На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Техницизм и антитехницизм

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 


  ВВЕДЕНИЕ
  В начале XXI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества.
  Ныне  всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации.
  Короче  говоря, современное человечество оказалось  перед лицом ряда сложных глобальных проблем, возникла реальная угроза экологическом и антропологической катастроф, самому его существованию и жизни на Земле. Другими словами, оно переживает переломный период в своем развитии, эпоху «переоценки ценностей», поиска выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации с её сциентистской, техницистской и природопокорительной парадигмами. Безусловно, решающую роль здесь призвана сыграть философия, являющаяся ценностно-смысловым способом освоения человеком мира, особым типом мировоззрения, самосознанием и критикой эпохи, рефлексией над предельными и универсальными основаниями бытия, культуры и человеческой жизнедеятельности, осмысленной стратегией существования и развития человеческого рода. В этой связи думается, что лишь гуманитарно-культурная парадигма способна спасти человечество от гибели и самоуничтожения, от грядущих катастроф, войн, столкновения цивилизаций, терроризма и пр. Именно данная парадигма, считающая человека не просто «фактором», а высшей ценностью и целью общественного развития, противостоит крайнему прагматизму, сциентизму, техницизму, всему антигуманному и бездуховному [1].
        Целью данной работы является раскрытие вышеуказанных проблем и способствование формированию у будущих технических специалистов и научных работников гуманитарной и философской составляющей их профессиональной культуры. 

  1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ТЕХНИКИ

 
  Вопрос  о сущности техники является основополагающим и ключевым в философском исследовании данного сложного и многогранного  феномена.
  Истоки  понятия «техника» уходят в глубь  веков. Древнегреческое слово «технэ» переводится на русский язык как «искусство, мастерство, умение, искусная деятельность». Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Так, Платон под техникой понимает всё то, что связано с человеческой деятельностью, все искусственное, в отличие от естественного.
  В Средние века техника считалась  отблеском божественного творчества, с чем её и сопоставляли.
  В Новое время человек видел  в технике преимущественно силу своего собственного разума, ока понималась как совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но прежде всего к производству орудий труда и механизмов.
  В марксистской традиции техника понимается как система искусственных органов общественного человека, как вещный элемент производительных сил общества.
  Ныне  слово «техника» ассоциируется  у большинства людей с машинами, механизмами, аппаратами, с различными орудиями человеческой деятельности. Но сохранилось и старое значение этого слова, в частности, говорят о технике художника, музыканта, спортсмена и др., подразумевая при этом всё то же мастерство и умение человека.
  Современное содержание понятия «техника» необыкновенно  расширилось, а поэтому дать его  адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным.
  В современной литературе существуют различные трактовки и определения  техники.
  Понятно, что для определения техники  прежде всего необходимо зафиксировать  её сущностные признаки. Некоторые  авторы полагают, что главные из них следующие.
- Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт.
- Техника является «инструментом», другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.).
- Техника - это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку.
-  Техника представляет собой специфический инженерный способ
использования силы энергии природы.
- Техника в современном мире неотделима от широко применяемой технологии.
- Технология в широком современном понимании - это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами [2].
     Однако  эти сущностные признаки техники признаются далеко не всеми исследователями.
     И всё же большинство авторов исходят  из того, что техника является совокупностью  искусственных средств, орудий человеческой деятельности.
«Техника... - система искусственных органов  и средств человеческой деятельности, предназначенных для её облегчения и повышения эффективности, применяемых для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества» [3].
     Часто техника определяется как совокупность механизмов и машин. В частности, в одном из словарей сказано: «Техника - совокупность механизмов и машин, а также система средств управления, добычи, хранения, энергии и информации, создаваемых в целях производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества» [4].
     Данное  определение техники фиксирует  ряд ее сущностных признаков, но в  целом всё же является неудачным. Главный его недостаток заключается  в том, что оно не охватывает «немеханическую  технику», допустим, ее химические и  биологические виды.
     В литературе порой встречаются определения техники, в которых соединяются характеристики её как средства, мастерства, умения, а также приемов и операций этой деятельности. Так, А.Г.Спиркин в учебнике по философии пишет: « Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса» [5].
     В последнее время стали встречаться  широкие трактовки техники, в  её состав начали включать технологию и технические знания, умения, навыки и профессиональное мастерство человека. В частности, в одном учебнике читаем: «Поэтому в современном понимании «техника» в широком смысле слова представляет собой:
    область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирией и теоретическим знанием;
    область человеческой деятельности (включая все возможные средства и процедуры), цель которой - изменение природы в соответствии с потребностями человека;
    совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности (совершенное владение навыками), искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью» [6].
     Думается, что такая широкая трактовка  техники вряд ли правомерна, она  носит эклектический характер, соединяет  в себе чуть ли не все значения понятия «техника». В результате этого практически невозможно представить технику в качестве самостоятельного феномена, раскрыть её своеобразие, место и роль в развитии общества.
      Важно заметить, что относительно давно  сложилось представление о том, что техника, в отличие от природы, не является естественным образованием, она создана человеком, есть произведенный человеком материальный, вещественный объект и инструмент человеческой деятельности. Она часто называется артефактом. Латинское слово «артефактум» означает буквально «искусственно созданный». Словом, можно сказать, что техника есть совокупность артефактов.
     Таким образом, наиболее удачным является определение техники как системы  искусственных средств и органов  человеческой деятельности. Уточним: материальных, вещественно-предметных средств человеческой деятельности, созданных на основе научных знаний (речь идет о современной технике).
     Итак, учитывая всё вышесказанное, можно  заключить, что техника, взятая в собственном, самостоятельном и узком смысле слова, есть совокупность искусственных, материальных средств и одновременно результатов целесообразной, научной человеческой деятельности, предназначенных для преобразования мира, природного, общественного и человеческого бытия, для усиления, облегчения и повышения эффективности деятельности, прежде всего трудовой, для создания комфортной среды их обитания, есть важнейший компонент производительных сил и материальной культуры общества.
     Правда, в результате экспансии техники, технизации мира, общественного и человеческого бытия она приобретает относительно самостоятельный онтологический статус, становится техносферой («техносом»), то есть приобретает более широкий смысл, является особым миром, определенным способом существования человека, неотъемлемой средой его обитания.
     Известно, что термин «среда» широко используется в биологии, географии и медицине и понимается, как нечто внешнее  по отношению к живому существу, в том числе и к человеку как нечто окружающее его. В этой связи надо отметить, что техносфера сейчас становится внутренней средой существования человека и общества, приобретает всеобщий характер, является обязательным элементом социального пространства в современной цивилизации.
     И всё же техника нужна главным  образом как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную человеческую потребность (в силе, энергии, защите и т.п.). В этом плане техника является инструментом, но это такой инструмент, от которого ныне зависит уже судьба цивилизации.
     В технике, благодаря профессиональной деятельности технических специалистов, инженеров, технические идеи, замыслы, проекты и знания материализуются, «овеществляются». В то же время научно-технический уровень работников, эксплуатирующих технику, их знания, опыт, навыки и умения, «оживляют» технические устройства, орудия труда, обеспечивают их нормальное, эффективное и безопасное функционирование прежде всего в производственной сфере. Современная техника многообразна. К сожалению, в литературе отсутствует пока единая и общепринятая типология техники. Чаще всего, однако, её разделяют на следующие функциональные отрасли: производственную технику, технику транспорта и связи, технику научных исследований, военную технику, технику процесса обучения, технику культуры и быта, медицинскую технику, технику управления.
     Называют также и такие виды техники, как строительная, космическая, компьютерная, игровая, спортивная и др. Обычно отмечается, что ведущее место в системе техники принадлежит производственной технике, внутри которой выделяются промышленная, сельскохозяйственная и строительная техника, техника связи и транспорта.
     Сейчас  много пишут и говорят о  компьютерной, информационной технике, которая носит универсальный  характер, может быть использована в самых различных областях человеческой жизнедеятельности.
     Принято технику подразделять на пассивную и активную. Пассивная техника включает: связующую систему производства (особенно в химической промышленности), производственные площади, технические сооружения, технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение).
     Активная  техника состоит из орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельное человека (очки, слуховые аппараты, некоторые протезы и т.п.), машин (производственных, транспортных, военных), аппаратуры управления машинами, технологическими, производственными и социально-экономическими процессами.
     Помимо  горизонтального структурного анализа  «разреза» совокупной техники, о  котором говорилось выше, исследователи  используют и вертикальный. В этом случае отношения между различными элементами системы техники есть отношения общего и частного. В свете этого «разреза» выделяются следующие уровни техники: совокупная техника, технические системы и отдельные технические средства.
     Необходимо  подчеркнуть, что современная техника тесно связана с наукой и технологией.
     Современная наука является чрезвычайно сложным  и многогранным общественным феноменом. В связи с этим следует заметить, что чем богаче определяемый предмет, тем более различными могут быть его определения. В литературе нет однозначного и общепринятого определения науки. И всё же существуют три основные концепции: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.
     В современной философской, социологической  и науковедческой литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства, особого вида человеческой деятельности и социального института общества.
     В частности в «Философском энциклопедическом  словаре» читаем: «Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности» [4].
     Современная наука представляет собой органическое единство трёх моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная «субстанция», знание - системообразующий фактор, цель, средство и результат научного познания, а социальный институт - способ объединения учёных и организации их совместной деятельности.
     Взаимоотношения техники и науки рассматриваются  по-разному. Можно здесь выделить три позиции, точки зрения и модели.
     Первая - утверждает определяющую роль науки, при этом науку рассматривает, как  производство знаний, а технику - как  их практическое применение.
     Вторая - трактует науку и технику, как  независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определённых этапах своего развития. При этом утверждается, что научное познание движет стремления учёных к истине, тогда как техника развивается для решения практических задач. Иногда техника использует научные результаты для своих целей, а иногда наука использует технические устройства для решения своих проблем.
     Третья - полагает, что ведущая роль принадлежит технике, а наука развивается под влиянием потребностей техники.
     Современная техника, в конечном счете, определяется развитием науки, которая является главным источником и фактором технического прогресса. Ныне технические новшества, новые виды технических устройств опираются на научные разработки. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия становятся основой создания новых видов техники. Если говорить в целом, то современная техника становится всё более и более наукоемкой. Однако в этой связи уместно заметить, что успешное развитие самой науки в значительной мере зависит от наличия у неё солидной технической базы. Техника, в свою очередь, обратно влияет на развитие науки. Современная наука имеет довольно солидный технический базис. В научной деятельности используются определенные технические устройства и приборы (счётчики, телескопы, ускорители элементарных частиц, компьютеры и др.), которые усиливают и расширяют возможности научно-исследовательской деятельности учёных.
     Техника, как уже отмечалось ранее, тесно  связана не только с наукой, но и  с технологией.
     Технология  обычно трактуется как совокупность процессов, способов, методов, принципов и правил, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции в любой сфере производственной деятельности. Важнейшим компонентом технологии является технологический процесс, последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности. Сегодня термином «технология» обозначают также научную и учебную дисциплину, дающую изложение и обоснование общих принципов и практического опыта разработки конкретных технологий, и особую форму фундаментального и прикладного научно-технического знания, переходную от естественно-научных исследований к техническим разработкам [4]. Можно даже сказать, что техника без технологии и соответствующей деятельности человека «мертва». Именно технология, основанная прежде всего на технических и инженерных знаниях, становится действующей силой, выступает как фактор развития техники, обязательным условием её нормального функционирования.
      Подчеркнем, что происходящая научно-техническая, а том числе компьютерно-информационная, революция, представляет собой синтез, своеобразный «сплав» радикальных  изменений в области науки, техники  и технологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
    2 МЕСТО И РОЛЬ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
     Современный мир - это «технизированное пространство»  и «технологизированное» время. Мы живем и действуем не в первозданном мире, а фактически в «техносфере».
     Техника и технология в современном обществе занимают важнейшее место. Они практически воздействуют на все стороны общества, в значительной мере определяют развитие материально-производственной, бытовой и духовной сфер, радикально изменяют его систему коммуникации и информации, воздействуют на общественную и личную жизни людей, в корне преобразуют весь их образ жизни.
     Многие  философы, учёные и политики утверждают, что компьютерно- информационная революция  и новые информационные технологии создают принципиально иной тип  цивилизации и общества, формируют «постиндустриальное» «информационное общество».
     Однако  оценка места и роли технологии в  современном общественном развитии далеко неоднозначна, существуют техницистские, антитехницистские и более умеренные  позиции, хотя в наши дни, пожалуй, растут антитехницистские взгляды и настроения людей. Так, еще в 30-е гг. XX в. О.Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. По его мнению, техника вовлекает всех нас, помимо нашего желания, в свой бег, подчиняет собственному ритму. И в этой большой гонке человек, считавший себя властелином, будет загнан насмерть. «Бунт машин и роботов» - излюбленная и расхожая тема современной массовой культуры кино, фантастической и публицистической литературы.
     Научно-техническая, в том числе и компьютерно-информационная, революция, в корне преобразует  технику и технологию, материально- техническую базу общества, производительные силы, сферу материального производства, изменяет характер, содержание и условия труда человека.
     Внедрение новой техники и технологии существенным образом изменяет человеческий труд функционально, повышает его производительность и эффективность.
     Напомним, что основными трудовыми функциями  человека являются:
    транспортная - перемещение сырья или заготовок к рабочему месту и продукта труда от рабочего места;
    технологическая - обработка, изменение предмета труда, его формы, структуры и т.п.;
    энергетическая - преобразование или трансформация энергии;
    контрольно-управляющая - контроль и управление техникой и технологическими процессами, всеми трудовыми функциями производства в целом;
    функция обработки информации и принятия решений.
     Ныне  все эти функции в основном берет на себя техника, человек всё  более и более вытесняется  из непосредственного производства. Короче говоря, осуществляются коренные изменения в технологическом способе производства, в способе соединения человека к техники в трудовом процессе. Коренные же изменения в технологическом способе производства, в свою очередь, вызывают «цепную реакцию» изменений в технике, производстве, во всех сферах общества.
     Однако  далеко не всё так просто, ибо  современная техника и технология порождают не только позитивные, но и негативные явления и процессы в сфере материального производства, да и в обществе в целом.
     В XX столетии расширился состав сфер отчуждения, обострились старые, появились новые формы, вызванные прежде всего компьютерно- информационной революцией, экспансией техносферы, культом денег, коммерциализацией общественных отношений.
     Усиливается технико-технологическое отчуждение, угрожающее человеческому существованию, его духовному, телесно-физическому развитию и самореализации личности.
     Современная техника существенно воздействует не только на машинно-производственную, но и бытовую сферу человеческой жизни. Здесь получила массовое распространение бытовая техника (холодильники, стиральные машины, пылесосы и т.п.), которая создает комфорт, удобство, эстетическую среду в наших служебных помещениях, в квартирах, а в принципе, увеличивает свободное время, которое может быть плодотворно использовано человеком для своего духовного, интеллектуального и физического развития, для самосовершенствования, самообразования и самовоспитания.
     Яркой характеристикой эпохи научно-технической  революции, новейшей техники и технологии служит массовая культура.
     Массовизация  культуры непосредственно связана  с развитием средств массовой коммуникации и информации, которые, благодаря своей технической  мощи, видоизменили способы производства, хранения и распространения культурной продукции, культурных ценностей, создали массовую аудиторию потребителей.
     Массовая  культура - сложное и весьма противоречивое общественное образование, которое  по-разному оценивается исследователями, но чаще всего негативным образом. Однако, думается, эта культура имеет и некоторые положительные моменты. удовлетворяет определенные потребности людей, выполняет развлекательную, зрелищную и компенсаторскую функции, а отдельные её талантливые продукты имеют эстетическую ценность, способны положительно повлиять на духовный мир людей.
     Техника и технология оказывают существенное воздействие на мир искусства  и архитектуры, на эстетическую культуру и деятельность, предоставляют им новые технические средства, ведут к возникновению новых видов искусства и архитектуры, влияют на содержание художественного творчества, масштаб распространения эстетических ценностей, обусловливают развитие производственной эстетики, художественного конструирования, дизайна, технической эстетики, вызывают определенные изменения в стиле художественного мышления.
     Современные технические средства привели к  появлению новых видов искусства (телевизионное кино, видеофильмы, компьютерная графика и др.), существенно усилили  возможности музыкальной культуры, изобразительного искусства, художественной фотографии.
     В настоящее время процесс компьютеризации  культуры, искусства, науки и образования  всё усиливается и усиливается. В техногенном, рыночном обществе создается  своеобразный «художественный рынок». СМИ в массовом порядке транслируют рекламу, комиксы, клипы, «чернуху», «порнуху», боевики, псевдонаучные передачи, культивируют насилие, агрессию, аморализм, разврат, героизируют и эстетизируют преступников, «авторитетов», проституток и т.п.
     Иными словами, СМИ практически перестают  выполнять свою гуманистическую, культурно-воспитательную и эстетическую функции, становясь  в основном фактором развлечения  и отвлечения, внушая населению мысль  о том, что жизнь есть игра, ни к чему в ней не надо относиться серьезно, «надо жить играючи». Кроме того, с помощью СМИ осуществляется манипулирование массовым сознанием и поведением людей.
     Телефон, особенно мобильный, - также подарок  научно-технической революции человечеству. Однако он существенно сокращает непосредственное общение между людьми, общение «лицом к лицу», возможность быстро сообщить информацию изживает культуру письма, которая отличалась содержательной и чувственно-эмоциональной наполненностью, личностно-информационным характером.
     Интернет - самое динамично развивающееся явление в жизни современного общества, способствующее усилению глобализации мира, диалогу этнокультур, их взаимообогащению. Хотя всё же Интернет в первую очередь выполняет информационную и развлекательную функции. Заметим ещё и то, что всемирные поисковые системы могут дать сведения о личной жизни людей всем, независимо от цели поиска. В результате этого возникает угроза разглашения информации о частной жизни личности, что лишает её безопасности, свободы в частной жизни.
     Современные технические, компьютерно-информационные и технологические средства широко используются в науке, позволяют  получать громадный объем информации, хранить и обрабатывать её, в значительной мере освобождают учёного от рутинной, механической работы, усиливают его познавательные возможности, расширяют его арсенал исследования.
     В то же время они применяются и  в системе образования, в которой  выполняют такие основные функции, как информационная, познавательная, обучающая и контролирующая. Эти  средства также обеспечивают программированное и дистанционное образование.
     Компьютерно-информационная революция радикально изменила всю  систему человеческих коммуникаций, привела к возникновению электронной  книги и Интернета. В этой связи  остро встаёт вопрос о судьбе традиционной печатной книги. Одни авторы пытаются убедить общественность в том, что традиционная книга как носитель информации отживает свой век и заменяется электронной книгой. Другие - доказывают сё незаменимость, указывая на «особую энергетику», на исключительно важную роль печатных книг в развитии цивилизации и культуры, духовной жизни интеллектуального человека. Кроме того, ЭВМ может порождать новое заболевание - «компьютерную» и «виртуальную» зависимость.
     Как видим, современные техника и  технология многогранно воздействуют фактически на все стороны общественной и личной жизни. Однако нынешний технологический подход человека к миру гигантским образом усиливает его воздействие на природу, что обостряет экологический кризис, который приобретает глобальный характер, увеличивает количество всевозможных техногенных катастроф.
     Концепция информационного общества пронизана  идеалами технологического оптимизма, главным и решающим фактором общественного  развития считает производство и  использование научно- технической и другой информации. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступили место информации и знанию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.