На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Художественно эстетическое развитие дошкольников (по программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ
ВОЛЬСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Ф.И. ПАНФЕРОВА 
 
 
 
 
 
 

ПИВОВАРОВА  АНДЖЕЛА  
 
 

     Художественно – эстетическое развитие дошкольников (по программе  И.А. Лыковой «Цветные ладошки») 

Выпускная квалификационная работа
Специальность «Дошкольное образование» 
 
 
 
 

Научный руководитель:
Визгалова Татьяна Михайловна,
преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вольск 2011 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..5
    1.1 Понятие  художественно-эстетической деятельности……………..5
     1.2.Лепка,  как один из видов художественно-эстетической  деятельности…………………………………………………………….…….13
     1.3. Анализ программы художественного  воспитания, обучения и развития  детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова)………….22 

 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………...29
     2.1. План работы кружка «Веселая  мастерская»……………………..29
     2.2. Описание работы кружка «Веселая  мастерская»…………………37 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...41
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….43
     ПРИЛОЖЕНИЕ  1. Лепка (коллективная композиция) «Плавают по морю киты и кашалоты…»…………………………………………………….47
     ПРИЛОЖЕНИЕ  2.Лепка (сюжетная)«Загорелые человечки на пляже».50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
     Воспитание  детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического  отношения к окружающему, потребность  проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации) могут быть эффективными при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, в танце, в игре.
     Теория  и практика воспитания в дошкольных учреждениях показала, что художественно-эстетическая деятельность оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
     Подтверждение этому мы находим в работах  отечественных педагогов и психологов Н.А. Ветлугиной, Б.М. Теплова, Г.Г. Григорьевой, Т.Г.Казаковой и др.
     Все это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников (по программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки»)».
     Объект  исследования:  образовательный процесс в ДОУ.
     Предмет исследования: художественно-эстетическое развитие дошкольников.
     Цель: раскрыть теоретические и практические аспекты художественно-эстетического развития дошкольников.
     Задачи  исследования:
     - раскрыть понятие художественно-эстетической  деятельности;
     - рассмотреть лепку, как средство художественно-эстетического развития;
     -  проанализировать задачи и содержание  Программы художественного воспитания, обучения и развития детей  2-7 лет «Цветные ладошки» (автор 
     И.А. Лыкова);
     - описать опыт планирования и  работы кружка по лепке «Веселая мастерская».
     Методы  исследования: проводился теоретический и сравнительный анализ педагогической, специальной литературы по проблеме; изучались работы  исследователей и педагогов-практиков; учебники и учебные пособия.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.   
 
 
 
 
 

     1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     1.1. Понятие художественно-эстетической  деятельности 

     Эстетическое  освоение действительности, не может ограничиться чувственным ее познанием, обобщением. Роль преобразующей практической деятельности исключительно велика. Особо значимым видом эстетической деятельности является художественная.
     Художественная  деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства [22, с.3].
     Эстетическая  деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца» [37, с.17].
     В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы [19, c.54].
     Художественный образ - это конкретно чувственное и, в то же время, обобщённое видение и воссоздание жизни, которое обогащено эмоционально-эстетической оценкой художника. У человека, воспринимающего художественный образ, эстетическая реакция может изменяться в зависимости от жизненного опыта, психологической установки, знаний специфики данного вида и жанра искусства, особенностей изобразительного «языка» [22, с.4]. При восприятии художественного образа особая роль принадлежит воображению и образному мышлению. А. И. Буров, Б.С. Мейлах, Б.Т.Лихачёв указывают, что развитие образного мышления может идти от простого образа-представления к эстетическому обобщению; от восприятия цельного образа как единичного явления - к пониманию содержащихся в нём обобщений, раскрытию их внутреннего, глубинного смысла [15, с.37].
     Исследования  Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой,
       Л.А. Парамоновой, Р.М. Чумичевой показывают, что художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний [8,15,12,34,44]. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
     В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
     Наиболее  эффективный путь подготовки к художественной практической деятельности - обучение. Если оно построено с учетом особенностей каждого вида искусства, то оно способствует развитию художественных способностей. Развитие ощущений, восприятий, представлений, оценочного отношения наиболее полно, основательно осуществляется в процессе практической деятельности.
     Художественная  деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Л.С Выготский, B.C. Мухина) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта [13, с.137].
     Дошкольник  в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
     Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
     Как указывает Т.Г. Казакова эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности [13, с.139]. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом. Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
     По  мнению И.А. Лыковой модель   эстетического   отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
     1. Способность эмоционального переживания.
     Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.
     2. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). 
Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

     3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество) [22, с.6].
     В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий  характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности. По мнению И.А. Лыковой среди методов эстетического воспитания особое место занимают следующие:
     - метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
     - метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной    отзывчивости    на прекрасное в окружающем мире;
     - метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
     - метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
     - метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
     - метод разнообразной художественной практики;
     - метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
     - метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
     - метод эвристических и поисковых ситуаций [22, с.7].
     Интеграция  разных видов искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями (Лыкова 2007:7).
     Среди многообразных видов художественной деятельности особое значение имеет изобразительная деятельность.
     Основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:
    личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
    развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
    создание художественного образа — личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
    синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т.е. акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза: 1) музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель); 2) изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель); 3) музыка, художественная литература; театрализованная деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);
    изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание [10, с.79].
     Т.Г. Казакова считает, что для развития художественного творчества необходимы определенные условия:
     а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
     б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
     в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
     г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
     д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью [12, с.24].
     Таким образом, уже в дошкольном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного.
     Успешность  художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У них постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным положительным результатам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Лепка как один  из видов  художественно  - эстетической деятельности 
 

     Уникальная  методика лепки из глины проста в  освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (особенно у взрослых), с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.
     Как указывают В.В. Косминская и Н.Б. Халезова руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого [19, с.53].
     Лепка - один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
     По  своему содержанию занятия лепкой должны развивать художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной, а также умение планировать творческий процесс каждым участником кружка.
     Каждый  вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. По мнению Г.Г. Григорьевой только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление [10,с.19]. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить "настоящие" орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт дошкольников. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее — нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг также, как и мускулы, развивается, когда его тренируют [10, с.21].
     Своеобразие лепки заключается в том, что  дети учатся объемному способу изображения  предметов. Вылепленные предметы можно использовать в игре, они являются как бы маленькими копиями настоящих вещей и в игре используются как их заместители. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими "как настоящий", если вылеплен, а не нарисован.
     Основным  изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации. И только в конструировании из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.
     Цвет  так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, а деревья в саду Кощея Бессмертного они лепят черного цвета. Для лепки кукол ребята выбирают приятные для глаза цвета. Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если представится выбор — лепить из однотонного пластилина или из цветного, — ребенок всегда предпочтет цветной.
     Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в доизобразительном периоде развития, и в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действия. Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках  взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте. К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке [10, с.23].
     Многие  авторы, среди которых В.Б. Косминская, Н.Б.Халезова, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова рекомендуют в детском саду проводить  лепку с натуры, лепку по памяти и лепку по замыслу [10,12,19]. Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи. В процессе лепки с натуры надо научить видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки, только те, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной; пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции.
     В лепке по памяти надо уметь иногда в очень короткий промежуток времени рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.
     В лепке по замыслу стоит задача, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного или прочитанного, выбрать тему, продумать ее сточки зрения выразительности образов, композиции, определить последовательность и приемы выполнения [10,12,19].
     Остановимся на материалах и оборудовании, используемых в лепке.
     Успехи  детей на занятиях лепкой во многом зависят от того, какими пластическими  материалами они пользуются. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо почувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступным ему по физическим возможностям и приятным для работы.
     Глина - самый доступный природный материал для занятий лепкой в любом возрасте. Мягкость глины дает возможность использовать ее на занятиях с самыми маленькими детьми. Глина - целебна, ее применяют и внутренне и наружно, это самый безопасный материал. Практически глина встречается почти во всех местностях, и запасти ее не представляет трудности.
     Найдя глину, ее нужно попробовать на лепкость. Если смоченный кусочек глины растягивается между большим и указательным пальцем, не рвется, то глина пригодна для лепки. Глину хранят в сухом виде. К работе ее готовят за неделю. Куски глины кладут в ведро и заливают водой так, чтобы верх оставался сухим, на следующий день глина осядет, размягчеет и вода накроет ее сверху. Воду нужно слить, а глину оставить на три-четыре дня подсохнуть. После этого глину замешивают, как тесто. Для того чтобы она стала вязкой, ее отбивают. Нужно взять небольшой комок глины и с большой силой кинуть его в таз, стоящий на полу. От удара структура глины изменяется, и она становится пригодной для лепки. Отбитую глину лучше всего скатать в шары величиной с кулак и завязать в два полиэтиленовых мешка. Готовую к лепке глину можно хранить в течение месяца. На занятии воспитатель раздает детям глину, скатанную в шар и покрытую мокрой тряпочкой. В работе с этим материалом нельзя использовать каркасы, так как глина при высыхании дает усадку. При работе все детали примазываются смоченным водой пальцем или мокрой тряпочкой, шероховатости убирают стекой и заглаживают пальцами. Вылепленные работы просушивают в течение недели вдали от окна и сквозняков.
     Пластилин - это искусственно созданный материал из сочетания глины, воска, масел и красителей. Пластилин - материал упругий и перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять. Лучше всего это делать в теплой воде. Пластилин бывает однотонный и цветной. Однотонный пластилин используется в скульптуре, он помогает понять целостность формы, а цветной помогает передать реальный цвет изображаемого предмета и сделать вещь более выразительной. Пластилин можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Использовать лучше отечественный пластилин ленинградского производства, он более пластичный и лепкий. Импортный пластилин имеет слабую лепкость, детали отваливаются, их трудно примазать. Недостатком его являются и слишкомкрикливые ненатуральные цвета. Вещь, вылепленная из пластилина, должна иметь хорошо заглаженную поверхность, что достигается с помощью пальца, смоченного водой (тогда поверхность становится как бы полированной, блестящей). И в процессе самой лепки пальцы или изделие следует смачивать, тогда лепить из пластилина приятно и легко. Готовое изделие можно окунуть в парафин, разогретый на водяной бане. Это сглаживает все шероховатости, придает изделию завершенность, и оно хорошо сохраняется в течение многих лет. Работа с парафином требует быстроты, иначе пластилин в нем расплавится, а плохо разогретый, непрозрачный парафин покроет изделие беловатой коркой. Работать с парафином несложно и безопасно, так как температура плавления у него низкая, но все же обрабатывать парафином вещи должен воспитатель.
     Если  имеется мука, непригодная к употреблению для еды, ее можно использовать для приготовления теста для лепки. Это мягкий, приятный для рук пластичный материал, шероховатости сглаживаются сами при высыхании фигурки. У этого материала прекрасная лепкость, поэтому он очень удобен в работе с младшими дошкольниками. Розовые свинки, птички, мышки, зеленые лягушки, тритончики, крокодильчики, желтые колобки, оранжевые морковки - все это доступно для лепки малышей. Тесто — единственный живой материал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка "подходит" и выравнивает форму вылепленной вещи. Можно приготовить тесто любых цветов и оттенков. Первый вариант приготовления теста: смешать стакан муки и стакан соли, добавить треть стакана воды, в котором размешана половина чайной ложки маргарина и цветной гуаши. Гуашь можно заменить высохшим фломастером, если его волокна вскипятить в воде с маргарином, затем вынуть их, залить муку и быстро замесить тесто. Если тесто липнет к рукам, надо повалять его в муке и снова помять. То же самое нужно сделать, если тесто используется для лепки через несколько дней. Второй вариант: стакан воды, столовую ложку маргарина, щепотку соли и краситель вскипятить, добавить три стакана муки и быстро замесить тесто. Должна получиться консистенция пресного теста для пирогов. Лучше всего сразу использовать его в лепке. Высохшую фигурку можно раскрасить гуашевыми красками.
     Мокрый  песок — любимый материал для лепки у детей любого возраста. Он позволяет лепить грандиозные фигуры, без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно лепить дворцы, машины, корабли, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками и пр.
     Зимой в теплую погоду можно использовать для лепки свежевыпавший снег. Это материал очень лепкий и позволяет лепить крупные выразительные фигуры с мелкими деталями (слонов, зайчиков, снегурочек, снежную королеву, кота в сапогах, рыбу-кита и все дымковские игрушки). Для раскраски подойдут все засохшие гуашевые краски, чернила, старые фломастеры, а для инкрустации — камешки, палочки, пуговицы, косточки от ягод и фруктов. Во время лепки из снега у детей рождаются фантастические образы и нет никакой задержки при их воплощении — материал под руками и места много. Здесь нет требований соблюдать чистоту, можно работать коллективно и индивидуально, и никто не регламентирует фантазию. Дается полный простор для творческого воображения и игровых ситуаций.
     Головки репейника — круглые, за все цепляющиеся шарики — являются прекрасным материалом для лепки в летнее время. Использовать их нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Репьи идут для лепки фигур большого размера, без мелких деталей (медвежата, слоны, белки, зайчики). Вылепленные из репьев игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года. Лепкой из репьев можно заниматься на прогулке и на занятии в групповой комнате.
     Бумажная  масса. Когда ничего под руками нет, дети могут лепить из размоченной газетной бумаги, в которую можно добавить немного клейстера. Лепить можно овощи, фрукты, животных и другие несложные вещи. Высохшие игрушки нужно раскрасить гуашью, а потом покрыть их лаком, клеем или парафином. Бумажную массу можно использовать в качестве каркаса для лепки из пластилина в целях его экономии.
     Современная промышленность предлагает несколько видов пластических масс для детского творчества, но все они являются искусственными материалами и, кроме того, мало применимы в массовой работе с детьми.
     Вспомогательные материалы. К ним, прежде всего, относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которые скрепляют детали, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, вырезанные формочки из яичной тары, скорлупа орехов, целлулоидные формочки для конфет и другой пригодный материал. Детей нужно приучать к экономному использованию материалов. Иногда лепные работы украшаются инкрустацией. Это может быть бисер, гранулы цветного полиэтилена, бусинки, семена растений. Во время лепки возникает необходимость в дополнительных материалах — нужны "волосы" для Бабы Яги, иголки для ежика и пр. Воспитатель должен иметь коробку, где хранятся мотки мочалки, проволока, различные формочки, пуговицы, сосновые иглы. Все это должно храниться в порядке, чтобы у детей воспитывалась культура труда.
     Свои  работы дети лепят на дощечках. Это могут быть аккуратно выпиленные и зашкуренные фанерки, пластмассовые пластины, квадраты из линолеума. Старшим дошкольникам удобнее пользоваться настольными станками с вращающимся кругом, чтобы во время лепки рассматривать и лепить свою работу со всех сторон. В процессе лепки дети пользуются стеками. Это палочки, с одной стороны заостренные, с другой заточенные в виде лопаточки или ножичка. Стеки свивают и из стальной проволоки в виде узкой петли, чтобы снимать лишнюю глину. Для штампиков можно использовать палочки разнообразного диаметра или пеналы от фломастеров. На каждом столе должны стоять две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином [10,12,19].
     Наличие разнообразного материала, удобное  оборудование привлекают детей к занятиям лепкой и дают им творческую свободу.
     Таким образом, лепка в детском саду одно из средств художественно - эстетического развития ребенка – дошкольника. 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Анализ Программы  художественного  воспитания,
     обучения  и развития детей 2-7 лет 
     «Цветные  ладошки» (автор И.А. Лыкова) 

     Авторская Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет  «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности)(2007 г.) создана кандидатом педагогических наук Ириной Александровной Лыковой. Программа представляет собой оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности [21].
     В основе программы лежит триединая  составляющая:
     Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход.
     Системность. Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду.
     Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями – учебно – методическими, дидактическими, практическими.
     Целью программы является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
     Программа решает целый комплекс задач, среди них:
     1. Развитие эстетического восприятия  художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
     2.Создание  условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
    Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
    Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
    Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
    Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
    Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
    Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
     Программа «Цветные ладошки» опирается на общепедагогические и специфические дидактические  принципы.
     Среди общепедагогических      принципов, обусловленных единством учебно-воспитательного пространства ГОУ, выделим:
     - принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
     - принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
     - принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
     - принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
     - принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
     - принцип развивающего характера художественного образования;
     - принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
     - принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
     Специфические принципы, обусловленны особенностями художественно-эстетической деятельности:
     - принцип эстетизации   предметно-развивающей среды и быта в целом;
     - принцип   культурного   обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
     - принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
     - принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
     - принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
     - принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
     - принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
     - принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
     - принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
     В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
    формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
    создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
     3)ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
     В программе представлена система  занятий по изобразительной деятельности в ГОУ: виды занятий и количество учебных часов, см. табл. 1.
     Таблица 1
     Система занятий по изобразительной деятельности в ГОУ: виды занятий и количество учебных часов 

Группа  ГОУ Виды  изобразительной деятельности Кол-во часов
Лепка Аппликация
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.