На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возникновение казачества. Запорожская Сечь. Вольный Дон

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
    Возникновение казачества. Запорожская Сечь. Вольный Дон….......1
    Казаки в XVII-XVIIIв. Крестьянские войны и казаки………………..6
    Казачьи войска императорской России………………………….……9
    Революция и гражданская война. Раскалачивание……………….....13
    Возрождение казачества……………………………………………....14
Заключение
Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В последнее  время с новой силой возрос интерес к казачьей истории. В  особенности к периоду гражданской  войны. В настоящее время появилась  возможность осмыслить происходившие  события 1917-1920 гг. на основе всесторонней методологии. Нынешний уровень научных знаний вполне позволяет вычленить в истории казачества (разумеется, весьма приблизительно и условно) – пять главных периодов, сущностно отличающихся друг от друга. 1-й период казачьей истории - от конца первого тысячелетия нашей эры до конца XVII – начала XVIII века - самый длительный отрезок истории в несколько столетий, охватывает время зарождения и формирования казачества как сложного социального явления. Загадок в нем больше, чем достоверного, несмотря на большие усилия многих поколений исследователей. Нахождение казаков в составе России поставило на острие масштабных событий – множества больших и малых сражений, походов. Естественная эволюция казачества по этнической линии хотя и продолжалась, но под сильнейшим государственным воздействием претерпела существенную деформацию. Петр I, ценя казаков как великолепных прирожденных воинов, активизировал курс, ломая сопротивление (восстание К.Булавина и другие выступления протеста) на превращение казаков в иррегулярные войска. В 1721 г. казаки передаются из ведения внешнеполитического ведомства в военное. Собственно, с этого и начался качественно 2-й период в истории казачества, продолжавшийся под твердым руководством самодержавия до конца примерно трети XIX века. Казаки превратились в козырную военную карту непрерывных сражений и войн за раздвижение границ Российской империи.  
 

3-й период  наступил в конце первой трети  XIX в. и продолжился до самого 1917 г., в ходе которого оно подверглось интенсивной коренной трансформации, сопровождавшейся сущностными изменениями. Былая вольница казачьих общин окончательно стала преданием старины глубокой.
С тех  пор казачество перешло в безусловное  и исключительное подчинение Российского  военного ведомства. Отрезок с рокового 1917 до конца 80-х годов составляет 4-й период в истории казачества. Самый крутой и жестокий, самый  драматичный и трагичный. Оказавшись в жерновах ленинской пролетарской диктатуры, а затем развившегося на ее базе сталинского тоталитаризма, казачество, поставленное фактически вне закона, очутилось между жизнью и смертью, на грани самого существования.
С 1985 г., с момента перестройки в России в истории казачества наступил 5-й  период, современный. Сколько он продлится, никто не знает, но со всей определенностью  ясны его задачи, поставленные всем ходом событий. Главные из них  вытекают из его исторической, судьбоносной миссии по возрождению казачества.
Настоящая работа охватывает 1917 - 1920 гг., в которых раскрываются все противоречия истории, накопленной казачеством. Ни в один период истории казачества эти противоречия не выступали так ярко, как в эти годы. Без выяснения до конца причинно-следственных связей никакие проблемы казачества сегодняшнего дня решить невозможно. Поэтому историки, социологи, политики, экономисты, юристы будут обращать свой взгляд в прошлое, когда был раскрыт весь исторический потенциал казачества.
Актуальность  темы определяется необходимостью изучения процесса формирования и становления новой государственности в 1917 г. в специфических условиях казачьей области и взаимоотношений советской власти и казачества в грозные годы гражданской войны на Дону.
Значительный  интерес в этой связи представляет сложившаяся на Дону система “военно-народного” и “военно-казачьего” управления, сохранявшегося до 1917 года. Характерным  признаком этой системы является единоначалие и возможность быстро применять войска, вверенные этой системе.
 Сначала  Февральская, а затем и Октябрьская  революции 1917 года положили конец  единоначалию. Донское общество  раскололось. Большевистское руководство  восприняло от прежнего режима  отношение к казачеству как  к военно-служилому сословию, каким  оно было в социальной системе  царского режима.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Возникновение  казачества. Запорожская сечь. Вольный  Дон. 

Казаки? (коза?ки) — субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее — и Украины.
Точное  происхождение казаков неизвестно; существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось заметное количество восточнославянских переселенцев из соседних к северу Московского и Литовского княжеств. Таким образом к началу XVI века обе группы выросли в крупные вольные войска. Донские казаки в союзе с Русским царством начали систематическую колонизацию окраин России, заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск.
Казачьи общины («войска?», «орды») стали образовываться и на территории Московского царства XVI и XVII вв. из состава сторожевой и станичной служб, что охраняли пограничные территории от разорительных набегов орд крымских татар и ногаев.
Однако  старейшим из всех казачьих формирований по официальной версии считается Запорожская Сечь, основанная во второй половине XVI века на территории нынешней Украины, входившей тогда в состав польского государства. Запоро?жская Сечь (укр. Запорізька Січ), Низовое войско Запорожское — общественно-политическая и военная организация украинского казачества за Днепровскими порогами в XVIXVIII веках. Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем.
Именно  здесь, на границе леса и дикой  степи, на стыке славянского осёдлого постоянства и разгульной жизни  кочевников, зародилось и окрепло  запорожское казачество.
После длительного периода номинальной  зависимости от Речи Посполитой, она в середине XVII века вошла в состав Российской империи, и была разрушена Екатериной II в XVIII веке. Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию, принадлежащую тогда Турции, и основала Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус, но была переселена на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско.
Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу  в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено  Санкт-Петербургской Военной коллегии. К концу царствования Петра Великого вслед за донскими и яицкими казаками в ведомство военной коллегии перешли и остальные казачьи  общины. Внутреннее их устройство было преобразовано, была введена иерархия правительственных властей. Подчинив своей власти казаков в числе 85 тыс. человек, правительство использовало их для колонизации вновь завоёванных  земель и охраны государственных  границ, преимущественно южной и  восточной.
В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. Центральным управлением городовых казаков был сначала Стрелецкий приказ, а затем Разрядный приказ. Сибирскими казаками ведал Сибирский приказ, запорожскими и малороссийскими казаками — Малороссийский приказ.
В первой половине XVIII века были созданы новые  казачьи войска: Оренбургское, Астраханское, Волжское. В конце XVIII века создаются Екатеринославское и Черноморское казачьи войска. [2]
Так, в 1265 г., т.е. еще во времена владычества  на Руси татаро-монголов, была учреждена так называемая 
Сарайская христианская епархия, которая охватывала население огромной территории между Волгой и Днепром, а значит и Подонья. Именно по берегам Дона в 1354 г. прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и прежнюю Сарайскую (правый берег). И уже от 1360 г. имеется исторический документ - послание "ко всем христианам, обретающимся в пределах Черленаго Яру и по караулом возле Хопор и Дону".

О первых казачьих городках писал ногайский  князь Юсуф в 1549 г. московскому царю Ивану Грозному в своей жалобе на разбойные действия донских казаков  во главе с атаманом Сары-Азманом. Казаки в это время практически не признавали над собой ничьей власти и бились с татарами с одной стороны и турками с другой. В 1552 г. в лице Ермака и его дружины казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казанского царства, а позднее и Сибирского.
“Первым официальным письменным источником, дошедшим до наших дней является грамота  царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г. о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла 
Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского.

С этого  времени Донские казаки постоянно  взаимодействуют с царской властью  и православной церковью в Москве в деле защиты южных рубежей Руси как с единородной по языку, вере и быту”
В ходе XVIII века растущая Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к множеству восстаний, самые крупные из которых — Разина, Булавина и Пугачёва. Это вызвало крупные карательные меры со стороны российских властей и в крайних случаях целые войска могли быть расформированы, как случилось с Запорожским в 1775 году.
К началу XIX века казаки образовались в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
В 1397 году золотоордынский хан Тохтамыш передал ордынские земли (Киевщину, Подолию, Черниговщину и часть Дикого поля) литовскому князю Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались ничейными, предназначенными лишь для кочевья.
 Кроме  того, из-за частых набегов татар  эти земли считались проклятым  местом, и люди боялись на них  селиться.
Первые  казаки, сброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили.
В первых упоминаниях тюркское слово «казак»  означало «охранник» или наоборот — «разбойник». Также — «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием.
Именно  в этом значении оно и закрепилось  за черкасами с примкнувшими к ним с середины XV столетия ордынскими казаками-христианами.
Первые  воспоминания о таких казаках  датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В томже году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.
Исконное  землевладельческое и земледельческое  туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере, которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной власти центральной, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри, оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней, обессиливавшей его борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории
С середины 1580-х годов низовые (запорожские) казаки именуются сечевыми и живут отдельным государством (Кошем) от остальных (реестровых) казаков.[6] 

2 Казаки  в XVII-XVIII в. Крестьянские войны и казаки. 

С развитием  хозяйственной деятельности казаков  они стали все больше богатеть. За короткий срок казакам удалось  освоить громадные территории степи. Земля закреплялась теперь за казачьими  войсками царским указом. Это также  была форма жалования. Земля состояла из частных наделов и войсковых  угодий, находившихся в общей собственности. Все более усиливалось имущественное  расслоение казачества. Из него выделились “домовитые” казаки, составившие  слой, из которого выбирались старшины. Вместе с тем увеличивалось количество бедных казаков (“голытьба”, “нетяги”). Среди них все шире распространялось недовольство, стремление к восстановлению прежнего казацкого равенства и свободы. Им не нравилось усиление влияния центральной власти на жизнь казачества. В этом их поддерживали крепостные крестьяне, все в большем количестве бежавшие на Дон.
Крепостных  привлекало на казацкие земли то, что  по казацкому обычаю “с Дона выдачи нет”. Поступление в казаки делало человека свободным, снимало наказание  за все провинности, в том числе  уголовные преступления. Эту привилегию казачества до поры до времени признавали и московские цари.
Однако  утвердиться среди казачества бывшим крепостным было непросто. Походы на юг в XVII в. были затруднены усилением Османской империей обороны Крыма. Вновь пришедшие объединялись с местной голытьбой, отправлялись грабить русские земли, разжигали пламя бунта в деревнях. Так складывались группы недовольных, становившихся инициаторами крестьянских войн, таких, как выступление под руководством С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева.
Эти движения объединяли большинство казачества вокруг их традиционных идеалов вольности, уравнительности, вседозволенности.
Реального успеха восставшим казакам достигнуть не удавалось. Помимо всего прочего, это было связано с тем, что  казаки придерживались устаревших форм военной организации и идеалов. На Западе, стремясь избавиться от крепостничества, крестьянин шел в город, где становился свободным “через год и один день”. В России же переселение на незанятые  земли или бегство в казаки означало уход из мира феодализма почти  в первобытную среду. При этом укреплялось стремление крестьянства вернуться к древним, родоплеменным  идеалам общественной жизни, желание  отеческой заботы со стороны государственной  власти.[7]
Участие в крестьянской войне под руководством С. Разина дорого стоило казакам. Разгром  войск Разина под Симбирском, обнищание  казаков, не получавших царского жалования, привели в конце концов к тому, что они должны были в 1671 г. присягнуть на верность царю, превратившись из его добровольных союзников в часть царского войска, обязанную выступить по приказу правительства. Так началась утрата казацких вольностей. С этого времени все более редкими становились самовольные походы казаков, все большее значение имело в их жизни хозяйство как основной источник дохода.
В 1707 г. Петр I направил на Дон войска для  возвращения оттуда беглых крепостных. Принцип “с Дона выдачи нет” был  нарушен. С 1738 г. атаманы войска Донского стали назначаться правительством. Часть старшин получала должность  из центра, часть — выбиралась казаками. Старшины стали опорой правительства  среди казаков. В 1798 г. они были уравнены в правах с армейскими офицерами, получили дворянство. Правда, в Приуралье, на реке Яик, казаки еще жили по старинке, грабя торговые караваны на Каспийском море и в степях Прикаспия.[5]
Особый  гнев на Урале вызвала отмена выборов  войскового атамана и его назначение из столицы. Екатерина II лишила “круг” многих прав, передав их оренбургскому  губернатору.
 Войсковой  атаман, почувствовав свою независимость  от рядовых казаков, стал допускать  несправедливое распределение средств,  перестал давать отчеты о своей  деятельности войску. Это было  главной причиной начала казацкого  восстания, превратившегося затем  в крестьянскую войну под руководством  Е. Пугачева.
В 1837 г. Николай I, стремясь выделить казачество среди остального населения, назначил войсковым атаманом войска Донского наследника престола. Это стало постоянной традицией. Повседневными делами войска руководил наказной атаман. Все казаки получали наделы по 30 десятин земли. В результате казачество, являвшееся ранее угрозой царской власти, стало ее опорой в борьбе с революционным  движением. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Казачьи войска  императорской России. 

В начале XX века в состав русской гвардии  входили три казачьих полка: Казачий Его Величества полк, Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк и Сводно-Казачий Его Величества полк. Кроме того, из казаков формировался Собственный Его Императорского Величества Конвой. В мирное время на постоянной службе находилось 17 полков и 6 отдельных сотен Донского казачьего войска, 11 полков и 1 дивизион Кубанского войска, 4 полка и 4 местные команды Терского войска, 6 полков и 1 дивизион и 2 сотни Оренбургского войска, 3 полка и 2 команды Уральского войска, 3 полка Сибирского войска, 1 полк Семиреченского войска, 4 полка Забайкальского войска, 1 полк Амурского войска, 1 дивизион Уссурийского войска, 2 сотни Иркутских и Красноярских казаков.
Казачьи полки входили в состав кавалерийских  дивизий вместе с регулярными  армейскими полками, а также формировали  шесть дивизий по четыре полка  полностью казачьих.
Сиби?рские казаки? или Сиби?рское Каза?чье Во?йско — иррегулярное войско в XVII—XX веке в Российской империи, на территории Сибири и Северного Казахстана.Войско состояло из трех военных отделов: 1-й — с центром в Кокчетаве, 2-й — в Омске, 3-й — в Усть-Каменогорске. Отделы делились на станицы1914 г. всего 48 станиц).
Население войска к 1 января 1914 года насчитывало 298 284 чел., в том числе 167 985 душ войскового сословия, остальные были разночинцами («иногородние»). Казаки делились так: 1 349 чел. — генералы, офицеры и чиновники с семьями, нижних чинов с семьями — 166 636 чел.
Этнический  состав: 94,3 % — казаки, 4,89 % — мордва, 0,81 % — татары. Последние — мусульмане. Раскольников и сектантов среди сибирцев был 1 %, остальные 98,19 % — православные.
Проживали казаки в 48 станичных поселениях (центрах  станиц), 123 поселках и 16 выселках. В 1917 году большинство казачьих поселков выделилось в самостоятельные станицы, число которых к 9 августа 1917 года достигло 133.
Сибирское казачье войско — это особое, исторически сложившееся сословно-государственное  учреждение Российской империи, существовавшее в XIX-начале XX в. и имевшее собственные  территорию, управление, военную организацию, систему учебных заведений и  хозяйственные структуры. Казачье население войска, составлявшее отдельное войсковое сословие, отбывало особую воинскую повинность, в основе которой лежали прежде всего принципы пользования землей за военную службу, а также материального, полного или частичного, самообеспечения при выходе казаков на эту службу. Войско было государственным учреждением, а не автономной единицей, так как настоящее самоуправление существовало до революции только на уровне казачьей общины — посёлка. Поселковый сбор и атаман занимались распределением между членами общины сельскохозяйственных угодий и земских повинностей. Станичные атаманы и сбор выполняли главным образом военные функции (учёт служилого состава, подготовка приготовительного разряда, контроль над состоянием снаряжения и лошадей и т. п.) и жёстко зависели от вышестоящего начальства. Атаманы отделов назначались свыше. Войсковым атаманом автоматически становился человек, которого Император назначал Степным генерал-губернатором. Его называли наказным атаманом, то есть служившим по наказу и повелению Государя. Войсковое самоуправление возникло только в 1917 году.
Забайка?льские казаки? (гураны), или Забайка?льское каза?чье во?йско — этническая группа русских в Забайкалье. Старшинство с 20 августа 1655 г. Войсковой штаб Чита.
Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 приказом императора Николая I, по предложению генерал-губернатора Н.Н.Муравьева-Амурского, на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад (1-й, 2-й, 3-й русские полки, 4-й тунгусский(эвенкийский) полк и 5-й и 6-й бурятские полки). Осуществляло охрану границы с Китаем и внутреннюю службу. В 1858 из состава Забайкальского казачьего войска было выделено Амурское казачье войско.
Во главе  войска стоял наказный атаман, был военный губернатор (генерал-губернатор) Забайкальской области (с центром в Чите). С 14 декабря 1855 по 1871-й год наказным атаманом Забайкальского казачьего войска был Корсаков, Михаил Семёнович. 23 октября 1871 наказным атаманом стал Павел Иванович Запольский.
В начале XX века забайкальские казаки выставляли в мирное время 1 гвардейскую полусотню, 4 конных полка и 2 батареи; в Первую мировую войну выставили 1 гвардейскую полусотню, 9 конных полков, 4 батареи и 3 запасные сотни. В 1916 году казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899—1901, в Русско-японской 1904—05 и Первой мировой войнах.
Во время Гражданской войны 1918—20 основная часть казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и Р. Ф. Унгерна, некоторые казаки поддержали красных.
 После  поражения Семёнова примерно 20% казаков  вместе с семьями ушли в  Маньчжурию, где обосновались, создав  свои станицы.В 1920 году Забайкальское казачье войско, как и прочие казачьи войска в СССР, было ликвидировано советской властью
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.