На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ЦБ РФ в экономике страны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ
     Банк  России является важнейшим звеном в  системе государственного регулирования  экономики. Ведь эффективная деятельность Центрального банка, имеющего независимый  статус и широкие полномочия в  сфере проведения денежно-кредитной  политики, является необходимым условием обеспечения устойчивости национальной валюты, оптимальной организации платежно-расчетных отношений, стабильности банковской системы и динамичного развития экономики в условиях рыночных отношений.
     В настоящее время правовой основной деятельности Банка России является Конституция Российской   Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 года №86-ФЗ и другие федеральные законы. Основным правовым актом, регулирующим деятельность  Банка России, является Закон о Центральном банке. В нем определяется его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения  с государством и банковской системой.
     Тема « Роль Банка России в экономике страны» является актуальной, так как Банк России играет особую роль в экономической жизни страны. От того, как он осуществляет свои функции, зависит устойчивость не только российского рубля, но и национальной экономики в целом.
     Обществу  необходима стабильность денежной единицы, полная занятость населения и рост объема производства, но эти макроэкономические показатели приходят в противоречие, так как развитие производства и сокращение безработицы ведут к росту инфляции.
     Проблема  состоит в реализации Банком России своих функций таким образом, чтобы при минимальном уровне инфляции развивалось производство и создавались новые рабочие места.
     Банк  России сегодня является посредником между государством и остальной экономикой через банки. Он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью специальных инструментов, которые закреплены за ним, как правило, в законодательном порядке.
     Гипотезой исследования является предположение, что усиление роли банковского сектора во главе с ЦБ РФ позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста.
     Цель написания данной работы заключается в изучении, исследовании и определении роли Банка России для экономического развития страны.
     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:
    изучить историю возникновения  и развития Банка России;
    выявить цели, задачи  и принципы деятельности Банка России;
    изучить порядок проведения основных операций и функций Банка России;
    провести анализ актуальных аспектов функционирования  Банка России и его роль в развитии экономики страны.
     Для проведения исследования будут использованы следующие методы:
    изучение экономических явлений в их развитии и взаимосвязи;
    анализ проведения денежно-кредитной политики.
     Объектом исследования является деятельность Центрального Банка Российской Федерации.
     Предметом исследования является роль Центрального банка РФ в экономике страны.
     Задачи  дипломной  работы обусловили ее структуру. Она состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. В первой главе будут рассмотрены исторические вопросы возникновения и развития Банка России, его цели и задачи деятельности, статус Банка России. Вторая глава будет посвящена описанию основных функций и операций Банка России, осуществляемых им сегодня. Будут подробно рассмотрены функции ЦБ РФ, политика банка, проводимая с целью регулирования денежного обращения в стране, банковские операции и сделки Банка России. В третьей главе будет проведен анализ банковского сектора России в условиях кризиса и рассмотрены «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009г и период 2010 и 2011 годов».
     Материалом для написания работы послужили законодательные акты, книги, статьи, публикуемые в специальных журналах и газетах, а также информация, находящаяся на многочисленных сайтах  в Интернете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Правовой  статус, основные цели и задачи  Банка России
      Историческое развитие Центрального Банка
     Банки – непременный атрибут товарно-денежных отношений. Банки не возникли вдруг  на конкретную историческую дату, а  эволюционировали вместе с развитием денежного обращение. Идея центрального банка зародилась в условиях развитых рыночных отношений, когда стало ясно, что дальнейшее развитие экономики без центрального банка как органа государственного контроля и надзора чревато неоправданными потерями.
     Выделение из общего ряда банков одного из них  на роль центрального означало начало формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем ярусе которой  находится центральный банк, а  на нижнем – коммерческие банки  и специализированные кредитно-финансовые институты.
     История многих стран доказала, что централизованное регулирование служит обязательной предпосылкой эффективности банковской системы. С этой точки зрения создание центральных банков с функциями  регулирования кредитно-денежных отношений  явилось историческим открытием, позволившим эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.
     Центральный банк – это, прежде всего, посредник  между государством и остальной  экономикой через банки. Центральные  банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого – обособленность имущества. С одной стороны, центральный банк выступает в роли властного органа, осуществляющего от лица государства денежно-кредитную политику, с другой – в роли субъекта коммерческой деятельности. [16]
     Современная банковская система России складывалась постепенно и в своем развитии прошла трудный, тернистый путь. Это явилось отражением истории нашего государства.
     Развитие  кредитно-банковской системы России до 1917 года можно разделить на 2 этапа:
    1733-1860 года.;
    1860-1917 года..
     Первый  период характеризовался государственной  монополией в банковской сфере. Кредитная система состояла из центральных и местных казенных кредитных учреждений, осуществлявших преимущественно ипотечное кредитование (кредитование под залог недвижимости, в основном имений). Это объяснялось тем, что до середины XIX века наиболее обеспеченным золотом считалось недвижимое имущество. Государственные банки выдавали кредиты, источником которых являлись средства казны.
     Основная  особенность банковской системы  России заключалась в том, что  сначала была создана система государственных банков, а затем под эгидой Госбанка Российской империи были созданы первые частные коммерческие банки.
     Крымская  война 1853-1856 годов привела к кризису банковской системы. Было выпущено огромное количество кредитных билетов, что повлекло за собой прирост частных вкладов в государственные кредитные институты. В стране наблюдается спад торгово-промышленной деятельности, вызвавшей сокращение операций по учету векселей и выдаче ссуд под товары. В результате падения спроса на ссуды уменьшились объемы долгосрочных кредитов.
     Для улучшения положения банков в 1857 году был снижен уровень процентных ставок, что привело к оттоку средств из банков, превысившего все ожидания, и банковская система рухнула. В этих условиях было принято решение о ликвидации казенных банков и передаче их средств и обязательств новому Государственному банку Российской империи. Он был создан 31 мая 1860 года. Основой для его образования стали Государственный коммерческий банк, Заемный банк и некоторые другие кредитные учреждения.
     С образованием Госбанка Российской Империи  закончилась более чем столетняя  история дореформенной банковской системы России. Начался второй этап развития кредитной системы России, длившийся до 1917 года.
     В деятельности Госбанка Российской Империи  можно выделить 2 этапа:
    1860 - 90-е годы XIX века;
    90-е годы XIX века - 1917 год.
     В первые годы своей деятельности Госбанк  не являлся эмиссионным центром, а выпускавшиеся им кредитные билеты не были банкнотами. Главным источником ресурсов банка служили депозиты и вклады в текущие счета. Банк осуществлял преимущественно учетно-ссудные операции, покупку и продажу золота и серебра, прием вкладов.
     В 1895 - 1898 годах в России было проведена денежная реформа (реформа Витте). Она предусматривала введение 100%-го обеспечения золотом основной массы выпущенных в обращение банкнот и их свободный размен на золото. Исключительное право эмиссии банкнот и кредитных билетов было предоставлено Госбанку.
     Реформа Витте имела прогрессивное значение: с переходом к золотому стандарту в России было создана устойчивая денежная система, способствовавшая развитию промышленности и торговли.
     По  завершении денежной реформы Госбанк превратился в эмиссионный центр, приступив к выпуску кредитных билетов. Одновременно он престал привлекать средства во вклады и на текущие счета, предоставлять средства на нужды казначейства.
     В начале XX века сложилась двухуровневая банковская система. Верхний «этаж» занимал Госбанк, нижний - земельные, ипотечные коммерческие банки, страховые компании и другие, специализированные кредитно-финансовые институты (СКФИ). [20]
     Российский  бюджет был бездефицитным, т.к. казначейство располагало крупными денежными запасами, хранившимися в Госбанке.
     В России была широко развита сеть обществ  взаимного кредита и городских банков. Они функционировали в провинциальных городах, где отсутствовали филиалы коммерческих банков.
     Высокого  уровня достигла система ипотечного кредита. Она была представлена двумя государственными банками - Дворянским и Крестьянским.
     После Октябрьской революции 1917 года банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. Их содержание определялось идеологическими и экономическими воззрениями партии большевиков.
     Сразу после Октября большевики энергично  приступили к реализации идеи единого банка. Сначала они овладели Госбанком, поставив его на службу Советскому государству. В начале декабря 1917 года упразднили ипотечные банки Государственный дворянский земельный банк и крестьянский поземельный банк.
     Тогда же был принят декрет «О национализации банков», которым банковское дело объявлялось государственной монополией, а все частные банки и банкирские конторы подлежали объединению с Госбанком. В конце 1918 года акционерные капиталы бывших частных банков предаются Госбанку на основе полной конфискации. Объединенный с бывшими частными банками Госбанк стал называться Народным банком РСФСР.
     В 1917-1919 годах происходил процесс ликвидации кредитной системы дореволюционной России. В октябре 1918 года ликвидируются  общества взаимного кредита. В декабре национализируется Московский народный банк. Наконец, в апреле 1919 года Совнарком прекратил деятельность функционировавших на территории РСФСР иностранных банков.
     В итоге страна получила своеобразный «единый банк» в лице Народного банка РСФСР.
     Таким образом, с отменой частной собственности  была уничтожена и вся кредитная система. Денежная система стала неконтролируемой, а рубль - неконвертируемым. Финансовая система стала стопроцентно госмонополизированной, полностью лишив заемщиков иных источников кредита. Были ликвидированы рынок ценных бумаг, биржи, страховые общества. Курс рубля, процентные ставки назначались приказом «сверху» и колебались в пределах 0,2 -1,5%.
     В период «военного коммунизма» промышленность пришла в упадок. Предприятия безвозмездно передавали свою продукцию государству, а оно в свою очередь передавало им сырье, топливо и продовольствие. В стране обращались триллионы различных денежных знаков.
     В начале 1921 года было объявлено о переходе к новой экономической политике (НЭПу). Практически это означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания рынка, укрепления рубля, а также воссоздания банковской системы.
     Однако  во второй половине 20-х годов в  связи с отказом от НЭПа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея «единого банка». Теперь специальные банки должны были ограничить свою деятельность операциями по долгосрочному кредитованию и финансированию капитальных вложений.
     Госбанк должен непосредственно руководить всей банковской системой.
     Таким образом, закладывались организационные  основы централизованной системы, включавшей:
     1) с одной стороны, Госбанк, как эмиссионный и расчетно-кассовый центр, а также центр краткосрочного кредитования народного хозяйства;
     2) с другой стороны, специальные  банки, все более превращавшиеся  в банки долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.
     К началу 30-х годов сформировалась в общих чертах административно-коммандная система управления экономикой, что потребовало скорейшего завершения централизации банковской системы. В этих целях в 1930 -1932 годах было проведена кредитная реформа, принципиально изменившая характер кредитных отношений в стране и создавшая систему банков, не имевшую аналогов в мире.
     Таким образом, банки страны были превращены в один из обязательных и важнейших элементов административно-командной системы управления экономикой.
     В последующие десятилетия кредитная  система не подвергалась существенным преобразованиям.
     В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. Реорганизация банковской системы 1987 года предусматривала изменение ее организационной структуры, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.
     На  первом этапе реорганизации было создана новая структура государственных банков. Модель включала следующее:
    Создание двухуровневой банковской системы в составе Центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство;
    Перевод специализированных банков на полных хозрасчет и самофинансирование;
    Совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями разных отраслей хозяйства.
     Центральное место в кредитной системе  страны должен был занять Госбанк СССР. На Госбанк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой государственной денежно-кредитной политики. Была создана система банков в следующем составе:
    Государственный банк СССР (Госбанк СССР);
    Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР);
    Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР);
    Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);
    Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР);
    Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сбербанк СССР).
     Главной целью преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Благодаря специализации банков усилилась их связь с хозяйством, воздействие денежно-кредитных отношений на производство.
     На  втором этапе необходимо было решить задачи:
    Создать новый механизм денежно-кредитного регулирования, позволяющий экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного производства;
    Создать условия для свободного перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли, где их использование даст наибольший эффект.
     Для решения этих задач были изменены статус Госбанка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения Правительства и получил необходимую экономическую независимость. После приобретения Россией суверенитета на базе Госбанка СССР был создан Центральный Банк РСФСР (Банк России), который был подотчетен Верховному Совету РСФСР (13 июля 1990 года). После упразднения в 1991 году Госбанка СССР все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были преданы Банку России.
     В результате в России сложилась двухуровневая  банковская система, нижний уровень которой представлен:
    коммерческими и специализированными банками;
    филиалами и представительствами иностранных банков;
    специализированными кредитно-финансовыми институтами, такими как финансовые и инвестиционные компании и фонды, страховые компании, ломбарды, пенсионные фонды. [19]
     Августовский  кризис 1998 года поставил банковскую систему  на грань выживания. Поэтому в конце 1998 - начале 1999 годов Банк России вынужден был предпринять ряд экстренных мер для вывода банковской системы из кризиса. Были разработаны мероприятия по реструктуризации банковской системы. На первом этапе реструктуризации было сохранено жизнеспособное ядро банков и восстановлена способность банковской системы оказывать базовый комплекс услуг. За счет кредитов рефинансирования было в основном решена проблема банковской ликвидности. В 1999 году значительно возросли остатки на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, вследствие чего последний вынужден был задействовать инструменты по сокращению излишней банковской ликвидности. Это свидетельствует о том, что, потеряв прежние источники извлечения доходов, таких как операции с иностранной валютой, с государственными ценными бумагами, кредитные организации пока не переориентировались на кредитование реального сектора экономики. Причина состоит в отсутствии достаточно надежных конечных заемщиков, низкой рентабельности производства по сравнению с уровнем процентных ставок, общей политической и экономической нестабильности, тяжелом положении, в котором в последние годы оказались отрасли реального производства и т. д. поэтому одной из важнейших задач банка России в современных условиях является не столько регулирование банковской ликвидности, сколько разработка и проведение мероприятий, направленных на переориентацию банков на кредитование реального сектора экономики. [10]
      Цели и задачи деятельности Центрального Банка Российской Федерации
     Опыт  деятельности множества Центральных Банков различных стран позволил в целом очертить круг решаемых ими целей и задач.
     Согласно  Закону о Центральном Банке, подзадачами  Банка России принимаются объективно обусловленные постоянные цели, которые  должен преследовать Центральный Банк.
     В соответствии со статьей 3 закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» основными целями деятельности Банка России являются:
     1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
     2) развитие и укрепление банковской системы РФ;
     3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. [3]
     Первой  основной целью деятельности Банка  России является защита и укрепление устойчивости рубля. Это - центральная задача, означающая регулирование Банком России денежного обращения. Для решения этой задачи Центральный Банк должен иметь необходимые полномочия.
     Банкноты  и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
     Второй  основной целью деятельности Банка  России является развитие и укрепление банковской системы РФ в целях обеспечения финансирования реального (производственного) сектора экономики за счет банковского капитала.
     В соответствии со статьей 2 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. [2]
     Третьей основной целью деятельности Банка  России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, что позволяет стабилизировать экономический оборот в России.
     Платежная система призвана обеспечить обращение  безналичных денег между экономическими субъектами с целью своевременного точного и в полном объеме выполнения их платежных обязательств.
     В статье 3 Федерального Закона «О Центральном Банке РФ» подчеркнуто, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Это означает, что хотя Банк России и должен осуществлять свои расходы за счет собственных доходов, но проводимые им банковские операции и сделки изначально не носят предпринимательского характера, в связи с чем могут не только не приносить прибыли, но при определенных условиях являться убыточными. Так, для воздействия на суммарный спрос и предложение денег Банки России обязан осуществлять предусмотренные статьей 41 федерального Закона валютные интервенции, т.е. в зависимости от сложившейся на валютном рынке ситуации покупать или продавать иностранную валюту. При этом достижение цели поддержания суммарного спроса и предложения денег на необходимом уровне в большинстве случаев не будет сопровождаться получением дохода. [3]
     Основными задачами ЦБР являются регулирование  денежного обращения, проведение единой денежно кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
     Рассмотрим  основные задачи ЦБ подробнее.
     За  Банком России как представителем государства  законодательно закреплено осуществление  эмиссии  наличных  денег,  организация  их  обращения  и изъятия из обращения на территории  Российской  Федерации.
     Совет директоров принимает решение о  выпуске в  обращение новых  банкнот и монеты и об изъятии  старых, утверждает номиналы и образцы  новых денежных знаков.
     Банк  России осуществляет:
     - защиту мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;
     - защиту клиентов банка от «системного  риска», защита страхового фонда  или собственных фондов правительства  от потерь в тех странах,  которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вкладчиков;
     - обеспечение доверия вкладчиков  и населения к финансово-кредитной  системе в целом и к кредитным  институтам в отдельности.
     Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений.
     Контрольная функция Центральных банков реализуется  также и через предоставленное им право выдачи различных разрешений в области организации и осуществления банковской деятельности.
     Центральный банк РФ принимает участие в внешэкономических  отношениях. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных   банках   и    иных    международных    валютно-финансовых организациях. [7]
     Центральный банк является проводником государственной  валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет  эту   функцию   в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О валютном  регулировании  и валютном контроле" и федеральными законами.[4]
     От  имени правительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
      Статус Центрального Банка Российской Федерации и организационная структура
     Центральный банк – это основной банк страны. Основополагающим документом, определяющим статус Центрального банка является федеральный закон «О Центральном банке РФ». Центральный Банк является юридическим лицом. На его печати имеется изображение герба РФ. Уставной капитал и иное имущество Центрального банка является федеральной собственностью. Центральный банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
     Он  подотчетен Государственной Думе и  Федеральному Собранию РФ. В пределах своих полномочий, определенных Конституцией РФ, независим в своей деятельности. Центральный банк обязан предоставлять Государственной  Думе и Президенту РФ информацию о своей деятельности.
     Центральный банк – это центр кредитной  системы. Согласно статье 1 главе 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»  правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации определяются:
     а) Конституцией РФ;
     б) законом «О Центральном банке  РФ»;
     в) другими федеральными законами.
     Функции и полномочия, предусмотренные законодательством, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     Центральный банк Российской Федерации является государственным банком. Уставный капитал Центрального банка РФ является федеральной собственностью, и, согласно ст.10 Федерального закона №86-ФЗ размер этого капитала равняется 3 млрд. руб.
     Центральный банк осуществляет свои расходы только за счёт своих собственных доходов, налоги и сборы уплачивает в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. В своей деятельности Банк России независим от Правительства Российской Федерации. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России, в свою очередь, - по обязательствам государства, за исключением случаев, когда ими были приняты такие обязательства.
     Банк  России не вправе участвовать в капиталах  кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом, однако может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах. Кроме того, Центральный банка РФ не имеет права участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих и некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений и организаций, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
     Согласно  статье 5 Федерального закона № 86-ФЗ, Банк России подотчётен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В компетенцию Государственной Думы входит:
    назначение на должность и освобождение от должности Председателя и членов Совета директоров Банка России;
    направление и отзыв представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
    рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и годового отчёта Банка России и принятие решений по ним;
    принятие решений о проверке Счётной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
    проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
    заслушивание докладов Представителя Банка России о деятельности Банка России.
     В целом, необходимо отметить, что подобно центральным банкам других стран Банк России одновременно является банком и государственным органом.
     В настоящее время в банковской системе России Банк России определён  как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной кредитно-денежной политики, при этом со стороны Центрального банка РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
     По  закону Банк России имеет статус юридического лица, и некоторые авторы на этом основании полагают, что он — коммерческая организация, другие считают его организацией некоммерческой. И та, и другая позиции подтверждены нормами закона о Центральном банке. Статья 2 принятого в июле 2002г. закона возлагает на Банк России обязанность осуществлять расходы за счет собственных доходов, а значит, заниматься деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Но статья 3 утверждает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, и относит его к некоммерческим организациям. [13]
     Согласно  новой редакции закона значительная часть функций Совета директоров и полномочий Госдумы по контролю за деятельностью ЦБ перешла к  Национальному банковскому совету. Основная дискуссия развернулась вокруг перераспределения полномочий между НБС и Советом директоров, ибо по новому закону последний уже не является высшим управляющим органом ЦБ, а осуществляет лишь оперативное управление и подотчетен Национальному банковскому совету. Стратегические же вопросы решаются НБС, хотя в законе он и не назван управляющим органом ЦБ.
     Согласно  ФЗ «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86 - ФЗ Банк России представляет собой единую централизованную систему  с вертикальной структурой управления. [3]
     В систему Банка России входят центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, полевые  учреждения, учебные заведения  и  другие организации, в том числе  подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
     Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные управления, являющиеся функциональными подразделениями  по основным направлениям деятельности. Например, сводный экономический департамент, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент международных финансово-экономических отношений, департамент регулирования денежного обращения, департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент пруденциального банковского надзора и другие.
     Правовое  положение территориального учреждения в качестве обособленного подразделения  Банка России определяется законодательством  РФ и Положением о территориальных  учреждениях.
     В соответствии с этим положением территориальное  учреждение Центрального Банка РФ - это обособленное подразделение центрального Банка РФ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.
     Согласно  статье 84 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют право принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. [3]
     Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов РФ. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.
     Образование территориального учреждения и его  ликвидация производятся на основании  решения Совета директоров Банка  России.
     Территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках - председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России.
     В состав территориального учреждения на правах структурных подразделений  входят расчетно-кассовые центры (в дальнейшем именуется РКЦ).
     Основной  целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.
     РКЦ возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом Советом директоров Банка России. Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России. [8]
     В соответствии со статьей 86 ФЗ «О Центральном  Банке РФ (Банке России)» полевые  учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
     Полевые учреждения Банка России являются воинскими  учреждениями и руководствуются  в своей деятельности воинскими  уставами.
     Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны российской федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской федерации, а также физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
     В систему Банка России входит и  Российское объединение инкассации, необходимое для осуществления деятельности Банка России, которое учреждено в целях его функций по организации денежного обращения. Деятельность Банка России в целом основана на следующих принципах:
    Независимость в формировании и проведении денежно-кредитной политики. Интерес к проблеме независимости центрального банка объясняется необходимостью найти для центрального банка такое место в структуре государственной власти предоставить ему такие полномочия, которые бы позволили центральному банку наиболее эффективно выполнять свои функции.
     Существуют  критерии, по которым определяется независимость центрального банка:
     - участие государства в капитале  центрального банка и распределении  прибыли;
     - процедура назначения (выбора) руководства банка;
     - срок пребывания в должности  руководства банка (в Канаде  – 7 лет, Германии – 8 лет,  США – 14 лет, Дании и Финляндии  – неограничен, России – 4 года)
     - степень отражения в законодательстве  целей и задач центрального банка;
     - право государства на вмешательство  в деятельность центрального  банка по реализации его функций;
     - правила, регулирующие возможность финансирования государственных расходов центральным банком.
    Четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей Правительства пользоваться средствами Центрального Банка РФ.
     В России Центральный Банк не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, если это не предусмотрено Законом о бюджете.
    Принцип самоокупаемости в деятельности Центрального Банка означает, что свои расходы Центральный Банк осуществляет за счет собственных доходов.
    Принцип самостоятельности в деятельности Центрального Банка.
     Самостоятельность Банка России как хозяйствующего субъекта выражается в его праве  распределять по собственному усмотрению прибыль (50%), назначать заработную плату  сотрудникам, разрабатывать нормативные  документы, распоряжаться своим имуществом. Банк России свободен в выборе форм и методов денежно-кредитного регулирования.
    Принцип ответственности за результаты деятельности означает, что Центральный Банк РФ  несет всю полноту ответственности по своим обязательствам, а также за состояние денежно-кредитной сферы, уровень инфляции, валютный курс рубля.
    Заинтересованность в результатах работы. Как любое юридическое лицо, Банк России составляет свой баланс, отчет о финансовых результатах, получает прибыль.
    Контроль за осуществлением единой государственной денежно-кредитной политики в процессе выполнения своих функций Банк России осуществляет постоянный контроль за выполнение основных параметров денежной программы.
     В соответствии со статьей 87 ФЗ «О Центральном  Банке РФ (Банке России)» Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что становление и развитие Банка России происходило на протяжении многих веков. Банк России играет очень важную роль в жизни страны, ведь от эффективности его деятельности зависит устойчивость национальной экономики в условиях рыночных отношений. Осуществляя свою деятельность, Банк России преследует цели, установленные Конституцией РФ и Федеральным Законом «О Центральном Банке РФ (Банке России)». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные  операции и функции Банка России
     2.1 Функции Центрального Банка Российской Федерации
     В соответствии с 4 статьей закона «О Центральном Банке» Банк России выполняет следующие функции:
     1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Денежно-кредитная политика Центрального банка представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
     2) монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует наличное денежное обращение, утверждает графический знак рубля. Эмиссия наличных денег является конституционной обязанностью Банка России. Согласно части 1 статьи 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком РФ.[1]
     Выпуск наличных денег происходит ежедневно в пределах сумм, изымаемых из обращения. Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения.
     3) является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,  организует систему их рефинансирования. Роль Банка России состоит также в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств, в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти резервы обязательные, т.е. центральный банк в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам. В периоды напряженного положения на денежном рынке центральные банки осуществляют кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.
     4) устанавливает правила расчетов  в РФ. При выполнении этой функции  “банк банков” устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций. Все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам. На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализации товаров, работ, услуг. Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетов коммерческих банков в РКЦ Банка России. Эти счета используются для перевода денежных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашей страны. Помимо РКЦ межбанковские корреспондентские отношения организуются через сеть расчетных палат, создаваемых региональными коммерческими банками.
     5) устанавливает правила проведения банковских операций. В связи с этой функцией банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений. Важнейшие из них – правила кредитования предприятий  и хозяйственных организаций коммерческим банкам. По установившейся практике процесс кредитования начинается с предоставления пакета документов для открытия банковской ссуды. В состав этих документов входят заявление, срочное обязательство, бухгалтерский баланс, технико-экономическое обоснование ссуды, гарантия третьей стороны на погашение кредита.
     Правила ведения кассовых операций содержат порядок обращения с наличными  деньгами в хозяйствах и банках, расчёты лимитов оборотных касс и условия инкассации сверхлимитной денежной наличности. Соблюдение этих правил имеет большое значение для ограничения налично-денежного обращения, сокращение издержек и ускорения оборота наличных денег.
     6) осуществляет обслуживание счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и государственных внебюджетных фондов. Единство кассы предоставляет Министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны.
     7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами (Приложение 1). Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках страны. В настоящее время основным обеспечением банкнот являются коммерческие векселя, золотовалютные резервы и государственные ценные бумаги.
     8) принимает решения о государственной  регистрации кредитных организаций,  выдает кредитным организациям  лицензий осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их. Во исполнение  этой функции банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Лицензии выдаются только тем учреждениям, которые располагают квалифицированными  кадрами для ведения банковских операций и возлагаемых на них обязанностей.
     9) осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских  групп. Основной целью банковского  регулирования и надзора в  России, как и в других странах,  является поддержание стабильности  банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед Центральном банке РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны.
     Кроме того, будет раскрыта информации о  реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной  организации и их деловой репутации.
     10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами. Порядок государственной регистрации выпуска ценных бумаг определен в постановлении ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс (ред. от 16.03.2005 г.) «О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг». [6]
     11) осуществляет самостоятельно или  по поручению Правительства РФ  все виды банковских операций  и иных сделок необходимых  для выполнения функций Банка  России.
     Банк  России имеет право:
    Предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете.
    Покупать и продавать государственные  ценные бумаги на открытом рынке.
    Покупать и продавать облигации, эмитированные  Центральным банком и депозитные сертификаты.
    Покупать и продавать иностранную валюту,  а  также  платежные  документы и обязательства, номинированные в иностранной  валюте,  выставляются  российскими  и  иностранными  кредитными  организациями.
    Покупать,  хранить,  продавать  драгоценные  металлы  и  иные  виды  валютных  ценностей.
    Проводить расчетные,  кассовые,  депозитные  операции,  принимать  на  хранение  и  в  управление  ценные  бумаги  и другие  активы.
    Выдавать  поручительства  и  банковские  гарантии.
    Осуществлять операции  финансовыми  инструментами, используемые  для  управления финансовыми рисками.
    Открывать  счета  в  кредитных  организациях  иностранных и предоставленных на территории РФ и территории иностранных государств.
    Выставлять  чеки,  векселя  в любой  валюте.
    Осуществлять  другие банковские  операции  и  сделки  от своего  имени  в  соответствии  с  обычаями  делового  оборота, принятыми  в  международной  банковской  практике.
     12. Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ. Валютное регулирование подразумевает разработку и реализацию Банком России политики валютного курса. В рамках своей компетенции, определенной законами РФ «О Центральном банке Российской Федерации» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России совместно с Правительством РФ определяет текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты. [4]
     13. Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами. Структура платежного оборота в международных расчетах определяется многими факторами, наиболее важным из которых является платежеспособность участников расчетов. Поставщику необходимо получить оплату за товары (услуги, работы, продукты интеллектуальной деятельности) в полном объеме и в определенный срок. Определенные отношения, в которые вступают импортеры и экспортеры, объем их обязательств и ответственность друг перед другом будут напрямую зависеть от выбора конкретной формы международных расчетов.
     Формы расчетов — это исторически сложившиеся в международной практике способы оформления, передачи, обработки платежных и товарораспорядительных документов и осуществление платежей.
     Наиболее  часто используют следующие формы  международных расчетов банковский перевод, чеки, инкассо, аккредитив.
     14. Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ. Правила бухгалтерского учета содержат порядок совершения расчетных, эмиссионных, кредитных и кассовых операций соответствующим счетам центрального и коммерческих банков. Банковские счета ведутся на основе типового плана счетов центрального банка, утверждаемого для банковских счетов. Правилами предусмотрены формы балансов и оборотных ведомостей различных кредитных учреждений. Соблюдение этих правил необходимо для сохранения денежных средств, находящихся в распоряжении банков.
     15. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю. В настоящее время официальный курс рубля по отношению к доллару США и другим иностранным валютам устанавливается Банком России. С 1998 года Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса.
     16. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Рф и организует составление платежного баланса РФ. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов Банк России составляет платежный баланс Российской Федерации. В балансах отражается соотношение платежей и поступлений в страну иностранной валюты. Соотношение платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении падает, что оказывает соответствующее воздействие на курс рубля. Поэтому поддержание стабильности платежного баланса – одна из важнейших задач Банка России, связанная с регулированием курса рубля.
     17. Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. Валютные биржи ведут свою деятельность под полным контролем Банка России, что позволяет ему видеть складывающуюся конъюнктуру рынка и оперативно устранять негативные тенденции. Вместе с тем в определенные периоды времени Банк России проводит интервенции и на межбанковском валютном рынке, воздействовать на операции которого и осуществлять их контроль труднее, чем за валютными биржами.
     18. Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего, денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Публикует соответствующие материалы и статистические данные.
     Осуществляет  выплаты Банка России по вкладам  физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
     Анализ  содержит в себе:
     - исследование процессов, в их взаимосвязи с учетом субъективных и объективных факторов;
     - выявление положительных и отрицательных факторов и их количественное измерение;
     - раскрытие тенденций развития и выявления резервов;
     - принятие оптимальных управленческих решений, на базе определенного анализа.
     Анализ  и прогнозирование состояния  экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикация материалов и статистических данных. [3]
     2.2 Проведение денежно-кредитной политики –  первостепенная функция Банка России
     Денежно-кредитная  политика (ДКП) Центрального банка – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости и роста реального объема производства. [9]
     Воздействие на макроэкономические процессы( инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Основным проводником денежно-кредитной политики и органом, осуществляющим денежно-кредитное регулирование, является Центральный банк.
     Денежно-кредитное  регулирование - совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
     Механизм  влияния ДКП на стояние экономики  достаточно сложен. Поэтому Центральный Банк РФ в процессе принятия решения относительно ДКП рассматривает 3 группы показателей:
    Конечные цели ДКП - глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. К ним относятся: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального объема производства, равновесие платежного баланса страны.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.