На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Холокост в Беларуси

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УО»  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра экономической истории 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
                  по дисциплине: История Беларуси
                  на тему: «Холокост в Беларуси»  
 
 
 
 
 
 

Студентка
ФМЭО, 1-ый курс, ДАЭ-1                                                                                      О.Г.  Иванова  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………2
    Политика оккупационных властей в отношении евреев…………………4
    Антифашистское сопротивление…………………………………………..9
    Последствия Холокоста………………………………………………….....13
Заключение…………………………………………………………………………16
Список  использованных источников……………………………………………...17
 

     ВВЕДЕНИЕ
      Холокост - политика нацистской Германии, ее союзников  и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев в 1933-1945 гг. - вот уже несколько десятилетий остается в центре научных и политических дискуссий. На эту тему сняты многочисленные художественные и документальные фильмы, написаны ставшие знаменитыми литературные произведения. Споры на тему Холокоста не утихают до сих пор. Философы, политики, богословы дают все новые и новые объяснения того, как и почему в Германии возникла и быстро распространилась по всей Европе чума ненависти к целому народу, приведшая к безумной идее его полного искоренения на Земле. Тема Холокоста открыто показывает, насколько острым является вопрос о коллективной и личной ответственности правительств, партий, политических и общественных деятелей, каждого гражданина за то, что происходило фактически при равнодушии или бездействии всего мира.
  Однако многие проблемы по-прежнему остаются нерешенными. Эта тема почти полвека была закрытой, в первую очередь, для официальной академической историографии, хотя никакого формального запрета о неупоминании еврейских жертв не было. Идеология и практика нацизма, жертвами которого стало огромное количество человек, на многие десятилетия пережили разгром нацистской Германии. В наши дни разжигание национальной ненависти, преследование и массовые убийства на постсоветском пространстве коснулись миллионов людей. Исходя из этого, известный историк и философ И. Бауэр точно сформулировал задачу усвоения знаний о Холокосте: «Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами, никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии».
     Проанализировав литературу и периодические издания  по данной тематике, можно выделить следующие направления научных  исследований:
      нацистские планы и политика уничтожения еврейского населения, статистические сведения о жертвах Холокоста;
      еврейское сопротивление: подполье гетто и участие евреев в партизанском движении;
      евреи Белоруссии на фронтах Великой Отечественной войны;
      особенности нацистской антисемитской пропаганды в различных оккупированных областях Белоруссии;
      антисемитизм в СССР как условие массового геноцида в Белоруссии;
      историография Холокоста;
      источники по истории Холокоста; спасение евреев в годы войны, Праведники народов мира.
 
 

ПОЛИТИКА  ОККУПАЦИОННЫХ ВЛАСТЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЕВРЕЕВ
      Идеологической  основой германской оккупационной  политики на Востоке в 1941-1944 гг. служила  расовая теория, выдвинутая нацистскими  главарями для обоснования их далеко идущих захватнических планов. Фашистская пропаганда внушала населению  Германии, будто бы немцы являются «высшей расой», которой предназначено господствовать над всеми другими народами, особенно славянскими. Удел последних - подчиняться и содержать своим трудом немецкую «расу господ». Вожди и идеологи фашизма открыто говорили о необходимости завоевания «жизненного пространства», т.е. захвата чужих территорий и порабощения народов завоеванных стран. Первостепенное место в агрессивных планах гитлеровцев занимало завоевание государств Восточной Европы, и в особенности захват территории СССР, и порабощение советских народов. Широко известно следующее высказывание Гитлера в его книге «Майн кампф»: «Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, конечно, можно иметь в виду только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены». [1, с. 15-16]
      Нацистский  террор, тактика «выжженной земли» являлись составной частью политики фашистской идеологии: 30 марта 1941г. на совещании высшего командного состава  вермахта Гитлер заявил, что в войне  против Советского Союза борьба будет  вестись на «уничтожение», что это будет истребительная война в полном смысле этого слова. Такие документы, как генеральный план «Ост», Инструкция об особых областях к Директиве №21 (план «Барбаросса»), датированная  13 марта 1941г., «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и об особых полномочиях войск» от 13 мая 1941г., «Двенадцать заповедей поведения немцев на востоке и их обращение с русскими» от 1 июня 1941г. и другие возводили зверства по отношению к мирному гражданскому населению в ранг государственной политики. [2, с. 591]
      В соответствии с преступными человеконенавистническими  планами заправилы третьего рейха  разделили оккупированную часть  территории СССР на две области. К  первой из них немецко-фашистские захватчики отнесли районы от линии фронта до западных тыловых границ групп армий включительно. Здесь вся полнота власти была сосредоточена непосредственно в руках военной администрации. Остальные оккупированные врагом районы составили область военно-административного или политического управления. На этой территории власть формально принадлежала гитлеровской администрации.
      Восточную часть Белоруссии захватчики включили в состав области тыла группы армий  «Центр». Сюда к весне 1942г. наряду с  оккупированными территориями РСФСР  входили Витебская, Могилевская, а также почти вся Гомельская, восточные районы Минской, северная и центральная части Полесской областей Белоруссии.
      Как явствует из выступления генерального комиссара Белоруссии Кубе на совещании  в Минске в апреле 1943г, на территории, отошедшей к области тыла группы армий «Центр», проживало почти 50% населения Белоруссии (без жителей округа «Белосток»).
      Территория  Белоруссии, на которую захватчики распространили военно-административное (политическое) управление, была включена в состав рейхскомиссариатов «Украина» и «Остланд», а также округа «Белосток». К рейхскомиссариату «Украина» были отнесены большая часть районов Пинской, почти половина Брестской, а также часть Полесской и Гомельской областей. Причем районы Брестской и Пинской областей были включены в состав генерального округа «Волынь и Подолия»,  а Гомельской и Полесской- в генеральный округ «Житомир»- составные части рейхскомиссариата «Украина». По сведениям оккупационных властей, на этой части территории Белоруссии к 1 января 1943г. жило 1 124 039 человек.
      К рейхскомиссариату «Остланд»гитлеровцы  присоединили территорию Вилейской  области, а также районы Барановичской  и Минской, частично Брестской и  Пинской областей. Северо-западную часть Вилейской области фашисты  включили в генеральный округ  «Литва», составную часть «Остланда».
      На  остальной территории Белоруссии, включенной в рейхскомиссариат «Остланд», был  создан генеральный округ «Белоруссия» с центром в Минске. Территория генерального округа ограничивалась линией Полоцк- Борисов- Старые Дороги- оз. Червоное и по р. Зельвянке до восточных окраин Беловежской пущи. Согласно данным оккупантов, здесь к концу марта 1943г. проживало 2 903 468 человек.
      К округу «Белосток», кроме части территории Польши, а также Литвы, отошли Белостокская, часть Брестской и Барановичской областей. В округе «Белосток», отделенном от рейхскомиссариата «Остланд» границей с пограничной и таможенной охраной, площадь которого составляла 31 426 кв. км, проживало около 1400 тыс. человек. [3, с. 19-20]
      В немецкой зоне оккупации повсеместно создавались ортскомендатуры (в городах) и фельдкомендатуры в сельской местности. В городах создавались местные управы, возглавлявшиеся бургомистрами, а также местная полиция, также повсеместно создавались карательные органы. Как в военной, так и в гражданской зоне оккупации их возглавлял начальник полиции безопасности и СД при соответствующем высшем должностном лице того или иного административного образования. Подразделения секретной политической полиции (гестапо), криминальной полиции, полиции порядка, жандармерии (в сельской местности) выполняли функции по выявлению и уничтожению политических врагов рейха. Им активно содействовала местная полиция, которая была наиболее многочисленной по составу. Ее подразделения создавались во всех, даже небольших административных центрах. В сельской местности они обслуживали несколько населенных пунктов. Основные карательные функции выполняли члены айнзатцгрупп, полицейские батальоны и войска СС, которые специализировались на операциях против партизан и мирного населения так называемых партизанских зон. [4, с. 46]
      Оккупационный режим на советской территории отличался  особым контролем над населением. Был введен строгий учет и проведена  регистрация жителей всех населенных пунктов. По мере регистрации евреев их переселяли в гетто. Применялись различные методы идентификации евреев. В Минске после расселения евреев в гетто их обязали носить также нашивку из белой ткани в виде прямоугольника с указанием номера дома. Порядковый номер указывался иногда и внутри шестиконечной звезды. Для всего населения ограничивалась свобода передвижения между населенными пунктами; вводился и строго соблюдался комендантский час. Местные жители в возрасте 18 - 50 лет должны были в обязательном порядке отбывать трудовую повинность. Рабочий день достигал 14 -16 часов в сутки. Повсеместно были установлены штрафы, телесные наказания, натуральные и денежные налоги. С первых дней оккупации и вплоть до акций физического истребления шло систематическое ограбление еврейского населения в виде многочисленных контрибуций, налогов и штрафов. Именно евреи регулярно облагались специальной контрибуцией (сдача драгоценных металлов, мехов, денежных средств). Эта контрибуция налагалась на еврейскую общину в целом. Ее невыполнение грозило смертной казнью как заложникам, так и всему еврейскому населению. Евреям запрещалось владеть средствами, превышающими определенную властями сумму. Уже в конце лета-осенью 1941 г. евреям было запрещено участвовать во всех операциях купли-продажи с местным населением, а также обмене вещей на продукты. Поскольку это было едва ли не единственным источником существования, то многие еврейские семьи автоматически оказывались под угрозой смерти или крупных штрафов. С весны 1942 г. начался принудительный угон миллионов молодых людей на работу в Германию. Укрывательство от угона жестоко каралось. Выплачиваемая оккупантами заработная плата, как правило, не соответствовала даже самому скромному прожиточному минимуму. [4, с.55]
      Тяготы  оккупационного режима проявлялись  и в социально-культурной сфере. Создавались платные школы,  в которых население на оккупированной территории принудительно обучалось немецкому языку.  За незнание 20 слов по-немецки подвергали телесному наказанию. Несколько иной была ситуация в той части Белоруссии, которая вошла в рейхскомиссариат "Остланд". 10 сентября 1941 г. гауляйтер генерального округа "Белоруссия" В.Кубе издал директиву о "культурном возрождении края". Она предусматривала открытие школ для детей (за исключением еврейских) от 7 до 14 лет. К концу 1942 г. здесь было 3485 школ и прогимназий, в которых обучалось почти 350 000 учащихся и работали около 10.000 педагогов. Во многих городах создавались профессионально-технические и средние специальные учебные заведения. В Молодечно работала учительская семинария; в Могилеве планировалось открыть медицинский институт. [4, с.59-60]
      ВЫВОД: политика оккупационных властей  в отношении евреев отличалась крайней  жестокостью и была направлена на уничтожение всех представителей данной расы.
 

АНТИФАШИСТСКОЕ  СОПРОТИВЛЕНИЕ
     Еврейское сопротивление возникло в первые же дни оккупации республики. Более  чем в 80 гетто существовали подпольные организации.
     Первым  руководителем подполья столицы  Белоруссии стал Исай Казинец (1910-1942), удостоенный  звания Героя Советского Союза (посмертно).  Именно Казинцу удалось объединить разрозненные силы подпольщиков, наладить связь с партизанами. По данным полиции безопасности и СД, Казинец с помощью евреев гетто организовал выпуск листовок и агитационной литературы, а также достал план Минска с указанием мест расположения воинских частей. Из созданных в Минске уже в августе 1941г. пяти подпольных райкомов партии один размещался в гетто. И. Казинец возглавлял минское подполье вплоть до весны '1942 г., когда был арестован агентами гестапо. [4, с.226-227]
     В минском гетто под руководством Исая Казинца, Гирша Смоляра и  Михаила Гебелева активно действовали 22 подпольные группы, которые объединили 317 человек. [5]  На их боевом счету  диверсионные акты и саботаж на немецких предприятиях и железнодорожном узле, также  с сентября 1941 по октябрь 1943 года  они смогли вывести из минского гетто в лес в партизанские отряды около 10 тысяч человек. [6]
     В белорусских гетто активно проходили  восстания. В деревне Лахва 3 сентября 1942 года евреи, которых привели  к месту расстрела, набросились на вооружённый конвой. Погибло 2000 человек, 600 бежали в лес. Аналогичные события произошли в местечке Радунь в мае 1943 года — из 180 евреев 20 погибли, а остальные присоединились к партизанам. [18]
     Попытки побега осуществлялись в ходе работ за пределами гетто и рабочих лагерей; похорон (если кладбище располагалось за пределами гетто); путем подкопов либо через проделанные отверстия в колючем ограждении и заборах. Узники гетто в Слониме устроили подземный ход, который вел к еврейскому кладбищу. Для этого в столярной мастерской сделали выход через шкаф в глубокий подпол (туда спускались на веревочных лестницах), откуда и вырыли подземный ход. [4, с.254]
     Восстание в Несвижском гетто было возглавлено  Шоломом Холявским, который в 1948 году эмигрировал в Израиль, написал ряд научных работ и в 1977 году защитил первую в истории диссертацию по Холокосту в Белоруссии. [7, с. 9]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.