На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система Финансового Права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение
    Понятие валютного права и его место в системе права.
    Принципы и система финансового права.
    Понятие валютных отношений и валютной системы
    Место валютного права в системе российского права и законодательства.
    Валютное право в качестве самостоятельной отрасли.
    Валютное право как институт финансового права.
    Определение валютного права как комплексной отрасли законодательства.
    Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных                     операций.
Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение   
      В настоящее время Российская  наука Финансового Права переживает  период активного развития.     
    Под влиянием демократизации общественной жизни и движения страны по пути рыночной экономики изменились принципы, а также формы правового регулирования  Финансов. Это нашло отражение  в принципиально новых источниках Финансового Права, появившихся  в последние годы. В их числе  Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ.   
      Актуальность Финансового Права и в частности Валютного права проявляется и в том, что финансово-правовые знания стали наиболее востребованы практикой. Они в равной мере стали необходимы как работникам налоговых, финансовых, контрольных органов, так и бухгалтерам предприятий, предпринимателям, физическим лицам, являющимися налогоплательщиками, и т.д.   
         В связи с вышесказанным хотелось бы отметить, что по мере продвижения нашего общества по пути рыночных реформ и создания экономических основ подлинно демократического общества, возникает острая потребность в более тщательном осмыслении эволюционного развития Валютного института Системы Финансового Права. Основной целью, которого является обоснование необходимости нахождения Валютного института Финансового Права, применительно к его месту и значению, в Системе Финансового Права.   
      Целью данной работы является  исследование Системы Финансового  Права, для этого реализуются  следующие задачи: анализ взаимосвязи  её структурных элементов в  их единстве и различии, становление  её структуры, современное состояние,  и проблемы развития Системы  Финансового Права.  
Рассмотреть сущность, этапы и закономерности развития Валютного права в системе финансового права.  

        
    Понятие валютного права  и его место  в системе права.
  Понятие валютного права. До начала 90-х гг. XX в. валютное регулирование заключалось в закреплении валютной монополии государства, которая проявлялась в строгом ограничении количества участников внешнеэкономических операций, осуществлении международных расчетов только через Государственный банк СССР и Банк для внешней торговли СССР, плановом распределении валютных средств по отраслям промышленности и регионам. В качестве цели государственной валютной монополии правовая доктрина рассматривала создание условий для планирования и регулирования международных расчетов Советского Союза для обеспечения равновесия платежного баланса страны.
  Существовавший  в СССР уровень изолированности  внутреннего товарного и. денежного  рынка от мировых рынков товаров, работ, услуг и капиталов, централизация  управления валютными ресурсами государства объективно не требовали наличия развитой правовой основы регулирования валютных отношений, характерной для стран с рыночной экономикой. В правовом отношении ситуация стала меняться с принятием в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании». Указанным Законом было положено начало либерализации валютного регулирования. После распада СССР начатая либерализация в Российской Федерации была продолжена Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон РФ № 3615-1) и Федеральным законом № 173-ФЗ. Принятие указанных законодательных актов в соответствующие периоды времени главным образом обусловливалось состоянием экономики страны и выбранным направлением ее реформирования.
  В настоящее время можно констатировать, что увеличение роли валютных операций в экономическом обороте, произошедшее за истекший период построения рыночной экономики, подняло на качественно  новый уровень значение норм валютного  права. Увеличился не только объем соответствующих норм, но и возросла их способность существенным образом влиять на макроэкономическую ситуацию в стране. В современных экономических условиях создание эффективного механизма регулирования общественных отношений, возникающих по поводу проведения валютных операций (валютных отношений), является необходимым условием позитивного развития национальной экономики. Валютное право является составным и необходимым элементом этого механизма.
  По  поводу статуса валютного права  в системе права в юридической  литературе нет единого мнения. Преимущественно  предлагается рассматривать валютные отношения как составляющую предмета финансового, гражданского или предпринимательского права2. Ни один из предложенных подходов не позволяет рассмотреть отношения, возникающие по поводу проведения валютных операций, в полном объеме.
  В научных работах по теории права  широкое распространение получило деление отраслей права на базовые (первичные) и комплексные (вторичные). К базовым отраслям права относятся  конституционное право, гражданское  право, административное право, уголовное  право, а также процессуальные отрасли  — гражданское процессуальное право, административно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.
  Комплексные отрасли права формируются из норм нескольких первичных отраслей, группирующихся в обособленный комплекс норм исходя из видов общественных отношений, которые они совместно регулируют. Для формирования комплексной отрасли права необходимо наличие отдельной области общественных отношений, требующей специфического режима правового регулирования. Указанные отношения возникают по поводу наиболее социально значимых видов деятельности, что и предполагает особый подход к их правовому регулированию относительно методов, используемых в базовых отраслях права.
  Нормы комплексных отраслей права содержатся в соответствующих одноименных  им комплексных отраслях законодательства, образование которых в системе  законодательства «...является результатом, как отраслевой дифференциации правового  регулирования, так и межотраслевой  интеграции правовых норм, которая  определяется необходимостью единого  согласованного регулирования соответствующей сферы (области) государственного управления (народным хозяйством, культурой и т. д.)»1. Таким образом, к признакам комплексной отрасли права следует отнести наличие соответствующей области законодательства, которое, как правило, выражается в наличии специального законодательного акта, содержащего нормы различных базовых отраслей права.
  Наиболее  наглядными и широко признанными  в юридической литературе примерами комплексных отраслей права могут служить предпринимательское и банковское право.
  В юридической литературе наряду с  базовыми и комплексными отраслями права ряд авторов также выделяет специальные отрасли права — трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право, которые также могут принимать участие в формировании комплексных отраслей права.
С точки  зрения указанного подразделения отраслей права валютное право с полным основанием можно рассматривать как комплексную отрасль права, обладающую всеми перечисленными выше специальными признаками. Отсутствие широкого признания такого подхода можно объяснить лишь слабостью научной разработки валютного права, обусловленной его молодостью и относительной узостью регулируемых им отношений. В связи с этим валютное право в специальных учебных курсах наиболее часто рассматривается в качестве комплексной отрасли законодательства.
  Однако  эффективность правового регулирования  той или иной сферы общественных отношений определяется не только деятельностью законодателя по принятию и совершенствованию нормативных актов, но и уровнем разработки теории правового воздействия на соответствующие отношения. Система теоретических знаний, накопленных в соответствующей области права, способствует не только успешному нормотворческому процессу, но и правильному пониманию и применению норм права.
  В настоящем учебном пособии валютное право рассматривается в качестве комплексной отрасли права, регулирующей самостоятельную область общественных отношений и использующую специфический режим правового воздействия.
  Валютное  право — комплексная  отрасль права, нормы  которого направлены на регулирование общественных отношений частного и публичного характера, возникающих по поводу проведения валютных операций.
  Общественные  отношения, регулируемые валютным правом, состоят из отношений публично-правового характера, в частности отношений, возникающих в связи с валютным регулированием и валютным контролем, и отношений частноправового характера, возникающих между участниками валютных операций при их проведении.
  Таким образом, в валютном праве как  в комплексной отрасли права  присутствуют нормы различных отраслей права, преимущественно гражданского и административного. 
 
 
 
 

      Принципы  и система финансового  права
 
Принципом, лежащим в основе всего Финансового  Права, является прежде всего приоритет в области Финансовой Деятельности государства и муниципий представительных органов власти перед исполнительными органами публичной власти.   
 Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулиовании отношений в области Финансовой Деятельности - использование финансовоправовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.   
 Принцип федерализма - в соответствии с Конституцией РФ в Финансовой Деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Российской Федерации, обеспечивается при посредстве её необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации.   
 Выражается  данный принцип в том, что  в государстве теперь принимается  не закон о бюджете, а целая  серия законодательных актов  о бюджетах различных уровней,  которые только по расчетам  представляют из себя единый, консолидированный бюджет, а в  реальности являются самостоятельными  фондами денежных средств для  органов представительной и исполнительной  власти всех уровней, для каждой  территории, вплоть до бюджетов  местного самоуправления.   
 Единство Финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной Финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов, перечень налогов, устанавливается федеральным законодательством. В нем же закрепляется единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.   
 Единство  Финансовой политики требует  единой денежной системы в  стране. Она осуществляется с  помощью единой денежной единицы  - рубля, и денежной эмиссии  осуществляемой исключительно ЦБ  РФ.   
 Социальная направленность Финансовой Деятельности в РФ - выражается в сосредоточении и распределение необходимых Финансовых ресурсов на соответствующие (социальные) цели.   
 Принцип плановости - это расчет предполагаемых доходов и расходов публичных образований на следующий, за текущим, финансовый период. Наиболее отчетливо проявляется в ежегодном утверждении федерального бюджета на следующий, за отчетным, финансовый год.   
 Принцип законности - вся деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве [и муниципалитетах] регулируется нормами права т.е. федеральными законами и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами, а также международными соглашениями РФ, ратифицированными в установленном законом порядке.   
 Самостоятельность Финансовой деятельности органов местного самоуправления - органы местного самоуправления самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и исползуют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии федеральным финансовым законодательством и финансовым законодательством субъекта РФ.   
 Принцип гласности - выражается в официальном опубликовании законов, в том числе регулирующих Финансовую Деятельность. Данный принцип полуцил свое развитие и в специальном, финансовом законодательстве, а именно в БК (ст. 36) и НК (ст. 5) РФ.   
 Рассмотренные  принципы находят отражение и  закрепление в законодательных  и иных правовых актах, регулирующих  разные стороны Финансовой Деятельности  и органов местного самоуправления, своё применение в подотраслях  и институтах Финансового Права.  Помимо этого, названным подотраслям  и институтам свойственны и  особые принципы, в которых проявляется  их специфика.   
 Финансовое  Право состоит из множества  отдельных финансовоправовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе (финансовоправовые институты, подотрасли и др.). При построении системы Финансового Права, как системы юридических норм, следует исходить из учета особенностей [финансовых] отношений регулируемых этими нормами. Однако Финансовое Право не только отражает общественные отношения; его предназначение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение Системы Финансового Права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности финансовоправовой практики.   
 Система Финансового Права - 1) единство, взаимосвязь и дифференциацию финансовоправовых норм по отдельным финансовоправовым институтам, с учетом особенностей содержания, регулируемых ими, общественных отношений; 2) объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансовоправовых норм в определенной последовательности.   
 Внутри  этой единой системы финансовоправовые  нормы группируются в различные  институты и более крупные  подразделения, расположенные в  определенной последовательности (структура Финансового Права) и взаимной связи (принципы Финансового Права). Группировка финансовоправовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т.е. система Финансового Права имеет объективную основу.   
 В  системе Финансового Права находит  отражение Финансовая Система,  как объективно существующая  экономическая категория. Единство  Финансов получило правовое выражение  в Общей части. Построение Особенной  Части отражает состав Финансовой  Системы, выделения в ней нескольких  звеньев. В результате государственный  бюджет, государственный и банковский  кредит, государственное страхование  получили правовое оформление  в виде соответствующих разделов  Финансового Права.   
 Необходимость  учитывать экономические особенности  отдельных групп общественных  отношений при построении системы  Финансового Права и пользоваться  принятой систематикой Финансовой  науки не вызывает сомнений. Она  обусловлена тесной связью Финансового  Права с экономикой.   
 Однако  критерии экономического содержания  финансовоправовых норм и отношений  ни в коем случае не должны  быть единственными при установлении  системы Финансового Права. Финансовое  Право является отраслью права,  и игнорирование юридических  особенностей охватываемых им  норм в таком основном вопросе,  как вопрос о системе права  было бы непростительной вульгаризацией  и подменой права экономикой, отказом от юридических формы  этих отношений.   
 Поэтому  наряду с установлением экономических  критериев по содержанию норм  и отношений Финансового Права  и использованием систематики  науки о Финансах, в вопросе  о системе Финансового Права  необходимо исходить также из  юридических особенностей и правовых  принципов этой отрасли права.    
 Указанный  принцип построения системы Финансового  Права представляется наиболее  целесообразным в отрасли права,  в которой право так тесно  переплетается с экономикой. При  таком построении системы не  возникает опасности излишней  юридизации, отрыва правовой формы  от её экономического содержания  и в то же время сохраняется  целостность Финансового Права,  как отрасли права.   
 Право  не растворяется в экономике,  специфические особенности правового  регулирования не подменяются  простым описанием технико - экономического  содержания финансовоправовых норм.   
 Только  такое сочетание юридических  и экономических критериев может  создать условия для установления  научной системы Финансового  Права.   
 Научная  обоснованность системы права,  построения её на основе объективно  существующих отношений дает  возможность наиболее правильного  применения финансовоправовых норм  и, следовательно, содействует  укреплению законности в сфере  Финансов.   
 Структура Финансового Права - это расположение его структурных элементов относительно единства и различия регулируемых ими общественных отношений.   
 Устанавливая  Систему Финансового Права, следует  различать Общую и Особенную  (специальную) её Части. Обоснование  необходимости их выделения является  важным достижением отечественной  правовой науки. Такое разделение  необходимо для внутреннего выявления  единства отрасли права и для  её общей правовой характеристики. Их наличие обусловлено в первую  очередь техническими причинами154. Объединение одних финансовоправовых норм в Общую Часть, а других в особенную - имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Это позволяет лучше и эффективнее пользоваться Финансовым Законодательством и содействует соблюдению законности в работе.   
 В  Общей Части должны быть сконцентрированы  правовые принципы в той или  иной мере свойственные всем  институтам этой отрасли права,  её задачи, предмет, метод, должна  быть общая характеристика норм, правоотношений, актов, органов действующих  в сфере Финансового Права.  
 
 

      Понятие валютных отношений  и валютной системы
Международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом  хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. «Отдельные элементы валютных отношений появились еще в  античном мире — Древней Греции и Древнем Риме — в виде вексельного  и меняльного дела. Следующей вехой  их развития явились средневековые  «вексельные ярмарки» в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились расчеты  по переводным векселям (траттам). В  эпоху феодализма и становления  капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки».
Развитие  международных валютных отношений  обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением  международного разделения труда (МРТ), формированием мировой системы  хозяйства, интернационализацией и  глобализацией хозяйственных связей.
Международные валютные отношения опосредствуют  международные экономические отношения (МЭО), которые относятся как к  сфере материального производства, т.е. к первичным производственным отношениям, так и к сфере распределения, обмена, потребления. Существует прямая и обратная связь между валютными  отношениями и воспроизводством. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный  обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит  от развития экономики — национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным  отношениям, — партнерства и противоречий. Поскольку во внешнеэкономических  связях, в том числе валютных, переплетаются политика и экономика, дипломатия и коммерция, промышленное производство и торговля, валютные отношения занимают особое место в национальном и мировом хозяйстве. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала означает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операциях.
Хотя  валютные отношения вторичны по отношению  к воспроизводству, они обладают относительной самостоятельностью и оказывают на него обратное влияние. В условиях интернационализации  хозяйственной жизни усиливается  зависимость воспроизводства от внешних факторов — динамики мирового производства, зарубежного уровня науки  и техники, развития международной  торговли, притока иностранных капиталов. Неустойчивость международных валютных отношений, валютные кризисы оказывают  отрицательное влияние на процесс  воспроизводства.
Международные валютные отношения постепенно приобрели  определенные формы организации  на основе интернационализации хозяйственных  связей. Валютная система — форма  организации и регулирования  валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными  соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы.
Таким образом, мировая валютная система  преследует глобальные мирохозяйственные  цели и имеет особый механизм функционирования и регулирования, она тесно связана  с национальными валютными системами. Эта связь осуществляется через  национальные банки, обслуживающие  внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации  валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой  валютных систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.
Мировая валютная система базируется на функциональных формах мировых денег. Мировыми называются деньги, которые обслуживают международные  отношения (экономические, политические, культурные). Эволюция функциональных форм мировых денег повторяет  с известным отставанием путь развития национальных денег — от золотых к кредитным деньгам. В результате этой закономерности мировая  валютная система в XXI в. базируется на одной или нескольких национальных валютах ведущих стран (в традиционной или евро-валютной форме) или международной валютной единице (СДР, ЭКЮ, которую с 1999 г. заменяет евро).
Особой  категорией конвертируемой национальной валюты является резервная валюта, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного  паритета и валютного курса для  других стран, широко используется для  проведения валютной интервенции с  целью регулирования курса валют  стран - участниц мировой валютной системы.  
Следующий элемент валютной системы характеризует степень конвертируемости валют, т.е. размена на иностранные. «Различаются:

- свободно  конвертируемые валюты, без ограничений  обмениваемые на любые иностранные  валюты. Фактически свободно конвертируемыми  считаются валюты стран, где  нет валютных ограничений по  текущим операциям платежного  баланса, - в основном промышленно  развитых государств и отдельных  развивающихся стран, где сложились  мировые финансовые центры или  которые приняли обязательство  перед МВФ не вводить валютные  ограничения;
- частично  конвертируемые валюты стран,  где сохраняются валютные ограничения;
- неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где  для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют».
Элементом валютной системы является валютный паритет - соотношение между двумя  валютами, устанавливаемое в законодательном  порядке. При монометаллизме - золотом  или серебряном — базой валютного  курса являлся монетный паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного  паритета.
Режим валютного курса также является элементом валютной системы. Различаются  фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного  спроса и предложения валюты, а  также их разновидности.
На протяжении более 40 лет (1934-1976 гг.) масштаб цен  и золотой паритет устанавливались  на базе официальной цены золота. Эта  цена определена казначейством США  в 35 долл. за унцию в 1934 г. и сохранялась  на неизменном уровне до девальвации  доллара: в декабре 1971 г. она была повышена до 38 долл., а в феврале 1973 г. - до 42,22 долл. При Бреттонвудской валютной системе в силу господства долларового стандарта доллар служил точкой отсчета курса валют других стран.  
После прекращения размена доллара на золото по официальной цене в 1971 г. золотое содержание и золотые паритеты валют стали чисто номинальным понятием. МВФ перестал их публиковать с июля 1975 г. В результате Ямайской валютной реформы западные страны официально отказались от золотого паритета как основы валютного курса. С отменой официальных золотых паритетов понятие монетного паритета также утратило значение. В современных условиях валютный курс базируется на валютном паритете — соотношении между валютами, установленном в законодательном порядке, и колеблется вокруг него.

Элементом валютной системы является наличие  или отсутствие валютных ограничений. Ограничения операций с валютными  ценностями служат также объектом межгосударственного  регулирования через МВФ.
Что касается международных кредитных средств  обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в  соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе — женевские  конвенции (вексельная и чековая). Регламентация  международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой  валютной систем в соответствии с  Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.
Регулирование международной валютной ликвидности  как элемента валютной системы сводится к обеспеченности международных  расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) — способность страны (или  группы стран) обеспечивать своевременное  погашение своих международных  обязательств приемлемыми для кредитора  платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства МВЛ означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой экономики международными резервными активами. В аспекте национальной экономики страны МВЛ употребляется  как показатель ее платежеспособности. МВЛ включает четыре основных компонента: официальные золотые и валютные резервы страны, счета в СДР  и ЭКЮ, которые с 1999 г. заменены на евро, резервная позиция в МВФ (право страны-члена на автоматическое получение безусловного кредита  в инвалюте в пределах 25% ее квоты). Показателем МВЛ обычно служит отношение  официальных золотовалютных резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограничена, т.к. он не учитывает все предстоящие платежи по некоммерческим услугам и финансовым операциям, связанным с международным движением капиталов и кредитов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.