На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие социальной перцепции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Понятие социальной перцепции

 
Содержание 

Введение
Глава 1. Понятие социальной перцепции
Глава 2. Межличностная  перцепция
2.1 Содержание и эффекты  межличностного восприятия
2.2 Точность межличностной  перцепции
2.3 Межличностная аттракция
Глава 3. Механизмы взаимопонимания  в процессе общения
Заключение
Список  используемой литературы
 
Введение 

Социальная психология - наука, изучающая механизмы и  закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью  в социальные группы и общности, а также психологические особенности  этих групп и общностей
Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология - как раздел этой науки, имеющий  дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем  систематического наблюдения. Социальными  психологами такие общие законы разрабатываются для описания и  объяснения человеческого взаимодействия.
Это традиционное видение  научного закона повторяется в том  или ином виде во всех фундаментальных  трактовках целей и задач психологической  науки.
Социальные психологи  хотят раскрыть причинные связи  с тем, чтобы установить основные принципы, который объяснят социально-психологические  феномены.
Само сочетание  слов "социальная психология" указывает  на специфическое место, которое  занимает эта дисциплина в системе  научного знания. Возникнув на стыке  наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет  свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной  части. Такая неоднозначность положения  научной дисциплины имеет много  различных причин. Главной из них  является объективное существование  такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой "психологический" аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.
С другой стороны, в  ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения  и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Актуальность темы обусловлена тем, что процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Объектом  исследования настоящей работы является взаимодействие людей между собой посредством перцептивной стороны общения.
Предмет исследования - социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.
Целью работы является изучение структуры и механизмов социальной перцепции. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие социальной психологии, изучить перцептивную сторону общения, а также ее структуру и механизм.
Практическая  значимость данной работы заключается в том, что подробное изучение социальной психологии и социальной перцепции, как ее аспекта позволяют лучше понимать механизмы, которые работают в социально среде.
 

Глава 1. Понятие социальной перцепции 

Возникновение и  успешное развитие межличностного общения  возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства  друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих  себя, во многом определяет процесс  общения, отношения, складывающиеся между  партнерами, и способы, с помощью  которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс  познания и понимания одним человеком  другого выступает как обязательная составная часть общения, условно  она может быть названа перцептивной стороной общения.
Человек не может  жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт  с окружающими нас людьми, формируем  межличностные взаимоотношения, целые  группы людей образовывают связи  между собой и таким образом  каждый из нас оказывается субъектом  бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как  мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной  оценки формируется определенное отношение  к собеседнику, и делаются отдельные  выводы о его внутренних психологических  свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения  и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.
Социальная перцепция - процесс, который возникает при  взаимоотношении людей друг с  другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.
Процесс социальной перцепции является сложной и  разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов  постижения людьми друг друга как  восприятие, познание, понимание и  изучение. Термин "восприятие" не является наиболее точным при определении  формирования представления наблюдателя  о своем собеседнике, так как  это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется  такая формулировка как "познание другого человека" (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.
Специфика познания человеком другого человека заключается  в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о  намерениях, способностях, эмоциях  и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех  отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает  еще более значительный смысл  последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно  участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные  действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Социальную перцепцию  определяют как восприятие внешних  признаков человека, сопоставление  их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и  поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание  в зависимости от этой оценки и  произведенного объектом впечатления  определенного отношения в эмоциональном  и поведенческом аспекте. Этот процесс  познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного  отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может  быть условно назван перцептивной стороной общения.
Существуют основные функции социальной перцепции, а  именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания  и установление определенных эмоциональных  взаимоотношений. Взаимопонимание  это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия.
Эмпатия - способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.
Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения  между субъектом восприятия и  объектом восприятия.
Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает  индивид, он может воспринимать и  познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей  или иной группы. Когда субъектом  восприятия выступает группа, то тогда  процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих  членов, а также может оценивать  членов другой группы и саму иную группу в целом.
Существуют следующие  социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о  самом себе (Я - концепция), о партнере по общению (Ты - концепция) и о группе, к которой принадлежит или  думает, что принадлежит индивид (Мы - концепция). Познание себя через  другого возможно через сравнение  себя с другим индивидом или через  рефлексию. Рефлексия это процесс  осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между  участниками общения достигается  определенный уровень взаимопонимания.
Социальная перцепция  занимается изучением содержательного  и процессуального компонентов  процесса общения. В первом случае изучаются  атрибуции (приписывания) различных  характеристик субъекту и объекту  восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).
В целом процесс  социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном  контексте и находится под  влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.
Все сказанное означает, что термин "социальная перцепция", или, в более узком смысле слова, "межличностная перцепция", "восприятие другого человека" употребляется  в литературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние  исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным  сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем плане  можно сказать, что восприятие другого  человека означает восприятие его внешних  признаков, соотнесение их с личностными  характеристиками воспринимаемого  индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
 

Глава 2. Межличностная  перцепция 

Поскольку человек  вступает в общение всегда как  личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960. С.180). Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Представление о  другом человеке тесно связано с  уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной  стороны, богатство представлений  о самом себе определяет и богатство  представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно  раскрывается другой человек (в большем  количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и  представление о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском  уровне был поставлен Марксом, когда  он писал: "Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку". По существу ту же мысль, на уровне психологического анализа, находим у Л.С. Выготского: "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других" (Выготский, 1960.С. 196). Как мы видели, сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ "генерализованного другого". Однако если у Мида этот образ характеризовал лишь ситуацию непосредственного взаимодействия, то в действительности, по мысли Б.Ф. Поршнева, "Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений" (Поршнев, 1968. С.79).
Если применить  это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление о себе через  представление о другом формируется обязательно при условии, что этот "другой" дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид "соотносит" себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.
Однако в эти  процессы включены как минимум два  человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление  себя с другим осуществляется как  бы с двух сторон: каждый из партнеров  уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения,
Термин "идентификация", буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный  эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания  другого человека является уподобление  себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях  взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение  о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить  себя на его место. В этом плане  идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания  другого человека. Существует много  экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его  роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между  идентификацией и другим, близким  по содержанию явлением - эмпатией.
Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное "понимание". Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько "прочувствуется". Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот "другой". Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет "принятие в расчет" поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей", но действуя по-своему.
Впрочем, оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, "другой", т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания  друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом  того, как он воспринимается партнером  по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, "глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя" (Кон, 1978.С. НО).
Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце  прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально "каким его сотворил Господь Бог"); Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три "позиции" со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри. В принципе, конечно, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух ступеней этого процесса. Г. Гибш и М. Форверг воспроизводят предложенные модели рефлексий в общем виде. Они обозначают участников процесса взаимодействия как А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадического взаимодействия может быть представлена следующим образом (Гибш, Форверг, 1972).
2.1 Содержание и эффекты  межличностного восприятия 

Рассмотренные механизмы  взаимопонимания позволяют перейти  к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можно разделить  на два больших класса:
1) изучение содержания  межличностной перцепции (характеристики  субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);
2) изучение самого  процесса межличностной перцепции  (анализ ее механизмов, сопровождающих  ее эффектов).
Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).
Особая отрасль  социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует  именно эти процессы (Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток "рядового человека", "человека с улицы" понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.
Мера и степень  приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной "желательности" или "нежелательности". В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение  есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче  поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает  много различных интерпретаций  и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно  так же и во втором случае: под  социально "желательным" понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально "нежелательное" поведение) диапазон возможных объяснений расширяется. Этот вывод близок рассуждению С.Л. Рубинштейна о "свернутости" процесса познания другого человека в обычных  условиях и его "развернутости" в случаях отклонения от принятых образцов.
В других работах  было показано, что характер атрибуций  зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях  избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам) (Келли, 1984. С.129). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия "винит" в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель "винит" за неудачу прежде всего самого исполнителя (Андреева, 1981. С.35-42). Особый интерес также представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события, что тоже имеет место при познании человека человеком (Муздыбаев, 1983).
На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о  том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. И хотя этот вывод не разделяется  всеми исследователями (некоторые  полагают, что нельзя полностью отождествлять  атрибутивный процесс и процесс  межличностного познания), важность открытия явления атрибуции очевидна для  более углубленного представления  о содержании межличностного восприятия.
Дополнительные знания были получены и о том, что процесс  этот определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в  большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда "сфера" приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимущественно психологические  характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый "простор" для приписывания. Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия. В одном из экспериментов регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составлена из "любимых", а другая - из "нелюбимых" детей. Хотя "любимые" (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а "нелюбимые" выполняли его корректно, воспринимающий приписывал положительные оценки "любимым", а отрицательные - "нелюбимым".
Это соответствует  идее Ф. Хайдера, который сознательно ввел в социальную психологию правомерность ссылок на "наивную" психологию "человека с улицы", т.е. на соображения здравого смысла. Согласно Хайдеру, людям вообще свойственно рассуждать таким образом: "плохой человек обладает плохими чертами", "хороший человек обладает хорошими чертами" и т.д. Поэтому приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: "плохим" людям всегда приписываются плохие поступки, а "хорошим" - хорошие.
Правда, наряду с  этим в теориях каузальной атрибуции  уделяется внимание и идее контрастных  представлений, когда "плохому" человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает  себя по контрасту как носителя самых  положительных черт. Все подобного  рода экспериментальные исследования поставили чрезвычайно важный вопрос более общего плана - вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна  эта роль при формировании первого  впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах  А.А. Бодалева (Бодалев, 1982). Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимости "идти до конца" в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок - о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
Подобного рода исследования пытаются найти ответ на вопрос о  роли характеристик воспринимающего  в процессе межличностного восприятия: какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т.д. Другой ряд экспериментальных исследований посвящен характеристикам объекта восприятии. Как выясняется, от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенности различных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего "раскрытия" себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко ("он - скрытный", "он - себе на уме" и т.д.). Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия.
Чтобы обеспечить такое  прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в  расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных "эффектов", возникающих  при восприятии людьми друг друга. Более  всего исследованы три таких "эффекта": эффект ореола ("гало-эффект"), эффект новизны и первичности, а также  эффект, или явление, стереотипизации.
Сущность "эффекта  ореола" заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого  через направленное приписывание ему  определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффект ореола проявляется  при формировании первого впечатления  о человеке в том, что общее  благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных  качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление  способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях  установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда  суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.
Тесно связаны с  этим эффектом и эффекты "первичности" и "новизны". Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе - сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе - то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название "эффекта первичности" и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует "эффект новизны", который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.
В более широком  плане все эти эффекты можно  рассмотреть как проявления особого  процесса, сопровождающе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.