  крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.8
    В Японии на начало 90-х гг. малые и  средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность  занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки  в розничной торговле и 62,1% - в  оптовой торговле9. 

    Малые предприятия играют важную роль в  механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено  их тесными связями с крупным  бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.10
    В рыночной экономике развитых стран  предпринимательство построено  на принципе кооперирования крупных  и малых предприятий, причем крупные  предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с  ним. Поэтому крупные и малые  предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.
    Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления  все большую роль играют специфические  потребности сравнительно небольших  групп покупателей. Удовлетворять  такой спрос могут только небольшие  фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или  даже заказной продукции это может  быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в Крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого  времени, как например, в случае с  производством медицинского оборудования фирмами Дании.
    Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция  массового производства, соответствующая  требованиям рынка; аккумулирование  значительных финансовых средств; дешевая  рабочая сила. Малые предприятия  имеют возможность быстрее и  лучше приспосабливаться к требованиям  рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое  принятие решений, в том числе  и по корректировке целей. Кроме  того, себестоимость продукции в  малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.
    Малые предприятия и их техническое  оснащение во многом зависят от крупных  производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия  выступают в качестве поставщиков  комплектующих изделий, что позволяет  им использовать специализацию и  кооперирование не только в области  производства, но и в сфере сбыта  продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия  — субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.
    Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий  получила в современных условиях система контрактных отношений  на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.
    Особенностью  малого бизнеса в развитых странах  в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой  интеграции являются финансируемый  лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга  возрасло к 2005 г. до 1 трлн долл.
    Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых  предприятий служат непременным  условием их последующего выхода на арену  самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации  и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.
    Теперь  автор считает нужным перейти  к целям и основным направлениям государственного регулирования и  содействия развитию малого предпринимательства  за рубежом.
    Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное  регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого  созданы специальные государственные  организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная  поддержка малого предпринимательства  опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему  и систему различных исследований.
    Особый  интерес государство проявляет  к той части малого бизнеса, которая  ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов  одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют  крупномасштабных, междисциплинарных  исследований, и следовательно, больших  затрат финансовых средств, которые  малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали  в современных условиях не менее  важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.
    Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет  целью:
    создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
    реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
    реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
    оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
    применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
    упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
    снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
    поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
    интенсификацию инвестиционных процессов;
    стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.
    В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства  опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные  государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной  поддержки:
    законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
    включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.
    В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.
    Государственное содействие развитию малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:
    создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
    использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
    обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
    создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
    осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
    разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
    оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
    предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.
    содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
 
    Автор рассказал о малом бизнесе  за рубежом, теперь он считает целесообразным привести некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах. 

 
 
Страны
Количество  малых и средних предприятий (тыс.) Количество  малых и средних предприятий  на 10 тыс. жителей Занято на малых  и средних предприятиях (млн. чел.) Доля малых  и средних предприятий в общей  численности занятий (%) Доля малых  и средних предприятий в ВВП (%, оценочно)
Великобритания 2630 460 13,6 49 50-53
Германия 2290 370 18,5 46 50-52
Италия 3920 680 16,8 73 57-60
Франция 1980 350 15,2 54 55-62
Страны  ЕС 15770 450 68,0 72 63-67
США 19300 742 70,2 54 50-52
Япония 6450 496 39,5 78 52-55
 
 
 
 
 
 
 
   Глава 3.Казахстан – становления малого предпринимательства.
   3.1. Становления малого предпринимательства.
   Главным принципом государственной поддержки  должно стать постепенное сокращение административно - директивного регулирования  малого бизнеса и создание наилучших  экономических и правовых условий  для нормального ведения рыночного  хозяйствования. Надо формировать стимулы  для саморазвития и улучшения  конкурентно способности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также  зарубежного опыта. Следует создать  равные хозяйственные возможности  для малых и средних предприятий, равные условия предпринимательской  деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности  и предприимчивости. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала  добросовестной конкуренции; формирования широкого слоя собственников и предпринимателей; создания развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местных уровнях; развитию приоритетных видов деятельности малого предпринимательства; накопление инвестиционных  ресурсов и использования  их в приоритетных направлениях; участия  малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в постановках  продукции и выполнения работ  для государственных нужд; модернизация производственных фондов малых предприятий, внедрение прогрессивных технологий и новой техники; устойчивому  функционированию малого предпринимательства  за счет уменьшения коммерческих и  финансовых рисков, связанных с малым  предпринимательством.
   Для реализации этих целей необходимы льготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам  и технологиям; помощь в подготовке, переподготовки и повышение квалификации руководителей, специалистов и персонала  малых предприятий; поддержка внешнеэкономической  деятельности малого бизнеса, включая  содействие его торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также  привлечение иностранных инвестиций, установление упрощенного порядка  регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности.
   На  начальных этапах становление малого бизнеса очень важное значение имеют  подготовка и повышение квалификации кадров, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение экономической  и правовой информации, консультирование, развитие системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а  также сети производственно-технической  центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования, ускорение инвестиционных процессов.
   Реальная  поддержка малого предпринимательства  стоит больше денег, которых в  государственном бюджете нет. Кредитные  же ресурсы очень не значительны. Что же касается коммерческих банков, то выдача ими льготных по срокам и  ценам кредитов должна сопровождаться предоставлением им определенных экономических  льгот. Однако коммерческим банкам сегодня  выгодней отказаться от возможных налоговых  льгот, но выдавать кредиты под более  высокий процент и на более  короткий срок. Частный капитал мажет  стать постоянным и значительным инвестиционным источником при условии  финансовых, экономических и политических гарантий стабильности нормы прибыли. В Казахстане этих условий нет, и  в ближайшие годы вряд ли будут  созданы, поэтому масштабных частных  инвестиций в производства ожидать  не приходится. 
   Несколько повысить активность можно за счет реорганизации институциональной  структуры. Но для этого необходима поддержка в сфере финансовой политики.  В частности, введении льготно налоговых  обложений  малых предприятий, создаваемых  с участием акционерного общества от участия в капитале созданных  им малых предприятий. Такая система  «ангельских обществ» функционирует  в Шотландии.
   Большая проблема – техническое отношение  малых предприятий. Многие из них  полукустарные, поэтому они не могут  решать сложные технологические  и экономические проблемы, не рационально  при этом используются трудовые,  материальные и финансовые ресурсы. В достаточно короткие сроки можно  была бы обеспечить их современным  оборудованием  -  комплектами  машин, инструментов, приборов – с  помощью конверсируемой оборонной  промышленности, обладающие высоким  научно-техническим потенциалом, а  также крупных производственно-хозяйственных  комплексов, для которых малые  предприятия могли бы стать поставщиками комплектующих элементов готовых  продукций.
   Это позволит развивать по детальную  и технологическую специализацию,  а также обеспечить организацию  общественного производства на современной  основе. Кооперацию между крупными и малыми предприятиями может  развиваться  также в области  распространения продукции и  ремонта сложных изделий.
   Для привлечения ресурсов крупных предприятий  с целью развития малого предпринимательства  можно было бы использовать получившую широкое распространения на Западе и дающую значительный экономический  эффект систему контрактных отношений  крупных и мелких фирм («фрэнчайз»), особенно в торговле и в сфере услуг. Крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою технологическую  схему и торговую марку, при необходимости выделяет кредиты на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т. д. подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.
   Деятельнос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.